МЕЧ и ТРОСТЬ
28 Мар, 2024 г. - 14:14HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    СТРУВЕ Отто    (12.8.1897, Харьков 6.4.1963, Беркли, США) - астроном. Принадлежал к знаменитой династии астрономов, родоначальник которой, прадед Отто - Василий Яковлевич (Фридрих Георг Вильгельм) С. был основателем и первым директором Пулковской обсерватории в России. Отец Отто Людвиг Оттович С. - ординарный профессор астрономии и геодезии Харьковского университета, занимал одновременно пост директора университетской обсерватории. Отто с детства увлекся астрономией, с 8 лет он стал бывать с отцом в башне с телескопом, а в 10 лет уже проводил самостоятельные наблюдения. Блестящие математические способности Отто унаследовал не только от отца, но и от матери - Елизаветы С., происходившей из знаменитого рода Бернулли. --- Окончив с отличием гимназию, С. стал студентом Харьковского университета, но из-за начавшейся 1-й мировой войны вынужден был оставить учебу. По совету отца поступил в Петроградское артиллерийское училище, через год получил чин младшего офицера и направление на турецкий фронт. Лишь в 1918 С. смог вернуться в Харьков. Он быстро догнал своих сверстников, получил диплом астронома и в 1919 уже начал преподавать в университете. Однако вскоре был мобилизован в армию генерала Деникина. Осенью 1920 вместе с остатками деникинских войск на пароходе, битком набитом страдающими от голода и дизентерии людьми, С. навсегда покинул родину. --- Зиму 1920-21 прожил в палатке в Галлиполийском военном лагере, весной безуспешно пытался найти постоянную работу и жилье в Константинополе, временами работал чернорабочим, ночевал на чердаках. В Константинополе С. узнал о трагической судьбе своей семьи: скончался брат Вернер, утонула шестилетняя сестра, не пережив несчастий, умер отец. Тем временем по протекции родственников С. получил приглашение от директора Йерксской обсерватории Чикагского университета Эдвина фроста приехать в США на должность ассистента по звездной спектроскопии. Преодолев тяжелые душевные переживания и материальные трудности, С. скопил, работая грузчиком в порту Гамбурга, нужную сумму и осенью 1921 прибыл в Америку. Сюда к нему в 1923 приехала мать, здесь в 1925 С. женился на певице Марии Марте Лэннинг. Детей у них не было. --- С. был на редкость разносторонним человеком. В нем сочетались астроном-наблюдатель, вычислитель и конструктор инструментов, талантливый астроном-теоретик, популяризатор науки, историк астрономии, редактор известнейших научных периодических изданий, блестящий педагог, отличный организатор и руководитель. Целеустремленность и настойчивость при достижении намеченных целей обеспечили ему прекрасную научную и административную карьеру. Профессор фрост тепло встретил С., зачислив его в штат сотрудников с мая 1921, По его совету С. немедленно приступил к спектральным исследованиям звезд по программе, разработанной фростом, и с завидной настойчивостью занялся углубленным изучением английского языка. В 1923 Чикагский университет присудил С. степень доктора философии: в 1932, после кончины Фроста, он стал директором, с 1947 - почетным директором Йерксской обсерватории. --- В Йерксе С. постоянно сотрудничал с астрономом Джорджем ван Бисбруком, с которым на 24-дюймовом рефракторе определил положение многих комет и астероидов. Однако со временем ученые убедились, что имеющийся телескоп не дает возможности наблюдать слабые кометы и астероиды, а Брюсовский спектрограф обсерватории не подходит для средних или высокодисперсных спектров звезд. Выход заключался в создании новой станции, местом для которой были выбраны высокогорные прерии вблизи Амарилло (шт. Техас). Однако эти планы начали осуществляться лишь в 1932, когда С. занял пост заместителя директора Гарвардской обсерватории, а президенты двух университетов - Чикаго и Техаса - договорились о совместном строительстве обсерватории, используя и частные пожертвования. В 1939 обсерватория Мак-Дональд в Техасе была открыта, и С. стал ее директором. С 1947 по 1950, оставаясь почетным директором обсерваторий