МЕЧ и ТРОСТЬ
19 Мар, 2024 г. - 04:58HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    АРХИПЕНКО Александр Порфирьевич    (30.5.1887, Киев - 25.2.1964, Нью-Йорк) скульптор. Сын профессора Киевского университета, инженера и изобретателя П.А.Архипенко, внук иконописца. В 1902 поступил в Киевское художественное училище: в 1905 отчислен за критику учителей. Посетил в 1906 Москву, сблизился с М.Ларионовым и др. молодыми живописцами, участвовал в выставках. С 1908в Париже, поселился на Монпарнасе, колонии художников "La ruche" ("Улей"). Недолго занимался в Академии изящных искусств. С 1910 его произведения появлялись на парижских выставках (в 1910-14 в Салоне независимых, в 1911-13 ив 1919 на Осеннем салоне). В 1912 вступил в группу "Золотое сечение" и открыл свою школу, пропагандируя собственные открытия и достижения новейших течений в искусстве. --- Годы 1-й мировой войны провел в Ницце. Как скульптор А. начинал со статуй и групп с несколько утрированной гротескной выразительностью; до 1911 его работы отличались компактными обобщенными объемами, центрической композицией, кубистической огранкой форм ("Сюзанна", 1909; "Поцелуй" и "Сидящая женщина", 1910; "Задрапированная ню", 191 1). Однако со временем его все более стали занимать проблемы пространства и динамики, появились танцующие, жестикулирующие обнаженные фигуры ("Композиция с фигурами", 1912; "Танец", 1912; "Боксерский матч", 1913 и др.). Широко вводил в свои работы "отрицательный объем", когда не выпуклость, а вогнутость строила скульптурную форму. Для небольших бронзовых статуй А. характерны вытянутые пропорции, плавность и легкость силуэтов, сквозные прорывы, проемы, напряженные изогнутые плоскости ("Женщина, причесывающая волосы", 1915: "Стоящая ню", 1916 и др.). Под воздействием художественных импульсов кубизма интерес А. привлекли пограничные сферы, где объем и пластика активно взаимодействовали с цветом и рисунком ("скульптоживопись"): "Медрано П", 1913; "Купальщик", 1915: "Гондольер" и др. Использовал стекло, дерево, металл, папье-маше, клеенку, считал, что продолжает мировые традиции полихромной скульптуры. --- В 1921-23 А. жил в Берлине, где руководил школой. Женился на Ангелине Бруно-Шмиц. В 1923 переехал в Нью-Йорк (американское гражданство получил в 1929). Продолжая пластическо-динамические эксперименты, изобрел в 1924 специфический вид искусства под названием "Архипентура" (запатентован в 1927): аппарат с мотором приводил в движение объект, состоявший из живописных элементов.А. стремился отобразить "ту сферу реальной жизни, которая не могла быть передана статической живописью", "Архипентура, - писал он в одноименной статье-манифесте, - есть конкретное соединение живописи с временем и пространством", Произведение А. предвосхитило кинетическое искусство 2-й половины XX в. В дальнейшем в искусстве А. нарастали неоклассические тенденции, проявившиеся как в статуях "Стоящая обнаженная", 1925: "Диана", 1925; "Грация", 1930, так и в рисунках. --- Продолжая считать себя российским художником, А. представил свои работы на 1-ю русскую художественную выставку (Берлин, галерея Ван Димена, 1922); выставлялся в Бруклине (Выставка русской живописи и скульптуры, 1923), в Филадельфии (Выставка современного русского искусства, 1933). --- В 1927 подарил бронзу "Грация, или Величие красоты" Государственному музею нового западного искусства в Москве для русского раздела выставки "Современное французское искусство". Работы А. экспонировались на выставках Ассоциации независимых украинских мастеров искусства (АНУМ), созданной во Львове в начале 1930-х. Львовскому Национальному украинскому музею А. подарил в 1934 бронзовый отлив скульптуры "Ма - Раздумье" (в 1952 эта и другие работы А. были изъяты, уцелело несколько рисунков). "Ма Раздумье" была лучшей из трех композиций А" две других - "Ма - Щедрая сила" и "Ма Видение" ("ма" - ласкательное сокращение от слова "мама"), Скульптурному триптиху А. предпослал лирическое посвящение: "каждой матери; каждому, кто любит и страдает из-за любви; каждому творцу в искусстве и науке; каждому, задыхающемуся от проблем; каждому, кто ощущает и знает вечность и бесконечность". --- Любовь А. к украинской национальной культуре нашла выражение в установленных в 30-е в Кливленде памятниках-бюстах Тараса Шевченко, князя Владимира, Ивана Франке. Еще один бюст Шевченко (1935) А. подарил Институту искусств в Детройте. Всего в США состоялось 15 0 его персональных выставок.А. - основатель ряда художественных школ в США, самая известная из них - в Нью-Йорке. А. преподавал также в университетах и институтах, выступал с лекциями. --- Соч.: Архипентура. К истории международных связей ГМНЗИ. М" 1978. --- Лит.: Голубец Н. Архипенко. Львов, 1922; Archipenko. Fifty Creative Years 1908-1958 (by Archipenko and Fifty Art Historians). New York, 1960; Коротич В. Плаксигласова мадонна самотнос-ri (1з биографии О.Архипенка // Вп-чизна, 1966, № 10; Archipenko. International Visionary. Washington, 1969; Karshan D. Archipenko: Sculpture, Drawings and Prints, 1908-1964. Bloomington, Indiana, 1985; Ковжун П. Александр Архипенко // Творчество, 1989, № 10. --- А. Шатских ---

    АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович    (24.10.1878, хутор Доброславовка, Ахтырский у., Харьковская губ. - 3,3.1927, Варшава) - прозаик, публицист, драматург. Из поместного дворянского рода, по матери - поляк. В 1897-98 учился в харьковской Школе живописи и рисования. С 1894 рассказы, заметки, репортажи А. стали появляться в провинциальных газетах, с переездом в 1898 в Петербург - в столичной прессе.А. критически воспринимал революционный пафос литераторов, группировавшихся вокруг горьковских сборников "Знание"; "Литература вовсе не так влияет на жизнь, чтобы даже самое великолепное художественное произведение отдельного автора могло произвести в ней ощутительный переворот... Литература влияет на жизнь... в течение десятков, если не сотен лет..." В произведениях А. часто возникали образы, заимствованные у Чехова, Толстого, Достоевского, но его описания нарочито натуралистичны, обнаженно жестоки. Роман "Санин" (Совр. мир, 1907, № 1-5, 9: отд. изд. СПб., 1908: М., 1990) надолго обеспечил ему скандальную репутацию проповедника аморальности. Автором разгромной статьи был К.Чуковский; оскорбленный писатель послал ему вызов на дуэль, которая не состоялась, а Чуковский записал после встречи с А.: "...какой он хороший человек". По мнению А.Блока, А, был "бесспорно талантливым писателем", Л.Толстой, хотя и упрекнул А, в том, что в романе "Санин" он "не показал никакой духовной жизни", но в целом положительно отозвался о писателе: "...у Арцыбашева работает - и самобытно мысль, чего нет ни у Горького, ни у Андреева... Простой талант без содержания у Куприна; у Арцыбашева и талант и содержание". Особенно нравилась Толстому повесть "Смерть Ланде" (1904), в определенной мере созвучная идеям "толстовства". Лучшие романы А. печатались в сборниках "Земля": "У последней черты", 1910-12, сб. 4, 7, 8 (отд. изд. Мюнхен, Лейпциг, 1910; М" 1913); "Женщина, стоящая посреди", 1915, сб. 17 (Рига, 1930). В 191218 было издано собрание сочинений А, в 10-ти томах. --- В августе 1923 эмигрировал в Варшаву. О настроениях, с которыми А. оказался в эмиграции, свидетельствует сборник его размышлений "Вечный мираж" (Берлин, 1922), написанных в 1919 в России. "Жизнь, - утверждал он, - не в столкновениях народов, борьбе классов, создании религий и философских систем. Она в том, чего все эти события являются завершением: в мыслях, чувствах и поступках всех людей". По убеждению писателя, к каким бы результатам ни пришла социальная революция, трагизм ее в том, что "множество живых, страдающих... людей будет втянуто в смертельную борьбу, обречено на муку и гибель. В случае ее победы не торжество идеи будет важно, а облегчение участи опять-таки миллионов людей. Но хотя бы для грядущих поколений выгоды этой революции были бы даже неисчислимы, они все-таки ни на йоту не уменьшат ужаса страданий и смерти тех, кто падет в этой борьбе". --- Для А. характерен апофеоз страдания, оно является, по его мнению, "настоящим двигателем жизни, и жизнь застыла бы в мертвом бездействии, если бы страдание и страх страдания не толкали ее на поиски спасения"; этим возбуждаются всякое сознательное творчество и всякое бессознательное влечение. Писатель говорил о "духовной узости" и "умственном убожестве" людей, "охваченных политической борьбой", "ибо они ставят над жизнью идею". В завершении книги "Вечный мираж" А. обобщал: "Итак, "человек" не "звучит гордо", как провозгласил Горький, нет, "человек" звучит очень жалобно и жалко, но это все, что мы имеем, что мы есть. И да закатятся скорее все "великие солнца великих идей" о Богах всякого рода, и да воцарится в сознании человечества истина о том, что мы - одни, что нет и не может быть такой идеи, во имя которой можно было бы терзать живого человека. Если мы не можем жить без религии, то пусть этой религией будет любовь к человеку". --- Первый сборник, изданный в Варшаве, "Под солнцем" (1924), был также составлен из произведений, написанных в России. В одноименном рассказе писатель предвещал гибель всей цивилизации и культуры в результате осуществления мировой революции. Политическими аллюзиями насыщена пьеса в стихах "Дьявол: Трагический фарс" (Варшава, 1925) - как бы продолжение "фауста" Гёте в эпоху XX в. - "ада на земле", т.е. в эпоху битвы "за свободу, равенство и братство", всегда оборачивающейся, по мнению писателя, кровью и диктатурой. В ансамбль персонажей, наряду с традиционными фигурами Дьявола (Мефистофеля), Фауста, Маргариты, Марты, Ведьмы и др., введены многочисленные лица, подчеркивающие злободневность "старой легенды" (среди них - социалисты, рабочие, члены Комитета). В речи персонажей вплетены реминисценции не только из "Фауста", но также из политических гимнов пролетарского движения, --- Главной для себя А. считал теперь публицистическую деятельность. Печатался постоянно в варшавской газете "За свободу" и помогал Д.Философову ее редактировать. По мнению А-Амфитеатрова, А, "вовсе не был "человеком экстремы", как многие пытались его определить, обманываясь его пламенным литературным темпераментом. Напротив, характером он был очень мягок, а ум имел рассудительный и логический. Но именно на прямолинейных путях строгой "честности мысли", логической до конца, обретал он ту беспощадную последовательность, что определяет его как писателя-гражданина, смелого до дерзости... Его варшавская противобольшевицкая кампания была сплошным бомбометательством в лагери коммунизма и соглашательства". З.Гиппиус подчеркивала художественность его политических статей, Наиболее последовательно А. изложил свои взгляды на советский режим в статьях, связанных с процессом убийцы В.Воровского - Конради, эти статьи, включенные в книгу "Записки писателя" (Варшава, 1925), способствовали его оправданию.