МЕЧ и ТРОСТЬ

Святые отцы Церкви о ПЬЯНСТВЕ

Статьи / Русская защита
Послано Admin 15 Мая, 2006 г. - 13:42

"Внимай себе, о ДУХОВНИЧЕ! Зане, аще погибнет едина овца нерадения ради твоего, от рук твоих взящется. Проклят бо, глаголет Писание, дело Господне с НЕРАДЕНИЕМ творяй" (Iерем. 18, 10)

1. ПЬЯНСТВО и его причины:

Не вино причиною пьянства бывает - ибо ежели бы вино того причиною было, то бы вси его употребляющие пьяницы были... Причиною пиянства бывает: злое и невоздержанное сердце... Частые пиршества, компании, усиленные потчивания. Со злыми и невоздержанными общение. От частых же потворений делается СТРАСТЬ и ЗЛЫЙ ОБЫЧАЙ.

Пианство ни от вина, а когда ЧЕЛОВЕК ЛЮБОВИЮ МИРА сего, суетными мыслями и беззаконными начинаниями упивается. Всегда пьян есть, кто злобу на ближняго, кто сердце скверных похотей, сребролюбия и прочих безчинств наполненное всегда имеет.

2. Начало ПЬЯНСТВА -- ЗЛАЯ КОМПАНИЯ:

Началу пьянства злая компания и частые пиршества, обеды причина. Пьянству люди друг от друга научаются. Пьянство не иначе как - от ПЛОТСКОГО СЕРДЦА и от ПЛОТСКОГО МУДРОВАНИЯ.

3. Пьянство бывает причиною МНОГИХ ЗОЛ:

Пиянство многих и тяжких грехов виновно бывает. Оно научает лгать, льстить, чужая грабить и похищать, чтобы было чем страсть довольствовать. Пиянство возжигает гнев и ярость. Оно делает, что люди в нечистоте, как свинии в блате, валяются - словом сказать, из человека скотом делает, так, что не токмо внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто переменяется.

Откуду Святый Златоусто глаголет: "диавол де НИЧЕГО ТАК НЕ ЛЮБИТ, как ПЬЯНСТВА, понеже НИКТО так ЗЛОЙ ЕГО ВОЛИ воли не исполняе, как пияница" (Беседа 58-я на Матфея).

ПЬЯНСТВО есть ЯД, душу умертвляющий.

ПЬЯНСТВО изгоняет истинную ВЕРУ из сердца человека.

4. У пьяного и ВОЛЯ, и СОВЕСТЬ ослабевает:

Человек пьяный на ВСЯКОЕ ЗЛО дерзает, всякие соблазны вводит, как выше сказано. Сих ВСЕХ беззаконий участник бывает и УЧТИВЕЦ тот, так его угостивший; понеже трезвый таких соблазнов не показал бы. Ибо, которая в трезвых хотя малая искра РАЗУМА сияет, тоя в пьяном совсем угасает. Трезвого, хотя и влечет похоть к беззаконию, но СОВЕСТЬ вооружается и противустоит, и так отводит от беззакония: а в пьяном похоть уже преодолевает, а СОВЕСТЬ ОСЛАБЕВАЕТ.

5. ПЬЯНСТВО заключает двери к МОЛИТВЕ!

6. Пьянство порабощает ДУШУ и приводит к ПОГИБЕЛИ ДУШИ:

Когда приходит человек в страсть ПЬЯНСТВЕННУЮ, в которой так затвердевает, что свободиться от нея не может, и так часто бывает, что он в сем БЕДСТВЕННЕЙШЕМ БЕЗЧУВСТВИИ и живот свой кончает БЕЗ НАДЕЖДЫ спасения, которой погибели и мнимый его благодетель оный, или паче ЗЛОДЕЙ, виновник быти судится. ПОНЕЖЕ, кто к погибели дорогу отворяет, тот ПОГИБЕЛИ ТОЙ ВИНОВЕН БЫВАЕТ.

Пьянство не только тело, но и душу погубляет. Погубляет тело, понеже ничто так, как пьянство, не отнимает здравия. Погубляет ДУШУ, ибо когда более бывают ссоры, сквернословия, скверные помыслы, безчиния и прочии сим подобные СОБЛАЗНЫ, то паче всего в ПЬЯНСТВЕ! Потому и Златоуст Святой точно говорит, что "никто так не бывает ДИАВОЛЮ любезный, как в пьянстве пребывающий". А для чего? Понеже никто так воли его не исполняет как ПЬЯНИЦА.

СКАРЕДНЫЙ и ВРЕДИТЕЛЬНЕЙШИЙ порок и НЕДУГ ДУШИ есть пьянство, многих ЗОЛ телесных и душевных виновное. ДУШУ ничто так, как пьянство, не ПОГУБЛЯЕТ!

