|
|
Электронный словарь[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]
Климент (Фил. 4:3) — сотрудник Павла в Филиппах. Полагают, что это известный впоследствии Климент, епископ Римский, который около 96 года написал чтимое древними послание к коринфянам. |
Клятва — евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять клятвенные обещания (Чис. 30:3) и делает твердой только клятву с призыванием имени Иеговы (Втор. 6:13), а не так, как это было принято у язычников (Иер. 5:7; Ам 8:14; Быт. 42:15 и дал.) и как допустили это впоследствии неверующие евреи, которые клялись всем, чем угодно (Мат. 23:16 и дал.; 5:36). Сущность клятвы, как призывания в свидетели всеведующего Бога, чтобы утвердить сказанное, выражена в Евр. 6:16 и дал., где говорится, что Бог также клялся Самим Собою. Впрочем, по закону клятва была разрешена только в известных случаях, или как оправдывающее удостоверение, или для свидетельства перед судом (Исх. 22:11; Чис. 5:11 и дал.) и т.д. Со временем клятва стала очень часто применяться даже в обыкновенных разговорах, и при этом пользовались различными формулами, напр.: «Жив Господь» (Суд. 8:19; 2 Цар. 2:27) или «то и то пусть сделает со мною Господь (3 Цар. 2:23; 4 Цар. 6:31) и т.д. Против этого выступила партия ессеев (см. «Партии»), которые отрицали всякую клятву, почему Ирод при восшествии на престол освободил их от присяги (Иосиф Флавий, Иудейская война). Все же для вступления в их партию они требовали принесения страшной клятвы. «Не клянитесь вовсе», говорит Господь (Мат. 5:34 и дал.); и ап. Иаков в своем послании (5:12) повторяет то же: «Братья мои, не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвою». Толкование этих запрещений, как известно, различное. Квакеры (друзья) — община в Англии, образовавшаяся после 1650 года, не признает никакой клятвы на основании приведенных мест, и поэтому, по существующему закону (после 1833 года), торжественное обещание с их стороны имеет такую же законную силу, как и клятва. «Моисееву заповедь: «не клянитесь именем Моим во лжи» Иисус изменяет так: «Не клянитесь вовсе». Христос видит в клятве (равно как и в разводе) только дозволение, которое стало необходимым вследствие греха. — Нельзя согласиться с мнением толкователей, что здесь воспрещается только злоупотребление клятвой» (Ольсхаузен). Против этого возражают, что в мире, где царит ложь, клятва необходима, и что только благодаря ей, мы чувствуем уверенность в истине сказанного; далее, что Христос пришел не для того, чтобы нарушить закон, который предписывает клятву; к тому же и Бог клялся Самим Собою (Евр. 6:17; Ис. 45:23), также Христос (Мат. 26:63-64), апостолы (Рим. 1:9: 2 Кор. 11:31), и ангелы (Отк. 10:6) клятвою подтверждают истину своих слов. Хотя Христос и не находил нужды в какой бы то ни было клятве в совершенном царствии Божием, однако же, пока Церковь Христова находится в мире и мир проникает в нее, христианам, как членам государства, следует для евреев быть евреями, для немощных, как не-мощные, и т.д. (1 Кор. 9:20, 21) и приносить присягу, когда того требует правительство. Другая сторона возражает на это, что Христос Сам не клялся, но ответил на вопрос, поставленный Ему первосвященником с клятвой, положительно: и «Бог, собственно говоря, никогда не клялся в буквальном смысле; Бог клялся не так, как люди (Тем, Кто выше их); и поэтому мы не можем вывести отсюда заключения «о необходимости клятвы» Афанасий. Призывание Павлом Бога совсем другого рода в сравнении с той клятвой, которую воспрещает Христос: это не что иное как торжественное утверждение правды сказанного для славы Божией. Наконец, полагают, что клятву нельзя оправдывать тем, что говорится в ней в Евр. 6:16, подобно тому, как из слав в 1 Кор. 9:24 нельзя заключить, что Павел одобряет языческие игры. Сведения о том, как понимала клятву первая церковь, можно почерпнуть из рассказа Евсевия в его церковной истории (о некоем Василии, который служил в армии в Александрии во время Оригена. Василий вместе с другими присутствовал при казни девушки христианки Потампиайны, с которой обращался очень снисходительно, в противоположность грубому обращению своих товарищей. Вскоре он стал сам христианином и имел возможность исповедовать свою веру. Когда по какой-то причине, товарищи заставили его поклясться, он ответил, что ему совсем не позволено клясться, ибо он христианин, и «это», говорит Евсевий, «он исповедовал на мало не уступая. Когда увидели, что он это говорит серьезно, то бросили его в тюрьму. В тюрьме посещали его «братья», они запечатлели его в Господе» (преподали крещение), а на следующий день после этого и был обезглавлен. На это можно возразить, что он, может быть, не хотел клясться в данном случае языческими божествами, и что это не значило, что он вообще отрицал клятву. |
и замок (Суд. 3:25). Мы редко читаем о медных затворах и железных запорах (3 Цар. 4:13; Ис. 45:2), т.к. обыкновенно ключи и замки на Востоке делались из дерева, как это происходит и теперь. Вследствие того, что ключи были тоже из дерева, они имели большие размеры. Не трудно догадаться, что такие замки были не особенно надежны; поэтому-то и были нужны сторожа при дверях (Map. 13: 34; Иоан. 18:16), срав. 3 Цар. 14:27; 4 Цар. 11:5. Из Ис 22:22 видно, что большие ключи иногда носились на плече: «ключ дома Давидова возложу на рамена Елиакима». И теперь еще можно видеть на Востоке лавочников и т. д, проходящих по дорогам и улицам с большими ключами, повешенными через плечо. Ключ стал символом власти и могущества: мы читаем о ключах Царствия небесного (Мат. 16:19), о ключе разумения (Лук. 11:52), о ключе Давида (Отк. 3:7); срав. 1:18; 9:1; 20:1. |
Книга пророка Аввакума — евр. сефер Хабакук. Книга пророка Аввакума состоит из 3-х глав. Первая глава (беседа пророка с Богом) освещает то опустошение, которое по попущению Божию должны были произвести войска халдеев в южной части Палестины. Вторая глава говорит о возмездии, которое постигнет халдейского тирана. Третья глава состоит из лирической песни, в которой пророк обращается к Богу, прося благодати и помощи, и прославляет Его за Его чудеса спасения в древние времена. Эта возвышенная песнь, которая во многом напоминает древние песни и псалмы (Втор. 33:2; Суд. 5:4 и дал.; Псал. 76:16 и дал.), является одной из лучших в еврейской поэзии. Рассказывается, что в собрании ученых в Париже в конце восемнадцатого столетия, где злобно критиковали Библию, Вениамин Франклин прочел эту главу и злая критика прекратилась . На Аввакума есть ссылки в некоторых местах Нового Завета (Авв. 1: 5 в Деян. 13:41 и Ав. 2:4 «Праведный верою жив будет» в Рим. 1:17; Гал. 3:11; Евр 10:38). |
|