МЕЧ и ТРОСТЬ
24 Сен, 2017 г. - 07:03HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    БОГДАНОВИЧ Карл Иванович    (29.10.1864. м. Люцинишки, Тракайской вол., Вильнюсского у. 5.6.1947, Варшава) - геолог. В 1874-81 Б. учился в нижегородской гимназии: затем поступил в Петербургский горный институт. Призвание Б. определилось на студенческой практике после 3-го курса, которой руководил выдающийся русский геолог, исследователь Туркестана И.Мушкетов. После окончания 4-го курса, летом 1885, Б. поехал на студенческую практику на Урал, где он работал в качестве помощника геолога Ф.Чернышева, одного из крупнейших специалистов того времени. После окончания Петербургского горного института (1886) Б. принял участие в геологических исследованиях строящейся тогда Закаспийской железной дороги. Летний сезон 1886 он посвятил исследованию хребта Копет-даг.Б. был первым геологом, изучавшим этот пограничный с Персией хребет. В конце декабря 1886 Б. возвратился в Петербург, а 28.2.1887 состоялось его первое публичное выступление по итогам экспедиции. В докладе "Хорасанские горы и культурная полоса Закаспийской области" он дал первое описание орографии огромной территории Закаспийского края, физико-географических условий хребта Копет-даг, его геологического строения и полезных ископаемых: Б. высказал интересные соображения о хозяйственном освоении предгорной полосы Копет-дага. Впоследствии, предприняв еще одну экспедицию в Закаспийский край (1887), Б. собрал материал для составления первой геологической карты этой территории. В 1888 Б. был приглашен в качестве геолога в экспедицию известного исследователя Центральной Азии М.Певцова: предполагалось исследовать северные окраины Тибета. О результатах экспедиции Б. сделал доклад на общем собрании Географического общества (1891), а позднее опубликовал подробный отчет в виде отдельной книги - "Геологические исследования в восточном Туркестане К.И.Богдановича, действительного члена Императорского русского Географического общества". В книге были подробно освещены орография, геологическое строение и полезные ископаемые огромной территории между пустыней Такла-Макан и Тибетом. --- Весной 1892 Б. отправился в новую экспедицию. На этот раз его путь лежал на восток России, в глухие районы Восточной Сибири. В связи со строительством железной дороги от Томска к Иркутску и далее к Тихому океану Геологический комитет организовал несколько горных партий, в задачу которых входило изучение геологического строения тех территорий, через которые должна была пройти эта транссибирская магистраль. Первая такая партия начала работать под начальством Б. В ее задачу входило изучение обширной территории в Ишимских степях, где нужно было обследовать участок между Ишимом и Иртышом.Б., в частности, решил проблему водоснабжения этого отрезка железной дороги. Затем он работал в южной части Енисейской губернии. Его маршруты прошли по восточному склону Кузнецкого Алатау. --- Летом 1893 Б. занялся изучением обширной территории Восточного Саяна между Енисеем на западе и рекой Кан на востоке. В 1894 он обследовал южные районы Иркутской губернии, изучал геологическое строение предгорий Восточного Саяна. Его маршруты проходили по рекам Уде, Оке, Ангаре; на многие сотни километров он уходил на север вглубь сибирской тайги.Б. был первым геологом, посетившим эти земли. Трехлетние исследования Б. в Восточной Сибири завершились выпуском в 1896 объемистой монографии, которая содержала описание геологического строения исследованных территорий, характеристику открытых им месторождений полезных ископаемых. --- В 1895 Б. отправился в свою следующую, поистине героическую, экспедицию, положившую начало систематическому изучению геологии берегов дальневосточных морей России. Транссибирская железнодорожная магистраль к тому времени была построена меньше чем наполовину (дорога заканчивалась в Тюмени). Поэтому экспедиция Б. на восточную окраину Азии началась с поездки на запад - во Францию, чтобы оттуда пароходом попасть во Владивосток. Там, пересев на большой пароход, совершавший рейсы по Татарскому проливу, Б. 1 октября прибыл в Николаевск. Подготовка экспедиции и, главным образом, поиски оленей заняли значительную часть осени и начало зимы. Только в январе 1896 экспедиция смогла отправиться в путь. В самые холодные месяцы зимы Б. и его спутники пересекли низовья Амура и хребет Малый Хинган.