МЕЧ и ТРОСТЬ

Епископ РПЦЗ(В) Виктор Славянский и Южно - Российский. Богословский трактат «Пути спасения в истории человечества». Часть I

Статьи / Богословие
Послано Admin 28 Авг, 2005 г. - 19:49

Богословский трактат в трех частях. Часть I: главы «ЧТО ЕСТЬ СПАСЕНИЕ», «ПУТЬ ОТ АДАМА ДО НОЯ», «ОТ НОЯ ДО АВРААМА», «ОТ АВРААМА К МОИСЕЮ», «ЕГИПЕТСКАЯ ШКОЛА ИЗРАИЛЯ», «МОИСЕЕВА ШКОЛА»

Глава первая ЧТО ЕСТЬ СПАСЕНИЕ

Тема, которой рассудилось мне коснуться, настолько обширна, что вместить её в один даже капитальный труд, чтоб освятить все тонкости этого многостороннего вопроса, невозможно. Одному перечислению путей ко спасению требуется много места, тем более – описанию их. Ведь каждый путь, будь то подвижничество, бессребреничество или юродство, подвиг мученичества и исповедничества или деяния святителей и равноапостольных, имеет свои отличительные особенности, присущие только ему, хотя при обязательном исполнении норм, основных заповедей Божиих. Тем более необходимо хотя бы кратко коснуться смысла слова «спасение», от чего спасение и конечной цели его.

В начале нужно уточнить, что разумеется под словом «спасение». Обычно этим словом называется избавление от греха и связанной с ним погибели. Но уже сразу это определение рождает много вопросов: откуда взялся грех, можно ли от него освободиться своими силами, и если нет, то в чем же сила этого греха и т.д. Далее уже к этому примыкает слово «искупление» - дело воплощения и искупительного крестного подвига Христа Спасителя Сына Божия. И опять же дело спасения не оканчивается искуплением человека от власти греха, но продолжается, вначале в земной жизни чрез борьбу с плодами греха и далее, после воскресения из мертвых, чрез вечное совершенствование в уподоблении Богу.

В свою очередь борьба с греховной «закваской» в себе и засильем зла в мире накладывает печать на пути к победе на каждую личность в связи с промыслительной целью Божией, с жизненными обстоятельствами и индивидуальными особенностями каждого. Это-то и производит тысячи путей ко спасению с их различиями в направленности деяний.

Общим для всех Христиан является обязательное обращение своего духа к Духу Божию. Спаситель указывает книжнику на эту основную заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мр.12,30). И ап. Павел напоминает об этом делании: «Всякою молитвой и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф.6, 18).

Без постоянной молитвы к Богу, без осознания того, что мы являемся творением и рабами Божиими, призванными быть проводниками воли Его, рискуем уклониться с истинного пути, впасть под власть лукавого и в погибель. Ведь Христос Спаситель наш прямо сказал: «Кто пребывает во мне, и я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5).

Для всех, вступивших на путь искания своего спасения, является также обязательным условием исполнения заповеди, заключенной в словах Христовых: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мр.8,34). В этом кратком изречении заключен весь состав настроя христианского делания. Без отвержения своих самолюбивых хотений, жаления себя, без поставления воли Божией выше своих интересов мы не можем считать себя христианами. Очень объёмна и многогранна эта обязательная заповедь, заключенная всего лишь в двух словах: «отвергнись себя».

Ап. Павел также кратко формулирует её: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5, 24). Из этой же заповеди проистекает и другая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,39). В противное же нашему спасению стоят три «великие» чада нашего самолюбия, отторгающие нас от Бога: гордость, лукавство и злоба. Далее идет весь набор многогранной греховности. И всё это противостоит одному: отвергнись себя. Самоотверженность и плюс постоянная молитва быстрее всего открывает врата милости Божией, при которой мы можем противостоять злу внутреннему и внешнему.

Но что есть грех, какое он имеет происхождение и в чем его сила? Ведь для побеждения его потребовалось воплощаться Сыну Божию и совершать искупительный подвиг в пролитии Своей крови. Также и со стороны человека требуется отвержение себя и постоянное пребывание на молитвенной страже для охраны ума и чувств от нападок этой заразы.

Здесь предельно кратко для введения в главную тему необходимо коснуться всем известной темы происхождения зла и цели его попущения Богом.

Зло имеет свое начало вне нашего человеческого мира: оно произошло ещё задолго до его сотворения. Это зародилось в высших сферах тварного бытия – в Ангельском мире. Один из Архистратигов небесных сил, похоже, главенствующий, призванный к возглавлению всеми Ангелами, постепенно стал впадать в прелестное хотение получать ещё большее почитание со стороны подчиненных ему сущностей, стал завидовать Богу, получающему гораздо большее благоговейное поклонение, далее возненавидел Его и восстал. До этого ужаснейшего события, произведшего в необъятном мире небывалые изменения, тварный мир содержался и развивался силою Божией соответственно заданной Творцом направленности к бесконечному возрастанию без борьбы и связанных с ней скорбей и лишений.

Эту заданность святые отцы усматривают в словах о сотворенности «по подобию Божию». Если в слове «по образу» все богословы видят наличие в бессмертных разумных творениях полное отображение всех качеств, которыми обладает Сам Творец, то словосочетанием «по подобию» отмечена направленность к бесконечному возрастанию из силы в силу, от несовершенного к более совершенному, начиная от нуля и далее к бесконечному уподоблению Богу. В этой направленности взят образцом для подражания Сам всесовершенный Бог. В то же время Бог, являясь Сам Любовью, в основу тварного бытия и этого пути возрастания вложил именно любовь. Все существа наряду с вечным познанием истины взращивают в себе благоговейную любовь к Богу и вышестоящим сущностям и одновременно – сострадальческую любовь к нижестоящим. К тому же, нужно сказать, любовь в данном случае является не только внутренним состоянием, но действенным проявлением её в виде потока энергии, который святые отцы называют «просвещением». Этим путем поступает действенная помощь в совершенствовании.

Такой порядок, сопровождаемый постоянной безмятежностью и блаженством, не имел сбоя. Но он не был совершенным, потому как существа, на какой бы ступени совершенства они не стояли, могли в любой момент в силу своей свободной воли сделать нелучший выбор. Тем более это усугублялось отсутствием опыта противления злу, ещё никому не известного в то время. И это обнаружилось вдруг в момент объявления Денницей-сатаной начала восстания: одна треть всех существ впала в служение злу, в противление Богу. Тут-то и обнаружилась недостаточность мирного совершенствования в добре без знания зла, без борьбы с ним. Вот в этот-то момент познал Ангельский мир, что есть ложь и зло.

