В.Черкасов-Георгиевский “Движение ИПХ и община РосПЦ иеромонаха Николая (Мамаева) в Калининграде (Кенигсберге)” -- Фотоочерк 1
Послано: Admin 25 Июл, 2008 г. - 21:06
РосПЦ
|
В июле 2008 мы с женой Ириной, тоже членом РосПЦ (Российской Православной Церкви под омофором митрополита Дамаскина), побывали в бывшей Пруссии, путешествуя по ее теперешним российским и польским землям на Балтике: города Калининград (старое немецкое название -- Кенигсберг), Светлогорск (Раушен), Зеленоградск (Кранц) в РФ и города Мальборк (Мариенбург), Гданьск (Данциг), Гдыня, Олива, Сопот в Польше. В трех очерках с фотоиллюстрациями я расскажу об этом, делая, как всегда на МИТ, упор на истинно-православные, исповедническо-христианские темы и ноты.
Калининград, июль 2008, иеромонах РосПЦ Николай (Мамаев)
Величественную столицу орденского государства тевтонов, потом – оплот прусских королей Кенигсберг я знаю теперь и просоленным балтийским ветром Калининградом, где, несмотря на его многогодовую советскую “спецзакрытость”, постоянно кипело подпольное и очное патриотическое и ИПХ (истинно-православных христиан) движение. И ежели патриоты-националисты взяли здесь свое лишь с началом 1990-х годов, то ИПХ истово стояли за правду Христову против гебешной Московской патриархии (МП) и сатанинского СССР еще с 1970-х. Наиболее известен и заслужен в этом ныне уже 75-летний (ежели не ошибаюсь) родной отец нынешнего главы группировки РПЦЗ(Вл) епископа Владимира Целищева, слесарь по профессии Алексей Николаевич Целищев. Он – образец катакомбника, не вымаливавшего только себе спасение души в укромном месте за шкафом в своей квартире, а деятельно налаживавшего катакомбные связи ИПХ.
А.Н.Целищев с основанной им общиной калининградских ИПХ окормлялся у знаменитого питерского катакомбного иосифлянского иерея Михаила Васильевича Рождественского (1901 – 1988) из Стрельни. Батюшка был родным братом новосвященномученика о.Измаила Рождественского, изображенного на известной иконе Свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Акт духовенства Петрограда о неприятии «Декларации» митр. Сергия Страгородского был подписан братьями Рождественскими под №№51-52. В конце 1929 о.Михаил был впервые арестован и этапирован на строительство Беломорканала. Освободился без права проживания в крупных городах и в 1938 нелегально прибыл в Ленинград. Служил для катакомбников по ночам, часто находясь лишь по одной ночи в различных домах, квартирах. Ленинградскую блокаду провел в осажденном городе, на Крещение Господне 1943 во время Литургии снова арестован и заключен на срок в 10 лет в Воркутинские лагеря. В 1953 батюшка за антисергианство, исповедничество получил новый срок, освободился в 1955. Снова арестовывался в 1962.
В 1981-82 годах отец Михаил Рождественский стал кандидатом от самых авторитетных катакомбников на хиротонию в первого епископа РПЦЗ в подполье СССР. Но его конкурентом явился будущий основатель РИПЦ псевдокатакомбник о.Лазарь Журбенко, получивший свой священнический сан в МП. Как утверждает ряд исследователей и катакомбников во главе со схимонахом Епифанием (Черновым), Журбенко являлся сексотом КГБ, завербованным из-за его педерастии, отчего и сумел при помощи гебешной агентуры оттеснить о.Михаила и рукоположиться тогда в епископа РПЦЗ. Члены общины А.Н.Целищева письменно исповедывались отцу Михаилу, передавая это через верных в катакомбах, ездили на причастие к батюшке, используя все антигебешные способы.
