|
|
Электронный словарь[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]
Скрижали — евр. лухот. Скрижали из различных материалов употреблялись раньше, как письменная принадлежность. Две скрижали завета, на которых были вырезаны 10 заповедей Божиих, были сделаны из камня (Исх. 34:1). Две первые были сделаны самим Богом и начертаны Его собственною рукою (Исх. 32:16), но когда Моисей разбил их (32:19), то он высек две другие скрижали, подобные первым, на которых Господь повелел вновь написать десятисловие (34:1,4,28). Маленькие скрижали из белого камня, вероятно, имеются ввиду в Отк. 2:17 (См. «Камень»). Скрижали из металла, которые были в большом употреблении у греков и римлян, быть может, упоминаются у Ис. 30:8; Авв. 2:2. Для письма употреблялись также деревянные дощечки, покрытые воском; на таковой, вероятно, писал Захария (Лук. 1:63). В переносном смысле говорится о плотяных скрижалях сердца (Прит. 3:3; Иер. 17:1; 2 Кор. 3:3). |
Слава, честь . «Воздать славу Богу» обозначает: не извратить правды (И. Нав. 7:19; Иоан. 9:24). Самым важным преимуществом человека перед животным является его душа, почему она и названа в Ветхом Завете его славою», или честью (Быт. 49:6; Пс. 15:9 евр.; 56:9; 107:2). Соответствующее этому еврейское слово «кавод» (вес, достоинство) родственно другому еврейскому слову «кавед» печень (в смысле самой тяжелой из внутренностей человека): поэтому некоторые понимают слово «кавод» как печень — центр чувствований, по представлению древних. |
Слезы — евр. дмаог. Слезы выражение горя (Иоан. 16:20; Лук. 19:41; Иоан. 11:33; Евр. 5:7) и радости (Быт. 29:11; 45:2); по Исх 22:29 это слово по-еврейски является иносказательным обозначением первого сока олив и винограда из-под пресса, который в Чис. 18:27 называется «взятым от точила». Слова Давида в Пс. 55:9: «Положи слезы мои в сосуд у Тебя», указывают, как полагают, на древний обычай собирать слезы, изливавшиеся во время погребения, в маленькие урны, которые затем клали в могилу вместе с умершим. Большое количество подобных сосудов находят в древних могилах в Палестине и Риме. Так исчислит Бог слезы детей своих и отрет все слезы с их очей (Пс. 114:8; Ис. 25:8; Отк. 7:17). |
Слово — одно из имен, которым Иоанн называет Иисуса Христа. «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог... и Слово стало плотью» (Иоан. 1:1,14). В 1 Иоан. он называет Его «Словом жизни» и в Отк. 19:13 «Словом Божиим». В 1. главе книги Бытия повторяется более 10 раз «Бог сказал». Все эти слова Божий Иоанн заключает в единственном, великом, живом и личном «Слове». Во всех сказанных словах апостол Иоанн находит говорящее «Слово». Мессия есть Слово, в Котором живет слово Божие и из Которого исходит Слово Божие, подобно тому, как Он есть Премудрость, ибо в Нем обитает и через Него говорит премудрость Божия (Лук. 11:49; 1 Кор. 1:24,30; Еф. 3:10). Слово Божие и премудрость Божию уже в Ветхом Завете начинали понимать, как личность, что видно из следующих мест: о Слове — Пс. 32:4,6; 106:16-20; 118:89-105; 147:4, 7; и о премудрости — Иов. 28:12 и дал.; Прит. гл. 8 и 9, а также и в апокрифических книгах: книга Сираха и Премудрости Соломона. См. Прит. 8: 22 и дал. Премудрость была создана прежде всего, от вечности; она присутствовала, когда Бог водрузил горы и уготовил небо и т.д. 6 халдейских переводах Ветхого Завета, т.н. Таргумах, часто встречается выражение Мемра», т.е. Слово Божие, в тех местах, где в еврейском тексте написано Иегова, особенно в тех случаях, где Иегова открывается Своему народу или говорит с ним. Так, например, по халдейскому переводу, «Слово Божие» говорит Адаму в раю; «Слово Господне» говорило Аврааму, дало закон на Синае и т.д.; в Быт. 19:24 сказано, что «Слово Иеговы низвело на Содом огонь и серу от Иеговы». В одном из этих халдейских переводов (Таргум Ионафана) сказано в Ис. 45: 18,22,25: «Так говорит Иегова... если обратитесь к Слову Моему, то вы спасетесь». В Слове Иеговы все семя Израилево будет оправдано и прославлено. Когда в Быт. 31:13 ангел Иеговы говорит Иакову, что Он тот Бог, Которому Иаков дал обет в Вефиле, то в «Онкелос Таргум», другом халдейском переводе, говорится, что Иаков дал свой обет Слову Иеговы: «если Слово Иеговы сделается моею помощью, то Слово Иеговы будет мне Богом» (Быт. 28:20 и дал.). Эти места показывают, что определенное (различие между Иеговою и Его Словом, которое рассматривается, как личность — Ангел Господень» или «Ангел Союза», все яснее и яснее выступало в сознании ветхозаветных людей, пока, наконец, Слово Само не воплотилось и не указало на Себя, как на Премудрость Божию (Лук. 11:49), говоря: «Я есмь путь, истина и жизнь, ...кто видел Меня, видел Отца» (Иоан. 14:6,9). |
|