МЕЧ и ТРОСТЬ
22 Ноя, 2017 г. - 15:47HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич    (20.3.1873, Онега, Новгородской губ. 28.3.1943, Беверли-Хилс, шт. Калифорния, США) - композитор, пианист и дирижер.Р. происходил из древнейшего дворянского рода. Среди его предков по отцовской линии было немало музыкально одаренных людей. Его дед учился у Джона фильда, старший двоюродный брат - А.Зилоти - стал крупнейшим пианистом с мировым именем. Музыкальные способности Сергея проявились очень рано, первые уроки он получил у матери, а потом обучался у пианистки А.0рнатской. С начала 1880-х жизнь семьи Рахманиновых изменилась - расстались отец с матерью, не стало средств к су-' ществованию. Мальчик оказался в Петербурге (1882) на младшем отделении столичной консерватории. Но попав в класс к В.Демянскому, одареннейший ученик не встретил понимания. К счастью, помог Зилоти, который отправил Р. в Москву (1885) в пансион Зверева, одного из лучших педагогов Московской консерватории на младшем отделении. Среди учеников Зверева, которые жили в его доме на полном материальном обеспечении, были очень способные мальчики. Наряду с Р. выделялся своим дарованием юный А.Скрябин (он был всего на год старше Р.). Зверев сумел очень сильно повлиять на Р. - приучить его к труду, дать ему основы пианистической культуры, приобщить к театральной и концертной жизни Москвы. Воспитанники Зверева имели возможность общаться в его доме с П.Чайковским и А.Рубинштейном. Живя у Зверева, Р. начал активно сочинять. --- Перейдя на старшее отделение Московской консерватории, он стал учеником своего брата, Зилоти, по классу фортепиано, С.Танеева - по теоретическим предметам, А.Аренского - по композиции. Учился Р. блестяще и в 1891 окончил консерваторию по классу фортепиано, а через год (в 1892) -по классу композиции с Большой золотой медалью. Дипломная работа по композиции - опера "Алеко" на заданное либретто Вл.Немировича-Данченко - была написана за 17 дней и получила столь высокую оценку, что весной 1893 была поставлена в Большом театре. Определенную роль сыграла при этом поддержка Чайковского, с любовью относившегося к молодому, подающему большие надежды композитору. Когда осенью того же года Чайковский скончался, Р. выразил свою скорбь в Элегическом трио памяти П.Чайковского. --- Творческая деятельность Р. была необыкновенно активной, его сочинения и пианистические выступления пользовались неизменным вниманием публики и критики. Он быстро становился знаменитым, К середине 1890-х Р. были созданы: симфоническая поэма "Князь Ростислав", Первый фортепианный концерт, "Рапсодия на русские темы" для двух фортепиано, циклы фортепианных пьес (среди них известнейшая прелюдия до-диез минор ор. 3, которая впоследствии стала своеобразной "визитной карточкой" зрелого композитора), фантазия "Утес", "Каприччио на цыганские темы", романсы. --- К 1895 была завершена работа над Первой симфонией, исполнению которой молодой композитор придавал большое значение. Симфония вобрала лучшие свойства музыки юного Р. искренность, особую теплоту и лирическую наполненность, вдохновеннейший мелодизм, захватывавший слушателей темперамент. Первая симфония открывала горизонты драматической стороны его дарования, в ней появились новые для композитора средства выразительности, опора на традиции древнецерковного знаменного пения. Есть сведения о том, что на рукописи партитуры существовал автограф - изречение из библии, использованное Л.Толстым в романе "Анна Каренина"; "Мне отмщение, и аз воздам". Однако Первая симфония, исполненная в Петербурге (1897) в "Русских симфонических концертах" под управлением А.Глазунова, не была принята слушателями и потерпела фиаско. "После этой симфонии не сочинял ничего около трех лет, - рассказывал много позже Р. - Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись голова и руки". --- Тяжелый душевный кризис все-таки не отвратил от исполнительской деятельности. В сезоне 1897/98 раскрылась третья "ипостась" великого таланта - Р. стал дирижером в Московской частной опере С.Мамонтова, где познакомился с Ф.Шаляпиным, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Их совместное музицирование и выступления оценивались Р. как одно "из самых сильных, глубоких и тонких переживаний". В театре Мамонтова он общался и с Н.Римским-Корсаковым, приезжавшим из Петербурга на постановки своих опер. Очень важными были для Р. знакомства с близкими ему по духу деятелями вновь открывшегося Художественного театра и особенно - с А.Чеховым. 1899 принес все еще "молчавшему" композитору Р. лавры исполнителя - успешно прошли гастроли в Лондоне в качестве пианиста и дирижера. А в Петербурге была с успехом поставлена опера "Алеко". --- Выход из творческого кризиса связан с рождением ныне всемирно известного Второго фортепианного концерта (1901). Он полон особой лирической взволнованности и бурного подъема счастливых, радостных чувств. Затем появились две одноактные оперы "Франческа да Римини" и "Скупой рыцарь" (1904), цикл фортепианных прелюдий (1902), кантата "Весна" (1902). В 1902 Р. женился на своей двоюродной сестре, Наталии Сатиной; у них были две дочери. Брак оказался счастливым. "Лучшей жены он не мог бы себе выбрать", - утверждала современница. --- Р. был приглашен в качестве дирижера в Большой театр (1904-6), где поставил заново "Пиковую даму" Чайковского, "Жизнь за царя" М.Глинки, "Князя Игоря" А.Бородина. Личность Р., его гениальная одаренность оказывали сильнейшее и благотворное воздействие на художественный облик театра. Таким же было и воздействие Р.-пианиста, много выступавшего в первые годы XX в. Для того, чтобы реализовать творческие замыслы, отключившись от исполнительской деятельности, Р. с семьей весной 1906 уехал в Дрезден. Пробыв в отдалении от России до середины 1909, Р. сочинил много музыки. В Дрездене были созданы Вторая симфония, симфоническая поэма "Остров мертвых", соната для фортепиано, романсы, часть оперы "Монна-Ванна" (по М.Метерлинку). Творческий подъем продолжался и по возвращении в Россию. Композитор достиг своего высочайшего расцвета - написаны такие шедевры русской и мировой классики как Третий фортепианный концерт (1909), этюды-картины (1910-11), романсы (1912), кантата "Колокола" (1913), "Всенощная" (1915). --- В предреволюционные годы Р. много выступал как симфонический дирижер, включал в свой репертуар произведения Чайковского, Бородина, Лядова, Глазунова, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Листа, Вагнера, Брамса. Он дирижировал произведениями Баха и Вивальди, а современность была представлена Дебюсси и Равелем. В 1911 Р. аккомпонировал А.