МЕЧ и ТРОСТЬ

Cтрахования от бесов

Статьи / Богословие
Послано Admin 01 Янв, 2008 г. - 16:30

Святитель Игнатий (Брянчанинов) “Об искушениях; о страхованиях. -- Деятельность, предписываемая во время искушений”

Путь христиан, сказали святые Отцы, есть Крест повседневный. - Сказали они это, руководясь словами Самаго Господа Иисуса Христа, Который повелел желающему совершенства, взять крест свой и последовать за Ним, Господом.

“Крест - готовность к благодушному поднятию всякой скорби попущаемой Промыслом Божиим. Потому познается, что человек находится под особенным Промыслом Божиим, когда этому человеку попущаются постоянныя скорби”, - сказал святый Исаак.

“Пей поругания на всяк час, яко воду живую, - говорит святый Иоанн Лествичник, - а кто отвергся правильнаго, или неправильнаго выговора, тот отвергся своего спасения. Господь помянул Вас, и послал Вам искушение, для Вашего очищения и умерщвления миру, а потому для Вашего преуспеяния. Я, окаяннейший грешник, благоволю о искушении, Вас постигшем. Благоволят о нем Ангелы хранители Ваши, видя в нем залог спасения Вашего. Помяните меня грешнаго в молитвах Ваших!”

Говорит святый Исаак Сирин, что “человек до вступления в искушения, молится Богу, как чужой Ему, а подвергшись ради Его искушениям, молится Ему как свой, и как бы имея Его - Бога - должником себе. Помолитесь о мне Богу, рабы Божии, ибо мне, в моей жизни, не довелось потерпеть ни единаго искушения, а что случилось противное моему гордому сердцу, то - мелочь, мелочь, мелочь..., не заслуживающая никакого внимания, и если б я вздумал говорить о моих искушениях, то впал бы в одно пустословие. - Вам не должно попускать страхованию овладевать Вами. Кто поддается этой страсти, над тем она возобладает, и таковый будет пугаться всяких пустяков. Прочитайте в святой Лествице статью о страховании (см. ниже "Слово 21" "Лествицы". -- МИТ). Никаких заклинательных молитв не нужно: оне прочитаны над каждой из Вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией, и признать себя достойным всякаго человеческаго и бесовскаго наведения: тогда страхование пройдет само собою. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокаго сердечнаго сокрушения”.

Молитвы Иисусовой не оставляйте: монашествующий, в числе своих обетов при пострижении, дает обещание денно-нощно заниматься этою молитвою. У нас Святейший Синод постоянно занимался развитием этого делания, и издавал книги святых Отцев о сем предмете: а в 1857-м году разослал; по монастырям книгу преподобнаго Нила Сорскаго во множестве экземпляров, дав ее в руководство Российским монашествующим, и предписав благочинным строго наблюдать, чтоб по монастырям это исполнялось.

Не сделайте новой глупости: не вздумайте приехать в Петербург. Надо брани побеждать на их месте, а не оставлением места, от чего брани только укрепляются. Взойдите в себя, постарайтесь увидеть множество согрешений Ваших, причем умаляются в очах Ваших согрешения ближняго. Воспользуйтесь уединением и удобствами ко внимательной жизни, дарованными Вам Божиим милосердием, для плача о Ваших грехах. Поминайте в молитвах Ваших оскорбивших Вас, да исцелеете от страшнаго недуга вражды к ближнему.

Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется. Она много содействовала к успокоению Вашему, а последним случаем к смирению и преуспеянию. В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие Угодники Божий, преподобный Кассиан описывает о преподобном Моисее Скитском. С которым беседовал о разсуждении, что Моисей подвергся сумасшествию и беснованию за некоторое противоречие своему старцу Макарию Великому Египетскому.

В другом священном сочинении 4-го века описывается, что некоторый Египетский Старец, по причине своей святой и чистой жизни, необыкновенно обиловал даром чудотворений, слава о нем неслась далеко. Заметив в себе начала гордости, старец начал молить Бога, чтоб ему послано было беснование, что Господь и исполнил. Старец провел в ужасном положении целых восемь месяцев, употребляя даже в пищу свои собственныя извержения. Мирские почитатели его, видя его в таком положении, как быть следует, соблазнились, хорошую о нем славу изменили на худую, а Старец в свое время, избавившись от беса, в неизвестности и покое работал Господу и пришел в гораздо большее преуспеяние. Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражескаго помысла, могущаго на веки погубить душу. Что Д. Вам сердечно предана - не подлежит никакому сомнению.

