МЕЧ и ТРОСТЬ
27 Июн, 2022 г. - 11:12HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поручик В.Бодиско: Русский Корпус 1941-45 -- «Русь зовет! Идем, родная, лишь немного погоди».
Послано: Admin 05 Фев, 2008 г. - 13:09
Русская защита 
И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
(Н.Гумилев)

У испанских народов есть типичная поговорка: «Смотрю на бой быков, сидя за барьером». Так говорят о себе лица, пассивно следящие за интересующими их событиями. Именно такими зрителями в отношении метаморфоз русской эмиграции оказались мы, кого судьба забросила в маленькие страны, отдаленные от столиц, где «витии», где «словесная война». Источник нашей информации — газеты, а приходят они с огромным опозданием, если доходят вообще. В силу этих обстоятельств три очень интересные статьи Андрея Седых о трех эмиграциях или волнах, помещенные в редактируемой им газете, прочел я лишь теперь. В основном согласился, кое о чем хотелось бы поспорить, но время ушло, источников информации нет, а выступать голословно мешает та самая опытность, которая приходит к нам вместо мудрости, по словам Анны Ахматовой.

Однако, в той же газете вот уже несколько лет появляются заметки об организации в Соединенных Штатах союза ветеранов последней войны, сражавшихся в советской армии, а это новое образование в среде русской эмиграции настолько необычно, настолько идет в разрез с существовавшей до сих пор идеологией, что откликнуться на него необходимо.

На первый взгляд, все в порядке. Союз ветеранов Соединенных Штатов существует, сколько знаю, со времен войны Севера и Юга. В нем состоят в добровольном порядке все те, кто боролись за эту страну. Вступали в союз и многие русские, попавшие в Штаты после первой войны, повинуясь чувству военного призвания, желая послужить новой родине и базируясь на общности идеологии. Правовое обоснование для вступления бывших советских воинов в союз ветеранов совершенно несомненно, т.к. сражались они против общего врага, тем самым косвенно защищая интересы Соединенных Штатов. Понятен и чисто практический интерес новых американских ветеранов состоять членами союза, ибо таковые пользуются известными существенными привилегиями.

Другое дело идеологическая подкладка. Белая Армия пела: «Смело мы в бой пойдем за Русь Святую»... Но эту песню пели и ее противники, с тою лишь разницей, что они шли смело в бой не за Русь Святую, а за «власть советов». Так было в дни гражданской войны. Власть советов победила, боровшиеся за Русь святую ушли в изгнание, унеся с собою желание продолжать борьбу за те же идеалы, передав позднее это стремление своим детям.

Те, что боролись на другой стороне, сначала чувствовали себя победителями, но скоро поняли, что обещанного им рая нет и не будет. Так шло время между двумя войнами. Молодежь эмиграции постепенно врастала в окружающую среду, принимала подданство, отбывала воинскую повинность, в большей или меньшей степени заражалась идеями, господствовавшими в умах их сверстников, обретала новый патриотизм. Лишь в славянских странах, где сохранились русские учебные заведения, этот процесс был замедлен, молодежь продолжала считать себя русской, хоть и была полностью лояльной в отношении приютивших ее стран.

Когда грянула вторая мировая война, вся русская молодежь заграницей честно встала в строй соответствующих армий, полностью и безупречно выполнила долг солдата, во многих случаях показывая пример соратникам из коренного населения своих стран. Так было в Польше, Франции, Югославии, Германии, позднее в Соединенных Штатах.

В 1941 году Германия оккупировала почти всю западную Европу и начала войну с Советским Союзом. Для эмиграции пришло время самоопределяться. Те кто полностью вжились в интересы своих стран поступали соответственно: продолжали сидеть в лагерях для военнопленных в Германии, а если были на свободе и не желали быть пассивными, вступали в ряды тех, кто по их понятиям лучшим образом служил своей стране. Были русские в польской армии генерала Андерса, в отрядах французского сопротивления «маки», в антигерманских соединениях генерала Дражи Михайловича в Югославии, в лояльных в отношении Германии отрядах генерала Недича и депутата Льотича, в хорватских «домобранах» Павелича и даже в коммунистических партизанах Тито. Никто из них о России не думал, все они служили своим новым родинам.

Иным оказалось положение той части эмиграции, которая считала себя безоговорочно русской. Осенью 1941 года в Сербии началось формирование Русского Корпуса с основной Целью освобождения России от советской власти. Корпус, естественно, формировался под эгидой и при помощи немецкого командования, и вступавшие в него люди полагали, что их идеи и стремления разделяются вершителями судеб Германии.

О Русском Корпусе написано много. Во время войны, сколько знаю, эмигрантская печать в свободной Америке и в занятых немцами странах Европы о нем не упоминала. После войны вся левая часть эмиграции обрушила на Корпус лавину обвинений: изменники, предатели, пособники палачей, антисемиты. В порядке самозащиты бывшие чины Корпуса использовали все возможности, чтобы напомнить о чистоте своих идей, жертвенности, патриотичности, героизме. Потом страсти утихли, споры стали более редкими и спокойными и наконец замолкли окончательно.

Однако заключение вынесено не было и вместо ясной картины истории Корпуса для будущего исследователя останется лишь то, что ныне именуется живописью: беспорядочная смесь мрачно-черных и непорочно-белых штрихов.