Йерксской и Мак-Дональд, он одновременно возглавлял кафедру астрономии Чикагского университета. В 1950 переехал в Беркли, где стал заведовать кафедрой астрофизики Калифорнийского университета и руководить его Лейшнеровской обсерваторией. В 1959, неожиданно для многих, он принял предложение возглавить новую Национальную радиоастрономическую обсерваторию США в Грин Банк в штате Западная Вирджиния. По его инициативе в обсерватории был сооружен самый крупный в то время в США 42-метровый радиотелескоп. К сожалению, на этом посту С. не смог оставаться долго, его здоровье было подорвано колоссальными нагрузками в течение всей жизни. Сохранились воспоминания о режиме работы С., когда он руководил одновременно двумя крупнейшими обсерваториями США - Йерксской и Мак-Дональд: "Он уезжал утром на машине из Вильяме Бэй в Чикаго, затем из Чикаго летел в Бит Спринг, затем опять на машине в Мак-Дональд (более 200 миль) и был готов всю ночь работать на 82дюймовом телескопе". В 1962 из-за резко ухудшившегося здоровья С. подал в отставку с поста директора радиообсерватории. Но оставаться не у дел он не смог и продолжал трудиться в качестве профессора в знаменитом Принстонском институте перспективных исследований. О кончине С. писали все ведущие астрономические издания мира. --- На протяжении всей своей жизни С. поддерживал творческие и дружеские связи с русскими астрономами. Хорошо зная, в каком трудном положении оказались после революции ученые России, он сразу по приезде в США принял самое активное участие в работе неофициальной комиссии (ее секретарь), созданной американскими астрономами для помощи их русским коллегам; в Россию посылались научная литература, журналы, фотоматериалы, продовольствие.С. проводил совместные исследования с Б.Герасимовичем, ГШайном, К.0городниковым. Знание русского языка давало ему возможность публиковать в реферативном журнале "Astronomical News Letters", одним из основателей и редактором которого он был, обстоятельные обзоры выходящих в России работ. Более 50 имен астрономов России и Советского Союза называет С. на страницах книги "Астрономия XX века" (совм. с В.Зебергс. Нью-Йорк, 1962, на англ. яз.: М" 1968), им опубликованы биографические очерки о А.Белопольском, Ф.Бредихине, М.Ковальском, Г.Шайне, М.Ломоносове. Благодаря энергии С. оказалось возможным проведение в США 1-го советско-американского симпозиума по радиоастрономии. --- С. - создатель обширной школы спектроскопистов. Руководимые им обсерватории послужили отправной точкой при выборе направления научной деятельности для многих молодых ученых из разных стран. Одним из первых среди астрономов он вплотную занялся исследованием широкого круга практических и теоретических проблем ведущей области астрофизики - звездной спектроскопии. Около 150 статей, опубликованных им в период с 1923 по 1947, посвящены этим проблемам. Тщательное изучение звездных спектров, полученных в разные периоды при многократных возвращениях к изучению тех же объектов, позволило С. выделить едва уловимые изменения тончайших деталей спектров - расширение и смещение линий, искажения их контуров, усиление и ослабление интенсивности линий, внезапные появления ярких линий среди привычных линий и полос поглощения. Сравнение этих изменений в спектрах с выполненными им предварительными теоретическими расчетами привело С. к интереснейшим открытиям. Так, он обнаружил и доказал вращение одиночных звезд. Совместно с Г.Шайном в 1929 разработал метод определения скоростей осевого вращения звезд. Исследование быстро вращающихся звезд позволило С., совместно с К.Т.Элви, определить связь между скоростью вращения звезд и их спектральным типом и сделать ряд открытий, стимулировавших развитие теории звездной эволюции. --- Одним из первых С. начал изучать диффузное вещество в Галактике. Совместно с Герасимовичем была не только дана оценка плотности межзвездного газа, но и установлено, что газовые облака, концентрирующиеся в плоскости Млечного Пути, принимают участие во вращении Галактики.