МЕЧ и ТРОСТЬ
29 Мар, 2024 г. - 05:44HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Биографический словарь

 Поиск  Логика  
[ All | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z ]

Энциклопедия >> Биографический словарь

Миллер Всеволод Федорович
 [ Назад ]  [ Далее ]  

Миллер Всеволод Федорович - один из лучших исследователей русской былевой поэзии (1846 - 1913), главный представитель Московской этнографической школы, сын поэта Ф.Б. Миллера (см.); учился в пансионе Эннеса, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, еще раньше самостоятельно приступив к изучению санскрита. В университете специально занимался итальянским языком и историей итальянской живописи и классического искусства. Был оставлен при университете по кафедре сравнительной грамматики. В 1871 г., для практи ческого изучения литовского языка, он вместе с Ф.Ф. Фортунатовым ездил в Сувалкскую губернию, где записал более 100 песен и до 20 сказок (изд. в 1873 г. при "Известиях Московского Университета"). Во время командировки за границу напечатал по-чешски: "Arijsky Mitra" (в "Casopis Mus.") и две статьи в "Zeitschr." Kuhn"a. Защитив магистерскую диссертацию "Асвины-Диоскуры" (Москва, 1876), читал санскрит и древнюю историю Востока; преподавал на высших женских курсах профессора Герье историю русского языка и древнерусскую литературу. В 1877 г. издал книгу: "Взгляд на Слово о полку Игореве". В 1877 и 1880 годы Миллер издавал вместе с М.М. Ковалевским "Критическое Обозрение". После поездки на Кавказ, в 1879 г., Миллер занялся сравнительно-грамматич еским изучением иранских языков Кавказа и кавказской этнографией. Овладев осетинским языком, он отправился в 1880 г. в горы Осетии и записывал там осетинские сказания и предания. Результатом путешествия была 1-я часть "Осетинских этюдов" (Москва, 1881), содержащая тексты с русским переводом, и примечаниями. В 1882 г. издал II ч. "Осетинских этюдов", содержащую грамматические исследования и главу о религиозных верованиях осетин. Обе части составили диссертацию на степень доктора. В 1883 г. совершил еще поездку на Кавказ (описание путешествия в "Вестнике Европы", 1884, № 4). Состоял председателем этнографического отдела общества любителей естествознания, затем, одно время президентом всего общества; был хранителем Дашковского этнографического музея. Издал 3 выпуска "Сборника материалов по этнографии" (1885, 1887 и 1888 годы) и 4 выпуска "Систематического описания коллекций Дашковского этнографического музея" (1887 - 1895). В 1886 г. Миллер производил раскопки в Крыму и ездил для археологических исследований в Чечню, Осетию и горские общества Кабарды; результатом поездки явился 1-й выпуск "Материалов по археологии Кавказа". В эту же поездку Миллер записывал тексты на татском наречии горских евреев; тексты составляют 1-ю часть "Еврейско-горских этюдов", изд. Академией Наук под заглавием: "Материалы для изучения еврейско-татского языка" (1892). В 1887 г. вышла III ч. "Осетинских этюдов", содержащая исследование по истории осетин и лингвистические заметки и материалы. В 1892 г. Миллер перешел на кафедру русского языка и литературы, оставив за собой и преподавание санскрита. С тех пор его многочисленные самостоятельные работы вращаются, главным образом, в области русского былевого эпоса. Главнейшие труды, кроме вышеназванных: "О сравнительном методе автора Происхождения русских былин" (в "Беседах Общества Любителей Российской Словесности", III, Москва, 1871), "Название Днепровских порогов у Константина Багрянородного" ("Древности Московского Археологического Общества", 1887, т. V), "О лютом звере народных песен" (там же, т. VII), "Восточные и западные родичи одной русской сказки" ("Труды Этнографического Отдела Общества Любителей Естествознания и пр.", кн. IV, 1877), "Le role du chien dans kes croyances mytholigiques" ("Atti del VI congresso degli orientalisti", Флоренский, II), "Заметки по поводу сборника Верковича" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1877, № 10), "О болгарских народных песнях Верковича" ("Вестник Европы", 1877), "По поводу Траяна и Баяна Слова о полку Игореве" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1878, № 12), "Отголоски финского эпоса в русском языке" (там же, ч. CCVI), "По поводу одного литовского предания" ("Древности", т. VIII, 1880), "Черты старины в сказаниях и быте осетин" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1882, № 8), "Кавказские предания о великанах, прикованных в горам" (там же, 1883, № 1), рецензии I - XX вып. "Материалов для исследования местностей и племен Кавказа" (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1883 - 1895 и отд.), "Русская масленица и западноевропейский карнавал" (Москва, 1884), "К вопросу о славянской азбуке" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1884, № 3), "Заме чания по вопросу о народности гуннов" ("Труды Этнографического Отделения", кн. VI, 1885), "Кавказские легенды" (там же), "Эпиграфич еские следы иранства на юге России" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1886, № 9), "Археологические разведки в Алуште и ее