МЕЧ и ТРОСТЬ
29 Мар, 2024 г. - 06:25HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич    (13.2.1879, Москва -7.9.1953, Париж) - режиссер, драматург, историк и теоретик театра. Из дворянской семьи. Отец Е. - видный инженер и чиновник министерства путей сообщения, мать - из обрусевшего французского рода. Детство Е. прошло в Екатеринославе, Дерпте, Пскове и др. городах, где работал' отец; окончил гимназию в Москве. Первые любительские театральные опыты Е. относятся к годам обучения в Петербургском училище правоведения (1892-1901), окончив которое, Е. поступил на службу в министерство путей сообщения и одновременно в Петербургскую консерваторию в класс композиции Н.Римского-Корсакова. В 1906 редактор левой газеты "Новый путь". Писал пьесы, которые ставились в провинции и столицах, позднее вошли в 1-й том его драматических сочинений (1908). Свой собственный драматургический стиль и почерк Е. обрел постепенно с включением в режиссерскую работу. Организатор (1907-8) и главный режиссер (1911-12) Старинного театра, ставившего перед собой задачу реконструкции театральных систем прошлого (средневековья, испанского театра). В 1908 был приглашен В.Комиссаржевской режиссером в ее театр, где поставил "Франческу да Римини" Д'Аннунцио, "Ваньку Ключника" Ф.Сологуба, "Царевну" ("Саломею") О.Уайльда, Запрет последней постановки церковными властями привел к фактическому банкротству театра. Весной 1909 вместе с Ф.Комиссаржевским организовал "Веселый театр для пожилых детей", где впервые была поставлена его арлекинада "Веселая Смерть", а также пьесы К.Пруткова. Необычайный успех Е. в жанре театральной миниатюры и пародии привел к приглашению его главным режиссером в театр "Кривое Зеркало" (1910), где он проработал вплоть до революции. За эти годы Е. осуществил постановку около 10 0 миниатюр и пьес, в том числе им написанных: "В кулисах души", "Ревизор", режиссерская буффонада в 5-ти "построениях одного отрывка", "Школа этуалей", "Кухня смеха", "Четвертая стена" и др. Пользовался популярностью в кругах художественной интеллигенции как пародист и театральный насмешник, один из непременных участников петербургского артистического подвала "Бродячая собака" и его преемника - "Привала комедиантов", где выступал с "интимными песенками", частушками, "музыкальными гримасами" - импровизациями на фортепиано и др. инструментах. --- В 1908-11 преподавал на драматических курсах Риглер-Воронковой. Работал над статьями и книгами "Введение в монодраму" (1909), "Крепостные актеры" (1911), "Нагота на сцене" (1911), "Бердслей" (1912), "Театр как таковой" (1912), "Театр для себя" (в 3-х частях, 1915-17), в которых разработал понятие "театральность" - по его мнению, это природой заложенный инстинкт преображения, присущий биологически едва ли не всему живому от птиц и рыб до человека. Создатель оригинальной драматургической теории, Е. разработал также принцип "монодрамы", в которой отношение персонажа к окружающему миру должно стать точкой зрения каждого из публики: зритель должен настолько вжиться в душевный мир действующего лица пьесы, что он как бы превращается в этого персонажа. Теории Е. и дискуссии вокруг них во многом обогатили практику нового театра XX в.Е. был одной из ключевых фигур русского художественного авангарда: дружил с футуристами (Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников), в 1910 оформил их выставку, участвовал в диспутах о настоящем и будущем искусства.Е. рисовали И.Репин, М.Добужинский, Ю.Анненков, Маяковский, С.Сорин и др, --- Осенью 1917 уехал на юг, работал в Киеве, Сухуми, Тифлисе. Вернувшись в Петроград осенью 1920, возглавил постановку одного из наиболее масштабных массовых празднеств революции - "Взятие Зимнего дворца". Читал лекции по истории и теории театра, работал в театре "Вольная комедия", ставил спектакли в московском "Кривом Джимми". Особый успех имела его пьеса "Самое Главное" (20.2.1921, "Вольная комедия"), впоследствии она шла в большинстве стран Европы и Америки. В послереволюционное время написал книги "Оригинал о Портретистах", "Происхождение драмы" (обе - 1922), "Азазел и Дионис", "Распутин", "Театр у животных" (все - 1924).