Б. вместе с топографом Лелякиным весь путь вынуждены были пройти на лыжах, хотя все время держались жестокие морозы (до -40(-45)°С). Весной Б. проводил геологические изыскания в бассейне реки Уды: летом вел исследования вдоль побережья Охотского моря. В июле 1897 на крейсере, специально пришедшем за экспедицией из Владивостока, Б, переправился на западный берег Камчатки. Около года продолжалось исследование Камчатского полуострова, Большая часть времени была посвящена изучению его западных и центральных районов.Б. совершил несколько пересечений Срединного хребта: затем последовало путешествие на Чукотский полуостров, поездка в Порт-Артур и исследование золотоносности Ляодунского полуострова. --- В начале 1900-х районом полевых исследований Б. становится Кавказ. Результат первого года работы - книга "Два пересечения Кавказского хребта" (1902), которая легла в основу его диссертации. Будучи профессором Петербургского горного института, Б. совмещал преподавание с работой в Геологическом комитете (зам. директора, а с 1914 - директор): практически ежегодно предпринимал полевые исследования, изучая последствия крупных землетрясений, проводя консультации разведываемых месторождений. Его перу принадлежит первый на русском языке учебник по рудным месторождениям, явившийся в то время своеобразной энциклопедией знаний о полезных ископаемых (1903); монографии "Железные руды России, характер их распространения и запасы" (1911), "Рудные месторождения" (1912, 1913), --- В июле 1919 Б" поляк по национальности, уехал в Польшу, где сначала работал директором нефтяной компании, ас 1921 начал заведовать кафедрой прикладной геологии в Краковской горной академии. Наряду с преподаванием почти всех геологических дисциплин, он продолжал научную деятельность; проводил полевые исследования в Карпатах: ездил в Австрию и Румынию с целью изучения нефтяных месторождений, В это же время он издал капитальные монографии по различным проблемам геологической науки. --- Особенно значительна роль Б. в исследовании нефтяной геологии. Этой теме посвящены более 40 из 226 его научных публикаций. Свои обобщения в области нефтяной геологии Б. изложил в курсе лекций, прочитанных в Горном институте (1921). Помимо описания месторождений, им рассматривалась и проблема происхождения нефти. Существенен вклад Б. в вулканологию. На материале Камчатских вулканов им раскрыта эволюция магматизма. Различие в химическом составе вулканического материала Б. объяснял дифференциацией магмы в очаге, Он опубликовал ряд работ по гидрогеологии, четвертичной геологии, геоморфологии, сейсмологии, каждая из которых - шаг в развитии науки, В 1927 вышел из печати труд Б., посвященный геологии Польши, в котором впервые сведены воедино геологические материалы по всем ее рудным месторождениям. В 1933 он выступил с научным докладом на Всемирном геологическом конгрессе в Вашингтоне. В 1938 Б. занял должность директора Государственного геологического института, в котором сконцентрировались практически все направления геологических исследований. --- Оккупация Польши гитлеровской Германией прервала развернутые Б. работы по геологическому исследованию страны. Тем не менее он приступил к составлению своего самого главного исследования - "Полезные ископаемые мира", изданного посмертно. --- После освобождения Польши в 1944 Б. в возрасте 8 0 лет возвратился к работе в качестве директора Государственного геологического института. Он занялся восстановлением разрушенной войной геологической службы страны, формулировал задачи предстоящих исследований. В этот период Б. расширял свои связи с русскими геологами, не прекращавшиеся в течение всей его жизни в Польше. Однако его научная деятельность в послевоенный период продолжалась недолго. --- И. Резанов ---

    БОГОЛЮБОВ Ефим Дмитриевич    (14.4.1889, с. Станиславчик, Киевской губ. - 18.6.1952, Триберг, Германия) - шахматист. Недюжинные способности к шахматам проявил уже в раннем детстве. В Южнорусском турнире в Одессе (1909) разделил 2-е и 3-е места, во Всероссийском турнире любителей в Вильно (1910) занял 2-е место. Всероссийский турнир 1913-14, в котором Б. занял 8-е место, принес ему звание мастера: в составе большой группы русских шахматистов Б. получил право участвовать в представительном международном турнире в Маннгейме (Германия), но, в связи с началом 1-й мировой войны, все русские участники турнира были интернированы. В Триберге Б. женился на дочери учителя местной школы, Фриде Кальтенбах, и остался после войны в Германии, Активную шахматную деятельность возобновил в 1919. В 1922 занял первые места на международных турнирах в Берлине, Стокгольме, Киеве и Пештьяни и призовые места в ряде др. престижных соревнований. --- В 1924 Б. вернулся на родину, где, приняв участие в 3-м чемпионате СССР, завоевал звание чемпиона страны. Свой успех он повторил ив 1925, одержав победу в 4-м первенстве. В том же году Б. был включен в состав участников международного турнира в Москве, в котором, за исключением А.