На слова ея и действие при сумасшествии - не должно обращать никакого внимания, и никак нельзя сравнить таких больных с пьяными, у которых отнимается только благоразумие, а не разум. Пьяный высказывает свои тайныя мысли и чувства, а сумасшедший или беснующий несет дичь, чуждую ему. (Здесь и далее выделение МИТ) Если Д. выздоровеет, примите ее, ничтоже сумняшеся. Этим исполните заповедь Божию; да и лица монастыря Вашего, соблазнившияся словами и действиями больной, поймут, что она поносила Вас вне разума, и исцелятся и вразумятся.

Я не находил нужным писать или говорить Г-же Игумений о Вас, полагая, что она из сожительства гораздо может больше уразуметь, нежели из моих слов. Если же ей нужен письменный мой отзыв о Вас,то я постараюсь и это исполнить. Я не раз предостерегал сестру Е., чтоб она удерживала язык свой, часто ее предающий и навлекающий неприятности, что было причиною и неприятностей Аввакира (см. “Лествицу”). Эти неприятности должно принимать как драгоценныя врачества против нашего тщеславия и высокомудрия.

Лозу, творящую плод, Вертоградарь осыпает и навозом, да множайший плод принесет. Не будете побеждены злом, но добром побеждайте зло.

Октября 29-го.

(Из “Писем к монашествующим”, письмо №126: http://www.anb.nnov.ru/letters/letter.php?id=126)

+ + +
Преподобный Иоанн Лествичник “Слово 21: О малодушной боязливости, или страховании”

1. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: если же ты подвизаешься в местах безмолвнейших, то смотри, чтобы не овладела тобою сия дщерь неверия и порождение тщеславия.

2. Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.

3. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца. тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.

4. Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.

5. Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься.

6. Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что и разбойники. и гробокопатели не боятся.

7. Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя.

8. Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача, она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас.

9. “Устрашишася ми власи и плоти” (Иов. 4, 15), говорил Елифаз, возвещая о коварстве сего беса. Иногда душа, а иногда плоть прежде поражается страхом, и потом страсть сию одна другой передают. Если плоть устрашилась, а в душу не вошел сей безвременный страх, то близко избавление от этого недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости.

10. Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему.

11. Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.

12. Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело; а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на молитву: ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами.

(“Лествица или скрижали духовные”: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ioannl/upstairs/25.html)

+ + +
Преподобный Варсонофий Оптинский “Страхования от бесов”

В нашем скиту живет схимонах отец Борис, старец лет восьмидесяти, хорошей жизни, всеми любимый и уважаемый. Недавно он рассказывал мне, что ночью к дверям его келии подходили множество бесов в виде странников и стучались к нему. Он исполняет послушание вратаря в скиту, и келия его выходит окном в лес, окружающий скит, а дверь — во двор скита. Так как на ночь ворота запираются, то, следовательно, никто из посторонних в скит проникнуть в ночное время не может.

В позапрошлую же ночь, рассказывал тот же отец Борис, бесы страшно приступали к нему и стучали в ворота, прося отворить их. В оба эти раза отец Борис отогнал бесов молитвою Иисусовой.

Этот же самый отец Борис прежде сего жил тогда года три в одной из угловых башен скита. В это время бесы очень много докучали ему. Например, по ночам начнут плясать над потолком его калии, петь скверные песни, играть на музыкальных инструментах, иногда являлись в виде больших крыс.

О других страхованиях отец Борис умалчивает, только рукой махнет. Говорит, что если пройти мимо этой башни ночью, можно слышать вопль и вой бесов. Удостоверяться я в этом не считаю нужным, ибо и так верую в полную возможность сих явлений.

+
Скитский рясофорный монах отец Димитрий (Болотов) рассказывал мне о замечательном сне, виденном им в детстве. "Тогда мне было лет шесть-семь. Вижу однажды во сне, что Ангел берет меня и уносит с собой на Небо. Поднимаясь с Ангелом, я вижу нашу деревню, дом, сад и как они уменьшаются по мере того как мы поднимаемся все выше и выше. "Куда это ты несешь меня?" — спрашиваю я Ангела, а тот отвечает: "К Богу!". Но вот мы прилетели к какому-то великому дубу, который летал на воздухе, и остановились около него для отдыха. В это время, я вижу, к дубу по воздуху идет какой-то старец величественного вида. Я спрашиваю Ангела: "Это кто?". "Это Бог!" — отвечает Ангел. И я проснулся.

