МЕЧ и ТРОСТЬ

Вочман Ни и его книга “Духовный человек”

Статьи / Богословие
Послано Admin 02 Июл, 2008 г. - 11:53

РЕДАКЦИЯ МИТ: Как справедливо пишет в своей книге Вочмана Ни, это “Библейская психология”. И если Истинно-Православному Христианину (ИПХ), члену Малого стада Христова Последних времен, наследующего ныне Апостольскую Церковь первых христиан, не годится идти за ВЫВОДАМИ китайского протестанта Вочмана Ни, то его изначальные размышления о Душевном и Духовном христианина весьма интересны. Конспект этих суждений из книги Ни “Духовный человек” мы и предлагаем вашему вниманию. Судьба ее автора, сидевшего за свою христианскую веру в шанхайской тюрьме с 1952 по 1972 год, когда за решеткой и скончался, своеобразна исповедничеством.

Вочман Ни (Ни Шуцу, Ни То-Хенг) родился в городе Фучжоу южной китайской провинции Фунзян в 1903 году. В 1920 студентом он уверовал в Иисуса Христа. В 1921 Ни под руководством протестантки-миссионерки М.Э.Барбер изучил Библию. В 1923, благодаря его благовествованию, все однокурсники Ни были приведены к Господу, как и сотни земляков его родного города. В 1924 Ни заболел туберкулёзом лёгких и едва не умер, после чего страдал стенокардией. Все это способствовало глубокой духовной работе над собой китайского христианина.

В 1920-е годы в Китае Вочманом Ни основана протестанская христианская группировка евангелистско-баптистского толка, известная под названиями “Поместная церковь”, “Живой поток”, “Церковь дома собраний”. Вот что о ней сообщается в словарях: “Вероучение основано на вероучении “плимутских братьев закрытых” и близко к нему. “Поместная церковь” признает догмат о Троице, при этом Христос рассматривается как основная ипостась Троицы. Человеческое естество в Христе считается второстепенным и лишь дополняет божественное естество. В вероучении есть элементы модализма”.

В 1949 коммунистическими властями Китая “Поместная церковь” была обвинена в шпионаже и запрещена. Часть ее последователей репрессировали, остальные эмигрировали на Тайвань и в США. Весной 1952 Вочман Ни был посажен в тюрьму, а летом 1956 был приговорён к пятнадцати годам тюремного заключения, которые по обычным коммунистическим приемам потом бессрочно продлевали. 30 мая 1972 года Ни умер в тюрьме, написав: «Христос есть Сын Божий, Который умер ради искупления грешников и воскрес через три дня. Это величайшая истина во вселенной. Я умираю из-за моей веры в Христа.»

Число приверженцев “Поместной церкви” в мире на конец XX века было более 100 тысяч человек, в основном на Тайване (более половины), в США, Канаде и Латинской Америке; в России -- 2 тысячи человек. Отдельные общины “Поместной церкви” есть во всех странах мира и крупных городах. Это во многом связано с тем, что Вочман Ни написал десятки книг, всесторонне освещая христианство со своих позиций.

+ + +
ВОЧМАН НИ. ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Книга в 3-х томах. Том 1

Предисловие


...Книга в целом приготовлена в виде руководства, отчего ударение ставится в принципе на то, как ходить этим путём, а не на то, как убеждать людей стать на этот путь. Она написана не столько для того, чтобы побуждать людей искать духовного пути, сколько для того, чтобы помочь ищущим познать его...

...Нам нельзя ни в коем случае использовать приобретённые через эту книгу знания как пособие для самоанализа. Когда во свете Божием мы увидим свет, мы познаем себя, не теряя нашей свободы в Господе. Но если целыми днями мы будем анализировать самих себя, расчленяя наши мысли и чувства, это помешает нам раствориться во Христе. Верующий не может познать себя, если не будет глубоко научен Господом. И самоанализ и самосознание наносят вред его духовной жизни...

...Эту книгу можно считать руководством по Библейской психологии. (Здесь и далее выделение текста МИТ)
Мы основываем всё на Библии и доказываем всё духовным опытом. Результат сведений, добытых посредством изучения Слова Божьего, и посредством опыта, говорит, что каждое духовное переживание (как например, духовное возрождение) производит свою особенную перемену во внутреннем человеке.

...Если мы, ответственные за проповедь Евангелия, на самом деле поймём, что до тех пор, пока люди не примут жизнь от Бога в глубину своего существа, мы не сделали ничего полезного, как резко преобразится наш труд! Ведь фактически тогда это понимание приведёт нас к сознанию, что многие, исповедующие веру в Христа, на самом деле никогда не пришли к ней по-настоящему. Слезы, покаяние, перемена, ревность и труд -- всё это не признаки христианства...

Вочман Ни
Шанхай
4 июня, 1927 года

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ В ВОПРОС О ДУХЕ, ДУШЕ И ТЕЛЕ

Глава 1. Дух, душа и тело

...Духовное познание весьма важно для духовной жизни. Но нужно к этому прибавить, что настолько же, если не больше, для верующего важно быть смиренным и готовым принять наставление Святого Духа. Если он сделает это. Дух Святой научит его различать между духом и душою, хотя особенных знаний в отношении этой истины у него ещё не будет. С одной стороны, самый неосведомленный в этом вопросе верующий, не имеющий ни малейшего понятия о разделении души и духа, может переживать это разделение в своей жизни. А с другой стороны, самый просвещённый верующий, прекрасно знающий истину о разделении души и духа, может не испытывать её на деле. Много лучше для того, у кого и знание и опыт. Большинство же не обладает этим опытом. Поэтому хорошо сначала научить таковых различать функции души и духа, а потом поощрить их искать того, что духовно...

