МЕЧ и ТРОСТЬ
22 Сен, 2017 г. - 10:12HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Архимандрит РПЦЗ профессор Константин (Зайцев) “Претерпевый до конца, той спасенъ будетъ” -- О моральной трагедии "последних христиан", дробящихся в "осколки" юрисдикций
Послано: Admin 04 Окт, 2008 г. - 14:12
Богословие 
Наша современность являетъ картину ускоряющаго духовнаго разложенія. Но не нужно думать, что это разложеніе протекаетъ исключительно въ планѣ духовномъ, то есть означаетъ какіе то срывы и уклоненія, паденія и измѣны въ области лишь нашего отношенія къ Богу и къ Церкви. Врагъ лукавъ въ предѣльной степени. Онъ умѣетъ дѣйствовать такъ, что конечныя его задачи остаются нераспознаваемыми.

Подъ этимъ угломъ зрѣнія надлежитъ остановиться на одномъ явленіи, получающемъ сейчасъ все большее распространеніе и буквально разрушающее нашу церковную жизнь, будучи притомъ совершенно лишеннымъ церковнаго или духовнаго характера.

Наша Церковь являетъ собою нѣкую твердыню, которая въ общемъ хаосѣ Отступленія, остается покоящейся на Камнѣ Вѣры, больше того — составляющей часть этого Камня Вѣры. Надо ли доказывать то, въ какой мѣрѣ нестерпимымъ для Врага является наличіе такого элемента въ современномъ мірѣ, цѣлокупно, поскольку дѣло идетъ объ оффиціальной церковности, охваченной уже стихіей Отступленія. Невѣдомо намъ, насколько сильны и живучи потаенныя силы, претерпѣвающія эту обращенность къ грядущему Антихристу, въ какой то мѣрѣ ими сознаваемую, а потому взыскующія, пусть и не всегда, далеко не всегда, съ должной ревностью, Христовой Истины. Не говоримъ ужѣ о полнотѣ этой Истины! Спасительно, если тяга существуетъ хотя бы къ той ущербленной Христовой Истинѣ, которая сохранилась въ инославномъ мірѣ. Но, повторяемъ, степень жизнеспособности этого движенія, съ достаточнымъ основаніемъ носящаго имя христіанъ, для насъ загадка. Открыто, свободно, полнымъ голосомъ исповѣдуетъ Христову Истину, въ ея полнотѣ исходной, открытой намъ Богомъ въ Церкви, только наша Зарубежная Церковь. Какъ не быть ей предметомъ неистовой ненависти со стороны темныхъ силъ!

Нѣтъ соблазна, который бы не вклиняемъ былъ Врагомъ въ нашу жизнь, примѣнительно къ Истинѣ церковной, къ духовной жизни. Но въ настоящее время съ особымъ ражемъ Врагъ изощряется въ томъ, чтобы въ наши ряды внести разложеніе, лишенное всякой духовной, церковной заостренности. Во всей жизни, личной, семейной, общественной, государственной, въ частности, военной, Врагъ нынѣ вообще основное вниманіе обращаетъ на моральное разложеніе, осуществляя то, что получило уже обозначеніе «расчеловѣченія». Вѣдь въ итогѣ такого разложенія естественно теряетъ, силой вещей, свое подлинное значеніе и христіанская жизнь, независимо отъ того, какую отрасль христіанства представляетъ та или иная личность, становящаяся жертвой этого «расчеловѣченія». Съ особымъ, однако, рвеніемъ этотъ пріемъ примѣняется нынѣ Врагомъ по отношенію ко всему тому, что у насъ носитъ отпечатокъ церковности. Это не только приходы, монастыри, епархіальныя управленія и т. д. Это касается и семьи, поскольку она сохраняетъ въ какой то мѣрѣ присущій ей характеръ «домашней церкви».

Своеобразная особенность раждаемыхъ отсюда нестроеній въ томъ, что въ нихъ нѣтъ ничего предметнаго, а все только личное, въ самыхъ разныхъ его проявленіяхъ, но съ нарочитымъ удареніемъ на такія человѣческія свойства, какъ мнительность, обидчивость, подозрительность — то есть такихъ, въ силу которыхъ предметное содержаніе не только можетъ имѣть минимальный размѣръ, но можетъ просто даже отсутствовать. На этой почвѣ разрушается самая ткань человѣческаго общенія, дѣлая его невыносимымъ. Тѣмъ самымъ достигается поставленная Врагомъ цѣль: вычеркивается изъ книги бытія ненавистный Врагу очагъ «жизни во Христѣ», или, во всякомъ случаѣ снижается его годность въ степени иногда близкой къ полному уничтоженію. По общему же правилу останавливается духовный ростъ и обрекается данная ячейка христіанства на стагнацію, приводящую въ уныніе участниковъ этого во Христѣ общенія.

Какъ же бороться съ этой напастью?