Впоследствии, когда я прибыл в Оптину пустынь, где жил тогда великий старец иеросхимонах Амвросий, я решился просить его святого благословения на пострижение в монастыре. Помню, вхожу в келию старца и вижу, что он полулежит на своей кроватке. В эту самую минуту вспомнился мне виденный мною в детстве сон и какой-то тайный голос подсказал мне: "Вот он и есть тот самый дуб, который ты видел тогда во сне". "Оно так и выходит, — добавил отец Димитрий, — скит наш есть своего рода станция от земли к Небу. Покойный же старец был поистине храмом Божиим, в котором обитал Святой Дух. По благословению этого старца я поступил в скит. Так исполнился мой детский сон".

От себя добавлю, что отец Димитрий в миру был замечательным художником и товарищем по академии известного портретиста Крамского. Он и сейчас пишет много портретов, которые заказывают ему написать заочно, с фотографических карточек. Пишет также иконы.

(“Келейные записки”: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/varsonofy/heritage/16.html)

+ + +
Из жития преподобного Сергия Радонежского ( в миру – Варфоломея)

...Варфоломею Сам Бог отверз ум разуметь Писание, и он погрузился в изучение божественных книг. Он стал питаться хлебом и водой, воздерживаясь от принятия всякой пищи в среды и пятницы. Мать свою он убедил не мешать ему. Когда Варфоломею было 15 лет, родители его, сильно обедневшие от татарских набегов, оставили древний Ростов и переселились в Московское княжество, в маленький город Радонеж, под покровительство московских князей. Двадцати лет Варфоломей стал просить родителей благословить его постричься, но родители просили его не оставлять их до кончины. И любящий сын повиновался им. Перед кончиной своей Кирилл и Мария постриглись в хотьковом Покровском монастыре.

Похоронив их, Варфоломей и старший брат его Стефан, к тому времени уже овдовевший и принявший монашество, решили уйти на отшельничество. Свою часть наследства Варфоломей отдал женатому своему брату Петру, оставив лишь часть для раздачи нищим, на помин души усопших родителей. В дремучем глухом лесу, в 60 верстах от Москвы, братья нашли полюбившееся им место, называемое Маковец, и поставили здесь церковь во имя Пресвятой Троицы, с благословения митрополита Феогноста, очень ласково принявшего пустынников. Но Стефан не выдержал тяготы пустыннической жизни и очень скоро ушел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей остался один. Когда ему было 23 года, игумен ближайшего монастыря Митрофан постриг его 7 октября, в день свв. мучеников Сергия и Вакха, и нарек Сергием.

Семь дней провел новопостриженный инок в церкви, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн и вкушая лишь одну просфору. Затем Митрофан, преподав новоначальному иноку наставление, вернулся в свой монастырь, и Сергий остался один.

Тяжела была его пустынническая жизнь: бесы пытались устрашить его страхованиями; иногда целое полчище их с яростными угрозами окружало его. Но подвижник осенял себя крестным знамением и усиливал молитву, и бесы исчезали. Однажды, когда он ночью читал правило, вдруг в лесу поднялся шум и множество бесов окружило его келью. "Уйди же отсюда, зачем ты пришел жить в лесную глушь! - кричали они. - Чего ты ищешь? Разве ты не боишься умереть с голоду или погибнуть от разбойников?" Но подвижник стоял не шелохнувшись, сосредоточившись на молитве, и бесы исчезли.

(http://www.sunhome.ru/image/139)

(Окончание на следующей стр.)

+ + +
Схимонах Епифаний (Чернов) /келейник вл.Феофана в Болгарии/ “Жизнь архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова)” (1872 – 1940, бывшего духовника Царской Семьи)

Глава двадцать пятая. Невидимая брань в сонном состоянии (жизнь архиепископа РПЦЗ Феофана в Болгарии: 1925 – 1931)

Глубокого различия между страхованиями и искушениями бесовскими нет. Если искушения суть невидимые, умственные и нравственные действия бесов, то страхования суть видимые (духовно) действия тех же духовных врагов. Если первые стремятся навязать свои бесовские греховные состояния, то вторые стремятся показать свою "мощь" и запугать.