Сотворение человека
...Бог обращается с душою как с чем-то уникальным. Подобно тому, как ангелы были сотворены духами, человек был сотворён главным образом душою живою. Человек не только имел тело, и притом тело с дыханием жизни, но он также стал душою живою. Потому мы так часто встречаем позже в Св.Писании, что Бог называет людей "душами". Почему? Потому что от души зависит, что будет представлять собой человек. Его душа представляет его и проявляет его индивидуальность. Это орган свободной воли человека, орган, в котором дух и тело совершенно сливаются. Если душа человека захочет послушаться Бога, она позволит духу управлять человеком, как повелевает Бог. Душа, если захочет, может также подавлять дух и давать чему-то другому управлять человеком.

Троица в человеке - дух, душа и тело можно сравнить также с электрической лампочкой. Внутри лампочки, которая, скажем, представляет всего человека в целом, есть электрический ток, свет и проволока. Дух - это ток, душа - свет, а тело - проволока. Ток является причиной света, в то время как свет является следствием тока. Проволока - это материальное вещество, которое ведет ток, и также проявляем свет. Соединение духа и тела производит душу, которой нет ни у кого, кроме человека. Подобно тому, как электричество, пройдя по проволоке, производит свет, так дух влияет на душу, а она в свой черёд проявляет себя через тело...

...Нам нужно хорошо помнить, что хотя в этой жизни душа служит у нас местом встречи элементов, в жизни после воскресения, в нашем новом состоянии, дух будет управляющей силой. Потому и Слово Божие говорит: "Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное" (I Кор. 15:44). Но тут есть ещё один жизненно важный пункт: мы, которые соединились с воскресшим Господом, можем уже сейчас жить под управлением духа. Ведь мы соединились не с первым Адамом, сотворенным душою живою, а со вторым Адамом, Который есть "дух животворящий".

Соответственные функции духа, души и тела

...Посредством тела человек соприкасается с окружающим материальным миром. Поэтому эту его часть можно назвать "миросознанием". Душа заключает в себе разум, помогающий нам в настоящем состоянии существования, и эмоции, которые вызываются нашими познавательными чувствами. Потому, что душа принадлежит нашему "я" и через неё мы проявляем себя, свою личность, эту часть можно назвать "самосознанием" человека. Дух - это та часть, посредством которой мы общаемся с Богом, и с помощью которой только мы способны познавать Его и поклоняться Ему. Потому, что дух говорит нам о нашем отношении к Богу, его можно назвать элементом "богосознания". Бог живёт в духе, "я" живёт в душе, а познавательные чувства живут в теле...

Святой храм и человек
...Человек есть храм Божий и потому тоже состоит из трёх частей. Тело - это его как бы внешний двор, видный всем. Здесь человек должен исполнять все заповеди Бога. Здесь Божий Сын служит заместителем человека и умирает за всё человечество. Внутри находится душа человека, составляющая внутреннюю жизнь его, заключая в себе его эмоции, волю и разум. Таково Святилище возрождённого человека, ибо его любовь, воля и мышление вполне просвещены, чтобы он мог служить Богу, как в древние времена служил священник.

В самой глубине, за занавесью, лежит Святое Святых, куда человеческий свет никогда не проникает, и невооружённый глаз никогда не заглядывает. Это "потаённое место Всевышнего", место обитания Бога. Человек не может проникнуть туда, если Бог не разорвёт завесы. Это - дух человека. Дух лежит за пределами самосознания человека и выше его чувствительности. Здесь человек соединяется и общается с Богом...

Служение в храме происходит согласно с откровением под управлением Святого Святых. Всё, что происходит во Святилище и во внешнем дворе, руководится присутствием Божиим во Святом Святых. Это самое священное место, на котором четыре угла храма сходятся и покоятся. Нам может показаться, что ничего не происходит во Святом Святых, потому что там стоит кромешная тьма. Вся деятельность ведётся во Святилище, и даже происходящее во внешнем дворе управляется священниками Святилища. Но всё, что делается во Святилище, на самом деле направляется откровением в предельной тишине и покое Святого Святых.

Совсем нетрудно распознать во всём этом духовное применение. Душа, орган нашей личности, состоит из разума, воли и эмоции. Кажется, будто душа - и властелин всех действий, потому что тело подчиняется её диктовке. До грехопадения человека, однако, душа, несмотря на множество занятий, руководилась духом. И этого порядка добивается в нас Бог: на первом месте дух, потом душа, а потом только тело.

Глава 2. Дух и душа

...Согласно с тем, чему учит Библия и опыт верующих, о духе человека можно сказать, что у него есть три основных функции: совесть, интуиция и общение.

Совесть - это различающий орган, который отличает добро от зла, но не под влиянием накопившихся в голове знаний, а скорее посредством самопроизвольного, прямого суждения. Часто рассуждение оправдывает то, что совесть осуждает. Работа совести независима и пряма; она не гнётся от внешних мнений. Когда человек поступает неправильно, она поднимает свой обвиняющий голос.