Бог мог бы остановить процесс ниспадения дьявола, или хотя бы оградить от его растлевающего влияния нижестоящие миры. Но это только оттягивало бы момент катастрофы до времени, не произведя полного врачевания. И наконец момент пришёл.

Встает вопрос: только ли сущности, ставшие бесами, подверглись тлетворному воздействию дьявола? Ответ мы можем найти в словах преп. Нила Мироточивого, являвшегося спустя двести с лишним лет после своей кончины. Он говорит: «Денница, дерзнув восхитить подобие Святой Троицы, уготовал себе трон, чтобы вознестись на нем превыше трона Божия, (т.е. собрал сторонников, чтобы сделать из них себе трон. – Автор). Как только стал он осуществлять свой нечистый замысел в духовном мире, то потряслись небеса, поколебались ангелы (дословно: «закружились». – Автор); не поддержи их Михаил Архангел могучим гласом своим к сопротивоборству словами: «Станем добре, станем со страхом Божиим». Не предвари сказать он сих слов, утвердивших единодушных с ним, - единый Бог весть, что могло бы произойти с небесами небес; единому Богу то известно» («Посмерт. Вещания преп. Нила Мироточивого». Афон, 1912 г.).

Похоже, все Ангелы всех девяти ступеней подверглись его соблазну, но поддались полностью не все , или все, но в разной степени. Поэтому требовалось покаяние всех, к чему и был дан клич со стороны Архистратига Михаила.

С этого момента в тварном мире началась борьба идей, а в среде верных Богу – сопротивление соблазну впасть в неверность Богу. Нам недоступно знать, какую они вели борьбу с грехом и какую выдержали войну с силами зла. Есть только утверждения святых, что Ангелы низвергли врагов, закалили и освятили волю свою в борьбе со злом, и теперь стали практически неспособными на отпадение от Бога. Бесы же стали неспособными на покаяние и исправление, и даже на то, чтоб удержать себя от творения зла. Их удерживает только святая воля Божия. Они стали мерзкими вместилищами зла.

О них говорит преп. Серафим Саровский: «Они гнусны, их сознательное противление благодати обратило их в ангелов тьмы, в невообразимые чудовища. Но, будучи по природе ангелами, они обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бы бессильной их ненависть против Божия творения; но они пытаются погубить тварь изнутри, склоняя человеческую свободу ко злу» («Откровение преп. Серафима Саровского». Париж, 1932 г.)

Из этого уже можно себе представить, какой могла быть эта война, и насколько неукротима их злоба.

Переход же этой борьбы со злом и грехом в наше земное бытие произошел следующим образом. Первая клетка человеческой цивилизации – Адам и Ева получили от Бога благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1,28)

Это благословение вызывает множество вопросов, на которые не легко ответить. Во-первых, зачем нужно размножение тварей, тем более таких, которые должны пасть? Ведь Бог в силу Своего всеведения знал заранее о том, что они уйдут в неверность. Во-вторых, это благословение звучит как обычное для всех творений и разумных и неразумных: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях», - сказано при сотворении рыб. В таком случае это является первым законом тварного бытия, независимо, будет оно верным или нет.

Но тут возникает третий вопрос: если Бог знал о будущем падении человека, то зачем его творил, да ещё с таким приготовлением и возведением в царственное достоинство? И, наконец, основной вопрос, на какой, кажется, ещё никто не ответил: зачем Господь допустил дьявола искусить первых людей до исполнения благословения на размножение? Можно вполне допустить такую мысль, что в необъятной вселенной, заполненной материальными мирами, могли быть или сейчас есть другие цивилизации, подобные человеческой. Но предположить падение их в противление Богу до размножения, пожалуй, невозможно.

Если бы была ещё такая цивилизация, целиком ушедшая в лагерь сатаны своим противлением, то пришлось бы Сыну Божию так же воплощаться в их плоть и обновлять их искупительным подвигом.. Допустить как возможное можно только такое: если есть ещё подобные материальные миры, которые неминуемо были втянуты в борьбу между добром и злом, то им непременно Бог дал возможность размножиться до начала разделения. В таком случае должно произойти разделение на Божиих и дьяволовых, образовалась цивилизация святых и злых. Там обновлять природу искупительным подвигом Сына Божия не было бы нужды: злые при раскаянии могли переходить на сторону добрых и с их помощью очищаться. Человеческий же случай с уходом в противление Богу до размножения, можно сказать с уверенностью, является единственным, и мог произойти только по особому Божию смотрению.

В таком случае такой вопрос: какая цель создания этой особенной цивилизации, которой попущено пасть до размножения явно с какой-то особенной целью? Ответ именно на это даёт ап. Павел: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов» (1 Кор.6,3). Люди Божии, в данном случае разумеющиеся – победители дьявола, победоносно отвергнувшие его искушения, сохранившие верность Богу в любых обстоятельствах, даже и пред лицом смерти, уже тем самым судят дьявола со всеми его падшими с ним ангелами. Но ведь всем известно, что есть единый Судья – Сам Бог. Однако Спаситель говорит: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5,22), – и далее добавляет: «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (27). Эти слова можно понимать, видимо, так: как Бог – Сын Божий Господь наш Иисус Христос не судит свои творения по многим причинам, тем более здесь разумеется не вынесение судебного приговора, а как показания истца и обличителя. Божию суду в основном противятся бесы, по-видимому, называя это избиением сильным слабого, младенца, всемогущим Творцом – немощной твари. Нил Мироточивый говорит об этом: «Злые духи оклеветывают во всем судьбы и заветы Божии, дабы из зависти не дать людям унаследовать то место, которое они утратили, и дабы явить себя правыми, Бога же неправым, а выполнение заповедей Его, якобы невозможным».

При отсутствии достаточного количества данных об Ангельском и бесовском мире приходится домысливать эти скупые сведения. Явно дьявол клевещет на Ангелов, как некогда на многострадального Иова, что Господь их облагодетельствовал, помогал им, а не ему с его полчищами, и потому Ангелы победили. Тогда Бог творит особенную цивилизацию, которую попускает сатане искусить в самом зачаточном состоянии, так что все последующие за первыми людьми поколения становятся духовными уродами. Первый отпрыск их Каин убивает из зависти брата, и это повторяется в разной степени по сей день. Бог не создает исключительных условий и благ для этой человеческой цивилизации, но попускает только скорби и лишения. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят», - определяет Адаму Господь за неверность Ему. Но в этом содержится не только проявление гнева, но определение на повышенные блага: чрез эти скорби дано человеку судить падших ангелов, посрамить их. Дьявол уже не скажет Богу, что ты облагодетельствовал их. На суде же над ним Господь укажет именно на то, что эти духовные уроды, ставшие такими по вине его происков, немощные младенцы, сравнительно с ним и бесами, будучи полностью бесправными и преследуемыми особенно в последние дни мира, не восстали против Бога и даже не возроптали как бесы и злые люди.

