МЕЧ и ТРОСТЬ
29 Мар, 2024 г. - 10:33HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    ЛЯЦКИЙ Евгений Александрович    (3.3.1868, Минск - 7.7.1942, Прага) - этнограф, фольклорист, историк литературы. В 1889 окончил минскую гимназию, в 1893 - историко-филологический факультет Московского университета. В конце 1880-х начал печататься как поэт. Первые научные труды - по белорусской этнографии и фольклору. С конца 1890-х жил в Петербурге, работал в Институте антропологии и этнографии им. Петра Великого, в 1901-7, - старший этнограф и хранитель библиотеки Русского музея: дослужился до чина статского советника. С 1897 член Общества любителей российской словесности при Московском университете. Печатался в академической периодике, а также в журналах "Обозрение", "Журнал для всех", "Современный мир", "Русская старина", "Детский отдых", "Нива". Постоянный сотрудник "Вестника Европы" (1902-7), где писал о И.Гончарове, Н.Гоголе, М.Горьком, В.Вересаеве, Л.Андрееве, А.Чехове, В.Брюсове и др.: отрицательно относился к модернизму. Придерживался умеренно-либеральных взглядов. Был женат на дочери литературоведа, академика А.Пыпина, - В.Пыпиной и стал одним из наследников его архива; переиздал некоторые труды Пыпина, напечатал цикл статей о Н.Чернышевском (Совр. мир, 1909-10; Познание России, 1909: Современник, 1912-13), опубликовал его письма ("Чернышевский в Сибири. Переписка с родными". СПб., 1912-13) и трехтомное собрание писем В.Белинского (СПб., 1914). Как последователь культурно-исторической школы в русском литературоведении придавал большое значение фактам биографии писателя, бытовой среде, литературным влияниям, что нашло отражение в его первой монографии "Иван Александрович Гончаров: Критический очерк" (СПб., 1904; 2-е доп. изд. - "Гончаров: Жизнь, личность, творчество: Критико-биографические очерки". СПб., 1912; Стокгольм, 192 1). Книгу критиковали В.Брюсов, С.Венгеров, но поддержал П.Сакулин. --- В конце 1917 Л. уехал в Финляндию и после ее отделения от России не вернулся; в 1918-19 редактор газеты "Северная жизнь", поместил в ней ряд статей антибольшевистского характера. В 1920 организовал в Стокгольме издательство "Северные огни", печатавшее А.Грибоедова, М.Лермонтова, И.Крылова со вступительными статьями и комментариями Л., ранее вышедшие в России "Былины. Старинки богатырские", "Стихи духовные. Словеса золотые", "Сказки. Утехи досужие", "Русь сражающаяся. Стихи народные о любви и скорби". Был редактором и издателем журнала "Около России". --- С 1922 жил в Праге, являлся профессором Карлова университета, заведовал кафедрой русского языка и литературы. Руководил издательством "Пламя" (1923-26), был редактором газеты "Огни", сотрудничал в журналах "Новая русская книга", "Русский архив", в газете "Воля России", в "Научных трудах Русского народного университета в Праге" (участвовал в организации этого университета по приглашению Т.Масарика). Как и ранее, Л. оставался деятельным участником различных общественных и научных учреждений: председатель Комитета по улучшению быта русских писателей в Чехословакии, почетный доктор Белградского университета, почетный член Союза русских писателей и журналистов в Праге. Работы Л. печатались на русском, чешском, сербском, немецком, английском языках, он сотрудничал в итальянских, французских, финских, шведских журналах и газетах. Много занимался популяризацией русской классики: в Праге вышли его "Очерки русской литературы XIX в." (на чеш. яз.), в Праге и Варшаве - "Классики русской литературы" (1930, на чеш. и польск, яз.), в Белграде - "Обзор русской литературы XIX в." (1935, на серб. яз.). Выпустил новые исследования: "Гончаров в кругосветном плавании: Критико-биографический очерк" (Прага, 1922) и "Роман и жизнь: Развитие творческой личности И.А.Гончарова. Жизнь и быт. 18121857" (Прага, 1925), представив развитие творчества Гончарова в контексте духовной жизни эпохи и в связи с личными переживаниями писателя, отраженными в его письмах: опроверг бытовавшее тогда мнение о малосодержательности духовного облика писателя, обнаружил жизненные истоки созданных им образов, например, воздействие на развитие замысла "Обломова" романтического увлечения Гончарова Е.