В 1925, во время гастролей "Кривого Зеркала" в Варшаве, уехал через Польшу в Париж, не собираясь тогда еще остаться за границей. 1926 провел в США, где консультировал постановку своих пьес "Самое Главное" - на сцене "GuildTheatre" и "Корабль Праведных" - в "lrving Place Jewish Art Theatre" (Нью-Йорк), читал доклады о театре. --- С января 1927 постоянно проживал в Париже, где продолжал плодотворно работать как драматург, режиссер, сценарист. В 1929-30 поставил "Снегурочку", "Сказку о царе Салтане", "Руслана и Людмилу" для парижской "Русской оперы" М.Кузнецовой, Участвовал в организации и подготовке программ недолговечных эмигрантских театров миниатюр, в том числе "Летучей мыши" (франц. программы 1928, 1937), "Бродячих комедиантов" (1934). В 1937 завершил работу над фундаментальным эстетическим трактатом "Откровение искусства" (первонач, назв. "Искусство как сверхмастерство", неопубл.). В 1934-35 работала Сорбонне с группами студентов над реконструкцией спектаклей средневекового театра. В 1935 поставил "Царя Салтана" и "Горе от ума" в Пражском Национальном театре, Успех "Самого Главного", переведенного более чем на 15 языков, как и отдельные постановки других его пьес: "Театр Вечной Войны" (1927), "Корабль Праведных" (опубл. в 1935), "Радио-поцелуй или Робот Любви" (1925, неопубл,), "Любовь под микроскопом" (1931, неопубл.) - способствовали материальному благополучию Е. В то же время ему откровенно не везло в киномире - большинство созданных по его сценариям и при его участии фильмов по техническим причинам не стали событием ("Плодородие", 1928; "Только не в губке", 1931). Не пользовались особой популярностью и книги Е, по философии театра - сборники дореволюционных статей и отрывков из книг, переведенные на английский, французский, испанский и итальянский языки. --- В годы 2-й мировой войны Е. сотрудничал с рядом русскоязычных парижских театров, писал мемуары о годах, проведенных в "Кривом Зеркале" ("В школе остроумия" - не опубл.), создал либретто балета "Шота Руставели". Его исторический очерк "Караимы" помог представителям немногочисленной группы этого народа в Париже избежать депортации в нацистские лагеря смерти. Послевоенные годы Е. проводил в написании "Истории русского театра" (1948), редактировании старых пьес: "Шаги Немезиды" (1939, опубл. в 1956-о сталинском терроре), "Чему нет имени" (1937, опубл. в 1963) и создании новых - "Граждане второго сорта" (1950). В 1945 выступал с циклом передач по французскому радио о выдающихся деятелях русской культуры, с которыми ему приходилось общаться - М.Горьком, К.Станиславском, Н.Римском-Корсакове, В.Маяковском, А.Таирове, М.Зощенко и др. Одна из последних работ Е.-режиссера - постановка ревю из его одноактных пьес на французском языке - в КазиноМонпарнас ("Инфернальная Комедия", 1948). Последнее публичное выступление Е. состоялось на вечере, посвященном Московскому Художественному театру 7,11.1948. Перед смертью он успел закончить книгу об эмигрантском театре в Париже ("Памятник мимолетному", 1953) и русскую версию "Истории русского театра" (1955), Похоронен на кладбище Сен-Женевьевде-Буа, На доме в Париже, где жил Е., в 1979 установлена мемориальная доска. --- Соч.: Le theStre en Russie avant 1946. Paris, 1946; Histoire du theStre russe. Paris, 1947; Нас было четверо // Возрождение, 1952, № 21-23. --- Лит.: Pluhppe М. Presentation de N.Evreinoff. Paris, 1959; Кашина-Евреинова А.Н.Н.Евреинов в мировом театре XX века, Париж, 1964; Hilderbrand О. Fralsaren Harleken: Theater och verkleghet Nikolai Evreinovs dramatik. Uppsala, 1978: lolub S. Evreinov: The Theatre of Paradox and Transformation. Ann Arbor (Mich.), 1984; Белов E.H. О судьбе литературного наследства Н.Н.Евреинова // Сов. архивы, 1991, № 4: Бабенко В. Арлекин и Пьеро. Екатеринбург, 1992. --- Арх.: ГАРФ, ф. 5881, оп. 2, д. 328; РГАЛИ, ф. 982. --- А. Томашевский ---