Как то, так и другое есть приближение диавола. И защитная реакция у подвижника одна и та же - вопль к Богу о помощи. Где бы ни жил Владыка: в Петербурге, Крыму, Астрахани, Полтаве, Югославии, Софии, Варне - везде его сопровождали явления угрожающей демонской силы; спасало только непрерывное призывание помощи свыше. Господь сохранял его. При некоторых из этих явлений он даже не пробуждался, но в сонном состоянии призывал имя Божие, пользуясь различными словами против демонской силы. И помощь всегда приходила, но он взывал до тех пор, пока враг не удалялся. Иногда, когда противостояние продолжалось долго или было особенно сильным, он подымался и долго молился. На утро он выглядел очень утомленным.

Келейник, которому привелось жить с Владыкой на даче в Руми, рассказывал о некоторых страхованиях. Юноша уже знал об этом из рассказов других келейников, бывших прежде с Владыкой, а также и из житий святых угодников Божиих. И потому был несколько подготовлен к тому, что привел Господь пережить.

Настороженно, с естественным волнением юноша встретил первый вечер на даче. "Что-то будет? - проносилось в его голове. Принял благословение на ночь и, помолившись, он лег. Первая ночь прошла спокойно, за ней вторая без каких-либо происшествий, и напряженное состояние стало притупляться. Страхований как будто не было. Потом прошло еще несколько ночей - все было спокойно. Да и за день он так утомлялся, потому что ежедневно надо было ходить по жаре в город за питанием. Расстояние было значительное: от дачи до города не менее пяти километров. Поэтому выходил он часов в десять и только в час, а то и во втором часу возвращался. К вечеру юноша чувствовал непреодолимую усталость и, отходя ко сну, засыпал, как убитый, и спал до самого утра. Потому-то он не мог быть твердо уверен, были ли страхования у Владыки или все было спокойно. А спросить, конечно, он не мог.

Но вот недели через две он неожиданно проснулся ночью от какого-то то ли шума, то ли крика. Словно внезапный свет молнии прорезал его сознание: "Да ведь это страхования у Владыки!" И он напряженно стал слушать.

Уходи! У-хо-ди!.. - говорил Владыка тому злобному духу, который явился.

Чувствовалось по интонации голоса, что Владыка страдает, его нравственно мучает явившийся дух.

И сразу Владыка Архиепископ переходил к молитве вслух:
- Господи! Господи, - отрывисто взывал он во сне, - Иисусе Христе,.. Сыне Божий,.. помилуй, помилуй мя грешного! Помоги, помоги мне... Защити меня... Господи, Господи, умоляю: помоги мне, помоги... О, Господи, избавь меня, Боже!.. Господи, Господи, вся надежда только на Тебя, на Твою всемогущую помощь!..

Обращаясь к нечистому духу, он говорил:
- Уходи, уходи! Зачем ты - здесь?! Именем Господа Иисуса Христа, уходи!

Но явившийся упорствует, не уходит. Тогда Владыка снова обращается к Господу:
- Господи! Господи, я ведь немощный, бессильный, сжалься надо мною, помоги мне, защити меня... Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!

Судя по голосу и интонациям Владыки, явившийся носитель злобы и греха своим присутствием мучает и угнетает его. Носитель злобы знает это и потому противится и стоит, сколько может, мрачный и злодышащий. А Владыка продолжает взывать ко Господу:

- Господи! Господи,.. Иисусе Христе... Сыне Божий,.. помилуй, помилуй мя грешного! Помилуй мя грешного! Помилуй грешного!.. Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат... - читает Святитель молитву. И снова обращается к мрачному и исполненному злобы духу: - Уходи! У-хо-ди!.. Господи, повели ему... Господи, спаси меня! Господи, защити!..

И вся эта борьба у Владыки происходит во сне. Он не помнит, как он молился, а если и помнит, то смутно, какие молитвы читал, какие слова произносил. Все это происходит в "тонком сне", как свидетельствуют Святые Отцы.