Скрябину, представившему свой фортепианный концерт. Однако наиболее совершенным современниками считалось исполнение Четвертой симфонии Бетховена, Второй симфонии Бородина и "Сечи при Керженце" Римского-Корсакова. --- Не приняв Октябрьской революции, Рахманиновы уехали в конце 1917 из России сначала в Швецию, а оттуда, через несколько месяцев - в Америку. В 1918-26 Р. занимался только концертно-пианистической деятельностью. Это был его второй, более длительный, "творческий кризис". Нужно было завоевывать новую публику, надо было зарабатывать деньги, но были и другие, более серьезные причины творческого молчания. О них Р. говорил в 1934 американскому журналисту: "Возможно, беспрестанные занятия на рояле и вечная суета, связанная с жизнью концертирующего артиста, берут у меня слишком много сил... А может быть, истинная причина того, что я в последние годы предпочел жизнь артиста-исполнителя жизни композитора, совсем иная. Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний". --- Регулярная концертная деятельность за границей оставалась неизменной почти до самой смерти композитора. Ему пришлось значительно расширить свой репертуар, и, кроме собственных произведений, он играл Листа и Шумана, Бетховена и Шопена. Мировая слава пианиста приносила не только моральное удовлетворение, но и способствовала вполне благополучному материальному положению. В спокойной Швейцарии, на берегу озера было куплено для семьи и уединенной работы поместье, которое назвали Сенар (Сергей и Наталья Рахманиновы). Композитор стал заядлым автомобилистом, любил управлять моторной лодкой и яхтой. --- С 1926 начался последний период композиторской деятельности. За 14 лет было написано несколько крупных произведений разных жанров, и каждое из них - свидетельство высочайшего подъема творческой энергии, возросшего мастерства. Закончив в 1926 работу над Четвертым фортепианным концертом, начатым на родине, Р. в том же году создал "Три русские песни" для хора, солистов и оркестра. В сочинениях 30-х- "Вариации на темы Корелли" для фортепиано (1931); "Рапсодия на тему Паганини" для фортепиано и оркестра (1934); Третья симфония (1936): "Симфонические танцы" (1940) - усиливается трагическое начало, которое проявлялось и раньше, в некоторых произведениях середины 1910-х. --- В 30-е трагизм обнаруживает себя в остром конфликте двух образных сфер - неумолимого рока, смерти, душевной печали, тоски и высокой поэзии, красоты желанного идеала. Эта романтическая концепция нашла выражение в Третьей симфонии, в "Симфонических танцах", "Рапсодии на тему Паганини". Поздние произведения Р. более экспрессивны, гармонический язык их жестче, ритмика острее и четче, но главное остается неизменным - широкое мелодическое дыхание, покоряющая искренность, ярко выраженная национальная природа музыки, ее "повышенная эмоциональная температура". Оставаясь всю жизнь продолжателем высоких традиций русской музыкальной классики, Р. постоянно их развивал и обогащал, он всегда шел в ногу со временем. Свое творческое credo композитор высказал в интервью в декабре 1941, ставшем последним: "Музыка должна быть в конечном счете выражением всей личности композитора... В музыке композитора должны найти отражение родина композитора, его любовь, вера, книги, картины, которые произвели на него впечатление. Музыка должна быть продуктом всей суммы жизненного опыта композитора. Изучите шедевры любого великого музыканта, и вы найдете в них все аспекты его личности и окружающей среды... В моих собственных сочинениях я не делал сознательных усилий быть оригинальным, или романтиком, или национальным, или каким-либо еще. Я просто записывал на бумагу как можно естественнее ту музыку, которую слышал внутри себя. Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мое мировоззрение. Моя музыка - детище моего темперамента, поэтому она - русская". --- В последние годы жизни великий композитор, живя в Америке, продолжал много концертировать. Внимательно следил он за ходом Великой Отечественной войны, сопереживая своему народу в его тяжких испытаниях. Сбор от нескольких концертов, крупную сумму денег, он передал русскому консулу в Нью-Йорке с целью покупки медицинского оборудования и медикаментов для посылки на родину. Свой дар он сопроводил письмом: "От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу! Сергей Рахманинов". Однако дожить до окончания войны ему было не суждено. --- Лит.: Воспоминания о Рахманинове, т-.1-2. М., 1957 (2-е изд. 1974); Брянцева В.С.Рахманинов.М., 1962; Рахманинов С. Литературное наследие: В 3-х т. М., 1978-80. --- Ю. Розанова ---

    РЕЙН Георгий Ермолаевич    (20.4.1854, Петербург - 1942 [по др. св. 19431, Ницца, Франция) - врач, профессор акушерства и гинекологии. После окончания гимназии 15-летним юношей поступил в 1869 в Петербургскую медико-хирургическую академию и в 1874 окончил ее. Еще студентом написал свою первую работу - исторический очерк по овариотомии, за что был награжден золотой медалью. Избрав своей специальностью акушерство и гинекологию, стал ординатором клиники, которой руководил профессор А.Крассовский; под его руководством Р. выполнил и защитил в 1876 докторскую диссертацию об удалении фибром матки посредством чревосечения. --- Вскоре после защиты диссертации Р. отправился в 1876 в качестве хирурга Военно-временного подвижного госпиталя на русско-турецкую войну и только после ее окончания, получив за переправу через Дунай орден с мечами. возвратился в Медико-хирургическую академию; в 1890 избран приват-доцентом. Затем продолжительное время работал в лабораториях и акушерско-гинекологических клиниках Германии, Франции, Италии, Англии. --- В 1883 Р. был избран профессором кафедры акушерства и женских болезней Киевского университета. Под его руководством была построена новая университетская клиника, в которой Р. и его сотрудники развернули широкую оперативную деятельность. В практику клиники вошли принципы антисептики и асептики, в том числе предложенный Р. (1883) асептический метод ведения рожениц, многие новые акушерско-гинекологические операции. Сам Р. разработал широкий круг проблем анатомии, физиологии, эмбриологии и патологии женской половой сферы, особенно детально - вопросы иннервации матки, а также бактериологии и патогистологии в акушерстве, вопросы родовспоможения в народной медицине и др. Много внимания он уделял совершенствованию акушерских и гинекологических операций (кесарево сечение и др.). После введения антисептики и асептики смертность от родильной горячки, достигавшая в клиниках Западной Европы и России 20-30 %, в университетской клинике Р. снизилась до 0,2 %. То же самое произошло и со смертностью после чревосечений (в 1896 Р. сообщил О 500 чревосечениях), иссечений яичниковых кист, овариотомий, др. гинекологических операций. В 1887 Р. основал и долгое время возглавлял Киевское акушерско-гинекологическое общество. --- В 1900 Р. был избран руководителем кафедры акушерства и женских болезней Петербургской военно-медицинской академии (ВМА), а вскоре почетным лейб-хирургом Императорского двора. В ВМА под его руководством была сооружена новая акушерско-гинекологическая клиника, которой Р. заведовал в течение 10 лет. В своей научной деятельности он уделял много внимания социальным проблемам акушерско-гинекологической помощи, в особенности организации родовспоможения в России: руководил работой 9-го Пироговского съезда врачей (1903), на котором выступил с докладом "Организация подачи помощи при родах в сельском и городском населении России". На съезде впервые в России были разработаны нормативы акушерской и гинекологической помощи, поставлены вопросы подготовки акушерок из местного населения, организации женских консультаций.