    ЕГОРОВА Любовь Николаевна    (Александровна) [по 1-му мужу Мамонтова, по 2-му Трубецкая} (27.7.1880, Петербург- 18.8.1972, Париж) - танцовщица, педагог. По метрике "незаконнорожденная царскосельской купчихи". Закончила Петербургское театральное училище в 1898. Выпускавший педагог Э.Чекетти показал ее вместе с одноклассниками Ю.Седовой, М.Обуховым, М.Фокиным в pas de quatre, поставив короткий балет "Урок танцев в гостинице". Задача была одна - продемонстрировать в ролях сестер, хозяек гостиницы, танцевальные возможности выпускниц, состязающихся в виртуозном танце.Е. и Седова заслужили одобрение и публики, и прессы; обеим было предсказано будущее балерин. Однако путь к званию и репертуару балерины оказался для Е, длинным и весьма непростым. Оказавшись в кордебалете Мариинского театра на положении "корифейки", Е. с полной самоотдачей занималась танцами и с радостью бралась за любую партию. С репертуаром же ей часто не везло, и то, что предлагали, далеко не всегда было выигрышно, как, например, ее первая балеринская партия - Илька в "Очарованном лесе" Р.Дриго в постановке Л-Иванова, которую она получила в 1901. --- Дарование Е. было тихим, мягким, лиричным. Миловидное лицо, ладная женственная фигурка, красивой формы ноги с огромным подъемом - все в ней было изящно и гармонично, все располагало к умиротворению, созерцательному покою. Ее танец и игра были неброски, напора и чрезмерности лишены. Одно движение мягко переходило в другое, образуя спокойно льющуюся мелодию. Эта кантиленность танца была одним из высших достижений русской исполнительской школы XIX в., но в тот момент предпочтение отдавалось виртуозному танцу. Итальянские гастролерши устанавливали здесь рекорды, и многие русские балерины за ними тянулись, Е. же оставалась верна самой себе и своему таланту, и затаенный лиризм окрашивал ее танец множеством разнообразных оттенков.Е. совершенствовала свое танцевальное мастерство не за границей, как было принято в то время, а у русских педагогов Е.Вазем, МТоршенковой, А.Иогансона. Но и веяния дунканизма не прошли мимо нее, обернувшись для танцовщицы еще большей раскрепощенностью, естественностью движений корпуса и рук. Она мечтала о новой хореографии, однако одноклассник Фокин - будущий реформатор балетного театра - долго не видел в ней свою героиню. Приходилось исполнять традиционное: Голубую георгину в одноименном балете М.Петипа (1905), Мирту в "Жизели" А.Адана (1907), принцессу Флорину в "Спящей красавице" П.Чайковского (1909). Критики, не находя в ней ни экстатического темперамента, ни броских исполнительских красок, часто недооценивали выступления Е. Некоторые балеты например, "Раймонда" АТлазунова (1910) доставались ей "с чужого плеча" раз в год. Но репертуар Е, тем не менее пополнялся: на 2-м десятилетии своей службы она исполняла такие несхожие роли как Медора, Царь-девица, Китри, Пахита, Аспиччия. В 1911 состоялся дебют в партии Авроры ("Спящая красавица"), в 1913 - в партиях Одетты-Одиллии ("Лебединое озеро" Чайковского). Е. выигрывала там, где ей удавалось высветить лирические интонации. Ее Одетта была трогательной и в меру тревожной, Аврора - мягкой, словно светящейся изнутри. В 1914 Е. удостоили звания балерины. В этом выразилось скорее признание ее нужноеT в труппе, чем дань таланту. А талант у Е. был, но пришелся, очевидно, не ко времени. Сдержанные краски, естественность и простота оказались выигрышны в Жизели (1914). Эта роль была давно желанной и выстраданной. Героиня Е. привлекала психологической правдой чувств и затаенным, не показным,-драматизмом. Рецензент сравнивал ее Жизель с павловской и отмечал: "Игра г-жи Егоровой, может быть, не так ярка, но она более натуральна, без пафоса, проще". --- Е. получила пенсию в 1916, но продолжала выступать. Прощальный бенефис состоялся 22.1.1917 - давали "Лебединое озеро". Отъезд после революции многих ведущих исполнителей за рубеж обеднил труппу, В 1918 было решено пригласить на ряд гастролей в Мариинском театре Е. Обещали "Жизель", "Баядерку", "Талисман". Но Е., находившаяся в Финляндии, в Россию не вернулась. Она отбыла во Францию (1917) и с тех пор на родине ни разу не была, --- В Париже Е. вступила в дягилевскую антрепризу (1921-23). На лондонской премьере "Спящей красавицы" (1921) исполнила фею Канареек, а позднее - и роль Авроры в очередь с В.Трефиловой и О.Спесивцевой. Выйдя замуж за князя Н.Трубецкого, оставила сцену. В 1923 открыла в Париже школу танцев. В 1937 создала там же труппу "Балеты молодости" во главе с Ж.Ведтом. В ней дебютировали многие ее ученики, в том числе Ж.