МЕЧ и ТРОСТЬ
12 Дек, 2018 г. - 10:20HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    ПОЛЕВИЦКАЯ Елена Александровна    (3.6.1881, Ташкент - 1973, Москва) - актриса, Из семьи банковского служащего. В 1900 закончила с большой серебряной медалью Александровский институт и двухгодичные педагогические курсы в Петербурге. Четыре года училась в художественном училище Штиглица, откуда, несмотря на присуждение ей "высшей премии" за акварель, была отчислена в июне 1905 якобы "за неуспешность", а в действительности за участие в студенческом движении. В декабре 1905 поступила на курсы драматического искусства Е.Рапгофа, где занималась под руководством А.Петровского. Окончив в 1908 курсы, впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе и Казани. Пыталась поступить в Александрийский и Малый театры, но безуспешно. В 1909-10-в петербургском театре В.Комиссаржевской, оказавшей, наряду с Ф.Шаляпиным, особенно сильное влияние на П., в 1914-16-в московском драматическом театре Суходольских, вместе с режиссером И.Шмитом, за которого вышла замуж, в 191014 и 1916-18 -в труппе Н.Синельникова в Харькове и Киеве. Приобрела всероссийскую известность воплощением женских образов русской классики: Лиза ("Дворянское гнездо" И.Тургенева), Вера ("Обрыв" И.Гончарова), Настасья Филипповна ("Идиот" Ф.Достоевского), Катерина и Юлия ("Гроза" и "Последняя жертва" А.0стровского); Синельников отмечал ее богатейшую мимику, благородство движений, прекрасный голос. --- Уехала в 1920 с мужем на гастроли в Болгарию, ее выступления проходили с большим успехом; царь Борис наградил актрису высшим национальным орденом Болгарии. Позднее П. играла у М.Рейнгардта в Германии. В 1923 приезжала в СССР, играла в течение двух месяцев в составе труппы Малого театра, актеры которого благодарили ее "как одно из крупнейших дарований современного русского театра... за те многие часы радости", которые она подарила "своим талантом, давая возможность видеть его и наслаждаться так близко и непосредственно". Отзывы критики, однако, были противоречивы и подчас отрицательны. В 1924-25 снова гастролировала в СССР. В 20-х - начале 30-х выступала с большим успехом в театрах Германии, Австрии, Чехословакии, государств Прибалтики на русском и немецком языках, прославилась как "русская Дузе", в частности, в роли Марии Стюарт (в драме Ф.Шиллера), В 1934 И.Шмит, заподозренный пришедшими к власти нацистами в "неарийском" происхождении, был изгнан из театра в Берлине, что вынудило его уехать вместе с П. в Эстонию. После смерти мужа и оккупации в 1941 гитлеровскими войсками Прибалтики П. была арестована и отправлена в концлагерь на Северном море; освобождена благодаря вмешательству друзей. С 1943 преподавала в Высшей школе сценического искусства при Академии искусств в Вене, одновременно играла в "Бургтеатре", "Скала", "Народном театре". В 1955 получила разрешение вернуться в СССР. В Москве, Ленинграде, Киеве прошли ее творческие вечера. С 1961 преподавала в Театральном училище им. Б.Щукина, одной из ее учениц была Л.Чурсина. Снималась в фильмах "Муму" (1959) и "Пиковая дама" (1960). С 1963 работала над воспоминаниями, довела их до 1914. Ю.Завадский считал П. актрисой "яркой, самобытной, но не сумевшей реализовать в полной мере свои большие артистические возможности". Умерла в московском Доме ветеранов сцены. --- Соч.: Путь актрисы // Встречи с прошлым, вып. 3. М., 1987. --- Лит.: Синельников Н.Н. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935; Бронштейн С. Герои одного мгновения.М., 1964. --- Арх.: РГАЛИ, ф. 2745. --- Р. Ильин ---