Интуиция - это орган внутреннего чутья в духе человека. Она настолько прямо противоположна физическому познавательному чувству и душевному чувству, что называется интуицией. Интуиция - это прямое чутьё, независимое от внешних влияний. То знание, которое приходит нам непосредственно от разума, эмоции или воли - приходит интуитивно. Мы действительно "знаем" с помощью нашей интуиции; наш разум только помогает нам понимать. Откровения Божии и все движения Святого Духа известны человеку через интуицию. Поэтому верующий должен прислушиваться к голосу этих двух органов духа: голос совести и поучение интуиции.

Общение - это поклонение Богу. Органы души не годятся для поклонения Богу. Бог не познаётся нашими мыслями, чувствами и намерениями, потому что Его можно познать только непосредственно в нашем духе. Наше поклонение Богу и Его общение с нами совершаются непосредственно в духе. То и другое происходит во "внутреннем человеке", а не в душе или во внешнем человеке...

...Можно легко увидеть, что дух человека обладает функцией совести (мы не говорим, что дух есть совесть), функцией интуиции (или духовного чутья), и функцией общения (поклонения)...

...Хотя не возрожденные люди ещё не имеют жизни, они обладают этими функциями, только их поклонение направлено к нечистым духам. Одни люди проявляют больше этих функций, а другие меньше. Однако это не значит, что они не мертвы в грехах и преступлениях. Новый Завет не считает всех тех, у кого чувствительная совесть, острая интуиция или духовная наклонность и заинтересованность, спасёнными людьми. Такие люди просто подтверждают, что помимо рассудка, эмоций и воли души, у нас есть также дух. До возрождения дух отделён от Божественной жизни: только после него жизнь Бога и Духа Святого поселяется в нашем духе. И тогда он оживает, чтобы быть орудием Духа Святого.

Мы стремимся, изучая важность наличия в человеке духа, стать способными понимать, что мы, как человеческие существа, обладаем независимым духом. В этом цель изучения этого предмета. Дух не есть разум человека, ни его воля или эмоции; наоборот, он заключает в себе функции совести, интуиции и общения. Именно в духе Бог возрождает нас, наставляет, ведёт нас в Свой покой. Но к сожалению, из-за долгого пребывания в рабстве души, многие христиане мало знают о своём духе. Мы должны с трепетом перед Богом просить Его научить нас посредством личного опыта различать, что есть духовно, а что душевно.

До возрождения дух человека настолько погружён в душу и окружён ею, что ему просто невозможно разобраться, что выходит из души, а что из духа. Функции последнего перепутались с функциями первого. Более того, дух утратил свою главную функцию - в отношении Бога, потому что он мёртв к Богу. Впечатление такое как будто он сделался приложением к душе. И по мере того, как разум, воля и эмоции крепнут, функции духа всё больше и больше слабеют, затмеваясь настолько, что их существование почти не ощущается. Вот почему после возрождения человека должно наступить действие разделения души и духа...

(Продолжение на следующих стр.)

Душа
...Три основных способности человека: воля, разум и эмоции, - составляют его личность. Воля принимает решения, выявляя нашу способность выбирать. Она выражает наше хотение или нехотение: "мы хотим" или "не хотим" и следовательно "сделаем" или "не сделаем". Без этой способности человек был бы просто автоматом.

Разум - орудие нашего мышления, проявляет умственные силы человека: От него исходят мудрость, знание и рассуждение. Отсутствие его делает человека глупым и тупым.

Орудием, выражающим что нам нравится или не нравится, является наша эмоция . С помощью её мы можем проявлять любовь или ненависть, чувствовать себя радостными, злыми или счастливыми. Всякий недостаток в эмоции делает человека бесчувственным как дерево или камень.

Тщательное изучение Библии приведёт к заключению, что эти три способности нашей личности принадлежат душе...

Душевная жизнь
Некоторые богословы указывают на то, что в Библии слово "жизнь" выражено по-гречески тремя разными словами: 1) "биос", 2) "психе" и 3) "зое". Всеми тремя называют жизнь, но каждый раз с другим значением. "Биос", например, означает средство для жизни или существования. Этим словом воспользовался Христос, когда похвалил вдову, положившую в сокровищницу храма всё своё пропитание. "Зое" - самая высшая форма жизни: жизнь духа. Всякий раз, когда Библия говорит о вечной жизни, она употребляет это слово. "Психе" имеет в виду естественную жизнь человека, или его душу. Библия применяет этот термин, когда говорит о человеческой жизни.

Здесь следует заметить, что слова "душа" и "душевная жизнь" в Библии в оригинале выражены одним и тем же словом. В Ветхом Завете еврейское слово душа - нефес - употребляется равно и в применении к душевной жизни. Отсюда мы узнаём, что „душа" не есть только один из трёх элементов человека, но также и его жизнь, его природная жизнь. Часто в Библии слово "душа" переводится словом "жизнь"...

Жизнь человека - это его душа, пропитывающая всё его тело. В соединении с телом душа составляет его жизнь. Жизнь - это феномен души. Библия считает настоящее тело человека душевным телом (1 Кор. 15:44), потому что жизнь нашего земного тела душевна. Жизнь человека, таким образом, есть просто выражение сочетания его умственной, эмоциональной и волевой энергией. "Личность" в естественной сфере (физической) объемлет эти различные части души, но только в этой мере. Душевная жизнь есть естественная жизнь человека.

То, что душа есть жизнь человека, весьма важно признать, потому что этот факт играет жизненно важную роль в том, какими христианами мы станем, духовными или душевными. Об этом мы будем говорить дальше.