Скибин. У нее учились также другие талантливые исполнители - С.Шварц, Ж.Шарра, Ю.Алгаров, Э.Пагава. Короткое время преподавала в Лондоне и поставила "Свадьбу Авроры" для Королевского Датского балета. Но Париж оставался местом ее постоянного жительства и работы, второй родиной.Е. преподавала до глубокой старости, приобщая западных артистов к великой школе русского балета. Сохранились кинокадры, запечатлевшие балерину уже в весьма преклонном возрасте во время урока. Показ и замечания Е. интересны тем, что дают некоторое представление об эстетике танца ее времени. Кроме того, даже эти несовершенные кадры зафиксировали живость педагога и заботу ее о выразительном и естественном танце. Современные исследователи видят в Е. исполнительницу, обогнавшую время, предвосхитившую поэтический лиризм танца Г.Улановой. --- Лит.: Борисоглебский М. (сост.) Материалы по истории русского балета, т. 2. (Л.], 1939; Красовская В. Русский балетный театр начала XX века, ч. 2. Танцовщицы.Л., 1972. --- А. Соколов-Каминский

    ЖАРДЕЦКИЙ Венчеслав Сигизмундович    (16.4.1896, Одесса - 21.10.1962, Элкинс, шт. Зап. Виргиния, США) - астроном, механик, геофизик. Отец, Сигизмунд Ж., польский политический деятель. Мать - Мария Кудрявцева, русская, Ж. окончил гимназию в Одессе, дополнительно занимаясь математикой и музыкой. Затем 17-летнему юноше надо было решить, какую профессию выбрать: музыканта (он уже был хорошим пианистом и имел абсолютный слух) или математика. Он предпочел последнее и в дальнейшем почти не прикасался к роялю. В 1913 Ж, поступил на физикоматематический факультет Новороссийского университета (Одесса), где увлекся астрономией, По окончании университета в 1917 с дипломом 1 -и степени был оставлен для подготовки к профессорскому званию по кафедре астрономии. Молодой специалист начал работать в Одесской обсерватории, директором которой был профессор университета А.Яковлев (впоследствии академик АН УССР). Вскоре Ж. получил место ассистента в Пулковской обсерватории в Петрограде, где его работой руководил директор обсерватории академик А.Белопольский. В то время Белопольский занимался применением астрофизических методов к изучению звезд, используя спектрограф своей конструкции. К этой работе был привлечен Ж., который под руководством Белопольского выполнил свою первую научную работу по спектру звезды Беги (а Лиры). --- Поехав, как обычно, проводить отпуск в родном доме в Одессе, Ж. оказался на территории, занятой белой армией и войсками Антанты. Наступление Красной армии в январе 1920 вызвало волну эмиграции, и Ж., как и многие другие, эмигрировал в Югославию. Он обосновался в Белграде, где под влиянием югославского астронома и геофизика академика Милутина Миланковича увлекся небесной механикой. Миланкович был профессором теоретической и небесной механики и теоретической физики в Белградском университета. Там же преподавал и профессор механики А.Билимович, которого Ж. знал по Одесскому университету. Не исключено, что ученые вместе покинули Одессу. --- В Белграде был организован Русский научный институт, который давал возможность эмигрировавшим ученым продолжать занятия наукой. Будучи членом правления этого института, Ж, участвовал в составлении и подготовке к изданию двух выпусков "Материалов для библиографии русских научных трудов за рубежом". В 1929 Ж. написал под руководством Билимовича диссертацию, которую защитил в 1929, получив степень доктора философии. После защиты продолжал работать в Белградском университете, с 1926 - доцентом, с 1929- экстраординарным, ас 1939- ординарным профессором. --- В 1927 Ж. женился на Татьяне Тарановской, дочери профессора истории славянского права Ф.Тарановского, эмигрировавшего из России и работавшего в Белградском университете, В 1929 у Жардецких родился сын Олег. Когда в 1943 Белград был оккупирован немецкими войсками, Ж., как и ряд других профессоров, ушел из университета; занимался работой над задуманной им книгой по динамике, но она осталась незавершенной. После окончания войны Ж. переехал в город Грац в Австрии, где начал работу в качестве приглашенного профессора физики и астрономии местного университета. В 1946-47 он исполнял обязанности директора Института физики и астрономии, а в 1947-49 был приглашенным лектором по геофизике в Высшей технической школе Граца. --- Новый поворот в судьбе Ж. произошел в 1949, когда он эмигрировал в США.