Р. был депутатом 2-й и 4-й Государственной думы, входил во фракцию октябристов, --- В 1908 по рекомендации П.Столыпина Р. был назначен председателем Медицинского совета министерства внутренних дел - высшей медицинской инстанции в России: в 1908-11 в качестве главноуполномоченного руководил борьбою с холерной эпидемией в Донбассе и на юге России.Р. пользовался большим авторитетом среди российских врачей. В 1910 был избран председателем 11 -го Пироговского съезда, на котором он высказал ряд идей о необходимости "строго демократических реформ в организации законодательных учреждений и органов самоуправления", об улучшении здравоохранения, повышении качества подготовки врачей. Будучи последовательным сторонником государственной медицины, Р. выступил автором проекта реформы здравоохранения в России. Он возглавил Международную комиссию по пересмотру врачебно-санитарного законодательства, которая выработала "Положение об учреждении Главного управления- общественного здравоохранения". Такое Главное управление (на правах министерства) было создано в России в декабре 1916; его возглавил Р,, ставший фактически первым министром здравоохранения, После Октябрьской революции, когда произошло крушение всех институтов старой власти, идеи Р, относительно объединения на государственной основе медицинского дела в стране стали определяющими для политики Наркомздрава, провозгласившего курс на организацию в России государственного здравоохранения. --- Сам Р. вскоре после революции примкнул к белому движению, а затем, еще до окончания гражданской войны, эмигрировал за границу. Он принял предложение Софийского университета возглавить клинику акушерства и гинекологии на вновь организованном медицинском факультете.Р. вложил много сил в организацию этой клиники как учебного и научно-исследовательского учреждения, при котором действовала лаборатория, школа акушерок и пр., в воспитание специалистов - акушеров-гинекологов. В клинике вместе с Р. работали его старые и новые ученики из России и Болгарии (доктор Р.Белопитов, приват-доцент Н.Тричков и др.). Поскольку литературы по акушерству и гинекологии в Болгарии тогда, по существу, не было, Р. написал и издал на болгарском языке пользовавшееся популярностью руководство для студентов и врачей "Оперативное акушерство" (София, 1926). Будучи профессором Софийского университета, он в течение года читал лекции по своей специальности еще и в университете Загреба. --- В 1925 в Софии торжественно отмечалось 50-летие ученой, врачебной и общественной деятельности Р. Состоялось торжественное заседание, на котором с большой речью выступил профессор Д.Крылов: Софийский университет издал специальную брошюру с портретом Р.: было получено много приветствий из разных стран Европы и Америки. Болгарское правительство наградило его Звездой ордена "За гражданские заслуги". --- В конце 20-х Р. прекратил преподавательскую деятельность в Софии и уехал во Францию, в Ниццу. Там его навещал хирург И.Алексинский, с которым Р. связывали дружеские отношения. Алексинский, описывая их встречу, рассказывал, что застал Р., как всегда, за работой - подготовкой труда об истории врачебносанитарной реформы в России ("Из пережитого", в 2-х т. Берлин, 1935, на рус. яз.). "Оглядываясь теперь на долгий пройденный путь трудной и ответственной работы врача, педагога, ученого, организатора и руководителя, - писал Алексинский, - Георгий Ермолаевич имеет великое счастье сознавать, что тяжелый труд его славного прошлого не исчерпал еще его больших природных сил, что и в настоящее время он остается ценным участником человеческого прогресса и на избранном им врачебном пути, и в других областях духовной жизни". --- Соч.: К вопросу об удалении фибром матки посредством чревосечения. СПб., 1876: Обезболивание и антисептика в акушерстве и хирургии. Киев, 1886. --- М. Мирский ---

    РЕМИЗОВ Алексей Михайлович    (24.6.1877, Москва - 26.11.1957, Париж) - писатель. Потомственный почетный гражданин, сын владельца галантерейного магазина и нескольких лавок: мать Р. - из известного купеческого рода Найденовых. Учился в 4-й московской гимназии, затем в Александровском коммерческом училище, закончив которое, поступил в 1895 вольнослушателем на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. С 15 июня по 15 августа 1896 был за границей (Австрия, Швейцария, Германия), откуда привез нелегальную социал-демократическую литературу; 18 ноября арестован за активное участие (агитация и подстрекательство к беспорядкам) в студенческой демонстрации в память о "Ходынке" и сослан на 2 года в Пензу. В феврале 1898 был там вторично арестован и сослан в Усть-Сысольск Вологодской губернии. В 1901-2 жил под гласным надзором полиции в Вологде, где решил посвятить себя литературной деятельности. Познакомился в ссылке с палеографом Серафимой Павловной Довгелло, на которой женился в 1903. --- После окончания ссылки, ввиду запрещения проживать в столицах, Р. жил на юге России (Херсон, Одесса, Киев). В Херсоне работал помощником режиссера у В,Мейерхольда (с которым сблизился еще в Пензе) в организованном им "Товариществе Новой Драмы", перевел для его театра несколько пьес европейских модернистов, Здесь же познакомился с будущим "отцом русского футуризма" - Д.Бурлюком (одно время снимал у его родственников квартиру). В 1904 в Киеве встретился с философом Л.Шестовым, близкая дружба связала их на всю жизнь. В январе 1905 переехал в Петербург; работал заведующим конторой в журнале "Вопросы жизни", позже жил почти исключительно на литературные заработки. Первое самостоятельное произведение Р. - стихотворение в прозе "Плач девушки перед замужеством" - было опубликовано 8.9.1902 по рекомендации Л.