Душа и "я" человека
...Для того, чтобы быть человеком, мы должны делиться тем, что включено в нашу душу. У каждого естественного человека есть этот элемент со всем тем, что он в себе заключает, потому что душа - это общая жизнь, которую разделяют все душевные, природные люди. До возрождения, что бы ни было включено в жизнь - будь то "я", жизнь, сила, крепость, выбор, мысль, мнение, любовь, ощущение, - всё относится к душе. Иными словами, душевная жизнь есть жизнь человека, унаследованная им при рождении. Всё, чем обладает эта жизнь, и всё, чем она может стать, находится в сфере души. Если мы точно распознаем, что есть душевно, нам будет легче позже распознать, что есть духовно. Мы сможем отличать и отделять духовное от душевного.

Глава 3. Грехопадение человека

...Зачем было Еве желать плода? Это не было просто похотью плоти, похотью очей, но также и побуждением любопытства приобрести мудрость. В погоне за мудростью и знанием, даже за, так называемым, "духовным знанием", можно увидеть деятельность души. Когда мы пытаемся умножить наше знание с помощью умственных упражнений, проводя время над книгами, не уповая на Господа, и не ожидая указаний Святого Духа, наша душа действует в полном разгаре. Духовная жизнь подавляется. Так как падение человека началось с поисков знания, Бог применяет "юродство слова о кресте", чтобы "погубить мудрость мудрецов". Разум был основной причиной падения, поэтому для того, чтобы спастись, нужно уверовать в юродство проповеди о кресте, вместо того, чтобы полагаться на свой интеллект. Дерево познания причиняет падение человека, и потому Бог использует дерево "юродства" (1 Пет. 2:24) для спасения человека. "Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом"(1 Кор. 3:18-20 и 1:18-25).

Пересмотрев тщательно повествование о грехопадении человека, мы видим, что восстав против Бога, Адам и Ева развили свои души до такой степени, что духу уже не было места, и потому они поверглись во тьму. Выдающиеся части души - это разум и эмоция. Воля есть орган решения, и потому она - господин человека. Разум есть орган мышления, эмоция - орган привязанностей...

Сатана толкнул Адама на грех, захватив волю его посредством чувства, между тем, как Еву он соблазнил посредством захвата воли, помутив её рассудок. Когда воля, разум и чувства человека были отравлены змеем, и человек пошёл за сатаной вместо Бога, его дух, обладающий способностью общаться с Богом, получил смертоносный удар. Тут виден наглядно закон, который управляет работой сатана. Он использует что-то чисто плотское (съедение плода), чтобы соблазнить душу человека на грех; как только душа согрешит, дух повергается в полный мрак. Порядок его работы всегда такой: снаружи вовнутрь. Если он не начнёт с тела, он начинает действовать на ум или эмоцию, чтобы добраться до воли человека. В момент, когда воля человека поддастся сатане, он владеет всем человеческим существом и умерщвляет дух. Но не так действует Бог. Он всегда действует изнутри наружу. Бог начинает работать в духе человека и продолжает просвещать его рассудок, возбуждать чувства, и заставлять подчинение тела его воле, чтобы в конце концов совершалась воля Божия...

Нам следует особенно запомнить, что душою человек проявляет свою свободную волю и своё господство. Поэтому Библия часто говорит, что душа согрешает. Например: "Грех души моей" (Мих. 6:7) и "душа согрешающая" (Иез. 18:4,20). А в книгах Левит и Числа часто упоминается грех именно души. Почему? Потому что душа решает грешить. Она делает этот выбор. Наше определение греха такое: "Воля поддавшаяся искушению". Грех - это дело воли души...

Исследуя характер Адамова греха, мы обнаруживаем, что помимо непослушания Богу, здесь есть ещё и своеобразная независимость. Не следует забывать здесь о свободной воле. С одной стороны дерево жизни внушает чувство зависимости. Человек тогда не обладал Божеским естеством, но если бы ел плоды дерева жизни, мог бы обеспечить себя им, достигнув этим вершину жизни, т.е. обладать жизнью Божьей. С другой стороны, дерево познания добра и зла внушает независимость, потому что человек своим усилием воли стремился к познанию того, что не было ему обещано, к чему-то, чего ему не полагалось от Бога. Непослушание было его провозглашением независимости.

Непослушанием он продемонстрировал свою независимость от Бога. Кроме того, поиски познания добра и зла показали независимость человека в том, что ими он выразил своё недовольство тем, что ему уже было дано Богом. Разница между душевным и духовным здесь кристально ясна. Духовный полностью зависит от Бога, и вполне довольствуется тем, что от Него получил, а душевный обходит Бога и тянется к тому, чего Бог не даёт, а особенно, к "знанию".

Независимость - это печать душевного. То, что не нуждается в полном уповании на Господа, а полагается полностью на свои усилия, вне всякого сомнения, душевно, каким бы хорошим оно ни казалось, даже если это поклонение Богу. Непослушание и независимость представляют всякий грех, совершённый грешником или святым.

Дух, душа и тело после грехопадения
Адам жил дыханием жизни, которое становилось духом в нём. Духом он ощущал Бога, узнавал Его голос, и общался с Ним. У него было острое сознание и ощущение Бога. Но после грехопадения дух его умер.

Когда Бог в начале говорил с Адамом, Он сказал ему: "В день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь" (Быт. 2:17). Адам и Ева, тем не менее, продолжали жить ещё несколько сот лет после того, как вкусили от запретного плода. Из этого видно, что смерть, о которой говорил Бог, не была физической. Смерть Адама началась в его духе.

Что такое на самом деле смерть? Согласно с научным определением, она есть "прекращение связи с окружением".

