МЕЧ и ТРОСТЬ
19 Мар, 2024 г. - 06:54HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    БЕНУА Александр Николаевич    (21.4.1870, Петербург - 9.2,1960, Париж) - живописец, график, художник театра, теоретик и историк искусства, художественный критик. Родился в семье академика архитектуры и архитектора двора Николая Леонтьевича Б., внука выходца из Франции Луи-Жюля Б.; младший из девяти детей. Его братья - известный акварелист Альберт Б. и архитектор Леонтий Б. Мать - Екатерина Альбертовна (урожд. Кавос), дочь известного зодчего венецианского происхождения А.Кавоса, строителя нескольких театральных зданий в России. В 1885-90 - учащийся гимназии К.Мая, в 1890-94 - студент юридического факультета Петербургского университета. В детстве учился рисованию у старшего брата Альберта, в 1887 четыре месяца посещал вечерние классы Академии художеств, в начале 1890-х копировал старых мастеров в Эрмитаже. В гимназические годы познакомился и сблизился с Д.ФИЛОСОФОБЫМ, В.Нувелем и К.Сомовым, позже - с С.Дягилевым, Л.Бакстом, А.Нуроком. Кружок единомышленников ("Общество самообразования") преобразовался в конце 1890-х в общество "Мир искусства" и редакцию одноименного журнала. В 1891-96 выставлялся на Акварельных выставках в Петербурге. В 1893 женился на А.Кинд, роман с которой, по признанию Б" "протянулся на всю жизнь". У них было трое детей. --- В 1893 опубликовал первую свою работу по истории русского искусства (главу в: Р.Мутер "История живописи в XIX в."). Другие важнейшие искусствоведческие труды - "История русской живописи" (1901-2), "Русская школа живописи" (1904), "Русский музей имп. Александра III" ( 1906), "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1910), "История живописи всех времен и народов" (1912-17, незаконч.) и др. Основатель сборника "Художественные сокровища России" (1901). Автор многочисленных статей в журналах "Мир искусства", "Золотое Руно", "Аполлон", "Старые годы"; в газетах "Слово", "Русь" и др. С 1908 по весну 1917 регулярно публиковал "Художественные письма" в газете "Речь". --- В 1890 путешествовал по Германии. В 189599 был хранителем коллекции современной европейской и русской живописи и графики княгини М.Тенишевой. В 1896 организовал выставку нескольких русских художников в рамках Мюнхенского Сецессиона - творческого объединения, ставящего своей целью создание нового, всеобъемлющего стиля в архитектуре, дизайне, живописи. В том же году впервые побывал в Париже, положив начало своему "Версальскому циклу" (серии гуашей и акварелей на версальские мотивы, созданной в 1896-99 и в 1905-6; серия литографий и рисунков на ту же тему была издана в Петрограде в 1923). В 1904-6 впервые обратился к теме "Медного всадника" А.Пушкина (возвращался к ней и в 19 10-е), а также к иллюстрированию "Пиковой дамы" и "Капитанской дочки" (обе - Пг., 1920). Оформлял отдельные номера журнала "Мир искусства" (в 1904; был соредактором С.Дягилева), работал над экслибрисами, В 1905 создал серию иллюстраций для книги "Азбука в картинках Александра Бенуа" и серию открыток "Игрушки". --- Дебютировал как художник театра в 1900: оформил одноактную оперу "Месть Амура" в Эрмитажном театре в Петербурге. В 1902 оформлял оперу "Гибель богов" Р.Вагнера в Мариинском театре (показ спектакля состоялся в 1903). В 1907 оформил спектакль балета Н.Черепнина "Павильон Армиды" (Мариинский театр), в том же году был одним из основателей "Старинного театра" в Петербурге (выполнил занавес театра). В 1909 стал художественным директором Русских балетных сезонов Дягилева (до 1911), для которых оформлял балеты "Сильфиды", "Павильон Армиды" (оба 1909), "Жизель" (1910), "Петрушка" (был также автором либретто, 1911), "Соловей" (1914). В 1912-15 был содиректором по постановочной части Московского Художественного театра. --- В первые послереволюционные годы принимал активное участие в реорганизации и сохранении пригородных дворцов и парков Петрограда и Русского музея в этом городе. В 1917-26 состоял заведующим Картинной галереей Эрмитажа в Петрограде, Был членом Коллегии по делам музеев при Наркомпросе (1918), сотрудничал в издательстве "Всемирная литература", основанном М.Горьким. В 1918-22 создал серию литографий "Петергоф". Работал в петроградских театрах: Мариинском, Александрийском, Большом драматическом (1919-26). --- В 1926 выехал в командировку в Париж как и ранее, для постановки спектаклей в "Grand-Орбга" и участия в выставках, но в Россию не вернулся. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Сохранял активные связи с Петроградом-Ленинградом вплоть до начала 1930-х, когда был отчислен из штата сотрудников Эрмитажа. --- Б. оформлял спектакли в "Grand-Орбга" в Париже в 1924, 1926, 1928-34. В последний период работы для театра Б. сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей которой оформил в числе прочего "Поцелуй феи" И.Стравинского (1928); Б. был также режиссером-постановщиком ряда спектаклей, ("Болеро" М.Равеля (1928) и др.). Ставил и оформлял спектакли в "Comedie-Fran^aise" (1930-е), в театре "Colon" в Буэнос-Айресе, в лондонском "Covent Garden" (1957). Оформил спектакль "Спящая красавица" для антрепризы Дягилева (1928), а также балеты "Жизель" Ж.Адана и "Лебединое озеро" П.Чайковского для антрепризы С.Юрока в Нью-Йорке в 1948. Особенно много оперных и балетных спектаклей поставил и оформил в миланском театре "La Scala" (1930-е - 1950-е), где постановочной частью заведовал его сын Николай. --- Помимо работы в театре, Б. продолжал заниматься живописью и графикой; создал серии видов Петербурга и его пригородов под общим названием "Воспоминания", иллюстрировал книги русских авторов: А.Пушкин. "Капитанская дочка" (изд. 1944); А.Попов. "Григорий Орлов" (1946) и "Побрехушки кухмистерские" (1951). По воображению и памяти написал несколько картин на темы русской истории Петровской, Екатерининской и Павловской эпох (1929, 1940-е). Писал также пейзажи Парижа, Нормандии, Версаля, Бретани в манере, сложившейся в начале века. Иллюстрировал книги А. де Ренье "Грешница" (1928), А.Моруа "Страдания молодого Вертера" (1926) и др. --- В течение жизни Б. участвовал в выставках: "Мир искусства" (1898-1903; 1906: 1911-17: 1922; 1924 - в России: 1921 - в Париже): "Современное искусство" (1902-3) в Петербурге: "Союз русских художников" (190410) в Петербурге и Москве; "Салон С.Маковского" (1910-11) в Петербурге; "Международной художественной" в Риме (1911); "Русское искусство" при Осеннем салоне в Париже (1906); "Русской художественной" в Берлине (1922), в городах США (1924-25), в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Праге (1935). --- Персональные выставки Б. состоялись в Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936, 1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Милане (посмертная, 1960), Москве (ретроспективная в Третьяковской галерее, 1972). --- Б. - кавалер (1906) и офицер (1916) ордена Почетного легиона Франции, офицер ордена "Corona d'ltalia" (1911). --- На протяжении своего долгого пути художника, критика и историка искусства Б. оставался верен высокому пониманию классической традиции и эстетических критериев в искусстве, отстаивал самоценность художественного творчества и изобразительную культуру, опирающуюся на прочные традиции. Искренность устремлений того или иного автора была для него главным мерилом в оценке произведения искусства любого направления. Будучи традиционалистом, Б. не был закрыт для проявлений новаторства, но основное внимание все же уделял изучению истории искусства в музеях и архивах. Из этих изысканий выросли не только его замечательные труды по истории русского и зарубежного искусства, но и сочно, красочно написанные мемуары, зафиксировавшие целую эпоху отечественной художественной культуры рубежа XIX и XX вв. и отдельно - историю "Дягилевских балетов" периода их расцвета в 1910-е (большая часть воспоминаний написана в эмиграции). Постоянство и высокая "планка" эстетических принципов как в художественной практике (в станковом и театрально-декорационном искусстве, иллюстрации), так и в теории (критика и история искусств) делают творчество Б. одним из уникальных феноменов, оставившим заметный след в культуре на протяжении почти трех четвертей века. Важно также и то, что вся многогранная деятельность Б. была, по сути, посвящена одной цели: прославлению отечественного искусства в Европе и завоеванию для него достойного места в общеевропейском художественном процессе. Объединение "Мир искусства", душой которого на рубеже столетий был Б" сделало немало в этом направлении. После этого европейцы более не могли обозревать искусство Европы без учета вклада в его сокровищницу русских художников. --- Соч.: Возникновение "Мира искусства". Л., 1928 (переизд.М., 1994); Воспоминания о балете // Рус. записки, 1939, Ms XVI-XXI; Жизнь художника. НьюЙорк, 1955; Александр Бенуа размышляет... М., 1968; Мои воспоминания, ч. 1-V. М., 1980. --- Лит.: Эрнст С. Александр Бенуа. Пг., 1921; Маковский С. Силуэты русских художников. Прага, 1922 (переизд.М., 1994); Его же. Портреты современников. Нью-Йорк, 1955; Эткинд Марк. Александр Бенуа.М., 1965; Его же.А.Н.Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала XX в.Л., 1989; Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Париж, 1966 (переизд.Л., 1991). --- Арх.: РГИА.ф. 789, оп. II, 1887. д. 143; Арх. Гос. Эрмитажа, оп. 5, д. 24 (личное дело А.Н.Бенуа): Секция рукописей ГРМ, ф. 137. --- А. Толстой ---