Толстой. В лекции о Чернышевском (1922) разъяснял его отношение к народу ("при создании нормальных условий политического существования народ сам определит формы своего земледельческого и экономического развития") и характеризовал высокий нравственный облик Чернышевского. В 1929 Л. обратился к творчеству Л.Толстого: "Два мира в приемах изобразительности Л.Н.Толстого", "Толстой и природа", "Воскресение" Л.Н.Толстого как художественный памятник". --- Следствием неизменного интереса Л. к творчеству Пушкина явилось избрание его председателем Пушкинского юбилейного комитета в Праге в 1937. Л. привлекала художественная история Пушкина. На 1-м конгрессе филологов-славистов в Праге в докладе "Пушкин-повествователь в "Истории Пугачевского бунта" (Пушкинский сборник. Прага, 1929) Л. утверждал, что писатель стремился прежде всего воссоздать черты личности знаменитого самозванца; прикрываясь общим тоном исторического повествования, он готовил "материал для своего будущего романа" о Пугачеве. Несколько работ Л. посвятил Ф.Достоевскому. В статье "Художественная стихия в творчестве Ф.Достоевского" (1922) писал, что образы его романов использовались лишь для доказательства тех или иных философских или общественных положений, "защищали консерватизм основ русского политического и общественного строя, ...разрушали догматизм патриархальных суеверий и плесень сонного прозябания души, ...с одинаковым диалектическим искусством доказывали бытие и небытие бога,.,"; Л. же считал главным в языке писателя его попытку поисков того "единого всеобъемлющего начала ...духовной жизни и, в частности, национальнорусской жизни", которое он называл "скрепляющей общей идеей". --- В прозаическом произведении Л. "Тундра: Роман из беженской жизни" (Прага, 1925) рецензенты усматривали "тень Достоевского", легко угадывая, чьими "потомками" являются герои романа. Сам Л. стремился, по его словам, выразить боль за Россию - "ту, что рождала в тайных помышлениях и молитвах красоту высокого подвига. Красота эта творит духовную личность, спасает душу и роднит живой связью кроткую ясность терпения с пламенной верой в грядущее пробуждение от тяжелого сна". Поэтому в каждом образе романа "столько тревоги и муки", столько "горя и скорби". --- В работе о "Слове о полку Игореве" (Прага, 1934) Л. пытался согласовать противоположные мнения - об одном и нескольких авторах "Слова", доказывая, что определяющую роль сыграл редактор-составитель, объединивший два первоначальных текста. Критики нашли, что "чрезмерная нарядность" стиля Л. сообщила "расплывчатость и неясность его суждениям" (В.Мякотин), что его книга "скорее роман, многие страницы которого читаются с большим интересом, чем убеждающее научное исследование" (Н.Кульман), После нескольких новых обращений к "Слову" Л. осуществил стихотворный его перевод (Прага, 1943), --- Соч.: История русского языка. Прага, 1928. --- Лит.: Бельговский К. 70-летие проф. Ляцкого // Сегодня, 1938, 7 марта. --- А. Ревякина

    МАКОВСКИЙ Сергей Константинович    (15.7.1877, Петербург - 13.5.1962, Париж) художественный и литературный критик, поэт. Сын известного живописца-академика К.Маковского, автора масштабных исторических полотен и портретов. С 1898 М. выступал как художественный критик в различных периодических изданиях. В 1905 выпустил свой первый сборник стихов. На следующий год вышла первая книга М. - "Страницы художественной критики" (последующие две вышли в 1908 и 1913). В 1906-8 читал курс лекций по всеобщей истории искусств в Обществе поощрения художеств в Петербурге. Один из основателей журнала "Старые годы" (1907-17): позднее основал петербургский литературнохудожественный журнал "Аполлон" (190917), став его редактором и издателем. --- С 1908 выступал организатором художественных выставок. Вместе с художником А.Гаушем объединил молодых художников, близких к группе "Голубая роза" (П.Кузнецов, П.Уткин, А.Матвеев, М.Ларионов и др.), в новое общество "Венок", Первая выставка "Венка" прошла в Петербурге в том же 1908. Заведовал русским отделом выставки, устроенной журналом "Старые годы" в Петербурге (выставка работала только один день). Автор статьи "Русские комнаты" в книге-каталоге, изданной к вернисажу. В 1909 устроил выставку "Салон" в Петербурге, на которой демонстрировались свыше 600 произведений живописи, графики, скульптуры и архитектурные проекты В.