МЕЧ и ТРОСТЬ

Точка зрения Архиерейского Собора РПЦЗ в 1928 году: православный русский патриотизм всегда политичен!

Статьи / История РПЦЗ
Послано Admin 28 Июл, 2005 г. - 13:16

ОТ РЕДАКЦИИ МИТ: В начале XXI века в исторической России и Русском Зарубежье окончательно утвердилось отступление от святорусского Православия. В наши Последние времена апостасия приняла гигантские масштабы, уже почти планетарные, как и предречено святоотечески. Сергиане укрепились основанием сталинской МП в 1943 г., а на место евлогиан встали теперь раскольники из РПЦз(Л). Прямые параллели с этим вы найдете в публикуемом (адаптированном по новой орфографии) Послании, написанным архиепископом Серафимом в 1928 г. «по поручению Собора Епископов» РПЦЗ. Как бы ни сложилась потом судьба автора сего документа, перед вами – Церковная позиция хорошо аргументированного православного русского патриотизма.

+ + +
Архиепископ РПЦЗ Серафим (Лукьянов)

ПОСЛАНИЕ К ПАСТВЕ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ЕПАРХИИ

«Умоляю вас, братие, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, а уклоняйтесь от
них» (Рим. XVI, 17).

Эти священные глаголы великого богопроповедника вселенной Павла я обращаю к вам, возлюбленные чада Христовы, от лица Священного Собора заграничных русских Архиереев, по поводу нашей церковной смуты.

Тяжки и прискорбны церковные разделения и соблазны нашего времени. Нет мира, нет единения, нет согласия. Всюду и везде разделения, раздоры, споры, вражда. Они проникли и в наши церкви, и в приходы, и в епархии, и в семьи, и в общества. Ими заражен тот воздух, которым мы все дышим. Мы не можем спокойно молиться. Души наши страждут от разделений. Мы потеряли мир и единение в молитве. Ко всем другим нашим бедствиям прибавилось еще новое - раскол в заграничной нашей пастве. Второй год продолжается наша церковная смута, и у нас еще нет мира, наше церковное единство не восстановлено.

Но что же нас разделяет? Кто и что препятствует нашему единению?

Мы все веруем и исповедуем, что Церковь едина. Мы слышим Апостола, говорящего нам: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Вог и Отец всех» (Ефес IV, 4-6). Все мы дети одной нашей Матери - Святой Православной Русской Церкви. Одна у нас дорогая родина - Россия. Одно наше великое горе - лишение нашего отечества. Один наш главный враг - дьявольская власть большевиков. Одна наша заветная надежда - спасение России. Одно наше священное упование - торжество Православия. Одни наши радости. Одни наши горести. Мы приносим все их к подножию Креста Христова и здесь ищем себе отрады и утешения.

Вся православная русская паства, отторгнутая от своего сердца, рассеянная по всем частям света, до церковного разделения, совершившегося в начале 1927 года, была едина. И в этом было ее великое благо. Лишенная управления и руководства из Москвы, она общим согласием своих Епископов получила свое заграничное Высшее Церковное Управление в виде Собора Епископов и Архиерейского Синода. Гонения и бедствия лишили нашу высшую церковную власть в Москве возможности управлять своей заграничной паствою. Пленники гонителей Церкви – Святейший Патриарх, Местоблюстители Патриаршего Престола, Священный Синод – не имели никакой возможности управлять свободной зарубежной частью своей паствы. Одни сношения с ней подвергали их большим опасностям. Такое же тяжелое положение продолжается и до сего дня.

Но заграничная русская паства не могла и не может оставаться без единой высшей церковной власти. Этого требуют ее насущные религиозные и национальные интересы. Она не должна раздробляться на отдельные единицы и не должна терять свой исторический национальный облик. Для этого ей необходима единая, свободная, национальная, русская высшая церковная власть.

Согласно канонам и постановлениям Всероссийского Собора 1917 - 18 гг. никакой Епископ и даже Патриарх не имеет права управлять своей паствой единолично. Высшее церковное управление должно быть соборным. Все Епископы и первый из них – Патриарх - должны подчиняться соборной власти сонма Епископов - Собору и Синоду. Такими высшими церковными учреждениями и явились для русской заграничной паствы сначала Высшее Русское Церковное Управление заграницей, а затем Архиерейский Синод и Собор Епископов. Последние два учреждения были созданы на точном основании Постановления Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 20 ноября 1920 года соборным решением русских епископов заграницей.