Ж. обосновался в Нью-Йорке, где был принят на работу в Ламонтскую геологическую обсерваторию Колумбийского университета в качестве внештатного научного сотрудника. В этой должности он оставался до конца жизни. Кроме того, с 1951 и до ухода на пенсию Ж. был также профессором механики в Манхеттенском колледже.Ж. проявлял интерес к истории науки, писал о физических воззрениях М.Ломоносова. Он занимался также социальными проблемами, принял активное участие в дискуссии по вопросам социологии, организованной Нью-Йоркской Академией наук в 1959. --- Выйдя на пенсию, Ж. жил в своем доме в Элкинсе, проводя большую часть времени за письменным столом. В прошлом остались занятия фехтованием и футболом, о чем теперь напоминали только спортивные награды; был он и хорошим шахматистом. Много сил отдавал участию в работе редакций научных журналов. Последние 4 года жизни работал как издательпереводчик Американского геофизического союза над проектом, субсидируемым Национальным научно-исследовательским советом и Американской национальной академией, целью которого было налаживание более тесных международных связей в области геологических наук, --- Научное наследие Ж. достаточно обширно как по тематике, так и по количеству опубликованных работ. Первые его книги были изданы еще в Белграде: "Гидромеханика" (1933) и "Теоретическая физика" (1940). В Ламонтской обсерватории Ж. занимался изучением распространения волн и сейсмологией; результаты своих исследований он опубликовал в ряде статей, В 1955 вместе с американскими коллегами М.Ивингом и Ф.Прессом написал книгу "Распространение волн в тонких слоях". Излюбленной областью научного поиска Ж. была теория зонального вращения Земли, которая объясняет миграцию континентов. Еще в 1929 Ж. увлекся гипотезой о тектоническом перемещении материков (высказана немецким геофизиком А.Вегенером), согласно которой Американский континент перемещается в западном направлении. Кроме отдельных публикаций, Ж. в 1935 опубликовал монографию "Математические исследования эволюции Земли" (на франц. яз.; издана Сербской Академией наук). Его расчеты показали, что не Американский континент дрейфует к западу, а Евразийский движется на восток. Сын Ж. впоследствии писал, что однажды его отец наблюдал за льдинами на реке Сава, и, увидев, как одна из них, крутясь в центре реки, вдруг раскололась так, что две ее части соединялись лишь узким перешейком, воскликнул: "Так это же Америка!" Эти льдины на Саве подали Ж. идею провести эксперимент, который он осуществил в Граце. В трудное послевоенное время он проявил недюжинную смекалку, чтобы из подручных средств (подчас негодного оборудования) собрать необходимые приборы, Свои результаты Ж, доложил на международном конгрессе математиков (1950, Кембридж, шт. Массачусетс), а также опубликовал в нескольких статьях, последняя из которых ("Периодические полярные движения и деформация земной коры") вышла в свет в 1962 за неделю до смерти ее автора. Монография "Теория фигур небесных тел" (Нью-Йорк, 1958) подводила итог деятельности Ж. в области небесной механики, которой он занимался почти всю жизнь. --- Не менее важной, чем научная, Ж. считал педагогическую деятельность, которой он отдавал много времени и сил. У него училось не одно поколение студентов Югославии, Австрии и Америки, в том числе и русские студенты, оказавшиеся в эмиграции в Югославии. Его лекции славились ясностью и стройностью изложения. --- Ж. был избран членом многих научных обществ, в том числе Американского математического общества, Американского геодезического союза. Признанием его заслуг было избрание его в Американскую Академию наук и искусств. --- Сын Ж. Олег тоже стал ученым. Еще в 1955 он, как и его отец, получил гражданство США; в 1966 стал директором биофизической и фармакологической компании, в 1969 профессором Стэнфордского университета, с 1975 - директором Стэнфордской лаборатории магнитного резонанса. Он стал членом многих научных обществ и обладателем нескольких премий, а также членом издательского совета шести научных журналов, в том числе "Теоретической биологии", "Молекулярной фармакологии", "Медицинской химии". --- Лит.: Jardetzky О. Professor Wenceslas S. Jardetzky (1896-1962) // Acta geophysica polonica, 1986, vol. 14, № 14; Who is Who in America. 1982-83, vol. 1. --- Н. Ермолаева ---

