МЕЧ и ТРОСТЬ

Член Московской патриархии остроумно размышляет о ее бездарности и ничтожестве

Статьи / Дни нашей жизни
Послано Admin 08 Фев, 2006 г. - 00:15

ОТ РЕДАКЦИИ МИТ: Публикуем фрагменты записей в ЖЖ московского члена МП под псевдонимом “никомуНевер (apophates)”, человека пожилого, помнящего самое начало МП в 1943 году, когда Сталин дал приказ НКВД ее открыть. "НикомуНеверу" есть с чем сравнивать даже на уровне его лжецеркви.

+ + +
НОВЕЙШИЙ ФОРМАТ ПРАВОСЛАВИЯ (В МП. -- Прим. МИТ)

http://apophates.livejournal.com/108916.html?thread=847220#t847220
никомуНевер (apophates) wrote,
2006-01-25

Совершенно случайно попала ко мне в дом пачка журналов "Фома" и "Нескучный сад" (издания МП. -- Прим. МИТ) за последние годы. Содержится в них много всего хорошего, как то: убедительно доказывается, что инвалидам надо помогать, что детей инвалидов вообще очень жалко, что многодетные семьи не асоциальны, а, наоборот, вполне социально адаптированы, что взаимодействие церкви и силовых министерств очень полезно, что в фильме "Страсти Христовы" режиссера Гибсона есть много положительных сторон, что на Святой Земле очень хорошо, что крупные предприниматели вполне могут быть христианами... И люди пишут авторитетные, разные духовные лица, в каждом номере проскользнет и серьезный человек, например, Константин Эггерт (корреспондент Би-би-си)... А вот интервью дал даже сам(!) Патрик Гелсингер - технический директор фирмы Intel, отец четырех детей, семьянин, ставящий домашние ценности выше своей работы, автор поучительной книги "Равновесие семьи, веры и работы"...

К чему я все это описываю? К тому, что, если бы мне попался подобный журнал лет 10 назад, то я, не вчитываясь, по авторам и темам, решил бы, что это либо издание баптистов (или, судя по роскошной полиграфии, какой-нибудь солидной американской протестантской организации), либо католиков-обновленцев, в котором зачем-то участвуют православные священнослужители. Наверное, потому, что им негде высказаться.

Однако, журналы эти православные. Они - прямое доказательство, что "наши" выучились быть не хуже ихних. Причем не казаться, но именно быть. Удивительно еще то, что журналы издаются под покровительством и с участием авторитетных священников (МП. -- МИТ), которые в советское время вполне себе учили быть не как они и создали целые общины на этом учении. Удивительно то, что даже 10 лет назад в этих общинах новый американский фильм или новая английская книжка не вызвали бы решительно никакого интереса. А теперь вот...

Почему так все изменилось? А очень просто. Город Москва - центр гигантской Империи, даже сейчас от Москвы во многом зависят чуть не три сотни миллионов человек. А совсем недавно они ей принадлежали. В Москве жила элита огромного мира и, в частности, гуманитарная элита, создававшая язык, на котором говорил этот мир, образы, которыми он жил, одним словом - культуру этого мира. Это были московские общечеловеческие евреи, особое ответвление на древе еврейского этноса. Часть того народца почему-то приняла православие. (Выделение МИТ)

Интересно, что до революции православная интеллигенция была как-то не видна. То есть, она водилась в каких-то столичных религиозно-философских кружках, а вот так, чтобы на Пасху храмы были набиты одной интеллигенцией, да еще и явившейся несколькими поколениями - такого с момента появления в России этой самой интеллигенции в заводе не было. Но мы не об этом. Как не странно, интеллигент, ставший православным 30 или 20 лет назад, если и рисковал некоторыми неприятностями по партийной линии, все равно только повышал свой статус. Диссидент это было как бы один знак отличия, а диссидент, да еще православный - сразу два знака отличия. А, прямо говоря, не-диссидентов по убеждениям среди тех новоправославных не было. Поэтому в кругу культурной элиты к новым православным относились хоть и как к чудикам, но как к умным чудикам. "Он больной, но не сумасшедший". В конце концов, если не возьмут как отказника, возьмут как мученика совести... Естественно, что новые православные никак не считали себя частью советского народа, да, в общем-то, и русского. Они были особый народ, народ общины, и все, что вне этой общины происходило, их не интересовало.