    ПОЛЬ Владимир Иванович    (1.1.1875, Париж - 21.6.1962, Париж) - пианист, композитор, педагог, художник. Отец, Иван Фридрихович П., обрусевший немец, врач по нервным болезням, приехавший в Париж защищать диссертацию; мать - Александра Сергеевна (урожд. фон Пейч), пианистка, ставшая первой преподавательницей П. Детские годы и юность П. прошли в Киеве. Окончил естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета. Получил музыкальное образование в Киевской консерватории по классу рояля у профессора А.Пухальского и по теории музыки - у Е.Рыбы, ученика Н.Римского-Корсакова. С малых лет пристрастившись к рисованию, учился в Киевском художественном училище, брал уроки у Н.Ге. --- Студентом женился на пианистке Марии Станиславовне Новицкой; в дальнейшем брак распался (после революции М.Поль осталась с двумя детьми в России; сын П. - Олег, богослов, стал жертвой репрессий в 1923). --- В 1903 П. выдержал экзамен в консерватории и получил звание "свободного художника". Из-за начавшейся болезни легких перебрался в 1904 в Крым. Сочинял музыку, преподавал, был директором Крымского отделения Русского музыкального общества. В Ялте состоялось знакомство П. с начинающей камерной певицей, дочерью либерального общественного деятеля М.Петрункевича - Анной Михайловной Петрункевич (более известной под сценическим псевдонимом Ян Рубан), вскоре ставшей его женой и соисполнителем в концертных программах, где П. выступал в качестве аккомпаниатора. Вместе они продолжали работать, переселившись в Москву. В этот период П. сочинял этюды, вальсы, романсы на стихи Ф.Тютчева ("Последняя любовь"), А.К.Толстого ("На нивы желтые"), А.Майкова. На "огонек" к Полям заходили В.Поленов, Н.Ге, А.Бенуа, С.Меркуров, К.Станиславский.П. неоднократно бывал у Л.Толстого в Ясной Поляне, дружба связывала его с С.Толстым. Увлечение философией и оккультизмом привело его к знакомству с Н.Лосским, П.Успенским. Всю жизнь П. был озабочен проблемой самоусовершенствования, гармоничного развития тела и души, соблюдал строгую диету, занимался йогой. В музыке оставался приверженцем классической школы, но при этом, по свидетельству С.Маковского, "свои мистические прозрения мечтал вложить в гармонически совершенную оркестровую симфонию". --- Революцию П. и Ян Рубан встретили в Крыму. Выступали с концертами перед красногвардейцами. Эмигрировав, поселились в Париже. Музыкальные вечера и концерты четы Поль проходили с исключительным успехом. Ян Рубан исполняла песни Шуберта, Чайковского, Дебюсси, сочинения П. В Париже он написал три небольших балета, многочисленные романсы, был создателем Русского музыкального общества (Русской консерватории) в Париже, после смерти С.Рахманинова - ее почетным директором. Активный участник всех музыкальных мероприятий русской эмиграции. Публиковал статьи как музыкальный критик. Профессор теории музыки и по классу фортепиано до ухода на пенсию по состоянию здоровья в 1953: Ян Рубан преподавала в Русской консерватории по классу вокала. Погиб П. в результате несчастного случая. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, в той же могиле похоронена Ян Рубан. --- Лит.: Андреев А. Владимир Иванович Поль // Возрождение, 1962, № 128; Маковский С. На Парнасе Серебряного века. Мюнхен, 1962: Мищенко А.А. В.И.Поль // Вест. РСХД, 1962, № 65. --- Э. Шулепова А. Святославский ---

    ПОПЛАВСКИЙ Борис Юлианович    (24.5.1903, Москва - 9.10.1935, Париж) поэт, прозаик. Родился в семье Ю.Поплавского - журналиста и предпринимателя из польских крестьян, товарища председателя Общества заводчиков и фабрикантов Московского промышленного района, в молодости окончившего Московскую консерваторию по классу фортепиано; по свидетельству П.