Мне, бывшему корпуснику, давно уже хочется высказать свой взгляд на прошлое, вспомнить самому и напомнить другим те мысли и идеи, которыми жили мы в дни войны, нашу реакцию на постоянные зигзаги гитлеровской политики в отношении России, на события происходившие в Югославии, где нам пришлось служить вопреки желанию сражаться за родину. Раньше выступать по этому вопросу на страницах «Переклички» или «Наших Вестей» мне не хотелось. Были еще живы многие активные участники тех событий, привыкшие смотреть на вещи только со своей колокольни, очень чувствительные к словам малейшей критики. Теперь их уже нет, а люди моего поколения, бывшие молодыми в дни войны, сейчас достаточно умудрены годами и опытом, чтобы говорить о прошлом объективно.

Другая причина, побуждающая меня к высказыванию своих мыслей — это коренное изменение в составе русского зарубежья, замена господствовавшего раньше российского национального самосознания неким хаотическим нагромождением идей, где много разговоров о самостийности, пробивается дух марксизмо-ленинизма, а былой русский патриотизм уступает место патриотизму советскому. (Выделено МИТ)

Русская политическая эмиграция в нашем лице кончает свое существование и уходит в историю. Родившись в дни исхода Белых воинов, она активно боролась за свои идеалы словом и делом. В этой борьбе гибли и вожди в лице генералов Кутепова и Миллера, и рядовые соратники из рядов Воинского союза (РОВС. -- МИТ), как Захарченко-Шульц и другие, а позднее и из Национального Союза Нового Поколения, самоотверженно отдававшие жизнь за спасение родины. Русский Корпус был последней попыткой «смело в бой идти за Русь святую» и вопреки всем наветам его воины «сумели честь отстоять», а многие и «умереть со славой».

+ + +
Трудно говорить об идеологических основах, развитии и истории Русского Корпуса, не напомнив о положении русской эмиграции ко времени его основания, трудно, т. к. многие события в жизни Корпуса были прямым последствием этого положения. Первая эмиграция в массе своей, а на Балканах особенно, была эмиграцией военной, чьим стержнем и объединяющим началом был Обще-Воинский Союз (РОВС), руководимый высшими начальниками Белой Армии.

Пока живы были генералы Врангель, Кутепов и Миллер, РОВС вел активную борьбу с коммунизмом, и участники Союза чувствовали себя к ней причастными. Но ГПУ-НКВД знало, что делало, и после похищения последнего из белых вождей РОВС начал замирать, из боевой превращаться в историческую организацию, о которой белградский юмористический журнал «Бух» писал, что ее лозунг отныне: «Пуля дура, членский взнос молодец».

Несколько раньше произошло и другое событие, взволновавшее эмиграцию: Великий Князь Кирилл Владимирович объявил себя Императором Всероссийским. Реакция меньшинства была позитивной в силу несомненного права Великого Князя возглавить династию на основании первородства, из желания восстановить законоположения, нарушенные революцией. Создалось движение «легитимистов», был основан «Корпус Императорской Армии и Флота» из отколовшихся чинов РОВСа. Привлекательным было и начавшееся движение в чинах, присвоение придворных званий и даже титулов для морганатических супругов некоторых членов императорской фамилии. Сын Великого Князя (Владимир Кириллович. -- МИТ), носивший до этого времени титул Князя, будучи правнуком, а не внуком Императора, как того требовал закон, превратился в Великого Князя и Императорское Высочество.

Одновременно реакция подавляющего большинства эмиграции была резко отрицательной, хотя монархические настроения еще доминировали в ее среде. Было ясно, что Великий Князь обязан был принять на себя бремя власти непосредственно после отречения от престола Императора Николая Второго за себя и за сына, и после отказа Великого Князя Михаила Александровича от своих прав. Многолетние уклонения законного наследника престола от провозглашения себя императором невозвратимо нарушили законы Империи, и с этой точки зрения манифест Великого Князя пришел слишком поздно. Но рядом с этим манифест пришел и слишком рано, т.к. на территории Империи все еще существовал Советский Союз и условий для восстановления монархии не предвиделось. Эту точку зрения по-видимому разделял и сын Великого Князя, который после кончины отца ограничился принятием на себя звания Главы Династии, но не Императора, к вящему смущению убежденных «легитимистов», уже присягнувших новому Царю.

Медленное угасание РОВСа побудило многих его членов искать новых путей для борьбы. Герой Белого Дела, прославленный дроздовец Генерал Туркул возглавил новую воинскую организацию, названную (если не ошибаюсь) «Союзом Участников Войны», которая отрицала внеполитичность военнослужащих и ставила себе целью продолжение деятельности белых вождей. Главным руководителем этой организации в Югославии стал корнет Л.В. Сердаковский, чьи воспоминания печатаются частично в «Перекличке».

Для полноты картины необходимо вспомнить и о «штабс-капитанском» движении И.Л.Солоневича. После выхода в свет его очень талантливой книги «Россия в концлагере», несомненной предшественнице «Архипелага ГУЛАГ», этот первый беглец из советского застенка сумел завоевать симпатии и авторитет у «молчаливого большинства» военной эмиграции. Не сойдясь во взглядах с большинством генералов, Солоневич назвал их «осколками былых поражений» и призвал рядовых офицеров к некоторому роду политической самодеятельности, во имя «народной монархии», но без указания организационного начала и путей предстоящей борьбы. По этой» причине, по-видимому, «штабс-капитанское» движение оказалось мертворожденным, а «молчаливое большинство» продолжало жить идеей, отлично выраженной забытым, увы, поэтом:

Одна надежда только в жизни,
Одно желание в груди:
Услышать властное — иди,
И умереть в своей отчизне.

(Продолжение на следующих стр.)

 

Связные ссылки
· Ещё о Русская защита
· Новости Admin




<< 1 2 3 4 >>
На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..