Андреева в московской газете "Курьер" под псевдонимом Н.Молдованов. В том же году вышел его (совм. с В.Мейерхольдом) перевод с немецкого книги А.Роде "Гауптман и Ницше". В Петербурге Р. поддерживал дружеские отношения с В.Розановым, А.Блоком, Вяч.Ивановым, Л.Шестовым, З.Гиппиус, К.Сомовым, Г.Чулковым и мн. др. писателями, философами и художниками, оставаясь при этом верным собственной, оригинальной и рано сформировавшейся мировоззренческой и художественной позиции. Печатался в альманахах "Северные цветы" и "Шиповник", журнале "Вопросы жизни" и др. периодических изданиях. В 1907 журнал "Золотое руно" издал первую книгу Р. - цикл сказок "Посолонь", положительно оцененный в рецензиях А.Белого и М.Волошина: в том же году вышла книга апокрифических легенд "Лимонарь", в следующем - романы "Пруд" и "Часы", написанные еще в ссылке и в скитаниях по югу. В 1912 в издательстве "Сирин" (часть тиража - в изд-ве "Шиповник" в 1910-12) издавалось 8-томное собрание сочинений Р. --- Примыкая к модернистскому крылу русской литературы, Р. никогда не манифестировал свою близость к какой-либо конкретной литературной школе или группировке. Постоянный посетитель петербургских литературных салонов (З.Гиппиус, Вяч.Иванова, В.Розанова, Ф.Сологуба и др.), один из инициаторов создания издательства "Сирин" (совм. с меценатом М.Терещенко, А.Блоком и Ивановым-Разумником), он печатался одновременно в "Биржевых ведомостях" и в эсеровском журнале "Заветы". Связи с эсеровскими кругами со времени вологодской ссылки, дружба с Б.Савинковым, И.Каляевым и др. эсерами в некоторой степени определили творческую биографию Р.: в 1917-18 он сотрудничал в проэсеровской "Простой газете", в сборниках "Скифы". В 1919 подвергался кратковременному аресту по делу левых эсеров. Однако все это не означало идейной близости к эсерам, скепсис Р. в отношении эстетических школ распространялся и на политические группировки: "До чего все эти партии зверски: у каждой только своя правда, а в других партиях никакой, везде ложь. И сколько партий, столько и правд, и сколько правд, столько и лжей". --- Октябрьскую революцию Р. воспринял как трагический слом тысячелетней российской государственности и культуры ("Слово о погибели Русской земли", ноябрь 1917). Некоторое время служил в театральном отделе Наркомпроса. Был одним из литературных мэтров для молодых писателей, влияние его ощутимо в ранней прозе Л.Леонова, К.федина, Вяч.Шишкова, М.Зощенко, Б.Пильняка. В начале августа 1921 эмигрировал. Жил в Берлине, с 5.11.1923 и до самой смерти - в Париже. Оценку революционной эпохи дал в лирической эпопее "Взвихренная Русь" (1927; по мнению А.Белого - одной из лучших художественных хроник России смутного времени), но не допускал лобовых антисоветских инвектив, Надеялся вернуться на родину; в Советской России у родственников оставалась его дочь Наташа. --- В эмиграции печатался в различных по своей политической ориентации периодических изданиях. В 20-е у Р. сложилась определенная близость (через В.Никитина и П.Сувчинского) к евразийству: публиковался в евразийском журнале "Версты" (1925-28). С 1931 по 1949 не смог издать ни одной книги, но его парижская квартира являлась одним из притягательнейших центров для литературной эмигрантской молодежи, здесь бывали Б.Поплавскай, В.Яновский, И.Шкотт, З.Шаховская, В.Набоков и др. Продолжались дружеские контакты Р. с Б.Зайцевым, И.Шмелевым, И.Буниным, М.Цветаевой, Н.Евреиновым, А.Тырковой-Вильямс, С.Лифарем. В период немецкой оккупации, в 1943, умерла С.Ремизова-Довгелло; ее жизненный путь Р. любовно восстановил в книге "В розовом блеске^ (1954). --- Творчество Р. привлекало внимание деятелей французской интеллектуальной элиты 4050-х (славистов Поля Буайе и Пьера Паскаля, литераторов и сотрудников престижного издательства "Галлимар" М.Арляна, Ж.Поляна, писателей М.Бриона и Ж.Шюзевиля). Р. много переводили на французский язык, он выступал по радио с чтением своих произведений, был вхож в литературные салоны, о его творчестве писали крупнейшие французские газеты. Русские литераторы молодого поколения В.Мамченко, В.Сосинский, С.Прегель, В.Андреев, Н.Резникова, Н.Кодрянская - опекали больного и старого писателя в последние годы его жизни. В 1946 под влиянием охватившего после войны часть эмиграции движения за возвращение в Россию Р. получил советский паспорт. Вступил в переписку с рядом сотрудников Института русской литературы (Пушкинский дом) в Ленинграде, присылал в институт свои книги и рукописи. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. --- Уже в самых первых книгах Р. современники почувствовали уникальное художественное видение, тесно связанное вместе с тем с магистральными мировоззренческими и эстетическими исканиями XX в. Преодоление индивидуалистического, декадансного начала в искусстве - задача, весьма актуальная для "младших символистов" (Блок, Белый, Вяч.Иванов), - видилась писателю в вовлечении индивидуального творчества в фольклорную традицию, в приближении к творчеству средневекового типа, анонимному и практически не признававшему литературную собственность. В письме Р. в редакцию "Русских ведомостей" (6.9.1909) по поводу обвинений писателя в плагиате он выдвинул целую программу для авторов-"неомифологов", близкую к концепции соборности искусства Вяч.Иванова. Судьбы современников, живущих на рубеже двух веков (и на сломе двух культур), нерасторжимо связаны для Р. с самыми глубинными пластами российской истории. По словам А.Грачевой, "самого себя Р. воспринимал как носителя коллективного народного сознания, писателя, синтезирующего в своем творчестве различные срезы единой русской культуры, развивавшейся от фольклора до современной индивидуально-авторской литературы как единое целое". В книгах "Посолонь" и "К Морю-Океану" реставрируется древнее мифологическое мировиденье, дана своеобразная утопия гармоничного единства человека и природы, "доличностного" восприятия мира: основной моделью для сюжетов и образов сказок становятся детские игры ("выродившиеся у взрослых обряды") и игрушки. Осознание себя личностью, "повзросление" оказывается в этой историософской модели трагическим рубежом человеческой истории, совпадающим с христианизацией мира. Но для средневекового русского сознания еще характерно одновременное обращение и к новым, и к старым истокам. Описывающая этот этап "духовной эволюции" книга "Лимонарь" проникнута двоеверием и богомильством - ересью, возникшей внутри христианства в XII в. и признающей управляющее миром равновесие между силами добра и зла, между дьявольским и божеским (аналог в декадентской и отчасти символистской литературе и искусстве - манихейские этические тенденции). --- Неоднозначность, "расколотость" национального сознания Р. видел и в современном ему фольклоре, переложением которого явилась книга сказок "Докука и балагурье" (1914), Опираясь на изыскания русской фольклористики, медиевистики и этнографии 2-й половины XIX - начала XX в., Р. экстраполировал исторически локальные наблюдения и концепции А.