Смерть духа - это прекращение его связи с Богом. Смерть тела - это разрыв связи между духом и телом. Значит, когда мы говорим о смерти духа, это не значит, что его больше нет, но просто, что он утратил свою чувствительность к Богу, и таким образом стал мёртвым для Него. Истинное положение таково, что дух потерял способность общаться с Богом. Приведём пример: У немого человека есть рот и лёгкие, но что-то не в порядке с его голосовыми связками, и потому он не может говорить. Что касается человеческой речи, его рот можно считать мёртвым. Подобно этому Адамов дух умер из-за его непослушания Богу. У него все ещё был дух, но он был мёртв для Бога, потому что потерял свой духовный инстинкт. И так дело обстоит и сейчас: грех убил у духа его острое, интуитивное познание Бога, и сделал человека духовно мёртвым. Он может быть религиозным, нравственным, образованным, способным, сильным и мудрым, но в отношении к Богу он мёртв. Он может даже говорить о Боге, рассуждать о Нём и проповедовать Его, но он всё равно мёртв для Него. Человек не в состоянии слышать или ощущать голос Божьего Духа. В результате Бог часто говорит в Новом Завете о живущих по плоти, как о мёртвых.

Смерть, которая началась в духе нашего праотца, постепенно распространилась и достигла его тела. И хотя он жил ещё много, много лет после смерти своего духа, смерть, тем не менее, совершала своё дело непрерывно в нём до тех пор, пока его дух, душа и тело стали мёртвыми. Его тело, которое могло бы преобразиться и прославиться, возвратилось вместо этого в прах. Из-за того, что его внутренний человек впал в хаос, внешний должен был умереть и разложиться.

С тех пор дух Адама, как и всех его потомков, попал под гнёт души, пока не слился с нею постепенно так, что эти две части сделались близко сплетенными между собой. Автор Послания к Евреям 4:12 говорит, что Слово Бижие проникает до разделения души и духа. Это разделение необходимо, потому что дух и душа слились воедино. Будучи интимно сплетены, они повергли человека в психический мир, или мир души. Все в этом мире делается по указанию ума и чувств. Дух утратил свою силу и чувствительность, пребывая как бы в мёртвом сне. Его инстинкт познания Бога и служения Ему парализован. Он находится в глубоком обмороке, и как бы не существует. Вот это и имеется в виду в Послании Иуды 19, когда говорится: "душевные, не имеющие духа". Это, конечно, не означает, что дух человека перестаёт существовать, потому что Чис. 16:22 говорит, что Бог есть "Бог духов всякой плоти". У каждого человека всё ещё есть дух, хотя он помрачён грехом и не в силах общаться с Богом.

Каким бы мёртвым этот дух ни был по отношению к Богу, он может оставаться действенным как ум или тело. В отношении к Богу он считается мёртвым, но в других отношениях он всё ещё весьма деятелен. Иногда дух павшего человека может быть сильнее даже чем душа или тело и может завладеть всем существом. Такие люди "духовны" так же, как многие душевны или телесны, потому что их дух больше духа других людей. Таковы чародеи и ведьмы. Они действительно поддерживают связь с духовным миром, но делают это посредством злых духов, а не Святого Духа. Дух павшего человека в таком случае в союзе с сатаной и его злыми духами. Он мёртв для Бога, но очень даже жив для сатаны и следует указаниям злого духа, который действует в нём.

Уступая требованиям его страстей и похотей, душа становится рабою тела так, что Дух Святой находит бесполезным стремление найти место для Бога в таком человеке. Поэтому Священное Писание говорит: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть..." (Быт. 6:3). Библия говорит о плоти, как о сочетании не возрожденной души и физической жизни, хотя чаще указывает на грехи, которые в теле. Попав однажды под управление плоти, человек не может освободиться никакими силами. Душа заменила авторитет духа. Всё делается независимо и под диктовку ума. Даже в религиозных делах, в самой горячей погоне за Богом, всё совершается силами и волею души человека, в полном отсутствии откровения Святого Духа.

Душа не просто независима от духа, но и впридачу к этому находится под полным управлением тела. Она должна слушаться и выполнять похоти, страсти и требования тела. Поэтому каждый потомок Адама не только мёртв духовно, но он также является "из земли, перстным" (1 Кор. 15:47) Павшие люди управляются полностью плотью, поступают согласно требованиям душевной жизни и физических страстей. Такие не могут общаться с Богом. Иногда они проявляют свой интеллект, иногда похоть, но чаще всего и то и другое. Без препятствия плоть прочно управляет всем человеком...

Грех убил дух: в результате духовная смерть сделалась участью всех, и все сделались мёртвыми во грехах и преступлениях своих. Грех сделал душу независимой: душевная жизнь, следовательно, есть жизнь эгоизма и самоволия. Грех в конце концов пересилил тело: греховная природа соответственно управляет всем телом.

Глава 4. Спасение

Голгофское осуждение

Смерть вошла в мир посредством падения человека. Речь идёт здесь о духовной смерти, которая разлучает человека с Богом. Посредством греха она вошла в начале, и так это и остаётся до сего дня. Смерть всегда приходит посредством греха...