    БЕРБЕРОВА Нина Николаевна    (26.7.1901, Петербург - 26.9.1993, Филадельфия) - поэт, прозаик, переводчик, литературный критик. Отец ее, Н.И.Берберов, происходил из проживавшего в Нахичевани (под Ростовом-наДону) армянского рода, в 1917 занимал пост чиновника по особым поручениям при министре финансов. Мать, Н.И.Караулова - дочь тверского помещика и земского деятеля. В гимназии ее учительницей французского языка была Т.Адамович, сестра ГАдамовича, представившая в 1915 Б.А.Блоку и А.Ахматовой.Б. окончила Археологический институт и историко-филологический факультет Донского университета (1920). В 1921 вступила в петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. В феврале 1922 впервые напечатала стихи в сборнике "Ушкуйники". --- Став женой поэта В. Ходасевича в 1922, вместе с ним уехала в Берлин. В мае 1923 в берлинском журнале "Беседа" были помещены ее стихи. Свой первый гонорар получила за перевод романа Ш. де Лакло "Опасные связи" (Берлин, 1923). Опубликовала перевод книги Р.Роллана "Махатма Ганди" (Берлин, 1924). Б. и Ходасевич с 1923 жили у М.Горького в Саарове под Берлином, в Мариенбаде и в Соренто. В 1925 поселились в Париже. С Ходасевичем Б. разошлась в 1932, но не порывала с ним отношений до его смерти в Париже в 1939. Вела дружескую переписку с О.МарголинойХодасевич, ставшей женой поэта в 1933. --- В Париже Б. в течение 16 лет была литературным сотрудником газеты "Последние новости". "Печатала рассказы и даже стихи, кинокритику, хронику советской литературы, иногда - репортаж, а летом заменяла уехавшую в отпуск машинистку", К концу 20-х имя Б. приобрело в эмиграции широкую известность во многом благодаря ироничному, в зощенковском стиле, циклу из 12 рассказов о жизни русских эмигрантов под общим названием "Биянкурские праздники". В 30-е были опубликованы три романа: "Последние и первые: Роман из эмигрантской жизни" (Париж, 1930), "Повелительница" (Берлин, 1932), "Без заката" (Париж, 1938), также посвященные эмиграции.Б. рассказывала о судьбах бывших деникинских и врангелевских солдат и офицеров, которые работали на автозаводе Рено, открывали сапожные лавки и красильни.Б. печаталась в журналах "Новый корабль" (1927), "Звено" (1927), "Современные записки" (1920-40), "Беседа" (1923-25), "Воля России" (1922-32) и др. изданиях. Участвовала в сборнике "Якорь". В 1926-27 редактировала, совместно с Д,Кнутом и Ю.Терапиано, журнал "Новый дом". В 1939 на русской сцене в Париже была поставлена ее пьеса "Мадам", переведенная на чешский, немецкий и английский языки.Б. посещала заседания общества "Зеленая лампа", возникшего по инициативе Д.Мережковского и З.Гиттиус (1927-39). "Сегодняшний день, сегодняшний час, - говорила Б., - для литературной эмигрантской молодежи самый важный. Сейчас, унося в себе Россию, она становится "лицом к Европе", где почитали за счастье жить лучшие русские люди... Она считает изгнание трагедией, да... И, сознательно относясь к этой трагедии, она жертвует своим пребыванием в России ради того глубоко русского дела, которого там сейчас делать нельзя". Шесть рассказов Б., опубликованные в 1934-41 в журнале "Современные записки", позже были собраны в книге "Облегчение участи" (Париж, 1949), Перу Б, принадлежат две художественные биографии русских композиторов: "Чайковский, история одинокой жизни" (Берлин, 1936) и "Бородин" (Берлин, 1938). М.Цетлин в рецензии на книгу "Чайковский" писал: "На основании труда Модеста Чайковского и многочисленных других материалов, опубликованных в последние годы, на основании отчасти и расспросов людей, лично знавших Чайковского, она дала живой образ его, и книга ее, не будучи вымыслом, читается с увлечением, как роман". В книге использованы материалы, полученные от С.Рахманинова, А.Глазунова, потомков фон Мекк. --- Во время войны Б. оставалась в оккупированной немцами зоне Франции. Когда в 1940 "Последние новости" закрылись, она стала литературным редактором только что основанного еженедельника "Русская мысль". Как корреспондент "Русской мысли" присутствовала на суде над "невозвращенцем" В.Кравченко, автором книги "Я выбрал свободу". С 1949 "Русская мысль" печатала ее репортажи с процесса, составившие впоследствии книгу "Процесс Кравченко". --- После войны Б, опубликовала в "Новом журнале" роман "Мыс бурь" (1950, № 24: 1951, № 25-27). В 1950 переехала в США. Восемь лет прожила в Нью-Йорке, работала в архиве, училась на курсах английского языка, С 1958 преподавала русский язык в Йельском университете, позже стала профессором литературы, Преподавала в Принстонском университете, входила в редакцию альманаха "Мосты" (Мюнхен, 1958-68). В 1966 завершила работу над своим главным трудом - автобиографией "Курсив мой" (опубл. впервые в Лондоне и Нью-Йорке на англ. яз.; 1-е рус. изд. Мюнхен, 1972; 2-е доп. изд. Нью-Йорк, 1983). "Эта книга - история моей жизни, попытка рассказать эту жизнь в хронологическом порядке и раскрыть ее смысл" (Вопр. лит-ры, 1988, № 9). По словам А.Марченко, "книга Берберовой - "целая эпоха и люди в ней" собрана, составлена, смонтирована из портретов и фрагментов известных лиц, поданных крупным планом, не позволяющим утаить ни одного "мгновенного выражения", --- В 1971 Б, вышла в отставку, но продолжала жить в Принстоне до 1990. Б. являлась почетным доктором Миддлбери Колледжа (1983) и Йельского университета (1992), кавалером ордена Почетного легиона (1991). --- Среди наиболее значительных работ Б. книга "Железная женщина: Рассказ о жизни М.Закревской-Бенкендорф-Бу^берг, о ней самой и ее друзьях" (Нью-Йорк, 1981). В предисловии Б. писала: "Источники мои - это документы и книги от 1900 до 1975 гг. Они помогли мне раскрыть тайну ее предков, подробности ее личной жизни, имена ее друзей и врагов, цепь событий, с которыми она была иногда тесно, иногда косвенно связана... Обстановка и эпоха - два главных героя моей книги". А.Вознесенский в предисловии к советскому изданию отметил неточность жанра этой книги: "Я назвал бы ее инфроманом, романоминформацией, шедевром нового стиля нашего информативного времени, ставшего искусством. Это увлекательное документально-страшное жизнеописание баронессы М.Будберг пленительной авантюристки, сквозь сердце которой прошли литературные и политические чемпионы столетия - как-то: М.Горький, Уэллс, Локкарт, Потере и другие". --- Книга "Люди и ложи: Русские масоны XX столетия" (Нью-Йорк, 1986), как признавала сама Б., написана не историком, а лишь современником описываемых событий. Получив доступ к русскому масонскому архиву в Париже, Б. поместила в книге, помимо очерков о масонстве в России и в эмиграции, составленный ею биографический словарь (666 имен). По ее мнению, в дореволюционной России масонством были пронизаны Государственная дума, Государственный совет, Военно-промышленный комитет, Торгово-промышленный союз, земство, адвокатура, профессура Московского и Петербургского университетов: масонами были не менее 40 членов Думы (от социалистов до левых октябристов, особенно много - в партии кадетов), видные военные, аристократы и дипломаты. В список вошли пятеро из девяти членов Временного комитета для защиты русских интересов за границей, созданного в 1921. Б. выявила присутствие масонов и в правых кругах эмиграции. В списке представлены и имена писателей (Г.Адамович, М-Алданов, А.Амфитеатров, Р.Гуль, Н.Евреанов, Л.Зуров, А.Ладинский, И.Лукаш, С.Маковский, К.Мочульский, Вас.Немирович-Данченко, М.Осоргин, Н.Оцуп, Б.Савинков, М.Слоним, Ю.Терапиано, А.ТырковаВильямс, Ю.Фельзен, И.