Они в ужаснейших условиях, о которых говорит Спаситель, что «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне, и не будет», сохранят верность Богу. Возможно, их останутся единицы, но вот им-то и дано будет быть главными обличителями «ангелов», т.е. судить их. Христос, будучи Сыном Человеческим, уже осудил дьявола с бесами претерпением высших скорбей, пролитием Своей Крови за род человеческий. По-видимому, дьявол и на это выдумал какую-нибудь реплику в виде такого, что Он Богочеловек, а не просто человек. Так вот поэтому, видимо, почти то же самое должны повторить истинные рабы Христовы в последние дни. Для этого-то осуждения сатаны и попустил Бог пасть первым людям до их размножения, пройти скорбнейший путь всем поколениям и оказаться в конце времён отданными на истязания вместившемуся в антихриста сатане.

Итак, с падением Адама и Евы начался особый путь спасения.

Продолжение далее на стр. 2, 3, 4


Глава вторая ПУТЬ ОТ АДАМА ДО НОЯ

Рассматривая историю человечества, Церкви мы обнаруживаем несколько отрезков её, резко отличающихся один от другого образом борьбы с грехом, путями спасения. В раю первые люди не имели нужды борьбы с грехом, в утруждении себя религиозным служением Богу. Они могли неизвестным нам образом общаться с Богом лицом к лицу, были водимы благодатью Божией. Но по изгнании их из рая с утратой благодати сразу началось религиозное служение Богу, искание Его милости. Уже первые сыновья Адама приносят жертву Богу. Однако в Священном Писании говорится, что после рождения Еноса от Сифа – третьего сына Адамова, получила начало религия: «Тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт.4, 26).

Произошла как бы задержка. Первое поколение, видимо, было уверено, что скоро родится «Семя жены», которое будет поражать змея в голову, т.е. придет обещанное Богом спасение. Но оно не приходило, и надо было просить у Бога ускорение этого. Необходимость же спасения была явная. Каин свершает высшее зло – убийство брата. Потомок его в пятом колене – Ламех уже признается женам своим: «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт.4,23-24). Ламех как бы похваляется высшим преступлением и явно вполне уверен, что этим добился большей безопасности, коль за убийство его взыщется «в семьдесят раз всемеро». Уже здесь похвальба злодейством как геройством.

Ко времени же девятого поколения от Адама нравственность имеет уже такой уровень: «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт.6,5-6). То, что восскорбел Бог и раскаялся, сказано для понятия людям, в то время непостижимого, потому как Бог, будучи благ и неизменен, не может скорбеть и раскаиваться. Всё происходящее было ведомо Богу. Было известно Ему не только будущее развращение, но и конец его, когда согласно перевода «Семя жены сотрет главу змия». Но для того, чтоб как-то понять истинную причину уничтожения потопом человечества, не признав достаточным аргументом «раскаялся», нужно признать действительную силу растлевающего зла, против которого в то время были люди бессильны противостоять. Но и это Богу было известно.

Однако допотопное человечество, хотя и не устояло в борьбе со злом, всё же выполнило свою миссию и должно было сойти с арены борьбы, будучи замененным следующими поколениями. Оно должно было выработать нужный опыт в борьбе со злом и передать его новому человечеству чрез оставшихся в живых своих представителей. Этот опыт передавался не через всех людей, но по линии избранников от Адама до Ноя. Всё человечество, скатывающееся ко злу, было средой для приобретения опыта борьбы с ним этих избранников. Была борьба со злом и было искание пути спасения и в то время, но не всеми. О седьмом от Адама Енохе, который был взят живым за добродетели на небо, сказано, что он боролся со злом, обличал беззаконников. «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се идет Господь со тьмами Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвели их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд.14-15).

Основным растлевающим грехом допотопного времени является всестороннее плотское услаждение себя при отсутствии какой-либо работы над собой в целях духовно-нравственного и интеллектуального самовоспитания. Поэтому записано сетование Бога: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (6,3). В этой фразе звучит одновременно указание на хулу на Духа Святого – не прощаемый грех – пренебрежение всем Святым с сознательным противлением истины, и подчинение себя только закону плоти – похотям с полным противлением велениям духа. Поименование человека «плотью» повторяется в данном сказании несколько раз. Это указывает, хотя и косвенно, на то, что в человеке руководящую роль должен иметь дух, всегда открытый для голоса Божия. Он же волевым импульсом повелевает душой, а та своим разумом – телом. Получалось же всё наоборот: тело со своей похотью понукало разумной душой, а та склоняла дух обоснованием необходимости и целью выживаемости поступаться высшим принципом. Это отлично видели допотопные патриархи. Кстати, они могли передавать изустно от первого человека до четвертого и пятого колена заветы Божии и свой духовный опыт, пользуясь своим долгожитием. Так Адам мог преподать свое назидание Мафусаилу, а тот – уже Ною.

Праведный Ной унаследовал все знания этой династии избранников, но из этого дошло по преданию до Моисея, который записал в Библию, совсем немногое: только происхождение человечества и Ноев потоп. Поэтому о путях спасения в то время по таким скудным данным судить трудно. Известно лишь, что приносились жертвы Богу, что сделал и Ной по выходе из ковчега по прекращении потопа. Одно ясно, что человечество в основной своей массе проиграло в борьбе со злом, но оно выиграло битву в том, что сохранило верность Богу в лице ветви избранников, к тому же обогатив их опытом целой эпохи.

Глава третья ОТ НОЯ ДО АВРААМА

Из сказанного о доноевском времени видна одна особенность: не все патриархи имели прямой контакт с Богом, но только Адам в раю, Енох и Ной. О Енохе сказано: «И ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5,24). И о Ное пишется: «Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога», – и далее: «Ной ходил пред Богом» (Быт.6,8-9).

В связи с тем, что Ной был большой праведник, и с тем, что в его время свершились важнейшие исторические события, Священное Писание уделило большое место для повествования о нем. Подобное происходит только после с Авраамом и Моисеем.