Прошло десять лет. Многие из новых православных попытались найти себя в бизнесе. У немногих получилось, но, по большей части, нашли они себя (если не уехали) в разных общинных структурах. Общины сопричастников, сотаинников и единомышленников превратились в небольшие государства со всевозможными ведомствами и подведомствами. Специально для трудоустройства духовных чад и безболезненного получения сертификатов о высшем образовании своих детей одна из общин, к примеру, основала Богословский институт (МП. -- МИТ). И т. п.

Однако, прошло еще десять лет, и стало очевидным вот что. Несмотря на то, что замечательным батюшкам никто больше не запрещает проповедовать, несмотря на то, что православные книги продаются в огромном количестве, а православное радио вещает, православный бум ЗАКОНЧИЛСЯ. Общины не могут обеспечить всех духовных чад вакансиями настоятелей новых храмов (руководителей общин-дочек и общин-внучек) или сотрудников новых православных учреждений. Третьему поколению духовных чад придется как-то устраиваться в мире, где православный бум кончился, где на православных общинников глядят уже как просто на БОЛЬНЫХ, где ни ценности этих общин, ни сами эти общины не котируются никак. Вот и стал Богословский институт - Гуманитарным Университетом, вот и потребовалось, чтобы новое поколение, дети и внуки не желавших быть частью советского и русского народов, стало частью народа россиянского. Потому как проект-то именно для них, рядовому обывателю эти журналы на хрен не сдались: про церковные праздники и кому от чего молиться в них не прочтешь. А про новые американские фильмы можно узнать из других источников.

Эти журналы демонстрируют медиа-среду, создаваемую самыми продвинутыми новыми православными для того, чтобы туда убежать, чтобы туда переселиться своими приходами и общинами. Эти журналы демонстрируют дух, которым будут жить новые православные будущего. Ничего конфессионального, ничего фундаментального. "Православие как один из аспектов русской культуры, приближающий ее к великой общечеловеческой культуре, имеющей, в том числе, и христианские корни"... Забота о детях-инвалидах (и ничего о нормальных детях, грязных и голодных, которых запросто можно встретить в семьях аборигенов, отъехав на 200-300 км от Москвы по проселочным дорогам), христианское осмысление голливудских новинок... Впрочем, я это уже перечислял.

Плохо было слишком умному сыну у Родины-Матери, и пошел он в духовные искания. Общину создал, храмы открыл, и жил радостно и насыщенно. Но возникли проблемы с землеотводом, с перерегистрацией, с налоговой полицией, с энергетиками... И осталось ему лишь стоять в очереди в присутственные места, в общей с людьми свиноподобными. Восскорбел он, решил вернуться, глядит, а вместо Родины-Матери... Кондолиза Райс в кокошниках о трех головах, с крокодильим хвостом и на орлиных лапах сурово замечает ему: "А ты что ж не в формате?" - "В каком, матушка, формате?" - "А вот в таком, как я!"

...Понял тут блудный сын, что дело серьезное, и нужно сохранить созданное. Но, поскольку сам он, по преклонности возраста, дополнительные головы отрастить уже не мог, отправился он работать с молодыми, с пластичными...

Вот такая вот грустная история.

+ + +
ЦЕРКОВЬ (МП. -- Прим. МИТ) -- НЕ ГПУ?

http://apophates.livejournal.com/110373.html?thread=847653#t847653
никомуНевер (apophates) wrote,
2006-01-31

В ответ astoa.

Рад, если Вы искренне считаете, что Церковь (МП. -- МИТ) - не ГПУ. Значит, и себя не видите сотрудником оного... Это делает Вам честь. Однако церковь (МП. -- МИТ) это весьма жестко администрируемая структура, иерархия ее просто не сможет нести свое земное служение, если позволит своим же ставленникам самочинно представлять церковь в сознании граждан так, как им заблагорассудится. В данном случае тоже есть два варианта на выбор. Либо иерархия не уполномочивала диак. Кураева (крупнейший “соловей”-пропагандист МП, имеющий самый крупный форум в Рунете. ­ -- МИТ) и проч. на их деятельность в медиапространстве - тогда она не контролирует даже столичную епархию.

