Русская линия
Русская линия Алексей Бахмутов30.12.2006 

Россия, которую мы нашли

Русским зарубежом дано по всей вселенной светить светом Православия, дабы другие народы, видя добрые дела их, прославили Отца нашего, Иже есть на небесех, и тем снискали себе спасение.
Св. Иоанн Шанхайский и Сан-Франциский

В начале 90-х экраны России обошел фильм Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Фильм потряс многих, в том числе и меня. Впервые была чётко показана точка отсчета, от которой страна стартовала в «светлое будущее всего человечества» [1]. И все современники могли видеть, чего мы достигли за 70 с лишним лет строительства коммунизма. Интонация фильма звучала в унисон с общественным настроением того времени, которое я бы назвал упоением от самобичевания. Мы как бы со скрытым злорадством констатировали: «Да, вот такие мы растяпы! Ну, что от нас можно ещё ожидать?! Так нам и надо!». Возврат к светлому капиталистическому прошлому нам виделся через приобщение к общечеловеческим ценностям демократии американского типа. И вот промыслом Божиим автор этой статьи в это самое время оказался в Америке, чтобы приобщиться. О том, что он там обнаружил и что понял, читатель узнает, прочитав эту статью.

Америка глазами русского


Соединенные Штаты Америки — это страна эмигрантов. Она ими основана, она ими построена, она в значительной степени живет и процветает, благодаря постоянному притоку новоприобщаемых. Либеральная демократия современного типа возникла здесь, благодаря эмигрантским группам, стремящимся сохранить свою уникальную национальную или религиозную идентичность в условиях разноплеменного окружения. Вероятно, по-другому нельзя было сплотить разношерстных беженцев из Старого мира, включавших религиозных изгоев разных толков (пилигримов, квакеров, амишей, наших староверов), высланных из разных стран нежелательных элементов, беглых каторжан, да и просто искателей приключений. Отцы-основатели Соединенных Штатов Америки провозгласили свободу вероисповеданий и равные права американцев основным принципом Нового Света. К сожалению, их любимый масонский лозунг «Свобода, Равенство, Братство» так и остался идеалом, нереализованным на практике. Так, например, негры получили равные избирательные права с белыми только в 60-х годах 20-го века, т. е. спустя 100 лет после гражданской войны Севера и Юга. Сотни тысяч нелегальных эмигрантов тяжко трудятся на самых низкооплачиваемых работах и поныне, не имея элементарных прав, в постоянном страхе быть депортированными и лишить свои семьи какой-либо материальной поддержки. Однако концентрация либерального капитала в Америке и распространение демократии американского образца во всем мире позволили создать феномен американской экономики, нераздельно интегрированной в мировую экономику, что, собственно, и является основой американского экономического могущества. Коррупция политических лидеров, манипуляция общественным сознанием и превращение парламентских выборов в комедию является неотъемлемой чертой современной американской политической системы. Перенесенная на почву мононациональной страны — какой, например, является современная Россия [2] - эта система становится чумой, разрушающей национальные институты и нивелирующей национальные ценности. Об этом мы писали более семи лет назад[3], об этом свидетельствуют и болезненные события последнего времени, происходящие во Франции, Испании, Израиле, на Украине, в Грузии, в России и во всем мире, стремящемся приобщиться к либеральной демократии. Сама Америка с её традиционным христианским большинством населения, становится жертвой либерализации. Празднование столь любимого на Западе Кристмаса (Рождества) уже приобретает полулегальный статус. Так, владельцы некоторых многоквартирных домов запрещают установку Рождественских ёлок под предлогом пожарной безопасности; в аэропорту Сиэтла в декабре 2006 года вначале установили, а потом демонтировали все Рождественские ёлки под давлением шантажа одного-единственного раввина[4]; поздравление с Рождеством на рабочем месте считается просто неприличным (если хочешь быть политкорректным, надо поздравлять коллег, невзирая на религиозную принадлежность, с «сезоном праздников», как бы имея ввиду и Хануку).

