МЕЧ и ТРОСТЬ
12 Дек, 2018 г. - 11:28HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич    (11.4.1891, с. Сонцовка, Бахмутского у., Екатеринославской губ. - 5.3.1953, Москва) - композитор, пианист, дирижер.П. родился в семье агронома, его отец - купеческий сын - в юности предпочел науку выгодному делу своего рода и окончил Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию в Москве. Небогатая семья Прокофьевых имела высокие интеллектуальные запросы. "Такие понятия как "просвещение", "прогресс", "наука", "культура" почитались у родителей выше всего и воспринимались как Просвещение, Прогресс, Наука, Культура - с заглавной буквы", - вспоминал композитор. Тяготение и способности к музыке проявились рано: в пять с половиной лет мальчик начал сочинять небольшие фортепианные пьесы, в девять появилась опера "Великан". С 1901 начались поездки в Москву для консультаций с С.Танеевым: два лета (1902 и 1903) в Сонцовке провел, занимаясь с мальчиком, Р.Глиэр. В сентябре 1904 П. поступил в Петербургскую консерваторию. Ее творческая атмосфера отражала стремительные перемены, происходившие в русском искусстве начала века, столкновение традиций и тенденций обновления.П. принадлежал к числу самых ярких выразителей нового из композиторов молодого поколения России. Творческие дерзания, жажда поиска и открытия П., активно поддержанные, главным образом, его педагогом по дирижерскому классу Н.Черепниным, ярко проявились уже в ученические годы. "Новатор до самых резких крайностей" - эта характеристика, сохранявшаяся за П. долгие десятилетия, родилась в академических кругах консерватории. Вместе с тем, "огромное своенравное дарование" П. (А.Лядов) в своем беспрестанном обновлении оставалось плотью от плоти русской классики. Дар яркой изобразительности, психологизм он унаследовал от А.Даргомыжского и М.Мусоргского. Богатырский размах его музыки напоминает о А.Бородине. Пленительные, одухотворенные вальсы, в благородной утонченности которых порой сквозит оттенок ностальгии, воскрешают лирические страницы М.Глинки, П.Чайковского, АТлазунова. А красочная фантастика - то жутковато-зловещая, то кукольно-скерцозная - связана с достижениями Глинки, Н.Римского-Корсакова, Лядова. В годы учебы началось общение П. с Н.Мясковским, вошедшее в историю как пример редкостной творческой и человеческой дружбы. Опубликованная переписка двух музыкантов содержит около 450 писем. --- П. окончил консерваторию по трем специальностям: как композитор, дирижер и пианист (1914). Первые публичные выступления П. нередко эпатировали публику и критику. Так, в атмосфере скандала прошла премьера "Скифских сюит" в Петрограде (янв. 1916), Когда композитор исполнил в Павловске свой Второй фортепианный концерт, анонимный рецензент "Петербургского листка" писал: "На эстраде появляется юнец с лицом учащегося из Петершуле. Это - С.Прокофьев. Садится за рояль и начинает не то вытирать клавиши, не то пробовать, какие из них звучат повыше или пониже. При этом острый сухой удар... Некоторые возмущаются. Встает "пара" и бежит к выходу Да от такой музыки с ума сойдешь! - Что, над нами издеваются, что ли? За первой парой в разных углах потянулись еще слушатели. Прокофьев играет вторую часть своего концерта. Опять ритмический набор звуков. Публика, наиболее смелая часть ее, - шикает. Места пустеют. Наконец немилосердно диссонирующим сочетанием медных инструментов молодой артист заключает свой концерт. Скандал в публике форменный. Шикает большинство, Прокофьев вызывающе кланяется и играет на "бис". --- И тем не менее уже в эти годы П. становится одной из самых значительных творческих фигур. Масштаб его личности сказывался в многообразии устремлений и богатстве стилистических поисков. В дореволюционный период появились произведения, сделавшие П. классиком еще при жизни - Первый и Второй фортепианные концерты, Классическая симфония, "Мимолетности". 06 этом фортепианном цикле музыкальный критик В.Каратыгин писал: "Там и здесь, среди всяческих задорных всплесков и взвизгов, суетни и кутерьмы, вдруг пахнет на вас чем-то нежным, кротким, сладостным. Прокофьев и нежность... Не верите? Убедитесь самолично, когда эта прелестная сюита выйдет в свет". Славу бунтаря, музыкального скифа, ниспровергателя основ в искусстве принесли композитору сочинения, представляющие "новаторскую" линию его творчества: балет "Ала и Лоллий", халдейское заклинание "Семеро их" - произведение с "ошеломительными" звуковыми эффектами, одно из ярчайших музыкальных воссозданий грозовой атмосферы 1917, фортепианный цикл "Сарказмы". В них проявилось то, что для современников П. было определяющим в его искусстве: стихийная мощь, мятежное буйство словно высеченных из камня образов, острота, терпкость. Но тогда же родились такие сочинения как опера ""Игрок", в которой эпизоды сгущенной экспрессии соединяются с образами ярчайшей характерности. А опера-драма "Маддалена" (1-е исполнение - 1979) открывает сегодняшнему слушателю прекрасную лирику молодого П. она развивается от нежных, деликатных полутонов к вершинам экстатичным и восторженным. --- Летом 1914 во время поездки в Лондон П. познакомился с С.Дягилевым. Началось сотрудничество с антрепризой Русские сезоны, продолжавшееся до самой смерти великого импрессарио в 1929. Дух игры, постоянная готовность к эксперименту, ярко выраженное театральное начало, синтетичность мышления, парадоксальность и непредсказуемость как важнейшие свойства творческой натуры - эти черты личности композитора, войдя в соприкосновение с устремлениями создателей нового русского балета, привели к рождению спектаклей, которые стали событиями в истории музыкального театра XX столетия. --- 7.5.1918 через Сибирь и Японию П. выехал из России в Сан-Франциско. Его выступления в США в качестве пианиста вызвали шумную разноречивую прессу, но не принесли успеха. "Я бродил по огромному парку в центре НьюЙорка и, глядя на небоскребы, окаймлявшие его, с холодным бешенством думал о прекрасных американских оркестрах, которым нет дела до моей музыки; о критиках, изрекавших сто раз изреченное вроде "Бетховен - гениальный композитор" и глубоко лягавших новизну; о менеджерах, устраивавших длинные турне для артистов, по 50 раз игравших ту же программу из общеизвестных номеров. Я слишком рано сюда попал: дите (Америка) еще не доросла до новой музыки. Вернуться домой? Но через какие ворота? Россия со всех сторон обложена белыми фронтами, да и кому лестно вернуться на щите!" Однако веселая опера "Любовь к трем апельсинам" по сказке К.