Мы не можем знать, как общались эти великие праведники с Богом, как Он преподавал им повеления Свои и в каком виде являлся им. Но эти повеления имели вид точных указаний до мельчайших подробностей, что говорит не о каких-то видениях во сне или наяву. Неизвестны нам и подвиги этих праведников, какими они угодили Богу. Под словами: «ходил пред Богом», – можно понимать и постоянное молитвенное пребывание, и память о Боге.с постоянным подчинением себя воле Божией, и нравственно-духовную чистоту со святой настроенностью. Вернее же всего, это всё пребывало у них. Неизвестно нам и то, в каком виде передавался опыт угождения Богу от отца сыну, начиная от Адама: в виде ли поучения или просто примером и поведением в обыденной жизни. Ясно, что они поучались больше чрез отрицательный пример окружающего мира, не соответствующий тем данным, какие они имели по наследству.

До Ноя Господь не преподал людям заповедей, кроме тех, какие получил Адам в раю, и не заключал завета с людьми. Ной же, как родоначальник новых поколений нового времени, получает и то, и другое. Господь дает ему точные указания о построении ковчега до потопа, и после – о выходе из него. По выходе же из ковчега Ной со своими сыновьями и их жёнами спешит отблагодарить Бога за спасение принесением жертвы – единственным способом служения Богу в то время. И опять для нашего скудоумия Моисей пишет в доступном пониманию виде: «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь Бог в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (8,21). Безусловно, Бог и до этого знал о наследственности зла со дня грехопадения Адама, знал и о том, что будет опять погублено всё живое при конце мира. Но это решение Божие говорит только о будущем времени до этого конца.

И опять Господь даёт то же благословение: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Но уже далее следуют несколько иные слова – вместо «Владычествуйте над рыбами», – следует: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные».

Далее Господь устанавливает завет с людьми: «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякой душею живою» (9,8-11). Смысл завета заключается в том, что Бог обещает не губить больше человечество потопом, в знак чего поставляет на небе среди облаков радугу, как напоминание об этом завете. Возможно, до потопа климат был иной, при котором не было такой концентрации влаги в воздухе в виде грозовых облаков. Об этом упоминается лишь в описании рая: «Пар поднимался с земли и орошал все лицо земли» (Быт.2,6).

От Ноя же с поколениями при разрешённом теперь вкушении мяса требовалось: «Всё движущееся, что живёт, будет в пищу; как зелень травную даю вам всё; только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте» (9,3-4).

По лёгкости заповедей, даваемых Господом людям, можно судить о духовно-интеллектуальном возрасте в разное время. Адаму в раю повелевается всего лишь не есть плод запретного дерева «познания добра и зла»; по грехопадении вообще нет никаких установлений. И после Ноева потопа дана такая легкая заповедь, что в сравнении с Моисеевым законом просто можно назвать детской. Однако, судя по указаниям Бога о построении ковчега и далее, видим в лице Ноя богодухновенного великого человека. Особенно это видно в его пророческом благословении сыновей с предсказанием судеб их потомств до скончания мира. Так за поступок своего сына Хама в осмеянии отца пред братьями Ной говорит: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (9,25). Он не произносит проклятье на сына, проклиная его потомство, но на его сына Ханаана, потому что Хам получил благословение от Бога на спасение от потопа. Обычно считается проклятым Хамово колено, но, судя по приведенному тексту, получило проклятье только потомство Ханаана – одного из сыновей Хама. Также, похоже, Ханаан был соучастник греха. Возможно, он указал Хаму на обнаженного деда.

Высшее благословение получил старший сын Сим: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему» (9,26). С хананеями евреи были всегда во вражде, и если они жили под властью последних, то платили дань (см. Нав.16,10). Но главный смысл этого благословения в том, что чрез него Сим получает удел избранника на продолжение рода, из которого должен родиться Мессия – «Семя жены».

Однако это благословение имеет силу до исполнения пророчества о пришествии Христа. Далее следует другое исполнение: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (9,27). Здесь видно, что иафетитам предсказывается и количественное превосходство, и переход благодати Божией к ним. Это сбылось с пришествием Христовым, когда бывшие язычники из иафетитов примкнули к последователям Христа из семитов и потом заняли первенствующее положение – вселились в шатры Симовы.

И опять ничего не сказано о методах угождения Богу. Лишь поступок Сима и Иафета в противное Хаму, когда они, пятясь задом, накрыли наготу отца одеждой, стараясь не взглянуть, говорит о нравственной высоте ветхозаветной ветви избранных.

Из сказаний Священного Писания о времени от Ноя и до Авраама почти ничего нет примечательного кроме Вавилонского столпотворения. Но этот эпизод открывает опять же только отрицательную сторону жизни человечества того времени.

«Двинувшись с востока, они (потомки Ноя. – Автор) нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (11,2.4). Жаждасделать себе имя всегда толкает честолюбивых людей ставить во славу себе гигантские памятники. А потом потомки гадают, с какой целью создавались эти зикураты, пирамиды, стоухенджи и головы острова Пасхи. Наверное, ответ и указан в Библии словами: сделать себе имя! Ведь и дьявол некогда, согласно пророчества пророка Исаии о царе Вавилонском, изрёк: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14,13-14).

Предполагают, что затея построения башни исходила от Нимрода, внука Хама, который уже распространил в то время свою власть и своё влияние на всех потомков Ноя. Наверное, уже тогда возникала опасность создания фашистской диктатуры. Поэтому Господь рассеивает сынов Ноя посредством смешения языков. В этом смешении видится творческий акт всемогущества Божия. Так потом происходит похожее на это при сошествии Святого Духа на Апостолов. То же видится и в так называемой гласалалии. Люди, не верящие в чудо, приходят к мысли, что под смешением языков разумеется утрата согласия между строителями этой башни. Но даже и в этом случае видится непосредственное вмешательство Божие. Цель же расселения видится здесь как необходимость, чтоб не допустить согласного скатывания к разложению всего нового народа, быть может, ещё худшего, чем был до потопа.

И опять доавраамовское человечество проиграло битву против зла. Уже об отце Авраама Фарре есть упоминание: «И сказал Иисус (Навин) всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской» (Ис.Нав.242-3).

Надо сказать: об идолопоклонстве, как страшном отступлении от Бога, гораздо большем грехе, чем наличествующее в то время нравственное растление, здесь упоминается впервые. Если акт смешения языков был явно вызван опасностью создания государства насилия и благоприятной почвы распущенности, то теперь пришло время борьбы с иноверием, идолопоклонством.


