МЕЧ и ТРОСТЬ
13 Июн, 2025 г. - 03:08HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

АВЕРЧЕНКО Аркадий Тимофеевич ] (15.3.1881, Севастополь -12.3.1925, Прага) - писатель, драматург, театральный критик. Отец Тимофей Петрович - разорившийся севастопольский купец, мать Сусанна Павловна (урожд. Романова) из мещан. Окончил два класса севастопольской гимназии, затем, по состоянию здоровья, учился дома.А. писал П.Быкову: "Девяти лет отец пытался отдать меня в реальное училище, но оказалось, что я был настолько в то время слаб глазами и вообще болезненен, что поступить в училище не мог. Поэтому и пришлось учиться дома. С десяти лет пристрастился к чтению много и без разбора. Тринадцати лет пытался написать собственный роман, который так и не кончил. Впрочем, он привел в восторг только мою бабушку". --- В 1896 А. поступил младшим писцом в Брянскую транспортную контору, с 1897 до 1900 работал конторщиком на станции Алмазная, затем в Харькове - бухгалтером Брянского акционерного общества. "Вел я себя с начальством настолько юмористически, что после семилетнего их и моего страдания был уволен", - вспоминал А. 31,10.1903 в харьковской газете "Южный край" появился первый рассказ А. "Как мне пришлось застраховать жизнь", но сам писатель считал своим литературным дебютом рассказ "Праведник" (Журн. для всех, 1904, № 4). В 1905 он сотрудничал в "Харьковских губернских ведомостях", с 1906 стал редактором (с № 4) сатирического журнала "Штык" (Харьков, вышло всего 9 номеров, большая часть которых заполнена произведениями А.). В 1907 начал выпускать новый журнал "Меч", закрытый на 3-м номере. --- 24.12.1907 А. уехал в Петербург, стал сотрудничать в юмористическом журнале "Стрекоза" (с № 23 за 1908 в качестве редактора), газете "Свободные мысли", "Журнале для всех". В начале 1908 издатель "Стрекозы" М.Корнфельд пригласил его в новый сатирический еженедельник "Сатирикон", бессменным редактором которого А. был с 9-го номера (выходил с 1908 по 1913: в 1913-18 как "Новый Сатирикон"). Здесь А., по словам А.Куприна, "сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою манеру". В "Сатириконе" из номера в номер печатались юмористические рассказы, фельетоны, театральные обозрения, сатирические миниатюры, подписанные не только его фамилией, но и псевдонимами (Аве, Медуза Горгона и др.). Он же вел раздел "Почтовый ящик", остроумно и находчиво отвечая на письма читателей. Из произведений, опубликованных в "Сатириконе", А. в 1910 составил три книги рассказов ("Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", "Зайчики на стене"), которые принесли ему всероссийскую известность. В них много задора и беззаботного веселья, смеха, основанного на комизме ситуаций и положений.А. повествует о "быте", который полностью заслонил собой только что отгремевшее "событие" - 1-ю русскую революцию. Его герой - обыватель, интересы которого сосредоточены на ресторане,-спальне, детской. Высмеивая героя, который прячется от жизненных бурь в свою "устричную" раковину, А. часто пользуется фантастикой, доводя до абсурда юмор положений. Однако в основе самых нелепых и смешных ситуаций у него всегда лежит абсурдная в своей нелепости российская действительность. Смех А. часто превращался в гомерический хохот, напоминая юмор М.Твена и О.Генри с его ярко выраженной буффонадностью, стихийной веселостью. Это отмечали уже первые критики - А. Полонский и М.Кузмин.А.Измайлов, Напротив, увидел в рассказах А, не "американизм", а традиции А.Чехова с его интересом к маленькому человеку.К.Чуковский почувствовал в первых книгах А. "ненависть к среднему, стертому, серому человеку, к толпе, к обывателю" и сравнил писателя с Ф.Ницше. --- Творчество А. отразило стихийный протест демократических слоев русского общества против политики насильственного "успокоения" России. Свой задорный "краснощекий" юмор писатель предложил как лекарство от безверия, тоски и уныния в период реакции. Вышедшие в 1912 книги А. "Круги по воде" и "Рассказы для выздоравливающих" упрочили его славу как "короля" русского юмора.