Наблюдение русскоговорящей Америки чрезвычайно поучительно для русского человека, потому что позволяет избавиться от многих штампов, усвоенных советским поколением, что называется, с молоком матери. Первый удивительный факт есть то, что представители всех народностей распавшегося Советского Союза — как-то евреи, молдаване, цыгане, украинцы, белорусы, азербайджанцы, казахи, татары — среди американцев предпочитают называть себя русскими, ибо быть русским в Америке престижно (именно так!), т.к. это одна из немногих наций, с которой здесь считаются. И дело не только в том, что в американских весьма политизированных СМИ Россия исторически всегда выступала антитезой Западу. Дело в том, что в Америке престижно иметь корни в странах с высокой культурой, а Россия традиционно считается таковой. Классическую музыку в Америке невозможно представить без постоянно звучащей музыки русских композиторов. А балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» является непременным атрибутом новогодних праздненств во всех больших городах Америки, где есть концертные залы. Русские художественные полотна и ювелирные изделия современных мастеров пользуются повышенным спросом — об этом знают владельцы всех аукционов и художественных магазинов. Русский язык изучают во всех крупных университетах, а в Университете штата Мичиган (г. Энн Арбор) даже издается научный периодический журнал русского языка (Russian Language Journal). Русские имена в спорте, в науке, в среде университетских профессоров — характерная реальность современной Америки. Даже среди негров появилась мода на русские имена, потому что они непохожи на имена белых американцев: Таня, Наташа, Саша, Миша, Лиза, Зина, Олга (без мягкого знака).

Евреи, эмигрируя из России как «душительницы народов"[5], с удивлением узнают, что в Америке их считают в первую очередь представителями религиозной группы, с которой у них чаще всего мало общего. Возникающую вакансию «национальность» они, не задумываясь, восполняют русским происхождением. «Мы, русские» в Америке я чаще всего слышал от бывших советских евреев. Рупор современной еврейской русскоговорящей Америки Нью-Йоркская газета «Новое русское слово» время от времени помещает статьи о необходимости спасения русского языка в Америке. Русские чартерные школы организуют евреи и украинцы. В городе Lafayette (Indiana) татары организовали субботнюю русскую школу. В 2001—2002 годах в церковно-приходской школе при церкви Св. мч. Андрея Стратилата в Санкт-Петербурге во Флориде учились армянские дети, а учительницей русского языка была Роза Агаева, азербайджанка из Баку. Многие американцы, усыновившие русских детей, считают необходимым поддерживать их знание русского языка и приводят их в субботние школы при русских церквах и даже на православные церковные службы. Таких примеров можно привести множество. Эти факты говорят о том, что те, кто однажды прикоснулся к русской культуре, в Америке осознают её уникальную ценность и пытаются сохранить себя и своих детей в ней. Это касается и евреев. Приведу один характерный пример. Несколько лет назад автору этой статьи пришлось слушать в Чикаго радиопередачу еврейского русско-говорящего канала в живом эфире, посвященную гастролям Оркестра Израильской Филармонии. Ведущий беседовал с первой скрипкой этого оркестра Юрием Гандельсманом. Отвечая на вопрос о музыкальной школе Израиля, Юрий неожиданно для ведущего заявил, что вообще-то он и его коллеги в основном представляют русскую музыкальную школу, т.к. воспитаны на русской музыкальной культуре. И действительно, в Америке и вообще на Западе высокое качество русской исполнительской школы, как и шахматной школы, как и школы фигурного катания — общепризнанная аксиома.

Следует отметить, что существует значительная разница между привычным для жителей Российской Федерации понятием национальность и американским понятием нация. К американской нации принадлежат все граждане США. Негры в Америке именуются афро-американцами, а граждане русской национальности — русскими американцами. Следуя этой логике, грузин, проживающих в России, следовало бы называть грузинскими русскими, а евреев еврейскими русскими (что они и делают в Америке, опуская первое прилагательное). При таком подходе было бы непонятно, как называть самих русских, если бы не ясное определение Ф.М.Достоевского, что русским человеком является тот, кто говорит по-русски и исповедует Православную веру. И это определение есть ключ к пониманию очевидной разницы между двумя основными группами американцев, говорящих по-русски дома: русской диаспорой и евреями русского происхождения.