Паства Западной Европы не менее других была осведомлена о необходимости этой церковной власти и об ее организации, так как все это своевременно изъяснил ей в своем послании в 1924 году Высокопреосвященный Митрополита Евлогий, принимавший деятельное участие в ее организации после закрытия Высшего Церковного Управления заграницей Святейшим Патриархом и Священным Синодом в 1922 году, последовавшего под несомненным насилием большевицкой власти, желавшей разрушить Церковное Управление и в России и за границей.

Будучи свободна от гонений сатанинской власти большевиков, заграничная русская иерархия организовала свое Высшее Церковное Управление на законных канонических началах.

Как неотъемлемая часть своей плененной Матери, сострадая ее страданиям и радуясь ее радостям мученичества и исповедничества, русская заграничная паства должна почитать себя обязанною возвышать свой голос против гонителей Христовой Церкви и поработителей России, открыто, в слух всего мира обличать их беззакония и неправды, молиться за погибших страдальцев, благословлять борьбу за спасение Церкви и России и молить Бога об освобождении страждущей Родины. В этом ее высокое призвание и это ее священная миссия. Эти высокие задачи должны объединять всю заграничную русскую паству, ибо нет ничего выше спасения Церкви и Родины. Это общий долг всех. Это первейшая обязанность каждого. И тем более недопустимы и нетерпимы теперь церковные разделения. Однако, они, к прискорбию нашему, существуют.

Без всяких причин Высокопреосвященный Митрополит Евлогий покидает Собор Епископов, восстает против законного постановления Собора об образовании Германской епархии, единолично и незаконно удаляет и запрещает Преосвященного Епископа Берлинского Тихона, организует восстания клира и мирян против Собора и Синода, вопреки запрещению Синода созывает незаконное собрание благочинных. Будучи законно удален и запрещен за сопротивление церковной власти, удаляет и запрещает священнослужителей, оставшихся верными Собору и Синоду, и сам, вопреки канонам, дерзает совершать богослужения и поставлять клириков, допускает такой произвол и такое превышение власти, которые совершенно недопустимы в Церкви, присвоив себе такую власть, которой не имеет даже Патриарх. Многократно призываемый Синодом прекратить восстание против церковной власти и рассмотреть все разногласия на новом Соборе Епископов, не вмешивая в это клир и мирян, упорно отказывается принять эти мирные приглашения и вместо этого приносить жалобы на Собор и Синод Иерархам других Церквей и даже таким, которые известны своею враждебною деятельностью против нашей Церкви, а также сочувствием обновленцам (иерархи Константинопольской Патриархии, Александрийский Мелетий и другие), и которых раньше сам осуждал за это; в полном противоречии со своими собственными заявлениями и действиями порывает связь с Собором и Синодом и открыто стремится к безответственному и произвольному единоличному управлению епархией.

Многократно увещеваемый верным Собору и Синоду, Высокопреосвященным Архиепископом Анастасием подчиниться высшей церковной власти заграницей, восстановить нарушенный мир в Церкви и явиться к Высокопреосвященному Митрополиту Антонию, Митрополит Евлогий не внемлет этому призыву к миру, и на созванном им незаконном собрании духовенства и мирян окончательно отделяется от Собора и Синода, заявляя, что его епархия «находится в исключительном подчинении правопреемникам Патриарха Тихона и состоящим при них Высшим Церковным Установлениям», а также и то, что «все исходящие от Патриаршего Управления распоряжения подлежат неуклонному исполнению Западно - Европейским Епархиальным Управлением».

Так совершился раскол в нашей Церкви заграницей. Виновник этого раскола Митрополит Евлогий не имел никаких оснований отделяться от Собора и Синода, которые все время укрепляли и возвышали его положение в Западной Европе. Они образовали из вверенных ему церквей Петроградской епархии. отдельную Западно-Европейскую епархию, присвоили ей наименование Митрополичьего округа, предоставили Митрополиту Евлогию права автономии, то есть дали ему такие права, каких не имеет ни один иерарх Русской Церкви. От заграничных же иерархов Митрополит Евлогий впервые получил и свою власть над церквами Западной Европы, без сношения со Всероссийской церковной властью, которая утвердила акт назначения Митрополита Евлогия не по его просьбе и значительно позже того, как он уже вступил в управление этими церквами.