Сурикова, В.Серова, И.Левитана, Л.Бакста, Н.Рераха, М.Врубеля, М.Чурлёниса, К.Петрова-Водкина, а также В.Кандинского, Д.Бурлюка, А.Явленского и др. В 1910 организовал выставку художников круга "Мира искусства" в парижской галерее Бернхеймов, на которой преобладали театральные эскизы (среди участников: Л.Бакст, А.Бенуа, М.Добужинский, А.Головин, К.Петров-Водкин, Н.Рерих). В том же году по поручению Академии художеств организовал русский художественный отдел на международной выставке в Брюсселе, где представлял работы мирискусников Бакста, Головина, Добужинского, Б.Кустодиева, Рериха, Петрова-Водкина. Принимал участие в организации в 1912 юбилейной выставки "Сто лет французской живописи. 1812-1912" в пользу Общества защиты искусства и старины в Петербурге как один из учредителей Общества: на выставке экспонировалось свыше 900 произведений живописи, а также графики и скульптуры из русских и зарубежных собраний. --- В 1913 вошел в Совет Общества изучения древнерусской живописи, участвовал в издании журнала "Русская икона" (вышло только несколько номеров). Был назначен комиссаром русского отдела выставки книжного искусства и графики в Лейпциге (1914). Составлял и редактировал книгу о современной русской книжной графике (изд. в Петербурге). В 1915 вышла его книга о В.Серове. --- После Октябрьской революции жил в Крыму, сотрудничал в ялтинских газетах, где публиковал статьи на литературные и художественные темы (1918). Позднее эмигрировал, сначала в Прагу, затем перебрался в Берлин. В 1921-23 сотрудничал в берлинском журнале "Сполохи". В 1922в Праге вышла книга М. "Силуэты русских художников". Изучал народное творчество (вышивка и т.д.) в Чехословакии. Организовал выставку "Искусство и быт Подкарпатской Руси" в Праге и издал там же книгу на русском, чешском и французском языках - "Народное искусство Подкарпатской Руси". В Берлине вышла его книга "Последние итоги живописи". В 1924 совместно с Ф.Нотгафтом издал в Берлине книгу "Графика М.ВДобужинского". --- В середине 1920-х переехал в Париж. Один из редакторов газеты "Возрождение", где заведовал литературно-художественным разделом (1926-32). В 30-е возвратился к литературному творчеству. В 1940 вышел поэтический сборник М. "Вечер". После 2-й мировой войны в течение нескольких лет председательствовал в Объединении русских писателей в Париже. Редактировал сборники членов Объединения под названием "Встреча". Выпустил сборники стихов: "Sumnium Breve" ( 1948), "Круг и тень" ("Круг в тени", 1951), "На пути земном" (1953), "В лесу" (1956). Книга стихов "Requiem", которую он готовил к изданию в 1962, вышла уже после смерти М. Опубликовал мемуары "Портреты современников" (Нью-Йорк, 1955) и "На Парнасе "Серебряного века" (Мюнхен, 1962). --- А. Толстой ---

    МАКСИМОВ Александр Александрович    (3.2.1874, Петербург- 4.12.1928, Чикаго) гистолог, эмбриолог. В 1891 с отличием окончил гимназию К.Мая в Петербурге и поступил в Военно-медицинскую академию (ВМА). В студенческие годы проявил огромный интерес к научной работе в нескольких смежных областях: гистологии, эмбриологии, патологической анатомии. Уже на 3-м курсе студенческая работа М. "Об ангиомах гортани" была отмечена премией академии (1894), а в 1895 он был награжден медалью за исследование "Об изменениях паренхиматозных клеток печени при амилоидном перерождении". --- Окончив с отличием в 1896 ВМА, был оставлен на кафедре патологической анатомии, руководимой профессором К.