Русские евреи в Америке


Присутствие русского еврейства в Америке бросается в глаза любому наблюдателю, приехавшему туда впервые. Во-первых, их просто много, значительно больше, чем этнических русских. В одном только Кливленде, например, проживает 40 тысяч русских евреев и членов их семей. Во-вторых, они предпочитают компактное проживание. То ли это историческая привычка жить в гетто, то ли новоприехавшим просто удобно держаться вместе вблизи «джуек» (jewish community center), общественных центров, занимающихся поддержкой и обустройством вновь-приехавших евреев. Самое известное место компактного проживания русских евреев — улица Брайтон Бич в Нью-Йорке. Такие же улицы есть и других больших городах Америки: Девон в Чикаго, Мэйфилд Роуд в Кливленде и т. д. Впрочем, по мере роста достатка, черта оседлости меняется. Целью жизни многих является поселиться в наиболее престижном районе. Так, например, в Чикаго, еврейство вначале селится на Девоне, потом в Скоки и Баффало Гровс, но заветной целью является — Виннетка, где живут миллионеры. В большом Кливленде этапы роста: Мэйфилд Роуд — Шейкер Хайтс — Солон — Гейтс Миллс. В-третьих, большинство средств массовой информации, использующих русский язык в Америке, контролируется еврейством. Это и самая известная газета на русском языке «Новое русское слово», и многочисленные телефонные справочники на русском языке (Russian Yellow Pages), и самые известные места в Интернете, такие как Русский Сиэтл,[6] продающий дешевые телефонные карточки, и книжные [7] и разнообразные продовольственные магазины, торгующие русскими продуктами [8] и т. д. В любом случае, русский, попавший в Америку, и пытающийся найти соотечественников, вероятнее всего поначалу столкнется с русскими евреями, как это весьма натурально показано в характерном эпизоде покупки дешевого автомобиля героем фильма «Брат-2».

Главная особенность Америки — ассимиляция через 1−2 поколения. Противостоять этому до поры до времени удается только группам с ярко выраженной религиозной идентичностью таким как амиши или русские в диаспоре. Коварная неизбежность ассимиляции блестяще показана Рэем Брэдберри в его фантастическом романе «Марсианские хроники», написанном в 1950 году. Исключение составляет, пожалуй только еврейский народ, который вот уже в течение 2 тысяч лет везде чувствует себя инородным телом. Индивидуальная психология еврейства никогда не позволит еврею считать «страну пребывания» своей родиной. Русский еврей удивляется нашему сопереживанию событиям в России и нашей радости, когда мы видим Отечество, встающим с колен. Но и Америку они не считают своей страной. И это несмотря на то, что там созданы и финансируются государством мощные программы, помогающие ассимиляции приехавших в Америку евреев. Делается это под прикрытием защиты прав угнетенных меньшинств. Например, советские евреи, эмигрировавшие как политические беженцы, пользуются льготами наравне с коренным населением Америки: евреи эмигранты пенсионного возраста получают бесплатное медицинское обслуживание, имеют право на пониженную в несколько раз квартирную плату и пенсию социального страхования, ни дня при этом не проработав в Америке. Их главная политическая опора — демократическая партия США, а главная публичная философия — политкорректность, которая по существу позволяет диктовать большинству волю сплоченного и хорошо организованного меньшинства. Для того чтобы легализовать и замаскировать этот рог изобилия для избранных, к нему допускают и местные меньшинства (minority) — негров и индейцев. Что приводит к печальному эффекту развращения этих слоев американцев и процветанию откровенного паразитизма. Они привыкают получать все от «этого» государства, которое ненавидят как свою тюрьму, ничего не давая взамен. Тем самым под Америку подкладывается бомба социального взрыва замедленного действия. Окрепнув и создав своей средний управленческий класс, негры взорвут Америку изнутри. И это будет похуже, чем отделение Украины от России.
Как это ни печально, подобные настроения наблюдаются и в русском еврействе. Вспоминается такой характерный эпизод. Мой знакомый русский еврей назначил мне деловую встречу на крытом теннисном корте, где его дочь по субботам брала уроки большого тенниса. Мы встретились в уютной комнате ожидания, отделенной от спортивного зала стеклянной стенкой, так что родители, ожидающие своих детей за чашкой кофе, могли наблюдать за игрой своих детей. Что меня поразило сразу, ВСЕ в этой комнате говорили по-русски.[9] Когда я немного опоздав, вошел и подсел к своему приятелю, к нам тут же подошел какой-то холеный господин и, кивнув на меня, спросил моего собеседника: «Это что? Новенький?». Тот что-то промямлил в ответ, из чего все заключили, что я свой, и оживленные беседы давно знавших друг друга людей продолжились. Мы тоже приступили к обсуждению своего дела. Холеный господин, продолжал прохаживаться с довольным видом по комнате и, вдруг, как бы обращаясь ко всем присутствующим, громко заявил: «Да-а, везде наши люди! Пора гнать этих американцев отсюда в шею!». Кажется, никто кроме меня, даже не обратил особого внимания на это заявление. Мне стало как-то не по себе и я поспешил откланяться.