Алёхина, играли все сильнейшие шахматисты мира, в том числе Х.Капабланка и Э.Ласкер (этому турниру, вызвавшему небывалый интерес, В.Пудовкин посвятил фильм "Шахматная горячка"). Б. уверенно провел весь турнир, и, несмотря на поражение в личной встрече с Капабланкой, завоевал первый приз, добившись одного из главных триумфов в своей шахматной карьере. После того как Б. принял решение вернуться к своей семье в Германию, он был исключен из советской шахматной организации и лишен звания чемпиона СССР. О нем писали как о "морально разложившемся" человеке. --- За рубежом Б. продолжил жизнь шахматного профессионала. Победы на турнирах в Берлине (1926), Гамбурге (1927) и др. соревнованиях позволили ему бросить вызов чемпиону мира Алехину. Первый матч между ними проходил в сентябре-ноябре 1929 в Германии и Голландии, он закончился со счетом 15,5 : 9,5 в пользу Алехина, во втором (апр.-июнь 1934, Германия) Б. несколько улучшил свой результат (15,5 :10,5), но снова не добился победы. --- С 1928 по 1939 Б. 8 раз завоевывал звание чемпиона Германии. Продолжатель творческой манеры мастеров русской школы, Б, в открытой тактической борьбе оставался опасным противником для любого шахматиста, но игра его была неровной: он был "игроком настроения", неспособным все партии проводить с одинаковым напряжением. Снижала его результаты и некоторая недооценка дебютной теории. В условиях фашистского режима Б. был вынужден в поисках заработка принимать участие в соревнованиях, проводимых на территории Германии, но нацисты видели в нем "второсортного" славянина, недостойного играть в национальных первенствах. В послевоенный период единственным средством к существованию для него, жены и двух дочерей стала сдача внаем небольшого особняка, приобретенного еще в 20-е на призовые гонорары. Ему пришлось пройти длительный этап дознания относительно его политического поведения при нацистах, и, несмотря на то, что ничего предосудительного найдено не было, к участию в турнирах он был допущен лишь в 1949. Последнее серьезное выступление Б. - в зональном турнире фИДЕ в Бад-Пирмонте (1951), где он занял 7-е место. В том же году решением ФИДЕ ему было присвоено звание международного гроссмейстера. В последние годы жизни Б. с успехом выполнял функции тренера юношеской сборной команды ФРГ. Скончался Б. в Триберге. Имя Б. носит местный шахматный клуб. --- Лит.: Международный шахматный турнир в Москве 1925 г.Л., 1927; Brinckmann F. Grossmeister Bogoljubow. Berlin, 1953; Архипов Ю. Юбилей Боголюбова в Триберге // "64". Шахматное обозрение, 1989, № 16. --- В. Акимов ---

    БОЛДЫРЕВ Василий Николаевич    (1872, Воронеж - 27.2.1946, Баттл-Крик, шт. Мичиган, США) - физиолог, гастроэнтеролог. Из купеческой семьи. Учился в воронежской гимназии. С 1890 служил в пехоте, затем поступил в Чугуевское юнкерское училище. С 1893 Б. - студент Военно-медицинской академии (ВМА) в Петербурге, окончив которую с отличием в 1898, начал службу земским врачом в Закавказье. В 1901 Б. возвратился в Петербург и начал работать в факультетской терапевтической клинике Женского медицинского института. В том же году был приглашен И.Павловым в Физиологический отдел Института экспериментальной медицины (ИЭМ) в Петербурге, Кроме ИЭМ, Б. ассистировал Павлову в проведении лекционных демонстраций в ВМА (кафедра физиологии, которую также возглавлял Павлов). Под руководством Павлова Б. с 1902 по 1905 проводил серию экспериментальных исследований в области физиологии пищеварения: одно из них "Периодическая работа пищеварительного аппарата при пустом желудке" - стало основой его диссертационной работы на звание доктора медицины (защитил в 1904). В этом исследовании Б. получил экспериментальные доказательства ранее открытого Павловым "феномена автоматической (периодической) активности пищеварительного тракта"; кроме того, здесь же он впервые описал явление "забрасывания" в желудок содержимого двенадцатиперстной кишки и показал его значение для деятельности желудка и кишечника. --- В эти годы Б. осуществлял также исследования, посвященные вопросу образования условных рефлексов на искусственные раздражители: звук, запах, свет, температурные воздействия. Он доказал, например, что стимуляция различных точек кожи животного может приобрести условно сигнальное значение и вызвать рефлекторное слюноотделение и другие пищеварительные реакции. За исследование "Психическое возбуждение слюнных желез" Б. был награжден в 1905 премией И.