Утверждение Митрополита Евлогия испрошено было у Патриарха и Священного Синода лично мною в виду того, что протоиерей И. Смирнов усомнился в законности его назначения в Западную Европу и, если бы я не вмешался в это дело, то Митрополит Евлогий управлял бы своею паствою только на основании указа Заграничного Высшего Церковного Управления.

Получай от заграничной церковной власти и управление церквами Западной Европы, и организацию их в епархию, и титул для нее Митрополичъего округа, и права автономии, Высокопреосвященный Евлогий никогда не сомневался в каноничности прав этой власти, пользовался ею во всех важнейших делах и получал от нее помощь и подкрепление. Но когда для пользы дела Заграничный Собор Епископов, в согласии с постановлениями Всероссийского Собора 1917 - 1918 г.г., образовал новую Германскую епархию, тогда Митрополит Евлогий счел это нарушением его прав и никому неизвестных «заветов Патриарха» и стал отрицать за Собором и Синодом те права, которые раньше признавал за ними сам.

Административный акт Патриарха и Священного Синода, утвердивший его назначение заграничным Высшим Церковным Управлением, Митрополит Евлогий старается истолковать, как нечто неизменное, подобно догматам и канонам Церкви. Но правда требует сказать, что Заграничный Собор Епископов всегда имеет право изменять границы епархий и без сношения с церковной властию в Москве, которая давно уже лишена возможности руководить заграничною своею паствою и которую невозможно даже осведомить о положении дела в заграничных епархиях, и такие вопросы, как образование новых епархий, никоим образом не могут давать оснований для Епископа устраивать раскол в Церкви. Такими основаниями могли бы быть только нарушение догматов или канонов Церкви. Но Заграничные Соборы и Синод не только никаких догматов и канонов не нарушали, а все время вели борьбу против «Живой церкви», обновленцев, автокефалистов, защищали истинную Церковь, своего Патриарха и других исповедников пред всем миром. И образование новой епархии во главе с Епископом, поставленным по благословению Собора самим же Митрополитом Евлогием, никоим образом не может повредить Церкви, так как во главе ее поставлен иерарх православный, ревностный и просвещенный.

Опасность для Церкви не в этом, а в том, что Митрополит Евлогий из-за этого устроил раскол в Церкви. Опасно для Церкви то, что он без благословения высшей церковной власти и в Москве, и заграницей, вопреки определению Всероссийского Собора, единолично открыл в Париже Богословский Институт и допустил туда таких преподавателей, которые весьма сомнительны в своем православии и которые проповедуют учения соблазнительные и вредные. Опасно для Церкви и то, что Митрополит Евлогий близко связал свою деятельность с масонским учреждением УМСА. Весьма вредно для Церкви и то, что Высокопреосвященный Евлогий в своей странной борьбе с православными русскими иерархами, страждущими за Церковь и Россию, опирается на такие органы печати, руководители которых или совсем чужды Православной Церкви или враги всякой веры.

Учинивши раскол в Русской Церкви заграницей, Митрополит Евлогий углубляет его направлением своей деятельности по отношению к теперешней Московской церковной власти - Высокопреосвященному Митрополиту Сергию и Временному Патриаршему Синоду. Как известно, эта церковная власть глубоко опечалила всю русскую заграничную паству тем, что заключила нечто вроде договора с большевицкой сатанинской властию и приглашала нас «выразить всенародно нашу благодарность советскому правительству за... внимание к духовным нуждам православного населения», «показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством», что «мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи» (Послание Митр. Сергия и Врем. Патр. Син.).

Вместе с тем эта церковная власть потребовала от заграничного духовенства «дать письменное обязательство в полной лояльности к советскому правительству во всей своей общественной деятельности. Не давшие такого обязательства или нарушившие его, будут исключены из состава клира, подведомственного Московской Патриархии».

Для всех было ясно, что Заместитель Местоблюстителя и Синод объявляют не свою архипастырскую волю и отражают голос не Православной Церкви, а сатанинскую волю гонителей Христа. Всем было понятно, что свободная русская заграничная паства не должна считаться с дьявольскими притязаниями поработителей России, что нормальные сношения с церковной властью в Москве невозможны, что заграничная паства временно должна управляться сама, соборным единением своих Епископов, духовно не разрывая своей связи со страждущей Матерью-Церковью. Так именно и поступил наш Собор Архиереев и постановления его с удовлетворением приняла верная Церкви и Родине паства.