    ЖАРОВ Сергей Алексеевич    (1.4.1897, Kaсимов, Нижегородской губ. - 6.10.1985, Лейквуд, США) - хоровой дирижер и регент. Получил образование в московском Синодальном училище церковного пения. В 1917 по окончании училища был призван в армию, в 1921, после разгрома войск генерала Врангеля, эвакуировался с дивизией генерала Гусельщикова на о. Лемнос. Там в тяжелейших условиях создал Хор донских казаков. Впоследствии, перебравшись в Болгарию, Ж. и его певцы работали на лесопильном заводе и пели за службой в русской посольской церкви в Софии. В 1923 хор дал свои первые концерты в Вене и Берлине и в дальнейшем стал предпринимать большие гастрольные поездки по всему миру. За полвека Хор донских казаков провел около 8,5 тысяч концертов, много записывался на пластинки, его выступления породили массу подражателей. По популярности у зарубежной публики жаровский хор иногда сравнивали с дягилевскими балетами. Особенно большой успех коллектив имел в Германии и США. Известна очень высокая оценка, данная хору С.Рахманиновым в 1 930-х. Сам Ж. оставил воспоминания о встречах с композитором (опубл.: С.В.Рахманинов. Литературное наследие, т. 3. М., 1980). С похвалой отзывались о жаровских казаках Ф.Шаляпин и знаменитый ученый-генетик Т.Тимофеев-Рессовский, встречавшийся с ним в Берлине. --- Ж. являлся выдающимся знатоком русской хоровой традиции и, обучаясь в Синодальном училище в эпоху его расцвета, прекрасно усвоил характерную манеру Синодального хора главного церковного хора России, певшего в кафедральном Большом Успенском соборе Московского Кремля (все ученики Синодального училища определенный период пели в этом хоре), В своих концертных программах и звукозаписях Ж. придерживался обычно принципа смешанного репертуара: русская церковная музыка, песни разных народов, избранные образцы отечественной классики. Все это исполнялось в специальных аранжировках для мужского хора, сделанных самим Ж. или эмигрировавшим в США соучеником регента по Синодальному училищу композитором К.Шведовым. Как говорилось в некрологе Ж" напечатанном "Русской мыслью"; "Все было под силу жаровскому хору - от великолепных церковных песнопений Бортнянского, Чайковского и Рахманинова, виртуозных оперных фрагментов до удалых или задушевно-печальных народных песен", На эстраду хор выходил эффектно. Регент П.Спасский описывал парижское выступление казаков в 1958: "Вдруг появляются в темных шароварах с красными лампасами (Войска Донского), в черных рубашках военного образца, опоясанных темными кожаными тонкими поясами с набором из серебра, двадцать два певца, как сказочные богатыри" (ранее в хоре бывало до 40 певцов). Столь же эффектна была манера пения: "Голоса подобраны замечательно. Беспредельные и нежные тенора, удивительные глубокие басы и звонкие, как донские жаворонки, баритоны. Все это переплетается в гармонии, выявляется в мелодии, то вдруг уносится быстрым ритмом, как бурным весенним потоком, то замедляется в адажио и ленто, как могучая, широкая степная река". --- Жаровский хор давал зарубежным слушателям очень яркое представление о русском хоровом искусстве, достигшем к началу XX в. высочайшего уровня. Хор и регент демонстрировали чрезвычайную гибкость, "вариантность" исполнительской манеры: по свидетельствам современников, одни и те же произведения в их исполнении на концертах звучали эстрадно, эффектно, за службой - сосредоточенно, величаво. К сожалению, имеющиеся записи отражают только концертную манеру хора. --- Ж. был кавалером румынского ордена Звезды и югославского Св.Саввы. --- М. Рахманова