окрестностях" ("Древности", т. XII, 1889), "Иранские отголоски в народных сказаниях Кавказа" ("Этнографическое Обозрение", 1889), "Кавказские сказания о циклопах" ("Этнографическое Обозрение", 1890), "Материалы для истории былинных сюжетов" (I - XVI "Этнографическое Обозрение", 1890 - 1896), "О сарматском боге Уатафарне" ("Труды Восточ ного Комитета Московского Археологического Общества", т. I, 1890), "Экскурсы в область русского народного эпоса" (I - VIII, Москва, 1892); статьи по былинам в "Журнале Министерства Народного Просвещения", "Русской Мысли" и "Почине" (статьи эти вместе с некоторыми другими, вошли в книгу Миллера: "Очерки русской народной поэзии", 2 части): "Funf ossetische Erzahlungen im Digorischem Dialecte", hsgb. von Ws. Miller u. R. v. Stackelberg (Санкт-Петербург, 1891, изд. Академии Наук). Путь, которым шел Миллер, переходя постепенно от лингвистики ч ерез этнографию к изучению памятников народной поэзии, нельзя не признать чрезвычайно рациональным. Его стремление обосновать выводы на точном критико-филологическом изучении текстов былин, определить степень участия певцов специалистов и проследить этнографо-географич еское распространение нашего национального эпоса привели к положительным историко-литературным результатам в изучении того материала, где до сих пор специалисты вращались в области смелых предположений и интересных, но дающих мало положительных выводов параллелей. Его труды по изучению Кавказа внесли много света в эту мало разработанную область. Во всех, даже наиболее специальных работах Миллера изложение отличается общедоступностью и изяществом. Как главный деятель этнографического отдела при обществе любителей естествознания, Миллер сумел собрать в нем много хорошо подготовленных и энергичных молодых людей, преимущественно из своих учеников, которые зимой усердно работали по своим кабинетам, а летом отправлялись обыкновенно (на собственные средства) в экспедиции, всегда приносящие новый ценный материал. А. Кирпичников (умер). Вышедшие в 1892 г. "Экскурсы" Миллера заключают в себе статьи его о русской былевой поэзии, выработанные под влиянием изучения народной словесности Ирана и Кавказа. Книга эта доставила Всеволоду Федоровичу степень доктора русского языка и словесности, honoris causa. Вместе с Тихонравовым Миллер приступает к изданию были и после смерти Тихонравова издает в 1894 г. сборник: "Былины старой и новой записи". В 1897 г. Миллер становится директором Лазаревского института восточных языков, читает там историю Востока и санскрит, а с 1900 г. ведет курс народной словесности на московских высших женских курсах. Увлечение его идеей восточного происхождения сюжетов былин быстро проходит, что ясно сказывается уже в I т. "Очерков русской народной словесности", вышедшем в 1897 г. и заключавшем в себе статьи 1892 - 96 годов: Миллер рассматривает здесь роль скоморохов в деле образования былин, указывает на новгородское происхождение некоторых сюжетов, затрагивает и разрешает множество вопросов, связанных с изучением былевой поэзии. Статьи следующих годов посвящены тому же детальному анализу былин, расширению границ которого способствовали новые записи, сделанные уч ениками Миллера, А.В. Марковым и А.Д. Григорьевым, в Архангельской губернии. Особенное внимание Миллера привлекали былины об Илье Муромце . Почти все статьи 1897 - 1909 годов вошли во II т. "Очерков", появившийся в 1910 г. Подвергнув детальному анализу сюжеты всех без исключения былин, Миллер перешел к изучению исторических песен, привлекая инородческий песенный материал и подчеркивая необходимость возможно более широкого изучения его. Последняя статья его: "Русские и инородческие предания о Казанском походе Ивана Грозного" ("Этнографич еское Обозрение", 1913, 1 и 2 кн.). - Выбранный, в 1911 г., в академики, Всеволод Федорович переселился в Петербург, где читал в женском педагогическом институте и редактировал журнал этнографического отдела Географического Общества, председателем которого был выбран. Перед смертью он готовил сборники былин и заговоров, отделывал уже законченный осетинский словарь, начал писать "Очерк истории русского былинного эпоса" и намечал план сборника популярных статей по народной словесности. Статья: "Хинова Слова о Полку Игореве" напечатана после его смерти в 1 книге XIX тома "Известий Академии Наук", 1914 г.; в 5 и 6 кн. "Журнала Министерства Народного Просвещения" 1914 г. напечатана обширная статья Миллера: "Казацкие эпические песни XVI и XVII веков". - Некрологи Миллера: Ел. Елеонской в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1914, II), М.М. Ковалевского в "Вестнике Европы" (1913, № 12), С. Ольденбурга , в "Русской Мысли" (1913, № 12), А.А. Шахматова , в "Известиях Академии Наук" (1914, № 2). Во 2-й кн. XIX т. "Известий Академии Наук" (1914) напечатан неоконченный "Обзор трудов В.Ф. Миллера по народной словесности" А.В. Маркова. В 1901 г. в Москве был издан "Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера".



 [ Назад ]  [ Далее ]  
 Размер (bytes): 9695    Просм.: 930   Дата: 2004:02:09  

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..