Русская диаспора


Русская диаспора не так явно заметна в Америке. Но она присутствует основательно (например, популярная консервативная русская эмигрантская организация Конгресс Русских Американцев [10] имеет даже свое представительство в Вашингтоне), отличается консерватизмом и традиционно поддерживает республиканцев, если требуется голосовать. Главная её черта — это то, что она существует вокруг Православной Церкви. Русская диаспора в Америке складывалась волнами. Вначале это были землепроходцы, деловые люди и миссионеры Российской Империи. Американцы, сегодня посещающие как туристы свой самый удаленный северный штат Аляска, с удивлением обнаруживают доминирующее присутствие православных церквей. Православие сюда было привнесено русскими миссионерами, среди которых самый известный, пожалуй, Св. Герман Аляскинский, память которого празднуется Православной Церковью 25 декабря по новому стилю, в день Рождества Христова по Григорианскому календарю. Сейчас Православие на Аляске — это вера коренного населения алеутов. А самая известная святыня — Казанский образ Божией Матери, писанный русским художником В.Л.Боровиковским — так называемая «Ситкинская» икона Божьей Матери. Начиная от русской Аляски, в 18 веке Православие распространилось вдоль тихоокеанского побережья Северной Америки в Калифорнию, а оттуда — по всей Америке. Конечно, доля православных среди христиан Америки невелика, однако их авторитет очень высок. Даже американские СМИ время от времени помещают репортажи, чаще всего Пасхальные, о службах в Русских Церквах. Все чаще случаи, когда «чистые» американцы принимают Православие. Среди самых известных нашим современникам случаев — переход в Православие и прославление нашей Веры такими яркими личностями как автор книги «Душа после смерти» [11] иеромонах Серафим Роуз (+20.08.1982), хранитель мироточивой иконы Иверской Божией Матери, отдавший за неё свою жизнь, Иосиф Кортес [12] (+31.10.1997), здравствующий и поныне чудный исповедник Нью-Йоркский, предвестивший воссоединение двух ветвей Русской Православной Церкви, игумен Иоаким (Парр) [13] - и многие-многие другие.

Крушение Российской Империи выплеснуло зарубеж около 3 миллионов наших соотечественников. Костяк этой мощной Белой волны эмиграции составили представители русской интеллигенции, которая по словам Св. Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского, «принадлежа к числу чад Православной Церкви, исповедуя себя православными… в своем миросозерцании значительно уклонились от Православия. Главным грехом людей того класса было, что они не свои убеждения и уклад жизни строили на учении Православной веры, а старались правила и учение Православной Церкви согласовать с своими привычками и желаниями». Говоря словами другого русского мыслителя «живя в России, они её не любили за то, что она была не такая, как им хотелось. Живя изгнанными из России, они её ненавидели за то, что она продолжает существовать без них. Они боролись не за Россию, а за то, чтобы доказать свою правоту. Вопрос в том, в чем эта правота заключалась? Они этого не знали…». Хождение по мукам русской интеллигенции вдали от Родины оказалось очищающим. Лозунг «За Веру, Царя и Отечество» лучше всего передает мироощущение современной русской диаспоры по отношению к России. Не случайно, Царственные мученики были прославлены Зарубежом 25 лет назад, т. е. значительно раньше, чем в Отечестве. Русское Зарубежье гордится такими мыслителями и аналитиками Русской катастрофы 20-го века как И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, И.Ф.Иванов, В.С.Кобылин; писателями мирового класса лауреатами Нобелевских премий по литературе И.А.Буниным и В.В.Набоковым, изумительными художниками пера И.С.Шмелевым и В.А.Никифоров-Волгиным; гениальным композитором С.В.Рахманиновым и певцом Ф.И.Шаляпиным; Нобелевскими лауреатами по физике (А.А.Абрикосов, 2003), по химии (И.Р.Пригожин, 1977), по экономике (В.В.Леонтьев, 1973); выдающимся инженером самолето- и вертолетостроителем И.И.Сикорским и изобретателем кинескопа и современного электронного телевидения В.К.Зворыкиным; предпринимателем П.А.Дементьевым, основавшим г. Санкт-Петербург во Флориде и многими другими — в короткой статье все имена назвать просто невозможно [14]. Показательно, что именно Белая волна оставила после себя сотни православных церквей, разбросанных по всем странам русского рассеяния от Китая до Южной Америки. В этом, безусловно, колоссальная заслуга Русской Православной Церкви Зарубежом, основанной Митрополитом Антонием Храповицким. Кропотливая работа над паствой, изначально пораженной масонством и демократическими иллюзиями, привела в конце концов к осознанию русской православной диаспорой своей исторической миссии как хранительницы духа дореволюционной Руси, носительницы Православной Веры и Великой монархической Идеи (см. эпиграф к этой статье).