Спасение не может заключаться в человеческих реформах, потому что смерть непоправима. Грех должен быть осуждён до того, как спасение станет возможным. Именно это совершает для нас спасение Господа Иисуса Христа.
Человек, который согрешает, должен умереть. Об этом говорит Библия. Ни одно животное, или ангел, не может понести наказание за грех вместо человека. Грешит троичная природа человека, и потому человек должен умереть. Только человечество может искупить человечество. Но так как грех вошёл в человечество, его собственная смерть не может искупить его. Господь Иисус пришёл. Сам стал Человеком, чтобы принять на Себя осуждение человечества. Неосквернённая грехом, Его святая человеческая природа могла посредством смерти искупить грешное человечество. Он умер заместительной смертью, принял на Себя полное наказание за грех, отдал жизнь Свою в выкуп за многих...

Всё, чему должно было в наказание совершиться над телом, перенес Он на Себе, на Своем теле, и страдал физически до смерти... Но не только тело Его страдало, страдала также и Его душа. Душа - это орган самосознания. Перед распятием Христу давали вино со смирною для притупления сознания, но Он отказался, потому что не хотел терять Своё сознание. Души людей вполне наслаждались грехом, и поэтому Иисус в Своей душе готов был претерпеть боль грехов...

...Ап. Павел пишет, что "Он принял образ раба". Да, именно, как раб, пришёл Он избавить нас, пожизненных рабов греха и диавола. Мы также рабы страстей, нрава к привычек. Мы проданы греху в рабство. Но Он умер из-за нашего рабства и понёс на Себе весь наш позор... Грех снимает с нас блистающие одежды и делает нас нагими. Господь был раздет перед Пилатом, а потом опять на Голгофе...

Мы часто размышляем над Его физическими страданиями, но забываем о страданиях души. За неделю до Пасхи близкие к Нему люди слыхали, как Он сказал: "Душа Моя теперь возмутилась" (Иоан. 12:27). Это указывает на крест. В Гефсиманском саду снова были слышны Его слова: "Душа Моя скорбит смертельно" (Мат. 26:38). Если бы не эти слова, мы вряд ли подумали бы о Его душевных страданиях. 53-я глава книги пророка Исаии трижды упоминает участие Его души в крестных страданиях, говоря: "душа Его принесёт жертву умилостивления", "подвиг души", и "предал душу Свою на смерть" (ст. 10-12). Именно потому, что Христос понёс на Себе проклятие и позор креста, всякий верующий в Него не будет нести ни того, ни другого.

Его дух тоже страдал непомерно. Посредством духа человек общается с Богом. Сын Божий был свят, безупречен, незапятнан, отделён от грешников. Его дух был соединён со Святым Духом полным единством. Не было в нём ни минуты беспокойства или сомнения, потому что Божие присутствие всегда было с Ним...

И всё же, когда Он висел на кресте (и если был когда бы то ни было день, когда Сын Божий нуждался в Отце, этот день был, несомненно, таковым), Он выкрикнул: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мат. 27:46). Его дух был оторван от Бога. Как мучительно глубоко ощущал Он Своё одиночество, Свою оставленность. Свою разлуку с Отцом! Сын всё ещё уступал, Сын всё ещё был послушным воле Бога Отца, и всё же Сын был оставлен: не ради Себя Самого, но ради других.

Грех больше всего поражает дух; и потому, при всей Его святости Сын должен был быть оторван от Отца, потому что на Нём был грех других. Верно, что в несчётных днях прошлой вечности "Я и Отец - одно" (Иоан. 10:30). Даже во дни земных странствований это не менялось, потому что Его очеловечение не могло быть причиной разделения с Богом. Только грех мог разделить, хотя бы он и был грехом других. Иисус перенёс это духовное разлучение с Отцом ради нас для того, чтобы наш дух мог возвратиться к Богу...

Его дух перенес оставление Богом с одной стороны, и отпор нападкам злых духов с другой Дух человека настолько отрезал себя от Бога, превознесся и последовал за злым духом, что его нужно сломить совершенно, чтобы он перестал противиться Богу и порвать свой союз с диаволом. На кресте Господь Иисус принял наши грехи. Его внутренняя святая человеческая сторона была совсем разбита, когда Бог осудил порочное человечество. Оставленный Богом, Христос, таким образом, перенес глубочайшую боль греха, пребывая во тьме наказующего гнева Божьего сполна, без поддерживающей любви Божией и без света Его лица Последствие греха - полная оставленность Богом.

Теперь наша греховная человеческая природа была полностью осуждена, потому что была осуждена и наказана в безгрешном Богочеловеке Иисусе Христе. В Нем святое человечество одержало победу. Всё осуждение, которое должно было излиться на тело, душу и дух грешников, излилось на Него. Он - наш заместитель. Верою мы соединились с Ним...

Вот то, что Он совершил для нас и таково наше положение теперь пред Богом. "Ибо умерший освободился от греха" (Рим. 6.7). Фактически мы уже умерли во Христе, Духу Святому остается только превратить этот факт в наш личный опыт. Крест - это место, где грешник весь целиком - дух, душа и тело - осуждается. И посредством смерти и воскресения Иисуса Христа Дух Святой может прививать нам Божественную природу, делая нас причастниками Божеского естества. Крест несёт осуждение грешника, провозглашает негодность грешника, распинает грешника, и освобождает жизнь Иисуса Христа. Впредь, всякий, кто принимает крест, возрождается от Духа Святого и принимает жизнь Иисуса Христа.