От пьянства бо БОГОМЕРЗКИЕ и БЕЗЧИСЛЕННЫЕ соблазны, явную ДУШЕ христианской ПОГИБЕЛЬ наводящие, происходят. Почему Златоуст Святый ТОЧНО всех НАУЧАЕТ, что НИКТО так не бывает ДИАВОДУ любим, как в ПЬЯНСТВЕ пребывающий? И подлинно так и есть: понеже воли его злой не исполняет так никто, как пьяница; погибает, но погибели своей не знает; тонет во ГРЕХОВНОМ БЛАТЕ, но свободиться не тщится; как свинья валяется в грязи, но омыться не хочет, и НА ХОТЯЩИХ от той пропасти его вывести НЕГОДУЕТ!

Но СЛОВО БОЖИЕ на порок сей - ПЬЯНСТВО христианина - страшно гремит: "не льстите себе, ни блудницы, ни пьяницы.... Царствия Божия не наследят" (1 Кор. 6, 9-10).

7. Пьянство приносит вред и душе, и телу:

Пьянство - есть мучительная страсть: тако бедного христианина пленяет, что чуть от нея свободиться может. Ни увещевания, ни угрожения, ни страх, ни моления не могут его преклонить. В рове погибели лежит, но того не чувствует; ПОГИБАЕТ, но погибели не познает; тонет в ГРЕХОВНОМ БЛАТЕ, но освободиться не тщиться, и на обличающих и хотящих от того его отвести – НЕГОДУЕТ!

"Делатель пьянивый не будет богат" (Сир. 31, 29). Славу Божию и имя доброе христианина отъемлет; напротив того в бесславие, презрение и ОМЕРЗЕНИЕ приводит. Домашним, сродникам, добрым друзьям - скорбь и печаль, а врагам и льстецам - посмеяние делает. И хотя в каком звании высоком будет пьяница, более БЕД и НАПАСТЕЙ СТРОИТ, нежели пользы обществу и Церкви Христовой.

8. ПЬЯНИЦА приносит ВРЕД Д Р У Г И М!!!

Часто бывает, что упившийся вином МНОГО ВРЕДА людям делает. Ибо тогда УМ у него ПОМРАЧЕН, и потому не имеет ЗДРАВОГО РАССУЖДЕНИЯ: и действует в душе его только горячесть, от вина ему прибывшая: и так подобен есть БЕСНОВАТОМУ, который других винит, а сам не знает, что делает.

9. Пьянство есть почитание идола Бахуса:

Знатный был между языческими праздниками праздник, посвященный идолу "БАХУСУ", называемый "Бакханалия". В сей неистовый праздник всякое ПИАНСТВО и всякая нечистота у них разливались. Сему безумию (пьянству) и неистовству языческому последуя, премногие христиане, по имени своему "род избран, царское священие, язык свят, люди обновления" (1 Петр. 2, 9), установили праздновать масленицу, в которую всякое страстей и прихотей излияние совершают.

10. Пьяница увязнул в сети дьявола, а потому и ПЬЮЩИЙ, и УГОЩАЮЩИЙ его -- ОДИНАКОВЫЙ Г Р Е Х совершают.

11. ХРИСТИАНИН, проводящий жизнь в пьянстве, навлекает на себя -- Г Н Е В БОЖИЙ!!!

12. Средства для ХРИСТИАНИНА для избежания пьянства:

От ЗЛЫХ компаний удаляться. Помнить им, что от сея СТРАСТИ весьма трудно отстать - и многие от той и в той самой страсти погибают ДУШЕЮ и телом.
Помышлять пьющим всегда, что пьяницы многии пьяными спячи умирают, и от сего века на оный переходят без всякого чувства - вечную погибель и без покаяния, что -- С Т Р А Ш Н О !!!

+ + +
Из книги "Каноны или Книга Правил; Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец".
(Издание 2-е; 1974 г. Братство Преп. Иова Почаевского, Монреаль, Канада – РПЦЗ - по благословению Преосвященнейшего Владыки Виталия):

Из предисловия Архиепископа Виталия:

“Мы предлагаем ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ЛЮДЯМ почаще читать КНИГУ ПРАВИЛ, чтобы лучше понять общественную и сокровенную ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ”.

Отдел 2 -- ПРАВИЛА Святых Апостол
Правило 42:

Епископ или пресвитер, или дьякон игре и пиянству преданный, или да ПРЕСТАНЕТ, или да будет ИЗВЕРЖЕН.

Собрала И.Виноградова, алабамский приход РПЦЗ(В), США.

Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  http://archive.apologetika.eu/

URL этой статьи:
  http://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=437