Келейник старается в это время молиться. Но это неимоверно трудно, несмотря на то, что он вполне бодр. Он пытается осенить себя крестным знамением. Но ему это не удается - нет силы поднять руку. Он испугался, его охватил страх оттого, что находящийся там дух злобы и тьмы так влияет на всех вокруг. Поэтому он не в состоянии поднять руки, будто на ней лежит огромная тяжесть. Что делать? И Господь посылает ему благую мысль, что надо на помощь Господа призвать. Он начинает молиться, чтобы Господь помог против этого действия врага. "Неужели Бог оставит меня без помощи?!" - испуганно думает келейник. Но, слава Богу, рука освободилась. И он радостно кладет на себя крестное знамение с ясным сознанием того, что это крестное знамение есть Знамя Христа Спасителя. И это он вполне сознает и благодарит Господа за Его неизреченную милость стать под спасительное знамя Креста в момент страхования и борьбы Владыки.

А в келии Владыки все продолжается духовная борьба. Слышатся заклинания, произносимые с различными интонациями. Этих интонаций, придающих каждому слову особый смысловой оттенок, нельзя услышать в обыденной человеческой речи. А голос Владыки звучит непомерно сильно, на что он обычно неспособен из-за болезни горла.

Наконец, сила голоса становится умеренной, спадает. Интонации приближаются к интонациям обыденной речи, и Владыка замолкает. В комнате его загорается свеча. Видимо, страхование уже кончилось, враг-мучитель исчез, но борьба, "невидимая брань", продолжается, и Архиепископ читает что-то по книге и, конечно, благодарит за оказанную помощь. Отдыху, покою Архиепископ не предается!.. Келейник перебирает в памяти только что пережитое во всех подробностях и незаметно засыпает. А Владыка, по всей вероятности, пребывал в молитве весь остаток ночи. И не пришло на ум келейнику тогда спросить об этом. И ведь удобно было спросить и полезно, но он, "сеянный при пути", не догадался!

А наутро келейник обнаружил явную "кражу", духовную кражу из его памяти того, что происходило ночью. Это несомненное окрадывание памяти, о чем упоминают многие из встречавшихся с Владыкой Архиепископом. Сохранить это в памяти просто невозможно, быть может, надо было бы сразу записать и, конечно, просить святых молитв против окрадывания...

Это то духовное явление, о котором говорит в притче Спаситель Христос: "(Ко) всякому слышащему слово Царствия (о Царствии Небесном) и не разумевающу, приходит лукавый и восхищает всеянное в сердце его: сие есть, еже при пути сеянное" (Мф. 13, 19).

Потому враг и крадет слово спасения, что оно не вмещается в нас, не входит вглубь сердца нашего. А надо бы с молитвою слушать и молиться о том, чтобы услышанное пустило свои корни в душе и проросло. И, напротив того, лукавое слово память хранит с детских лет и до старости. А с душеполезным словом дело обстоит не так. Если юноша ночью мог повторить все взывания Владыки ко Господу, то на утро он уже ощутил именно "воровство" - исчезновение из памяти многих подробностей. Постепенно эта досадная пустота все увеличивалась и росла и, в конце концов, осталось только общее впечатление от пережитого.

Надо подчеркнуть, что окрадывание памяти происходило не только при страхованиях, но и при беседах с Архиепископом. Вот Владыка в беседе сказал что-то очень важное и нужное, но почти сразу сказанное им на ваших глазах тускнеет, темнеет в памяти и забывается вами, хотя "кража" эта еще заметна. Все это производит такое впечатление, как если вы что-то положили в карман и оно исчезло. Безусловно, это объясняется только окрадыванием противоборческой демонской силы, о чем и сказано в Евангелии.

После первого случая страхований, которому юноша был свидетелем, подобные явления стали и для него обычным делом. И он, как ни напрягался, но не мог проследить, как в первый раз, упорную борьбу в "невидимой брани", которую вел благословенный воин Христов - Святитель Феофан. Юноша просыпался, осенял себя крестным знамением, начинал читать "Да воскреснет Бог", но при этом чтении бессильно засыпал. Возможно, что этот сон был, собственно, "усыплением". А наутро он себя укорял и очень сожалел:

- Как же это у меня получается, что и на этот раз я не смог, не сумел пободрствовать?! А может, так и должно быть. Ведь даже святые ученики и апостолы Христовы и на Фаворе при Преображении Господнем, и в Гефсиманском саду при молении о Чаше страданий засыпали, хотя Сын Человеческий и просил их "пободрствовать" с Ним в молитве, но нашел их спящими: "И пришед ко учеником, и обрете их спящих, и глагола Петрови: тако ли не возмогосте единого часа побдети со Мною?" (Мф. 26, 40). И трижды приходил к ним и видел их спящими: "беста бо им очи отяготене" (Мф. 26, 43). И Господь сказал: "Бдите и молитеся, да не внидите в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна!" (Мф. 26, 41)...

