МЕЧ и ТРОСТЬ
28 Мар, 2024 г. - 21:53HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
ИНТЕРВЬЮ МИТРОПОЛИТА РОСПЦ ДАМАСКИНА (БАЛАБАНОВА) МОСКОВСКОГО И ВСЕРОССИЙСКОГО редакциям синодального Интернет-узла «Исповедник» и информационного Портала «Меч и Трость» 20 сентября 2007 года
Послано: Admin 20 Сен, 2007 г. - 13:15
РосПЦ 
«Исповедник»: Ваше Высокопреосвященство, прошло уже полтора месяца, как Вы дали свое первое интервью нашим редакциям. За эти полтора месяца совершилось многое, и прежде всего состоялся Чрезвычайный Архиерейский Собор в г.Запорожье. Насколько насущной была необходимость в таком Соборе, не было ли других, менее радикальных, вариантов развития событий? И почему, когда бывший Первоиерарх РосПЦ митр. Антоний (Орлов) предлагал Вам созвать Чрезвычайный Собор, причем, созвать именно в этом месте и именно в это время, Вы с преосвященным Иоанном ответили ему отказом?

Митрополит Дамаскин: Архиерейские Соборы не проводятся на пустом месте без предварительной подготовки. Существует так называемое предсоборное время или предсоборный период, в процессе которого архиереи согласуют церковные вопросы, требующие решения на предстоящем Соборе. После Архиерейского Собора РосПЦ в Славянске-на-Кубани, когда многим стали очевидны и понятны его совершенно беззаконные и «дикие» по духу и смыслу решения и когда до самих устроителей беззакония, наконец-то, дошло, что они, мягко говоря, превысили меру лжи и что надо в срочном порядке спасать «потерянное лицо», вот тогда-то и появилось от них предложение о созыве Чрезвычайного Собора в Запорожье.

Цель такого Собора преследовалась только одна: узаконить беззаконие. Наши оппоненты рассуждали примерно таким образом: «Хорошо, вы утверждаете, что решения «кубанского» Собора об отправке на покой (без права служения и проживания в Москве и Московской области) епископа Дамаскина были приняты заранее и при активном участии женщины, тогда давайте соберёмся в Запорожье и уже без женщины поговорим на эту же самую тему». Итоги такого «разговора» были вполне предсказуемы, и они мало бы чем отличались от «кубанских». Это не пустые слова, достаточно взглянуть на «повестку», предложенную на этот Собор митрополитом Антонием. Она совершенно двуличная и двусмысленная, а предваряют её три страницы высокопарных поучений, не имеющих никакого отношения к делу, но ясно показывающих, в каком ключе намечалось провести этот Собор. Речь там никоим образом не шла об отмене незаконных решений Собора, а намечалась «проработка» в духе советских партсобраний. Созыв Собора на канонической территории вл.Иоанна имел целью замаскировать подлинные цели его устроителей и придать им видимость «безпристрастности». Готовился очередной спектакль, и принимать в нем участие у нас не было никакого желания. И дело тут вовсе не в «гордыне».

Следует вспомнить, что сразу же после Собора в Славянске-на-Кубани, мы с вл.Иоанном предприняли целый ряд церковно-разъяснительных и увещательных мер к своим заблудшим архиереям-собратьям, направленных на уврачевание произошедшего в Церкви раскола. В опубликованных документах мы старались предельно ясно объяснить свою, безусловно, православную позицию, попытались выйти на уровень откровенного разговора с митрополитом Антонием. Нам тогда думалось, что митрополит Антоний, -- единственный из наших собратьев-епископов, который ещё не так безнадёжно поражён духом злобы и лжи и который ещё в состоянии, с Божией помощью, правильно разобраться с произошедшим, понять истоки и режиссуру раскола. И не только понять, но и сделать решительные шаги по его уврачеванию на пути Божией правды.

Был такой момент, когда наши надежды на такое чудо, казалось, будут оправданы. Но, увы, чуда не произошло. Более того, словно в поругание наших надежд, появился абсурдный указ 11/07/М от 16/29 июля 2007 года за подписью митрополита о моём повторном запрещении в служении. Этот указ разставил все точки над «i», именно он со всей очевидностью показал, что идея созыва Чрезвычайного Собора -- это только ширма, прикрытие, за которым подготавливалось очередное беззаконие.