Гоцци стала "одной из самых примечательных премьер в истории американской музыки" (М.Браун). Во время подготовки спектакля впервые проявил себя режиссерский талант П., который постоянно вмешивался в ход репетиций. Это в конце концов возмутило постановщика: "Собственно говоря, кто из нас хозяин на сцене, вы или я?!" П. ответил с характерной для него резкой прямотой: "Вы - для того, чтобы исполнять мои желания!" --- С октября 1921 начался парижский период жизни П., продолжавшийся около полутора десятилетий. В Париже, куда устремлялись таланты со всего мира, композитор поддерживал творческие и дружеские контакты с многими деятелями искусства, среди них - И.Стравинский, А.Глазунов, Н.Черепнин, В.Дукельский, М.Равель, Ф.Пуленк, Ф.Шаляпин, С.Кусевицкий, Ж.Кокто, Ч.Чаплин, А.Бенуа, А.Остроумова-Лебедева, З.Серебрякова, Ж.Руо, Х.Р.Капабланка и А.Алехин. --- В марте 1922 композитор оставил на 1,5 года Париж, поселился в местечке Этталь в баварских Альпах, где написал большую часть музыки "Огненного ангела" по одноименной повести В.Брюсова - лучшей своей оперы. Яркие страсти, сильные человеческие характеры, в сочетании с потрясающими по силе воздействия картинами мистических видений, мрачного колдовства - соединились в произведении, которое долго открывал музыкальный мир. "Знаете, что меня особенно поражает? - Невероятная, если так можно выразиться, человечность Вашей музыки и восстающих из нее образов. Фигуры Рупрехта и Ренаты -+ это не театр, еще менее опера, а совершенно живые люди, до того глубоки и подлинны все их интонации... Для того, чтобы дать такие образы, как Рупрехта и Ренаты, во всей их глубине и невероятно человеческой сложности, надо созреть до полной гениальности", - писал композитору Мясковский. Эту оперу П. никогда не видел поставленной на оперной сцене (1-я постановка Венеция, 1955: в СССР - Пермь, 1984). --- В 20-е П. много гастролировал по всему миру, часто - с женой, певицей Л.Лью6ера. Именно в 20-30-е слушатели разных стран сумели оценить искусство П. - одного из самых выдающихся пианистов XX столетия. Вспоминая его игру на фортепиано, Г.Нейгауз писал, что особенно сильное впечатление производили "мужественность, уверенность, несокрушимая воля, железный ритм, огромная сила звука (иногда даже трудно переносимая в небольшом помещении), особенная "эпичность", тщательно избегающая всего слишком утонченного или интимного (чего тоже нет и в его музыке), но при этом удивительное умение полностью донести до слушателя лирику, "поэтичность", грусть, раздумье, какую-то особенную человеческую теплоту, чувство природы - все то, чем так богаты его произведения наряду с совершенно другими проявлениями человеческого духа... Его техническое мастерство было феноменально, непогрешимо...". --- В этот период композитор продолжал работать в самых различных жанрах. После Третьего фортепианного концерта, сразу ставшего одним из самых популярных сочинений фортепианного репертуара, озорного балета "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего", он сочинил Вторую симфонию "из железа и стали", для антрепризы Дягилева - балет "Стальной скок", который показывал победу новой жизни в никогда не виденной автором Советской России. В 1929, также по заказу Дягилева, П. написал балет о Блудном сыне с нежной, прозрачной музыкой, полной неброской красоты и поэтичности: уже после смерти Дягилева для "Grand-Орбга" - лирический балет "На Днепре". --- С 1927 упрочились творческие и деловые связи П. с советскими музыкальными кругами, начались его поездки в СССР (1-е гастроли, в начале 1927, прошли с триумфальным успехом). В 1936 композитор с семьей вернулся на родину. Он стал лидером в музыкальном искусстве, пережил период небывалого творческого расцвета. Стремясь сохранить неповторимость своего новаторского стиля, он в эту пору искал контактов с широкой слушательской аудиторией.П. стремился к тому, что сам называл "новой простотой", к тому, чтобы "выражаясь ново, выражаться просто". Именно тогда родились произведения, которые стали самыми репертуарными, самыми любимыми в музыкальном театре - такие как балеты "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Каменный цветок". В оперном творчестве П. продолжал изумлять новизной замыслов, смелостью воплощения. Таковы поразительная в выражении живой правды человеческих характеров опера "Семен Котко", грациозная "Дуэнья", наполненная голосами русских народных песен "Повесть о настоящем человеке", а также самое грандиозное в прокофьевском творчестве создание - величественная, прихотливо соединившая черты героической эпопеи и лирико-психологической драмы "Война и мир". В разное время - при жизни композитора или годы, десятилетия спустя - стали классикой XX в. "Петя и волк", кантата "К 20-летию Октября", оратория "На страже мира", театральная музыка, которую после смерти П.Г.Рождественский объединил в сюиту "Пушкиниана", музыка к кинофильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный", последние Пятая, Шестая и Седьмая симфонии, камерные сочинения. --- В предвоенные годы П. работал над своей "Автобиографией". Он обладал блестящим литературным даром. Его остроумие, наблюдательность, прекрасное владение литературным слогом делают "Автобиографию" одним из самых увлекательных произведений мемуарного жанра.С.