Павлова, которая выдавалась Обществом русских врачей Петербурга за лучшие работы в области физиологии. Работая в ИЭМ, Б. сотрудничал с отделением по изготовлению противодифтерийной сыворотки и пастеровским отделением института. В 1904 за работу по дифтерии и стрептококковым заболеваниям Б. был награжден специальной премией им. Покровского. --- С 1905 Б.- прозектор, ас 1907 приватдоцент кафедры физиологии ВМА. С января 1907 начал читать курс физиологии на Женских Стебутовских сельскохозяйственных курсах.Б. часто выезжал в научные командировки за границу (Брюссель, Краков, Париж, Берлин). В 1906-7 ученики Павлова: Б.Бабкин, Б., Е.Генике работали в лаборатории известного Нобелевского лауреата Э.Фишера в Берлине, где изучали биохимические особенности пищеварительных ферментов, их состав и свойства. --- В феврале 1912 Б. избран профессором кафедры фармакологии Казанского университета, В это время он отошел от изучения условных рефлексов. Помимо гастроэнтерологии, круг его научных интересов расширился за счет изучения токсикологии и фармакологии. Он выпустил в Казани "Краткое пособие для практических занятий студентов по фармакологии" (1913), "Программу по фармакологии" (1915), в "Казанском медицинском журнале" выходили его статьи, посвященные механизму действия лекарств. Он изучал также эндокринную функцию панкреатической железы (в норме и при некоторых патологических состояниях). --- С началом 1-й мировой войны Б, перешел на службу в Красный Крест в качестве консультанта по защите от отравляющих газов. По линии Красного Креста Б, был командирован в 1916-17 во Францию и Англию. В 1918 он возвратился в Россию, но вскоре (в дек. 1918) навсегда покинул родину - вначале он выехал в Японию, где в университетах Токио, Киото, Осака читал лекции по физиологии пищеварения, а затем, спустя три года, переехал в США (1922), Там до 1940 Б, возглавлял Павловскую лабораторию, созданную при "Санатории д-ра Келлоча" в Баттл-Крике (шт. Мичиган). Работая в США, Б. продолжал исследования по гастроэнтерологии и эндокринологии панкреатической железы, публиковал большие обзоры по важнейшим направлениям физиологии пищеварения в ведущих физиологических изданиях США и др. стран мира. Находясь в эмиграции, он поддерживал тесную связь с академиком Павловым и его сотрудниками. --- Профессор Б. скончался в возрасте 74 лет и похоронен в Батлл-Крике. --- Соч.: О жировом ферменте (липазе) в кишечном соке. СПб., 1903; Образование искусственных условных (т.е. психических) рефлексов и свойства их // Тр. Об-ва русских врачей в СПб., 1906, т. 73; Самопроизвольное и искусственно вызываемое поступление в желудок панкреатического сока в смеси с желчью и кишечным соком. Значение этого явления для практической медицины. Харьков, 1908; Периодическая деятельность пищеварительного аппарата вне пищеварения, с точки зрения биологии и медицины. Казань. 1913. --- Лит.: lve A. Gastroentorology, 1946, № 6 [некролог]. --- Т. Ульянкина ---

    БОЛЕСЛАВСКИЙ Ричард Валентинович    (наст. фам. Стржезницкий) (4.2.1889 (?), Дембова Гура, Плоцкой губ. - 17.1.1937, Лос-Анджелес) - актер, режиссер, сценограф, педагог. После смерти отца, художника Валенты С., семья переехала в Одессу. С 6-го класса гимназии Б, выступал в любительских спектаклях одесского "Польского очага" ("Ognisku Polskim"), затем в спектаклях русской передвижной труппы: играл Генриха в "Потонувшем колоколе" Г.Гауптмана, Эроса в "Эросе и Психее" Г.Жулавского. Учился в Новороссийском и Московском университетах. С 1908 артист Московского Художественного театра (МХТ), в котором сыграл 20 ролей. В 1909 успешно дебютировал в большой роли Беляева в пьесе И.Тургенева "Месяц в деревне" (исполнение ее высоко оценила и польская критика во время гастролей театра в Варшаве в мае 1912). В 1911 с неменьшим успехом сыграл Левку в пьесе С.Юшкевича "Miserere", Лаэрта в "Гамлете" В.