В известной степени этот процесс повторяется и в наши дни. Атеистически воспитанные бывшие советские люди, попадая под омофор Русской Православной Церкви Заграницей, вдохнув дух Святой Руси, становятся активными проводниками Православной идеологии даже среди своих близких в Отечестве сущих. Мне неоднократно приходилось наблюдать изумление родственников, приехавших из стран бывшего Советского Союза, чтобы навестить своих детей, братьев и сестер, проживающих в Америке, и обнаруживших, что те посвящают свой субботний вечер и воскресное утро Церкви, исповедуются и причащаются и справляют Православные праздники взамен советских, до сих пор отмечаемых в России.

Своеобразной была волна послевоенной эмиграции. Среди этих эмигрантов доминировало первое поколение, выросшее при Советской власти. Опаленные огнем Войны и ненавидевшие Сталина, они, часто безбожные и ожесточенные, заполнили храмы, построенные Белой эмиграцией. Характерным для послевоенной волны был культ генерала Власова, глубокое недоверие ко всему, появляющемуся «оттуда», и неверие в Идею Православной Монархии. Но и здесь дух Руси Святой, пропитавший Русское Зарубежье, сделал свое дело. Как отметил М.В.Назаров, послевоенная волна «быстро поправела» и внесла свежую струю в миссионерскую деятельность русских зарубежом. Именно представителями второй волны русской эмиграции в послевоенные годы были созданы Конгресс Русских Американцев, многочисленные культурные общества и центры, основаны такие известные газеты как «Русская Жизнь» (Сан-Франциско, США) и «Наша Страна» (Буэнос-Айрес, Аргентина), альманахи «Вече» (Мюнхен, Германия), «Станичный Вестник» (Монреаль, Канада), журналы «Православная Русь» (Джорданвиль, США), «Свободное Слово Руси» (Феникс, США) и другие, многие из которых действуют и поныне. Эти организации и издания формировали атмосферу, в которой живет русская диаспора и в настоящее время. Свойства этой атмосферы наиболее ярко ощущаются в сравнение с атмосферой, царящей в среде другой большой русско-говорящей группы американцев — русским еврейством. Посещающего места компактного проживания русских евреев не оставляет ощущение фантастического путешествия во времени. Кажется, что попадаешь в уже хорошо подзабытый Советский Союз! Те же шуточки и хохмочки, те же анекдоты сомнительного содержания и «крепкое» словцо при случае, но самое главное — тот же дух нетерпимости, хамства в стиле «кто был ничем, тот станет всем», поклонения маммоне и культ умения хорошо жить, «как настоящие американцы». Такого рода экскурсия очень полезна для души новоприобщившихся, как контрастный душ полезен для тренировки и закалки тела. Так вот оказывается, чем мы дышали в Советском Союзе! Разница между духом Святой Руси и Советской России просто поражает! Господи, как низко мы пали в 1917 году!..