А. призывал в свидетели против Воровского "всех замученных и расстрелянных в болыпевицких подвалах, всех погибших от голода и холода, всех погибших от грязи и эпидемии ...жертв великого коммунистического эксперимента..." и утверждал, что "Боровский был убит не как идейный коммунист, а как палач... Убит, как агент мировых поджигателей и отравителей, всему миру готовящих участь несчастной России". В основе подобных выводов лежала уверенность А., что "кровавый переворот 7 ноября 1917 года не выражал народной воли" и что Ленин является "гениальнейшим пройдохой, так полно сочетавшим в себе черты деспота - жестокость и лицемерие"; "ни нашествие Батыя, ни кровавое безумие Иоанна не причинили России такого вреда и не стоили русскому народу столько крови и слез, как шестилетняя диктатура красного вождя". --- Получив известие о смерти А" Гиппиус сказала о нем на заседании "Зеленой лампы"; "Человек. Любил родину просто: как любят мать. Ненавидел ее истязателей. Боролся с ними лицом к лицу, ни пяди не уступая, не отходя от материнской постели". Для Амфитеатрова А. был "одним из тех авторов, которых понимание возрастает через отдаление их эпохи в историческую перспективу". --- Соч.: Тени утра: Роман, повести, рассказы.М., 1990. --- Лит.: Некрологи: Пильский П. // Сегодня, 1927, 4 марта; Куприн А. // Возрождение, 1927, 5 марта; (Скиталец) // Рус. слово, 1927, 22 марта; Неугасимая лампада: Сб. статей памяти М.П.Арцыбашева. Варшава, 1928. --- А. Ревякина ---

    АУЭР Леопольд Семенович    (7.6.1845, Веспрем, Венгрия -15.7.1930, Лошвиц, близ Дрездена) - скрипач, дирижер, композитор, педагог. Родился в бедной еврейской семье маляра-живописца, расписывавшего наружные и внутренние стены домов. В раннем возрасте у А. проявились незаурядные музыкальные способности; с 4-х лет самостоятельно научился играть на скрипке и обратил на себя внимание окружающих. Благодаря меценатам с 9-ти лет обучался в консерватории Пешта у Р.Конэ. Вскоре с большим успехом выступил в благотворительном концерте в Будапештской опере с исполнением концерта Мендельсона. На собранные поклонниками его таланта средства А. с отцом выехали в Вену, где в 1857-58 юный скрипач обучался у Я.Донта и в квартетном классе И.Хельмесбергера, В Вене А. получил настоящую профессиональную базу скрипичной игры. Он считал, что Донту он был "обязан скрипичной техникой", а общение с Хельмесбергером дало ему широкое музыкальное образование. --- Однако недостаток средств не позволил продлить занятия. С 1859 начались гастроли А. по странам Европы как "вундеркинда", который вынужден своим талантом содержать семью. Выступления продлились два года. Утомительные переезды, полуголодное существование (семья копила средства на обучение в Париже) во многом сказались на здоровьи мальчика. В 1861 А. оказался в Париже. Здесь он много играл в частных домах, познакомился с Россини и Берлиозом, оценившими его талант. С ним играл Юзеф Венявский, давал консультации один из лучших профессоров Парижской консерватории Ж.-Д.Аляр. С большим успехом прошел концерт А. в зале Плейель. --- После нескольких месяцев пребывания в Париже А. переехал в Англию (1862). Концерты в Лондоне положили начало его европейской известности. Однако А. ощущал недостаточную развитость художественной стороны своей игры и отправился в Ганновер к знаменитому Йозефу Иоахиму. Почти два года (1863-64) он занимался у него, играл с ним в квартете. Как вспоминал А" Иоахим "явился настоящим откровением для меня, раскрыв перед моими глазами такие горизонты высшего искусства, о которых я и не догадывался до тех пор". А. выступал с концертами, которыми дирижировал Иоахим. Блистательным был его дебют в 1864 в Гевандхаузе. Иоахим писал в рекомендательном письме к Нильсу Гаде, что А. "как скрипач далеко превзошел всех своих сверстников, которых мне приходилось слышать!" А. подружился со многими немецкими музыкантами, особенно с Брамсом, с которым играл "Крейцерову" сонату Бетховена и др. сочинения, --- В 1864-66 А. занимал место концертмейстера в Дюссельдорфе, а затем в Гамбурге, где также возглавлял смычковый квартет. Его ансамблевая деятельность была столь значительна, что в 1867 он был приглашен занять место первой скрипки в знаменитом "Квартете братьев Мюллер" (после смерти одного из братьев). В этом квартете он проработал два года, концертируя в различных странах Европы. В 1868 А. с большим успехом выступал в Лондоне как квартетист и солист. С Антоном Рубинштейном и Альфреде Пиатти он играл Трио Бетховена. Восхищенный искусством скрипача, Рубинштейн пригласил его занять место профессора Петербургской консерватории и солиста императорских театров вместо ушедшего Г.Венявского. Начался новый этап деятельности скрипача. Он подписал 3-летний контракт и в сентябре 1868 приехал в Россию, где ему суждено было провести 50 лет своей жизни. --- В Петербургской консерватории А. вел высший класс скрипичной игры, квартета, камерного ансамбля, а также дирижировал студенческим оркестром. Одновременно в 18681906 он возглавлял квартет Русского музыкального общества (РМО), заменив Венявского. В квартете вместе с ним играли И.Пиккель, И.Вейкман и К.Давыдов. Ансамбль стал первым исполнителем многих квартетов русских композиторов. С 1886 состав квартета изменился. В нем стали играть П.Пустарнаков (ученик А.), Е.Альбрехт, а после ухода Давыдова (1880) партию виолончели начал исполнять А.