МЕЧ и ТРОСТЬ

25 сентября 2007 года – годовщина со дня кончины последнего Первоиерарха РПЦЗ Блаженнейшего Митрополита Виталия

Статьи / РПЦЗ(В)
Послано Admin 24 Сен, 2007 г. - 13:03

РЕДАКЦИЯ МИТ: 12/25 сентября 2006 года на 97-м году жизни в Канаде преставился ко Господу последний, четвертый Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) Блаженнейший Митрополит Виталий (Устинов). Кончина Владыки Виталия Божиим Промыслом была за полгода до крушения большей части РПЦЗ, под руководством Лавра Шкурлы объеденившейся с безблагодатной Московской патриархией. Но каждое слово Митрополита Виталия золотоносно для истинно-православных христиан, что мы из наиболее созвучного нашим временам в писаниях и проповедях Владыки для чтения и предлагаем.

См. также на эту тему на МИТ: В.Черкасов - Георгиевский "Прощание с Витальевской эпохой в РПЦЗ" [1].


Блаженнейший Митрополит Виталий, фото 2006 года в Мансонвилле

+ + +
“...Господь призывает меня служить в апостольском чине Его Святой Церкви. Но в каких условиях живет Она? В древней ли Римской империи, сумевшей железной рукой сковать в одно целое все народы мiра, которые с простотой детской души принимали радостную весть о христианском учении и не противились Божией благодати? Нет. Мiр, в котором так сиротливо живет теперь Православная Церковь, утратил свою духовную девственность. Лжеучители и лжехристы обтекли всю подсолнечную и каждому народу разсказали о Христе по своим лжеучениям, так что осталось только одно имя Спасителя, которым они прикрывают вымышленного Христа, и в нашей ревности, мы почти вправе воскликнуть: лучше было бы им совершенно не знать о Христе, ибо научать легче, чем переучивать...

...Хотя мiр весь разделился на два стана, однако, в них обоих, с одинаковой силой действует одно и то же стремление к космополитизму. Границы между народами стираются, гибнут национальные ценности, превращая народы в одну безформенную массу. Странный парадокс перед нами: в мiре, когда он был разделен на мелкие народы, воюющие между собой, было гораздо больше любви, чем теперь, когда во внешнее единение вошло так много злобы...”

(Из Слова архимандрита РПЦЗ Виталия (Устинова) при наречении его во епископа Монтевидеосского)

+
“...Каково же сейчас это искушение, что нас всех волнует? Я думаю, даже не именуя его, Вы все знаете о чем я хочу сказать, но я все-таки скажу: ИЕРАРХИЯ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ. Она нас волнует несказанно, потому что по-внешнему она кость от костей наших и говорит, казалось, на одном языке с нами, но они вышли из нас и больше не стали нашими; говорим на общем языке русском, но расходимся с ними принципиально; те же слова, но не тот же смысл и совсем не та конечная цель — как идти к вечному спасению...

...Наши три, во Бозе почившие первоиерархи хранили нас от такого соединения, все стоя у этой святой Курской Иконы Божией Матери. И я, четвертый Ее первоиерарх, по своему глубокому, искреннему убеждению и не только по наследству, смиренно присоединяю свой голос к почившим. Лично я не могу верить в благодатность иерархии Москвы”.

(Из Слова Митрополита Виталия, сказанного в честь Курской Коренной иконы Знамения Божьей Матери)

+
ИЗ ПИСЕМ Митрополита Виталия

О СВЯТОЙ РУСИ:
“Вы спрашиваете меня: "Русь Святая, где ты?" Не ищите ее нигде, она в Вас. Все письмо Ваше о ней говорит. Я даже сказал бы, что Вашими устами говорит Святая Русь, и это потому, что Вы каятесь в своих грехах, а выше покаяния здесь на земле ничего нет и быть не может. Слезы покаяния – это второе крещение, и это слезы сладчайшие. Только расширяйте эту Св. Русь в себе, ибо в духовной жизни не может быть остановки. Всякий застой – смерти подобный. Духа в себе не угашайте. Если вдруг почувствуете гнетущую тоску или печаль или уныние, а ещё хуже – безразличие и апатию, спохватитесь немедленно, бейте поклоны, бейте себя по лицу, вообщем, не жалейте себя, кричите к Богу, как утопающая кричит о помощи. Тогда Господь не оставит Вас и непременно ответит. Вы почувствуете себя окрыленной и хорошо поплачите и снова будете живой душой с Господом жизни не угасающей. Читайте жития святых, преп. Серафима Саровского, преп. матери нашей Марии Египетской. Чаще причащайтесь и много молитесь, посты соблюдайте строго, и Сам Господь будет Вас умудрять”.

О МОЛИТВЕ:
Что касается молитвы, то начну с того, что напомню Вам слова св. ап. Павла в его послании к Фессалоникийцам: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите" (5, 16-18). Свв. Отцы Церкви Христовой от седых времен упорно стучали в двери этой тайны – непрестанно молиться, потому что в Священном Писании такие выражения такой важности являются не какими-то символами или отвлеченностями, а всегда были воспринимаемы, как заповеди, т.е. в буквальном смысле. Непрестанно – значит не больше не меньше непрестанно. Но как же можно это совершать, когда мы и трудимся в этой суетной жизни: должны постоянно обдумывать, планировать, загадывать на будущее, анализировать свое прошлое, да в конце концов просто спать, есть, наблюдать невольно за всем, что нас окружает, делается. А тем временем мы чувствуем над собой это слова, да не просто слова, а силы Божии, заповедь "непрестанно молитесь", от которой нам не уйти, не спрятаться, ибо это повелительно, звучит неуклонно, сильно, но все-таки не принудительно.