Бурышкина, его отличала "легкость слова и легкость пера". Мать (урожд. Кохманская) - из дворянской семьи, скрипачка. Атмосфера дома, где собирался литературно-музыкальный кружок, и влияние старшей сестры способствовали проявлению поэтических способностей П. Воспитывался гувернерами, провел несколько лет с матерью в Швейцарии и Италии, затем до 1917 учился во французском лицее в Москве. В 1918 уехал с отцом в Крым, здесь состоялся его литературный дебют - публикация стихотворения "Герберту Уэллсу" в симферопольском альманахе "Радио", --- С ноября 1920 П. в эмиграции: на острове Принсипо, в Константинополе, с мая 1921 в Париже. В 1922 несколько месяцев обучался живописи в Берлине; современники отмечали влияние живописи, в частности, М.Шагала на поэзию П. По возвращении в Париж поступил на историко-филологический факультет Сорбонны. В 1925 в кафе "Ла Болле" впервые в эмиграции выступил с чтением своих стихов, в 1928 четыре стихотворения П. были опубликованы в журнале "Воля России" (№ 2). Печатался также в журналах "Вся Россия", "Звено", "Числа", в сборнике Союза молодых писателей в Париже (1929). Автор определения "парижская нота" (в эмигрантской поэзии). Участник выставки произведений изобразительного искусства русских и французских писателей (1932-33). В 1931 вышла единственная прижизненная книга стихов П. "Флаги" (ок. 90 стихотворений). В журнале "Встречи" (1934) публиковались главы из романа-исповеди "Аполлон Безобразов", над которым П. работал с 1926. Посмертно были изданы сборники стихов "Снежный час" (1936), "В венке из воска" (1938): в альманахе "Круг" опубликованы отрывки из романа "Домой с небес" (2-й части задуманной трилогии), написанного, по словам В.Яновского, "бурной, размашистой лирической прозой большого поэта, со всеми преимуществами и недостатками такой манеры от Андрея Белого до Пастернака включительно". По рукописи оба романа были впервые изданы в Петербурге в 1993; 3-я, незавершенная часть, не издана. Последний сборник стихов "Дирижабль неизвестного направления" вышел в 1965. На рубеже 20-30-х П. принимался критикой как заметная фигура поэзии русской эмиграции. В стихах его много боли и тревоги, ощущения дисгармонии с окружающим миром. О себе он писал: "Мы, лирические поэты, поэты субъективного, всегда останемся несозвучными эпохе, и люди правильно делают, когда загоняют нас в подполье или доводят до дуэлей или самоубийства". --- Несмотря на признание участниками литературных собраний эмиграции ("Зеленая лампа", "Числа", "Кочевье"), П. не смог избавиться от чувства одиночества, которое толкало его в нездоровую среду "псевдоинтеллектуальных нищих" (по определению Г.Газданова), с которыми его роднила лишь житейская неустроенность. Доверчивый и непрактичный в жизни, П. часто становился жертвой человеческой непорядочности. Погиб, приняв, по-видимому, слишком большую дозу наркотика. Похоронен на кладбище в Иври, затем прах перенесен на русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Безвременная кончина П. вызвала многочисленные отклики в эмигрантской печати, По мнению В.Ходасевича, П. был самым талантливым поэтом русской эмиграции. --- Соч.: Домой с небес. Романы. СПб.-Дюссельдорф, 1993. --- Лит.: Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. СПб.-Дюссельдорф, 1993, --- Э. Шулепова А. Святославский ---

    ПОПРУЖЕНКО Михаил Георгиевич    (псевд. В.М" М., М.Р., Н.Е.Розов, М.Самборский, С.Р.Г., Старый профессор) (25.7.1866, Одесса 30.3.1944, София) - историк и филологславист. Из семьи протоиерея и духовного писателя, родственник А. и Г.Флоровских. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1889), специализировался по кафедре славянской филологии, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. До 1891 преподавал русский язык в Одесском коммерческом училище, затем после сдачи магистерских экзаменов - приват-доцент Новороссийского университета, с 1896 одновременно заведующий Публичной библиотекой Одессы, в течение нескольких лет секретарь Одесского общества истории и древностей. В 1894 защитил в Одессе магистерскую диссертацию "Из истории литературной деятельности в Сербии XV века: "Книга царств" в собрании рукописей библиотеки Императорского Новороссийского университета" (Одесса, 1894); в 1899в Харькове - докторскую диссертацию "Синодик царя Борила" (Одесса, 1897-99, тт. 1-2). С 1908 экстраординарный, с 1910 ординарный ис 1916 заслуженный профессор Новороссийского университета по кафедре славянской филологии. --- Эмигрировал в 1919 в Болгарию. В 192041 профессор истории русской литературы, с 1939 почетный доктор Софийского университета. Член-корреспондент (с 1923) и академик (с 1941) Болгарской Академии наук. Действительный член Болгарского археологического института (с 1928) и Македонского научного института в Праге (с 1934). --- Ранние работы П. посвящены широкому кругу вопросов средневековой истории и культуры западных, южных и восточных славян; некоторые удостоились благожелательных отзывов крупнейших ученых и деятелей культуры. До 1917 занимался также историей Новороссийского края, писал статьи по вопросам педагогики. С конца XIX в. разрабатывал проблемы болгарской истории, исследовал памятники древнеболгарской письменности. В 1896 впервые посетил Болгарию в связи с работой над докторской диссертацией, затем принимал участие в исследованиях, предпринятых на территории Болгарии Русским археологическим институтом в Константинополе, неоднократно работал в болгарских архивах и библиотеках. --- Наибольший вклад в болгаристику внес изданием и исследованием источников по истории богомильства, библиографическими работами по кирилло-мефодиевской проблематике, трудами по истории болгарского Возрождения. Эти направления творчества определились в России; в годы эмиграции лишь продолжал сбор материалов, более солидно фундировал выводы, развивал высказанные ранее взгляды. В Болгарии им подготовлены новые издания источников по истории богомильства - переработанная публикация "Синодика царя Борила" с исследованием об этом памятнике (София, 1928) и аналогичная переработка вышедшего впервые в 1909 издания "Слова на еретики..." Козмы Пресвитера (Козма Пресвитер, болгарский писатель Х в. София, 1936). Эти труды П., по оценкам позднейших исследователей, имели фундаментальный характер. Издание "Слова на еретики...", в частности, решило "многие вопросы изучения деятельности' Козмы Пресвитера" и было в середине 1930-х "высшим достижением в этой области" (Л.Лаптева). --- При работе над книгой "Козма Пресвитер" П. пользовался не только собранными самостоятельно материалами, но и выписками, различными справками оставшегося в России слависта Г.Ильинского, с которым оживленно переписывался и которому оказал большую помощь в издании труда "Опыт систематической кирилломефодиевской библиографии". После ареста Ильинского довел до конца печатание "Опыта..." (изд. София, 1934) и опубликовал (совм. с С.Романским) его продолжение - "Кирилломефодиевска библиография за 1934-1940 год" (София, 1942); эта книга завершила серию трудов П. о Кирилле и Мефодии, начатую еще в 1890-х в России. --- В начале XX в. в России и Болгарии выходили исследования П. по истории болгарского Возрождения, написанные по материалам архивов Одессы, Кишинева, Петербурга, Варшавы, Москвы. В них приведены новые материалы о Браильском восстании 1842 под руководством Г.Раковского, исследовалась история болгарских колоний в России, рассматривались вопросы развития болгарской духовной культуры, характеризовались проживавшие в России деятели болгарского Возрождения. В эмиграции П. опубликовал еще свыше 30 статей по данной тематике, сосредоточившись, главным образом, на выяснении роли России в возрождении болгарской культуры и освобождении Болгарии от османского ига. Он стремился также показать роль писателей, просветителей, ученых Болгарии и России (И.Вазова, В.Гаршина, Н.