Шекспира, в 1914 - Фабрицио в "Хозяйке гостиницы" К.Гольдони. Среди других ролей - Пан Врублевский в "Братьях Карамазовых" (1910), адвокат Петрушин в "Живом трупе" Л.Толстого (1911), Аслак в "Пер Гюнте" Г.Ибсена (1912), Альсид в "Браке поневоле" Ж.-Б.Мольера (1913), Барановский в "Осенних скрипках" И.Сургучева. Актер В.Попов называл Б. "любимцем К.Станиславского" и характеризовал его как человека "исключительной одаренности"; "Он был замечательным актером, режиссером, гимнастом, фехтовальщиком, танцовщиком, художником-живописцем, скульптором, художником-декоратором и умел делать многое, что связано с театром". С.Гиацинтова вспоминала: "При всем своем авантюристическом складе, Болеславский был очень талантлив, рыцарски предан театру, наделен явными организаторскими способностями и несомненным человеческим обаянием", В 1912 Б. - один из организаторов 1-й студии МХТ, в которой освоил систему Станиславского. Поставил в 1913 "Гибель "Надежды" Г.Гейерманса, в 1914- "Калики перехожие" В.Волькенштейна. Работу над "Балладиной" Ю.Словацкого не закончил, т.к. разошелся со Станиславским в трактовке пьесы. По словам П.Маркова, в режиссуре ему было свойственно "стремление к монументальности и безусловной героике", "его влек широкий размах и глубина чувств". Работая над "Гибелью "Надежды", он "перенес действие в маленькую рыбачью лачужку, дал жанровую картинку матросской попойки, а в 3-м действии передал прибой волн, треск снастей, гул ветра. "Море" было невидимым окружением, которое диктовало стиль спектакля... Болеславский чувствовал и любил простое на театре. Такое же простое - ценность жизни, горе, радость передавал он в "Гибели "Надежды" - теми же актерскими приемами: взглядом, всхлипом, внезапным криком... Сила спектакля заключалась в том, что он подошел к первоначальному в человеке - и "первоначальное" довел до остроты". Занимаясь режиссурой, Б. оставался и актером, сыграл Вильгельма в "Празднике мира" Г.Гауптмана (1913), сэра Тоби в "Двенадцатой ночи" Шекспира (1917). --- Летом 1914 совершил путешествие в Испанию и Италию, побывал в Австрии и Швейцарии. В том же году дебютировал в кино: играл в фильмах Я.Протазанова "Мимо жизни" ("Сказка жизни") художника Волина, в "Танце вампира" исполнял новый характерный танец. В 1915 поставил свои первые фильмы - "Три встречи" и "Ты еще не умеешь любить", позднее - "Семья Поленовых", "Не разум, а страсть правят миром", "Домик на Волге". В 1916 ушел добровольно на фронт, служил корнетом в Польской уланской дивизии. Из армии писал В.Лужскому: "У меня взвод в 40 человек и команда разведчиков в 20. Жуткое и страшное чувство отвечать за всех и каждого. За жизнь и судьбу стольких людей". В 1918 был откомандирован на курсы телеграфистов в Москву и возвратился в студию. --- 14.1.1920 Б. уехал в Польшу. С апреля начал работу в Большом театре в Познани, поставил в своем оформлении "Потоп" Ю.-X.Бергера. Спектакль был хорошо принят, но Б. стремился перейти в театр Ю.Остэрве "Редута". Это ему не удается. Тогда по предложению А.Шифмана он поступил режиссером и актером в варшавский Театр Польский. Подготовленный в его сценической композиции (вместе с Л.Шиллером) "Мещанин во дворянстве" (июнь 1920) с завершающей спектакль пантомимой "Мандрагора" на музыку К.Шимановского - одна из самых выдающихся постановок Мольера в Польше. В том же году поставил "Романтиков" Э.Ростана, сыграв Стафореля; "Милосердие" К.Ростворовского, выступив в роли режиссера, "Потоп", исполнив роль 0'Нила; в 1921 - "Рюи Блаз" В.Гюго и "Кики" Л.-Б. Пикара, Л.Шиллер считал наиболее важными в этих постановках Б. "педагогически ценные репетиции", т.к.Б. работал с актерами по неизвестной тогда в Польше системе Станиславского, добиваясь от них ансамблевого исполнения, а смысл спектакля видел в его общественно-культурных задачах. --- В 1920 Б. поставил несколько короткометражных пропагандистских фильмов, направленных против большевистской России, и на киностудиях "Сфинкс" и "Ориантфильм" два больших художественных фильма. Не сумев получить постоянное место руководителя Городского театра в Лодзи (май 1921), уехал из Польши и вскоре присоединился к находившейся в Праге качаловской группе Художественного театра; был с радостью принят ею, т.к., по словам С.Бертенсона, "обладал громадной долей энтузиазма, выразительным творческим воображением и был отличным организатором". Б. предложил ставить "Гамлет", сохранив основной замысел старого спектакля Г.