Рихтер оставил незабываемое описание П. 30-х: "Как-то в солнечный день я шел по Арбату и увидел необычного человека. Он нес в себе вызывающую силу и прошел мимо меня, как явление. В ярких желтых ботинках, клетчатый, с красно-оранжевым галстуком. Я не мог не обернуться ему вслед - это был Прокофьев". --- Опубликованное в феврале 1948 Постановление "06 опере "Великая дружба", в которой композитор был обвинен в формализме, резко изменило его положение в музыкальном мире СССР. Большая часть сочинений П. перестала исполняться. Тяжелая болезнь (прогрессирующая гипертония) заставляла композитора вести жизнь аскета, отказаться от посещения театров и концертов, почти прекратить чтение, свести ежедневную норму работы к одному часу в день. С 1949 П. редко выезжал с дачи на Николиной горе. Сын композитора, Святослав, вспоминал много лет спустя о том, что в облике композитора, "несмотря на сохранившееся чувство юмора и трудоспособность, проглядывало какое-то угнетенное состояние, затаившаяся горечь и утомление, которые ...отражали пережитое". --- Композитор вошел в историю как один из ярчайших новаторов. Слушателей изумляла острота и терпкость его музыкального языка, капризные изломы мелодики и безудержный напор бодрых, "тонизирующих" ритмов. Он неустанно экспериментировал. "Классический композитор, - утверждал П., - это безумец, сочиняющий вещи, непонятные для своего поколения". Его творчество нелегко находило дорогу к слушателю, 25-летний П. написал одному из своих оппонентов: "Человеческий слух, а может даже ухо, эволюционирует непрерывно, и разгадки Вашего непонимания в том, что игрой природы я на скале его эволюции брошен на несколько делений вперед в сравнении с Вами!" П. вызывал недоумение музыкантов старшего поколения, американских слушателей и просвещенной художественной элиты Парижа, он должен был пережить горечь неприятия своей музыки, вернувшись на родину.П. постоянно был в центре художественной жизни XX в. и хорошо знал ее переменчивость. Высокоразвитый артистизм, особая духовная утонченность воспитанника русской музыкальной школы вели П. к созданию художественного стиля, который в многоликой пестроте XX в. выделяется своей неповторимостью; его стройность, соразмерность и красота воскрешают гармоничное совершенство классического искусства. --- Соч: С.С.Прокофьев: Материалы, документы, воспоминания.М., 1961; Автобиография.М., 1973; Сергей Прокофьев: Дневник, Письма, Беседы, Воспоминания.М., 1991. --- Лит: Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева.М., 1973. --- Н. Савкина ---

    ПУНИ Иван Альбертович    (20.11.1894, Куоккала, Финляндия - 28.12.1956, Париж) живописец. Родился в семье музыкантов итальянского происхождения. Его дед, Цезарь П., итальянский композитор, автор многочисленных партитур к балетам, руководитель оркестра оперы в Париже и Лондоне, обосновался в Петербурге в 1857, писал музыку для императорских театров. Отец - Альберт П. - известный виолончелист. Начальное музыкальное и художественное образование П. получил в семье. Закончил театральную гимназию и поступил в Военную академию. В 1900-8 брал частные уроки рисования у И.Репина, затем, в 1910, поступил в академию Р.Жульена в Париже. В годы учебы увлекался кубизмом и фовизмом. В 1912-13 путешествовал по Италии, в 1913 возвратился в Россию. Полный энтузиазма и энергии, П. включился в работу художественного объединения Союз молодежи, участвовал в его выставках, сблизился с В.Татлиным, К.Малевичем, М.Ларионовым, Д.Бурлюком, В.Маяковским, В.Шкловским. На одной из выставок чрезмерное новаторство П. вызвало недовольство устроителей, что вынудило М.Матюшина объяснять членам жюри и публике работы П. наряду с произведениями Бурлюка, --- В 1913 П. познакомился и женился на художнице Ксении Богуславской. Вновь предпринял поездку в Париж, где выставил несколько своих работ в Салоне независимых вместе с Малевичем и Бурлюком. Живопись П: этого периода можно квалифицировать как фовистскую, несмотря на темную тональность, хотя постепенно он начинал склоняться к кубистским конструкциям. В 1914 сделал эскиз обложки футуристического альманаха "Рыкающий Парнас". В 1915 П. и Богуславская организовали в Художественном бюро Н.До6ычиной выставку "Трамвай "В", где, помимо их работ, были представлены работы Малевича, Татлина, Моргунова, Экстер, Поповой, Розановой, Удальцовой. С 19.12.1915 по 19.1.1916 они провели Последнюю футуристическую выставку "0,10". К ее открытию была выпущена листовка с изложением художественного кредо организаторов, выступивших в противовес конструктивизму Татлина. Манифест был важен для понимания беспредметного мира; утверждение, что картина есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенная смысла, было вместе с заявлением Малевича одной из первых ясных деклараций самодовлеющей художественной формы.П. сыграл важную роль в организационном оформлении супрематизма. В январе 1916 он выступил в зале Тенишевского училища с лекцией "Кубизм футуризм - супрематизм". В том же году на выставках "Товарищества независимых" и "Бубнового валета" экспонировал, наряду с жанровыми картинами и портретами ("Скачки", "Парикмахерская", "Игроки в карты", "Автопортрет" и др.), беспредметные картины, близкие к произведениям Малевича. Правда, увлечение П. беспредметным искусством было "не только кратковременным, но и достаточно поверхностным" (Н.Хаджиев). --- Весной 1917 П. стал одним из учредителей союза "Свобода искусству". В 1918 преподавал в Свободных художественно-учебных мастерских в Петрограде. В 1918-19 принимал участие в оформлении улиц и площадей Города (Литейный проспект и Охта), работал на Государственном фарфоровом заводе, исполнил проект печати Совнаркома; принял участие в выставке "Русский пейзаж". В 1919 преподавал некоторое время в Витебском художественном училище, затем уединился в имении отца в Финляндии, где пробыл более года практически бездеятельно. --- Осенью 1920 П. переехал в Берлин; сблизился с Рихтером, Эггелингом, Дусбургом, Беллингом. Вошел в Ноябрьскую группу, объединявшую авангардистов разных направлений. В 1921 участвовал в выставках группы в Берлине, провел персональную выставку в галерее "Der Sturm" (1921) и участвовал в Международной выставке в Дюссельдорфе (1922). Работал как иллюстратор, оформлял детские книги, например, С.