Конечно, Русское Зарубежье сталкивалось со многими серьезными проблемами, такими как упоминаемая уже ассимиляция или недостаток русских православных пастырей. Но, слава Богу, русскому кораблю, окормляемому РПЦЗ, удалось с достоинством преодолеть десятилетия изоляции от Отечества и доплыть до вожделенного воссоединения Зарубежной ветви Русской Православной Церкви с Русской Церковью в Отечестве сущей, свидетелями которого мы сейчас являемся. И мы уверены, что миссия Русского Зарубежья как форпоста Православной Руси будет продолжена.

И этот запах ладана в Пасхальную ночь…


Самое поразительное явление, с которым пришлось столкнуться зарубежом, это то, что многие наши соотечественники по бывшему Советскому Союзу, попадая в поле влияния русской диаспоры становятся православными. А ведь некоторые из них приехали сюда по «паролю» (как политические беженцы), иные на Родине прошли «школу коммунизма» вплоть до инструкторов центральных комитетов комсомола и коммунистической партии! Только здесь многие наши соотечественники стали посещать православные церкви и им впервые посчастливилось ощутить, что значат слова Пушкина «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»! Парадоксально, но именно здесь, вдали от Отечества, оторванные от привычного безбожного круга и взамен этого примкнувшие к Руси Зарубежной, они сделали удивительные открытия. Оказалось, что:

— Новогодняя ёлка и подарки — это не в честь Нового года, а в честь Рождества Христова, и дедушка Ленин в Горках просто примазался
— Воскресение — это не день для безделья (недiля по-украински), а воспоминание о величайшем событии в истории человечества — и только в русском языке этот день несет печать Спасителя
— Праздники — это не просто нерабочие дни, когда можно безболезненно «поесть, помыться, уколоться и забыться» — а осмысленные мероприятия, связанные единой логикой, пронизывающей весь календарный год от Пасхи и до Пасхи
— Спасибо — это самая короткая молитва: Спаси, Бог!
— Церковь — это не просто то место, где тебя крестили, когда ты родился, и тебя отпели, когда ты помер — а место, где ты и вся твоя семья регулярно встречается с Вечностью, со своими предками, родными и близкими, ушедшими в мир иной раньше нас; место, где мы чувствуем себя частью богоизбранного народа, стоящего в преддверии Царства Небесного
— Демократия — это в аду, а в раю — Царство Небесное!
— Жизнь имеет смысл, а время — это вектор, то есть имеет однозначно выраженное направление восхождения от дольнего к горнему, т. е. к спасению души
— А Святая Русь есть Дом Пресвятой Богородицы

Как сказал Сергей Есенин, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», поэтому с той стороны океана хорошо заметно, как глупо выглядят потуги разных белковских, каспаровых, хакамад и прочих проповедников общечеловеческих ценностей, вещать от имени «российского» (или «россиянского»?) народа, но без Русского Духа, воплощенного в Единосущной Троице. Ибо совершенно очевидно, что в современной Российской Федерации нет никакого такого «российского» народа — Россия погибла вместе с Российской Империей и её приемником СССР — а есть русский народ, среди которого живут инославные. Следуя американским традициям, так чтимым новодворскими, им можно позволить называться «инославными русскими» и ковыряться в грязном белье, чтобы наша совесть не дремала.

И ещё одно. Теперь мы поняли очень простую вещь: если восстанет Русь, то вокруг неё соберется и вся Россия, буди на то Господня воля!

СНОСКИ:
1. Газетный штамп советской эпохи.
2. Согласно данным ЦРУ (https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/) русские составляют 80% населения современной России, т. е. подавляющее большинство граждан, как евреи в Израиле (76%); в конце 2006 года по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (http://www.newsru.com/religy/19dec2006/god_ru.html) православными себя считают 63%, мусульманами 6%, атеистами 16% населения России.
3. http://www.wco.ru/biblio/books/bahmut1/Main.htm?mos
4. http://lenta.ru/news/2006/12/11/menorah/
5. Забавно, что некоторые из этих «угнетенных» наций самоопределились (украинцы, белорусы, туркмены, якуты и др.) или избежали полного уничтожения как нации (армяне, молдоване, грузины, азербайджанцы и др.) или значительно увеличились в численности (евреи) именно благодаря тому, что несколько столетий прожили в составе Российской Империи.
6. http://www.russianseattle.com/
7. http://www.kniga.com/books/
8. http://www.russiantable.com/store/default.asp
9. Коренные американцы по своей традиции по субботам занимаются исключительно своим любимым занятием shopping, т. е. ходят по магазинам.
10. http://www.russian-americans.org/Rindex.html
11. http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad.htm
12. http://www.pravoslavie.ru/rusdom/200 110/16.htm
13. http://mission-center.com/inside.html?pid=1 137 584 395 324 672
14. Более 4000 биографий русских, осваивавших Северную Америку в течении более 200 лет, можно найти в книге Е.А.Александрова «Русские в Северной Америке. Биографический словарь», изданной за счет Конгресса Русских Американцев в Санкт-Петербургском Университете в 2005 году.