Что же делает Митрополит Евлогий?

К общему удивлению, он ни единым словом не осудил сатанинскую власть большевиков, не указал на ее страшные злодеяния, совершенные над Церковью и Россией, не указал на обязанность Церкви благословлять борьбу с врагами Христа, нет – он в письме к плененному Митрополиту Сергию говорит о большевицкой власти как о нормальном правительстве нашей Родины, требования поработителей России о законопослушности своих пленников он называет «естественными», серьезно упоминает в чисто большевицком стиле о «государственном подданстве» большевицкому беззаконию и боится даже именовать нашу Родину ее собственным, национальным именем - Россия, употребляя вместо него мерзкое большевицкое прозвище нашего порабощенного отечества «Союз ССР».

Вместе с тем Митрополит Евлогий обещает Митрополиту Сергию, что он будет «твердо стоять на установившемся уже у нас, согласно заветам Святейшего Патриарха Тихона, положении о невмешательстве Церкви в политическую жизнь и не допускать, чтобы в подведомственных ему храмах церковный амвон обращался в политическую трибуну», заявляя вместе с тем, что «Церковь есть христианская совесть жизни и только строго - религиозно - нравственное, чисто – христианское освещение ее явлений составляет задачу духовенства». Послание Митрополита Сергия и Синода Митрополит Евлогий почитает голосом «Всероссийской Церковной власти», как будто эта власть нормальная, свободная и говорит от имени всей Церкви.

Итак, Митрополит Евлогий хочет с одной стороны, чтобы «Церковь была христианской совестью жизни» и чтобы духовенство давало «строго - религиозно - нравственное освещение ее событий», а с другой стороны – чтобы «Церковь не вмешивалась в политическую жизнь» и чтобы «церковный амвон не обращался в политическую трибуну».

Совершенно непонятно прежде всего то, почему весьма политичный при нормальном государственном строе России Митрополит Евлогий теперь, в тяжкое время ее разрушения, стал неполитичным, почему он во дни мира и благоденствия Родины позволял себе более других иерархов вмешательство в политическую жизнь, а теперь, во дни ее жесточайших страданий, столь решительно отказывается от прежних принципов своей деятельности? Ради блага Церкви? Но ведь Церковь «по политическим причинам» большевики мучают одиннадцатый год. Считая ее по существу «контр - революционной», они зверски умертвили великое множество ее служителей и исповедников - и Епископов, и священников, и монахов, и мирян, никогда не причастных ни к какой политике; они убили их за веру Христову. По «политическим» же причинам они разрушили множество св. Божиих храмов и монастырей, надругались над нашими вековыми святынями - св. иконами и св. мощами. Для большевиков ведь одно исповедание Христовой веры есть уже состав «политического преступления».

Для них «политична» и «преступна» не только наша вера и Церковь, но и ваша христианская семья, наш православный быт, наша православная культура, наука, искусство, наша история, наша национальность, наша Россия, для них «политически преступен» весь противобольшевицкий строй мира. И если при таких условиях стать на путь неполитичности, то нужно прекратить всякую борьбу со злом мировой величины, со врагами Самого нашего Спасителя, а пастыри Церкви должны закрыть глава на поругание веры, на убийства, казни и пытки верных чад Божиих, на растерзание своей Родины; они должны замкнуть свои уста, обличающие вопиющие беззакония и неправды врагов Христовых. Но в чем же тогда будет состоять, обещанное Митрополитом Евлогием «христианское освещение жизни»? Неужели в дипломатическом умолчании о большевицких зверствах, гонении на Церковь, о разрушении России?

Если так, тогда он должен прямо заявить, что согласно предписания Митрополита Сергия и Синода он сам не будет и не позволит своему духовенству ни молиться о спасении страждущей Церкви и России, ни об упокоении погибших от большевиков Русского Государя, Его Семьи, героев белых армий и о других бесчисленных жертвах нашего лихолетья, так как все это можно считать политичным, и для большевиков есть «контр - революция». Тогда нужно отказаться от всякого патриотического долга служения Церкви и Родине и дать подписку о верности большевикам.