Веселовского, А.Афанасьева, А.Поте6ни и др.: модели средневековой (в фольклористике - народной) культуры становятся архетипами национального сознания в целом, Поэтому ремизовская метафизика истории включает и современный этап и даже способна прогнозировать развитие грядущих трагических катаклизмов (некоторые предостережения писателя оказались пророческими). Драматический мир универсалий, восходящих к древнерусской мифологии, явлен и в произведениях, повествующих о современной России ("Часы", "Пруд", "Крестовые сестры", "Пятая язва" и др.). Подобно другим писателям-"неомифологам" Р. расширил этот круг мифологем за счет образов и мотивов из позднейшей литературы. Реальность и надреальность оказываются в его произведениях взаимопроницаемыми в духе принципов символистской литературы (с которой Р. постоянно соприкасался, не разделяя, впрочем, мистико-метафизической концепции двоемирия и скептически относясь к жизнестроительским ее устремлениям), --- Этот скепсис определяется ремизовской концепцией человека, близкой к экзистенциалистской "философии трагедии" Шестова. Трагедия конечности человеческого существования усугубляется у Р. убежденностью в раздвоенности человеческой природы (имеющей истоки в средневековых представлениях и почерпнутой у Гоголя и Достоевского). Крайним выражением этого комплекса идей и настроений раннего Р., который И. Ильин охарактеризовал как "черновиденье", становится формула "Человек человеку бревно" ("Крестовые сестры"). Исходя из данных представлений, Р. размышляет о судьбе России, наиболее полно - в повести "Пятая язва" (1912). Герой повести - следователь Бобров, отчаявшийся в своих попытках восстановить законность и потому отказывающийся "быть русским", пишет "обвинительный акт ...всему русскому народу", но терпит поражение в духовном поединке с носителем иррациональной органики народной жизни старцем Шалаевым.Р. против абсолютизации интеллигенцией хороших, а после революции - дурных черт народа, и потому "обвинительный акт" его героя - это "плач" о народной судьбе. --- В драматургии Р. наиболее отчетливо выразилась исповедуемая им "необарочная" поэтика, позволяющая совместить фарс и трагедию, низменно-животное, "обезьянье" и возвышенно-духовное, "серафическое", инвективы к вечности и злободневные намеки ("Бесовское действо над неким мужем", 1907; "Трагедия о Иуде, принце Искариотском", 1908: "Действо о Георгии Храбром", 1910; "Царь Максимилиан", 1919). Апеллируя к средневековым формам театральности, Р. стремился создать представление-мистерию, погружающую зрителя в фантастическую, "сновидную" атмосферу и непосредственно вовлекающую его в соборное, одновременно и сакральное, и площадное действо. --- В 20-е экспериментальное начало ремизовского творчества особенно ярко выступило в книгах "Кукха", "Россия в письменах" и "Взвихренная Русь". По отзыву А.Синявского, "ремизовская "Кукха" замечательна тем, что содержит не просто портрет Розанова, каким он был, но - портрет стилистики Розанова, которая пародийно и вместе с тем зеркально отражается в стилистике Ремизова". Сам Р. писал о "России в письменах", что это "не историческое ученое сочинение, а новая форма повести, где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия века". Мозаичная картина событий в "Взвихренной Руси", перемешанная со сном, лирическим плачем, молитвой, анекдотом, композиционно и графически передает картину драматического слома эпохи. --- Автобиографическая проза Р. во многом отличается от привычных форм этого жанра: реальные факты переплетены с авторской фантазией, композиция, как правило, не линейнохронологична, а мозаично-непоследовательна, подчинена лирическому импульсу. --- Последние книги Р. - переосмысление в свете истории XX в. памятников русской и мировой культуры ("Тристан и Изольда", "Савва Грудцын", "Круг счастья" и др.). В подготовленном в последние годы жизни, но неизданном сборнике сказок "Павлиньим пером" Р. обратился к фольклору мусульманского Востока, включая религиозно-мистические суфийские предания, известные писателю благодаря творческим беседам с востоковедом В.Никитиным. Своеобразное эстетическое завещание Р. книга "Огонь вещей" - явилась уникальным "гипнологическим" исследованием русской литературы (тема снов в творчестве Гоголя, Пушкина, Достоевского, Тургенева и др.) и как бы замыкает литературно-философскую эссеистику Серебряного века, посвященную русской классике. --- Соч.: Мышкина дудочка. Париж, 1953; Петербургский буерак. Париж, 1981; Учитель музыки. Каторжная идиллия. Париж, [1983]; На вечерней заре. Переписка А.Ремизова с С.Ремизовой-Довгелло. Подгот. текста и коммент. Антонеллы д'Амелия // Europe Orientalis. Roma, 1985, т.4; Неизданный "Мерлог". Публ. Антонеллы д'Амелиа / Минувшее, вып. 3. М., 1991. --- Лит.: Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959; Гречишкин С.С. Архив А.М.Ремизова // Ежегодник Рукопис. отд. Пушкинского Дома на 1975 год.Л., 1977; Резникова Н. Огненная память. Воспоминания об Ал.Ремизове. Berkeley, 1980; Images of Aleksei Remizov: Drawing and Handwritten and Illustrated Albums from Thomas P.Whitney Collection / Essay and Catalogue of the Exhibition by Greta Nachtailer Slobin. Mead Art Museum, Amhers College, 1985; Синявский А. Литературная маска Ремизова / Aleksej Remizov. Approaches to a Protean Writer. Ed. by G.Slobin. Slavic Studies. Columbus, 1987, vol. 16; Переписка Л.И.Шестова с А.М.Ремизовым. Вступ. заметка, подгот. текста и примеч.И.Ф.Даниловой и А.А.Данилевского // Рус. лит-ра, 1992, № 2-4; Грачева А.М. Революционер Алексей Ремизов: Миф и реальность / Лица: Биографич. альманах, вып.3. М.-СПб., 1993; Чалмаев В.А. Ремизов (1877-1977) / Литература русского зарубежья 1920-1940. М., 1993; Цивьян Т.В. О ремизовской гипнологии и гипнографии / Серебряный век в России: Избр. страницы.М., 1993. --- Арх.: РГАЛИ, ф.420. --- М. Козьменко ---