фондаминский), однако не всегда указаны даты "посвящения" и выхода из ордена; некоторые из указанных лиц были причастны к масонству лишь в ограниченный период времени. --- После перевода на французский язык в 1985 повести "Аккомпаниаторша" книги Б. переводились на все основные европейские языки. --- Литературно-критические работы Б.: "Подстриженными глазами" (НЖ, 1931, № 27); "Владислав Ходасевич - русский поэт (18861939)" (Грани, 1951, № 12); "Набоков и его Лолита" (НЖ, 1959, № 57); "Великий век" (НЖ, 1961, № 64): "Советская критика сегодня" (НЖ, 1966, № 85; 1967, № 86): книга "A.BIock et son temps" (Paris, 1947) раскрывают ее как тонкого ценителя современной литературы, прежде всего поэзии. Основными качествами поэзии Б. считает насыщенность, точность и новизну, "Поэзия определяется как язык, насыщенный до возможного предела", как искусство "вкладывать максимальный смысл в слово", каждое из которых "приходит с десятком своих обертонов (и чар)". Раскрываемые Б. собственные поэтические ассоциации характеризуют плотную интертекстуальность ее критических исследований, высокий уровень образованности и гуманитарной культуры. Характеризуя пять основных методов англо-американской литературной критики, Б. высоко оценивает формальный метод, считая его обязательным "школьным фундаментом литературы". В этой связи книги русских формалистов, на ее взгляд, "учат больше, чем все написанное русскими критиками за последние пятьдесят лет". Основная задача литературной критики - интерпретация, избегающая оценок.Б. близка в этой позиции "новой критике" и цитирует ее мэтров: "Поэма не должна что-то значить, она должна быть" (А.Маклиш); "задача критики - видеть вещь, как она есть" (Т.С.Элиот). В обзоре советской критики Б. высоко отозвалась о тех литературоведах, которые "возвращают искусству его формосозидающую сущность, когда снова делается ясным, что поэт не вырастает, как дерево, из собственного детства и своего окружения, но из столкновения с достижениями других поэтов..." Б. одной из первых оценила талант В.Набокова, считая, что появление его оправдывает существование всей эмиграции. --- В 1989 Б. впервые за 67 лет побывала на родине, посетила Москву и Ленинград. Ей был оказан горячий прием. Последние годы жизни, омраченные тяжелой болезнью, Б. провела в Филадельфии. В некрологе "Памяти Н.Н.Берберовой" А.Сумеркин написал: "Н.Н" конечно, радовалась успеху своих книг и признанию, она была счастлива, что ее книги выходят в России, но, по-моему, втайне больше всего гордилась тем, что с 1937 года, когда она получила свои первые водительские права, по 1991 год, когда она перестала садиться за руль, она всего один раз заплатила серьезный штраф в 1963 году, когда переезжала из Нью-Хейвена в Принстон и, по ее словам, волновалась" (Рус. мысль, 1994, 14-20 окт.). --- Соч.: Стихи, 1921-1983. Нью-Йорк, 1984; Биянкурские праздники и др. рассказы // Октябрь, 1989, № II; Аккомпаниаторша: Повесть // Аврора, 1990, № 2; Маленькая девочка: Пьеса в 3 д.// Совр. драматургия, 1991, № 2; Железная женщина.М., 1991. --- Лит.: Barker М. The Short Prose of N.Berberowa // Russ. Lit. triquart, 1984, № 22: Мейлах М. Нина Берберова в России // Рус. мысль, 1989, 20 окт.; Перельмутер В. Прямая речь Нины Берберовой // Лит. Армения, 1990, № 7; Костырко С. Выжить, чтобы жить // Нов. мир, 1991, № 9; Сумеркин А. Нине Николаевне Берберовой: К 90-летию // Рус. мысль, 1991, 9 авг.; Гинсбург А. Памяти Нины Николаевны Берберовой // Там же, 1994, 14 окт. --- Е. Цурганова ---

    БЕРДЯЕВ Николай Александрович    (псевд.: Б.К-ский, К.Т-н) (6.3.1874, Киев - 24.3.1948, Кламар под Парижем) - философ, религиозный мыслитель, публицист. Происходил из старинного дворянского рода, известного со 2-й половины XV в. Несколько поколений его предков со стороны отца, Александра Николаевича, были военными. Отец состоял на военной службе до 15.10.1878, когда вышел в отставку в чине штабс-ротмистра и поселился в Киеве; был предводителем дворянства и председателем правления Киевского Земельного банка. Мать - Александра (Алина) Сергеевна (урожд. Кудашева). По признанию Б., он никогда не любил семьи как таковой, он "никогда не ощущал, что родился от родителей", любя их, относился к ним, как отец к детям. Бердяевы владели родовым имением Обухове в Киевской губернии, заложенным в 1870-е в Киевском Земельном банке и затем проданным, а также майоратом Коваль в Царстве Польском, полученным в 1836 "за отлично усердную службу" дедом Б. --- Б. получил начальное домашнее образование, хорошо владел немецким и французским языками, С детства зачисленный по семейной традиции в пажи, в 1887-91 учился в Киевском и Владимирском кадетских корпусах, после чего вместо поступления в Пажеский корпус около трех лет готовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости для поступления в университет. Б, получал посредственные оценки и считал себя малоспособным учеником, когда требовалось пассивное усвоение и запоминание, С 14 лет он полюбил чтение философских книг (Гегеля, Канта, А-Шопенгауера и др.) и осознал свое призвание - быть философом, "человеком, который посвятит себя исканию истины и раскрытию смысла жизни". Со второй попытки, 11.6.1894, Б. получил аттестат зрелости Киево-Печерской гимназии. В 1894-97 учился в Киевском университете Св.Владимира: год на естественном отделении физико-математического факультета, затем на юридическом факультете. Занимался самообразованием, написал первую самостоятельную работу - антикантианский этюд "О морали долга и о морали сердечного влечения" (опубликован не был, рукопись не сохранилась). Участвовал в работе кружка, собиравшегося на квартире Г.Челланова приват-доцента университета, читавшего необязательный курс критики марксизма; а также студенческого марксистского Центрального кружка саморазвития и Киевского Союза борьбы за освобождение рабочего класса. Уже тогда у Б. проявились способности лектора и страстного полемиста. В 1897 впервые был арестован за участие в студенческой демонстрации; вторично арестован 12.3.1898 по обвинению в участии в антиправительственных выступлениях. Разбирательство ' по его делу длилось почти два года: 22.3.1900 выслан на три года в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции. --- В 1898 в библиографическом отделе майского выпуска журнала "Мир Божий" состоялся литературный дебют Б.: напечатаны две его рецензии (без подписи) на книги "История политических учений" Б.Поллока и "Будда, его жизнь, учение и община" Г.Ольденберга. В 1899 написал свою первую самостоятельную статью "Ф.А.Ланге и критическая философия в ее отношениях к социализму", опубликованную в мае 1900 на немецком языке (Neue Zeit, 18991900, № 32/34) и представляющую собой критический анализ книги Ланге "История материализма". В 1900 завершил работу над книгой "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском" (СПб., 1901), в которой идеи марксизма сочетались с идеализмом. --- Ссылку отбывал вместе с А.Богдановым (Малиновским), А.Ванновскам, А,Луначарским, А.Ремизовым, Б.Савинковым, П.Щеголевым и др. Годы, проведенные в ссылке, Б. посвятил занятиям философией. Именно там произошел его переход "от марксизма к идеализму". Последний год ссылки ему разрешили провести в Житомире, после чего он смог вернуться в Киев. --- С детства Б. был знаком с западноевропейской культурой. В 1900-1910-е много путешествовал по Европе (Германия, Италия, Франция, Швейцария). Летом 1903 слушал в Гейдельберге лекции В.Виндельбанда. В августе 1904 участвовал во 2-м международном конгрессе философов в Женеве, во время которого встречался с Г.Плехановым, Осенью 1904 женился на Л.Трушевой (по первому мужу Рапп. 1875-1945). --- В 1904-7 жил в Петербурге, затем, после заграничного путешествия, с января 1909 обосновался в Москве.Б. стал свидетелем и одним из творцов того процесса, который он сам называл "русский ренессанс начала XX века". Б. принимал участие в работе Киевского, Московского памяти Вл.Соловьева и Петербургского Религиозно-Философских обществ (РФО), был действительным членом Психологического общества при Московском университете. Бывал на знаменитых средах "на башне" у Вяч. Иванова, на воскресеньях у В.Розанова, на заседаниях: московского православнобогословского кружка М.Новоселова, Академии изящных искусств у А.Скрябина, кружка "Православного возрождения", Общества свободной эстетики, Московского литературно-художественного кружка. Религиозно-философские собеседования устраивались и в доме Б. в Москве. --- По приглашению Д.Мережковского и З.Гиппиус вместе с С.Булгаковым вошел в состав редакции журнала "Новый путь", а в 1905 редактировал его продолжение - журнал "Вопросы жизни". Печатался в журналах "Вопросы философии и психологии", "Мир Божий", "Полярная звезда", в "Московском еженедельнике", в газете "Биржевые ведомости" и др. Участвовал в сборниках статей "Проблемы идеализма" (1902) и "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции" (1909), вызвавшие бурный отклик современников и оставившие заметный след в истории русской культуры. В 1910-11 вместе с С.Булгаковым, Г.Рачинским, князем Е.Трубецким и В.Эрном участвовал в работе московского издательства "Путь", для которого написал биографию А.Хомякова. --- За статью "Гасители духа" (Рус. молва, 1913, 5 авг.), направленную против Святейшего Синода, который олицетворял для Б. официальное православие, против него было возбуждено дело по обвинению в богохульстве (прекращено после Февральской революции). В 1914 издал книгу "Смысл творчества. Опыт оправдания человека", посвященную раскрытию религиозного смысла творчества и заложившую основы его оригинальной религиозно-философской системы. Книга была неоднозначно воспринята современниками. Так, Мережковский и Гиппиус ее активно не приняли: А.Карташев считал, что Б. "в ней доходит до границ какойто истеричности при всем его интеллектуализме", "читатель начинает вместе с ним подниматься на головокружительную высоту и дышать воздухом иллюзии и необычной свободы, получаемой только от прикосновения к религиозным объектам". По мнению В.Зеньковского, это "одно из наиболее значительных религиозно-философских произведений последнего времени и во всяком случае лучшее, что было написано Н.А.Бердяевым". --- События 1917 Б. пережил как "момент своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное". Будучи идейным противником большевизма, он вместе с тем после октября 1917 испытал творческий подъем и период общественной активности. В 1917-18 им написано свыше 40 публицистических статей, опубликованных в журнале "Русская мысль", в еженедельниках "Накануне", "Народоправство", "Русская свобода". Часть этих статей, в которых философ определял смысл происходящих в России событий, истоки революции, высказывал предположения о дальнейшем развитии событий, были объединены в сборник "Духовные основы русской революции. Опыты 1917-18 гг." (при жизни автора опубл. не был). Участвовал в сборниках: "Из глубины. De profundis. Сборник статей о русской революции" (1918), "Освальд Шпенглер и Закат Европы" (1922) и др. 14.9.1917 присутствовал на московском Государственном совещании в качестве члена Временного совета Российской республики от общественных деятелей, --- В 1 -и половине 1918 на квартире Б. возникла Вольная академия духовной культуры (ВАДК), получившая официальный статус осенью 1919. В ВАДК Б. читал курс лекций по философии истории и философии религии. С 1918 выступал с лекциями по этике слова в Государственном институте слова. Весной 1919 работал в Хранилище частных архивов, занимаясь разборкой архива графов Игнатьевых; в 1920 был избран профессором Московского университета и в течение года читал лекции на историко-филологическом факультете о миросозерцании Ф .Достоевского и курс по философии истории. В сентябре 1921 стал действительным членом московского отделения Вольной философской ассоциации: с января 1922 поступил на работу в качестве действительного члена философского отделения в Российскую Академию художественных наук. Был членом Клуба московских писателей, членом правления Всероссийского союза писателей, одним из учредителей Лиги русской культуры, членом экуменического Общества соединения церквей: деятельно участвовал в работе Лавки писателей, открытой в сентябре 1918. В этот период им были написаны книги: "Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии" (лето 1918, изд. Берлин, 1923), "Философия Достоевского" (1921). --- В первый раз был арестован ВЧК 18.2.1920 по делу Тактического центра - организации, на нескольких заседаниях которой Б. выступил с докладами об истоках и перспективах революции в России. Вторично арестован ПТУ в ночь с 16 на 17.8.1922 по обвинению в антисоветской деятельности и до 21 августа содержался во внутренней тюрьме ПТУ.Б. было объявлено решение Политбюро ЦК РКП(б) и Президиума ВЦИК о его бессрочной высылке из Советской России, Б. отрицательно относился к эмиграции и не предполагал, что будет вынужден уехать из России. По воспоминанию его жены, незадолго до высылки, сидя на балконе дачи в Барвихе, Бердяевы говорили М.Осоргану. "Вы, быть может, еще и попадете за границу, а мы, конечно, никогда!" Покинул Советскую Россию 28.9.1922. До лета 1924 жил в Берлине, воспринимая Германию как переходный пункт между Россией и Западной Европой. В ноябре или декабре 1922 на квартире Б, по инициативе П.Струве состоялось совещание философов, высланных из России, и представителей белого движения (С.Франк, И.Ильин, А.Изгоев и сам Б., с одной стороны, П.Струве, В.Шульгин, И.Биккерман, Г.Ландау, с другой). На этом собрании Б. в резкой форме отмежевался от белого движения, считая, что нельзя возлагать надежды на насильственное ниспровержение большевизма, ибо он может быть преодолен только медленным внутренним процессом религиозного покаяния и духовного возрождения русского народа, --- В Берлине Б. продолжил культурнопросветительскую и преподавательскую деятельность, 26.11.1922 по его инициативе и при содействии Американского христианского союза молодых людей была открыта Религиознофилософская академия (РФА), продолжившая традиции прежних РФО и ВАДК. Как и в Москве, Б. читал лекции и вел семинарий; являлся деканом отделения и членом ученого совета Русского научного института для обучения русских студентов, открытого 17.2,1923. В институте он читал популярный курс по истории русской мысли. Осенью 1923 участвовал в работе 1-го съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД). Стал почетным членом совета РСХД и участвовал в съездах движения до 1936, когда, по его мнению, в движении стали преобладать правые группировки фашистского характера. В 1923 Б, удалось опубликовать ряд книг, написанных еще в России, Книга "Миросозерцание Достоевского" ("Философия Достоевского"), по отзыву французского религиозного философа Ж.Маритена, чрезвычайно важна для понимания мировоззрения самого Б. В книге Б. подчеркивал, что "путь свободы ведет или к человекобожеству и на этом пути человек находит свой конец и свою гибель, или к Богочеловечеству - и на этом пути находит свое спасение и окончательное утверждение своего образа". В книге "Смысл истории", написанной на основе историософских лекций в ВАДК (Берлин, 1923), Б. заявлял, что смысл истории находится вне ее границ - в Метаистории, т.е. в жизни, в Царстве Бога, где преодолевается объективация, причем существует связь истории и метаистории, метаистория постоянно присутствует как фон истории. В Берлине был написан этюд "Новое средневековье" (Берлин, 1924). Переведенный на многие европейские языки, этюд получил широкое распространение за рубежом, а его автор приобрел мировую известность. Вопреки желанию Б. многие воспринимали его исключительно как автора "Нового средневековья". В Берлине Б. познакомился с немецкими философами Г.Кейзерлингом, М.Шеллером, О.Шпенглером. --- Летом 1924 Б. по ряду материальных соображений переехал во Францию. Вместе с семьей: женой, ее сестрой, Е.Рапп, и их матерью, И.Трушевой, он снимал квартиру в Кламаре под Парижем, ав 1938 переехал в собственный дом, полученный в наследство от друга семьи - англичанки Ф.Вест. По отзыву Б.Вышеславцева, у Б, был "милый помещичий дом, "Ясная поляна", где живет русский барин, боящийся сквозняков, любящий заниматься философией и решивший стать "пророком" 'и достигший успехов на этом поприще". С 1928 регулярно по воскресеньям у Б. устраивались собеседования с чаепитием, как в Москве и Берлине. В числе постоянных гостей были И.фондаминский, Е.Извольская, М.Каллаш, о.ДКлепинин, К.Мочульский, Г.Федотов, Л.Шестов и др. --- В ноябре 1924 под председательством Б. в Париже открылась РФА. Он читал курсы лекций ("О проблемах христианства", "О современных духовных течениях", "Об основных темах русской мысли XIX в.", "Судьба культуры (философия кризиса культуры)", "Человек, мир и Бог (Проблемы религиозного сознания)" и др.); вел семинары ("Идолы и идеалы", "Основные течения современной европейской культуры" и др.). С 1925 принимал участие в собраниях Братства Св.Софии, читал лекции на собраниях Русского национального комитета ("Русская духовная культура" и др.), в конце 1920-х - начале 30-х на собраниях газеты "Дни"; участвовал в работе литературного объединения "Кочевье". Был одним из основателей Лиги православной культуры (1930-35) наряду с О.Булгаковым, Зеньковским, Федотовым, Фондаминским. Сочувственно относился к благотворительной организации "Православное Дело", основанной в 1936 матерью Марией (Скобцовой). --- С 1924 и до своей кончины был редактором издательства YMCA-Press. С сентября 1925 по март 1940 редактировал при участии Вышеславцева журнал "Путь. Орган русской религиозной мысли". По словам Б., журнал давал место для творческих проявлений мысли на почве православия. В журнале было напечатано 87 статей, очерков, рецензий, заметок Б. по проблемам христианской философии, истории, с оценкой современных событий, с отзывами на новейшие книги и т.д. Нередко статьи носили резко полемический характер и вызывали крайне негативные оценки русской эмиграции. Страстный защитник свободы творчества, Б. в 1935 выступил в защиту Булгакова, обвиненного за свои богословские взгляды указом митрополита Сергия в ереси (Дух великого инквизитора // Путь, 1935, окт./дек., № 49); в конце 1939- начале 1940 встал на сторону Федотова, получившего, по предложению митрополита Евлогия, ультиматум от преподавателей Богословского института о несовместимости преподавательской деятельности в православном учебном заведении с написанием статей на политические темы для изданий "левой" ориентации (Существует ли в православии свобода мысли и совести? // Там же, 1939, окт./дек., № 59) и др. Сотрудничал в русскоязычных изданиях: газетах "Дни" (1923-28), "Последние новости" (1927-39), "Русские новости" (1945-47); журналах "Современные записки" (1925-39), "Вестник РСХД" (1931-35), "Новый град" (1931-39), "Русские записки" (1937-38), "Новая Россия" (1936-40); в немецких журналах "Europaische Revue" (192630), "Orient und Occident" (1929-36), во французском - "Esprit" (1932-48) и др. изданиях. --- Б. имел широкий круг общения с французским литературным, католическим и интеллектуальным миром. В 1925 организовал "Кружок интерконфессиональных исследований" (интерконфессиональные собрания) для сближения церквей, на которых присутствовали католики (о.Л.Жиле, о.Л.Лабертоньер, Ж.Маритен), протестанты (пастор Бергнер, В.Моно), православные (о. Булгаков, Федотов, Г.Флоровскай) и др. С 1928, когда католикам не разрешили присутствовать на собраниях вместе с протестантами, Б. устроил частные собрания у себя дома. Участвовал в традиционных декадах в имении П.Дежардена Понтиньи и субботних собраниях в его парижском доме - "Союз для правды" ("L'Union pour la v6rit6""), в философских собраниях у Г.Марселя и М.Море, в собраниях французской молодежи в кружках журнала "Esprit", на которых общался с Ж.П.Блоком, Ш.Дю Босом, Э.Дермингемом, Л.Массиньоном, Низаном, С.Фюме и др. --- С 1924 Б. выезжал из Франции в Англию, Австрию, Бельгию, Италию, Латвию, Польшу, Чехословакию, Швейцарию, Эстонию для участия в международных встречах, для публичных выступлений. Принимал участие в работе конгрессов: 1-м и 2-м психосоциологических, международных философских, 2-м Польском философском, 6-м международном истории религии, Всемирном спиритуалистическом, конгрессах Пен-клуба, в ежегодных интернациональных встречах в Женеве и др. (1926-47). --- В 1927-28 была опубликована в Париже "философия свободного духа", получившая премию Французской Академии моральных наук и ставшая в творчестве Б. началом пересмотра основных проблем христианства. В книге "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (Париж, 1931) Б. рассматривал этику как познание духа, отмечая при этом, что "человеку принадлежит примат над бытием, ибо бытие раскрывается только в человеке, через человека. И только тогда раскрывается дух". Сразу по выходу книги Н.Лосский поставил под сомнение один из основополагающих тезисов философской системы Б., изложенный в ней, что "свобода не может быть сотворена и что если допустить тварность свободы человеком, то сам Бог окажется виновником мирового зла, так что теодицея будет невозможна". Книга "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения" (Париж, 1934) посвящена проблеме человека. Б. писал, что "философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования". В книге "Судьба человека в современном мире" (Париж, 1934) Б. формулировал свою философию истории современности. В книге "Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности" (1935) писал о своем понимании Духа и о соотношении его с бытием, рассматривая такие проблемы Духа как зло, страдание и др. и подчеркивая, что устранение голода и нищеты не решает духовной проблемы, человек остается лицом к лицу, как и раньше, с тайной смерти, вечности, любви, творчества. Трагический конфликт между личностью и обществом, личностью и космосом, временем и вечностью даже при более рационально устроенной общественной жизни будет возрастать по своей напряженности. Социальнополитическим вопросам посвящена работа "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937). В 1939-40 была в основном написана книга "Самопознание", в которой объектом исследования стала собственная жизнь философа, история его духа и его самосознания, делалась попытка самоосмысления и объяснения себя миру. В книге "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии" (Париж, 1939) Б., вновь рассматривая проблему личности, выделял такие виды рабства человека как рабство у бытия, у Бога, у природы, у цивилизации, у самого себя, у истории, По мнению Б., освобождение человека возможно только в области Духа. --- После немецкой оккупации Франции, в июле 1940, Бердяевы вместе с Мочульским уехали в Пила под Аркашоном, но после появления немцев и там вернулись в Кламар. С началом войны Германии против России Б. занял т.н. "просоветскую" позицию, или, говоря словами самого Б., "естественно присущий ему патриотизм достиг предельного напряжения". Во время немецкой оккупации Б. почти нигде не выступал с публичными докладами и лекциями, посвятив это время "сосредоточенному философскому творчеству". Стал членом "Союза патриотов", сочувствовал движению Сопротивления, печатался в газете "Русский патриот". Участвовал в работе Центра философских и духовных исследований М.Дави ("Centre des recherches philosophiques et spirituelles") и в коллоквиуме в Ла Фортеле, организованном Центром и посвященном выходу на французском языке его книги "Дух и реальность". Б. не был удовлетворен состоявшимся там обсуждением и говорил после коллоквиума жене: "Критикуют и обсуждают не по существу, а по мелочам. И, кроме того, чувствую, что меня плохо понимают. Не понимают того, что вся моя философия основана на христианстве". --- Под влиянием трагических событий 2-й мировой войны книгой "Опыт эсхатологической метафизики" (1941) Б. начал переосмысление традиционной христианской метафизики. "Я стал более революционером, я по натуре не человек закона. Кроме того, теперь в центре у меня стоит эсхатология, чего раньше не было. И я стал более пессимистом, чем раньше", - говорил Б. во время войны жене о происшедших в нем переменах. В этот же период философ обратился к истории русской мысли и на основе курса лекций в РФА написал работу "Русская идея" (1943), в которой особо подчеркивал эсхатологическую склонность русского ума и выделил существование целого эсхатологического течения русской мысли, к которому, наряду с Ф.Достоевским, К.Леонтьевым, Н.Федоровым, Вл.Соловьевым, князем Е.Трубецким, причислил и себя. В книге "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого" (1943-45) Б., основываясь "на собственной пережитой внутренней борьбе последних лет, испытанных муках и страданиях и их преодолении, пережитых надеждах", старался выразить "драматическую философию судьбы, существования в времени, переходящего в вечность, времени, устремленного к концу, который есть не смерть, а преображение", философ пользовался при этом экзистенциальноантропоцентрическим и духовно-религиозным методом. Малоизвестное произведение Б. "Истина и откровение. Пролегомены к критике откровения" (1945-47) продолжало пересмотр основных проблем христианства - доказательства существования Бога, проблемы греха и искупления, рая и ада, добра и зла, возможности воскресения, божественного элемента в человеке, свободы человека. Проблема соотношения истины и откровения при ее философском рассмотрении "может быть только философией, внутренне основанной на религиозном, духовном опыте, не рационалистической философией, а экзистенциальной философией, признающей первичности духовного опыта". По мнению философа, "Бог есть то, что не может быть выражено. Это и есть откровение Духа". Именно это и является Истиной, поскольку "в том, что не может быть выражено, не может ^ быть никаких сомнений". В 1945 Б. входил в редакционную коллегию журнала "Cahiers de la nouvelle epoque". В 1946 был приглашен на прием в посольство СССР во Франции. Весной 1947 Б. была присуждена степень доктора теологии honoris causa Кембриджского университета. --- Годы, прожитые Б. во Франции, стали для него "эпохой усиленного философского творчества". Там были написаны 15 крупных его исследований, не считая участия в сборниках, сотен статей, докладов, лекций и т.п. Он поражал своей работоспособностью даже своих близких, одновременно обдумывая по нескольку книг и статей. Последнее, незавершенное произведение Б. - книга "Царство Духа и царство Кесаря" (1946-48), Излагая гносеологические основы своей философской системы, он вновь обращается к проблеме познания Истины: "В конце концов на большей глубине открывается, что Истина, целостная Истина, есть Бог", что "истина... есть вхождение в божественную жизнь, находящуюся по ту сторону субъекта и объекта". Именно по отношению к Истине Б. проводил разделение "божьего" и "кесарева", Духа и мира. Окончательную победу Царства Духа Б, видел в изменении структуры человеческого сознания, т.е. в преодолении мира объективации: она мыслилась им лишь эсхатологически. --- Философом была задумана книга о мистике, понимаемой им как "духовный опыт, выходящий за пределы противопоставления субъекта и объекта, т.е. не подпадающий власти объективации". На эту же тему в мае 1948 Б. должен был сделать доклад в Центре философских и духовных исследований. --- Б. умер за письменным столом. Был похоронен на кладбище в Кламаре. --- Соч.: Собр. соч., т. 1-4. Париж, 1989-90. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907; Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. 1900-1906 гг. СПб., 1907; Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии. 1907-1909 гг. СПб., 1910; философия свободы.М., 1911; Алексей Степанович Хомяков.М., 1912; Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности.М., 1918; Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926; Христианство и классовая борьба. Париж, 1931; --- Лит.: Шестов Л. Николай Бердяев (Гнозис и экзистенциальная философия)// СЗ, 1938, № 67; Lowrie D. Rebellious Prophet: A Life of N.Berdyaev. New York, I960; Полторацкий Н.П. Бердяев и Россия (Философия истории России у Н.А.Бердяева). Нью-Йорк, 1967: Русская религиозно-философская мысль XX века. Питсбург, 1975; Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева.М., 1989: Н.А.Бердяев в русской философии. Свердловск, 1991; Зеньковский В.В. История русской философии, т.2. Л., 1991; Лосский Н.О. История русской философии.М., 1991; Clemant О. Berdiaev. Paris, 1991; Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992: Вадимов А. Жизнь Бердяева, Россия. Окленд, 1993. --- Е. Бронникова ---

    БЕРНАЦКИЙ Михаил Владимирович    (8.7,1876, Киев - 1945, Париж) - экономист, финансист, общественный деятель, педагог, публицист. Окончил юридический факультет Киевского университета. В 1911 защитил магистерскую диссертацию "Теоретики государственного социализма в Германии и социально-политические воззрения кн. Бисмарка", в которой выступил против предоставления коллективистским устремлениям приоритетных позиций в экономике. Преподавал в Петербурге в Политехническом и Технологическом институтах, Тенишевском училище. Доктор политической экономии и статистики, профессор. По политическим убеждениям - конституционный демократ, гласный Петроградской городской думы. --- После Февральской революции Б. занимал различные должности в составе Временного правительства (с 25.9.1917 - министр финансов). 25 октября арестован, но вскоре освобожден. С мая 1918 входил в нелегальную организацию Национальный центр, объединявшую в своих рядах представителей ряда политических партий, офицерства, торгово-промышленных кругов. --- В период гражданской войны Б. - активный участник белого движения: назначен генералом Деникиным управляющим отделом финансов "Особого совещания" при главкоме вооруженных сил Юга России (ВСЮР). В 1919-20 являлся начальником управления финансов ВСЮР. Определял финансовую политику в Крыму, в администрации генерала Врангеля. В ноябре 1920 эмигрировал в Турцию, затем переехал во Францию. Читал курс лекций по финансовому праву на русском отделении юридического факультета Парижского университета, в Русском коммерческом институте, Русском высшем технологическом институте, вел экономический семинар в Институте славяноведения (Париж). --- Б. являлся одним из организаторов и членом правления Русской академической группы в Париже, с 1943 ее председатель: сотрудник Экономического кабинета профессора С.Прокоповача и редакции ежемесячного журнала "Право и хозяйство", член научно-исследовательского кружка "К познанию России", корреспондент газеты "Возрождение" и Русского экономического общества в Лондоне; вице-президент Объединения деятелей русского финансового ведомства, в распоряжении которого находились денежные средства заграничных учреждений Российской империи, товарищ председателя Торгово-промышленно-финансового союза, глава Совета Русского национального объединения с 1938. --- В 1927-31 Б. участвовал в экономических совещаниях представителей деловых и научных кругов эмиграции в Париже, выступал с докладами, в которых на основе скрупулезного анализа действительности вскрыл причины нестабильности финансовой политики советской власти, показал бесперспективность "интегрального коммунизма" (нэпа) и пятилетних планов хозяйственного развития СССР. Из научных публикаций наибольшую известность получили исследования финансовой политики в России (на франц. яз., 1922), валютных реформ в Советской России и Чехословакии (на нем. яз., 1924), особенностей эволюции русских государственных финансов в период мировой войны (на англ. яз., 1928). Являлся общепризнанным - зарубежными научными и предпринимательскими кругами - специалистом в области денежного обращения; утверждал, что обращение базируется на капиталистической основе и не может быть стеснено в основных направлениях своего развития. Только в этом случае происходит процесс выявления накопления, капиталов, приложения их в различных отраслях хозяйства и вместе с тем - увеличение товарооборота, который один способен укрепить денежную систему, экономику в целом. Лишь в атмосфере свободного экономического духа денежное обращение не просто сумма ценных знаков различных наименований, а эластичный механизм, тесно связанный с рыночной экономикой, который в состоянии выдержать потрясения и удары, вызванные борьбой между "народной экономикой" (т.е. "вольным рынком") и советской экономикой. В своих работах Б. отстаивал также преимущества золотого обращения, критиковал экономический радикализм Дж.М.Кейнса, выступал сторонником социальных реформ, при которых идеи частной собственности, свободной торговли, хозяйственной инициативы остаются неизменными. --- Соч.: Wahrungsreform in der Tschechoslowakei und in Sowjet-Russland. Munchen, Leipzig, 1924 (в соавт.); Monetary Policy of the Russian Government during the War / Russian Public Finance during the War. New Haven, London, 1928. --- Лит.: Ижболдин B.C. Памяти М.В.Бернацкого // НЖ, 1947, № 17. --- В. Телицын ---

    БИЛИБИН Иван Яковлевич    (4.8.1876, Тарховка, близ Сестрорецка, под Петербургом 7.2.1942, Ленинград) - мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства, акварелист. Билибины - старинная фамилия, упоминаемая еще в документах времен Ивана Грозного; прямые предки художника - именитые калужские купцы. Его прадед, Яков Иванович, портрет которого написан Д.Левицким, был известен крупными пожертвованиями на оборону отечества в годы наполеоновского нашествия; славился меценатством. Отец художника, Яков Иванович - участник войны с Турцией 1877-78, совершил множество дальних плаваний; прошел путь от младшего судового врача до главного доктора Либавского морского госпиталя и одновременно медицинского инспектора Порта императора Александра III в Курляндской губернии, вышел в отставку в чине тайного советника. Мать - Варвара Александровна (урожд. Бубнова). --- После окончания в 1896 с серебряной медалью 1-й петербургской гимназии Б. по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Прослушав там полный курс и написав дипломное сочинение на тему "Precorium по римскому праву", сдал государственный экзамен в Новороссийском университете (Одесса). Рисовал с раннего детства, но только в 1895 начал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Летом 1898в течение 1,5 месяцев занимался в студии Антона Ашбе в Мюнхене, а осенью того же года поступил в Тенишевскую мастерскую И.Репина в Петербурге. Среди соучениц оказалась Мария Яковлевна Чемберс, которая стала в 1902 его женой, матерью его сыновей Александра (1903-1972), в будущем художника, и Ивана (1908-1993), в будущем журналиста; в 1911 брак распался, В 1900 Репин перевел Б. в качестве вольнослушателя в свою мастерскую в Высшем художественном училище Академии художеств, где тот продолжал занятия до 1904, однако работу на звание художника представлять не стал. Неизгладимое впечатление, по собственному признанию Б,, произвела на него открытая в 1898 в залах Академии художеств выставка В.Васнецова: "Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа". Зародившееся в 1880-е в Москве национально-романтическое направление начало захватывать и петербургских художников. В ранних иллюстрациях Б. к народным сказкам (1899-1902), изданным Экспедицией заготовления государственных бумаг в виде серии из 6 крупноформатных книжек-тетрадей, заметно влияние не только Васнецова, но и Е.Поленовой, М.Якунчиковой, С.Малютина, Однако уже здесь обнаружилось особое восприятие Б. русской старины и сказки, его изначальная склонность к графике. --- В 1899 билибинские заставки и концовки появились на страницах журнала "Мир искусства". Начинающий художник стал постоянным участником выставок "Мира искусства" (1900-3, 1906), в 1903 вместе с другими мирискусниками вступил в Союз русских художников, после раскола которого в 1910 оказался одним из активных членов возрожденного "Мира искусства" ив 1917 был избран его председателем. С теми, кто составлял ядро "Мира искусства", Б. роднила обращенность к высокой культуре прошлого, несмотря на то, что его исторические пристрастия были иными, нежели у А.Бенуа и других "западников". В 1902-4 Б, совершил несколько поездок по Вологодской, Архангельской и Олонецкой губерниям, где собрал коллекцию произведений народного искусства, большая часть которой была передана в Русский музей, выполнил фотографии памятников деревянного зодчества, вошедшие в важнейшие научные издания той поры. Результатом поездок стали и публикации Б,: "Остатки искусства в русской деревне" (Журн. для всех, 1904, № 10): "Народное творчество русского Севера" (Мир иск-ва, 1904, № II): отчасти более поздняя статья "Несколько слов о русской одежде в XVI-XVII вв." (Старые годы, 1909, июль-сент.), а также доклад "Русское деревянное северное зодчество" на Всероссийском съезде художников в Петербурге в 1911 (Тр. Всерос. съезда художников, т. 2. Пг., 1914). Начиная с иллюстраций к былине "Вольга" (1902-4) и к "Сказке о царе Салтане" А.Пушкина (1904-6), художник неотделим в Б. от исследователя. Он не терпел произвола в изображении архитектуры, костюма, утвари. Но в то же время, что характерно для мирискусников, был способен из исторически достоверных подробностей создавать в многоцветных акварелях и черно-белых рисунках тушью волшебный мир. Ему были свойственны также любовь к шутке, умение обыграть комическую бытовую деталь. --- Старая Русь не только дала ему темы, но и подсказала формы их воплощения, В иллюстрации к "Сказке о золотом петушке" Пушкина (1906-7, 1910) и к "Сказкам" А.Рославлева (1908-11) Б. перенес целые композиционные схемы лубочных картинок, лишь "облагородив" рисунок по законам профессионального искусства. Использование приемов орнамента, лубка, равно как и японской ксилографии, способствовало формированию книжной графики модерна, стремившейся к слиянию изобразительного и декоративного начал. Выполненные кистью, но своими жесткими, "проволочными" контурами и однотонными заливками напоминающие гравюру, рисунки Б. органично ложились на плоскость листа и сочетались со шрифтом, что дало художнику возможность одному из первых в его время подойти к ансамблевому решению книги. Одновременно с большими циклами иллюстраций Б. постоянно выполнял для журналов "Художественные сокровища России", "Народная читальня", "Золотое руно", для издательств Общины Св.Евгении Красного Креста, "Шиповник", для "Московского книгоиздательства" и др. виньетки, рисунки обложек, открыток, афиш, плакатов, чем способствовал подъему художественного уровня массовой печатной продукции. Разделив революционные настроения русской интеллигенции, он выполнил в 1905-6 ряд карикатур для журналов "Жупел" и "Адская почта" и даже подвергся в феврале 1906 суточному административному аресту. Билибинские графические приемы, утверждавшаяся им дисциплина линии оказали заметное влияние на художников, специализировавшихся в области книжной графики. Этому способствовала педагогическая деятельность Б. в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где он вел класс графического искусства (1907-17) и младший класс композиции (1908-17). С одной из учениц школы - Рене Рудольфовной 0'Коннель - Б. вступил в 1912 в гражданский брак, продолжавшийся до 1918. Вскоре после выхода в свет его первых книг с иллюстрациями Б. стал известен не только в России, но и за ее пределами; его работы перепечатывались в зарубежных изданиях, экспонировались на выставках "Noir et Blanc" в Праге в 1904, Русского искусства в Париже и Берлине в 1906, Международной в Венеции в 1907, Русских художников на Сецессионе в Вене в 1908, Международной художественной в Брюсселе в 1910, Международной печатного дела и графики в Лейпциге в 1914. --- В 1904 Пражский национальный театр заказал Б, эскизы декораций к опере Н.Римского-Корсакова "Снегурочка". Б. оказался едва ли не первым русским художником, работавшим для зарубежной сцены. Благодаря оформлениям постановок миракля Рютбеера "Действо о Теофиле" (1907) в Старинном театре и "тайны в одном действии" "Честь и месть" графа Ф.Соллогуба (1908) в театре-кабаре "Лукоморье" в Петербурге, Б. доказал, что его возможности не ограничены отечественной тематикой, Он получил признание как мастер театрального костюма различных времен и народов, исторически точного и сценически выразительного. В 1908 он выполнил эскизы русских костюмов к опере М.Мусоргского "Борис Годунов", в 1909 - восточных к танцевальной сюите "Пир" для антрепризы С.Дягилева, в том же 1909- эскизы костюмов для русских плясок в исполнении А.Павловой и М.Мордкина, а в 1911 - испанских костюмов к комедии Лопе де Вега "Овечий источник" и к драме Кальдерона "Чистилище Святого Патрика" для Старинного театра. Особенности Б.-декоратора наиболее ярко раскрылись в оформлении оперы Н.Римского-Корсакова "Золотой петушок" (Москва, театр С.Зимина, 1909), где художник продемонстрировал свое умение условными средствами графики создать на сцене мир сказки. На рубеже 1900-1910-х мастер обратился к пейзажу. В 1908 в результате поездки в Англию и Ирландию появилась серия этюдов акварелью и карандашом, в которых запечатлены скалистые британские берега. Эти этюды - основной тип билибинского пейзажа с его вниманием к вечному, непреходящему. Над подобными пейзажами Б, работал в Крыму, куда с 1910 ездил каждое лето и где в 1913 в местечке Батилиман (несколько восточнее Балаклавы) стал, наряду с В.Короленко, А.Куприным, С.Еллатьевским, Е.Чириковым, В.Дервизом, А.Иоффе, В.Вернадским, М.Ростовцевым, совладельцем коллективного имения. Контраст к британским и крымским пейзажам составили акварельные этюды русского леса зимой и ранней весной, проявившие лирический аспект дарования художника. --- Для билибинской графики этого времени характерны более пространственные композиционные решения, что заметно в незаконченной серии иллюстраций к киевским былинам (1912-18), в эскизах декораций к операм А.Верстовского "Аскольдова могила" (191213, для театра С.Зимина), М.Глинки - "Руслан и Людмила" (1913) и Римского-Корсакова "Садко" (1914, для Петербургского Народного дома). Одновременно влияние лубка вытеснялось у Б. влиянием древнерусской иконописи, цвета становились звучней и насыщенней, они кажутся сияющими искусственным светом, границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией (обложки журналов "Солнце России" и "Лукоморье", 1913, 1915: неизданные в свое время иллюстрации к сказке "Пойди туда, не знаю куда", 1919; первая работа в области монументальнодекоративного искусства - росписи интерьеров построенного по проекту В.Покровского в 1913 к 300-летию Дома Романовых здания Нижегородского отделения Государственного банка). 30.1.1917 на заседании членов Академии художеств Б. был представлен к званию академика. --- Февральскую революцию он, очевидно, принял сочувственно, вошел в состав Особого совещания по делам искусств, выполнил эскиз нового герба - двуглавый орел без короны и плакат кадетской партии к Всероссийскому Учредительному собранию. Но в сентябре 1917, предчувствуя новые социальные потрясения, покинул Петроград и уехал в Батилиман, где прожил около двух лет, участвовал в Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма, помогал С.Маковскому в организации в Ялте (окт. 1918) выставки "Искусство в Крыму", на которой были представлены работы находившихся там художников (самого Б., С.Сорина, С.Судейкина, Н.Милиоти, Н.Пинегина) и старых мастеров из частных коллекций. В октябре-ноябре 1919, живя в Ростове-на-Дону, Б. сотрудничал в журнале "Орфей", выполнял плакаты для деникинского издательства "Осваг". В декабре переехал в Новороссийск, откуда 21.2.1921 отплыл на пароходе "Саратов" и, в силу сложившихся обстоятельств, попал в Египет; более 4 лет прожил в Каире и около года (с окт. 1924 по авг. 1925) в Александрии, где состоялась его первая перснальная выставка, устроенная местным обществом "Друзья искусства". --- В 1923 Б, вступил в гражданский брак со своей ученицей по Рисовальной школе Общества поощрения художеств А.ЩекатихинойПотоцкой, приехавшей в Каир с пятилетним сыном от первого брака. Дважды, в 1921 и 1925, Б. ездил в Верхний Египет к Луксорскому храму, летом 1924 совершил с семьей путешествие по Сирии и Палестине. Увлечение Ближним Востоком отразилось в многочисленных акварельных пейзажах, воспроизводящих его природу и архитектурные памятники, в карандашных портретах арабских крестьян, в декоративных стилизациях по мотивам древнеегипетского и мусульманского искусства. Но одновременно Б. сохранял интерес к древнерусской и византийской живописи, чему способствовали заказы греческой колонии в Каире на декоративные панно и сирийской общины в Александрии на эскизы фресок и иконостаса православного храма. В 1923 Б, выполнил для гастролировавшей в Египте труппы Павловой эскизы декораций и костюмов к двум балетам Н.Черепнина: "Роман мумии" и "Русская сказка". --- С августа 1925 Б, с семьей в столице Франции, работал для издательства Н.Карбасникова в Париже и О.Дьяковой в Берлине, в его оформлении и с его иллюстрациями выходили номера журналов "Жар-птица" (192 6, № 14) и "Перезвоны" (1928, №40), тома "Хрестоматии по истории русской литературы" (София, 1931; Париж, 1932), сборник рассказов И.Бунина "Последнее свидание" (Париж, 1927) и "Солдатские сказки" Саши Черного (Париж, 1933); он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в Праге. Художник поддерживал любую инициативу, направленную на сохранение, изучение и популяризацию отечественной культуры: общество "Икона" в Париже, русский музей в Праге. --- Основные силы в конце 1920-х - начале 1930-х Б. отдавал русским оперным сезонам в Театре Елисейских полей, организованным антрепризой М.Кузнецовой-Бенуа "Частная парижская опера" и антрепризой А.Церетели и В.Базиля "Русская опера в Париже". Для первой антрепризы оформил постановку "Сказки о царе Салтане" Римского-Корсакова (1929, часть костюмов А.Щекатихиной-Потоцкой), названную "миром ожившей иконы" {С.Волконский), для второй - постановки "Князя Игоря" А.Бородина (1930), "Царской невесты" РимскогоКорсакова (1930) и "Бориса Годунова" Мусоргского (1931). В 1931 художник выполнил эскизы декораций и костюмов к балету И.Стравинского "Жар-птица" для театра "Colon" в Буэнос-Айресе, в 1934-к опере Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже" для театра в Брно, а в 1935 Пражский национальный театр повторил парижскую постановку "Сказки о царе Салтане". --- Во французский период своей жизни Б. неоднократно выступал на выставках русского искусства: в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Праге (1935), Париже (1931, 1932 и 1934), в 1929 участвовала международной выставке в Салоне де Тюильри в Париже. Как последний председатель "Мира искусства" Б. явился одним из инициаторов выставки этого объединения в 1927 в парижской галерее Бернгейма Младшего. В том же году состоялась персональная выставка Б. в Праге, а в 1929 - совместная Б. и Щекатихиной-Потоцкой в Амстердаме. В мастерской Б. на бульваре Пастера собирался цвет русского зарубежья: политические деятели П.Милюков, А.Керенский, В.Маклаков, известные писатели, художники, артисты. Со многими из них Б. общался также на Средиземноморском побережье в местечке Лафавьер, где приобрел небольшой участок земли и проводил каждое лето с 1927 по 1936, работая, чаще всего углем, над пейзажами, --- К середине 1930-х главными заказчиками Б. стали французские издательства: "Boivin et Cie" выпустило с иллюстрациями и в оформлении художника сборники русских, французских и немецких сказок; "Flammarion" - иллюстрированные Б. книжки-тетрадки для детей; "Femand Nathan" - сочинения по французской и русской истории ("Генрих IV" А.Монтго, 1934: "Картуш и его шайка" Ш.Квинеля и А.Монтго, 1935; "Петр Великий" Х.Иссерли и Г.Пикве, 1935 и др.). "Сказки русской бабушки" (1933) вышли в нью-йоркском издательстве "Dubiday Doran a Company". Новые темы и типы изданий расширили диапазон художника книги. Но зависимость от вкусов заказчиков, то требовавших русской экзотики, повторения старых мотивов, то, напротив, заставлявших отказаться от себя, европеизироваться, не могла не сказываться отрицательно. --- "Несмотря на громадный интерес жизни в Париже, 'в мировом центре искусства, мне больше всего не хватало моей страны", - писал позже Б. Он никогда не принимал иностранного подданства и в сентябре 1935 стал гражданином СССР, а через год, после завершения работы над панно "Микула Селянинович" для советского посольства в Париже, отплыл с семьей из Антверпена на теплоходе "Ладога" в Ленинград, куда прибыл 16.9.1936. Главной до конца жизни художника стала педагогическая деятельность. Сразу по приезде Б, был назначен профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, хотя официально был утвержден в этом звании и степени доктора искусствоведения Высшей аттестационной комиссией 23.6,1939. Одновременно Б. работал в области книжной графики (илл. к "Сказке о царе Салтане" А.Пушкина, 1936-37; к роману А.Н.Толстого "Петр 1", 1937; к "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Лермонтова, 1938-39; к кн.Н.Водовозова "Слово о стольном Киеве и о русских богатырях", 1939-41, серия незавершена); театрально-декорационного искусства (эскизы декораций и костюмов к опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", 1936-37, для Ленинградского театра оперы и балета им.С.Кирова: к пьесе И.Бахтерева и А.Разумовского "Полководец Суворов", 1939, для Ленинградского театра драмы им. А,Пушкина) и монументально-декоративного искусства (эскизы росписей и мозаик для Дворца Советов в Москве, 1938). Во время летних поездок (в 1938 на Украину и Черноморское побережье Кавказа, в 1939 в Курскую область и в Крым, в 1940 снова в Крым) выполнял акварелью пейзажи. --- Оставшись в блокадном Ленинграде, Б. скончался в суровую зиму 1942. Похоронен в братской могиле профессоров Института живописи, скульптуры и архитектуры на Смоленском кладбище в Ленинграде, над могилой в 1960 установлен памятник по проекту В.Мунца. --- Персональная выставка Б. прошла в 195253 в Ленинграде, Москве, Киеве и Таллинне, в 1976 Театральный музей им.А.Бахрушина устроил выставку эскизов декораций и костюмов художника. Выставки произведений Б. и А.Щекатихиной-Потоцкой были проведены в Ленинграде: в 1977 - Ленинградской организацией Союза художников РСФСР, в 1978-80 и в 1994-95 - дирекцией Объединения музеев Ленинградской области. В 1993 выставка произведений Б. состоялась в АнгЛии в Брайтонском политехническом университете. Произведения Б. хранятся в Русском музее, во Всероссийском музее А.Пушкина, в Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге, в Музее изобразительных искусств им. А.Пушкина, в Театральном музее им, А.Бахрушина в Москве, в Киевском музее русского искусства, в Ивангородском историко-архитектурном и художественном музее Ленинградской области, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Музее Ашмолеан в Оксфорде, в Пражской национальной галерее, в Городском музее в Брно, в коллекциях С.Белица и Р.Герра в Париже, Н. и Н.Лобановых-Ростовских в Нью-Йорке, во многих других отечественных и зарубежных государственных и частных собраниях. --- Лит.: Михеев Н.И.И.Я.Билибин // Перезвоны, 1928, № 40; Иван Яковлевич Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Ред.-сост., авт. вступит. статьи и комментариев С.В.Голынец.Л., 1970; Голынец Г.В., Голынец С.В. Иван Яковлевич Билибин. М., 1972; Golinetss S. Ivan Bilibin. Leningrad, 1981; Голынец С. Иван Билибин.Л., 1988. --- С. Голынец ---


<< 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 20 30 40 50 60 70 80 >>
На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..