А. пытался отвлечь читателя от сложных жизненных проблем, вылечить Россию с помощью жизнерадостного веселого смеха. Идеал писателя любовь к жизни во всех ее будничных проявлениях, основанная на "простом здравом смысле". Книги А. - систематический каталог "добрых знакомых". Под его ироническим пером возникла страна, в которой обесценились все моральные принципы, прогнили устои и стала очевидной фальшь общественных и личных связей. В каждом из своих героев А. разоблачал какой-либо общечеловеческий порок: лень, жадность, глупость, ложь, подлость, моральную нечистоплотность. Ему симпатичны лишь те. кто "выламывается" из привычной обывательской среды: шутники, дети, пьяные, предприимчивые дельцы. --- В последние предреволюционные годы А. стал одним из самых популярных писателей. Одна за другой выходили книги его юмористических рассказов "Сорные травы" (СПб., 1914, под псевд. Фома Опискин), "Чудеса в решете" (Пг" 1915), "Синее с золотом" (Пг" 1917), повесть "Подходцев и двое других" (Пг., 1917), инсценировки рассказов и театральные миниатюры шли в петербургских и московских театрах. По свидетельству князя М.Путятина, "большим читателем и почитателем" А. был Николай II. --- Февральскую революцию А. восторженно приветствовал, октябрьский же переворот встретил резко отрицательно. Он высмеивал "хлопотливого большевика", сожалея о "раздетых людях", "раздеваемой государственности", о гибели старого быта. Революционный ураган казался ему чертовым колесом, на полированной поверхности которого не может удержаться никакая политическая партия, претендующая на господство в России. Власть большевиков он сравнивал с "дьявольской интернационалистской кухней, которая чадит на весь мир". В сатирическом памфлете "Моя симпатия и мое сочувствие Ленину" А. восклицал: "Да черт с ним, с этим социализмом, которого никто не хочет, от которого все отворачиваются, как ребята от ложки касторового масла". В конце 1918 "Новый Сатириков" был закрыт, а А" спасаясь от ареста, уехал на занятый белыми Юг. Сотрудничал в газетах "Приазовский край", "Юг", "Юг России". Фельетоны и рассказы этого периода вошли в сборник "Нечистая сила" (Париж, 1920), "Кипящий котел" (Константинополь, 1922), "Дети" (Константинополь, 1922), "Двенадцать портретов знаменитых людей в России" (Париж-Берлин-Прага, 1923) и др. Центральная их тема: "За что они Россию так? " Писатель часто выступал с чтением своих рассказов, заведовал литературной частью в севастопольском Доме артиста, написал пьесы "Лекарство от глупости" и "Игра со смертью" (о своем бегстве от чекистов). В апреле 1920 он организовал собственный театр "Гнездо перелетных птиц", где играл роль "Аркадия Аверченко". В октябре вместе с войсками генерала Врангеля эмигрировал в Константинополь. Здесь написаны наиболее резкие антибольшевистские памфлеты, печатавшиеся в 1921 в журнале "Зарницы". Из насмешливого созерцателя А. превратился в непримиримого врага советской власти, обличавшего "кровавый балаган", устроенный творцами "горе-революции". --- Сборник памфлетов А. "Дюжина ножей в спину революции" (Париж, 1921) Ленин назвал книжкой "озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца", отметив, вместе с тем, что "до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки". "Записки простодушного" (Константинополь, 1921) повествуют о том, "как мы падали, поднимались и снова падали, о нашей жестокой борьбе и о тихих радостях". Картины "константинопольского зверинца", зарисовки эмигрантского быта окрашены горькой самоиронией.