Вержбилович. Квартет завоевал славу одного из лучших мировых ансамблей. Его очень высоко ценили П.Чайковский, А.Глазунов, С.Танеев и др. русские музыканты, а также Иоахим, СенСанс, Сарасате. Вместе с А.Есиповой и А.Вержбиловичем А. создал Трио профессоров Петербургской консерватории, пользовавшееся большой популярностью на эстраде. --- Параллельно с сольной и камерной деятельностью А. в 1872-1908 исполнял обязанности солиста оркестра балета Мариинского театра, где его блистательные соло, неизменно вызывавшие восторг публики, надолго определили традицию трактовки сольных каденций в балетах (в известной мере она продолжается и ныне). В 1873 А" наконец, получил звание "Солиста двора", которое носил Венявский. В 1896 ему было пожаловано дворянство. Он был награжден многими высшими орденами Российской империи. Размах творческой деятельности А. был поразительным. В дополнение ко всему он еще с 1883 (с некоторыми перерывами до 1892) был главным руководителем-дирижером симфонических собраний РМО, продирижировав свыше 80 концертами. Как дирижер он выступал и со студенческим оркестром консерватории. На своих концертах как в России, так и за рубежом А. особенно пропагандировал произведения русских композиторов, в первую очередь Чайковского. Высоко оценивая дирижерский талант А., Чайковский доверил ему премьеру своей "Моцартианы". Блистательно трактовал А. "Франческу да Римини", симфонии русского композитора. Вместе с тем художественными событиями в музыкальной жизни России были исполнения А. Реквиема Г.Берлиоза (1889), "Манфреда" Р.Шумана (1890), шумановской Симфонии C-dur (1906), "Тиля Уленшпигеля" Р.Штрауса (1906) и др. Искусство А.-дирижера, как писал И.Липаев, "увлекало, чаровало, действовало неотразимо..., его оркестр поражает жизнью, он умеет ухватить общую картину, нерв, сок произведения". --- Критики отмечали "темперамент, красивый взмах, выразительное лицо" А. --- А. был блистательным скрипачом-солистом виртуозно-лирического плана. Он концертировал с Э.д'Альбером, Л.Брассеном, Р.Пуньо, И.Гофманом, Т.Лешетицким, Ю.Венявским и мн. др. выдающимися пианистами. Регулярно выступал с А.Рубинштейном, В.Сафоновым, С.Танеевым, С.Ляпуновым. С А.Есиповой у него сложился постоянный сонатный ансамбль. Они выступали совместно с 1895 по 1913, неоднократно исполняя циклы всех сонат Бетховена, Брамса. --- Исполнительская манера А.-скрипача, несколько холодноватая, в определенной мере рационалистическая, во многом была близка по сочетанию интеллектуального начала и романтической приподнятости творчеству А.Вьетана, отчасти П.Сарасате, Й.Иоахима. Именно синтетический стиль, стремление к объективации интерпретации, утонченности и одновременно изящество игры, прекрасные виртуозные качества, певучесть, тонкость фразировки позволили А. занять высокое место среди концертирующих скрипачей конца XIX в. Рецензенты выделяли его "в высшей степени осмысленную игру", "чистоту, блеск и грацию". Чайковский писал: "Преобладающие качества Ауэра - задушевность, прочувствованность в передаче мелодии и нежная певучесть смычка. Он играет с большой выразительностью, с высокопоставленной чистотой техники, с тонкой обдуманностью и поэтичностью в фразировке". Его звук был небольшим, мягким, серебристым. Особыми качествами отличалась его трактовка русских сочинений, в частности, Чайковского и Глазунова. В них он подчеркивал поэтичность, черты мечтательности, широту мелодического дыхания, образность, импровизационность. Это ярко ощущается в сохранившейся записи исполнения А. "Мелодии" Чайковского. В репертуаре А. были концерты Бетховена, Мендельсона, Шпора, Вьетана, Эрнста, Рубинштейна, Глазунова, "Испанская симфония" Дало, множество сонат, пьес, отдельные части сольных сонат и партит Баха. --- А. был одним из лучших исполнителей скирпичного концерта Чайковского. Известно, что Чайковский хотел посвятить сочинение А., принес его ему и сыграл на фортепиано.А. вспоминал, что "с трудом мог тогда охватить полностью содержание произведения при его первом исполнении, но сразу же был поражен лирической красотой второй темы первой части и прелестью овеянной грустью второй части". Однако позднее, ознакомившись с концертом, он нашел, что, "несмотря на всю его внутреннюю ценность, он требовал основательного просмотра, ибо некоторые места были "нескрипичны" и написаны в чуждой инструменту форме", А. признавался, что долго откладывал редакцию концерта и не стал, к сожалению, первым его исполнителем. Обладая достаточно консервативным вкусом, А., видимо, не смог в должной мере оценить концерт, кроме того, он, как правило, очень долго и тщательно разучивал сочинение (из всех посвященных ему концертов А. первым сыграл только концерт Глазунова). Редакция концерта была завершена лишь в 1893, Впервые А. исполнил сочинение в мае того же года в Мюнхене на Фестивале Немецкого всеобщего союза музыкантов и повторил через полгода (6 нояб.) на траурном вечере РМО под управлением Э.Направника. В феврале 1894 он играл концерт в Москве. Музыкальный критик Н.Кашкин писал: "Скрипичный концерт Чайковского слышали в Москве много раз и от прекрасных исполнителей; но г. Ауэр, выступивший с ним в этот вечер, совершенно увлек публику виртуозным блеском и теми новыми оттенками, которые он сумел вложить в это произведение". Редакция А. была опубликована в 1899 и пользовалась большой популярностью, Ныне она исполняется наряду с оригиналом. Временное охлаждение отношений с Чайковским вскоре исчезло. Композитор с пониманием отнесся к редакционным, относительно небольшим, "вторжениям" А. --- А. и в преклонном возрасте сохранил свое исполнительское мастерство. Так, исполнение им концерта Бетховена в 1913 стало заметным художественным явлением. Известный музыкальный критик А.