Положим, что не уполномочивала. Но почему же тогда из стройных рядов истинных пастырей, в конце концов, не выдвигается никто, способный стать ему альтернативой? Выходит, что ситуация не только не контролируется, но и пущена на самотек. Однако, всё не так. Утверждение, что иерархия (МП. -- МИТ) озабочена молитвенным деланием и богослужением и решительно безразлична к позиционированию себя и своих структур в медиа-пространстве - наглая ложь. Позиционирование происходит, под это дело мобилизованы самые способные кадры, в том числе и Кураев, действуют они по прямому благословению Святейшего (патриарха Алексея 2 Ридигера. -- МИТ) (о Кураеве тот говорит как об очень ценном деятеле), действуют именно в том духе, который им предписан - в духе Второго Ватикана.

Никаких стройных рядов молитвеннных пастырей не существует и существовать не может, как бы не пытались те из них, кто поглупей, изобразить из себя корпорацию, а те, кто поумней - братство сотаинников и сомолитвенников. Почему-то так вышло, что характеры современных батюшек (МП. -- МИТ) женственны. Об этом свидетельствуют такие черты, как презрение к слабому (к любому слабому) и восторженная покорность сильному (каждый новый победитель получает все), любовь к сплетням, к заочному обсуждению друг друга, к лечению и к обсуждению своих хворостей (что особенно дико наблюдать у монахов), исключительная завистливость...

Действительно, слышали ли Вы о каком-нибудь мужественном поступке современного московского священника (МП. -- МИТ)? Тётки, тётки и есть. А женские коллективы ужасны: при внешнем единстве, взаимная ненависть, доносы, всякие мелкие пакости. На это мне, вероятно, возразят, что священники, дескать, пола не имеют... Отвечать не буду, действительно, не имеют - потому, что везде и всюду обстоятельства имеют их. Так вышло, что я близко общаюсь с несколькими священниками, моими ровесниками. Милые люди, разве что безвольные и запуганные. Так вот, никто из них не любит Кураева и прочих выскочек, даже терпеть их не могут, но не за их деятельность, а именно за то, что выскочки. Так в женском коллективе люто ненавидят фавориток хозяек. Одни из моих знакомых не терпят выскочек потому, что считают себя более талантливыми и потому более достойными претендентами на их места, другие, попроще - за то, что, по их мнению, те трудятся куда меньше, чем приходские батюшки, а получают за это куда больше всяческих благ.

Существо же занятий Кураева, Охлобыстина (известный киноактер, кощунственно “рукоположенный во иерея МП. -- МИТ) и проч. вообще ими не обсуждается. Если джентльмены нынче предпочитают блондинок, то перекраситься дело нехитрое.

Вот моя жена думает, что я не люблю священников и хочу им досадить и не понимает, зачем. А я их, по большей мере, люблю, но исследую. Обычно у нас сначала становятся религиоведами, а потом православными, а я, наоборот, радуюсь, когда мне, как кажется, удается что-то понять, я вовсе не злорадствую.

+ + +
http://apophates.livejournal.com/110868.html?thread=852756#t852756
никомуНевер (apophates) wrote,
2006-02-02

Я знал, что мне так ответят (на предыдущий постинг. -- МИТ). Если бы я не оговорился, ещё бы обязательно провозгласили, что "у священников нет пола". Священник, с которым я переписывался, отличается от меня тем, что не пытается понять, что происходит, а стяжавает себе для некоторого рода резюме умение толерантно общаться и держать себя в руках, т.е. практически полезный skill. По существу он ни в чем переубедить меня не может и даже не пытается. К сожалению, средний московский батюшка (МП. -- МИТ), если чем озабочен, то это жилищный вопрос и покупки в кредит - если не считать интереса к тому, чтО удалось за истекший период приобрести собратии-служителям. Само состояние русского мира, простирающегося вокруг нас - свидетельство об истинном уровне молитвенников и стяжателей святости, обретающихся среди нас. Последние святые, всю жизнь прожившие при Советах, скоро уйдут, с новыми незадача. Зато продажи в кредит растут, меняются марки машин, и прихожане стали выглядеть не так потрепано; телефоны, опять же, у каждого... Неистребимое стремление не опоздать с покупкой нового телефона, дабы не поколебать свой статус. А все остальное неважно.