    РЁРИХ    (Рерих) Николай Константинович (27.9.1874, Петербург- 13.12.1947, Наггар, шт. Пенджаб, Индия) - художник, философ, историк, общественный деятель. Сын нотариуса К.Ф.Рериха; мать - М.В.Калашникова - из купеческой семьи. Окончив в 1893 частную петербургскую гимназию К.Мая, поступил на юридический факультет Петербургского университета (где прослушал также полный курс исторических дисциплин) и одновременно в Академию художеств, (рвоим "учителем жизни" считал А.Куинджи, испытал влияние В.Стасова и Л.Толстого. В 1900 учился в Париже у Ф.Кормона и Пюви де Шаванна. В 1901 женился на Е.Шапошниковой, которая стала, по словам Р., его "другиней, спутницей, вдохновительницей". Известность принесла Р. удостоенная большой золотой медали Академии и приобретенная П.Третьяковым картина "Гонец. Восстал род на род" (1897) - первая в серии "Начало Руси. Славяне" (последующие: "Идолы", "Заморские гости", "Город строят", "Строят ладьи" и др.). Интерес Р. к русской старине отразили также этюды, созданные во время поездки по древним городам (1903-4). Изображал северную природу ("Седая Финляндия", "За морями - земли великие"): образ природы, в которой растворены люди, доминировал и в исторических картинах Р., проникнутых мистическим пантеизмом. Проводил археологические раскопки на Северо-Западе страны, изучал фольклор и древнерусскую религиозную литературу (жития, апокрифы), откуда черпал материал для своих произведений; осваивал в духе модерна традиции иконописи и фрески. Декоративный дар и стремление к театрализации истории сблизили Р. с художниками "Мира искусства", однако он призывал не только "любить прошлое", но и "жить будущим". Особенно занимали Р. взаимосвязи национальных культур; образы его произведений несли символику общечеловеческих понятий. Самобытность его творчества заставила говорить о "державе" Р. {Л.Андреев), о "целом космосе", "одушевленном мудростью" (Э.Голлербах). Участвовал во многих русских ис 1905-в зарубежных выставках (Прага, Париж, Лондон, Берлин, Вена, Брюссель, Рим, Венеция, Мальмё). Фантазия Р., обогащенная знанием истории, ярко проявилась в его работах для театра, в частности, для Русских сезонов С.Дятчлево в Париже и Лондоне: "Псковитянка" Н.Римского-Корсакова (1909), "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" А.Бородина (1908, 1914), Оригинальным постижением духа языческой Руси явились эскизы Р. к пьесе А.Островского "Снегурочка" (постановки 1908, 1912, 1922) и либретто, костюмы, декорации к балету И.Стравинского "Весна священная" (1912, 1930). Среди других театральных работ - эскизы к спектаклям М.Метерлинка "Сестра Беатриса" и "Принцесса Малэн" (1912-14), к опере Р.Вагнера "Тристан и Изольда". Музыкой подсказаны и многие станковые работы Р., например, картина "Небесный бой" (1912), навеянная "Полетом валькирий" Вагнера, - на тему борьбы света и тьмы, проходящую через все творчество Р. --- С 1906 Р.- директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств, в 1909 избран членом Академии художеств, в 1910 возглавил возрожденный "Мир искусства". "Великий интуитивист", по определению М.Горького, Р. символически выразил накануне 1-й мировой войны свои тревожные предчувствия: "Пречистый град - врагам озлобление" (1911), "Град обреченный" (1914). Постепенно интересы Р. смещались в сторону культур Востока, все более влиявших на его мировоззрение и искусство. Статья Р. "Индийский путь" (1913) обозначила главное направление его художественно-философских исканий. --- Из-за болезни легких Р. жил с конца 1916 с семьей в Сердоболе (Сортавала); в 1917 этот город отошел к Финляндии. Здесь были написаны лирические пейзажи, пьесы (сохранилась одна - "Милосердие"), стихи, повесть "Пламя", картина "Карелия. Вечное ожидание". Работы этого периода Р. выставил в ноябре 1918 в Стокгольме (дополнив их картинами, оставшимися там от Балтийской выставки русских художников 1914), затем - в других скандинавских странах и осенью 1919в Лондоне, где также оформил оперу "Князь Игорь" у Дягилева и несколько русских опер в "Covent Garden". В 1920 встретился с Р.Тагором, который приветствовал давнее намерение Р. посетить Индию. К тому времени Р. был знаком с индийской философской мыслью, с работами русских индологов, старший сын Р,, Юрий, изучал индо-иранские языки в Кембридже, Гарварде и Сорбонне, но английские власти не дали разрешения на поездку, ввиду близости Р. к индийским оппозиционным кругам, --- С 1920 Р. в США; выставки его работ прошли в 28 городах, читал лекции о русском искусстве и литературе, организовал в Нью-Йорке Институт объединенных искусств, в Чикаго - союз художников "Пылающее сердце" и международный культурный центр "Венец мира". Они подготовили учреждение в Нью-Йорке музея Р. (открыт в марте 1924), в котором было собрано свыше 1000 его работ, а также произведения искусства Востока и русские иконы; все это Р. передал в дар американскому народу. В США были написаны серии картин "Новая Мексика", "Сюита океана" и "Санкта" ("Подвижники"). --- В мае 1923 Р. направился в Индию и в декабре прибыл в Бомбей. Предпринял экспедиции в Сикким и Бутан (1924), посетил Индонезию и Цейлон (1925), приступил к созданию цикла картин "Знамена Востока" ("Учителя Востока"), воссоздававших образы основоположников и проповедников различных религий - Конфуция, Будды, Магомета, Сергия, Моисея и др. Совершил с женой и сыновьями Юрием и Сергеем грандиозное путешествие через Гималаи в Центральную Азию, преодолев 25 тысяч км (1925-28; описал его в книгах-дневниках "Сердце Азии", "Алтай-Гималаи" и' "Шамбала Сияющая"). В труднейших условиях были собраны ценные ботанические, археологические, геологические коллекции, приобретены произведения искусства, редкие рукописи и книги. Созданные под впечатлением увиденного картины, написанные темперой, снискали Р. славу "мастера гор", открыли посетителям музеев Гималаи и архитектуру древних горных монастырей, выразив высокий нравственный порыв художника ("чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, восходит к этим вершинам", - писал Р.). В пути получил разрешение на въезд из Китая на территорию Советского Союза и в 1926 приехал в Москву: заверил Г.Чичерина (который характеризовал Р. как "полукоммуниста, полубуддиста") и А.Луначарского, что вернется в СССР. Поселившись в 1928 с семьей в окрестностях Наггара (долина Кулу), основал здесь Международный институт гималайских исследований "Урусвати" ("Свет утренней звезды"), названный так в честь Е.Рерих. Был избран членом научных учреждений Азии, Европы и Америки. --- С 1929 в США и в Западной Европе началась реализация выдвинутой Р. (впервые еще в 1914) идеи пакта об охране культурных ценностей во время войны - "пакта Рериха". Р. предложил символ такой охраны - "Знамя Мира", которое он назвал "Красным крестом культуры", но подчеркивал, что и "без грома пушек часто совершаются ...