Спалдинг писал: "Это была выдающаяся интерпретация. Огромная ясность стиля, широта концепции руководили его фразировкой, а в лирических местах природное поэтическое чувство было глубоко волнующим". Одно из последних выступлений А. в России состоялось в 1915. В исполнении сонат Бетховена критики отмечали его "неувядаемый талант", то, что ему "удалось сохранить чисто-юношеский, животворящий темперамент, безукоризненную чистоту интонации, уверенность смычка, обаяние", волевую, устремленную игру.А. играл на скрипке Страдивари 1697, имел еще один инструмент Страдивари более раннего периода творчества ("аматизе"), скрипку П.Гварнери, которые давал для концертов своим ученикам. --- Велико значение педагогической деятельности А. В начале 1900-х из его класса начали выпускаться скрипачи мирового уровня М.Эльман, Е.Цимбалист, М.Пиастро, Я.Хейфец и др., заставившие заговорить мир о "русской скрипичной школе". В 1908 праздновался 40летний юбилей деятельности А. в Петербургской консерватории. Выступали его лучшие ученики. А. было присвоено звание Почетного члена РМО. Решено было провести конкурс его имени. Необходимая сумма была собрана в 1911. В конкурсе участвовало 4 его ученика. Премия была присуждена М.Пиастро. --- Наряду с преподаванием в консерватории А. основал в Лондоне летнюю "Школу-студию" (1907-16). В 1915-1 7 А. выезжал с учениками на летние каникулы в Норвегию - в горы около Христианин. Здесь же с ним занимались и ученики "английской студии". В середине 1917 А. последний раз приезжал в Петербург, а затем уехал в Норвегию, выступал с сонатными вечерами в Скандинавии. Известие о захвате власти большевиками укрепило его в намерении покинуть Россию. 7.2.1918 он отплыл на пароходе в Америку. В Нью-Йорке А. встретили его ученики - Эльман, Цимбалист, Хейфец, Э.Броун, М.Розен и др. Вскоре (25 марта) он дал свой первый концерт в НьюЙорке. Слава об А" как о выдающемся педагоге, обеспечила ему широкий приток учеников. Но он теперь тщательно отбирал наиболее интересных, резко ограничив их число. У А. одновременно было не более 6-7 учеников. Занятия он вел в Институте музыкального искусства в Нью-Йорке, а затем в Кертис-институте в Филадельфии (где директором был его ученик Цимбалист). --- В 1924 А. впервые выступил в Карнеги Холл. Там же в следующем году было торжественно отпраздновано 80-летие маститого артиста. В концерте участвовали С.Рахманинов, И.Гофман, О.Габрилович и ученики А. П.Стасевич, И.Ахрон, Хейфец, Цимбалист. Программа открылась исполнением с оркестром Тройного концерта Вивальди. Играли А" Хейфец и Цимбалист. Специальную каденцию для трех солистов написал Ахрон. Затем А. сыграл "Мелодию" Чайковского и Венгерский танец Брамса. Аккомпанировал Рахманинов. Рахманинов также переворачивал ноты аккомпаниаторам Хейфеца и Цимбалиста. Концерт принес 20 тыс. долларов дохода, --- В 1924 А. развелся со своей женой, Надеждой Евгеньевной (на которой женился в России) и женился на Ванде Богутке-Штерн, работавшей аккомпаниатором в его классе. В 1926 он получил американское гражданство. Каждое лето и часть осени А. проводил в небольшом городке Лошвиц под Дрезденом. В июле 1930 он там простудился и умер от воспаления легких. Его похоронили в Нью-Йорке. На панихиде Хейфец играл "Ave Maria" Шуберта, а Гофман - первую часть "Лунной" сонаты Бетховена.А. до конца дней сохранял ясность ума и владение инструментом. По воспоминаниям, "за несколько месяцев до смерти он еще играл в честь одного из выдающихся своих учеников: играл до тех пор, пока его друзья не признали, что он также жив, также бодр, также молод духом, как всегда". --- Основной вклад в развитие музыкального искусства А. внес как гениальный педагог, проложивший новые пути формирования скрипача. Наследовав в Петербургской консерватории класс Венявского, исполнительская манера которого служила ему эталоном, он во многом развил существующие традиции преподавания, стараясь формировать своих учеников с учетом стиля Венявского, его темпераментной, масштабной игры, блистательной виртуозности, красочности звучания. Для решения этой задачи А, пришлось выработать совершенно новую систему обучения. Она основывалась не на методе постепенного движения, а на "методе эксперимента" (когда талантливому ученику дается задание, превышащее его возможности), учете индивидуальности ученика, внимании именно к его сильным сторонам (а не упор на его "всестороннее" развитие), воспитании самостоятельности, самооценки, артистического мышления.А. ввел т.н. "русскую хватку" смычка, когда пальцы на смычке располагаются гораздо глубже, высокое положение локтя правой руки с несколько опущенной кистью ("кисть должна упасть"), свободное перемещение скрипки в горизонтальной плоскости и держание ее без подушечки. Он рекомендовал прием "длинного смычка" для выработки широкого, льющегося звука; советовал ученикам удерживать "в пальцах" репертуар, изучать партитуру сочинения, в обязательном порядке присутствовать на занятиях с другими учениками. Хейфец говорил: "Ауэр был несравненным педагогом. Думаю, что никто в мире не мог бы даже приблизиться к нему. Не спрашивайте, как ему это удавалось, я все равно не смогу ответить, но он умел быть абсолютно разным с каждым студентом, Возможно, это была одна из главных черт великого учителя". В то же время Цимбалист отмечал: "Занимаясь в классе Ауэра, боготворя своего учителя, вслушиваясь во все его замечания, мы никогда не были глухи и к своему внутреннему голосу, как бы говорившему: это для тебя, а это - нет!". --- Педагогические принципы А, были усвоены и развиты его учениками и последователями в русской скрипичной школе, в первую очередь А.