У отца Михаила Рождественского окормлялись и катакомбники, живущие в горах Абхазии. С ними так же наладил связь Алексей Николаевич, приехав в абхазскую катакомбную общину. Здесь он познакомился с Николаем Зинченко, теперь ставшим архиепископом РПАЦ Сухумским и Абхазским Серафимом. Н.Зинченко, с молодых лет подвизавшийся среди ИПХ Абхазии, до окормления о.Михаилом был под омофором катакомбного схиепископа Петра (Ладыгина) (+1958). Сан иеромонаха он получил в РПЦЗ в 1992 году и отцом Серафимом приезжал служить к ИПХ в Калининград.
Июль 2008, Калининград (Кенигсберг), В.Черкасов-Георгиевский с супругой Ириной на мосту через реку Преголю на фоне острова Канта (старое название острова -- Кнайпхоф). Слева от них кафедральный собор, построенный в 1333 году, где могилы более чем 120 знаменитых персон и великого философа И.Канта, который был столь “упорядочен”, что не видел своей сестры несколько лет, т.к. “графики” их прогулок не сопадали по времени.
Другой заметной фигурой среди ИПХ Калининграда был живущий с 1982 года в Светлогорске, расположенном в часе езды от Калининграда, ленинградский писатель лирической направленности Юрий Николаевич Куранов (1931 -- 2001). Сын политзэков, прошедший с родителями, сотрудниками Эрмитажа, Русского музея, ссылки, Куранов в 1990-е годы имел связь со священником московского прихода РПЦЗ в Новогирееве Денисом Золотухиным, сыном знаменитого актера Театра на Таганке В.Золотухина. Отец Денис, когда-то ушедший из МП, а потом снова вернувшийся в нее, тогда приезжал служить к калининградским и светлогорским ИПХ.
Находясь в Светлогорске-Раушене, я почти ежедневно ходил по улице Карла Маркса (бывшей Erk Kl. Teichstrasse/Karlstrasse), протянувшейся к центру, к морю почти от озера Тихое с Кошачьим ручьем, мельничными запрудами – первого пристанища здесь в XII веке рыцарей, мимо совецкой пятиэтажки, где жил писатель. На ней большая коричнево-мраморная доска памяти Ю.Куранова, где кроме золотобуквенно выбитой цитаты из его произведения и портрета даже изображены летящие лебеди. От чего такой почет ему в Эрэфовские времена ясно, если знать, что опекали молодого Куранова русскоязычные писатели Казакевич, Каверин, Паустовский, а “когда в начале перестройки распался Союз писателей СССР, Куранов становится одним из основателей демократического Союза российских писателей” (см. о нём подробнее http://www.enet.ru/~writers/kuranov/index.html).
Никакими демпристрастиями и дружбой с “русскоязычными” не грешил А.Н.Целищев. Он самозабвенный исповедник до такой степени, что когда Целищева в СССР по надуманному уголовному поводу “органисты” задержали на его родине в Омске, Алексей Николаевич решил готовиться к посадке в лагеря. Для этого, имея в виду, что нательный крест тогда гебешники с него сорвут, он наколол изображение православного креста у себя на груди.
Благодаря связям Алексея Николаевича, в Калининград в 1990-х приезжал служить из Москвы и иеромонах РПЦЗ Гермоген (Дуников) (ныне – епископ РИПЦ), также окормлявший белорусских ИПХ. Значительный вклад в окормление калининградской паствы внес родившийся в Польше, затем через Германию попавший в США, потом – духовник Леснинского монастыря во Франции протоиерей РПЦЗ Константин Федоров (ныне – священник РПЦЗ/Вл/ в Костроме). Я видел серую бетонную башню девятиэтажки совецкой постройки на улице Богдана Хмельницкого, где на квартире Целищевых собиралась община ИПХ. Подумал, что в точно таких же “хрущобных” хоромах начинали и продолжают свое дело московские ИПХ.
Калининград, июль 2008. Как когда-то в Западной Европе нищие белоэмигранты открывали храмы РПЦЗ в бывших гаражах, отец Николай так же перестраивает своими руками свой храм из этого старого гаража.
(Окончание на следующей стр.)
|
|
| |
|