|
|
Электронный словарь[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]
Шион, город в колене Иссахаровом (И. Нав. 19:19) около источника Шаин, севернее Фавора. |
Шифмоф, город в Иудее, где старейшины оказали Давиду помощь, за что и были награждены им (1 Цар. 30:28). |
Шифра и Фуа (Пуа). Шифра и Фуа — повивальные бабки, которым фараон повелел умерщвлять еврейских младенцев мужеского пола, но которые боялись Бога и оставляли младенцев в живых, за что Бог благословил их и их домы (Исх. 1:15 и дал.). |
Шихор-Ливнаф (И. Нав. 19:26), пограничная река в колене Ассировом. Предполагают, что это название означает: «река стекла»; может быть, это речка к югу от г. Акка, которую греки называли «Белюс» и которая теперь носит название Нахр Нааман; по преданию, песок с ее берегов послужил финикийцам материалом для изготовления стекла. |
Школа — евр. бейт-сефер. Школа. Школ для обучения детей в древние времена у евреев не было. Слово «училище» в Деян. 19:9 имеет ввиду помещение, предоставленное ап. Павлу для проповеди Слова Божия. Закон обязывал родителей внушать своим детям Закон Божий дома в повседневной жизни (Втор. 6:7 и дал,; 11:18 и дал.); в Прит. Соломона мудрый дает наставление своим ученикам хранить заповедь отца своего и не отвергать наставления матери своей (Прит. 6:20). Без сомнения, матерям поручалось учить детей в первые годы их жизни. Царь Лемуил принял от матери своей наставление, написанное в книге Прит. 31:2 и дал.; Тимофей был с детства наставлен в Священных писаниях (2 Тим. 3:15). Царь Иосафат послал доверенных людей по иудейским городам учить народ закону Божию (2 Пар. 17:7 и дал.). Школы в буквальном смысле слова были учреждены, согласно Иосифу Флавию, только в позднейшее время. Однако умение читать и писать в Израиле было распространено уже с давних времен; об этом мы можем заключить из некоторых постановлений закона, предполагавших умение писать и читать (Чис. 5:23; 17:2, 9; Втор. 17:18) и т.д.; юноша — чернорабочий (евр. текст) из жителей Сокхофа написал Гедеону имена 77 человек своего города (Суд. 8:14). Иерусалимский Талмуд говорит, что Иосиф-бен-Шетах (первое столетие до Р.Хр.) организовал детские школы в Палестине. Из разных выражений Иосифа и Филона можно заключить, что такие школы были обыкновенным явлением среди евреев во времена Иисуса. О программе обучения говорится в Мишне, что Писание изучалось в возрасте от 5 до 10 лет, и с 10 до 13 лет изучалась Мишна (постановления старейшин). Изучение Св. Писания начинали с кн. Левит и эта книга изучалась наизусть. Затем следовало таким же образом изучение кн. Чис. и кн. Втор., после этого кн. Исх., и последней кн. Быт. В возрасте 10 лет ребенок знал, таким образом, все 5 книг Моисея наизусть. Кроме них изучались наизусть важные отрывки из книг пророков и Псалтыри. Мы имеем, таким образом, право предполагать, что Иисус и Его ученики получили такое образование. Из поучительных речей Иисуса ясно, что Он предполагал, что слушатели знали Писания Ветхого Завета. |
|