А. все чаще изменяет веселому доброму смеху, заменяя его желчным сарказмом, "юмором висельника", за которым скрыта подлинная забота о маленьком человеке, невзначай оказавшемся под тяжелым сапогом эпохи, о "разбитых вдребезги" чувствах сострадания и гуманизма. --- В июне 1922 А. поселился в Праге, где прожил последние годы, изредка совершая поездки в Германию, Польшу, Румынию, Болгарию, Прибалтику. Его произведения печатались в периодических изданиях этих стран, а также в Харбине ("Рассказы", 1920), Шанхае ("Рассказы", т. 1, 1920), Загребе ("Рай на земле", 1922) и др. В Праге написаны последние книги А. "Рассказы циника" и роман "Шутка мецената". Рисуя развороченный муравейник эмигрантского быта, он изображает людей, у которых все в прошлом, а впереди - лишь близость неизбежного конца. Сама история кажется ему "циничной пройдохой", которая разыгрывает с людьми какие-то глупые шутки ("Исторические нравоучительные рассказы"). Европа раскрывалась перед А. совсем не с той стороны, которая запечатлена в остроумной веселой "Экспедиции в Западную Европу" (191 1) или в пародийной "Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом" (1911). Горестные эмигрантские будни, "врангелевское осадное сидение" приводят к ожесточению, не способствующему поискам "смешного в страшном" (название сборника рассказов, вышедшего в Берлине в 1923), Герой "Записок простодушного. Я в Европе. Турция-Чехословакия" (Берлин, 1923), напоминающий самого автора, плачет на свадьбе и смеется на похоронах, он отчаянно пытается сохранить связь с родиной, чувствуя с каждым днем невосполнимость ее потери. --- Циник - последняя из масок А. Обличитель мещанства, потом его развлекатель, эстет, сибарит и сноб превратился в циника. Смех А. становился все глуше. Лишь в книге "Пантеон советов молодым людям на все случаи жизни" (Берлин, 1924) слышится прежний жизнерадостный голос писателя. В книге "Отдых на крапиве" (Варшава, 1924) А. признавался: "Я всегда был против того, чтобы мои книги низводились до степени мягкой перины". --- Роман А. "Шутка мецената" - последняя попытка воскресить веселый смех. В шаржированной форме писатель рисует обстановку литературной жизни в России начала XX в., передает атмосферу петербургского мирка, в котором привольно чувствовал себя сатириконский "король смеха". Пародийный образ Мецената, отразив какие-то черты самого автора, свидетельствует о творческом кризисе А. Скучающий Меценат признается, что любил "всякую живую жизнь, но как-то случалось, что искал он ее не там, где нужно". --- Незадолго до смерти А. сетовал: "Какой я теперь русский писатель? Я печатаюсь, главным образом, по-чешски, по-немецки, по-румынски, по-болгарски, по-сербски, устраиваю вечера, выступаю в собственных пьесах, разъезжаю по Европе, как завзятый гастролер". Летом 1924 А, перенес операцию по удалению глаза; стала резко прогрессировать болезнь сердца. Он скончался в пражской городской больнице, похоронен на Ольшанском кладбище. Завещал перевезти тело в Россию. В некрологе Н.Тэффи писала: "Многие считали Аверченко русским Твеном. Некоторые в свое время предсказывали ему путь Чехова. Но он не Твен и не Чехов. Он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы. Место его в русской литературе свое собственное, я бы сказала единственного русского юмориста. Место, оставленное им, наверное, долгие годы будет пустым, Разучились мы смеяться, а новые, идущие на смену, еще не научились". --- Соч.: Развороченный муравейник. Эмигрантские рассказы, М.-Л., 1927; Избранное. Вашингтон. 1961: Три книги. Нью-Йорк, 1979; Салат из булавок. НьюЙорк, 1982. Кривые углы.М., 1989: Осколки разбитого вдребезги.М., 1989; Битва в киселе.М., 1990; Хлопотливая нация.М., 1991; Записки простодушного. М" 1992. --- Лит.: Пильский П. Затуманившийся мир. Рига. 1929; Тэффи Н. Воспоминания. Париж, 1931: Евстигнеева Л.А. Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы.М., 1958: Левицкий Д.А.А.Аверченко. Жизненный путь. Вашингтон, 1973; Спиридонова Л.А. Русская сатирическая литература начала XX века.М., 1977; Михайлов О.Н. Страницы русского реализма. М" 1982. --- Арх.: РГАЛИ, ф. 32: ОР ЙРЛИ, ф. 273, оп.1, д. 770. --- Л. Спиридонова. ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..