Крэга-Станиславского в трактовке ролей, но заменив крэговские ширмы раздвижными декоративными полотнами. Премьера прошла с большим успехом в Праге осенью 1921; спектакль был затем показан в Вене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Копенгагене, Стокгольме. Везде он получил зрительское признание. Своеобразие его отметил С.Моковский: "То, что мы видим теперь за рубежом России, очень вольная перифраза замысла Крэга. Нынешний режиссер пьесы Болеславский и художник-декоратор И.Гремиславский нашли самостоятельные пути инсценировки "Гамлета"... Так же как от формы инсценировки, режиссер отошел от символического задания Крэга и приблизился в значительной степени к Шекспировскому реализму". О Б. писали как о режиссере, "чье имя надо запомнить". Приехавший в конце 1921 в качестве посланника из Москвы Н.Подгорный добивался возвращения Б. в Москву. В дневнике он записал: "Болеславский колеблется, но по-моему поедет, и надо, чтобы он ехал. Энергия, знания, желание работать, любовь к театру, - может быть исключительно полезным и необходимым". Но Б, уехал в Париж; осенью 1922 он присоединился к труппе МХТ во время гастролей в США и там остался после ее отъезда в Москву. --- В театральный мир Америки он принес практическое знание системы Станиславского, распространял это знание, занимаясь с учениками. Он основал частную актерскую школу, преследуя цель создать в Америке психологический театр с постоянной труппой и постоянным репертуаром. В 1923-24 организовал небольшой театр ("The Neighbourdhood Playhouse"), своего рода театральную студию, где поставил спектакли "The Player Queen" и "Blanco Posnet", Успех спектаклей и благожелательная критика открыли ему путь в Бродвейские театры; осуществил там ряд удачных работ: "Король бродяг" (1925), "Белый орел" (1927), "Мистер Монипенни" (1928), "Иуда" (1929). В 1928-29 руководил "American Laboratory Theatre", поставил "Три мушкетера", "Укрощение строптивой", "Макбет", "Миракль". --- В 1929-30 работал в Голливуде, снял фильмы "Девушка-сокровище" ("Treasure-girl", на муз. Дж.Гершвина), "Это называется любовь", Около 1930 женился на американской драматической актрисе Норме Друри. Вместе с Х.Вудворд написал роман-воспоминание о боях польских уланов в России в конце 1 -и мировой войны (1-я кн.: "The Way of the Lancer", 1932: 2-я кн.: "Lancer down", 1935: 3-я осталась незаконченной). Роман пользовался большим успехом, 1-я книга выдержала несколько изданий в США, была переведена на немецкий и польский языки ("Путем уланов". Варшава, 1939). В 1932 Б. вернулся в кино и поставил первый большой фильм "Распутин и Императрица". Умение работать с актером привлекало к Б, больших артистов, у него снимались Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Режиссерский талант, энергия и высокая художественная культура позволили ему снять 19 фильмов, в том числе "Буря на закате" и "Красота на продажу" в 1933, "Человек в белом" и "Расписной занавес" с Гретой Гарбо в 1934, "Скала в Индии" и "Отверженные" в 1935, "Теодора сходит с ума" и "Сад Аллаха" в 1936. Работая в Голливуде, Б. продолжал интересоваться педагогикой и написал популярный учебник актерской игры в виде диалогов с ученицей "Acting. The First Six Lessons" (Нью-Йорк, 1933). Учебник выдержал 9 изданий (последнее -в 1947), в 1948 был издан в Праге, в 1949 - в Англии. Умер Б, во время съемок фильма "The Last of Mrs Cheyney". --- Лит.: Эфрос Н. Московский Художественный театр, 1898-1923. М.-Пг., 1924: Московский Художественный театр Второй.М., 1925; Бертенсон С. Вокруг искусства. Холливуд, 1957; Вахтангов Е. Материалы, статьи.М., 1959; Гиацинтова С. С памятью наедине. М., 1985; Kulesza М. Ryszard Boleslawski. Umrzec w Hollywood. Warszawa, 1989; Шверубович В. О старом Художественном театре.М., 1990. --- М. Иванова ---

