МЕЧ и ТРОСТЬ

Михаил Поздняев: НОВЫЙ РАСКОЛ – МП НА УКРАИНЕ СТАНЕТ РЕЛИГИОЗНЫМ МЕНЬШИНСТВОМ

Статьи / Дни нашей жизни
Послано Admin 16 Апр, 2005 г. - 20:25

Новые власти Украины встали на путь объединения церквей. Монополия МП в ближнем зарубежье в скором времени может быть серьезно подорвана. Эксперты считают, что ее действия на Украине не поддерживают ни власти, ни общество. Постепенное строительство единой независимой Украинской православной церкви оттеснит на второй план и Ватикан, и Москву.


Опубликованные на днях данные опроса, проведенного Киевским фондом «Демократические инициативы», показали, что самым высоким кредитом доверия жителей Украины пользуется Церковь – 66 %. Президенту Виктору Ющенко доверяют 60,4 % опрошенных, Юлии Тимошенко и ее министрам – 52,2 %. Впервые в истории независимой страны выявлен столь высокий уровень кредита доверия к власти – и светской, и церковной.

Вопрос: о какой Церкви идет речь?

Два месяца назад премьер Тимошенко объявила о ликвидации 14 госкомитетов и передаче их структур в качестве департаментов в состав министерств. «Мы начинаем убирать все лишние органы власти, которые создавались под отдельных чиновников для зарабатывания денег в системе исполнительной власти и которые не несут никаких серьезных функций», – объяснила г-жа Тимошенко решение кабинета министров. И только один из этих комитетов – по делам религий – был расформирован подчистую.

Новость не явилась сенсацией ни для аналитиков, хорошо знакомых с религиозной ситуацией на Украине в последние 15 лет, ни просто для внимательных наблюдателей за течением «померанцевой революции». Верующие тогда раскололись в аккурат по границам раскола политико-географического. Левобережье, где преобладают прихожане Украинской православной церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) и адепты Украинской автокефальной церкви (УАПЦ), стояло единым фронтом за Ющенко. Правобережье и Крым – оплот Московского Патриархата – за Януковича. Русская православная церковь не смогла контролировать ситуацию ни по всей стране, ни тем более на майдане. При том, что донецкий архиерей Иларион (Шукало) не только «засветился» на всех митингах «голубых», но и дал Януковичу благословение на то, чтобы заручиться на выборах поддержкой умерших, занося их имена в избирательные бюллетени, как в записки «за здравие». С папертей открыто раздавались деньги малоимущим выборщикам. Подобные бесчинства творились и в Крыму.

Что касается предстоятеля Украинской православной церкви Московского Патриархата митрополита Владимира (Сабодана), то он во все горячие дни «оранжевой революции» как будто воды в рот набрал. И поступил благоразумно. Ибо понимал: нарушается сложившийся церковный status quo, на который потратили столько сил г-да Кравчук и Кучма. Оба они «равноудалялись» от всех конфессий, даровав права улаживать конфликты почившему ныне в бозе Госкомрелигий. Каждый шаг для Владимира мог стать шагом в пропасть...

И Виктор Ющенко, и Юлия Тимошенко, идя на столь же смелый, сколь и важный шаг, обязаны были совершить некие внятные для общества жесты. Ведь они теперь были не только статские, но и крещеные. Представляя в парламенте программу правительства «Навстречу людям», г-жа Тимошенко заявила: «Украина не поднимется с колен, пока не станет на колени пред Богом». Она откровенно позиционировала себя как прихожанку РПЦ Московского Патриархата. Г-н Ющенко же перед отлетом в Москву сразу после инаугурации молился с семьей в Софийском соборе и получил благословение у главы УПЦ Киевского Патриархата патриарха Филарета (Денисенко), которого РПЦ МП еще в 1993 г. лишила всех санов, то есть расстриги и предводителя неканонического псевдоцерковного образования. Это не помешало президенту Украины 24 января встретиться в Москве с Алексием II и заверить Святейшего, что понимает обстоятельства, в которых находится православие в его стране. «Я верующий человек и никогда не буду указывать своим сторонникам, чадами какой Церкви им надлежит быть», – подчеркнул Виктор Ющенко. И добавил фразу, на которую мало кто из экспертов обратил внимание. А зря. Вот эти слова: «Конечно, мы от всего сердца желаем, чтобы православная вера объединила украинцев, чтобы в нашем народе было больше доверия и любви».