Ямпольским, а также Л.Цейтлиным, Ю.Эйдлиным и др. Среди лучших учеников А. (а их было у него более 300), кроме упомянутых, можно назвать Тошу Зейделя, Цецилию Ганзен, Рихарда Бургина, Кэтлин Парлоу, Бориса Сибора (Лифшица), Эмиля Млынарского, Иосифа Лесмана, Виктора Вальтера, Иоаннеса Налбандяна, Натана Мильштейна, Юлия Эйдлина, Филарета Григоровича, Вацлава Коханьского, Изольду Менгес, Павла Пустарнакова и мн. др. --- А. был одаренным композитором. Ему принадлежат: Концертная тарантелла, Романс, 2 Reverie, Экспромт и др. Лучшим его произведением стала Венгерская фантазия для скрипки с оркестром. Чайковский писал: "Ауэр заявил себя артистом, далеко не лишенным композиторского дара. В его рапсодии много огня, увлекательности, подчас юмора, а инструментована она с замечательным блеском". А. принадлежат также каденции к концертам Бетховена (2 варианта), Брамса, Четвертому концерту Моцарта, сонате "Дьявольские трели" Тартини; им дополнена каденция к концерту Чайковского; создано огромное количество транскрипций и обработок для скрипки различных пьес Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Вагнера, Давыдова, Дриго, Чайковского, Шопена, Глинки, Рубинштейна и мн. др. Интересны редакции концертов Чайковского, Глазунова, Моцарта (D-dur), Аренского, Шпора (№ 2, 6, 9, II) и др. --- Искусство А. высоко ценили многие русские композиторы. Чайковский посвятил ему "Меланхолическую серенаду", Глазунов и Аренский - свои скрипичные концерты, Танеев - "Концертную сюиту", --- Свой концертный и педагогический опыт А. обобщил в работах: "Violin playing as I Teach it" (New York, 1921); "Violin Master Works and their Interpretation" (New York, 1925: рус. пер.: Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики.М., 1965); "Graded course of Violin Playing". (Books I-VIII. New York, 1926). Сохранились его воспоминания (My Long Life in Music. New York, 1933): интервью "О стиле и традиции" (Muzyka, 1930, № 10). А. также принадлежит "Курс игры в ансамбле" в 4-х тетрадях. Указания А. систематизированы в работах его учеников: И.Лесман. Скрипичная техника и ее развитие в школе Л.С.Ауэра (с предисл. Ауэра). СПб., 1909: В.Вальтер. Как учиться играть на скрипке, 3-е изд., СПб., 1910. --- Лит.: Раабен Л. Леопольд Семенович Ауэр. Очерк жизни и деятельности.Л., 1962; Григорьев В.Ю. Принципы скрипичной школы Леопольда Ауэра / Из истории музыкальной жизни России (XVIII-XIX вв.). М" 1990. --- В. Григорьев. ---

    АФОНСКИЙ Николай Петрович    (1892, Киев - 9.5.1971, Нью-Йорк) - регент русской православной церкви. Образование получил в Киевской духовной академии. Всю 1-ю мировую войну провел на фронте: там же впервые проявил дирижерские способности, организовав хор 129-го Бессарабского полка (где служил в чине поручика). Впоследствии находился в Добровольческой армии, эвакуировался в Германию, попал в русский лагерь в Вюнсдорфе под Берлином, где были собраны расформированные части Добровольческой армии, беженцы и т.д. В Вюнсдорфе А. также организовал церковный хор, который был во время пасхального богослужения отмечен митрополитом Евлогием. Некоторое время А, работал в канцелярии митрополита, затем псаломщиком и регентом русской церкви и Висбадене. В 1925 переехал в Париж и, получив назначение регентом в кафедральный собор Св.Александра Невского (на rue Daru), приступил к созданию парижского Митрополичьего хора, которым руководил затем в течение 22 лет, до переезда в США в 1947. --- Хор под управлением А. не только пел службы в соборе, но и давал очень много концертов русской духовной и народной музыки, выступая как в залах, так и в храмах разных конфессий. В 1926 А. и его певцы приняли участие в первом исполнении "Демественной литургии" А.Гречанинова (во 2-Й ред.) в парижском католическом храме Богородицы Белых Покрывал. В 1928, через три года после создания, Митрополичий хор занял 1-е место на объединенном концерте европейских хоров в Антверпене. В 1934 по приглашению Ф.Шаляпина хор осуществил записи двух пластинок русской церковной музыки с участием великого певца: "Сугубая ектения" А.Гречанинова и "Верую" А.Архангельского, "Покаяния отверзи ми двери" А.Веделя и "Ныне отпущаеши" М.