Рафаловича "Марк Антоний. Трагедия" (Берлин, 1923). Много сотрудничал с театрами, рисуя эскизы костюмов и декораций; наиболее известны его эскизы костюмов для театров "Синяя птица" и "Карусель" (1921), "Возрождение" (1922), "Folies Вегдеге" (Париж, 1923), декорации и костюмы для турне в Аргентину театра "Douvan", для "Балладин оперы" (Прага, 1923). Участвовал в конференциях по проблемам современного искусства. --- В 1922 П. опубликовал в Берлине книгу "Современное искусство". В ней он дал анализ и резкую критику беспредметничества: "Вот в том-то и дело, что в русском беспредметничестве танцевали только первые вещи, только первые, вот тот Малевичев квадрат, еще несколько и затем ничего. Затем триста тысяч комбинаций из одного круга и пары квадратов"; "беспредметное конструирование [в России)... неизбежно должно было превратиться и превратилось в искусство аналитическое, в ряд опытов, простых и сложных. Примеры: работы Малевича, мои собственные того времени, Родченко, Розановой, Бруни и др.". Фактически в своей книге П. отвергал супрематизм. В том же году в лекции, прочитанной в Берлине, он назвал супрематические формальные достижения переходными и поверхностными и заявил о поддержке, с одной стороны, В.Кандинского, с другой - П.Пикассо. --- Изменение художественного стиля во многом определило смену места жительства. В 1923 П. переехал в Париж. Как он позднее вспоминал, "в Париже я заново родился... Именно там я сформировался как художник". В Париже П. сблизился с Ф.Леже, А.Марке, А.0занфаном, Дж.Северини. Пройдя через увлечение конструктивизмом, кубизмом, дадаизмом, в середине 20-х он пришел к светлой и нежной импрессионистской живописи - натюрмортам, интерьерам, парижским пейзажам. В Париже П. стал приверженцем фигуративной живописи, работал в стиле, напоминающем манеру Пьера Боннара и Эдуарда Вюйяра.П. был разносторонним художником, но прежде всего живописцем. С 1924 выставлялся в салоне Тюильри, в 1928 участвовал в Международной выставке в Брюсселе и выставке "Современного французского искусства" в Москве. В 1925 состоялась его первая персональная выставка в галерее "Barbazanger" (Париж), где были представлены "Большой натюрморт" и "Большая ню". Вторая персональная выставка прошла в 1928в галерее Джорджа Бернхейма и имела большой успех. В 30-е П. выставлялся в основном во Франции, где он был популярен: персональные выставки в галерее Кастель (1933), галерее Ле Ниво (1937); отдельные работы представлены в салонах "Temps Presents" (193435), "Современные художники" (1936), в клубе архитекторов (1937). В 1940-42 П. жил в Антибе, на юге Франции, вместе с супругами Делоне. В 1942 вернулся в Париж, где в 1943 устроил свою выставку в галерее Л.Карре. В 1946 он принял французское гражданство и вскоре стал кавалером ордена Почетного легиона. --- В послевоенный период П. вновь изменил манеру. В его поздних картинах отдельные черты предметов даны укрупненно и приблизительно, а цвета - чистыми, без полутонов, плоскостями. Такая мозаичная структура создает изысканную колористическую гармонию, которая не вредит изобразительности ("Оранжевое кресло", 1948; "Интерьер с пианино", 1949; "Пригород", 1953; "Пикник", 1954; цикл Арлекины, 1948-56 и др.). В 40-е П. получил международное признание. Его персональные выставки с успехом прошли в парижских галереях "Де Франс" (1947 и 1950), "Корд" (1953 и 1956); в Нью-Йорке (1949 и 1952) и Лондоне (1950). Он активно участвовал в международных выставках в Вене, Каире и Париже (1946), Питсбурге (1950), Турине (1953), Токио (1953 и 1955), Риме, Марселе, Провансе, Шартре и Мехико (1955-59). --- Умер художник в мастерской. Его мемориальные выставки состоялись в Париже (1956, 1958, 1959, 1966), Цюрихе (1960), Ницце, Амстердаме (1961), Турине (1962), Женеве (1964). Работы П. экспонировались также на выставках "После Гогена" (Варшава, 1959); "Русские художники парижской школы" (СенДени, 1960): "Пикассо и его друзья" (Страсбург, 1960); "французская живопись" (Москва, 1961): "Французская живопись в Женеве" (Женева, 1962) и др. Представлен во многих музеях Европы и Америки, а также и России. --- Соч.: Творчество жизни // Иск-во коммуны, 1919, 5 янв.; Современные группировки д русском левом искусстве // Там же, 1919, 13 апр. --- Лит.: Рои guy. Exposition. Musee de Nice. 1961; Lassaigne J. Jean Pougny. Baden-Baden, 1964; К истории русского авангарда. Стокгольм, 1976. --- И. Купцова ---

    ПУШКАРЕВ Сергей Германович    (8.8.1888, ел. Казацкая, Старооскольского у., Курской губ. -22.1.1984, Нью-Джерси, США) - историк. Дворянин, сын нотариуса Г.И.Пушкарева. Детство провел в имении Прохоровка Корочанского уезда Курской губернии, принадлежавшем матери, урожденной А.И.Шатиловой. Окончив курскую классическую гимназию с золотой медалью, в 1907 поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета. Учился у профессора М.Клочкова, ученика академика М.Дьяконова. Принимал участие в деятельности РСДРП, был близок меньшевикам, в 1910 по просьбе своего кузена Н.Попова (в советское время секретаря ЦК КП/б/ Украины и историка партии) взялся доставить в Киев прокламации, был арестован и исключен из университета. Продолжал обучение за границей на философских факультетах Гейдельбергского и Лейпцигского университетов (1911-14). Вернувшись в начале войны через Швецию на родину, добился восстановления в Харьковском университете, но в июне 1917 поступил юнкером в Виленское военное училище. Отошел от социал-демократов. В декабре, после расформирования училища, возвратился в Прохоровку, подготовился к выпускным экзаменам, успешно сдал их в 1918 и по рекомендации М.