Надо, прежде всего, распознать здѣсь козни Врага. Для этого необходимо дать себѣ ясный отчетъ въ томъ, что міръ, дѣйствительно, идетъ навстрѣчу Страшному Суду. Процессъ Отступленія въ ходу, все ускоряющемся. Въ этихъ условіяхъ вообще всякая взаимная борьба въ составѣ «послѣднихъ христіанъ» есть нѣчто губительное — независимо даже отъ степени правоты борющихся сторонъ. Борьба должна идти неустанная и безкомпромиссная только въ одномъ направленіи: противъ сдвиговъ въ сторону Апостасіи. Поскольку имѣется налицо христіанская жизнь, идущая въ руслѣ истиннаго христіанства, это такая цѣнность, ни съ чѣмъ несравнимая, это такая милость Божія, что все должно быть претерпѣваемо во имя сохраненія этой цѣнности — невозстановимой, разъ міръ идетъ къ своему концу, внѣ какого то совершенно исключительнаго чуда. Вотъ ужъ когда плохой миръ лучше доброй ссоры! Ибо всякая перемѣна, вызванная борьбой, основанной на недовольствѣ какимъ то лицомъ, который являетъ полную вѣрность Истинѣ, способна привести только къ худшему, даже если она и не приведетъ къ развалу данной ячейки. Врагъ соблазняетъ тѣмъ, что лучше будетъ — а на самомъ дѣлѣ хуже будетъ, если вообще что еще останется.

Если такъ обстоитъ дѣло со смѣной лицъ, то тоже самое надо сказать и о положительныхъ начинаніяхъ — спорныхъ. Основная задача — самосохраненіе. Затѣвать что то большое и новое на подъемѣ — дѣло законное, и тутъ рискъ диктуется. Но затѣвать что то новое и большое на спускѣ — въ лучшемъ случаѣ грозитъ неудачей, а въ худшемъ катастрофой. Здѣсь должна быть большая осторожность. Начинать нѣчто такое, на чемъ люди во Христѣ сближаются — святое дѣло: такъ будетъ крѣпнуть христіанская жизнеспособность. Но начинать безъ крайности дѣло, на которомъ наглядно заостряются взаимоотношенія — губительно.

Поскольку мы въ общей формѣ ставимъ эти вопросы, разсужденія наши могутъ показаться нѣкимъ резонерствомъ. Практически дѣло сводится къ личному поведенію каждаго примѣнительно къ любому «инциденту» совмѣстной жизни. Общимъ правиломъ поведенія должна быть заданность такая: дотерпѣть! Тяжело, въ силу личныхъ отношеній: терпи! И какъ терпи! Не въ томъ смыслѣ, что вотъ до такой мѣры буду терпѣть, а тамъ — разорву. Нѣтъ: спасется только претерпѣвый до конца. Въ каждомъ общеніи «послѣднихъ христіанъ» каждый членъ общенія долженъ воспринимать испытанія, имъ претерпѣваемыя, какъ Богомъ осуществляемое надъ нимъ испытаніе его терпѣнія, его вѣрности Христовой Истинѣ. Уйду въ другую деноминацію — это провалъ на испытаніи. Терпи! Если невмочь нести то служеніе, которое на тебѣ лежитъ, открой возможность взяться за это дѣло другому. Но продолжай быть въ мирѣ со всѣми и себя кори, что не хватило выдержки, или принимай, какъ заслуженное, что тебя смѣнили. При всѣхъ условіяхъ установка созиданія «послѣднихъ христіанъ» должна быть одна: ты привязанъ къ твоему церковному общенію, Христу вѣрному, какъ вѣрный рабъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ ты привязанъ къ нему и какъ къ доскѣ спасенія. Оторваться — значитъ не что то перемѣнить, а себя погубить. Терпи! Терпи еще и потому, что одинъ Господь знаетъ, что готовитъ завтрашній день. На войнѣ бываютъ разительные примѣры того, какъ обѣ стороны въ одинъ и тотъ же моментъ признаютъ себя побѣжденными: та сторона, которая на какое то мгновеніе еще потерпѣла бы — оказалась бы побѣдительницей!

Насъ часто упрекаютъ въ томъ, что мы «пугаемъ». Если два человѣка, увлекшись пререканіемъ, не смотрятъ на дорогу, и имъ грозитъ сорваться въ пропасть — можно ли сказать о томъ, кто ихъ схватитъ за рукавъ, что онъ ихъ «пугаетъ»? Такъ можетъ говоритъ только тотъ, кто самъ не видитъ этой пропасти и не хочетъ ее видѣть.

Вотъ и приходимъ мы къ единственно нужному для Зарубежной Руси. Это — осознать свою Церковь, какъ ничѣмъ незамѣнимое мѣсто спасенія. Въ этомъ смыслѣ должна развиваться и взаимная солидарность, предполагающая со стороны всѣхъ способность все претерпѣть личное во имя сохраненія своего спасительнаго общенія. Должна выработаться дисциплина, свойственная общеніямъ, возникающимъ для выполненія такихъ заданій, которыя обѣщаютъ, или общее спасеніе, или общую гибель, чѣмъ и опредѣляется крѣпчайшая солидарность и готовность терпѣть все, только бы не повредить общенію.

Если перевести все это на языкъ Христіанства, то можно такъ сказать: надо сдѣлаться подлинными христіанами, ощущающими себя ведомыми Христомъ, а потому и все выпадающее на долю каждаго воспринимающими, какъ крестъ Христовъ.

Поскольку мы сознаемъ себя «послѣдними христіанами» — можемъ ли мы быть чѣмъ то инымъ, какъ подлинные христіане, несущіе крестъ Христовъ? Если вдуматься во все, что происходитъ вокругъ насъ въ нашей средѣ, то этотъ одинъ вопросъ и разрѣшается всѣмъ нашимъ поведеніемъ. По этому признаку и будетъ идти отборъ.

Архимандритъ Константинъ.

(Источник: Журнал РПЦЗ «Православная Русь», 1964г, №17. С. 1-2.)

 

Связные ссылки
· Ещё о Богословие
· Новости Admin


Самая читаемая статья из раздела Богословие:
Вочман Ни и его книга “Духовный человек”


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..