МЕЧ и ТРОСТЬ
29 Мар, 2024 г. - 12:45HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Константин Преображенский: «ДРУГ» АРХИЕПИСКОПА РПЦз(Л) МАРКА (АРНДТА)
Послано: Admin 13 Апр, 2005 г. - 21:08
Апостасия 
ОТ РЕДАКЦИИ МИТ: Бывший референт начальника научно-технической разведки СВР КГБ СССР подполковник К.Преображенский, бежавший от коллег на Запад, продолжает разоблачения по операции "Зарубежная Церковь". Сегодня рассказывается о правой руке архиепископа РПЦз(Л) Марка Берлинского - зальцбургском протоиерее В.Фонченкове, агентурно известном как "Друг".

+ + +

1. Митрохинский архив разоблачает

«ДРУГ» - это агентурный псевдоним протоиерея Василия Фонченкова, священника РПЦз(Л). В семидесятые годы прошлого века он помогал КГБ СССР сажать в тюрьмы священников-антикоммунистов. Теперь это не мешает ему пребывать в клире РПЦз(Л). СВР ФСБ РФ чувствует себя в сей церковной структуре настолько уверенно, что не считает нужным скрывать свою агентуру. Служит «Друг» в епархии вл.Марка в австрийском Зальцбурге.

Не верите? Отсылаю вас к книге «Архив Митрохина», написанной в соавторстве с профессором Кристофером Эндрью. Василий Митрохин, начальник архивного отдела КГБ, умудрился вывезти в 1992 году на Запад множество секретных документов. На протяжении десятилетий, рискуя жизнью, он тайно выносил их копии из здания КГБ. Лицо Митрохина мне знакомо, я встречал его в коридорах Лубянки. Он производил впечатление сурового правоверного коммуниста. Видимо, такая кондовая внешность спасла его от подозрений.

Высокий профессионализм Митрохина позволил нам не ограничиваться бездоказательным навешиванием на священника агентурного ярлыка. Вот факты, которые он приводит:

«Христианский Комитет в защиту прав верующих старался защитить себя от проникновения КГБ, в том числе и за счёт своей малой численности, которая никогда не превышала четырёх человек. Однако в мае 1979 года в него вступил о.Василий Фонченков, о котором в Комитете не знали, что за девять лет до этого он был завербован Пятым управлением КГБ в качестве агента под псевдонимом «Друг». Как отмечается в его личном деле, он «использовался в разработке лиц, представляющих оперативный интерес (в Православной Церкви), выполнял задания добросовестно и проявлял инициативу». С 1972 года Фонченков работал преподавателем Духовной академии в Загорске, одновременно занимая должность в отделе международных отношений Московской патриархии. В 1976-77 годах он был священником церкви св. Сергия в Восточном Берлине и издателем Stime der Orthodoxie («Голос Православия»), журнала Центрально-Европейского экзархата Московской патриархии. Его связи в иностранных церквах вполне могли рекомендовать агента «Друга» ничего не подозревавшим коллегам в Христианском Комитете.

Кампания борьбы КГБ с открытым диссидентством в православной Церкви достигла пика в 1979-80 годах, ознаменовавшись волной арестов ведущих диссидентов, - главным из которых был о.Глеб Якунин, - которых впоследствии посадили в тюрьму или убедили публично покаяться. Возможно, для того, чтобы спасти Фонченкова от расшифровки, он был вызван в КГБ для допроса, после чего выступил с заявлением о том, что ему угрожали арестом, однако обвинение ему никогда не предъявлялось». (Здесь и далее цит. по: Кристофер Эндрью, «Меч и щит. Митрохинский архив и секретная история КГБ», Нью-Йорк, «Бэйсик букс», стр. 495-496.)

Один только факт работы о.Василия Фонченкова в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской патриархии позволяет говорить о его агентурном сотрудничестве с КГБ. Ведь этот отдел неканонический. Он был создан советским КГБ для использования внешнецерковных контактов в своих целях. Истинные начальники этого отдела сидят вовсе не в МП, а в небольшом розовом здании у станции метро «Проспект Вернадского». Там находится управление «РТ» Службы внешней разведки. Эта аббревиатура означает «разведка с территории России». Управление «РТ» также направляет в шпионские командировки российских учёных, общественных деятелей. Некоторые его офицеры работают под видом мирян в Отделе внешних церковных сношений.

– А, может быть, там не все агенты? – спросите вы.