Клочкова был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В июле 1919 вступил в армию генерала Деникина, занявшую Харьков. В декабре в бою с махновцами был тяжело ранен, после долгого лечения в госпитале служил в управлении начальника авиации войск генерала Врангеля, затем на бронепоезде "Офицер", с командой которого был эвакуирован в ноябре 1920 в Турцию. --- В 1921 П. приехал в Прагу, где ему была предоставлена стипендия для научной работы под руководством И.Лаппо. Выдержал в 1924 магистерские экзамены при Русской академической группе и получил звание приват-доцента. В том же году опубликовал свою первую в эмиграции крупную работу - "Очерк истории крестьянского самоуправления в России" - обзор законодательства по этому вопросу, начиная с эпохи феодальной раздробленности до реформы местного суда 1912. По отзыву А.Кизеветтера, "автору удалось отметить все наиболее существенное и соединить краткость изложения с точностью сообщаемых сведений и ясностью общего рисунка". В 1925 П. стал членом Русского исторического общества в Праге. Преподавал в Русском народном университете, в Русской детской школе, на Русском юридическом факультете, входил в состав Ученого Совета Русского заграничного исторического архива. В 1929 был избран членом Славянского института при Чешской Академии наук, где работал над сравнительным словарем славянского права. В 1925-26 примыкал к евразийцам, посещал семинар П.Савицкого, по просьбе которого написал статью "Россия и Европа в их историческом прошлом" (Евразийский временник. Прага, 1927, кн. 5). В 1937 избран профессором кафедры русской истории в Братиславе. Сотрудничал в русских эмигрантских журналах и сборниках "Хозяин", "Родное слово", "День русской славы", "Россия и славянство", "Евразийский временник", "Евразийская хроника", а также в чешских изданиях: автор статей по истории русского крестьянства, внутренней политике Московского государства, донского казачества, колонизации Сибири, средневекового города, ему принадлежат брошюры по истории русской православной церкви, о русском государственном праве. Основной труд пражского периода - "Происхождение крестьянской поземельно-передельной общины", - в которой доказывал, что, будучи орудием налоговой политики правительства и закрепощения крестьянства, община, с одной стороны, отвечала крестьянским идеалам солидарности и взаимопомощи, а с другой - способствовала упадку сельского хозяйства. --- Женился в 1928 на Ю.Поповой. В годы 2-й мировой войны оставался в оккупированной Праге; воспринял манифест генерала Власова как возможный путь к освобождению России от большевизма, идейно поддерживал его армию. В апреле 1945 Пушкаревы перебрались в Западную Германию (Бавария), где П. преподавал в русских школах в лагерях "для перемещенных лиц". Во время переезда погиб архив П.: дневники периода революции и гражданской войны, выписки из архивных материалов, собранные документы, рукописи работ ученого. В начале 1946 П. был избран доцентом истории в Мюнхенском университете. В конце июля 1949 Г.Вернадский помог Пушкаревым выехать в США, в Нью-Хэйвен. --- С осени 1950 П. преподавал в Йельском университете, в 1951-52 прочитал курс лекций по русской истории в Русском институте Фордэмского университета в Нью-Йорке, ав 1954 - в Русском институте Колумбийского университета. Совместно с Г.Вернадским работал над составлением сборника источников по истории России на английском языке, подготовив в качестве отдельного тома универсальный словарь русских исторических терминов. --- Из работ П., опубликованных на русском языке в США, самыми известными являются изданные в Нью-Йорке книги "Обзор русской истории" (1953) и "Россия в XIX веке" (1956; расшир. и доп. пер. вышел под назв. "The Emergence of Modern Russia, 1801-1917", 1963: Эдмонгтон, 1985). В предисловии к первой книге П. писал: "В своем изложении я стремлюсь быть совершенно объективным "докладчиком", но не прокурором и не адвокатом нашего исторического прошлого, я не окрашиваю его ни в черный, ни в нежно розовый цвет; я не стараюсь втиснуть факты нашей истории в рамки какой-нибудь историософской или социологической схемы, - я даю лишь фактическое изложение исторических событий и описание политического и социального строя в каждом периоде". Опубликовал 3-ю часть исследования о судьбах общины; отмечал, что столыпинская аграрная реформа должна была открыть для русского крестьянства путь, "которым шли его западные соседи", тогда как ни политика императорского правительства в XVIII-XIX вв., ни советская социализация земли "не принесли русскому крестьянству ни равенства, ни благосостояния". Статьи П. печатались в американских и зарубежных русских изданиях ("Новое русское слово", "Новый журнал", "Записки Русской академической группы в США", "Грани", "Мысль", "Посев", "The Russian Review", "Slavic and East European Journal"). Основные их темы - Московская Русь, эпоха Петра Великого, взаимоотношения России и США, внутренняя политика России XIX - начала XX вв. "Странички из воспоминаний" опубликованы в 1980 в "Новом русском слове". Статьи, посвященные теме октябрьского переворота 1917, составили сборник "Ленин и Россия" (Франкфурт-на-Майне, 1978; 1988); П. доказывал, что революция 1917 - "обвал", "обрыв" русской истории, явление, чуждое национальным корням русского народа. Два посмертных сборника работ П. - "Самоуправление и свобода в России" (Франкфурт-на-Майне, 1985) и "Роль Православной церкви в истории России" (Нью-Йорк, 1985) - подготовлены сыном П., Б.Пушкаревым. Работы, вошедшие в первый сборник, характеризуют существовавшие в русской истории начала политической свободы и общественной самодеятельности. В предисловии ко второму сборнику протоирей Иоанн Мейендорф подчеркивал ведущую, по его мнению, мысль автора: "...при самых разных ...исторических обстоятельствах - Святая Церковь оставалась Церковью, т.