Читаю я “Патриархию-ру”: человеку, поместившему фотографию патриарха, прямо на поле русской славы штемпелюющего марки вместе с Доджоновичем Рейманом, следует оторвать руки - а тому, кто родил саму идею Первосвятительского Штемпелевания, пожалуй, -- голову. Думаю, они не дураки: чистый постмодернизм. Перформанс. И Шаргунова-отца читаю; Владимирова, Свешникова и Смирнова (известные по телевидению священники МП. -- МИТ) не только читаю, но и хорошо знаю. Ничего плохого не скажу. Однако, эта эскадра броненосцев идет со скоростью самого медленного, а идеология определяется лидерами: остальных можно не принимать в расчет. Духовность и святость с постмодернизмом несовместимы. Люди, к ним стремящиеся, абсурдизму противостоят - чего сегодня не наблюдается нисколечко.

Остальные разговоры в стиле "да он же оголтелый антиклерикал" (что равносильно классическому "мужики сволочи") поддерживать не буду.

+ + +
МАТУШКА ЕЛИКОНИДА ЖИВА

http://apophates.livejournal.com/111386.html
никомуНевер (apophates) wrote,
2006-02-06

Да, Елоховский собор (МП, находящийся в Москве около станции метро “Бауманская”. -- МИТ) пока что жив, хотя, конечно, он уже не тот. Мне в подростковые годы никаких Нарний не надо было: у меня был Елоховский собор. Помпезные службы со включенными люстрами, ревущим архидиаконом Стефаном и итальянским хором уже тогда были мне неблизки. Взрослым я приходил в собор только на ранние или в будни, а до того, прогуливая школу - по будням ближе к полудню, когда расходились прихожане, выключался свет и начиналась уборка. Я еще не был крещен, но знал и о Казанской иконе (Ее знаменитый список здесь. -- МИТ), и о святителе Алексие (мощи этого Митрополита Московского, друга преп. Сергия Радонежского здесь. -- МИТ), и ходил в собор к ним - и сказочный мир, в который я входил, давал ощущение, как я сейчас понимаю, живой благодати. Особо благодатный дух этого места объясняется тем, что в годы войны этот храм, по Божией воле, стал главным храмом России, храмом, в который приходили десятки тысяч действительно страдавших, действительно веривших людей, приходили как в последнее пристанище и возносили там свои настоящие - не то что нынче - молитвы.

А сейчас Елоховский собор стал как бы антитезой Храму Христа Спасителя. В Елоховском соборе еще живо прошлое, в ХХС прошлого нет совсем и почти нет настоящего, зато здорово проглядывает будущее, нерадостное будущее. Священники Елоховского собора, матушки (при Патриархе Пимене он стал вполне себе женским монастырьком во главе с матушкой Олимпиадой), прихожане, действительно, как говорили в старину, "ранешние". И сейчас если кто желает попасть в московский храм начала 80-х, добро пожаловать в Елоховский. Сохраняется неплохая традиция богослужебной практики новопоставленных священников именно в этом храме; хорошо, что начинают они свое служение в прошлом, а не в будущем. Во многих общинах эту традицию очень не любят. А зря. Остаешься один вечером в огромном алтаре, вдоль стен как часовые стоят высокие сосуды с миром, в запрестольном помещении шебуршится суровая алтарница-ризничная, матушка Мария. Больше никого. Может, я очень впечатлительный человек, но я представлял себе те плотные толпы - иначе не скажешь - прихожан, многие в военной форме, которые наполняли собор в 40-е годы, и мне казалось, что они сейчас рядом. Будто прикасаешься великой и страшной истории Отечества военного и послевоенного времени, Отечества, первопрестольным храмом которого был этот собор. (В 1941 г., когда немцы подступили к Москве, Елоховский собор советские саперы заминировали огромными зарядами взрывчатки, чтобы диверсантам подорвать его, если вермахт войдет в столицу СССР, со всеми этими "плотными толпами". -- МИТ)

Здесь митрополит Сергий (Страгородский-христопродавец, и прах его тут же в саркофаге. -- МИТ) говорил о начавшейся войне, здесь Патриарх Алексий, митр. Николай говорили проповеди о победах русского оружия и великом вожде нашего победоносного воинства.

