МЕЧ и ТРОСТЬ
29 Мар, 2024 г. - 10:08HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Игумен МП Авраам “О необходимости терпения в борьбе со страстями”: Беседа с монашествующими
Послано: Admin 25 Дек, 2006 г. - 13:21
Дни нашей жизни 
РЕДАКЦИЯ МИТ: В юрисдикциях ИПХ нет современных крупных монастырей, на опыте которых можно было бы делать “методические” обобщения. Однако именно российские исповедники ИПХ нуждаются в таких знаниях, потому что, живя среди язычников, атеистов и верующих МП, являются как бы монашествующими в миру. Им приходится постоянно вести невидимую брань, выстаивая против окружающих соблазнов во главе с блистающей золотыми куполами МП. Поэтому к опыту МП мы и обратились, взяв для этого беседу одного из лучших “практикующих” в данном вопросе. Это игумен Авраам (Рейдман), духовник двух екатеринбургских монастырей МП -- мужского, во имя Всемилостивого Спаса на Елизавете, и женского -- Ново-Тихвинской обители. Выделения и небольшие сокращения в тексте наши.

+ + +
Сегодня мы проведем беседу о том, чего нам не хватает более всего. Да, я согласен с вами, когда вы говорите, что нам недостает послушания, мужества, самоотвержения. Но на самом деле больше всего нам не хватает и более всего мы нуждаемся в добродетели терпения. Хотя, по учению святых отцов, упомянутое вами мужество также действительно является одной из самых важных добродетелей, и вообще в «Добротолюбии» указываются четыре наиважнейшие добродетели: терпение, мужество, мудрость и целомудрие.

Терпение, конечно, нужно во всем. Все, что мы ни делаем, требует этой добродетели, потому что даже самый способный, самый удачливый человек не может в одно мгновение исполнить все, им намеченное. для этого ему необходимо время, а поскольку нужно трудиться, то необходимо и терпение. Часто бывает так, что, принимаясь за какую-нибудь добродетель, вот хотя бы за молитву, мы ищем быстрых, иногда даже немедленных результатов и, проведя в обители всего два-три года, начинаем роптать, что никакого преуспеяния у нас нет, обвиняем своих руководителей, ссылаемся на неблагоприятные обстоятельства: на то, что мы загружены работой, что у нас нет свободного времени. Иногда и самих себя неразумно укоряем, несвоевременно и неуместно, то есть попросту унываем. И исполняются сказанные преподобным Иоанном Лествичником слова о том, что желая приобрести добродетель прежде времени, мы не получаем ее и в свое время. Это относится вообще ко всем добродетелям. нужно еще иметь в виду, что все мы пришли из мира; даже если большинство из нас до прихода в обитель и посещали храм и в большей или меньшей степени исполняли свой христианский долг, однако представления наши о духовной жизни были не то чтобы расплывчатыми, а их, можно сказать, не было совсем никаких (за редчайшим исключением). То есть на первых порах монастырской жизни нам необходимо просто понять, что от нас требуется, что такое духовная жизнь, как святые отцы учат об этом предмете. Для этого также нужно время, и, может быть, не один год.

Я читал про одного подвижника, если не ошибаюсь, XIX века, что он двадцать лет изучал святых отцов, находясь в монастыре, и только потом оставил обитель и поселился для уединенной жизни в пустыне. Двадцать лет он только изучал святоотеческое учение об аскетической жизни и все это время считал себя неготовым вступить на такое поприще. Конечно, мой пример не означает, что нужно действовать именно так, как он. Но суть остается одна для всех: к каждому подвигу необходимо приготовление. Однако даже теоретическая подготовка требует много времени. Нужно иметь в виду также следующее: чисто теоретическая подготовка – одна лишь теория, без наших собственных трудов, без нашего собственного, хотя и малого, опыта – не принесет нам никакой пользы, поскольку святых отцов мы поймем неправильно. Это окажется мечтой, а не истинным пониманием так же, как и Священное Писание по-настоящему постигают не те, которые прочитали его толкование, а те, кто понуждает себя к исполнению заповедей. и святых отцов можно понять только тогда, когда ты хоть в какой-то мере испытаешь подобное тому, о чем они пишут, стяжешь хотя бы бледную тень тех опытов, которые они описывают. Иначе мы будем вкладывать в слова святых отцов не тот смысл, который вложили они, а свой собственный. Пусть даже мы чуть ли не наизусть будем цитировать «Добротолюбие», творения святителя Игнатия или какие-нибудь другие аскетические книги, но это наше неуместное, несвоевременное цитирование, цитирование невпопад отнюдь не будет свидетельствовать о том, что мы постигли святоотеческое учение.

То есть необходимо какое-то время, целые годы, для того чтобы понять, сориентироваться, определить, где мы, так сказать, находимся (я имею в виду не место, то есть монастырь, а где мы находимся в смысле своего душевного состояния), чтобы познать себя при помощи святых отцов.