е. открывала людям их истинное и единственное назначение - быть гражданами не только земного Отечества, но и Царства Божия, и тем самым обладать подлинной радостью и внутренней неотъемлемой свободой". --- П. подготовил многих американских историков. Как вспоминал один из его учеников, П. "предельно использовал те узкие возможности, которые открывались перед русским эмигрантом-специалистом по русской истории". --- Соч.: Как русский народ заселял Сибирь // Хозяин, 1925, №9, II, 15; Vnitrni zrizenia a vnejsi postaveni pskovskeho sMtuve XIV-XV stol. // Sbornik ved pravnicha itatnich. Prague, 1925, XXV; Z^cady obchodni a prumyslove politiky Petra Velikoho // Ibid., 1926, XXVI; И.Т.Посошков и его значение в истории русской культуры // Зап. Рус. истор. об-ва в Праге, 1927, T.I; Крестьянский "мир" на севере России // Хозяин, 1928, № 12, 13, 38, 40; The Political Movements and Political Organization of the Russian Peasantry in the Twentieth Century / A systematic Source Book of Rural Sociology, vol.II. Minneapolis, 1931; Целовальники в суде и управлении Московской Руси // Зап. Рус. науч. ин-та в Белграде, 1933, вып.9; Происхождение крестьянской поземельной общины // Зап. Рус. науч.-исслед. объединения Рус. свобод, ун-та в Праге, 1939, ч. 1-2, № 67; 1941, № 77; Русская земля в "безгосударственное время" (1606-1613) // Зап. Рус. акад. группы в США, 1967, T.I; Донское казачество и Московское государство в XVII веке // Там же, 1968, т.2; Dictionary of Russian Historical Terms from the Eleventh Century to 1917. New Haven, 1970; A Source Book for Russian History from Early Times to 1917. 3 vol. New Haven, 1972; Петр Великий // Зап. Рус. акад. группы в США, 1973, т.7. --- Лит.: Fisher R.T. С.Г.Пушкарев // Slavic Review, 1984, № 2; Жернакова Н. Сергей Германович Пушкарев // Зап. Рус. акад. группы в США, 1986, т. 19; Магеровский Е. Пророк, обернутый вспять: С.Г.Пушкарев // Там же. --- Арх.: ГАРФ.ф. 5891, д. 437. --- О. Семякина ---

    ПШЕБОРСКИЙ Антон Павлович    ( 14.5.1871, с. Хороше, Украина - 24.5.1941, Варшава) математик и механик. Родился в семье врача Павла П. и Марии Меленевской, выходцев из обедневших шляхетских родов. Отец получил медицинское образование в Киеве, служил на Черноморском флоте.П. окончил с золотой медалью гимназию в Николаеве ив 1890 поступил на математическое отделение физико-математического факультета университета Св.Владимира в Киеве. В студенческие годы был награжден золотой медалью за конкурсное сочинение. В 1894 П. закончил университет и был оставлен при нем на два года стипендиатом для приготовления к профессорскому званию. Его научные занятия шли успешно, за работу "О методах Абеля, Якоби, Лиувилля и Вейерштрасса в теории эллиптических функций" он получил в 1895 премию им. киевского профессора И.Рахманинова. Затем П. некоторое время (1896-97) жил у отца в Николаеве, готовясь к магистерским экзаменам, которые сдал в 1897. Был представлен университетом к должности приват-доцента, однако не утвержден попечителем Киевского учебного округа Н.Игнатьевым на основании антипольского указа 1864. П. смог лишь получить с 28.1.1898 должность штатного доцента механики в Технологическом институте в Харькове, а через год был приглашен в Харьковский университет на должность приват-доцента кафедры математики. --- Тематически первые работы П. были связаны с исследованиями П.Покровского, с которым он поддерживал переписку, а после смерти ученого посвятил ему обстоятельную и тепло написанную статью. В 1902 защитил диссертацию "Некоторые приложения теории линейчатых конгруэнций" (Харьков, 1901: Варшава, 1903; М" 1907) на степень магистра математики, после чего был назначен исполняющим обязанности экстраординарного профессора кафедры математики Харьковского университета, --- В 1904 П. стажировался в Германии: в Гейдельберге и Гёттингене, где он слушал лекции Д.Гиль6ерта, Ф.Клейна, посещал заседания математического общества. Впоследствии стал членом Общества прикладной математики и механики в Берлине. После возвращения из-за границы П. продолжил работу в Харьковском университете в качестве экстраординарного профессора. В 1908 защитил в Московском университете докторскую диссертацию "Исследования по теории аналитических функций, задача о продолжении ряда Тейлора". В том же году П. стал ординарным профессором Харьковского университета. Одновременно с работой в университете он был профессором математики на Высших женских курсах, вел практические занятия по математическому анализу и геометрии в Технологическом институте. --- В 1919 П. был избран ректором Харьковского университета, а с июня 1920- ректором Академии теоретических знаний, основанной на базе университета. Однако высшая школа на Украине претерпевала в это время значительные изменения. В соответствии с постановлением новой власти вся система образования переориентировалась на решение практических задач. Академию преобразовали в Харьковский институт народного образования, а научно-исследовательские кафедры были отделены от учебных. В 1920 П. возглавил кафедру теоретической механики. Вскоре он был арестован как "польский заложник", снят с должностей, но через 20 дней освобожден. Его выбрали деканом физико-математического отделения, а затем вторично ректором Харьковского института народного образования. --- В августе 1921 П. обратился в польское министерство религиозного и народного образования с просьбой помочь ему переехать на постоянное жительство в Польшу, В результате переговоров получил должность ординарного профессора кафедры математики в Виленском университете, который в то время находился на территории Польши. О переводе П. в Варшаву хлопотал крупный польский математик Вацлав Серпинский. --- После месячного пребывания в Вильно в 1922 П. уехал в Варшаву, где стал работать ординарным профессором кафедры теоретической механики Варшавского университета (до 1939). На этой кафедре, преобразованной вскоре в факультет теоретической механики, П. читал лекции