http://rusk.ru/st.php?idar=104680

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ал-др Кудрявцев    02.01.2007 22:04
Сердечно признателен автору, давшему себе труд написать такую, наполненную верой в предназначение России, душевной теплотой, статью.
  тарасюк    02.01.2007 15:47
И вообще – зачем ума искать и т.д.
  тарасюк    31.12.2006 17:50
Не могу оправиться от шока после просмотра ужасного "Дорога домой". Неужели люди в самом деле всерьез готовы проделывать все эти обезьяньи фокусы, чтобы понравиться американцам и преуспеть? Лучше петь или плясать в переходе метро. Или уйти в лес и одичать вместе с детьми. Там, кроме всего прочего, считается самым страшным вырастить ребенка-неудачника. Бедного, значит. Нет, им нет дороги домой, а неудачников мы любим. Кто такие ученые, работающие в Америке, мы знаем. Их труд оценивается дешевле и почестей не жди.
  Федор Федорович Воронов    31.12.2006 00:28
Дорогой Алексей (к сожалению, не знаю Вашего отчества)!
Спасибо за Ваш "отклик на отклик"! Вот еще:

1. Конечно, я прекрасно понимаю. Специфический дух, который можно ощутить в местах скопления советско-еврейских эмигрантов (в Сан-Франциско, например, в районе бульвара Гири, в некоторой его части) очень любопытен с познавательной точки зрения. Вы видите как бы воплотившуюся "мечту советского человека" (именно не русского, а "советского"). Видна советская эстетика: спортивный костюм фирмы Адидас, носимый вместо нормальной одежды, все манеры, советская музыка (Алла Пугачева), фразеология…. Интересно мешается с американскими терминами, давая некий "советско-американский жаргон"…. Советское хамство (иногда). Все это, между прочим, обильно демонстрирует, что советское еврейство, по историческим причинам, было наиболее "советизированной" и денационализированной частью советского населения. С другой стороны, среди тех же людей вы можете встретить искреннее расположение к соотечественику (не только еврею), стремление помочь, так что все сказанное—не в укор конкретным живым людям, которые не виноваты в своем происхождении, воспитании, обезбоженности. По классификации, которую можно возвести к святым отцам, а я узнал от А.Н.Мирошниченко, люди бывают "телесные", "душевные" и "духовные" (по преобладанию одного из начал). "Советские" и "постсоветские" в массе "телесные" или "телесно-душевные" . Наблюдения за скоплениями советско-еврейских эмигрантов позволяют лучше понимать такой склад людей.

2. Ваше замечание о людях, живущих за границей, но не эмигрантах, и таковыми себя не считающих, справедливо. Я сам отношусь к таким. Мое самоопределение: "русский ученый, работающий заграницей".