Глава четвертая ОТ АВРААМА К МОИСЕЮ

Причина, побудившая патриарха Фарру покинуть Ур Халдейский, чтобы идти с сыном Авраамом и Лотом, сыном умершего брата Араана, не указана. Ему повеления от Бога на это не было. Возможно, в то время было почти массовое бегство из нижней Месапотамии, т.к. там царил социалистический фашизм. Согласно глиняных табличек с клинописью, теперь открывается, что там всё было национализировано партией жрецов вплоть до уничтожения семьи (см. И.Шафаревич «Социализм», 1974 г.). Возможно, также там было чрезмерное засилье язычества. Поэтому Фарра, как уже упоминалось, подвергся влиянию идолопоклонства, и, возможно, по настоянию сына покинул Ур. Но он не дошел до Палестины, остановившись в Харране, где и умер.

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя» (Быт.12,1-2). И Авраам вышел из Харрана с женой Саррой, племянником Лотом, с рабами и имеющимся скотом в Палестину. С этого началось опять новое время - период подготовки создания избранного народа. Аврааму было в это время 75 лет, а Сарре – на 10 лет меньше, однако Господь не давал им детей, что очень терзало их и обращало к молитве к Богу. Ради этого-то и попускалось им такое.

Авраам всесторонне совершенствовался в праведности разными, посылаемыми ему искушениями и постоянными обещаниями в поддержку произвести от него особый народ. Отправившись в Египет, куда не было повеления Божия, он чуть не лишился своей Сарры: её хотел взять себе женой фараон. «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (12,17).Фараон вынужден был извиняться пред Авраамом и с почестями провожать домой. Так Господь лишениями с одной стороны и чудесными явлениями – с другой воспитывал праведника во всех добродетелях, чтобы сделать отцом народов. Это видно даже в том, как праведность его проявилась в деле раздела территории с Лотом. Авраам уступил право выбора Лоту, и тот воспользовался этим, выбрав цветущие в то время окрестности Содома и Гоморры. После пришлось раскаяться в этом.

Здесь вновь явился Господь Аврааму, указал на все стороны света и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, тебе даю Я и потомству твоему навеки и сделаю потомство твое, как песок земной» (13,15-16). Далее говорится, что Авраам двинулся в путь «и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу».

Так вся жизнь этого праведника, все события её имеют явно воспитательный характер. Сначала посылается искушение, а после – чудесная поддержка и назидательное укрепление в вере. Так, случилось Аврааму со своими людьми воевать против людей соседних царьков, напавших на Содом и пленивших Лота. Авраам, не будучи профессиональным воином, всё же сумел победить их, отнял добычу и людей и вернул хозяевам. Царь Содомский вышел ему навстречу и с ним – загадочная личность «Мелхиседек, царь Салимский, (который) вынес хлеб и вино, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, владыки неба и земли». Авраам отказался взять взять себе что-либо из отнятого у врагов, проявив вновь великодушие. И после этого опять явился ему Господь, укрепляя его: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя будет весьма велика» (15,1). И вновь Господь обещает ему наследника и потомство.

Здесь Авраам просит чудесное удостоверение в этом, и Господь указывает ему, как сделать: взять трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, рассечь их пополам и положить части одна против другой. Также взять и положить голубя и горлицу, но не рассекать их. Авраам сделал это.

«При захождении солнца крепкий сон напал на Авраама, и вот, напал на него ужас и мрак великий». В этом сне Бог открывает ему будущее его потомства, что оно будет четыреста лет пришельцами в чужой земле в угнетении. «Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут сюда с большим имуществом». Почему-то Господь даёт это первое пророчество не наяву, а в сонном видении.

Так Господь воспитывал Авраама всю его жизнь. Было искушение по просьбе Сарры, что пришлось иметь как жену служанку её Агарь, а потом за превозношение прогнать с её сыном Измаилом. Потом Господь при очередном явлении нарёк имя ему Авраам вместо Аврам, а Сарры – вместо Сары, в знак ожидаемого многочисленного потомства. Далее опять полагается завет, по которому Авраам должен производить обрезание младенцев мужского пола в восьмой день по рождении. Этот завет назван вечным, т.е. постоянным. В Священном Писании многие установления названы вечными, но их действия назначались до исполнения основного завета – рождения «Семени жены».

И однако после всех этих явлений Божиих Авраам и Сарра проявляют как бы маловерие. При обещании рождения сына от Сарры Авраам говорит Богу: «О, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!» Такое же сомнение являет Сарра при явлении Бога в виде трех Ангелов. Она рассмеялась над обещанием родить ей через год в это время, за что получила порицание.

Вера Авраама укрепилась особенно после событий с гибелью Содома и Гоморры по открытому ему смотрению Божию. После массы таких воспитательных явлений Авраам настолько укрепился, что по велению Божию решился на принесение в жертву Богу своего сына Исаака – единственное ценное для него в этой жизни. Здесь вера его уже была достойной отца богоизбранного народа. Вера Авраама подвигла на решение ни в коем случае не брать жену своему сыну Исааку из хананеев., но только из родственников своих из Месопотамии.

Воспитательная подготовка Богом родоначальников будущего богоизбранного народа продолжилась и при его сыне Исааке, и при его внуке Иакове. Так сказано об Исааке: «И молился Исаак Господу о Ревекке жене своей, потому что она была бесплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его». Бесплодие и после быстрее всего приближало людей Божиих к Богу. Так усиленно молились родители пророка Самуила, судьи Израилева Самсона и Иоанна Предтечи.

Господь также явился Исааку и вновь повторил обетование о будущем многочисленном потомстве. И Авраам и Исаак, а также и Иаков укреплялись надеждой на исполнение обетования о потомстве. Фактически и все прежние поколения жили надеждой на рождение «Семени жены» - Христа Спасителя, а добавившееся чаяние рождения нового народа от Авраама было уже составной частью первого. Это же ожидание потомства было частью их не очень-то объёмного вероучения. Всё богословие их заключалось в полученном по преданию сказании о происхождении мира и человека, об изгнании первых людей из рая и об уничтожении последующих поколений за распутство потопом. К этому содержанию ещё добавилось сказание о делах Хама и его потомства – хананеев. Исходя из этих данных, строился и их закон для исполнения. Основным стержнем служения Богу была верность обетованию, сказанию о Боге Творце. Жизненным же правилом было не смешивание с хананеями по причине проклятия потомства Ханаана Ноем и за их распущенность нравов.