    БОЛЬМ Адольф    (Эмилий) Рудольфович (25.9.1884, Петербург - 16.4.1951, Голливуд, шт. Калифорния, США) - танцовщик, балетмейстер, педагог. Отец, Рудольф Кондратьевич, был скрипачом и помощником дирижера в Михайловском театре. В 1894 Б, поступил ив 1903 окончил балетное отделение Петербургского театрального училища (педагог П.Карсавин) и был принят в кордебалет Мариинского театра. В 1905 стал солистом. Выступал в классических pas de deux, pas de trois. Среди его партнерш были А.Павлова, Ю.Седова и др.Б., обладая феноменальным прыжком, стремительными вращениями, ярко выраженным мимическим дарованием и огненным темпераментом, рано обратил на себя внимание публики и критиков. В 1907 был приглашен М. Фокиным для гастролей артистов Мариинского театра в Москве. В 1908 организовал первую зарубежную поездку А.Павловой, в которой выступал как ее партнер (участвовали также Л.Егорова, Э.Вилль, А.0бухов, А-Ширяев). Труппа посетила Гельсингфорс, Стокгольм, Копенгаген и Ригу и везде имела огромный успех. В Стокгольме король Густав вручил Б. золотоую медаль "Literis et Artibus". "Эта удачная поездка не только с честью поддержала репутацию русского балета, но и подготовила почву для будущих успехов". В 1908 станцевал партии Петра в "Привале кавалерии" (комп. И.Армсгеймер) и Иллариона в "Жизели" (комп. А.Адан), поразив в последней своим актерским дарованием. В 1909 совершил с Павловой второе турне - в Берлин и Прагу. В 1909 и 1910 участвовал в Русских сезонах С.Дягилева в Париже, выступив в партии Главного воина (Лучника, "Половецкие пляски" на муз. А.Бородина) и, по признанию Фокина, был великолепен: "Это самая лучшая его роль, и он остался ее лучшим исполнителем. Много видал я "Главных воинов", но для меня Больм остался "incomparable" (несравненным)..., никто даже не приблизился к Больму", В 1910 выступал с Л.Кякшт в Лондоне в "Empire Theatre", поставив для этих гастролей "Хореографическую фантазию". Вернувшись в Петербург в том же году, был переведен в ранг 2-го танцовщика, станцевал pas de deux Голубой птицы ("Спящая красавица", комп.П.Чайковский). К 1910 относятся так же его первые пробы себя на балетмейстерском поприще - поставил ряд концертных номеров для дивертисмента. Пользующийся громадным успехом за границей, Б. не был в должной мере оценен в Мариинском театре, дирекция которого не спешила с его продвижением по службе. Поняв, что его карьера в России складывается неудачно, Б. в 1911 ушел в отставку и уехал к Дягилеву в Париж. --- В 1911 начал выступать в "Русском балете" Дягилева, в 1912-16- ведущий характерный солист труппы, где, кроме неизменно имевшей громкий успех партии Главного воина в "Половецких плясках", создал также партии Принца (Путника, "Тамара", комп. М.Балакирев), Даркона ("Дафнис и Хлоя", комп.М.Равель). Исполнил Амуна ("Клеопатра", комп. А.Аренский), Пьеро ("Карнавал", на муз.Р.Шумана), Шаха ("Шехеразада" на муз.Н.Римского-Корсакова), Иллариона в "Жизели" (комп. А.Адан), Голубую птицу ("Спящая красавица" Чайковского), Царевича Ивана и Мавра ("Жарптица" и "Петрушка" - оба И. Стравинского) и др. Его партнершами были Т.Карсавина, К.Маклецова. С 1912 занял должность репетитора в труппе. Также занимался постановочной деятельностью. В 1912 поставил оперу-балет "Праздник Гебы" (комп.Ж.Рамо), танцы персидок в опере "Хованщина" (комп.М.Мусоргский), русскую пляску в "Майской ночи" Римского-Корсакова (оба - 1914), а в 1916, по просьбе Дягилева - хореографическую сцену "Подводное царство" в опере "Садко" Римского-Корсакова (т.к. хореография Фокина не сохранилась). --- Во время гастролей в США в 1917 на спектакле "Тамара" повредил ногу и вынужден был оставить труппу. С 1917 обосновался в США. Здесь в том же году организовал собственную труппу "Ballet Intime", включавшую 12 танцовщиков (среди солисток - Рут Пейдж), где был и танцовщиком, и хореографом. Одновременно в 1917-18 - ведущий танцовщик и хореограф "Metropolitan Opera" (Нью-Йорк), где поставил балет "Золотой петушок" на музыку Римского-Корсакова (сам исполнял мимическую роль царя Додона). Затем осуществил в 1919 свою хореографическую версию "Петрушки" (комп. Стравинский), исполнял заглавную партию. Был также постановщиком танцев в операх. Одновременно Б. ставил балетные номера для других трупп: в 1917 - "Осенние листья" на музыку Зигфельда для бродвейского спектакля "Мисс 1914", для "Ballet Intime" - пользовавшуюся громадным успехом танцевальную пантомиму "Белый павлин" (комп.Ч.Гриффес), в которой проявил себя и как изобретательный сценограф; позднее, в 1919, поставил "День рождения инфанты" на музыку Дж.Карпентера (исполнял роль Карлика). В эти же годы, с целью популяризации классического балета, он много работал в крупнейших бродвейских кинотеатрах, выступая перед кинофильмами. Это начинание Б. в 1920-е было подхвачено американскими танцовщиками. В 1920 вместе с "Ballet Intime" гастролировал с большим успехом в Лондоне. Вернувшись в Нью-Йорк, поставил джазовую пантомиму на темы популярной в Америке серии карикатур "Crazy Kat" ("Безумная Кэт", комп. Карпентер). Б. исполнял в спектакле заглавную партию, которая послужила в дальнейшем основой создания мультфильмов о Микки Маусе. --- В 1922 1-й танцовщик и балетмейстер Чикагской оперы, в 1924 - один из организаторов "Chicago Allied Arts Inc.", где тогда же занял пост главного балетмейстера. Поставил: "Тайный побег" (комп.