Ваша статья затрагивает множество интересных тем. Спасибо за нее! С наступающими Рождеством и Новым Годом! (Именно наступающими, и именно в таком порядке. Sapienti sat.)
Федор Воронов
  А.Бахмутов    30.12.2006 20:50
Уважаемый Федор Федорович!
Спасибо за Ваши комментарии. К стыду своему, я не был знаком с сайтом «Дорога домой» (какое интересное название!), несмотря на то, что я знаю некоторых прихожан храма Всех Святых в Земле Российской просиявших в г. Бурлингейм, Калифорния. Тема русских инженеров и ученых, обогативших человеческую цивилизацию своими работами вдали от Родины, действительно, очень обширна и, конечно, не могла быть достойно освещена в короткой статье.
Два ответных комментария.
1. Возможно, я не очень ясно выразился. Я не ставил целью преуменьшать заслуги русских евреев – моя статья о Русском духе, сохраненном Русским Зарубежьем. Среди русских евреев мне приходилось встречать очень достойных людей. Однако социальная атмосфера в местах компактного проживания русских евреев зарубежом разительно отличается от таковой в среде православных русских. Собственно, я и писал о еврействе только для сравнения социумов.
2. Русское Зарубежье составляют не только эмигранты, но и временно пребывающие зарубежом. Вспомним, А.И. Солженицына, прожившего 20 лет в Америке, а потом вернувшегосся в Россию, или М.Л. Ростроповича – истинно русского человека согласно определению Ф.М. Достоевского – который был лишен гражданства СССР, но так и не принял никакого другого взамен. Более того, настоящие русские люди никогда не рассматривали свое пребывание вдали от России как окончательное состояние, но, напротив, всегда стремились вернуться на Родину, хотя бы только для того, чтобы там умереть (см. название сайта http://www.dorogadomoj.com/ ). Таковыми были, например, замечательный русский писатель А.И. Куприн и мой старший коллега проф. Р.С. Шувалов (Царство им Небесное!)
  Федор Федорович Воронов    30.12.2006 17:09
Очень интересная статья. О Русской Америке и Зарубежной Руси в целом, полезно посмотреть публикации самих зарубежных русских, таких, например, как Александр Николаевич Мирошниченко, автор сайта "Дорога домой" (http://www.dorogadomoj.com/).

Тема о русских, внесших вклад в культуру и технику западных стран, только слегка затронута в статье и заслуживает отдельного исследования. Я видел таких выдающихся русских инженеров своими глазами (в русской колонии в районе Сан-Франциско). Среди них был, например, человек, сейчас уже весьма немолодой, но к советам которого постоянно прибегают, до окончательного одобрения которого не открывали туннель "Барта" (сан-францисское метро) под заливом между Беркли и Сан-Францисско, настолько велик его инженерный авторитет. Яркий пример знаменитого русского ученого, тоже инженера-механика, – это Степан Прокофьевич Тимошенко, профессор Киевского политехнического института и С.-Петербургских электротехнического и железнодорожного институтов, работавший в Америке с 1922 года. Он считается "отцом" современной engineering mechanics, как эту науку называют по-английски, и его именем названа самая престижная награда Американского инженерного общества, "медаль Тимошенко". В прошлом году эта медаль была присуждена другому нашему выдающемуся соотечественнику, работающему в Америке, профессору Григорию Исааковичу Баренблатту (еврею; вот пример, что русско-еврейские эмигранты не сводятся к типажам Брайтон-Бич), см. его очень интересную лекцию при вручении награды: http://imechanica.org/node/198. Русские внесли вклад не только в американскую науку. Вот интереснейшая книга русского профессора-физика (родившегося уже заграницей) Василия Захарова "No snow on their boots" (на английском; автор распространяет ее сам, vasilii.zakharov@wanadoo.fr), о русских в Англии. Там есть замечательные факты.

Маленькая поправка: А.А. Абрикосов, нобелевский лауреат, которого упоминает А. Бахмутов, – вовсе не белый эмигрант, а советский физик, академик, ученик Л. Д. Ландау, сейчас работающий в Америке. Нобелевскую премию он получил за работы, выполненные еще в Советском Союзе.

Еще: для тех, кто внимательно читает Солженицына, тема старого "русского инженерства", в значительной степени уничтоженного большевиками, есть одна из сквозных тем его творчества, от "В круге первом", до "Красного Колеса" и недавних "двучастных рассказов". Еще: знаменитый мыслитель-богослов, новомученик о. Павел Флоренский, был среди прочего выдающимся инженером. Он – один из авторов уникальной "Технической энциклопедии", издававшейся в 1920-е годы.
  Рогозянский    30.12.2006 14:46
Спасибо, живо и конкретно. Наблюдения и факты вместо бесконечных рассуждений. Такой и должна быть публицистика. Пожалуй, название только не раскрыто. "Россия, которую мы нашли". Почему так, в прошедшем времени? Разве все уже совершилось? Того, что описано, достаточно?

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика