МЕЧ и ТРОСТЬ
29 Мар, 2024 г. - 12:15HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    СОМОВ Константин Андреевич    (18.11.1869, Петербург - 6.5.1939, Париж) - живописец, график. Родился в семье известного историка искусств и коллекционера, автора каталога Эрмитажа А.И.Сомова. В 1879-88 учился в петербургской гимназии К.Мая, где сблизился и подружился с А.Бенуа, В.Нувелем, Д.Философовым. В 1881 совершил поездки с родителями в Вену и Грац. В 1888 поступил в Академию художеств в Петербурге. Учился у К.Венига, П.Чистякова. Окончил академический курс в 1892, а с октября 1894 по март 1897 посещал академическую мастерскую И.Репина. --- Академию покинул под влиянием друзей из "Общества самообразования" - ядра будущего "Мира искусства" во главе с А.Бенуа. Много путешествовал по Европе (с матерью в 1890Польша, Германия, Швейцария, Италия; с отцом в 1894 - Германия, Италия). В 1894 впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов, ав 1895-в Ученической выставке Академии художеств и в графической "Blanc et noir", начал работать в живописи (портреты .матери, А.Бенуа, пейзажи). С сентября 1897 до весны 1899с небольшим перерывом прожил в Париже, где встречался с Бенуа, Л.Бакстом, Е.Лансере, А.0бером: посещал "академию Коларосси" - одну из частных учебных художественных мастерских. Выезжал из Франции в Англию. --- С 1899 участвовал в Петербурге во всех выставках Общества "Мир искусства". С. пробовал себя в разных жанрах. Удачны его портретные работы: отца (1897), Е.Мартыновой (т.н. "Дама в голубом", 1897-1900), сестры А.Сомовой-Михайловой (1900), а также многочисленные зарисовки и законченные портретные изображения многих известных людей, представителей творческой интеллигенции своего времени, выполненные для журналов (напр., "Золотое Руно" - А.Блок, Вяч.Иванов, Е.Лансере, М.Кузмин и др., 1906-10). Всеобщее признание и известность принесли С. его многочисленные жанровые сценки, изображающие костюмированные балы, прогулки дам и кавалеров, фейерверки и т.д.: при этом все персонажи одеты по моде эпохи рококо и стилизованы в духе стиля модерн - они словно играют в воображаемом театре. Среди ранних жанровых композиций стоит отметить: "Конфиденции", "Радуга" (1897), "В боскете" (1899), "Остров любви" (1900). Работал С. и в пейзаже, достигая даже в небольших акварелях монументальности и законченности незамысловатого природного мотива. --- В 1901 он совершил поездку в Берлин и Дрезден, знакомился с немецкой графикой модерна (в частности, журналом "Симплициссимус"). В том же году участвовал в выставках Венского Сецессиона и Дармштадской "колонии" художников, известных своей ориентацией на стиль модерн в графике, живописи и прикладном искусстве. Интерес С. к немецкому искусству был взаимен, его часто приглашали на выставки в Германию: в 1902 он экспонировал свои работы в "Художественном салоне" Кассирера в Гамбурге и в Берлине (Берлинский Сецессион). Первая персональная выставка С. состоялась не только в России (в залах салона-предприятия "Современное искусство", организованного участниками "Мира искусства" в Петербурге в 1903), но и в Германии (у Кассирера в Гамбурге и Берлине в том же году было показано почти 100 работ С.). --- С этого времени "жанровые сценки" художника наполняются все более очевидным "символическим подтекстом" ("Вечер", "Волшебство" - 1902; "Эхо прошедшего времени", "Дама в розовом", "Спящая в синем платье" - 1903: "Арлекин и смерть" - 1907; "Осмеянный поцелуй" - 1908 и т.д.). Погруженность персонажей "в себя" или их механистичные движения намекают на сверхчувственные, сверхъестественные силы, двигающие людьми как марионетками и распоряжающиеся их судьбами. Игры этих марионеток происходят как бы на грани жизни и смерти, реальности и фантазии. Это главная особенность искусства С., воплотившаяся во всех жанрах его творчества. Помимо станковой графики, С. много работал в книжной графике (илл. к поэме А.Пушкина "Граф Нулин", 1899: оформление журналов "Мир искусства", "Золотое Руно", 1900-е; обложка к книге "Жар-птица. Свирель славянина" К.Бальмонта, 1907; илл. к "Книге Маркизы" Ф. фон Блея, подражающей книжному оформлению эпохи рококо, 1907; в 1918 расширенный вариант книги опубликован на франц. яз. в России; илл. к "Лирическим драмам" А-Блока, 1908: "CorArdens" Вяч.Иванова, 1911). Он пробовал создать свой стиль в малой фарфоровой пластике ("Дама, снимающая маску", "Влюбленные", обе - 1906). --- В 1905 С. вновь побывал во Франции. Он активно выставлялся: в России - помимо "Мира искусства", после его распада, участвовал в экспозициях Союза русских художников вплоть до выхода из него вместе со старыми друзьями-мирискусниками в 1910 и организации выставочного объединения со старым названием "Мир искусства" (с 1911); за границей его картины демонстрировались в Германии, в Вене, на Международных выставках в Венеции (1907) и Риме (1909), в Париже на Русской выставке при Осеннем салоне в 1906 и в галерее Жоржа Пти в 1908. --- В 1910-е С. занимался, главным образом, написанием парадных портретов жен крупных аристократов и промышленников (Г.Гиршман, Е.Носовой-Рябушинской, Н.Высоцкой и др.). Продолжал портретировать поэтов и художников (Ф.Сологуб, М.Добужинский - нач. 1910-х). С. был заядлым театралом, однако, в отличие от своих единомышленников по "Миру искусства", работал для театра очень мало. Среди нечасто встречающихся театральных эскизов С. первое место, безусловно, принадлежит его занавесу для Свободного театра в Москве (1913), суммировавшему его излюбленные темы и приемы решения образа. В начале 1914 С. был удостоен звания академика Академии художеств. С 1915 преподавал в Школе Е.Званцевой в Петрограде (обучал приемам штудии натуры молодых живописцев). Тогда же участвовал в создании театра марионеток Ю.Сазоновой (Петроград). --- В 1919в Третьяковской галерее по случаю 50-летия С. была устроена большая ретроспективная выставка его работ. Художник участвовал в выставках, организованных по инициативе Дома искусств в Петрограде. В декабре 1923 отправился в Америку (через Ригу, Берлин, Лондон) в составе представительной делегации, сопровождавшей Выставку русского искусства (С. участвовал в ее организации вместе с ИТрабарем, оформил каталог: экспонировалось 38 произведений С.; выставка открылась в марте 1924). Из Нью-Йорка, где проходила выставка, С. съездил летом 1924 в Париж, провел там около двух месяцев и устроил небольшую персональную выставку в магазинесалоне В.Гиршмана. По возвращении в Америку С. сблизился с семьей С.Рахманинова, портретировал композитора и его близких. Весной 1925 обосновался во Франции, продолжая поддерживать дружеские связи с Рахманиновыми. Он исполнил большой портрет композитора для фирмы "Стейнвей". Жил на вилле Гранвилье в Нормандии до 1928, когда перебрался в Париж (Бульвар Эксельманс). --- Во Франции С. оставался верен своим излюбленным сюжетам и темам: он продолжал рисовать и писать сценки-фантазии на темы "галантного века" (эпохи рококо), исполнил серию акварелей, посвященных русскому балету, занимался пейзажем и портретом. Из работ С. позднего периода следует отметить иллюстрации: к "Манон Леско" А.Ф.Прево; "Дафнису и Хлое" Лонга, 1930: "Опасным связям" Ш. де Лакло (портрет Сесиль Воланж), 1934; а также сценку "Жадная обезьянка" (1929); несколько "Фейерверков"; натюрморты - "с автопортретом" (1934), "с красивыми лилиями и перламутровой коробкой" (1934), "с фарфором и отражением в зеркале" (1933); портреты Т.Брайкевич, Б.Снежковского, В.Будановой и др. За эти годы он участвовал во многих выставках: русского искусства в Брюсселе (1928) и Париже (1932), в Копенгагене (1929), в Берлине, Белграде (1930) и т.д. Его персональные выставки прошли в Париже (магазин Лесника, дек. 1928), в Лондоне (галерея Голицына, июнь 1930). --- В 1939 С. скоропостижно скончался от болезни сердца в Париже. Ряд поздних произведений С. был приобретен его другом, инженером М.Брайкевичем, по завещанию которого они в 1949 попали в музей Эшмолиан в Оксфорде. В 1950 там состоялась мемориальная выставка С. В 1969 ретроспективные выставки к 100-летию С. состоялись в Третьяковской галерее и Русском музее. Похоронен С. на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. --- Соч.: Константин Андреевич Сомов. Письма, Дневники. Суждения современников.М., 1979. --- Лит.: Эрнст С.К.А.Сомов. Петроград, 1918; Радлов Н.Э. От Репина до Григорьева. Очерки. Петербург, 1923; Пружан И. Константин Сомов.М., 1972: Гусарова А.К.А.Сомов.М., 1973; Журавлева Е. Константин Андреевич Сомов.М., 1980. --- Арх.: РГИА, ф.789. оп.11. 1888. Д.125; Секция рукописей ГРМ.ф.133; РГАЛИ, ф.869. --- А. Толстой ---

    СОРОКИН Питирим Александрович    (23.1.1889, с. Турья, Яренского у., Вологодской губ. - 10.2.1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США) - социолог. Родился в семье обрусевшей зырянки (коми) и русского - золотых и серебряных дел мастера, зарабатывавшего ремонтом и изготовлением церковной утвари. В возрасте менее 3 лет С. лишился матери. Отец рано начал приучать сыновей к своему ремеслу. Жизнь в окружении девственной природы, общение с людьми, работа в храмах оказали решающее влияние на формирование мировоззрения и характера С., заложили в нем глубокие этические и эстетические представления, пробудили интерес к живописи, скульптуре и архитектуре, который он сохранил на всю жизнь. В 1900, после конфликта с отцом, С. и его старший брат ушли из дома и стали вести самостоятельную жизнь бродячих ремесленников; жили в семье тетки, сестры матери. В 1901 С., "экспромтом" сдав вступительный экзамен, поступил в школу в селе Гам, где учился до 1904; жил на небольшую стипендию в школьном общежитии; усиленно занимался самообразованием. В эти годы он был певчим, потом регентом церковного и руководителем школьного хоров: будучи знакотом религиозных текстов и обрядов, на деревенских посиделках стал центром своеобразного кружка, где крестьяне обсуждали вопросы религиознодуховного содержания. Осенью 1904 поступил в церковно-учительскую школу в деревне Хреново Костромской губернии, где учился вместе с Н.Кондратьевым. В 1905 вступил в партию эсеров, стал агитатором, за что зимой 1906 был арестован в Кинешме и 4 месяца провел в местной тюрьме, затем был отдан под гласный надзор полиции и исключен из школы. Участвовал в революционном движении в поволжских городах и в Иваново-Вознесенске как агитатор, организатор, автор листовок. --- Осенью 1907 приехал в Петербург; зарабатывая на жизнь репетиторством, занимался самообразованием, учился на вечерних Черняевских курсах. Через преподавателя курсов К.Жакова вошел в среду столичной интеллигенции, здесь же встретил учившуюся на Бестужевских курсах свою будущую жену, Е.Баратынскую (впоследствии ботаника-цитолога, профессора в США; свадьба состоялась в конце мая 1917). Вел просветительскую и агитационную работу среди рабочих Путиловского и др. петербургских заводов. Весной 1909 сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в Велико-Устюжской гимназии и осенью поступил в Петербурге в Психоневрологический институт, где имелась единственная в России кафедра социологии. Чтобы избежать воинской повинности и получать стипендию, перешел в 1910 на юридический факультет Петербургского университета. --- Сотрудничал с М.Ковалевским в качестве его секретаря и ассистента, с Е. де Роберти, Л.Петражицким и В.Бехтеревым - в качестве соредактора ряда периодических изданий по социологии, психологии и правоведению. В 1911 на несколько месяцев уехал за границу. В университете продолжал заниматься политической деятельностью, в связи с чем в марте 1913 был арестован, но вскоре освобожден по ходатайству Ковалевского. Окончив в 1914 университет с дипломом 1-й степени, оставлен при кафедре для подготовки к профессорскому званию.Т.к. социологии как отдельной дисциплины в университете не было, С. выбрал для специализации уголовное право и пенологию, продолжая заниматься социологией. --- В годы 1-й мировой войны С. работал в разных комитетах: по мобилизации экономических ресурсов, науки, по обеспечению армии и т.п., читал лекции в военных и гражданских аудиториях, в 1915 входил в редакцию двухнедельника "Народная мысль". Изучал проблему войны и мира, был сторонником "всемирной федерации государств" и "мирового правительства", которое на основании тщательно разработанного международного права действовало бы как арбитр в возникающих между государствами конфликтах. Один из организаторов Русского Социологического общества им. Ковалевского (1916), секретарь общества. В октябре-ноябре 1916 досрочно сдал магистерские экзамены и стал приват-доцентом; защите магистерской диссертации по книге "Преступление и кара, подвиг и награда" (СПб., 1914), назначенной на март 1917, помешала февральская революция. В предисловии к книге Ковалевский писал: "В будущей русской социологической библиотеке не один том будет принадлежать перу автора". --- В 1917 - член Исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов, с июля секретарь А.Керенского и главный редактор газеты "Воля народа", противостоявшей газете "Дело народа", из редакции которой С. вышел вместе с другими правыми эсерами: отстаивал коалицию с буржуазными партиями, утверждал, что Керенский "головой выше почти всех деятелей революции". Избран депутатом Учредительного собрания. Накануне его открытия, 3.1.1918, арестован вместе с другими членами редакции "Воли народа" и заключен в Петропавловскую крепость, откуда 30 января писал: "Как ни темна ночь, все же впереди огни. Не умрет трудовая Россия. Не умрут и великие идеалы свободы и социализма". Освобожден 13 февраля; в конце мая нелегально отправился в Великий Устюг, Вологду и Архангельск для подготовки восстания против власти большевиков, однако план провалился, за поимку С. была назначена денежная премия. Скрывался в лесах, а после наступления осенних холодов - у родственников в Великом Устюге. Чтобы не подвергать их опасности, написал в Северо-Двинский губисполком письмо о выходе из партии эсеров, об отказе от политики, "которая может быть общественно полезна, но может быть и общественно вредна", и о решении посвятить себя работе в области науки и народного просвещения, т.к. она "всегда полезна, всегда нужна народу", --- Добровольно явился в местную ЧК, был арестован и приговорен к расстрелу. Письмо С., опубликованное 29 октября в архангельской газете "Крестьянские и рабочие думы", было затем благодаря вмешательству Г.Пятакова и Л.Карахана, знакомых с С. по университету, перепечатано 20 ноября в "Правде", оно стало известно В.Ленину, по распоряжению которого С. отправили в московскую ЧК и вскоре освободили. В декабре он вернулся в Петроград, был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета (позднее вошедшего в состав факультета общественных наук) Петроградского университета и Психоневрологического института, избран профессором социологии в Сельскохозяйственной академии в Царском Селе и в Институте народного хозяйства. Провел ряд эмпирических исследований влияния войны и революции на социальную группировку населения Петрограда, изучал специфическое поведение и социально-психологические особенности некоторых групп. В 1919-20 прочел ряд спецкурсов; посещал университеты Москвы и ряда др. городов для ознакомления с преподаванием социологии и чтения лекций. Собирал материал для "Системы социологии", два тома которой были опубликованы в 1920 в обход цензуры и 22.4.1922 защищены им в Петроградском университете на степень магистра социологии. 31.1.1920 избран профессором по организованной им в университете кафедре социологии, однако был уволен после того, как в марте Ленин заявил, что в статье "О влиянии войны" (Экономист, 1920, № 1) С. "искажает правду в угоду реакции и буржуазии" и что "подобным крепостникам" место в странах буржуазной "демократии", но не в Советской России. --- Преподавал в Сельскохозяйственной академии в Царском Селе, где жил, не зарегистрировавшись у местных властей, т.к. опасался преследований, и после каждого публичного выступления, где всегда открыто высказывал свое отношение к происходящему, недели две не возвращался домой. --- Сблизился с И.Павловым, совместно с которым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. Вместе с Бехтеревым они рассматривали в 1921 влияние голода на человеческое поведение, социальную жизнь и организацию общества; для сбора материала С. выезжал в голодавшие Самарскую и Саратовскую губернии. Подготовленная по собранным данным книга С. о голоде была уничтожена (изд. в США после смерти С. его женой). Травлю С. в печати подхватили Л. Троцкий, Г. Зиновьев и др., его имя было внесено в списки представителей инакомыслящей интеллигенции, подлежащих высылке за границу.С. избежал ареста, т.к. находился в тот момент в отъезде - в Москве, но взвесив все обстоятельства, счел высылку лучшим выходом и сам явился в московскую ЧК. --- 23.9.1922 выехал в Берлин. Сразу по приезде был приглашен президентом Чехословацкой республики Т.Масариком преподавать в Пражском университете. В Праге пробыл несколько месяцев: знакомился с новой западной литературой, редактировал журнал "Крестьянская Россия", в котором помещал статьи по сельской социологии, издал книги "Современное состояние России" (Прага, 1922: Нов. мир, 1992, № 4-5) и "Очерки социальной педагогики и политики" (Ужгород, 1923). --- Не успев приступить к преподаванию, получил приглашение от американских социологов Э.Хайеса и Э.Росса прочитать серию лекций о русской революции и в октябре 1923 выехал в США. Читал лекции в разных колледжах и университетах, в частности, в Иллинойсском и Висконсинском. В течение 6 лет работал в университете Миннесоты. В 1930 принял американское гражданство. В том же году Гарвардский университет пригласил его сначала на серию лекций и семинаров, а затем предложил создать и возглавить новое отделение по социологии, которое вскоре стало руководящим центром социологического развития в Америке: занимал этот пост до 1942, после чего еще в течение 17 лет оставался там профессором социологии. В 1959 вышел в отставку. За несколько лет до отставки перенес центр тяжести своей работы на созданный им исследовательский институт по изучению чувства альтруизма. Читал лекции в Америке и Европе, участвовал в научных конференциях. --- С. посвятил свою жизнь теоретической социологии: дал определение социологии, вычленил элементы каждого социального явления, разрабатывал социологическую терминологию. Создал концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры, положив в основу всех социальных явлений и процессов идеологическую доминанту культуры. Рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. Центральная идея концепции С. - приоритет сверхорганической системы ценностей, значений, "чистых культурных систем", носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по С., представляет собой циклическую флуктуацию типов культур, каждая из которых - специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах ее познания). С. выделяет три основных типа культуры: чувственный - в нем преобладает непосредственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление: идеалистический - с преобладанием интуитивного вида познания. Трем способам познания соответствуют три формы истины - чувственная, рациональная и духовная (интуитивная). Все три способа познания должны быть использованы в систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания С. считал интуицию, полагая, что при ее помощи были сделаны все великие открытия. Каждая система истин воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений. Доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других мировоззрений. Процесс перехода от одного доминирующего мировоззрения к другому сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов взаимодействия, длительными периодами социальных и культурных кризисов, войн и др. бедствий. Так, 1-ю мировую войну и Октябрьскую революцию С. считал результатом огромных переворотов в социокультурной системе западного общества. Культуры, по С., движутся имманентно, т.е. силами, в них заложенными, а не посторонними факторами. --- С. создал теорию социального изменения и исследовал влияние социальных потрясений на поведение личности. Выдвинул "принцип поляризации", по которому тенденция к моральной индифферентности и рутинному интерсубъективному поведению интенсифицируется в периоды обострения общественных кризисов, когда большинство ищет гедонистического, ориентированного на себя удовлетворения, в то время как меньшинство ориентировано на альтруистическую, религиозную и т.п. активность. Когда социальное потрясение минует, поведение возвращается к прежнему, "нормальному" распределению. После 2-й мировой войны С. сосредоточил свои исследования на способах поведения, значение которых, по его мнению, возрастало, на формах и проявлениях любви и альтруизма, их распределении и социальном выражении. Считал, что только перевоспитанием как вождей, так и масс на путях альтруизма можно обеспечить мир.С. известен как зачинатель эмпирических исследований социальной мобильности и социальной стратификации, как критик увлечения количественными методами в ущерб содержательному анализу. --- Вклад С. в науку оценивается в мировом научном сообществе как "коперниковская революция в социологии", "решительный поворот в истории социальной мысли", --- Соч.: Проблема социального равенства. Пг., 1917; Сущность социализма. Пг., 1917; Причины войны и пути к миру. Пг., 1917; Дальняя дорога.М., 1992; Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992. --- Лит.: Тимашев Н.С. Три книги о П.А.Сорокине // НЖ, 1963, № 74; Его же. Научное наследство П.А.Сорокина // НЖ, 1968, № 92; Канев С.Н. Путь Питирима Сорокина, Сыктывкар, 1990; Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991; Его же. Социология Питирима Сорокина. Самара, 1992; Дойков Ю. Питирим Сорокин. Страницы жизни. СПб.-Архангельск, 1992. --- М. Куликова ---

    СПАССКИЙ Петр Васильевич    (1.2.1896, хутор Караичев, Донецкого окр., Донской обл. 30.5.1968, Вернуйе, Франция) - церковный регент. Образование получил в Новочеркасском духовном училище и Донской духовной семинарии, где управлял семинарским хором. Поступил в Духовную академию, но учебе помешала начавшаяся 1-я мировая война.С. добровольцем отправился на фронт, служил в 16-й казачьей сотне, 2-м Донском пулеметном полку: обучался в Донском и Атаманском военных училищах. Был контужен на фронте, награжден Георгиевским крестом. --- После разгрома войск генерала Врангеля осенью 1920 эвакуировался с казачьими частями на остров Лемнос, затем в Болгарию. Член общества студентов-казаков, сотрудничал в газете "Казачьи думы". В 1920-е получил юридическое образование в католическом университете в Милане, одновременно занимался с итальянскими педагогами вокальным искусством, пел в церковных и светских хорах. Участвовал в создании в Милане православного прихода, а также русской библиотеки, В 1927 переселился в Париж, где стал регентом и псаломщиком церкви Св.Николая в районе Булонь-Бийянкур. --- Сотрудничал с композиторами И.Стравинским, А.Гречаниновым, Н.Черепниным, с хормейстером АЛабинским. С 1947 до кончины руководитель хора кафедрального собора Св.Александра Невского и преподаватель Закона Божьего в русской гимназии и школе при соборе. Парижским соборным хором под управлением С. было записано 6 "долгоиграющих" пластинок, которые содержат свыше 80 наиболее употребительных песнопений и представляют собой своего рода антологию (циклы Божественной Литургии, Всенощной, Панихиды, песнопения Великой Пасхи, Рождества, Великого поста, Страстной Седмицы, Богородичные). Этот труд был дважды удостоен награды французской Академии музыки и составляет, по оценке современников, "незаменимый клад исполнения русского православного пения регентами старшего поколения, принесшими с родины духовную и певческую технику русского церковного пения". Выполненные в конце 1950-х - начале 1960-х на отличном техническом уровне, с очень хорошим составом хора, с участием великолепного соборного архидиакона Николая Тихомирова (в молодости служившего в церквах Зимнего Дворца), эти записи зафиксировали последний этап естественного бытования собственно русской исторической церковномузыкальной традиции в европейском зарубежье. В 1952 возглавил хоровой ансамбль (его основу составил хор С.), созданный специально для записи оперы "Бориса Годунова" М.