Герова, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, В.Палаузова и др.) в болгарском Возрождении и в поддержке Болгарии в борьбе за независимость. --- П. активно работал в эмиграции как публицист и популяризатор. Он выступал со статьями об эволюции идеи "славянской взаимности" после русской революции 1917, заявлял о необходимости создания в будущем славянской федерации с участием посткоммунистической России. Ему принадлежат обзоры творчества русских писателей XIX в., работы, знакомящие русских беженцев с болгарской культурой и некоторыми событиями общекультурного значения. В русской эмигрантской и болгарской печати появился также ряд статей П. о жизни и деятельности работавших в России славистов прошлого и настоящего - М.Погодина (1925), Ф.Успенского (1928), Ю.Венелина (1929), А.Соболевского (1930), основанных и на личных впечатлениях. "М.Г.Попруженко, хотя он и не болгарин по рождению, до настоящего времени остается весьма деятельным болгарским ученым, имеющим выдающиеся заслуги в изучении древнеболгарской литературы и болгарского Возрождения", - писали в 1939 видные болгарские филологи и историки - академики С.Романский, Ю.Трифонов, П.Мутафчиев. Деятельность П. оставила значительный след как в болгарской, так и в русской науке. --- Соч.: Из заметок по истории болгарского Возрождения // Изв. на Народен етнографски музей, 1923, № 23; Обществените настроения в Русия в надвечерието на Освободителна война // Българска мисъл, 1926, кн. 5 7: Кнез Черкаски и гражданского устройство в България // Ibid., 1927, кн. 4; Из истории религиозных движений в Болгарии в XIV веке // Slavia, 1928, seS.3; Личность императора Александра II // Славянски глас., 1931, кн. 1-2; Проява на българщината в Македония // Училищен преглед., 1931, кн.9-10; България и Киевская Русь // Родина, 1939, кн.3; Руска книжовна реч в образци. София, 1943 (совм. с С.Романским). --- Лит.: Бегунов Ю.К, Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973; Славяноведение в дореволюционной России: Библиографич. словарь.М., 1979; Лаптева Л.П. Изучение источников по истории богомильства в Болгарии русской историографией XIX начала XX веков // Palaeobulgarica, 1986, № 12; Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе.М., 1992. --- Арх.: Арх. Болгарской Акад. наук, ф.61. --- А. ГорЯЧНОВ ---

    ПОСТНИКОВ Сергей Порфирьевич    (1.7.1883, Архангельск - 1964, Чехословакия) - литератор, библиограф, политический деятель. Из семьи учителя греческого языка, преподававшего в Архангельской духовной семинарии. В 1903 окончил эту семинарию и два года работал учителем в Островлянской школе Архангельского уезда. Вошел в местную организацию партии социалистов-революционеров (ПСР), в 1906 был членом Архангельского комитета партии. В 1908 арестован в Крыму, где лечился от туберкулеза, и около года находился в симферопольской тюрьме, В 1909-10 жил в Баку, издавал и редактировал нелегальные эсеровские журналы "Морская волна" и "Современник". Представлял Бакинскую организацию на партийной конференции в Париже (1909). С конца 19 II в Москве, учился в Коммерческом институте (окончил в 1915). В 1912 основал в Петербурге легальный неонароднический журнал "Заветы", был секретарем редакции, привлек многих видных прозаиков, в том числе М.Горького, А.Ремизова, И.Бунина, И.Шмелева, Ф.Чапыгина, М.Пришвина, и поэтов - А.Блока, А.Белого, Н.Гумилева, А.Ахматову, О.Мандельштама и др.; среди новых авторов - И.Вольнов, О.Форш, Е.Замятин. Сам П. выступал, главным образом, в качестве рецензента. Печатался также в газетах "Сын отечества", "Экономическая газета", "Русские ведомости", "Современник", "Мысль" (Киев), "Северный край" (Ярославль) и др. Осенью 1 9 14 поступил на службу в Союз городов, --- В 1916 совместно с Р.Ивановым-Разумником, С.Мстиславским, А.