Вспомнив все это, юноша еще больше осознал свою немощь, свою неготовность и понял, что Бог посылает естественное бессилие для смирения.

Но однажды келейник проснулся и с особой тревогой услышал за дверью, в келии Владыки не один, а два голоса. Один - голос Владыки, а другой, посторонний, был такой отвратительный, что передать это было просто невозможно. Этот посторонний голос силился подавить голос Владыки, но главным было то, что этот голос еще и сильно картавил. Голосов становилось все больше, крики громче. И иногда крик голосов был такой, что голос Владыки совсем исчезал, а потом снова слышался "диалог": голос Владыки и перебивающий его отвратительный голос картавого.

Юноша силился молиться, что ему не всегда удавалось, особенно во время нарочитой шумихи. Так продолжалось некоторое время. Но вдруг все голоса смолкли... До этого случая "действие" никогда не переходило из комнаты Владыки в комнату, где спал келейник. А на этот раз получилось по-иному. Враг смолк в той комнате, как и сам Владыка, и оказался в комнате келейника, направив на него все внимание. "Он" был невидим, но духовно осязаем. "Он" стоял у двери, незримый, метрах в двух. Келейник, объятый ужасом, беззащитный, панически продолжал шептать молитву, произносимую Владыкой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!"

А "тот" произнес, но без слов, угрозу. Смысл угрозы этой был таков:
- А! Ты так? Ну, посмотрим потом...

И после этого "его" не стало.

Сам келейник, уже много времени спустя сокрушался и укорял себя, что он нарушил меру новоначального: не попросил святых молитв у Владыки Архиепископа, чтобы обезопасить себя и избежать угрозы врага. А начало великой опасности было уже за плечами. Во-первых, он был, по легкомыслию, так рад, что испытал "страхование", что похвалился этим перед другими. Во-вторых, это тайное самовосхваление - начало прелести духовной. И плод духовный сразу был уничтожен. Ведь надо было, последуя примеру Владыки, молчать обо всем и только молить Господа о вразумлении. А этот келейник, хотя и выразил правильную мысль, едва ли без тайного хвастовства говорил:

- Вот куда бы поместить безбожника-атеиста, отрицающего все духовно воспринимаемое. На эту дачу, в соседство к Владыке Архиепископу... И он наутро стал бы верующим!

Между прочим, как говорил тот же келейник, Владыка в ответ на рассказ о случившемся сказал ему, что в этом страховании бесы явились в образе евреев, не верующих во Христа, и они произносили всевозможные хулы на Него... Бесов было много, а "картавый" был у них за предводителя.

Подобные хитрости бесовские - общеизвестны. Об этом повествуется в житиях святых... Демоны в своем человекоубийственном лукавстве, в своих коварных хитростях имеют возможность принимать образы "ангелов света", как и говорит об этом святой Апостол Павел: "И не дивно: сам бо сатана преобразуется во Ангела светла" (2 Кор. 11, 14).

Владыка пояснял, что те или иные явления из мира невидимого, потустороннего чаще воспринимаются в состоянии полусна, или, как говорят Святые Отцы, в состоянии тонкого сна. Отчасти это можно отнести к таким явлениям, как страхования. Он говорил, что переживает страхования чаще всего в полусонном состоянии. И только этим объясняются ответные действия Владыки Феофана. А если бы он не находился в полусне, то он не произносил бы так громко ни молитв, ни заклинаний, тем более с такой силой голоса, которая значительно превышает его естественные возможности. Это свидетельствует о том, что человек, находящийся в подобном состоянии, выходит за пределы обыденного, потому что и сами по себе эти явления из потустороннего мира. Так же эти явления изображаются и в Священном Писании. "При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и великий страх" (Быт. 15, 12).

Это переживание праотца Авраама. А вот праведный Иов говорит о себе: "Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом встали волосы на мне" (Иов. 4, 13-15).

Святой пророк Даниил сообщает о себе, что он пережил при одном видении: "Во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости" (Дан. 10, 8).