непоправимые ошибки против Культуры"; посвятил теме пакта картину "Орифламма" (1931). В 1929 выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию мира. В развернувшихся в 30-е спорах среди русских эмигрантов об отношении к Советскому Союзу в случае войны выступал за его поддержку. В 1934 снова приезжал в США, в 1934-35 совершил последнюю большую экспедицию - в Манчжурию и Северо-Западный Китай. В годы 2-й мировой войны написал картины, в которых, используя образы русской истории и мифологии, предрекал России победу над фашизмом. Всего им было создано около 5 тысяч художественных произведений. Среди большого числа литературно-философских трудов Р. - "Пути благословения" (1924), "Держава света", "Твердыня пламенная" (1932), "Врата в будущее" (1936), "Нерушимое" (1936) и др. Умер Р. вскоре после того, как были оформлены документы для возвращения на родину. Согласно его завещанию, Ю. Рерих привез значительную часть картин Р., созданных в Индии, в СССР. --- Соч.: Из литературного наследия.М., 1974. --- Лит.: Эрнст С.Н.К.Рерих. Пг., 1918; Кузмин М. Рерих.М., 1923; Бурлюк Д. Рерих (Черты его жизни и творчества). Нью-Йорк, 1930; [Иванов Вс., Голлербах Э.]. Рерих, ч. 1. Рига, 1939; Беликов П., Князева В. Рерих.М., 1973; Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сб. статей.М., 1978; Полякова Е.И. Рерих, 2-е изд. М,, 1985; Держава Рериха. Сб. материалов, М., 1994. --- О. Румянцева ---

    РОЗИНГ Владимир Сергеевич    (11.1.1890, Петербург - 23.11.1963, Лос-Анджелес) артист оперы, камерный певец (тенор), режиссер и продюссер музыкального театра, музыкальный и общественный деятель. Родился в семье петербургского адвоката, окончил юридический факультет Петербургского университета. Однако в несравнимо большей степени, чем юриспруденция, его внимание привлекала значительная коллекция граммофонных пластинок, хранившаяся дома, и увлечение музыкой быстро переросло в главное дело всей жизни. Р. обучался пению у знаменитого баритона Мариинского театра и профессора Петербургской консерватории И.Тартакова, В 1910 состоялось его первое публичное выступление - в салонном концерте вместе со скрипачем-вундеркиндом Я.Хейфецем. Успех побудил Р, продолжить занятия, он уехал за границу, где брал уроки у нескольких известных педагогов и артистов, представлявших разные вокальные школы и исполнительские традиции - Джорджа Пауэра в Лондоне, Джованни Сбрилья в Милане, Жана де Решке в Париже. В 1912 Р. поступил в труппу петербургского Театра музыкальной драмы (ТМД). Его первое выступление было в скромной роли Трике, а следующее - в партии Ленского в "Евгении Онегине" П.Чайковского. Дебютант произвел самое благоприятное впечатление. Критик И.Кнорозовский писал: "Г-н Розинг после Собинова больше всего приближается к пушкинскому замыслу. Его Ленский молод, гибок, чист душой, от него веет свежестью чувства и мягким прекраснодушием идеалиста. У артиста великолепный тенор с блестящими верхами, масса темперамента и вкуса... Ему можно предсказать блестящую карьеру". Действительно, Р. быстро завоевывал популярность. Уже в мае 1912 он записал свою первую пластинку в петербургском филиале ведущей граммофонной компании Европы "Gramophone", через год дал в Лондоне сольный концерт в крупнейшем зале британской столицы Альберт Холле. Успех задержал его в Англии надолго, а с родиной он оказался разлучен навсегда. --- В 1914 Р. стал директором оперного театра в лондонском "Kingsway". Здесь в конце сезона, в мае 1915, им было поставлено несколько опер, в том числе "Пиковая дама" Чайковского. В этом спектакле Р. выступил и как режиссер, и как исполненитель партии Германна. В некоторых других ролях также были заняты русские артисты (Графиня - С.Красавина, Лиза А.Никитина, Полина - Е.Фонарева, Чекалинский - П.Молчанов). Спектакль, несмотря на сложное военное время, имел значительный успех. Пресса особенно выделяла "сильное впечатление, произведенное исполнителем и игрой" Р. Компания "Gramophone" сразу же записала несколько фрагментов партии Германна. "Пиковая дама" шла до тех пор, пока болезнь Р. (а он не имел дублера) сделала невозможным продолжение спектаклей. --- Основным видом исполнительской деятельности Р. стали камерные концерты, позволявшие артисту обрести наибольшую творческую свободу. Его репертуар состоял преимущественно из произведений русских композиторов, включая и малоизвестные. Концертная программа Р. была чрезвычайно интенсивна. Только в Лондоне за 1913-21 он дал 104 концерта. Выступления Р. получали самую высокую оценку в прессе. Так, "Times" в рецензии на его концерт в Лондоне 16.3,1918 писала: "Г-н Розинг исполняет Шумана и Вагнера действительно великолепно, но мы с гораздо большим удовольствием слушаем в его исполнении русские романсы... Г-н Розинг обладает большим творческим потенциалом и главная его черта в том, что он не показывает их [свои артистические достоинства - Ред.] специально, а они проявляются совершенно естественно, исходя из самой природы романсов и песен". Одновременно Р. отдавал немало сил режиссуре многих оперных спектаклей. Незадолго перед тем, как покинуть Лондон, летом 1921, он провел "Оперную неделю Розинга" с английским дирижером сэром Эдриеном Боултом и режиссером Ф.Комассаржевским. Были поставлены "Севильский цирюльник", "Паяцы", "Служанка-госпожа" и "Пиковая дама". Собственная оперно карьера Р. не увлекла, хотя в начале 1920-х он продолжал выступать на "престижных" сценах Европы - пел в "Тоске" Дж.Пуччини в лондонском "Covent Garden" (окт. 1921), в парижской "GrandOpera", выступал в "Фаусте", "Кармен", "Пиковой даме" (сезон 1923-24), гастролировал в театре "Де Ла Монне" в Брюсселе и в театре "Реал" в Мадриде. В это же время он записал для пластинок компании "Vocalion" около 20 оперных арии на. итальянском, русском и французском языках. --- В 1921 Р. впервые выступил в США, где, согласно музыкальному критику из Бостона, "произвел необычайную сенсацию". "New York World" писала: "Розинга должно поставить в один ряд с другими великими певцами. Его интерпретации также великолепны, как и шаляпинские". Во время гастролей Р. узнал о страшном голоде в Поволжье. Весь доход с первого же концерта (ок. 80 тыс. франц. франков) он немедленно передал Фонду помощи голодающим. Кроме того, Р. выступил по радио (одно из первых радиовыступлений именитых артистов), исполнил на нескольких языках романс Ц.Кюи "Голод" и призвал к пожертвованиям. На его призыв откликнулось около 500 тысяч слушателей. --- Находясь в Америке, Р. получил приглашение возглавить оперное отделение Йеменской высшей музыкальной школы в Рочестере (1922-26). В 1927 он создал и возглавил "American Opera Company" - передвижную оперную труппу. Под его руководством скромный "театр на колесах" столь быстро прогрессировал в творческом и деловом аспектах, что уже через два года выдвинулся в число лучших оперных коллективов США и занимал 2-е место в рейтинге театров вслед за "Metropolitan Opera". Печально знаменитый крах на Уолл стрит в 1930 привел к преждевременному концу это великолепное предприятие. --- В 1931 Р. вернулся в Англию и сразу же приступил к работе оперного режиссера и продюссера. Вместе с прославленным английским дирижером Альбертом Коутсом (также уроженцем Петербурга, работавшим в Мариинском театре), он создал "British Music Drama Opera Company". В течение года новая труппа работала в помещении Королевского театра "Covent Garden". По мнению Флорис Джинболл, исследователя творчества русского артиста, "Розинг был основателем того, что можно назвать теперь исконно английским оперным стилем". Труппа Р.