Мусоргского под управлением И.Добровейна. --- Регентская манера С. - очень мягкая, гармоничная, чуждая резких эффектов, по характеру выразительности близкая к московскому или среднерусскому пению.С. широко контактировал с русскими и зарубежными музыкантами. Большую роль в его жизни сыграли встречи со знаменитыми итальянскими учителями bel canto, а также с Бруно Вальтером, Стравинским, Черепниным, Гречаниновым. Подобно знаменитым московским регентам школы Синодального училища С. особую важность придавал осмысленному произнесению слов песнопений и на спевках посвящал немало времени толкованию содержания исполняемого. Репертуар регента насчитывал несколько сотен песнопений разных стилей. Он был очень активен в общении с другими конфессиями и, не прибегая к "эстрадным" формам исполнения церковных песнопений, умел внушить зарубежным слушателям очень высокое представление о православном певческом искусстве. Об этом свидетельствует, например, отзыв итальянской газеты н& выступление соборного хора под управлением С. на церковном фестивале в Италии (Римини) в 1962: "Русская православная община в Париже, которая в Александро-Невском соборе сохраняет и поддерживает хоровое искусство восточного обряда, заставила нас услышать страстный и скорбный голос Русской церкви и молчание миллионов верующих по ту сторону железного занавеса". --- Сын С., Николай Петрович, также является церковным регентом в Париже. Он осуществил несколько записей на пластинки с хором храма православного кладбища в Сент-Женевьев-деБуа и основал концертный духовный хор "Св.Николай". --- М. Рахманова ---

    СПЕКТОРСКИЙ Евгений Васильевич    (1875, Острог, Волынской губ. - 3.3.1951, НьюЙорк) - философ, юрист. Родился в семье мирового судьи, двоюродного брата известного московского психиатра, профессора Корсакова. Мать С. была швейцарской француженкой. В 1893 окончил с золотой медалью гимназию в городе Радоме в Царстве Польском. В том же году поступил на юридический факультет Варшавского университета, где сложилась социологически ориентированная школа правоведения. Там С. был учеником профессора А.Блока (отца великого русского поэта), о котором в 1911 в Варшаве выпустил брошюру "Александр Львович Блок, государствовед и философ". В 1898 закончил Варшавский университет, получив степень кандидата права за работу "Жан-Жак Руссо как политический деятель". Был оставлен при кафедре государственного права для подготовки к профессорскому званию. В 1901 выдержал магистерские экзамены, за которыми последовала командировка за границу; в продолжение двух лет С. работал в научных библиотеках Парижа, Берлина, Гёттингена, Гейдельберга. --- Вернувшись в Варшаву, был избран в 1903 доцентом по кафедре энциклопедии и истории философии права Варшавского университета. В 1910 получил степень магистра права от Юрьевского университета. В 1913 избран профессором по кафедре энциклопедии и истории философии права юридического факультета Киевского университета Св.Владимира. Преподавал на Высших женских курсах, являлся председателем Киевского философского общества. В 1917 в Московском университете получил степень доктора государственного права. С 1918 декан юридического факультета, а спустя непродолжительное время - ректор Киевского университета. --- В 1919 генерал Деникин назначил С. попечителем Киевского учебного округа, а затем товарищем главноуправляющего народного просвещения. Однако С. не удалось вступить в должность. Спасаясь от большевиков, он уехал в Одессу, откуда в начале 1920 эмигрировал в Югославию. С 1920 профессор Белградского университета. В 1924-27 профессор и декан Русского юридического факультета в Праге, основанного П.Новгородцевым. В течение одного семестра С. преподавал также в чешском Карловом университете. Затем вернулся в Белградский университет. В 1930 был избран ординарным профессором университета в Любляне (Югославия), где и преподавал до 1945. С. являлся почетным членом Общества русских ученых в Югославии, Русской академической группы в Праге и Общества галлиполийцев в Белграде. Был избран членом-корреспондентом Сербской Академии наук в Белграде и Славянского института в Праге. --- Председательствовал на 2-ми 3-м съездах Русских академических организаций, проходивших в Праге (1922) и Белграде (1928). Избран первым председателем основанного в Белграде Русского научного института. С 1930 по 1945 С. занимал пост председателя национально-просветительской организации "Русская Матица" и Словенского общества философии права и социологии в Любляне. --- В 1945 С. был вынужден покинуть Югославию, занятую советскими войсками. Ему пришлось оставить все имущество, в том числе готовые к печати рукописи: "Введение в социологию", "Воспоминания" (судьба которых до сих пор не известна), а также ежедневную политическую запись, которую он вел в продолжение 15 лет.