Ревекка просит Исаака отпустить Иакова из страха, что его убьёт Исав за отнятое у него первородство и благословение отца. Она говорит: «Я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмёт жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?» (Быт.27,46). Исаак призвал Иакова и вновь дал ему благословение, сказав при этом: «Не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей; Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народа» (28,1-3). И Иаков послушался отца с матерью, отправившись в Месопотамию за женой.

В отличие от него Исав обладал не очень хорошими качествами, за которые лишился благословения Божия. Он, уже имея жен из хананеянок, и сверх того пошёл и взял в жены дочь Измаила, сына Авраама от Агари.

Что примечательно в данной истории, это то, что Ревекка обладала большими психологическими дарованиями, чем Исаак. Она возлюбила сына Иакова, обладающего всеми достоинствами продолжателя ветви избранников, из которой должен родиться Христос. Исаак же любил Исава, несмотря на его неистовство, за которое получил прозвище Едом. Господь с помощью Ревекки возвел Иакова в патриархи.

На пути в Харран Иаков получил во сне откровение. Он увидел лестницу до небес и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по ней. Наверху же её увидел Господа, Который вновь повторил обетование о многочисленном потомстве, закончив словами: «Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Этого обетования было уже достаточно, чтоб оно как путеводная звезда руководила им и укрепляла в его жизни. Но одновременно здесь опять отмечен низкий уровень богословского сознания: Иаков не понял, что Бог обещает быть всюду с ним, но убоялся и сказал: «как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (28,17). Поэтому он взял камень, который был в изголовье, и поставил его памятником, решив сделать этот камень домом Божиим и приносить десятину всего Богу.

Действительно, Бог всегда сопутствовал Иакову, как Аврааму. О всех делах его здесь говорить нет надобности, т.к. это не касается темы – рассуждений о путях спасения. Нужно только в данном случае подчеркнуть одно: всё человечество того времени уже отступило от Бога, вновь стало только «плотью». Ветвь же избранников содержала в строгости только верность Творцу и несоединение с развращенным миром. Борьбы с окружающим зловерием не велось, и, к удивлению нашему, не было такого ревностного противления идолопоклонству.

Не упоминалось совсем до далёких времен Иисуса Навина то, что Фарра, отец Авраама, соучаствовал в служении идолам. Далее Авраам посылает слугу взять сыну жену из семейства Нахора, не говоря о его идолопоклонстве. И Исаак посылает Иакова к Лавану взять жену из его рода, не взирая на этот грех. Даже то, что Рахиль, жена Иакова, дочь Лавана украла всех божков своего отца, не получила порицания со стороны Иакова, но наоборот, он обещает Лавану: «У кого найдёшь богов твоих, тот не будет жив». Иаков оскорбился тем, что Лаван явил к нему недоверие, произвёл обыск, но не сказал, что боги его суть изображения бесов, что он неверен Богу. Поэтому надо сказать: даже избранной ветви не дано ещё было бороться со злом и отступлением, но только возрастать в благочестии и верности обетованию.
Лишь после того, как возникла опасность для жизни Иакова и всех людей его, в связи с поступком его старших сыновей, и после очередного явления Божия по этому поводу, он заставил всех собрать своих идолов и закопал их. После этого он покинул эти края, переселившись со своим хозяйством в Вефиль. Перед смертью Иаков, благословляя сыновей, напомнил Симеону и Левию их коварный поступок по отношению к сыну местного князя, согрешившему с их сестрой Диной и просившему отдать её ему в жену. Они дали согласие, заставив всех мужчин произвести обрезание, а потом пришли, вооружившись мечами, и поразили всех мужского пола, а женщин взяли в плен, забрали и весь скот их. Эта мстительность за обиду, нанесенную их людям, и ненависть ко всем чуждым их веры, видимо, унаследована от них современными богоубийцами из евреев.

Иуда, четвертый сын Иакова получает благословение отца и Божие, будучи более подходящим из всех братьев на роль продолжателя династии избранников. Это видно даже в том, как он защитил своего брата Иосифа от расправы жестоких собратьев. Он предложил лучше продать его купцам в рабство, нежели пролить его кровь.

Со дня продажи Иосифа в рабство в Египет и позже – переселения туда всего семейства Иакова, началось предсказанное Аврааму четырехсотлетнее пребывание Израиля в чужом народе.

Глава пятая ЕГИПЕТСКАЯ ШКОЛА ИЗРАИЛЯ

О периоде пребывания евреев в Египте относительно их духовного роста, их верования мало что известно. Предположительно можно считать, что в основе их жизненного пути был консерватизм и обособленность от туземцев. О жизни их в Египте кратко сказано: «И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились» (Быт.47,27). И далее: «Сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» (Исх.1,7). Усилились они настолько, что занявший пост новый фараон, видимо, новой династии, не знавший дел Иосифа, был этим усилением встревожен и стал применять меры пресечения их рождаемости, вплоть до уничтожения новорожденных младенцев мужского пола. Он стал всячески притеснять и изнурять их непосильным трудом и тяжкими жизненными условиями, стараясь уменьшить тем рождаемость.

Таким образом, Израиль оказался в порабощении, возможно, на целую сотню лет. Естественно, в их среде в данное время усилились чаяния исполнения обетования Божия о возвращении в Палестину, где текут молочные реки. Это верование с одной стороны было полезным для взращивания нового народа, т.к. обособливало их, отчуждало от язычников- туземцев, но с другой – оно было малоэффективным в духовном росте. Ничего нового, как видно из написанного, не привносилось. Явно не было ни учителей, ни вождя. Они замыкались в себе, внутри своих племен. Видимо, управляли ими родоначальники их племен, но очень сомнительно, что они были единомышленны, кроме ожидания исхода в землю обетованную. Не исключено, что часть израильтян селилась в прилегающих к земле Гесем областях среди язычников, да и в указанной земле, по-видимому, был большой процент туземцев. Это заставляет считать, что язычество окружающих местных жителей, так или иначе, накладывало свою печать на формирование нового народа. После уже в пустыне оно проявляло свою силу и в воспоминании о котлах с мясом, у которых они сидели в Египте, и в желании иметь видимого бога с языческим служением ему в виде увеселения и пиршеств. Языческий аспект их верований был довольно сильный, что видно из инцидента с золотым тельцом, которого им отлил Аарон по их требованию, и по причине чего Бог предлагает Моисею уничтожить этот народ, а от него произвести новый.