-Коутса показывала в числе прочего две оперы М.Мусоргского - "Бориса Годунова" и "Сорочинскую ярмарку". В 1937-38 Р. сотрудничал в качестве оперного продюссера и режиссера еще с одним выдающимся дирижером Англии - сэром Томасом Бичемом. --- В 1939 по приглашению Калифорнийской оперной ассоциации Р. уехал в США, в Лос-Анджелес. Здесь он стал директором оперных предприятий, продолжал работу режиссера. Во время 2-й мировой войны артист участвовал в деятельности Фонда помощи Советской России. Его авторитет в музыкальном мире Америки был очень высок. В послевоенное время он занимал пост главного режиссера Нью-Йоркской городской оперы, в 1950-х ставил ряд спектаклей в Чикагской опере, в том числе со "звездами" итальянской оперы Марио Дель Монако и Ренатой Тебальди. Из работ Р.-режиссера в Чикаго выделяется масштабная постановка "Князя Игоря" А.Бородина с декорациями Н.Бенуа, при участии баритона И.Горина в заглавной партии и великого болгарского баса Б.Христова в ролях Кончака и Галицкого. Для США Р. был в первую очередь выдающимся оперным режиссером, но, как справедливо пишет Флорис Джинболл, "хотя значительную часть карьеры Розинга занимают постановки опер, его основной заслугой и вкладом в музыкальную жизнь Англии и Америки было несомненно то, что он представил по-видимому неистощимый репертуар русских песен [имеются в виду камерные вокальные произведения в целом - Ред.] нерусской аудитории". Концертная деятельность артиста не прерывалась вплоть до 1940-х, несмотря на всю занятость иными видами творчества. --- По мнению современников, "его голос отличался необыкновенной выразительностью, как у Шаляпина, а также у таких сопрано как Кошиц и Слободская". Один из лучших пианистов-ансамблистов Европы Айвор Ньютон, сотрудничавший и с Ф.Шаляпаным и с О.Слободской, пишет в своей книге "За фортепиано": "Исполнение Розинга никогда не было дешевым [артиста иногда упрекали в вычурности, манерности - Ред.), все, что он исполняет, производит впечатление необычайной искренности. Если он исполняет песни не традиционно, он делает это превосходно. Во время концерта вы сможете ощутить присутствие настоящего живого человека". Бесспорно, Р. обладал недюжинным драматическим талантом. Его исполнение камерной вокальной музыки превращалось в своего рода "театр одного актера", выразительным средством которого был только голос. Каждое произведение, исполнявшееся Р., воспринималось как личное переживание артиста. В своих трактовках Р. был совершенно независим от сложившихся привычных интерпретаций, над ним не довлели и ставшие классическими исполнительские традиции таких авторитетов как Шаляпин (в "Эй, ухнем", "Песне убогого странника", "Очи черные"). Р. создал совершенно новые прочтения, часто потрясающие по своей убеждающей силе. Таков Р. в исполнении романсов Чайковского и РимскогоКорсакова, Бородина и Рахманинова, Аренского и Гречанинова, Глинки и Даргомыжского, Черепнина и Речкунова. Важно также отметить характерное для Р. необычайное искусство владения словом, причем не только на родном языке.Р. был столь же убедителен в исполнении западной музыки на французском, итальянском и английском языках (необычайно интересно звучали в его собственном (?) переложении "Пляски смерти" К.Сен-Санса). Особенной силы воздействия артист достигал в произведениях с насыщенной внутренней драматургией, яркой характерностью, в музыке, глубоко прочувствованной, с большим накалом страстей. Бернард Шоу, бывший и известным оперным критиком, считал Р., наряду с Шаляпиным, самым выдающимся оперным певцом XX в. К сожалению, мощный, баритонального тембра голос певца со временем претерпел значительные изменения, в основном связанные с пренебрежением вокальной "тренировкой" (для достижения большей выразительности Р. отступал от приемов академического пения уже на раннем этапе творчества). --- Р. оставил значительное и разнообразное по репертуару звуковое наследие. На Западе в настоящее время оно практически не востребовано. В 1985 и 1987 фирма "Мелодия" выпустила три "долгоиграющих" диска выдающегося певца. В первом были представлены ранние записи 1912-15, во втором - самые поздние (1937) и бесподобные исполнения популярных романсов (1933 и 1934), в третьем - антология песен Мусоргского, записанная в 1935 (в Англии и Америке и по сей день Р. считается лучшим исполнителем песен Мусоргского). Но это лишь меньшая часть обширной дискографии артиста. С 1912 по 1916 Р. записывался для компании "Gramophone" в Петербурге. К сожалению, многие из этих записей не увидели свет (возможно, они хранятся в архиве концерна "ЕМ1", наследника компании "Gramophone"). Среди них два дуэта с Л.Липковской, дуэт с М.Давыдовой (с ними Р. сотрудничал в ТМД в Петербурге в 1912), ария Ленского, строфы из "Нерона" А.Рубинштейна, ария и ариозо Германна, несколько романсов. Два фрагмента из "Пиковой дамы", записанные в 1915, позднее включались компанией в "престижную" серию пластинок, наряду с дисками Шаляпина, Д.Смирнова, Карузо, Титта Руффо. Наиболее обширный раздел дискографии певца представляют его записи на пластинках компании "Vocalion", сделанные в 1920-21: свыше 20 оперных арий и более 50 романсов, преимущественно русских авторов. Третья группа записей (почти исключительно камерных произведений) относится к 1933-37, когда в Лондоне Р. сотрудничал с "Parlophone". Эти записи выходили также в США под маркой "Decca" и "Columbia", в Японии - под маркой "Columbia", в Европе - под маркой "Odeon", Среди фонограмм артиста много бесценных открытий, особенно в записях камерной музыки: это "Рыцарский романс" Глинки, "Козел" Мусоргского, "Море" Бородина, "Средь шумного бала" Чайковского и мн. др. --- Р. - одна из самых значительных фигур среди русских музыкантов в эмиграции. Совершенно неизвестный на родине, для современников на Западе он был артистом, мало чем уступавшим по силе своего таланта великому Шаляпину. Масштаб и самобытность его дарования уникальны. --- Лит.: Kutsch J., Riemens L. Unvergangliche Stimmen. Sangerlexicon. Bern-Munchen, 1975. --- П.Н. ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..