А св. пророк Давид многократно говорит о таких переживаниях: "Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма" (Пс. 54, 6). "На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя" (Пс. 87, 8). "Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию: искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда" (Пс. 16, 3). "На мне приидоша гневи Твоя, устрашения Твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе" (Пс. 87, 17-18). "Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия" (Пс. 90, 5-6).

Это лишь незначительная часть того, что говорит Священное Писание. И слово Писания не может передать этих переживаний иначе как словами: "страх и трепет", "ужас и великий мрак", "покры мя тма", "ужас и трепет", который "потряс все мои кости", от этого "дыбом встали волоса на мне", "во мне не осталось крепости, вид лица моего чрезвычайно изменился" и т.д.

Из Святых Отцев приведем только одно свидетельство из многих - известную молитву св. Василия Великого, выражающую учение Церкви и Святого Писания об этом: "Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни, избави нас и от всякия вещи во тме преходящия. Приими жертву вечернюю рук наших воздеяние. Сподоби же нас и нощное поприще без порока прейти, неискушены от злых. И избави нас от всякаго смущения и боязни, яже от диавола нам прибывающия..."

Изо всех приведенных описаний ясно, что страхование есть крайнее напряжение всех человеческих сил. Вот почему по утрам, после страхований, на лице Владыки Феофана была заметна своеобразная печать пережитого, так как он был сильно утомлен непонятной для людей мира сего борьбою, что проявлялось в особой сосредоточенности, самоуглубленности, внутренней собранности, смирении. Недаром сказано, что страхования "обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе" (Пс. 87,18). Поэтому келейник, живший в то время отдельно от Владыки, мог безошибочно узнавать, было ли "это" ночью. Иногда Архиепископ сам говорил о том, сколь трудно и тяжело было. Иногда он даже заранее знал, что ему предстоит, так как видел своего врага, притаившегося в помещении и ожидающего ночи.

Так однажды утром в Софии в Синодальных покоях Владыка сказал:
- Я еще накануне понял, что ночь не будет спокойной… «Он» уже с вечера стоял в коридоре, такой огромный и злобный. Я еще подумал: «Ой, будет мне!» Оно и было…

Конечно, люди, приученные воспринимать лишь то, что вещественно и осязаемо, склонны воспринимаемое духовно относить к иллюзиям и галлюцинациям. И таковые люди считают себя узаконенным образцом "нормального человека", поэтому, не задумываясь, объявляют ненормальными подлинных святых избранников Божиих. И единственным доказательством в пользу такого утверждения служит их чисто эмоциональное заявление: "Он не похож на нас".

Изображая будущий век, Писание говорит: "Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидевши, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его - со святыми?.. Мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам... Мы преисполнились делами беззакония и погибели...» (Прем. Сол. 5, 1-7).

Так именно обстоит дело с поношением Архиепископа Феофана, потому что своею непохожестью он, даже безмолвствуя, обличает и укоряет других, и этого ему никогда не простят те, кто желает быть как все и нравиться всем. Но Спаситель говорит: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их" (Лк. 6, 26).

А Федор Михайлович Достоевский в своем "Дневнике писателя" более ста лет тому назад выразил мысль о том, что скоро наступит такое время, когда сумасшедших в мире окажется гораздо больше, чем нормальных. И тогда это ненормальное большинство признает себя вполне "нормальным", а всех здоровых объявит "ненормальными" и упрячет принудительно в дома для умалишенных...

Но эта мысль, выраженная Достоевским, не его собственная мысль. Мысль эта - святоотеческая; пророчество это высказано Преподобным Антонием Великим в далекой древности. Он изрек: "Настанет некогда время, и человеки вознегодуют, увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: "ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам" (Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. Преп. Антоний Великий, параграф 41). При этом Преосвященный Игнатий от себя замечает: "Обыкновенно в таких случаях плотское мудрование возражает: неужели ты один прав, а все или большая часть людей ошибаются?! Возражение, не имеющее никакого значения. Всегда немногие, весьма немногие шествовали по узкому пути, (а) в последние дни мира этот путь до крайности опустеет".

(http://holyrussia.narod.ru/Epiphany/Theoph_25.HTML)

+ + +
Молитва от бесовских страхований «Да воскреснет Бог» из 67-го псалма:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знаменем, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшаго силу диаволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  http://archive.apologetika.eu/

URL этой статьи:
  http://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1067