Из данных Священного Писания о пребывании Израиля в Египте видно: целью Божией в деле создания нового народа являлась подготовка к пришествию «Семени жены» – готовилась не только династия благословенных, от которой должна произойти способная родить это «Семя» – Христа, но и среда для этого – новый, обособленный от этого развращенного мира народ. Этот народ должен быть многочисленным, сильным, чтоб мог противостоять враждебному окружению. Для этого потребовалось четырехсотлетнее пребывание сего народа в относительно благоприятных условиях в земле Гесем. Но чтоб осталось меньше воспоминаний о котлах с мясом, Господь напоследок попускает им невыносимые условия, порабощение.

Хорошо, что у них возрастало чаяние обещанного возвращения в землю обетованную. Народ дорастал, и уже явно готов был к переводу на следующий «курс» образования. Оставалось дело за вождем и благословением Божиим.


Глава шестая МОИСЕЕВА ШКОЛА


Ступень, на которую возвел Господь Израиля исходом из Египта, сразу была отмечена чрезвычайными чудесными явлениями. Это было подано явно в помощь свершению невероятного действия Божия, каким явился вывод из страны огромного народа, и далее перевоспитание его из неуча с языческим наслоением в народ-богоносец.

Всегда чрезвычайные меры промысла Божия сопровождались массой чудесных явлений. Это было при Ное и при Аврааме, и теперь – при Моисее. Тем более такое было явлено после в дни пришествия Христова. Поэтому массе чудесных явлений должны были изумляться израильтяне при исходе из Египта и быстро совершенствоваться, взирая на пути водительства Божия. Но что мы видим, при таком изобилии чудес, благодеяний Божиих, евреи оставались жестоковыйными ропотниками вплоть до открытого бунта. Это не говорит о том, что другой народ поступил бы лучше на их месте. Хотя можно теперь сказать, что, возможно, другие были бы более послушными, ведь по распятии Христовом нежестоковыйных, пошедших за Христом , оказалось меньшинство в этом народе, в то время, как из язычников составились поместные церкви. Евреи не были отстранены от миссии народа – родителя Мессии ради ветви избранников, ведшейся не от них, но от Адама.

Также учитывались плоды учительства их отцов Авраама, Исаака и Иакова, каких повторить было невозможно и не было смысла. Их делало народом избранным вера отцов их в Единого Бога и в чаяние рождения «Семени жены», что отсутствовало у других народов. Но это не является достаточным основанием для гордостного козыряния: «мы чада Авраама», –постоянно повторяемого ими и теперь. Это ведь дано им Богом, а не выработано самими, и дано не за их святое естество, но во исполнение непостижимых смотрений Божиих.

Создание человеческого мира, воспитание ветви избранников, даже выращивание нового народа не являлось целью облагодетельствовать какую-то национальность, как внушили себе отщепенцы еврейского народа, распявшие Христа, но для спасения всех людей, и даже более того – выполнения особой миссии во вселенском масштабе. Создание нового народа требовалось для подготовки пришествия Христа – Спасителя всего мира, а не наоборот: избрание их как особого святого народа, которому ради облагодетельствования его будет ещё «добавочно» дан мошиах-мессия, который дополнит еврейское счастье, воцарив этот народ над всем миром. Эти извращенные убеждения создавались евреями постепенно вопреки вводимому Богом учению и были огромной помехой для создания истинно нового Божьего народа.

Спаситель после подчеркивал именно то, что в обращении к истине гораздо тяжелее добиться успеха над теми, у каких уже выработана система убеждений, к тому же с виду не совсем ложная, чем тех, какие вообще не знают истины. Так Он говорит: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф.9,16-17).

Однако опять же именно этот подход к вливанию «нового вина» был явлен Богом в создании нового народа, а не перевоспитания какого-либо языческого. Но за отсутствием сильных вождей еврейский народ оказался не совсем новым, но с языческой закваской и рабским недовольством всем. Так уже при первой опасности он бунтует: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем в рабстве у Египтян, нежели умрем в пустыне» (Исх.14,11-12).

И после того, как Господь явил им величайшее чудо, проведя сквозь море и погубив всё воинство врагов их, они опять ропщут по поводу отсутствия воды: «И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить» (15,25). По поводу этого Господь сказал народу: «Если ты будешь слушаться гласа Господа Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь Бог твой, целитель твой». Это уже был, так сказать, первый воспитательный урок со стороны Бога, хотя, как уже здесь упомянуто, Египетские казни производились опять же с воспитательной целью для укрепления веры Израиля, а не для фараона.

И опять ропот евреев по поводу недостачи пищи: «О, если бы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом» (16,3). И послал им Господь вечером перепелов, а на утро манну небесную. Этой манной питались израильтяне все сорок лет жизни в пустыне. Это было напоминание о чуде и милости Божией каждый день.

И снова ропот из-за отсутствия воды, и опять Моисей изводит воду из скалы. Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам: «Почему, как говорит Дух Святой, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род» (3,7-9).

Все случаи ропота и чудеса, явленные Богом для обуздания нрава этого жестоковыйного народа перечислять нет надобности. Необходимо сказать только то, что языческая рабская психология настолько трудноискоренима, что для её изживания потребовалось Богу держать сорок лет еврейский народ в пустыне в изолированном состоянии, применяя все средства милости и Своей строгости. Но Израиль не был языческим народом: он был только заражён языческим влиянием, оставаясь всё же верным истинному Богу. И конечно же, не был весь еврейский народ ропотником. Были и такие, которые безропотно претерпевали все лишения с упованием на милость Божию и умерли во спасение. Однако и полностью свободных от языческой закваски обреталось не так-то уж много: до земли обетованной из выходцев из Египта дошёл только один Иисус Навин. Остальные все легли костьми в пустыне. Дошли их дети, сумевшие изжить языческую психологию.

Надо также отметить: народ еврейский под воздействием экстремальных мер всё же совершенствовался, возрастал и укреплялся. Он уже теперь мог принять к исполнению не только закон обрезания или всего лишь не потребление в пищу плоти с душою и кровью, но огромный строжайший свод законов. Уже на третий месяц скитания в пустыне дается чрез Моисея Синайское законодательство. Жестоковыйному народу даётся такой же жестокий закон. Как иллюстрацию можно взять такое: «Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исх.22,18-20). Кстати, надо отметить, что Моисей был из племени Левина, и все помощники левиты были того же племени, а ведь Левий за жестокость не получил положенное по очереди благословение, но Иуда. Похоже, для обуздания жестоковыйного народа нужны были самые строгие предводители.