Увы, все. Потому что каждый может стать невольным свидетелем тайных операций разведки и других нарушений конституционного принципа отделения церкви от государства. ГБ может уберечься от огласки, только если накрепко привяжет каждого подпиской о сотрудничестве.

Далее автор «Архива Митрохина» отмечает, что в 1979 году КГБ удалось склонить к публичному покаянию священника Дмитрия Дудко, однако добиться того же от о.Глеба Якунина не представлялось возможным. Поэтому, пишет он, «только жене Якунина разрешили присутствовать на суде. Остальные члены семьи и друзья, а также западные журналисты, не были туда допущены. (...) Среди получивших отказ был и Фонченков. Возможно, это было сделано для того, чтобы спасти его от расшифровки».

На официальном церковном сайте “ortho-rus.ru” этот период биографии Фонченкова изложен в другой тональности: «В 1973 году был рукоположен во священника, в 1976-77 г. был настоятелем Сергиевского храма в Карлхорсте (Берлин) и редактором журнала «Stimme der Orthodoxie”. В 1979 г. вступил в Христианский комитет по защите прав верующих, в настоящее время в юрисдикции Русской православной Церкви Зарубежом. Служит в Зальцбурге». Здесь его вступление в Комитет выглядит как некая заслуга, вроде редактирования журнала на немецком языке. У неискушённых людей может сложиться мнение о том, что Фонченков и сейчас пребывает в этом Комитете, мужественно борясь за права верующих. Им и в голову не придёт, что он вступил в туда, чтобы разрушить его, а участников посадить.

2. Свидетельство отца Глеба Якунина

"– А что скажет главный герой описываемых событий, сам Глеб Якунин?" – подумал я и набрал номер его московского телефона.

– Появление о.Василия Фонченкова в нашем Христианском комитете по защите прав верующих я воспринял спокойно, – рассказал отец Глеб, – Ведь мы были знакомы давно, и я знал, что он настроен антисоветски. Меня не смущало то, что он был сыном старого большевика, именем которого в Москве названа одна из улиц. В те годы дети махровых сталинистов нередко становились противниками режима. Правда, сейчас я понимаю, что недооценил той лёгкости, с которой он общался с нами, дискутировал. Ведь контакты с диссидентами были опасными для советских людей. Однако твёрдой уверенности в том, что Василий Фонченков агент КГБ, у меня не было, хотя он и преподавал в Духовной академии, находившейся под строжайшим контролем «органов». Отдел КГБ, занимавшийся ею, расположен напротив входа в Сергиеву Лавру, сразу за кинотеатром.

Я не держу зла на о. Василия и даже благодарен ему за то, что он осторожным намёком предупредил меня о готовящемся аресте, - подчеркнул отец Глеб. – Кроме того, он не свидетельствовал против меня. Его и ещё нескольких человек почему-то избавили от допроса, хотя по логике должны были допросить. Так КГБ бережёт свою агентуру. После того, как меня посадили, Фонченков занял руководящее положение в Комитете, но на следующий год его деятельность была свёрнута. Мы узнали, что Политбюро приняло постановление о том, чтобы искоренить всё диссидентское движение репрессиями, и решили не рисковать людьми.

После моего освобождения из тюрьмы я не встречался с отцом Василием Фонченковым, но он звонил мне после выхода книги Митрохина. Голос его был встревожен. Он утверждал, что всё написанное о ней – дезинформация, и спросил, не хочу ли я выступить с опровержением. Я отказался, объяснив, что считаю книгу Митрохина серьёзным источником информации. Он спросил, не я ли был инициатором её появления в свет. Я отвечал, что нет, и даже поблагодарил отца Василия за то, что он дал мне знать о моём предстоящем аресте. Это ему не понравилось, и он заявил, что ни о чём меня не предупреждал. Между прочим, он звонил мне из Москвы. Ему пришлось вернуться туда после того, как некоторые священники написали возмущённые письма зарубежному митрополиту Лавру. Но когда небольшой шум стих, Василий Фонченков снова вернулся на Запад, – с горькой усмешкой заключил отец Глеб.

3. Два сапога - пара?