В.Моцарт, с Т.Карсавиной), "Танцевальное фойе" на тему картины Э.Дега (комп.Э.Шабриер) - оба 1924; "Любовь-волшебница" (комп.М. де Фалья), "Маленький цирк" (на муз.Ж.Оффенбаха), "Соперники" (комп. Эйчхем), "Мандрагора" (комп. К.Шимановский), "Бал марионеток" (комп. Э.Сати) - все 1925; "Лунный Пьеро" (комп. А.Шенберг), "Парнас на Монмартре" (комп. Сати), "Мистический визит" ("Vision mystique", на муз.А.Скрябина) - все 1926; "Трагедия Виолончели" (комп. Тансман) - 1927: "Рождественский гимн" (комп. Вогхэн Вильяме) и др., а также много концертных номеров. В 1928 поставил "Аполлон Мусагет" (комп. Стравинский) на сцене Библиотеки Конгресса (Вашингтон), став первым интерпретатором этой музыки; "Павану усопшей инфанте" (на муз.М.Равеля), "Арлекинаду" (на муз.Ж.Мондонвилля), "Старую Вену" (на муз.Л.Бетховена). В 1928 работал в театре "Colon" (Буэнос-Айрес), ставя фокинские балеты. --- В начале 1930 переехал в Голливуд, где работал для кинематографа. Еще в 1920 Б. поставил кинобалет "Пляска смерти" (на муз. К.Сен-Санса), сумев в немом фильме добиться синхронизации хореографического рисунка с музыкальным "живым" оркестровым сопровождением. Спустя 10 лет он стал хореографом фильмов "Мужчины в ее жизни" (в русском прокате - "Балерина"), "Жизнь Челлини" и др. В 1932 поставил "Механический балет" для фильма "Безумный гений", впоследствии перенесенный им на сцену с музыкой А.Мосолова "Завод". --- В 1933 хореограф балетной труппы Оперы Сан-Франциско. Приглашенный для организации танцевальной труппы - участницы оперных спектаклей, Б. за 4 года (1933-37) не только создал крепкую труппу, способную выступать самостоятельно, но и подготовил серьезный балетный репертуар. Постановки: "Дон Жуан" (на муз.И.Альбениса), "Пассакалья" (комп. С.Скотт), "В саду Тюильри" (на муз.Й.Штрауса) - все 1933; "Модели" ("Patterns", на муз. А,Черепнина), "Соперники" (комп.Г.Ичхейм) - 1934: цикл маленьких балетов на музыку И.С.Баха - 1935 и др. Организовал также школу при театре, осенью 1939 возвратился в Нью-Йорк, работал в "Ballet Theatre", поставив для первого сезона балет "Петя и волк" на музыку С.Прокофьева (1940), имевший большой успех и долгие годы не сходивший со сцены. В 1942-45 балетмейстер и главный режиссер "Ballet Theatre". Поставил "Жар-птицу" (с Марией Толчифф в заглавной партии, 1945), "Мефисто" (на муз.Ф.Листа, 1947) и др. В разные годы сотрудничал с художниками С.Судейкиным, Н.Ремизовым, М.Шагалом, а иногда и сам создавал костюмы. --- Б. высоко оценен в Америке как хореограф, который в своей постановочной работе часто использовал музыку американских композиторов, занимал американских артистов и тем самым способствовал становлению американского балета. "Американский балет не мог бы стать тем, чем он является сегодня, без него... Его влияние чувствуется и сегодня, спустя двенадцать лет после его смерти". Б. вел и педагогическую деятельность: в созданной им Школе балета Сан-Франциско (1930-е), в частных школах Лос-Анджелеса (1938-40), в "Ballet Theatre", с 1940-х - в Голливуде. В процессе обучения он следовал методе Э.Чеккетти, на каждом уроке задавая новые хореографические композиции, поражая своих учеников богатой фантазией и сложностью ритмического рисунка. Сам блистательный характерный танцовщик, он в своих уроках также часто использовал движения народного танца. --- Написал мемуары "Жизнь танцовщика" (Dance Magazine, 1926, sept., oct., nov.). Всю жизнь собирал книги, живопись, скульптуру. После смерти Б. жена передала его коллекцию в Сиракузский университет (США). --- Лит.: Beaumont С. Complete Book of Ballet. London, 1937; Борисоглебский М.В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 2. Л., 1939; Amberg G. Ballet in America. New York, 1949; Dougherty J. Perspective on Adolph Bolm // Dance Magazine, 1963, febr., march; Красовская В. Русский балетный театр начала XX века, ч. 2: Танцовщики.Л., 1972; Фокин М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. Л., 1980. --- Г- Андреевская ---


<< 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 20 30 40 50 60 70 80 >>
На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..