После этого указа и последующих в этом же духе документов нам стало окончательно понятно, что все наши благие намерения и попытки остались за чертой братского понимания и любви во Христе. На той стороне думали не о мире, а о том, как меня уничтожить; там кипели злоба и ненависть. Оставался только один путь. Путь восстановления Высшего Церковного Управления Российской Православной Церкви, по которому мы и пошли. Прошло совсем немного времени, но уже хорошо видно, что путь этот нами был выбран правильно. Сегодня «алабамское беснование» полностью захватило РосПЦ(А). А митрополит Антоний (Орлов) окончательно превратился в беспомощную фигуру. Его никто не слушает, он потерял даже иллюзорный контроль над своей группировкой.

«Меч и Трость»: В документах Чрезвычайного Архиерейского Собора РосПЦ в Запорожье сказано о создании двух редакционных комиссий для разработки документов РосПЦ по Ее исповеданию и каноническому статусу, и для разработки нового положения о РосПЦ. Кто должен войти в эти комиссии? И почему возникла необходимость в таких комиссиях?

Митрополит Дамаскин: Необходимость возникла не в комиссиях, а в документах. Прежде всего в документе, который бы любому человеку понятно и вразумительно; если хотите, православно-миссионерски, разъяснял нашу новейшую церковную историю, положение Православия в современном апостасийном мiре вообще и Поместной Российской Православной Церкви в частности. И не просто разъяснял, но и связывал бы это с нашими дальнейшими шагами на пути спасения. Такой документ был необходим давно. Мы хорошо это знаем по своему пастырскому и архипастырскому опыту, потому как едва ли не ежедневно приходится отвечать на примерно одни и те же вопросы: кто мы такие? откуда мы, и какова наша история? Как мы живём и чем отличаемся от остальных юрисдикций, называющих себя «православными русскими церквами»?

Другой документ «Положение о РосПЦ» необходим не менее первого. Сегодня мы в повседневной жизни руководствуемся «Положением о РПЦЗ», утверждённым Собором РПЦЗ ещё в 1964 году. Время не стоит на месте, и некоторые пункты, а то и целые главы этого «Положения» давно устарели, потеряли свою актуальность или же вообще противоречат современной церковной жизни. Есть вопросы, которые нужно рассматривать и незамедлительно вводить в новое «Положение».

Поэтому на Чрезвычайном Архиерейском Соборе в Запорожье, понимая всю важность и необходимость этих документов для Церкви, мы и создали комиссии под руководством епископа Григория (Кренцив) для выработки текста этих документов с последующим их изучением, обсуждением церковным народом и представлением на очередной Архиерейский Собор Российской Православной Церкви. А Собор уже будет решать -- принимать эти документы или же дать комиссии время на их доработку. Повторяю, председателем комиссий назначен Собором епископ Григорий. Он и определяет список её членов. От себя могу добавить, что я уже благословил нескольких человек участвовать в этих комиссиях, ныне приступивших к своей богоугодной работе.

«Исповедник»: Для многих явилось неожиданностью избрание Вас Митрополитом с титулом Московский и Всероссийский. Несомненно, Вам уже приходилось выслушивать обвинения в «узурпации власти», «незаконности», «присвоении не принадлежащих Вам прав», «жажде власти» и т.д. Что Вы можете ответить на эти обвинения?

Митрополит Дамаскин: При выборе формы церковного управления (т.е. синодального или возглавляемого Первоиерархом) мы руководствовались, прежде всего, канонической и управленческой целесообразностью. Каждой эпохе жизни Церкви соответствует своя, наиболее подходящая форма церковного управления. Учитывая это и помня, что мы являемся несомненными духовными преемниками Поместной Российской Церкви от Крещения Руси, духовными преемниками РПЦЗ и Катакомбной Церкви, не было никакой необходимости принимать промежуточное, временное управление типа ВВЦУ. Мы единогласно избрали наиболее соответствующее сегодняшним реалиям управление, возглавляемое Предстоятелем. Помимо целесообразности мы этим решением подчёркиваем и утверждаем нашу решительность, с Божией помощью, идти и дальше по пути спасения и непреклонного соблюдения традиций и Предания Поместной Российской Православной Церкви.

На Чрезвычайном Соборе рассматривались две кандидатуры в Первоиерархи – епископа Иоанна и моя. Поскольку наименование Церкви мы не меняли и титул Первоиерарха оставался всё тот же: Московский и Всероссийский, -- то понятно, что Первоиерарх должен был находиться в России и в Москве. В этом смысле, если говорить о «незаконности» титулов, гораздо больше претензий можно было предъявить вл.Антонию (Орлову), который, приняв по решению Собора титул Митрополита Московского и Всероссийского, не бывал в России месяцами, а в Москве в нынешнем году и вовсе находился не более пяти дней.

Я предложил владыке Иоанну быть Первоиерархом и переехать в Москву. Владыка Иоанн отказался от этого предложения. Поэтому Первоиерархом Российской Православной Церкви был избран Ваш покорный слуга.