Возрождение
...Дух человека нуждается в оживлении, потому что рождается мёртвым. Новое рождение, о котором Христос говорил с Никодимом, есть новое рождение духа. Конечно, это не физическое рождение, как это думал Никодим, и также не душевное. Нам важно заметить, что новое рождение вливает Божью жизнь в дух человека. Поскольку Христос дал выкуп за нашу душу и разрушил принцип плоти, мы, соединившиеся с Ним, становимся участниками Его воскресения. Мы соединились с Ним в Его смерти, и следовательно, в духе нашем прежде всего пожинаем осуществление Его новой жизни воскресения. Новое рождение происходит полностью внутри духа; оно не имеет никакого отношения к душе и телу...

Жизнь не возрожденного человека почти полностью управляется душою. Он может жить в страхе, любопытстве, веселии, гордости, жалости, удовольствии, наслаждении, удивлении, стыде, любви, сожалении, повышенном настроении. Или может быть полным идеалов, мечтаний, суеверий, сомнений, предположений, исканий, вовлечений, выводов, анализов и самосозерцаний. Или им может двигать жажда власти, богатства, признания в обществе, свободы, положения, славы, похвалы, знания, толкая его на принятие множества смелых решений, самоволие, высказывание упрямых мнений, или даже на подвержение себя терпеливой выносливости. Всё это и тому подобное - только проявления трёх основных функций душевных эмоций, разума и воли. Не из этих ли вещей и состоит в основном жизнь? Но из всего этого никогда не получится возрождение.

Раскаяние, сожаление о грехах, слезы или даже принятие решения не приводят к спасению. Исповедь, решение и многие другие религиозные действия никогда не являются и не могут приниматься за духовное рождение. Рациональное суждение, интеллигентное понимание, головное принятие, преследование добра, красоты и правды, - всё это всего навсего душевные действия, если дух не достигнут и возбуждён. Идеалы человека, его чувства и предпочтения могут хорошо служить человеку в качестве именно слуг, а не хозяев, и потому они второстепенны в вопросе спасения. Поэтому Библия никогда не считает новое рождение суровым обращением с телом, импульсивным чувством, требованием воли, или переменой головного понимания. Библейское возрождение происходит гораздо глубже, чем душа, или тело человека, в самом духе его, где он принимает Божественную жизнь посредством Святого Духа...

До возрождения душа человека управляет его духом, его "я" управляет душою, а страсти и похоти телом. Душа становится жизнью тела. При возрождении человек принимает Божественную жизнь в свой дух и рождается от Бога. В результате Дух Святой теперь управляет духом человека, а дух в свою очередь становится способным управлять душой, а через душу телом. Так как Дух Святой становится жизнью духа человека, последний становится жизнью всего существа. Дух, душа и тело восстанавливаются в состояние, которое соответствует первоначальному замыслу Бога, и это происходит в каждом возрожденном человеке.

Что же нужно делать для того, чтобы родиться наново в духе? Мы знаем, что Господь Иисус Христос умер за грешника. Он пострадал в теле на кресте за все грехи мира. Бог видит в смерти Иисуса Христа смерть всех людей мира. Его святое человечество умерло за порочное человечество. Но что-то должен сделать и сам человек. Он должен, упражняя веру, посвятить себя - дух, душу и тело - на соединение со Христом. То есть, он должен признать в смерти Христа свою смерть, и в воскресении Христа - своё воскресение. В этом - значение Иоан. 3:16: "Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Грешник должен уверовать в Господа Иисуса Христа. Это действие соединяет его с Ним в смерти и воскресении и дарует ему вечную жизнь (Иоан. 17:3), духовную, производящую возрождение...

Помрачённый и павший дух человека оживает, укреплённый силою Святого Духа для принятия Божественной жизни. Это и есть новое рождение. Основанием, на котором Дух Святой может возродить человека, является крест (Иоан. 3:14-15). Вечная жизнь, о которой говорит Иоан. 3:16, есть Божественная жизнь, которую Дух Святой помещает в дух человека. Поскольку эта жизнь - Божья и не может умереть, всякий, кто возрождается в принятии этой жизни имеет вечную жизнь. Как Божественной жизни абсолютно чужда смерть, так вечная жизнь в человеке никогда не умирает...

У тех, кто родился наново, есть великий потенциал духовного роста. Возрождение - это видимый первый шаг на пути духовного развития. Хотя принимаемая жизнь и совершенна, она нуждается в созревании. При новом рождении жизнь не может быть сразу взрослой. Она подобна только что сформировавшемуся плоду, жизнь совершенна, но она ещё не созрела. Поэтому перед нею открыты безграничные возможности для роста. Дух Святой может привести человека в состояние полной победы над телом и душой.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ДУША

Глава 5. Духовные верующие и душа

Разделение души и духа

...Зов креста Христова заключается в призыве ненавидеть природную жизнь, и искать возможности потерять, а не сохранить её. Господь желает, чтобы мы пожертвовали собой и покорились полностью действию Святого Духа. Если нам наново испытать на себе Его истинную жизнь в силе и водительстве Святого Духа, мы должны быть готовы предать смерти всякое мнение, труд и помысел душевной жизни этому, Господь говорит ещё о нашей ненависти или любви жизни нашего "я". Душа неизменно "самолюбива". Пока мы не возненавидим природную жизнь от всего сердца, мы не сможем по-настоящему оказаться под водительством Святого Духа. Неужели мы не понимаем, что главное условие для духовной жизни заключается в том, чтобы мы боялись нашего "я" и его мудрости, и полностью полагались на Святого Духа?