Иванчиным-Писаревым предпринял издание литературно-публицистических сборников "Скифы", но политически разошелся с другими членами редакции до выхода 1 -го сборника в свет. В марте 1917 основал газету "Дело народа", ставшую центральным органом партии эсеров (был фактически главным редактором) и издательство "Революционная мысль", выпускавшее политические брошюры и серию художественных произведений для народа "Коробейник". Возглавлял фракцию эсеров в Петроградской городской думе. Был избран членом Учредительного собрания (от Воронежской губ,). После октябрьского переворота издавал популярную "Простую газету", "весь фокус которой был в борьбе с захватчиками власти". В январе 1918 "Простая газета" и "Дело народа" были закрыты большевиками; на следствии П. заявил, что считает "возбуждение настоящего дела актом политической расправы". В том же году под редакцией П. вышел 1 -и номер периодического сборника "Мысль" с участием В.Чернова, А.Гизетти, Е.Замятина, А.Ремизова и др. Работал в 1918-21 в Союзе городов и в Продпути. После обыска в октябре 1920 на его квартире в Москве решил эмигрировать ив 1921 нелегально перешел вместе с женой границу с Финляндией, --- В 1922-23 жил в Берлине, где заведовал литературно-художественным отделом газеты "Голос России" и редактировал (в 1923-27 в Праге) центральный орган ПСР - журнал "Революционная Россия". Входил в состав Заграничной делегации ПСР; в 1932 принимал участие в эсеровском съезде в Париже и конгрессе Социалистического Интернационала в Вене, В 1923 был приглашен для работы в пражский Русский заграничный исторический архив (РЗИА) и возглавил его отдел печатных изданий (библиотеку), Во многом благодаря усилиям П. РЗИА и библиотека приобрели мировую известность. Собрал 100 тысяч книг и журналов на всех языках по истории русского общественного и революционного движения, истории 1-й мировой войны, эмиграции и Советской России, в том числе советские книги и журналы до 1940, поддерживал деловые отношения с советскими учреждениями - Комакадемией, Книжной палатой, Литературным музеем. Был членом пражского Земгора. Публиковал статьи исторического и библиографического характера в журналах "Современные записки" и "Воля России". В 1924 в Праге под редакцией П. вышла работа "Русская зарубежная книга" (2 тт.), в 1928 - "Русские в Праге", в 1938 - "Библиография русской революции и гражданской войны (1917-1921)", о которой один из рецензентов (Вл.Лебедев) писал, что П. "удалось сделать замечательное дело и составить такую библиографию великих событий, без которой не обойдется ни один историк, ни один исследователь нашей эпохи". --- В годы нацистской оккупации Праги продолжал собирать различные издания, в том числе немецкие, казачьи, власовские. Принимал участие в Пражском восстании в мае 1945, но 30 июня был арестован органами контрразведки "Смерш" 1-го Украинского фронта. Обвинен в участии в антисоветской организации и 12 ноября приговорен постановлением Особого совещания при НКВД СССР к 5 годам лагерей. Срок отбывал в Северо-Уральске Свердловской области. Арест прервал работу П. над книгой "Библиография идеологии, политики, быта и ученых трудов эмиграции" (довел до 1928: опубл. в 1993 в Нью-Йорке). 15.6.1950 передан под опеку сестре, жившей в Никополе Днепропетровской области. Работал там швейцаром в чайной, написал воспоминания о журнале "Заветы". В начале 60-х выехал в Чехословакию. --- Соч.: Некоторые добавления к воспоминаниям о С.Есенине / С.А.Есенин, материалы к биографии.М., 1992. --- Лит.: Постникова Е.В. Жизнь в ленинской России // Арх. рус. рев-ции, 1924, т.XIII. --- Арх.: ГАРФ, ф.6065; ОР РГБ, ф.369, карт. 320, д.20 (письма В.Д.Бонч-Бруевичу); ИМЛИ, Арх. Горького. МОГ 11-25; ИРЛИ, ф.114; ОР РНБ, ф.1304, Д.233. --- Ю. Дойков ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..