С. с женой пешком перебрался в Италию, где провел два года в девяти лагерях, несколько раз подвергаясь опасности репатриации. В 1947 он был приглашен в Нью-Йорк для участия в создании Свято-Владимирской православной Духовной академии, профессором которой и состоял до своей смерти. С 1948 председатель сформировавшейся Русской академической группы в США. С первых же месяцев существования группы были начаты лекции на русском и английском языках в Американской Академии наук. Собирались материалы для издания научного периодического сборника, а также персональные сведения о деятельности русских ученых за рубежом, в чем непосредственно участвовал С. Он предоставил в распоряжение группы свои неопубликованные статьи, которые долгое время являлись одним из главных источников для издания "Записок Русской академической группы в США". С. преподавал русскую историю и литературу на вечерних курсах для русской молодежи. Возглавлял Русскую секцию Ассоциации американских" и иностранных ученых. --- Для ранних философских взглядов С. характерно увлечение немецким идеализмом, от которого он вскоре перешел к философскому релятивизму. Итогом эволюции взглядов С. было принятие им христианского идеализма, который лег в основу его философских построений. Однако увлечение релятивизмом наложило отпечаток на все последующее творчество С. Профессионально занимаясь богословием, он предпочитал христианской догматике религиозную философию в форме христианского идеализма. При этом он отделял веру от церковности и не связывал себя принадлежностью к определенной конфессии: "Христианство мы понимаем шире отдельных вероисповеданий и отдельных церквей". В христианстве С. более всего привлекает его "прикладное" значение. В своей книге "Христианство и культура" (1925) он исследует разнообразные проявления культурного творчества и показывает их христианскую основу, т.к. "настоящая идеология всякой культуры всегда религиозна". По мнению В.Зеньковского, С. "больше, чем кому бы то ни было из русских светских мыслителей, удалось сделать для богословия культуры". Ценность его работ заключается прежде всего в том, что он "убедительно показывает, что... все крупные проблемы жизни неразрешимы без Христа". --- По своим политическим взглядам С. был "горячий поборник правового государства с подлинными демократическими гарантиями законности и личной свободы". С. являлся автором многочисленных учебников по энциклопедии права, по истории философии права, государственному праву. Скончался от кровоизлияния в мозг, причиненного случайным падением. --- Соч.: Органическая теория общества. Варшава, 1904; Проблема социальной физики в XVII столетии, T.I. Варшава, 1910; т. 2. Киев, 1917; Понятие общества в античном мире. Этюд по семантике обществоведения. Варшава, 1911; Белинский и западничество. Варшава, 1912; Происхождение протестантского рационализма. Варшава, 1914; Чехов. Белград, 1930: История социальной физики, т. 1-2. Любляна, 1932-1938; Свобода и детерминизм // Зап. Рус. акад. группы в США, 1967, T.I. --- Лит.: Арсеньев Н.С. Памяти Е.В.Спекторского // Возрождение, 1951, № 16: Е.В.Спекторский. Изд. Рус. акад. группы в США. Нью-Йорк, 1956; Тимашев Н.С. Профессор Спекторский // Зап. Рус. акад. группы в США, 1970, т.4; Белоусов К.Г.Е.В.Спекторский (18751951) //Там же, 1975, т.9; Зеньковский В.В.Е.В.Спекторский / Русская религиозно-философская мысль XX века. Питсбург, 1975. --- А. Поляков Е. Тимошина ---

    СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна    (5.7.1895, Ростов-на-Дону - 16.9.1991, Ньяк, графство Рокланд, шт. Нью-Йорк, США) - танцовщица. Родилась в семье провинциального актера. После смерти отца воспитывалась в приюте для детей артистов. По окончании Петербургского театрального училища (педагог К.Куличевская) в 1913 поступила в Мариинский театр, где совершенствовала танцевальное мастерство и готовила роли с А.Иогансон. В 1916 вошла в дягилевскую антрепризу: С. должна была заменить выбывшую на время Т.Карсавину на гастролях в США, танцуя с й.Нижинским "Видение розы". И позднее она несколько раз участвовала в спектаклях труппы и даже премьерах, но дягилевской балериной, как Карсавина, так и не стала, однако внесла присущие ее особому, почти провидческому дару трагические интонации обреченности в спектакли антрепризы. --- Замкнутость внутреннего, художнического мира, обеспечивая независимость, вместе с тем обрекала С. на одиночество. Одиночество плотным кольцом смыкалось и вокруг Нижинского. Обособленность их миров в "Видении розы" обернулась фантасмагорией призрачного, кажущегося и оттого пронзительно желанного счастья. Оба героя становились воображаемыми - игрой фантазии художника, подчеркивая тем самым прозаическую обыденность существования. И ни один из них так и не понял ни одиночества другого, ни сходства предназначенных им судеб. Разъединенность звучавших в них и по-своему совершенных мелодий вносила неожиданный драматизм в хореографию, этого драматизма лишенную - в "Шопениану" и pas de deux Флорины и Голубой птицы из "Спящей красавицы". --- Без сожаления вернулась С. в Мариинский театр. Здесь ей предстояло в следующем, 1918, после исполнения "Эсмеральды" и "Пахиты" получить наконец звание балерины официальное подтверждение значимости, а вместе с тем - и признание лидирующего положения в труппе. На родной сцене талант С. окреп и расцвел. Балеринские партии у С. следовали одна за другой. За ее набирающим силу даром пристально и заинтересованно следил критик А.