Если бы был избран Первоиерархом владыка Иоанн, то это было бы правильнее. Он гораздо опытней меня в церковных делах, лучше разбирается в канонах и более осмотрителен в церковной обстановке и с людьми. Он прекрасно знает не только положение православных людей на Украине, но и на остальных своих канонических территориях. Однако любой другой человек на его нынешнем архипастырском месте был бы менее значим и менее уместен. Мы это учитывали. Малороссийская епархия по потенциалу церковного строительства сегодня находится на ведущих, можно сказать, первенствующих позициях в РосПЦ. И роль её правящего архиерея трудно переоценить. Да и здесь, в Москве ему бы потребовалось значительное время на изучение обстановки, а другому архиерею -- на изучение обстановки в Малороссийской епархии. Поэтому, исходя из того, что нам нельзя терять драгоценное время на архиерейскую «рокировку» и обязательную последующую за этим потерю темпа церковного развития, Чрезвычайный Архиерейский Собор и остановил свой выбор на мне.

Что же касается различных обвинений в мой адрес или в адрес Собора, то это и не ново. Чем больше необоснованного крика и таких же обвинений здесь на земле, тем легче будет держать ответ перед Богом.

«Меч и Трость»: До сих пор нет никакой официальной реакции на Ваши с преосвященным Иоанном действия со стороны раскольничьего «синода» РосПЦ(А). Чем Вы это объясняете?

Митрополит Дамаскин: Эта реакция, если она когда-то и последует, нас совершенно не интересует, поэтому ломать голову над молчанием раскольников или гадать о том, что они собираются предпринять, нет никакого смысла. Единственное, что нас ещё бы заинтересовало -- это безоговорочное и чистосердечное их раскаяние. Оно бы дало возможность к прощению друг друга и дальнейшему уврачеванию церковного раскола. Сегодня такой вариант осуществим не иначе как чудом Божиим. Но ведь Господу всё возможно. Дело только за нами многогрешными. Это же касается и других церковных юрисдикций, вышедших в своё время из РПЦЗ и Катакомбной Церкви. Мы открыты для диалога со всеми и рады будем приветствовать любую здоровую инициативу. Помоги нам всем Господь!

«Исповедник»: В соборном определении группа митр. Антония (Орлова) -- архиеп. Виктора (Пивоварова) охарактеризована как «впавшая в народопоклонническую ересь». Между тем, не сделано четкого определения этой ереси, что позволяет Вашим противникам говорить о надуманности обвинений. Вас ведь тоже бездоказательно обвиняли в «февральской ереси». Не могли бы Вы в нескольких словах сформулировать суть народопоклоннической ереси, а также сказать, в чем её опасность и почему ею оказалось заражено более половины епископата РосПЦ?

Митрополит Дамаскин: На этот вопрос мне уже приходилось отвечать в одном из интервью. Если есть смысл повториться, то повторюсь. Во-первых, я не согласен, что не сделано чёткого определения народопоклоннической ереси. Возможно, и надо написать отдельную богословскую работу по этой теме. Но в своих богословских, чётко выверенных канонических статьях псаломщик из Курска Алексей Лебедев, на мой взгляд, достаточно ясно объяснил суть народопоклоннической ереси. Перечитайте ещё раз его замечательную статью «По поводу «Обращения» епископа Афанасия» и его «Каноническую оценку» указу Собора. Суть этой ереси заключена в непогрешимости русского народа. Вот дожили и до такого странного умозаключения, когда все вокруг грешные, а только одни мы – святые. И попробуй поспорь с таким болезненным утверждением. Я попробовал, что из этого получилось – всем известно.

Опасность этой ереси заключается, прежде всего, в том, что приоритеты и церковные критерии здесь подменяются политическими, борьба со своими грехами -- борьбой с «врагами народа», а Церковь, усвоившая такую ересь, в конце концов превращается в политическую партию, задача которой уже не спасение в вечности и стяжание благодати Духа Святаго, а взятие власти для осуществления своей политической программы. Как и всякая ересь, она рядится в красивые одежды; для прикрытия своей лжи спекулирует на реальных страданиях русского народа под жидомасонской оккупацией и на оскорбленном национальном чувстве русских. Тот факт, что этой ересью оказались заражены четыре епископа, как раз и говорит о том, что эти епископы нуждаются не в Церкви, а в своей собственной партии, и им нужно не личное спасение и спасение их паствы, а карьера политических вождей.

(Окончание на следующей стр.)

 

Связные ссылки
· Ещё о РосПЦ
· Новости Admin




<< 1 2 >>
На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..