Виноградовым и через два года (1898) защитил диссертацию на звание доктора медицины. Его диссертация "К вопросу о регенерации семенной железы" была посвящена происхождению грануляционной ткани, образующейся на месте повреждений. Тогда же опубликовал работу, в которой рассматривал строение и происхождение элементов крови млекопитающих и человека ("О строении красных кровяных телец млекопитающих и о происхождении пластинок Bizzozero", 1898). В этой работе он применил собственный метод окраски. --- В 1900-2 стажировался в Германии у немецкого патолога Эрнста Циглера (Берлин, Фрейбург), Вернувшись в Россию, был утвержден в звании профессора гистологии и эмбриологии ВМА (1903). С 1902 научные интересы М. сосредоточились вокруг двух больших тем: изучение структуры и гистогенеза клеточных элементов соединительной ткани в норме и воспалении; изучение структуры и гистогенеза форменных элементов крови. Эти исследования привели к выдающимся результатам и принесли автору мировую известность. Он создал наиболее полную и общепринятую в современной науке классификацию клеточных форм соединительной ткани, подробно описав их морфологические особенности и генезис. Этому вопросу посвящена монография М. "Экспериментальные исследования над воспалительными новообразованиями из соединительной ткани" (1902), статьи "О воспалительных соединительных новообразованиях у белых крыс" (1903), "О клеточных формах рыхлой соединительной ткани" (1906), доклад "Гистогенез соединительной ткани", который М. сделал на 16-м международном медицинском конгрессе в Будапеште в 1909 и др. --- М. экспериментально доказал развитие всех форм кровяных элементов из одной родоначальной клетки, т.н. стволовой клетки, тем самым подтвердив правоту "унитарной" теории кроветворения. Развитию этой теории посвящены работы М.: "Лимфоцит как общая постоянная клетка различных элементов крови в эмбриональном развитии и в последующей жизни млекопитающих" (1902), "Исследования крови и соединительной ткани" (цикл работ за 190923), "Сообщение о клетках крови, соединительной ткани и эндотелия" (1924), "О способности развития лейкоцитов крови (и мезенхимных клетках зародыша во взрослом организме)" (1926), "О развитии негранулярных лейкоцитов крови в полибласты (макрофаги) и фибробласты..." (1927) и др. --- В эксперименте М. подробно изучил кроветворение у низших позвоночных и эмриогистогенез у млекопитающих, что позволило ему глубже понять эволюционный аспект кроветворения. Ему принадлежит одно из важнейших положений о влиянии внешней среды на развитие и дифференцировку клеток крови. В эксперименте с перевязкой кровеносных сосудов почки М. показал, что из лимфоидных клеток развиваются типичные миелоциты и эритробласты. Важное значение для экспериментальной биологии имели работы М. в области усовершенствования метода тканевых культур, позволявшего наблюдать развитие живых клеток высших животных в простых экспериментальных условиях. С помощью метода культуры тканей М. в 1914-15 получил дополнительную информацию о строении и развитии элементов крови и соединительной ткани ("О культивировании "ин витро" соединительной ткани взрослых млекопитающих", 1916). Метод культуры тканей позволил ему работать с культурой клеток лимфатических узлов, наблюдать развитие лейкоцитов и открыть полипотентные свойства лимфоидных клеток, являющихся источником многообразных клеточных форм крови и пр. --- В 1914 вышла в свет 1 -я часть учебного пособия М. "Основы гистологии (Учение о клетке)", 2-я - "Учение о тканях", была опубликована в 1915. Эта работа принесла автору огромную известность как в России, так и за ее пределами (2-е изд. Пг" 1917-18). В декабре 1920 М. был представлен академиками И.Павловым и И.Бородиным в члены-корреспонденты Российской Академии наук по физико-математическому отделению. Представление заканчивалось следующими словами: "К сожалению, в высшей степени энергичная до недавнего времени научная деятельность профессора А,А.Максимова ныне остановилась вследствие полной материальной разрухи в лаборатории", Работы самого М. и его коллег и учеников (Н.Хлопина, А.3аварзина, С.Алфеева, С.