Эта война между душой и духом ведётся тайно и бесконечно внутри детей Божиих. Душа старается удержать свою власть и независимость действий, а дух стремится овладеть всем для сохранения Божьего авторитета. Пока дух достигает своей власти, душа склонна взять руководство во всех отношениях. Если верующий решит, что "я" будет хозяином, ожидая помощи от Духа Святого и Его благословения на труд, он, несомненно, не сможет приносить духовный плод.

Верующие не могут ожидать угодного Богу хождения и труда, если их душевная жизнь не была сокрушена постоянным отказом ей во власти, и не была повержена безоговорочно в прах. До тех пор, пока вся сила, нетерпеливость и деятельность душевной жизни не будет настойчиво (один за другим) пригвождена ко кресту и неутомимое бодрствование не будет сохранено, эта жизнь будет ловить всякую возможность, чтобы снова ожить. Причина для такого множества поражений в духовной сфере заключается в том, что с этой стороной души не было радикально покончено. Если от души не избавиться путём умерщвления, но позволить ей смешиваться с духом, о победе не может быть и речи. Если наше хождение не проявляет исключительно Божией силы, оно скоро будет подавлено мудростью и мнением человека.

Наша природная жизнь является грозным препятствием для духовной жизни. Никогда не удовлетворяясь только Богом, она неизменно прибавляет что-то к Нему. Поэтому она всегда лишена покоя. Пока "я" не удалено, дети Божий живут под влиянием изменчивых возбудителей и ощущений. Вот, почему они влачат такое неустойчивое (то вверх, то вниз) существование. Из-за того, что их душевные силы часто смешаны с духовными переживаниями, их образ жизни лишён стабильности. В результате они не в состоянии быть водителями других. Не оставленная ими душевная сила постоянно отклоняет их от главного, т.е. мешает позволить духу занять центральное место. В возбуждении душевных эмоций наносится сильный ущерб свободе и ощущениям духа. Радость и печаль могут подвергнуть опасности самообладание верующего и довести его самосознание до неистовства.

Лихорадочно работающий ум может повлиять на покой духа и нарушить его. Восхищаться духовными познаниями хорошо, но когда они переходят духовные границы, результатом будет только буква, а не дух. Этим объясняется, почему многие труженики, проповедуя самую превосходную истину, остаются такими холодными и мёртвыми. Многим святым, желающим духовную жизнь, присуще одно и то же общее переживание: воздыхание, потому что их дух и душа не работают заодно. Мысли, воля и эмоции души часто противятся духу, отказываются принимать от него указания, и прибегают к независимым действиям, вопреки духу. В таком положении их дух не может не страдать...
Как древняя жертва рассекалась ножом священника надвое так, что и суставы и костный мозг отделялись одно от другого, так верующий сегодня переживает разделение души и духа посредством Божьего Слова в пользовании нашего Первосвященника Иисуса Христа. Это делается для того, чтобы душа не могла больше влиять на дух, а дух не пребывал под властью души; но чтобы каждый из этих элементов нашёл свое надлежащее место без всякой путаницы и смешения. Как в начале Слово Божье действовало над творением, отделяя тьму от света, так теперь оно действует в нас, как меч Духа, проникающий до разделения души и духа. Таким образом самое благородное место обитания Бога - наш дух - полностью отделяется от низменных вожделений души...

Только Дух Святой может объяснить, что такое жизнь духа и жизнь души. Только после того, как мы научимся различать на опыте эти два вида жизни, и постигнем ценность каждой из них, мы избавимся от мелкого, неустойчивого, чувственного хождения, и наше новое хождение будет глубоким, устойчивым и духовным. Только тогда мы войдём в покой. Душевная жизнь никогда не может давать покой. Но, пожалуйста, заметьте, что это нужно познать на опыте; простое понимание умом сделает нас только ещё больше душевными...

Поскольку дух окружён душою, в него невозможно проникнуть Словом жизни без того, чтобы расколоть скорлупу души. Слово креста вонзается внутрь и рассекает оболочку души, открывая путь через душу, чтобы Божественная жизнь могла достигнуть духа внутри неё, избавляя его от душевной скорлупы. Получив печать креста, душа может теперь занять соответствующее ей положение подчинения духу. Но если душа не сделается проходною для духа, тогда она станет цепью для него. Они никогда ни в чём не соглашаются. Пока дух не займёт надлежащее ему первое место, душа будет постоянно бросать ему вызовы.

Между тем, как дух стремится достигнуть свободы и господства, могучая сила души пускает в ход все свои силы, чтобы подавить дух. Только тогда, когда крест совершит своё дело в душевной жизни, дух получит наконец освобождение. Если мы будем оставаться в неведии в отношении вреда, который приносит этот разлад между душой и духом, или не захотим отказаться от удовольствия чувственного хождения, у нас не будет почти никакого духовного прогресса. До тех пор, пока преграда, воздвигнутая душою, не будет устранена, дух не может получить освобождения.

Тщательно изучив этот отрывок Св. Писания, мы делаем вывод, что разделение души и духа зависит от двух факторов: креста и Слова Божьего...

Нам нужно следовать по стопам нашего Господа. Умирая, Иисус "предал душу Свою на смерть" (Ис. 53:12), но дух Свой отдал Богу (Лук. 23:46). Нам нужно сделать сейчас то, что Он сделал давно. Если мы на самом деле предадим душевную жизнь на смерть, а дух возвратим Богу, мы тоже познаем силу воскресения, и познаем совершенный духовный путь во славе воскресения.

(Источник: http://www.blagovestnik.org/books/00132.htm#8)

Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  http://archive.apologetika.eu/

URL этой статьи:
  http://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1291