Ковчег (лат. арка, т.е. ящик). 1) Ноев ковчег (евр. тевах). Таким же словом по-еврейски называется та корзинка, в которой дочь фараона нашла маленького Моисея. Ноев ковчег не был построен в виде корабля, а скорее напоминал большой четыреугольный дом. Выстроен он был из дерева гофер, похожего на сосну; имел три этажа, дверь сбоку и окно на расстоянии одного локтя от кровли. Снаружи и внутри он был осмолен. Его величина была значительна: 300 локтей или 150 м в длину; 50 локтей или 25 метров в ширину и 30 локтей или 15 метров в вышину. Следовательно, он был в 4 раза длиннее и в 2 раза шире Соломонова храма. Высчитали, что его объем равнялся 3.600.000 куб фут. и, следовательно, ковчег без затруднения мог вместить почти 7000 видов животных с запасом пищи на год. Такой плавучий ковчег, по размерам библейского описания, построил в 1609 г. в Голландии один богатый менонит Петр Янсен Эта модель ковчега доказала, что Ноев ковчег во всех отношениях соответствовал своему назначению. 2) Ковчег откровения (завета), (евр. арон, т.е. ящик). Это же слово встречается в Быт. 50:26 и 4 Цар. 12:10. Описание ковчега мы имеем в Исх. 25:10-22. Это был ящик из дерева ситтим, имевший 2,5 локтя или 1 25 м в длину и по 1,5 локтя или 0,75 м в ширину и глубину. Внутри и снаружи ковчег был обложен золотом. Крышка была из чистого золота и украшена по краям золотым венцом. Ковчег носили потомки Каафа (Чис. 7:9; 10:21) на шестах из дерева ситтим, обложенных золотом и продевавшихся в кольца, прикрепленные к углам ковчега. Когда нужно было переносить ковчег, его закутывали святою завесою, покрывали кожами синего цвета и поверх этого накидывали покрывало из голубой шерсти (Исх. 4:5,20). Срав. евр. тахаш (сафьян). В этом ковчеге хранились откровения (Исх. 25:16), т.е. скрижали закона или завета, почему он называется также ковчегом завета (Чис. 10:33). По Евр. 9:4, в нем хранился расцветший жезл Ааронов и сосуд с манною, но нигде в других местах Библии мы не встречаем подтверждения этому (Исх. 16:33); Чис 17:10). Во времена Соломона в ковчеге не находилось ничего, кроме двух скрижалей с заповедями (3Цар. 8:9); вероятно, остальное было потеряно, когда филистимляне захватили ковчег (1 Цар. 4:11). Ковчег помещался в Святом Святых храма. Крышку украшали 2 сделанных из золота херувима славы. Собственно, здесь и было место Божьих откровений; здесь Бог являл Себя Моисею и говорил с ним (Чис. 7: 89; Пс. 70:2). Бог являлся Своему народу преимущественно у ковчега; и поэтому ковчег вел Израиля победоносно вперед; ковчег проложил им дорогу через Иордан (И. Нав. 3) и разрушил стены Иерихона (И. Нав. б). Когда ковчег поднимался в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» А когда останавливался ковчег, он говорил: «возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» (Чис. 10:35,36). После покорения Обетованной земли евреи поставили ковчег в Силоме (И. Нав. 18: 1); но оттуда они иногда носили его с собою В Суд. 20:27 мы видим, что он находится в Вифиле Во времена Илия он был захвачен филистимлянами и поставлен в храме их бога Дагона (1 Цар. 4:11; 5:1,2); но, 7 месяцев спустя, они вынуждены были наказаниями от Господа отослать ковчег обратно к Израилю. Некоторое время ковчег простоял на большом камне в Вефсамисе, после чего он был перенесен в дом Амминадава в Кириафиарим (1 Цар. 6-15,18; 7:1); оттуда он был взят и перенесен Давидом в Иерусалим в дом Аведдара Гефянина и спустя 3 месяца поставлен во вновь построенной Давидом скинии (2 Цар. 6:1-17). После этого случалось, что Израильтяне брали его на войну (2 Цар 11:11). Наконец, ковчег перенесли в храм, выстроенный Соломоном, и поставили в Святое Святых под крылья двух больших херувимов (3 Цар. 8:6). Когда Манассия поставил идолов в храме, то, вероятно, он отставил ковчег в сторону (2 Пар. 33: 7). Иосия велел поставить его на прежние место (2 Пар. 35:3). Дальше Библия нам ничего не говорит о ковчеге. Во 2 Пар. 36:18, 19 рассказывается, что Навуходоносор часть сосудов и драгоценностей храма увез в Вавилон, а остальные сжег. В описи золотых и серебряных сосудов храма, которые царь Кир вернул евреям по окончании плена (Езд. 1:7 и дал.), ничего не сказано о ковчеге. Во 2 Макк. 2:45 передается рассказ, что Иеремия спрятал ковчег и жертвенник курения на горе Нево, но что сопровождавшие его забыли дорогу к тому месту, и Иеремия предсказал, что это место останется неизвестным до тех пор, пока Господь снова не соберет Свой народ. Однако, прочитав этот рассказ, нужно обратить внимание на слова, переданные через пророка Господом (Иер. 3:16), что, когда Господь соберет Свой народ, то «не будут говорить более «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет». |