Строкина. Первая пластинка получила премию на Международном конкурсе в Париже в 1934, вторая - в Нью-Йорке в 1954, где вместе с другими записями, лучшими в серии "Золотой век музыкального искусства", была замурована в стене Музея современного искусства. В 1936 хор дал ряд концертов в США и Канаде; в 1938 совершил турне по Бельгии, Германии, Голландии, скандинавским странам, Все выступления пользовались очень большим успехом. Постоянно участвуя в богослужениях в парижском православном соборе, А. исполнял там со своим хором целиком композиции Божественной литургии Чайковского, Гречанинова, Рахманинова, Архангельского, Кедрова и др. Отдельные песнопения из этих циклов и др. сочинения были записаны на пластинки. --- В 1950 А. по приглашению митрополита Феофила занял место регента православного кафедрального собора в Нью-Йорке. Организованный им соборный хор много концертировал и записал четыре долгоиграющих пластинки (песнопения литургии Чайковского и Архангельского, песнопения Всенощного бдения и др.). А. создал в США еще три хора: молодежный Русский национальный хор, Детский хор и мужской хор "Капелла" (назван в честь петербургской Придворной певческой капеллы); все эти коллективы сосредоточивались в основном на исполнении русской хоровой музыки, духовной и светской. С "Капеллой" А. осуществил запись нескольких пластинок (в том числе православной Панихиды). --- Стиль А. современники характеризуют как особенно нарядный, пышный, отмеченный сильными динамическими и тембровыми контрастами. Репертуар регента был весьма обширен, включая произведения русской церковной музыки разных стилей, преимущественно XIXXX вв., в том числе авторов из русского зарубежья. По оценке историков культуры эмиграции, А. стал первым регентом, создавшим за пределами России хоры высокого уровня, которые привлекли интерес широких кругов зарубежных слушателей к православному церковному пению. --- М. Рахманова

    БАБКИН Борис Петрович    (25.12,1876, Курск - 2.5.1950, Монреаль) - физиолог. Родился в дворянской семье. Отец - Петр Иванович - издатель, литератор, общественный деятель. Взгляды отца оказали существенное влияние на последующую жизнь его сыновей Бориса и Александра. В 1895 Б. окончил в Петербурге гимназию Я.Гуревича. В том же году поступил на естественное отделение Петербургского университета, ав 1896 перевелся на медицинский факультет Харьковского университета. В 1898 поступил на 3-й курс Военно-медицинской академии (ВМА), которую окончил в 1901 с отличием. Под влиянием известного музыканта В.Андреева Б. увлекся игрой на народных инструментах; в 1896 опубликовал статью "Балалайка. Очерки ее развития и усовершенствования". В 18981900 вышли отдельными изданиями еще два его руководства по игре на балалайке. Любовь к музыке оказала влияние на исследования Б. в области высшей нервной деятельности. В 1901 Б. вступил в брак с Е.Соловьевой, сотрудницей профессора гистологии ВМА А.Максимова. --- Студенческая работа Б. "Влияние искусственных швов черепа у молодых животных на их рост и развитие", выполненная у В.Бехтерева, была отмечена в ВМА золотой медалью. В 1901-12 он работал ассистентом у И.Павлова в физиологическом отделе Института экспериментальной медицины (ИЭМ) и на кафедре физиологии ВМА. В 1903 вышла первая работа Б. по физиологии пищеварения "Латентная форма стеапсина", в которой Б. показал, что фермент сока поджелудочной железы, расщепляющий жиры (липаза), содержится в неактивном состоянии; после соприкосновения со слизистой кишечника липаза переходит в активную форму, Это открытие помогло самому Б. разработать физиологическую операцию выведения наружу протока поджелудочной железы. После этой операции животные жили годами. Ранее попытки наложить постоянную фистулу оставались безрезультатными из-за быстрой гибели животных вследствии осложнений, К числу фундаментальных открытий Б, того времени относятся исследования влияния жиров и мыл на активность поджелудочной железы и участие желчи в активировании липазы. --- В 1904 Б. защитил докторскую диссертацию "Опыт систематического изучения сложных нервных (психических) явлений у собаки". В 1904 он был командирован за рубеж. В Германии у профессоров Розенгейма. и Магера совершенствовался по неорганической химии; у профессора Э.Фишера - по биологической химии. На неаполитанской Зоологической станции в Италии Б. исследовал физиологические функции некоторых морских животных, а в Физиологическом институте Лейпцигского университета занимался электрофизиологией. В это время он опубликовал (совм. с Абдергальденом) статьи по физиологической химии, сообщения об организации исследовательской работы на неаполитанской станции (1906), обзор по химии белков (1908). Методики, отработанные Б. в годы работы в ИЭМ, ВМА и лабораториях Германии, стали экспериментальной основой многих его будущих работ, --- В 1907 Б. получил звание приват-доцента ВМА. Совместно с Савичем и Рубашкиным Б. показал различие в работе поджелудочной железы при возбуждении блуждающего нерва и под влиянием гормона секретина (1908). Совместно с Н.Тихомировым (1909) он пришел к выводу, что изменение качества сока поджелудочной железы является адаптационным процессом. С 1912 по 1914 Б, - адъюнктпрофессор физиологии Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства (под Варшавой) .В 1914 он стажировался в физиологической лаборатории Э.Старлинга (Лондонский университет), где участвовал в исследованиях по влиянию секретина на моторику пищеварительного тракта, К этому времени он убедился, что поток гормонов, продуцируемых пищеварительным каналом, играет большую роль в гомеостазе. Об этом Б. сказал в лекции, прочитанной при вступлении в должность заведующего кафедрой физиологии Новороссийского университета (Одесса, 1915), В течение семи лет работы в Одессе он создал свою научную физиологическую школу. Ее основное направление влияние разнообразных химических веществ на моторику и секрецию пищеварительного тракта, В 1915 вышла монография Б. "Внешняя секреция пищеварительных желез"; книга основана на исследовании физиологической школы Павлова. --- В период смены политической власти в Одессе (1917-20) Б, устраивал на работу беженцев из Петербурга и Москвы, ходатайствовал по делам лишенцев, безработных, уволенных из учебных заведений, собирал подписи об освобождении арестованных. В 1921-22 Б.