В 1922 году Митрополит Антоний, Архиепископ Анастасий и я обращались к главам многих государств и к главе Англиканской Церкви с горячими мольбами о спасении заточенного большевиками Патриарха, а я – еще к главе одного государства о спасении Митрополита Вениамина. Мы считали своей обязанностью возвысить свой голос против большевицких насилий над иерархами. Но спрашивается, можно ли было это делать и допустимо ли это, если считаться с теорией о невмешательстве Церкви в политику и идти по пути Митрополита Евлогия? С его точки зрения это, конечно, недопустимо, но тогда нужно было предоставить большевикам мучить Патриарха и других иерархов и покорно молчать, когда их истязают.

Митрополит Евлогий любит ссылаться на «заветы» Патриарха, защищая модную теорию неполитичности Церкви. Но что такое эти «заветы»? Если он разумеет под этими «заветами» распоряжение Патриарха от 1919 года о признании советской власти и о прекращении борьбы с ней или его «Завещание», то нам совершенно непонятно, почему «заветами» должно почитать именно эти акты Патриарха, а не другие - 1918 года - Послание по поводу Брест-Литовского мира, Послание по поводу годовщины советского владычества, Послание Собора и другие акты, обличающие большевицкие преступления?

Почему акты уступки большевикам достойны почетного наименования «заветов» Патриарха, а акты обличения большевиков и борьбы с ними не достойны этого и о них лучше умалчивать? Между тем Послание Всероссийского Собора 1917 - 18 г.г. против большевиков есть акт высшего значения, чем единоличные акты Патриарха о признании их власти, и это Послание должно почитать подлинным свободным голосом Русской Церкви.

Нельзя при этом не отметить и того, что все акты Патриарха о признании большевицкой власти законной и богоустановленной суть акты тоже политические, но не церковные. Но почему же такие акты допустимы? Почему они «заветы» для Церкви и почему их нельзя считать вмешательством Церкви в политику? По теории неполитичности Церкви получается то, что политические акты иерархии в пользу большевиков допустимы, полезны для Церкви и не являются вмешательством Церкви в политику, а политические акты, направленные против большевиков, и недопустимы, и вредны для Церкви, и являются вмешательством Церкви в политику? Но мы знаем, что никакие акты признания большевиков Патриархом и его преемниками, никакие честные заверения наших исповедников о непричастности Церкви к политике не спасли ни Патриарха, ни Митрополита Петра, ни 177 Епископов и множество других страдальцев от заточений, ссылок и мучений за веру. Наша Церковь по-прежнему в состоянии страшного гонения. Не спасет ее от этих гонений и верноподданнический адрес Митрополита Сергия и Синода, поднесенный сатанинской власти.

Возражая против модной неполитичности Церкви, я не хочу сказать того, что Церковь должна связать свою судьбу с политическими партиями или стать от них в зависимое, служебное положение, нет, она должна быть выше партий, но она не может быть безразличной к существующему государственному строю, она должна благословлять и освящать христианское государство, она должна быть национальной, патриотической. Понятно, что Церковь в России в условиях жестокого гонения не может быть причастна ни к какой государственной деятельности, но вместе с тем она не может благословлять и советскую политику поработителей нашего Отечества, как правильно изъяснили это доблестные Соловецкие узники.

Так теория неполитичности Церкви при настоящем положении России приводит или к толстовскому непротивлению злу, или к большевицкой политике в Церкви. Но и то, и другое опасно для Церкви. Наша история не знает этой теории. Лучшие пастыри нашей Церкви оставили нам великий завет жертвенного служения своей Родине, особенно во дни ее бедствий. Они созидали православное государство, укрепляли его, утверждали троны Царей, умиротворяли враждующих князей, благословляли войны со врагами Отечества, обличали беззакония мирских владык, оказывали влияние на государственное законодательство, на просвещение и другие стороны государственной жизни. Таковы Святители: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Гермоген, Филарет, Гурий, Митрофан, таков Преподобный Сергий Радонежский и все великое множество наших иерархов, пастырей и иноков.

Это говорить нам наша история. Другой истории у нас нет.