в расширенном объеме по аналитической и теоретической механике, вел практические занятия и семинар по этим дисциплинам; читал он также курс по динамике твердых и жидких тел. Одновременно в 192232 П. преподавал аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисление, дифференциальные уравнения и др. разделы высшей математики на архитектурном факультете Варшавского политехнического института. --- Педагогическое наследие П. сохранилось в виде ряда учебных руководств. До эмиграции он опубликовал двухтомное "Введение в анализ" (Харьков, 1903; 1908), объемный "Курс аналитической геометрии" (Харьков, 1905; 1909). В Варшаве вышли: его учебник "Вариационное исчисление" (1926) и "Лекции по теоретической механике" в 2-х томах (1930 и 1935). --- Научные интересы П. были весьма широки, Еще в России он написал ряд статей по алгебре, дифференциальным уравнениям, дифференциальной геометрии и по вариационному исчислению. Особенно ценными являются три статьи П. по теории полиномов, наименее отклоняющихся от нуля, в которых он развил исследования петербургских ученых П.Чебышева, Е.Золотарева и В.Маркова. Этими работами П. привлек внимание математиков XX в. к чебышевскому направлению в теории оптимального приближения функций. В Польше в научных трудах П. стали преобладать исследования по механике. Он писал работы по проблемам классической механики: по динамике неголономных систем и по неаналитическим интегралам нелинейных дифференциальных уравнений (193036). Этими работами он внес заметный вклад в развитие механики. --- В 1923-39 П. был членом редколлегии журнала "Работы по математике и физике", издававшегося известным польским математиком и историком математики С.Дикштейном. С 1930 являлся членом Варшавского научного общества, а также членом польских Математического и Физического обществ. Заслуги П. были отмечены в 1923 избранием его членом Академии технических наук в Варшаве. Кроме науки, П. увлекался музыкой, сам был хорошим пианистом. --- Лит.: История отечественной математики: В 4-х т., т-2-3. Киев, 1967-68; Wachulka A. Antoni Przeborski. 1871-1941 // Wiad. matem., 1976, т.20, № 1. --- Арх.: Арх. РАН, ф.162, оп.2, Д.365 --- Н. Ермолаева ---

    ПЯТИГОРСКИЙ Григорий Павлович    (3.4. {по др. св. 6.4.} 1903, Екатеринославль 6.7.1976, Лос-Анджелес, м. Брентвуд, США) виолончелист, Детство и отрочество П. связаны с Екатеринославлем, где его отец - Павел Иванович П" скромный музыкант-альтист - играл в местном симфоническом оркестре. Быстро распознав одаренность маленького Гриши (уже с 6 лет успешно принимавшего участие в домашнем любительском квартете), отец отдал его в музыкальное училище, в руки опытных преподавателей - С.Ямпольского и Д.Губарева. К моменту переезда семьи в Москву (1914) юный виолончелист уже приобрел оркестровый опыт; в отзывах на его успешные выступления в сольных концертах неизменно отмечались красота звука и присущая исполнителю редкая музыкальность. Успешно выдержав вступительные экзамены в Московскую консерваторию, П. стал учеником профессора А. фон Глена, одного из наиболее авторитетных педагогов, в прошлом воспитанника К.Давыдова - основателя русской виолончельной школы. Несомненно полезными оказались для П. и кратковременные занятия с известным виолончелистом и педагогом А.Брандуковым. --- Еще в стенах консерватории за П. укрепилась слава превосходного солиста и оркестранта. В 16 лет (по др. св. в 15), выдержав конкурс, П. уверенно занял место солиста-концертмейстера группы виолончелей в Большом театре. Подлинной сенсацией стало его выступление с труднейшей сольной партией из "Дон-Кихота" Р.Штрауса; состояшееся экспромтом, оно вызвало всеобщее восхищение слушателей, оркестрантов, дирижера Г.Фительберга. В 1918 П. пригласили в квартет им.В.Ленина, хотя он был значительно моложе участников ансамбля - известных музыкантов Л.Цейтлина, К.Мостраса, Ф.Криша (в отдельных концертах Л.Пульвера). В 18 лет П. играл на равных с такими корифеями ансамблевого искусства как пианисты К.Игумнов, А.Гольденвейзер. В дуэте с пианисткой Е.Бекман-Щербиной П. впервые в России исполнил Сонату К.Дебюсси, "Балладу" С.Прокофьева, "Импровизации" А.Гедике.Ф.Шаляпин, Л.Собинов приглашали его участвовать в своих концертах. С успехом проходили выступления трио в составе П., И.Добровейна, М.Фишберга. --- В 1921 артист, тяготившийся сложившимися в России условиями жизни, оказался с группой музыкантов в Польше. Недолгое время проработав в Варшавском филармоническом оркестре, П. переехал в Германию. Ему представлялось интересным получить уроки у крупнейших педагогов-виолончелистов Х.Беккера в Берлине и Ю.Кленгеля в Лейпциге. Однако, как позднее вспоминал П., эти встречи были непродолжительными и мало что прибавили к знаниям, обретенным в Московской консерватории. В 1924 произошло одно из важнейших событий в творческой судьбе П. - встреча с немецким дирижером, руководителем Берлинского филармонического оркестра В.Фуртвенглером. Услышав в исполнении П. концерт Р.Шумана, первую часть концерта А.Дворжака и фрагменты из "Дон-Кихота", Фуртвенглер немедленно пригласил молодого артиста занять место концертмейстера. С этого времени исчезли многие заботы, отвлекавшие внимание П. от искусства. Работу в оркестре виолончелист успешно сочетал со все более расширявшейся концертной деятельностью и даже педагогикой. Помимо сольных концертов в различных городах и странах Европы, П. принимал участие в фортепианном трио совместно с Л.Крейцером и Й.Вольфсталем, а затем с А.Шнабелем и К.Флешем. Охотно играл он и в различных камерных составах со многими знаменитыми пианистами, скрипачами, альтистами. --- 5.11.1929 состоялась первая встреча П. с Америкой. В этот день он сыграл свой сольный концерт в Оберлине, небольшом университетском городе (шт. Огайо). В том же сезоне (1929/30) триумфальный успех сопутствовал артисту в Филадельфии, где был исполнен концерт Дворжака с Филармоническим оркестром под управлением Л.