А когда мы посмотрим на свой этот котел – нашу голову, где непрестанно кипят мысли, которые мы даже не способны остановить, от чего Декарт даже сделал такой невероятный вывод: "я думаю, значит я есть", -- т.е. от факта, что человек непрестанно думает (Декарт заключил, что это и есть самое веское доказательство, что мы существуем) – то где тут вставить молитвенность, не говоря уж о непрестанной молитве?! Так вот свв. Отцы сделали поразительное открытие, что наша душевная сила чувства или, мы говорим, сердечная сила или, ещё проще, наше сердце обладает в нас самих некоей независимостью. От такого открытия только один шаг к тому, чтобы внимание духовного взора сосредоточить на этой сердечной силе и всеми своими усилиями привлечь сердце к молитве. Степени молитвы бывают разные: хорошо уже то, что притащишь свое тело в храм, а в том теле и свою душу. Выйдешь ли из храма таким, каким вошёл – не знаешь.

В храме все необыкновенно, иконы смотрят на вас, а вы смотрите на иконы, с которых смотрят на вас и люди, но не похожи на тех, что повседневно видишь; и пение ни на что не похоже, и ладан такой запах имеет, которого нигде не обоняешь. Все вообще необычное, но все куда-то приглашает, к чему-то лучшему, мирному, спокойному, и душа непостежимо на это откликается. Вот Вам один вид молитвенности. Ведь через глаза, уши, нос только душа, и ничто другое, смотрит, слушает, обоняет. Вот почему надо ходить в храм, и в особенности водить детей, у которых душа чище и глубже все впитывает. Затем начинаешь размышлять, слушать не молитвы, а смысл молитв, и невольно присоединяешься к смыслу, а смысл то пости всегда покаянная молитва. Поверхностно проходишь этапы своей жизни и ровно ничего греховного не видишь и таким возвращаещься домой. Однако, душа человеческая таинственно печатлеет в себе образы и мысли, которые глубже поверхностнаго впечатления, а потому медленно влияет и на ум, и на сердце. Вот Вам и другой тип молитвы.

Однако, все эти указанные виды молитв являются только преддверием, предисловием к молитве. Это предисловие необходимо. Ведь никто без азбуки не начнет писать сочинение. Так и в духовной жизни все последовательно и разумно. Господь говорит нам: "сыне, даждь Ми твое сердце" (Притчей 23, 26), не ум, а именно сердце, потому что в сердце заключается вся полнота личности человеческой. Вот и стала пред нами задача как молиться сердцем. И тут мы сталкиваемся с огромным первым препятствием, делаем какие-то потуги и ничего не добиваемся. Мы скоро себе отдаем отчет в том, что подумать мы можем о чем хотим, мыслью мы способны в одно мгновенье переселиться куда хотим, туда, где мы когда-то были хоть одну минуту во всей нашей жизни, что мысль наша подчиняется нашей воле. Но почувствовать что хотим не в нашей воле. Кроме того, Священное Писание нам красочно говорит о том, что "из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15, 19). Эти страсти и мешают сердцу молиться; оно как бы уже занято чужой силой, а выражаясь современным языком, оно оккупировано и не в нашей силе выгнать врага, т.е. диавола. Надо, значит, прибегнуть к Богу с молитвой: "сердце чисто созижди во мне, Боже" (Псал. 50, 12), -- и только тогда Господь может очистить наше сердце. Поэтому св. прав. Иоанн Кронштадсткий говорит в своем труде "Моя жизнь во Христе": "Когда молимся сердцем, с нами происходит чудо изгнания бесов".

Свв. Отцы Церкви учат нас очень краткой молитве, которую называют Иисусовой молитвой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Тут всего несколько слов и нет места для ума о многом задумываться. Эту коротенькую молитву надо повторять как можно чаще, стараясь сердцем, очищенным Богом, войти в слова этой молитвы. Так постепенно мы научаем наше сердце молитве, а оно так привыкает к этой молитве, что творит ее само без нашего волевого напряжения. Спим ли мы, делаем ли что, а сердце делает свое в любое время дня и ночи. Научившись так непрестанно молиться сердцем, мы становимся способными и любую молитву сердечно повторять. А когда кто молится сердцем, то весь человек без остатка молится Богу, и Господь такого человека слышит и внемлет ему. Конечно, за всю жизнь свою почти что каждый из нас испытал такие моменты, когда почти кричишь к небу о помощи и получаешь ее, потому что весь превращаешься в крик души, но святые не хотят ожидать всяких внезапных превратностей, но чтобы молитва их была бы всегда сердечной, как учит нас св. ап. Павел. Вот Вам краткий урок о молитве. Много было писано о ней, но я бы Вам не советовал придерживаться какой-нибудь системы, потому что системы молитвенной не существует, а если кто что и надумал, то это не от Бога, а что не от Бога, всегда кончается прелестью, опасной духовной болезнью. Когда одного святого спросили как научиться молиться, то последний ответил – молись, и сама молитва научит тебя всему”.

Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  http://archive.apologetika.eu/

URL этой статьи:
  http://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=937

Ссылки в этой статье
  [1] http://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=584&mode=thread&order=0&thold=0