И вот этот самый начальный период – еще и не подвиг даже, а только самое-самое начало видения себя – мы можем сравнить с предисловием книги. Бывает же, что еще и не дочитав такого предисловия, мы хвастаемся тем, будто бы прочли всю книгу. Представьте себе: вы прочли «Преступление и наказание» и оттого считаете себя специалистами по Достоевскому и собираетесь беседовать об этом произведении с литературоведами; раз вы в школе получили за «Преступление и наказание» пятерку, то думаете, что теперь вы знаете все. А думаете вы так потому, что и представления не имеете, какая обширная литература существует на эту тему, вам кажется, будто вам уже все известно и знать что-либо большее уже невозможно. Но одно дело, когда вами довольна учительница, а другое – заинтересуются ли вашим мнением серьезные ученые. Все это нам бывает понятно в отношении к занятиям светским: допустим, литературоведению, каким-либо ремеслам, искусству или науке, – но почему-то совершенно забывается, когда речь идет о духовной жизни. Здесь все представляется таким простым и ясным, что кажется, будто все можно сделать быстро.

Мы думаем: «Что такое духовная жизнь? Конечно, не то, что построить дом. Вот дом построить – да, это сложно: нужно сначала создать проект, потом выложить фундамент, возвести стены. все это очень долго: кирпичи возить, стройматериалы приобретать... А духовная жизнь – здесь ничего делать не надо, все у нас уже есть». Так нам кажется. И потому мы, приступая к делу и не имея ни терпения, ни какой-либо выдержки, даже не обладая точным представлением о том, как все должно происходить, ожидаем скорого результата. Подавляющее большинство из тех, кто здесь находится, за исключением единиц, даже не совсем понимают, в каком они сейчас пребывают состоянии, не вполне понимают, что требуют от них святые отцы. А есть даже такие, которые не могут понять, что требуют от них их старицы. До такой степени человек ослеплен самомнением, что, когда ему дают какое-нибудь конкретное наставление, он, по своей страстности, думает, будто и без наставления он все прекрасно понимает и вообще все может понять сам.

Ведь страсть, как известно, человека ослепляет. Не только блудная страсть или гнев, но и все вообще, а гордость еще и в гораздо большей степени. О любой страсти можно сказать, что когда она сильно действует, человек перестает что-либо здраво понимать. И от своей страстности не может принять никакого наставления, будь это обличение или самое доброжелательное замечание, потому что страсть мешает ему увидеть справедливость подобного назидания. он же начинает обвинять своих руководителей в том, что они неправильно его учат. Подобное поведение можно отнести в известной степени и к отсутствию терпения. Человек вообразил, что за год, два, три, пять лет (это тоже очень мало – пять лет) пребывания в обители он уже все постиг. Это у нас тот, кто пять лет пробыл в монастыре, уже «ветеран». А на самом деле это очень маленький срок.

Терпение необходимо уже в самом начале, когда мы только получаем теоретическое представление о монашеской жизни. Есть такие, которые быстро, с удовольствием читают и многое уже прочли, чуть ли не всю аскетическую литературу, переведенную на русский язык, но не думайте, будто вы уже все знаете. Пройдут, может быть, годы, десятки лет, пока вы начнете поистине понимать отдельные святоотеческие изречения, допустим Иоанна Лествичника, пока ваш опыт приблизит вас к пониманию того, что он, собственно, имел в виду.

Нужно помнить о том, что Москва не сразу строилась, как говорит пословица, – то есть все делается постепенно и для всего необходимо время. Это можно сравнить с развитием нашей современной цивилизации: сначала кто-то изобрел электричество, потом электричество начали вырабатывать, потом стали передавать на расстояние, научились его хранить и так далее. Затем уже стало возможно изобретение тех или иных приборов, электричество начали использовать в разных целях и уже потом, спустя столетия, появилось такое изобретение как компьютер. Невозможно было в самом начале, когда человек только научился вырабатывать электрический ток, сразу же изобрести и компьютер. Всем это ясно, все понимают, что для подобного нужны были столетия. А когда дело касается внутренней жизни, то здесь, оказывается, нужен, по нашим меркам, максимум год. Человек думает, что если он прочитал, допустим, «Добротолюбие», следовательно, все необходимое у него уже есть. И осталась лишь некая малость.

Представьте себе архитектора, создавшего проект грандиозного здания. На эту работу у него ушло много времени, было много различных недоработок, многое исправлялось – в конце концов проект готов. Вроде бы надо радоваться, но на самом деле здание ведь только на бумаге. А после этого нужно начинать еще и строить. И на строительство уйдет гораздо больше и сил, и средств, и времени, чем на проектирование. И большее, чем в процессе проектирования, число людей окажется занято, и бóльшие трудности встретят тех, кто будет участвовать в строительстве.

(Продолжение на следующих стр.)

 

Связные ссылки
· Ещё о Дни нашей жизни
· Новости Admin




<< 1 2 3 4 5 >>
На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..