«Друг» далеко не одинок. Просто через него Господь посылает нам вразумление. КГБ давно нашпиговал «друзьями» Русскую Зарубежную Церковь. В ней немало священников со схожими биографиями. Вначале все они работали в чекистском Внешнецерковном отделе патриархии. Затем по непонятным причинам, - скорее всего, по заданию КГБ, - перешли в Зарубежную Церковь, причём этот переход не сопровождался ни покаянием, ни разрывом с Москвой. В чём тогда был его смысл, неясно. А теперь в РПЦз(Л) эти священники открыто работают на Москву. Но никого вокруг это почему-то не удивляет.

Легко представить, что случилось бы с советским разведчиком Штирлицем, героем знаменитого фильма «Семнадцать мгновений весны», если бы он ходил по коридорам гестапо и агитировал за Сталина. Но в РПЦз(Л) это почему-то проходит. Настолько мощны в ней позиции КГБ.

Готовясь к поглощению РПЦз(Л), ГБ зорко следит за настроениями в эмигрантской среде. Сейчас эту спецслужбу беспокоит, что в ней пошли разговоры о вербовке священников. Поэтому гебисты вбросили очередной дезинформационный тезис: «Да, все советские священники, работавшие за рубежом, были агентами КГБ! Ну и что? Время было такое!» Недавно я услышал эту свежую мысль сразу от нескольких русских эмигрантов.

Её лживость в том, что она отодвигает агентурную работу в прошлое. Дескать, рухнула советская власть, кончилась и она. Но ведь КГБ-то не рухнул! А сейчас он прибрал к рукам всю государственную власть.

Все те, кто были агентами в советскую эпоху, остаются ими поныне. Есть только один способ прекратить быть агентом КГБ: отречься публично, в печати, и тогда ГБ сама исключит вас за расшифровку. Такие случаи были, и даже среди священников. Но «Друг» этого не сделал.

Личного агентурного дела Фонченкова я не видел, но уверен, что в нём есть такая запись: «Использовался по делам, завершавшимися арестом и осуждением объектов оперативной разработки». Это значит, что он – агент боевой, не то что какой-нибудь сельский батюшка, для отвода глаз сигнализирующий в ГБ о том, что другие священники пьют. «Друг» может использоваться в острых мероприятиях. И в этом смысле совсем не случайно то, что он находится в Австрии.

Ведь эта страна очень важна для российской разведки. В ней мягкий контрразведывательный режим, потому что нейтральная Австрия не представляет интереса для иностранных разведок. Поэтому КГБ давно привык проводить здесь рискованные мероприятия, за которые в других странах могут дать по шапке.

Как правило, это встречи с особо ценными агентами, висящими в своих странах на волоске – генералами, парламентариями, засекреченными учёными.

Вот один из них объявляет товарищам по работе:

– Что-то мне в Австрию захотелось! В древний Зальцбург! Пройтись, знаете ли, по моцартовским местам!

– Что ж, поезжайте, это дело хорошее! – кивают товарищи.

Через пару дней наш герой петляет по старинным улочкам Зальбурга, и в условном месте встречается с российским дипломатом. А вдруг за дипломатом следят? Нет, лучше заглянуть в живописную русскую церковь! А в конце светской беседы со священником передать ему конверт с фотоплёнкой. Никакая контрразведка в храм и сунуться не посмеет: вера – дело святое!

Отец Василий Фонченков – правая рука архиепископа РПЦз(Л) Марка Берлинского. Неужели сей архиерей ничего не знает о книге Митрохина? Или, наоборот, упоминание в ней служит для него положительной характеристикой? Ведь и биография самого Марка полна недомолвок, словно у разведчика-нелегала. Неясно, как он, уроженец ГДР и офицер ее армии, перебрался на Запад в шестидесятые годы, ибо легально это было сделать нельзя.

В семидесятые будущий архиепископ был задержан в Москве за ввоз антисоветской литературы, но вскоре КГБ тихо отпустил его, хотя по закону это было сделать невозможно. Все эти несообразности я проанализировал в статье «Две тайны архиепископа Марка». (См. на старом «Мече и Тросте» 13.4.2004:
http://cherksoft.narod.ru/mut59.htm - Прим. МИТ)

В «Архиве Митрохина» я прочитал и о том, что о.Василию Фонченкову являлся во сне Царь-Мученик Николай Второй. Интересно, что он ему сказал? «Почему ты другом служишь в ЧеКе, убившей меня?»












 

Связные ссылки
· Ещё о Апостасия
· Новости Admin


Самая читаемая статья из раздела Апостасия:
К.Преображенский «Глава РПЦз(Л) Лавр и чекисты»


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..