    ЗАВЬЯЛОВ Василий Васильевич    (15.6.1873, с. Нововасильевское, Костромской губ, 24,2.1930, София) - физиолог, педагог. Родился в семье крестьянина. В 1891 окончил с золотой медалью костромскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета, а в 1895 перешел на медицинский факультет Дерптского университета, в 1896 получил диплом лекаря. Еще студентом он по решению правления университета исполнял обязанности ассистента по физиологии. В 1899 защитил докторскую диссертацию "К теории белкового пищеварения", в которой исследовал условия образования под влиянием протеолитических ферментов белковоподобных веществ ("пластеинов"), которым он придавал большое физиологическое значение. С 1899 приват-доцент по физиологии и физиологической химии, --- В 1901 был избран приват-доцентом Новороссийского университета (Одесса), а в 1903 - профессором физиологии. Одновременно в 1915-19 руководил кафедрой физиологии Одесских высших женских курсов. Научные исследования З. посвящены, главным образом, биохимии: исследования пластеинов (1903, 1907), анализ крови при гемофилии (1914), значение минеральных солей для питания животных (1913), строение хондроитиносерной кислоты (1916) и др. Кроме того, он занимался проблемами бальнеологии и курортологии: изучением ессентукских минеральных вод (1914), исследованием биохимии лечебных грязей Тамбуканского озера (1906, 1912), курортных факторов Одессы (1910-14) и др. --- Талантливый педагог и воспитатель, З. был автором целого ряда учебников для высшей школы и для средних учебных заведений: учебник "физиология человека" для фельдшерскоакушерских школ (8 изд., в 1906-22): "Учебник анатомии и физиологии человека" для реальных, коммерческих и епархиальных училищ и для кадетских корпусов удостоен ученым комитетом министерства народного просвещения малой премии им.Петра Великого (изд. в 190716): "Начальный курс гигиены" (в соавт. с П.Диатроптовым; 2 изд., в 1910-15); "Элементарный учебник анатомии, физиологии и гигиены" (3 изд., в 1912-18). З. принадлежат переводы учебников и учебных руководств по физиологии и физиологической химии, изданных за рубежом (профессоров Е.Гедона, Дж.Лёба, Э.Абдергальдена и др.), Он являлся автором многих общедоступных книг: "Популярные лекции по физиологической химии" (1901), "физиологические методы лечения" (1903), "Уход за больным" (1903), учебника для самообразования "Краткий очерк физиологии человека" (1916-22) и др. --- В начале 1920 З. покинул Одессу, эмигрировал в Болгарию, Здесь он принял предложение организовать и возглавить в качестве профессора кафедру физиологии и физиологической химии. На медицинском факультете созданного в 1918 Софийского университета З. сразу же активно взялся за подготовку учебной литературы для студентов на болгарском языке. Уже в конце 19 20 в Софии вышел его учебник физиологической химии, а в 1924 руководство к практическим занятиям по физиологической химии. Не только студентам, но и практическим врачам была адресована написанная им вместе с профессором С.Абрамовым книга о методах проведения клинических лабораторных анализов (1925). Не оставлял он и научных исследований. Ряд работ (1923-25) З. посвятил биохимии гормонов, прежде всего инсулина. Его доклад об этом был с интересом встречен на 11-м международном конгрессе физиологов в Эдинбурге в 1923. З. также разработал органопрепарат "биотонин", который был рекомендован к применению при симптомах слабости и расстройствах нервной системы, сердечной слабости, расстройств обмена веществ. Этот препарат уже после его смерти выпускала специальная "Лаборатория имени профессора Завьялова" в Софии: биотонин в 30-е нашел довольно широкое распространение в странах Европы. --- З. активно привлекал к участию в своих исследованиях молодых ученых. Болгарские врачи Добрева, Панайотова, Милованов, Вълкович, русские врачи А.Янишевский и В.Завьявов (сын) помогали ему в экспериментах, перенимали опыт научно-исследовательской работы. С ними вместе он продолжил цикл исследований хондроитиносерной кислоты, выяснив важные моменты ее биохимических превращений. В 1929 З. разработал клинический метод определения мочевой кислоты в крови, а также способ получения растворимого в воде бензоата. --- Свои научные труды он публиковал преимущественно в "Ежегоднике медицинского факультета Софийского университета". --- Лит.: Васильев К.Г., Васильев К.К., Калнин В.В. Воспитанник медицинского факультета Тартусского университета профессор В.В.Завьялов // Tartu Ulikooli ajaloo Kusimusi, t. 26. --- М. Мирский ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..