Однако Высокопреосвященный Евлогий хочет идти какими то другими путями. Он не нашел в себе мужества порвать связь с иерархами, поработившимися большевикам, а продолжает вести с ними таинственные, скрытые от паствы, переговоры и испрашивает из Москвы митры для своих священников. По-видимому, он хочет и сохранить свободу своей паствы от притязаний большевиков, действующих чрез Митрополита Сергия, и в то же время находиться в подчинении у плененной иерархии, способной говорить только чрез цензуру большевицких учреждений. Но свобода заграничной паствы для большевиков неприемлема и, если Митрополит Евлогий хочет ее сохранить для блага Церкви, то он должен прекратить сношения с Москвой и подчиниться свободной канонической заграничной церковной власти, то есть Собору Епископов и Архиерейскому Синоду, и восстановить нарушенное единение с ними. У него не может быть никаких препятствий к этому единению. Иного, законного пути у него нет. Подчинение Московскому Синоду отнимет от него церковную свободу и заставить его исполнять распоряжения большевиков, а отрыв и от Москвы, и от Заграничного Собора Епископов лишит его всякой канонической почвы. У него получится самочинная автокефалия или сектантская община.

Но и теперь, порвавши связь с заграничными Собором и Синодом, он потерял и титул автономного Митрополита Западно-Европейского Округа и даже власть епархиального архиерея, ставши по существу дела викарием «Ленинградскаго» Митрополита Сергия, назначенного Московским Синодом на место стойкого Митрополита Иосифа, удаленного с кафедры по требованию большевиков, но своей паствой признаваемого своим каноническим архипастырем. Большевикам стал неугоден Митрополит Иосиф, они выслали его из Петрограда, а его кафедру занял Митрополит Сергий, который, почитая Митрополита Евлогия своим викарием, может исполнять притязания большевиков на заграничную русскую паству.

По поручению Собора Епископов я изъяснил вам, возлюбленные чада Христовы, настоящее тяжелое положение нашей Св. Церкви, дабы вы знали, по какому опасному пути ведет многих Митрополит Евлогий, отделившийся от Собора Епископов.

Я убежден, что никто из любящих свою Родину и понимающих истинные интересы Св. Церкви, не пожелает идти по призывам Московского Синода: признавать безбожных гонителей Церкви богоустановленною властию, молиться за нее в церквах, радоваться ее радостями и печалиться ее неудачами. Но вместе с тем на опасном пути находятся те из вас, которые идут за Митрополитом Евлогием, вступившим в соглашение с иерархами, заражающими церковную жизнь большевицкой политикой и порабощающими ее сатанинской власти. Митрополит Евлогий оторвал вас от церковного единения с заграничной свободной православной паствою, страждущей за свою Церковь и Россию и отвергающей их поработителей.

Помните, что с Собором Епископов – верные Св. Церкви и любящие свою Родину архипастыри, пастыри и миряне не только Западной Европы, но и Сербии, Болгарии, Палестины, Дальнего Востока, Америки, Африки, Японии и Китая, и не только русские, но и японцы, и китайцы.

Это крупное церковное объединение нескольких сот тысяч чад Церкви - подавляющего большинства русской заграничной паствы.

Воссоединитесь с ней, восстановите свое каноническое общение с Собором Епископов и с Синодом, прекратите разделение, объединитесь все в благодатных таинствах Церкви и будьте единым Христовым стадом.

Оставьте странную теорию – «мы идем за тем Епископом или священником, к которым привыкли и которых любим». Такой теории Церковь не знает. Она есть плод измышления заблудших пастырей и заблуждающихся овец. В деле спасения нужно руководствоваться не личными расположениями к пастырям и не привычками, а церковными канонами.

Истинные духовные вожди - согласно канонам – те, кто имеет на себе благословение высшего церковного священноначалия, кто не отстранен и не запрещен им. А те, кто отстранены и запрещены, уже не вожди духовные, а нарушители церковных канонов; священнодействия тех безблагодатны. Таковыми являются теперь Митрополит Евлогий и его викарии - Архиепископ Владимир и Епископ Сергий, осужденные Собором Епископов, отстраненные и запрещенные.

Все священнодействие их безблагодатны и имеют лишь подобие таинств, все их распоряжения неканоничны и незаконны. Созданный Митрополитом Евлогием Епархиальный Совет, не утвержденный высшею церковную властью, не имеет законной силы и значения.

С любовию призывая вас, православные, к миру и единению, я надеюсь, что и клир церковный, отошедший от Собора Епископов, станет на должный канонический путь и не заставит наложить на него, в случае нераскаяния, церковные прещения от лица Собора Епископов, согласно канонам Церкви.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь». (Римл. XVI, 24).

Архиепископ Серафим

5-го/18-го марта 1928 года

Неделя Крестопоклонная

г. Париж

Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  https://archive.apologetika.eu/

URL этой статьи:
  https://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=95