Мясоедова и др.) дали богатый фактический материал для теоретических обобщений в его большой сводной работе, опубликованной в "Руководстве по микроскопической анатомии" В. фон Мелендорфа в 1927. --- В феврале 1922 М. эмигрировал из России, проехав на буере через Финский залив вместе с женой и сестрой. Из Финляндии Максимовы переехали в США, в Чикаго, где М. получил должность ассистента, а затем - профессора кафедры анатомии Чикагского университета. В 1922-28 он исследовал методом культуры тканей клетки зародышей млекопитающих на ранних стадиях развития; изучал гистогенез туберкулезных бугорков на модели экспериментального туберкулеза, культуру тканей молочной железы и др. За год до смерти М. опубликовал большую сводку своих работ по соединительной ткани и крови. Скоропостижно скончался в Чикаго. Его архив находится в Чикагском университете и содержит 23 тома текста, фотоснимков, рисунков и пр. Благодаря профессору Уильяму Блюму, близкому другу семьи Максимовых, сменившего М. на его посту в Чикагском университете, было подготовлено семь посмертных изданий "Учебника по гистологии" М. в США. Четыре издания учебника вышли в Испании, одно - в Португалии и одно - в Корее. --- Соч.: Development of Nongranular Leucocytes (Lymphocytes and Monocytes) into Polyblasts (Macrophages) and Fibroblasts in vitro // Proc. Soc. Exp. Biol. and Med., 1926/27, vol. 24; Cultures of Blood Leucocytes. From Lymphocyte and Monocyte to Connective Tissue // Archiv fiir exper. Zeilforsch, 1928, bd. 5:. A Textbook of Histology. 3 ed. Philadelphia, London, 1938 (в соавт.). --- Лит.: Хлопин Н.Г. Профессор А.А.Максимов (некролог) // Русс. архив анатомии, гистологии и эмбриологии, 1929, т. 8, № 1; Weldenreich F. Alexander Alexandrovitch Maximow, 1874-1928. His Work in Histology // Archiv fur exper. Zeilforsch., 1929, bd. 9; Maximow Alexander, 1874-1928 // Proc. Inst. Med. Chicago, 1929, № 7, March 15; Mollendorff W., von. Alexander Maximow // Klin. Wochenschr., 1929, № 8, Marz 5; Мирский М.Б.А.А.Максимов // Проблемы гематологии и переливания крови, 1975, т. 20, № 6. --- Т. Ульянкина ---

    МАЛАХОВ Александр Егорович    (6.3.1876, д. Запакове, Усть-Паденьгской вол., Шенкурского у., Архангельской губ. - 22.9.1950, г. Мост, Устецкой обл., Чехословакия) - деятель кооперативного движения. Из крестьянской семьи. Окончил Ломоносовскую гимназию в Архангельске. Учился на естественном факультете Московского университета, откуда в 1897 (с 4-го курса) исключен за распространение нелегальной литературы и участие в студенческих волнениях; арестован и выслан домой. Основатель артельного движения в крае, председатель Союза смолокуренных артелей Важской области. Для изучения потребностей в смоляном сырье на мировом рынке выезжал в Германию (Гамбург) и Англию (Лондон): изложил результаты этой поездки в серии статей (Изв. Архангельского отд. имп. об-ва судоходства, 1903-4). За организацию в Шенкурском уезде съезда крестьянских депутатов (нояб. 1905) арестован:, снова арестован в 1908 в Вельске, после чего предан анафеме в Вольском кафедральном соборе. Союз смолокуренных артелей, председателем которого был избран М., удалось легализовать в 1912-13. Союз объединял артели нескольких уездов Архангельской, Вологодской и Вятской губерний - наряду с производственными кооперативами, потребительские и сельскохозяйственные общества (всего ок. 50 тыс. чл.), имел промышленные и ремонтные предприятия, коммерческое училище, --- В 1917 М. некоторое время состоял в партии социалистов-революционеров. Член Всероссийского Совета кооперативных съездов. В 1918 арестован как "враг трудового народа"; из тюрьмы в Шенкурске бежал, но Союз был распущен, его печатные органы - журнал "Важская область" и газета "Воля Севера" закрыты. В 1919 М.- член правления кооператоров в Москве, В том же году в связи с волной преследований кооператоров перешел, чтобы избежать ареста, русско-польскую границу по подложному паспорту. В Польше был арестован как "советский шпион" и заключен в Варшавскую цитадель. После освобождения уехал в Англию, где в 1920 на средства, полученные от продажи хранившихся в Гулле товаров Важского союза, организовал в Лондоне Московский народный банк. По предложению М. были разработаны условия передачи собственности Важского союза его правопреемнику - Союзу лесопромышленных кооператоров (передача оформлена в февр. 1923), --- В 1921 вместе с группой А.Керенского переехал в Прагу: по некоторым данным, входил в т.