Чтобы вера объединила народ, чтобы стало больше любви, нужна одна церковь. Это нужно и народу, и в равной степени государству, уставшему от расколов. И, очень похоже, конец расколам г-н Ющенко хочет положить созданием государственной, единой и могучей церкви.

А все остальные – отпадут сами собой...

РУКА МОСКВЫ

Следует напомнить, что в советские времена влиятельнейшей в лоне Московской Патриархии была «украинская партия». И кадры в основном поставлялись «матерью городов русских», и самые могущественные епископы происходили из глухих украинских сел. На выборах патриарха в 1990 г. наблюдатели ждали победы одного из двух кандидатов этой «партии» – митрополитов Владимира или Филарета, которым вскоре довелось стать двумя медведями в одной берлоге (патриархом, как известно, стал управлявший делами Патриархии на протяжении четверти века митрополит Алексий). В Патриархии, да и в Кремле, именно тогда заговорили о нужде всеми силами сохранить «каноническую территорию» РПЦ на постсоветском пространстве. Самое мощное сопротивление следовало ждать именно на Украине.

Вскоре за усилением позиций «униатов» последовал демарш митрополита Филарета (Денисенко), подвергнутого на Поместном Соборе РПЦ в Москве весной 1992 г. жесточайшей критике за немонашеский образ жизни. Вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что «побывал на Голгофе». Когда из Первопрестольной ему строго указали, Филарет через некоторое время объявил сам себя патриархом УПЦ КП, за что и схлопотал от РПЦ МП анафему.

Церковь Киевского Патриархата выглядит солидно, включая в себя 3395 общин и 34 монастыря. Ни о примирении, ни о каких-либо контактах с «филаретовцами» для РПЦ МП не может идти и речи. Не поддерживает РПЦ и «автокефалов», у которых 1156 общин, 5 монастырей и менее 700 священников. Вместе с тем УПЦ МП остается самой многочисленной и могущественной на Украине, имея 10 404 общины, 151 монастырь и восемь с половиной тысяч священников. С этим новой власти придется считаться.

С другой стороны, исследования статистиков свидетельствуют о наличии в руках Виктора Ющенко в религиозно-общественной ситуации «палки о двух концах». Украина по характеру религиозности населения не является моноконфессиональной страной. Поддержка верующими и населением РПЦ не охватывает даже одной пятой части верующих и населения, и все ее претензии на особый статус имеют слабую социальную базу.

РУКА ВАТИКАНА

7 апреля, в день, когда православные празднуют Благовещение, президент Виктор Ющенко в сопровождении супруги Екатерины, главы Украинской греко-католической церкви патриарха Любомира (Гузара) и главы Римско-католической церкви в Украине кардинала Марьяна (Яворского) посетил собор св. Петра, чтобы попрощаться с Папой Римским Иоанном Павлом II. Накануне в Киеве проходил крестный ход, участники которого выступили против вмешательства государства во внутренние дела УПЦ МП. Верующие говорили о возможности передачи части Киево-Печерской лавры, принадлежащей Московской Патриархии, другой конфессии, мотивируя свои заявления тем, что эта часть монастыря недавно была закрыта для посещений. Шествие проследовало мимо Верховной рады и администрации президента, доставив по обоим адресам соответствующие гневные петиции.

Если недобрые подозрения активистов, чувствующих поддержку «руки Москвы», и обоснованы, то вряд ли может идти речь о передаче части Лавры римо- или грекокатоликам. Они вполне довольствуются традиционным «компактным проживанием» в западных областях страны. Конфликты их с православными практически сошли на нет. Сердца миллионов растопил покойный Папа во время визита на Украину в 2003 г.

Единственными, кто в те дни сохранил «хорошую мину при плохой игре», оказались иерархи РПЦ МП. Понтифику так и не позволили помолиться в Успенском и Софийском соборах. В те дни УПЦ КП сыграла в игру, похожую на ту, в которую играл поэт Иосиф Бродский: «Если Евтушенко выступает против колхозов, то я – за». В сопровождении главенства УПЦ КП Иоанн Павел II переступил порог Владимирского собора. А 8 апреля этого года впервые в истории православной церкви во Владимирском соборе прошло заупокойное богослужение по главе Римско-католической церкви. Филарет, как видим, чутко улавливает веяния времени.

И все же не бывать Украине католической. Как бы ни были хороши исповедники самой распространенной религии в странах, на которые в своей политике в первую очередь ориентируются лидеры Украины, от свой веры, веры предков они не отрекутся. Скорее, они строят сегодня планы создания новой, единой, православной и главное – украинской церкви.