-ответственный работник Американской организации помощи голодающим (АРА). Он открыто протествовал против насильственных мер по отношению к преподавателям университета со стороны Одесского губнаробраза. В это же время он организовывал встречи ученых, в том числе Петербурга и Москвы, на которых обсуждались фундаментальные проблемы физиологии и затрагивались общечеловеческие проблемы развития личности и общества, проблемы веры, Б. разделял взгляды А.Ухтомского и С.Дурылина о единстве религии, о религиозном чувстве как особом состоянии человека, на котором покоятся нравственные принципы личности. --- В августе 1922 Б. был арестован и приговорен к административной высылке из страны со следующей формулировкой: "Правый радикал, антисемит, активный противник советской власти. Группирует вокруг себя эту часть профессуры. Лекции читал очень мало. Служит в АРА, где является крупной величиной. Тип вредный". Вместе с другими 17 инакомыслящими преподавателями вузов Одессы на корабле, отплывавшем в Турцию, Б. навсегда покинул родину. В течение двух последующих лет он работал в Лондонском университетском колледже у профессора Э.Старлинга.Б. вторично защитил диссертацию на звание доктора медицины и получил разрешение преподавать в английских университетах. В 1923 Б. при поддержке А.Хилла получил место профессора физиологии в университете Далхаузие (Галифакс, Новая Шотландия, Канада); организовал физиологический практикум с демонстрацией методов Павлова в области физиологии пищеварения и условных рефлексов. --- В 1927 в Петрограде вышло расширенное (2-е) издание его книги "Внешняя секреция пищеварительных желез" (доп. изд. на нем. яз. Берлин, 1928), Вместе с У.Гентом и У.Кенноном Б. перевел на английский язык книгу Павлова "20-летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных" (Нью-Йорк, 1928). В университете Далхаузие Б. исследовал особенности формирования состава желудочного сока, исходя из совместной работы четырех видов железистых клеток желудка: обкладочных, пепсиновых, слизистых и клеток покровного эпителия. --- В 1928 Б. получил приглашение занять должность профессора-исследователя в лаборатории физиологии и экспериментальной медицины на медицинском факультете университета Мак-Гилла. Вместе с деканом этого факультета, Чарлзом Ф, Мартином, Б. разрабатывал междисциплинарную программу по теоретической медицине для университетов, которая в 1943 была отмечена присуждением Б. степени доктора юриспруденции. --- В университете Мак-Гилла Б. совместно с Макинтошем обнаружил в желудочном соке собаки сокогонные (гистамин и гистаминоподобные вещества) и депрессорные вещества. Совместно с Уэбстером установил роль слизи в нейтрализации соляной кислоты в желудке. Совместно с К.Хеб6 исследовал работу секреторных желез на клеточном уровне. Он выделил мукоидные вещества слизи и установил их защитную роль при повреждении слизистой желудка. --- Б. вел обширную педагогическую работу. Он подготовил 36 докторов наук. Среди них К.Хеб6, М.О.Маккей, Р.Грант, А.Сергеева, С.Комаров, Г.Ставраки, М.Фридман и др. По указаниям Б.Г.Сатерленд оборудовал в университете Мак-Гилла "беззвучную" павловскую комнату (1930), необходимую для проведения экспериментов по условным рефлексам. В ней приехавший из Советского Союза ученик Павлова Л.Андреев обучал сотрудников университета работе с условными рефлексами. --- В 1942 Б. ушел в отставку, но продолжал сотрудничать с Монреальским неврологическим институтом, где профессор В.Пенфилд предоставил ему небольшую лабораторию, В 1943 на торжественном акте выпуска молодых врачей университета Мак-Гилла Б. произнес речь "Научные традиции в современной медицине", в которой указал на необходимость приоритетного развития научной теории, --- В годы 2-й мировой войны Б. разрабатывал методы контроля слухового анализатора, с помощью которых оценивалась степень реабилитации летчиков, находившихся на излечении в Монреальском неврологическом институте. В 1944 вышел фундаментальный труд Б. "Секреторный механизм пищеварительных желез" (на рус.яз. - Л" 1960). В 1949 была опубликована книга Б. "Павлов. Биография". В тот период Б. сотрудничал в "Новом журнале". Возвращаясь из Атланты в Монреаль, Б. скоропостижно скончался в поезде от острой сердечной недостаточности. Похоронен в Монреале. --- Б. - член Королевского общества Канады, член Лондонского Королевского общества, член Германской академии естествоиспытателей (Леопольдина), президент Общества гастроэнтерологов "Сигма X" (1939-40). Награжден медалью Королевского общества Канады им. Флавелля и медалью Фриденвальда (Общество гастроэнтерологов США). --- Соч.: Материалы к физиологии лобных долей больших полушарий // Изв. Воен.-мед. академии, т. XIX, №1, 2, 16; К характеристике звукового анализатора собаки // Тр. Об-ва рус. врачей в СПб., 1910, т. 77; Секреторные и моторные явления в слюнных и панкреатических железах // Врач. дело, 1927, № 23, 24; Secretory Mechanism of the Digestive Glands. New York, 1950. --- Лит.: B.P.Babkin (1877-1950) Obituary // Gastroenterology, 1950, vol. 16, № 2; Жекулин А.Г. Б.П.Бабкин (1877-1950) // Современник. 1968. № 17/18. --- В. Синельников ---


<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20 30 40 50 60 70 80 >>
На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..