Здесь в страшные мартовские дни 1953 года плачущие священники служили панихиды о почившем отце народов. До сих пор еще живы не только иконы и стены, видевшие это, но и люди. Лишь несколько лет назад скончалась в Малоярославецком монастыре матушка Капитолина, у которой вообще не было советского паспорта, что не помешало ей полжизни протрудиться в соборе. При странных обстоятельствах - видимо, из-за несчастной комнаты в коммуналке по соседству - погибла чудная маленькая матушка, схимонахиня Мария из Благовещенского придела, а матушка Еликонида из Казанского, слава Богу, жива-здорова. Теперь она схимонахиня Алексия, и, несмотря на свои 93 года, все так же хлопочет.

Батюшка Николай Воробьев, действительно, был образцом "ранешнего" русского батюшки. Вечная ему память! Да и сам о. Матфей Стаднюк, казавшийся когда-то ужасно огромным и даже коварным начальником, сейчас - а я видел его на Рождество - больше всего походит на одряхлевшего деда-мороза. (Был бы сей член МП до конца честным, так рассказал бы о постоянном засилье Елоховки западенцами – мафией священников-хохлов с Западной Украины. -- МИТ) Поражаешься его мужеству, с которым он буквально на последнем издыхании служит. Вообще, надо бы написать книгу о трех протопресвитерах: о сталинском протопресвитере Колчицком, о протопресвитере оттепели Боровом и о последнем протопресвитере, о. Матфее. Между прочим, во времена суэцких конфликтов он находился в Египте, а потом, в разгар холодной войны - в САСШ. Думаю, что неслучайно. Рассказывает он об этом (как и другие достойные люди, которых Родина посылала в далекие края) только маленькие смешные подробности: например, как он заблудился в пустыне, молился и наткнулся на верблюдов. Очень больно, что уйдет о.Матфей, что будет сделан ремонт в формате ХХС, пропадут чудные кабинетики-корридорчики под крышей трапезной, замечательный сталинский балкон, на который вел специальный лифт, пропадет бьющийся еще дух великой истории...

Так непременно сделают (дай Бог, чтобы это случилось позже, а не раньше), и сделают сознательно. Помню строгое достоинство Патриарха Пимена, даже его свиты. Помню сотни ведер с розами на его похоронах. Совсем новым духом повеяло с прибытием Ленинградского митрополита Алексия, ставшего Патриархом. Хотя первое время даже к нему можно было запросто подойти после службы, к алтарному крыльцу, где его ждал одинокий ЗИЛ. Стиль изменился. Помню в начале 1990-х молодые иподиаконы поджидали у выхода из алтаря, старшего делить облаченческие чаевые: как на стрелку. Помню, что появившееся вслед за Алексием из Петербурга компания напрочь полоумных баб ввела обычай выкладывать путь Патриарху роскошными цветами. И это в начале 90-х, в эпоху страшной нищеты! При Пимене цветы ставили в вазы. Одну из этих тёток, тогда еще не имевших крыши в Москве, я приютил в ночь проводов из Москвы мощей преподобного Серафима, поэтому компания мне и запомнилась. Всю ночь дама рассказывала о видениях, об ангелах, которые сообщили ей, что ближе к старости она родит ребенка, который станет великим святым. Только уложил ее, как раздались страшные вопли: ангелы пришли. Все это было бы смешно, но сейчас она староста одного из знаменитых храмов, считается влиятельным человеком и вовсю пророчит. (Выделено МИТ)

Новые времена! Те питерские полоумные дамы с пачками денег на живые дорожки настолько резко контрастировали с елоховскими матушками, смиренными, суровыми, как бы задержавшимися случайно гостями из "ранешней" русской жизни, насколько и нынешние времена печально отличаются от времен еще 20-летней давности.

Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  http://archive.apologetika.eu/

URL этой статьи:
  http://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=308