СВОЯ РУКА ВЛАДЫКА

По мнению экспертов-религиоведов и историков христианства, если бы три православные украинские церкви («московская», «киевская» и автокефальная) объединились, в своих рядах «суперцерковь» имела бы 90 епископов, 12 тыс. священников, 15,5 тыс. общин и монастырей, около 1 млн. 550 тыс. активно практикующих верующих и более 13 млн. тех, кто считает себя православными. В объединенной церкви богослужение осуществлялось бы на украинском или славянском языках – по выбору общины. Значительно увеличился бы миссионерский, социально-политический, финансовый, интеллектуальный потенциал православия в стране. Повысилась бы религиозность населения из-за исчезновения раскола как дискредитирующего церковь явления (47,7% украинцев уверены, что причина всех и всяческих расколов – жажда власти со стороны иерархов).

Украинскому государству трудно устоять перед соблазном реального, углубленного, а не декоративно-музейного, служащего интересам и власти, и народа сотрудничества с объединенной украинской православной церковью. Значит, ставка должна делаться на «ближний Запад» – те регионы страны, которые почти весь ХХ век служили «кузницей кадров» РПЦ, где религиозное воспитание в семье получили, согласно опросам, 74,7%, тогда как в Центре – 29,9%, на Юге – 21,5%, на Востоке – 18%. Наибольшее доверие к православию опять же на Западе – 73,3%, тогда как в Центре и на Востоке по 50 с небольшим, а на Юге и подавно 40. В конкуренции с протестантами, униатами и католиками сложилась бы качественно новая для украинского православия ситуация.

Вопрос: поддержит ли церковную реформу Ющенко и Тимошенко народ?

52,2% верующих считают, что Украине необходима Церковь, имеющая центр в Киеве, ведущая богослужения на украинском языке и использующая национальные традиции. 43,2% считают, что национальное сознание должна формировать Церковь. 42,1% считают, что Церковь должна поддерживать национальную идею. И лишь 28,5% опрошенных считают, что Церковь должна поддерживать единство Украины с Россией.

СПРАВКА: ХРИСТИАНСТВО НА УКРАИНЕ

В стране на 1.1.2004 г. насчитывалось 29 785 религиозных организаций и 26 641 священник. Из 47 млн. населения верующими себя называют 70%. Посещают храмы регулярно около 5 млн. человек. При этом из числа 33 млн. верующих около 14 млн. заявляют, что не относят себя к какой-либо церкви.

Таким образом, прихожане какой-либо одной церкви составляют меньшинство: УПЦ МП – 7,2 млн., УПЦ КП – 5,5 млн., УГКЦ – 3,8 млн. Ни одна из церквей Украины не обладает поддержкой даже 1/6 населения. Около трети всех религиозных общин принадлежит Украинской православной церкви Московского Патриархата – 10 623 религиозные организации. Темпы роста числа общин УПЦ – около 500 в год. Сочувствующими УПЦ являются 15,4% населения.

Вторыми по числу на Украине являются протестантские церкви, в общем насчитывающие 8500 организаций. Все общины являются реально существующими и имеют миссионерский характер. Если обеспеченность приходов УПЦ священниками – 0,8, то у протестантов – 1,4. Рост общин – около 500 в год.

К Украинской православной церкви Киевского Патриархата относят себя 11,7% населения, или 5 млн. 500 тыс. человек.

Украинская греко-католическая церковь насчитывает 3480 религиозных организаций. Темпы роста – около 50 в год. В целом УГКЦ заняла свой ареал во Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях, а на территории остальных областей представлена незначительно.

Украинская автокефальная православная церковь насчитывает 1190 религиозных организаций. Количество общин завышено по сравнению с реальным, о котором можно судить из числа священников в 685 человек. Основные области распространения – Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области. Темпы роста – около 40 общин в год.

Римско-католическая церковь представлена 1000 религиозными организациями, из них 863 общины и 80 монастырей. Темпы роста – около 50 общин в год.

К адептам РКЦ относят себя 0,7% населения, или 330 тысяч человек.
У двух основных соперничающих православных церквей – УПЦ МП и УПЦ КП – поддержка незначительна в масштабах всего населения, а у УАПЦ – минимальна. Тревожным для православных должна быть суммарная поддержка униатов, протестантов и католиков – 4,9 млн. человек.

14 апреля 2005 г. «Новые Известия»: http://www.newizv.ru/news/?id_news=22956&date=2005-04-14


Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  http://archive.apologetika.eu/

URL этой статьи:
  http://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=10