н. Русское правительство за границей в качестве министра промышленности. После Всеславянского кооперативного съезда (май 1921), учредившего Всеславянскую кооперативную палату, был избран ее директором от русской кооперации. Тогда же вошел в Совет Русского института сельскохозяйственной кооперации в Праге. В 1924 один из организаторов Союза господарских и кредитных Дружеств в Подкарпатской Руси, в 1925 руководитель Карпаторусского крестьянского союза садовладельцев. Входил в редакцию газеты "Сельский господарь" (г. Мукачево). Организовал также кооперативы в Чехии, Белграде, Боснии и Герцеговине, Македонии. Работал библиотекарем в Институте изучения России и Югославии в Белграде, сотрудничал в издававшемся институтом журнале "Русский архив", в др. белградских и загребских изданиях. --- В день нападения Германии на СССР арестован гестапо, находился в заключении до 9.9.1941. Перебрался в Македонию, был крестьянином-смолокуром; помогал партизанским отрядам. По окончании войны ходатайствовал о возвращении в СССР, и 13.5.1947 в Белградском консульстве ему был выдан советский паспорт. Для ускорения процесса получения визы в октябре 1947 переехал в Чехословакию. Однако ему не суждено было вернуться на родину. Похоронен на кладбище в городе Мост. --- Соч.: Русская кооперация и коммунисты. Лондон, 1921; Великая русская революция и роль в ней коммунистов. Лондон, 1921; Промысловая и кустарная кооперация в России / Крестьянская Россия. Прага, 1923; Лесная кооперация и кустарные артели в России. Белград, 1929; Социальные условия русского кооперативного движения // Рус. архив, 1929, № 7 (на серб. яз.): О развитии лесной кооперации в Югославии. Загреб, 1930 (на серб. яз.). --- Ю. Дойков ---

    МАЛЕВСКИЙ-МАЛЕВИЧ Святослав Святославович    (21.2.1905, Петербург - 5.6.1973, Париж) - живописец. Отец - Святослав Андреевич - окончил Николаевское кавалерийское училище, в 1917 в чине статского советника был управляющим делами "Дворянского земельного банка" в Петрограде. Мать - Людмила Матвеевна (урожд. Дерожинская) - помещица из Бессарабской губернии. Начальное образование М.-М. получил в Тенишевском училище в Петербурге. В 1920 эвакуировался вместе с отцом из Феодосии в Югославию. В 1920-22 учился в Донском кадетском корпусе, по окончании которого поступил в Белградский университет. Позднее переехал в Париж. Учился на физико-химическом отделении Сорбонны, посещал академию Жульяр и "La grande chaumifere". Тогда же двоюродный брат М.-М. - П.Малевский - познакомил его с виднейшими деятелями евразийства, в том числе с Л.Карсавиным, Б.Вышеславцевым, оказавшими значительное влияние на его мировоззрение. --- В 1926 женился на княжне З.Шаховской в Париже. Вместе с женой переехал в Бельгию. Из-за безработицы в Европе, обладая только беженским "нансеновским" паспортом, вынужден был согласиться на работу в Бельгийском Конго (1927-28). Затем вернулся в Брюссель, заведовал в 1929-39 отделом научной документации в консорциуме Угре-Марье. Вместе с женой получил бельгийское гражданство. С началом 2-й мировой войны поступил добровольцем в батальон противовоздушной обороны Бельгии (1939). Не признав заключенного перемирия с Германией, выехал во Францию (Дюнкерк). В 1942 демобилизовался из армии, получил должность в бельгийском посольстве в Лондоне, с 1945 работал в бельгийском посольстве в Берне (Швейцария), В 1947 вышел в отставку, много путешествовал, занимаясь живописью: пейзаж в духе постимпрессионизма начала века, абстрактные композиции. Однако в 1956 вновь, на непродолжительное время, вернулся на службу, работал 1-м секретарем посольства Бельгии в Москве. Участвовал в подготовке и проведении ретроспективной выставки бельгийского искусства в Музее изобразительных искусств им.А.Пушкина. Продолжал заниматься живописью. --- По возвращении из СССР всецело посвятил себя живописи. Увлекся творчеством Николая де Сталя. Персональные выставки М.-М. состоялись в Париже (галереи "дю Вье Коломбье", 1958, "Стибель", 1961, "Андрэ Морис", 1963); в Брюсселе (галерея "Рубене", 1961): в Нью-Йорке (галерея "Норвал", 1961). Его работы продавались во многие галереи и частные собрания Парижа, Цюриха, Женевы, НьюЙорка. --- С 1964 М.-М. прекратил заниматься живописью: в 1973 скоропостижно скончался от сердечного приступа. Посмертная ретроспективная выставка М.-М. состоялась в 1990 в парижской галерее Басмаджяна. --- Лит: Malewski. St.Peterbourg 1905 - Paris 1973 [receuil des articles]. Paris, (1976]. --- А. Толстой ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..