Волынский, откликаясь вдохновенными разборами на каждое выступление балерины. Он видел в С. воплощение своего художественного идеала. Отстаивая непреходящую ценность классического наследия, Волынский противился новациям и потому мешал ее контактам с С.Дягилевым. Не отличаясь здоровьем и выносливостью, С. совершенствовала технику танца. Однако торжествующий академический танец, его уверенные и ликующие интонации не были вполне ей близки. Дягилев временами сманивал С. для участия в спектаклях его труппы. В 1921 балерина станцевала Аврору на премьере дягилевской версии "Спящей принцессы" ("Спящей красавицы") в Лондоне, где занималась у Э.Чекетти, отдавшем ей предпочтение перед прославленной А.Павловой. Но эти появления были эпизодическими. Она участвовала и в других гастролях - например, в 1923 танцевала в театре "Colon" (Буэнос-Айрес). Каждый раз С. возвращалась на родину. В 1924 она покинула Россию навсегда. --- Одной из причин отъезда была личная драма, толкуемая современниками по-разному. В 1924-32 - этуаль Парижской оперы, танцевала здесь в балетах "Жизель", "Праздничный вечер" ЛДелиба (балетм.Л.Стаатс); "Творения Прометея" на музыку Л.Бетховена и "Вакх и Ариадна" А.Русселя (оба - балетм.С.Лифарь)~, "Трагедия Саломеи" Ф. Шмитта (балетм.Н. Гуэрра); "Пери" П.Дюка (балетм. Стаатс). В качестве приглашенной "звезды" продолжала выступать в "Русском балете" Дягилева, исполнив партию Кошки на премьере поставленного для нее одноименного балета А.Соге (балетм. Дж.Баланчан, 1927). Выступала в балетах М.Фокина "Жар-птица", "Видение розы". Тем не менее современная хореография так и не стала ей близка. В 1932-37 гастролировала с разными труппами: Фокина - в Буэнос-Айресе, В.Дандре (быв. труппа Павловой) - в Австралии. Покинула сцену в 1937 в связи с началом душевной болезни. Некоторое время преподавала классический танец. С 1939 жила в США. В 1943-63 находилась в клинике для душевнобольных. С 1963 после выздоровления проживала в русской колонии, организованной графом А.Толстым под Нью-Йорком. В видеофильме "Жизели мира" запечатлено исполнение С. этой партии с А.Долиным (фрагменты любительских съемок). --- Изысканная хрупкая красота, одухотворенность и замкнутость, всегда отмеченные печатью смерти, придавали сценическим созданиям С. неповторимое своеобразие. Танец С. отличался пронзительной четкостью графичных поз, совершенством ломких линий, безусильностью воздушных парений. Ее героини были далеки от реального мира, житейских страстей; все роли С. пронизывала тема опустошенности, неизбежной гибели красоты. Трагический дар балерины с наибольшей полнотой реализовался в исполнении ею Жизели. Героиня С. была существом болезненным, даже паталогичным, со странными жестами, изначально разорванным сознанием. При этом танец ее оставался безупречным по форме и как бы являл собою поруганный идеал. Партия была построена на контрастах и диссонансах, воспринимавшихся очень современно, и была у С. отлична от трактовок, предложенных другими крупнейшими балеринами начала XX в. - Павловой и Карсавиной. Причастность искусства С. к экспрессионизму здесь обнаруживалась вполне определенно. Трактовка С. оказала мощное влияние на зарубежную традицию исполнения партии Жизели, а позднее, в конце 50-х - и на русскую, что положило конец канонизации в советском балете улановского решения.С. оставалась верна трагической теме и в других балетах: "Баядерке", "Эсмеральде", "Спящей красавице", "Лебедином озере", "Щелкунчике". Все ее героини были заранее обречены - независимо от того, насколько это отвечало характеру исполняемой партии. --- Соч.: Technique for ballet Artist. London, 1967. --- Лит.: Борисоглебский М.В. (сост.) Материалы по истории русского балета, т.2. Л., 1939; Veillat L. Olga Spessivtseva. Paris, 1944; Schaikevitch A. Olga Spessivtseva. Magicienne envoOMe. Paris, 1954; Lifar S. Les Trois Graces du XX siecle. Paris, 1957; Dolin A. The Sleeping Ballerina. London, 1966; Богданов-Березовский В. Спесивцева / Встречи.М., 1967; Красовская В.О.А.Спесивцева / Русский балетный театр нач. XX в., т.2. Л., 1972; Гаевский В. Спесивцева / Дивертисмент. Судьбы классического балета.М., 1981; Слонимский Ю. Ольга Спесивцева / Чудесное было рядом с нами.Л., 1984. --- А. Соколов-Каминский ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..