После ап. Павел напишет, что «ныне умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7,6).

Что ж, всему своё время… При Моисее потому и не пришёл Христос со Своим законом всепрощения и благодати, что в то время люди не доросли до способности вместить это. Для тех же времен закон, данный чрез Моисея, был самой совершенной мерой в деле совершенствования целого народа. И Спаситель, придя со Своим учением, ни в чём не опровергает совершенство Моисеева закона, но говорит: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5,17-18).

Итак, для Израиля пустыня и закон Божий были огромной школой, прыжком в совершенствовании.

Так в чём же состоит спасительная сила этого закона? Какая высшая истина положена в основание его?

Всё огромное количество заповедей, указаний и предписаний закона Моисеева Христос Спаситель заключил в две основные заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22,37-40).Фактически Спаситель заключил весь закон в одну заповедь: в любовь. Поэтому, говоря о законе Божием, говорим о законе любви. Но ведь и Сам Бог назван ап. Иоанном этим именем: «Бог есть Любовь», – далее же добавляет: «И пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин.4,16).

В этом определении видится основа тварного бытия. По учению святых отцов и богословов этот мир вызван из небытия Богом единственно только по любви Божией и только творческим словом, т.е. любовью. Также в основание мира и его возрастания из силы в силу положен закон любви. Каждая сущность видимого или невидимого мира по этому «закону» должна совершенствоваться в благоговейной любви к Богу и вышестоящим, и в то же время в сострадальческой – к нижестоящим. Любовь, как уже говорилось, не есть только внутреннее состояние, но поток просвещающей энергии, способствующей возрастанию низших существ. И таким образом весь тварный мир связывается с Богом и в себе. Поэтому и сказал Апостол, что «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём».

Тогда спрашивается, что же происходит, когда иссякает и исчезает любовь? На смену любви в таком случае приходит неверность любимому, измена и всё связанное с этим: самолюбие, лукавство, гордость, злоба и т.д. Когда не нарушен союз любви, когда тварь пребывает в Боге и Бог в ней, то всё на своём месте и для таких закон не нужен. По каналу любви Бог управляет тварью без всяких препон. Но если этот канал нарушен нашим грехом и даже раньше грехом прародителей, то требуются сдерживающие начала, заповеди, закон. Конечно, закон не может создать любви, не может и заменить её. Но он своими установлениями должен сдерживать тварь от противления Творцу, Любви, от впадения в неверность Ему, и от дел нелюбви по отношению к ближним.

Состояние любви проверяется верностью, ибо без неё нет любви. Сатана в первую очередь впал в неверность Богу, и по сей день стремится всех ввести в эту погибель. Поэтому уже первая заповедь звучит именно об этом стоянии в верности любви. В начале Своего законодательства Бог заключает завет с Моисеем: «Вот Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было во всей земле и не у каких народов… вот, Я изгоняю от лица твоего Амореев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев (Гергесеев) и Иевусеев; Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, и изваяния богов их сожгите огнём, ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа Бога, потому что имя Его – ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их» (Исх.34,10-15).

Эта-то и есть первая и большая заповедь. Весь смысл её заключен именно в верности Богу. Слово «любовь» здесь не приводится, т.к. союз любви нарушен ещё грехом Адама. Здесь требуется от Израиля сохранение верности, т.е. избежание дел открытого противления Богу, дел добровольного перехода в лагерь врага Божия. С этого дня началось воспитание народа Божия в верности Творцу и подателю всех благ.

Таким образом, все установления закона Божия направлены на сохранение верности Богу, а другие – на неделание зла ближним. Особенно строго карались дела неверности, обычно – смертью. И действительно, Господь творил небывалые чудеса для укрепления веры нового народа, но в то же время требовал во всем верности Ему, и в случае поползновения к измене жестоко наказывал Сам даже смертью или руками Моисея. Так это было при Синае, когда евреи сотворили себе золотого тельца, так что их пало три тысячи от руки левитов. Так было при восстании Корея, Дафана и Авирона: их с домашними поглотила земля, и пожгло двести пятьдесят их сторонников. Наказывал Господь и за связь с язычниками. Это было, когда по совету лжепророка Валаама стали ходить к израильтянам девицы мадианитянки, чтоб вводить их в соблазн. Господь явил гнев свой на Израиль, и продолжался он, пока Финеес, сын священника Елеазара, не поразил грешников копьём на месте преступления. Господь почтил за эту ревность Финееса и его потомство вечным заветом священства.

Уже из этого видно, насколько ценна пред Богом твердость стояния в любви к Нему. И только ли во времена Моисея? Далее вся история Ветхого Завета и первые три века христианства люди Божии имели высшим подвигом именно верность Богу. Ради сохранения её Израилю повелевалось уничтожать всё население той земли, куда их посылал Господь, и не оставлять никого в живых, чтобы они не были соблазном сынам Израилевым. Казалось бы, тут проявлялась чрезмерная жестокость, не вяжущаяся с милосердием Божиим. Однако кому нужно было в данном случае явить большую милость: развращенным язычникам, сохранив им жизнь для дальнейшего погрязания в разврате и вражде к Богу, или к погибающему человечеству, лишавшемуся единственной надежды на спасение чрез новый народ, который должен родить из себя Спасителя мира? Ведь вопрос ставился прямо: или Израиль отвоюет землю обетованную и оградит себя от гибельного соблазна, или его не допустят в эту землю, уничтожат, а в случае его сохранности – развратят. В таком случае становится бесполезным создание богоизбранного народа. И это после так именно происходило, особенно в период судей Израилевых.

Чрезвычайная строгость со стороны Божией к избранному народу вызывалась оправданной необходимостью. Господь даже не посмотрел на все заслуги и труды Моисея, и за недостаточную уверенность в чуде Божием в изведении воды из скалы при Мериве не допустил его войти в землю, какую Он определил дать Израилю. Он показал ему эту землю из-за Иордана с горы Нево, и там скончался Моисей, великий пророк и вождь нового народа. Власть он передал Иисусу Навину, достойному преемнику.

/Продолжение и окончание трактата см. в частях II и III рубрики "РПЦЗ(В)" ЗДЕСЬ [1] и ЗДЕСЬ [2]/

15/28 августа 2005 г. Успение Пресвятой Богородицы

Россия, Славянск-на-Кубани

Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  http://archive.apologetika.eu/

URL этой статьи:
  http://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=114

Ссылки в этой статье
  [1] http://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=115&mode=thread&order=0&thold=0
  [2] http://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=116&mode=thread&order=0&thold=0