Стоковского, а затем в Нью-Йорке (дирижировал В.Менгельберг). Американский период творческой биографии П. (1929-76) отмечен художественной зрелостью его искусства, совершенным исполнительским мастерством. Поистине огромен его репертуар. Помимо сочинений, составляющих "золотой фонд" виолончельной литературы XX в., артист исполнял множество сочинений, либо ему посвященных (ок. 25), либо получавших из его рук успешную "путевку в жизнь". Назовем концерты Кастельнуово-Тедеско (1935), Голестана, Хиндемита (1941), Уолтона (1957), Мийо. В 1940 П. осуществил в США премьеру Первого концерта с оркестром Прокофьева, соч.58 (Бостон, дирижер С.Кусевиц^ий). Многие пьесы П. исполнял в собственном переложении: Дивертисмент и сонату В.А.Моцарта, Adagio и Rondo К.М.Ве6ера, Ноктюрны (cis-moU) Ф.Шопена, "Русскую пляску" А.Лядова и др. Особого внимания заслуживает виолончельная версия "Итальянской сюиты" по "Пульчинелле" И.Стравшского, осуществленная П. совместно с автором. Артист охотно играл пьесы, посвященные ему его коллегами - Г.Кассадо и Э.Майнарди. Ряд миниатюр он написал сам: "Пляска", "Скерцо", Вариации на тему Паганини, музыкальная шутка для инструмента Solo "Прогулка Прокофьева и Шостаковича по Москве" - все они свидетельствуют о наличии у музыканта сочинительских способностей, о его совершенном владении выразительными тайнами виолончели. --- С середины 30-х и до последнего года жизни П. концертировал во всех странах мира. Он выступал со знаменитыми оркестрами под управлением Тосканини, Стоковского, Кусевицкого, Вейнгартнера, Казальса, Бичема, Барбиролли, играл в сонатных ансамблях с С.Рахманиновым. С 1930 участвовал в фортепианном трио с В.Горовицем и Н.Мильштейном, а с 1949 - с А.Рубинштейном и Я.Хейфецем. --- Огромным успехом пользуются осуществленные П. записи на пластинки, особенно пять сонат Л.Бетховена (совм. с пианистом Ф.Салмоном), соната С.Барбера, Концерт Уолтона, пьеса "Шелом" Э.Блоха, Двойной концерт И.Брамса (с Мильштейном). В 1966 вышла в записи серия - "Концерты Хейфеца и Пятигорского". Этот цикл камерных скрипично-виолончельных программ был задуман и исполнен великими артистами еще в 1961 в Лос-Анджелесе, а затем повторен в Нью-Йорке в 1964. --- Немало сил П. отдавал педагогической деятельности, в которой столь своеобразно сочетались национальные черты американской и русской культур.П. преподавал в целом ряде учебных заведений США: в 1941-49- профессор Музыкального института Кёртис в Филадельфии; с 1957 - мастер-классы в Бостоне; с 1960 - руководитель камерно-музыкального отдела фестивалей Беркширского музыкального центра: в 1962-75 - профессор университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес), Одновременно П. проводил летние курсы и семинары в др. странах. Как и в исполнительстве, в методике преподавания П. не было ничего формального, схоластичного. Все шло от естественности движений, логики музыкального содержания. Обладая редким даром и тактом, П. не подавлял личность молодого исполнителя, а, напротив, развивал ее и совершенствовал. Прогрессивность его педагогического метода нашла осязаемое подтверждение в успехах множества его учеников, в числе которых лауреаты международных конкурсов Л.Парнас, Л.Лассер, С.Кейтс, Н.Розен, Д.Девис и др. Заслуги П. в области педагогики были отмечены званиями почетного доктора университетов Филадельфии, Чикаго, Лос-Анджелеса, Техаса и др. (всего 14), Он являлся также почетным президентом виолончельного общества в Нью-Йорке, где в 1962 была учреждена премия его имени, присуждаемая каждые три года одному из молодых виолончелистов.П. - почетный член Королевской академии музыки и Королевского филармонического оркестра (Англия). Он был награжден золотой медалью Королевского музыкального общества (1957) и удостоен ордена Почетного легиона. --- Жизнь П. на чужбине складывалась более чем благополучно. Всегда и везде ему сопутствовали успех и признание. Тем не менее мысли о родине не оставляли его, тревожа душу. В письме к брату Александру, также виолончелисту (псевд. Стогорский), П. признавался: "Мне хочется все больше и больше в Россию. Я с жадностью читаю про все, что пишут о России". Отголоски ностальгии звучат и в других письмах: "Все-таки Родина - это великая штука, а для музыканта в особенности". В 1962, 40 лет спустя, он вновь оказался в Москве как член жюри Международного конкурса виолончелистов им.П.Чайковского. Подобное же приглашение и приезд П. состоялись в 1966. В эти дни было много встреч с теми, кто прежде знал П" а также с молодыми воспитанниками русской школы - Н.Шаховской, Н.Гутман, В.Фейгиным, М.Хомицером. --- С годами творческая энергия не изменила П. В 1973 торжественно отмечалось его 70-летие: в честь П. был дан концерт в Карнеги-холле (Нью-Йорк), где 10 знаменитых виолончелистов исполнили "Итальянскую сюиту" Стравинского в обработке юбиляра. В 1974, в летнем Лондонском фестивале, П. совместно с пианистом Д.Баренбоймом играл сонаты Брамса, Дебюсси, Шопена, пьесы Шумана. В 1975 в Париже артист осуществил первое исполнение сонаты и двух пьес А.Веберна. Подвигом артиста можно назвать последние три месяца жизни, когда он, уже тяжело больной, перенеся сложную операцию, смог дать в Филадельфии два концерта, на которых присутствовало 60 тысяч слушателей, а также провести двухнедельный мастер-класс в Швейцарии. Всей своей жизнью П. доказывал истинность слов, сказанных им в Москве: "Для меня виолончель самое важное на свете и главная сущность нашей вселенной". П. - одно из ярчайших явлений на виолончельном небосклоне XX в. Его совершенное искусство игры на инструменте, художественная самобытность, завершенность создаваемых образных представлений покоряли слушателей на протяжении более полувека. --- Лит.: Piatigorsky G. Celhst. New York, 1965; Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства, кн.4. М., 1978. --- Т. Гайдамович

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..