С. исследовал и многочисленные виды наиболее интересных для астрофизиков звезд с неправильным изменением блеска, получивших название пекулярных, в спектрах которых наблюдаются особенности, не объяснимые с помощью спектральной классификации устойчивых звезд. Эти особенности свидетельствовали о процессах, происходящих в самой звезде или в ее атмосфере - вспышках, выбросах материи, пульсации атмосфер. Все астрономы династии Струве исследовали двойные звезды. Продолжил эту семейную традицию и С., только на более высоком - астрофизическом - уровне. Изучение им на протяжении десятилетий сотен спектрально-двойных звезд позволило получить новые данные - определить их массы и орбиты. --- С. занимал важные посты в Национальной Академии наук США, в Американских Астрономическом и Философском обществах, в Тихоокеанском астрономическом обществе, Национальном Научном совете, был избран членом Королевских астрономических обществ Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Академий наук Бельгии, Дании, Норвегии, Франции, Швеции, почетным доктором более 10 университетов (в Копенгагене, Льеже, Мехико, Киле, Ла-Плата), которые неоднократно присуждали ему свои высшие награды. В 1944 Лондонское Королевское астрономическое общество присудило С. золотую медаль - 4-ю представителям династии Струве на протяжении 118 лет. --- Соч.: Stellar Evolution. An Exploration from the Observatory. Princeton, 1950; M., 1954; The Astronomical Universe. Eugene, Ore, 1958; Stellar Spectroscopy (with M. Hack). 2 vols. Triest, 1960-70; The Universe. Camb. (Mass.), 1961; Spectroscopic Astrophysics. An Assessment of the Contributions of Otto Struve. Ed. by G.H.Herbig. Berkeley-Los AngelesLondon, 1970. --- Лит.: Modern Astrophysics. A Memorial to Otto Struve. Gauthier-Villars, Paris, Gordon and Breach York, 1967. --- З. Соколовская ---

    СТРУВЕ Петр Бернгардович    (26.1.1870, Пермь -26.2.1944, Париж) - политик, историк, экономист, издатель. Сын пермского губернатора, внук астронома В.Струве. В 18798 2 жил с семьей в Германии. В 1889 окончил 3-ю гимназию в Петербурге. В 1895 экстерном сдал экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета, в котором учился сначала на естественном (1889-90), а затем на юридическом факультетах (1890-91). В 1890-е- один из лидеров русского марксизма, организатор марксистских кружков, органов печати, изданий. В 1892 учился в Граце (Австрия) у ЛТумпловича, тогда же начал литературную деятельность в немецкой социал-демократической прессе, где выступал с обзорами и рецензиями на русскую экономическую литературу, а также с оригинальными статьями по проблемам экономического развития России. По возвращении в Петербург в 1892-94 работал библиотекарем в министерстве финансов. В апреле 1894 был арестован за связи с народовольцами. В августе 1894 выпустил книгу "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России", открывшую эпоху легальной борьбы русских марксистов с народничеством и ставшую первым систематическим изложением в русской легальной печати основ марксизма. Впрочем, уже в этой книге С. ясно отмежевался от материалистических основ доктрины. В январе 1895 от имени земской депутации, принятой Николаем II, составил "Открытое письмо Николаю II" с осуждением его отказа от продолжения либеральных реформ Александра II. Весной 1895 участвовал в составлении и издании вместе с А.Потресовым марксистского сборника "Материалы к характеристике нашего экономического развития", уничтоженного цензурой. В 1896 входил в делегацию от российской социал-демократии на международном социалистическом конгрессе в Лондоне (4-й конгресс 2-го Интернационала), написал аграрную часть ее доклада, с которым выступил Г.Плеханов. Вместе с М.Туган-Барановским редактировал марксистские журналы "Новое Слово" (1897) и "Начало" (1899). В издательстве О.Поповой заведовал редакцией общественно-научной литературы, издал 1-й том нового перевода на русский язык "Капитала" К.Маркса. Весной 1898 написал "Манифест" для организовавшейся РСДРП. Тогда же в трудах С. вызревало и укреплялось т.н. "критическое направление" в русском марксизме. Начатые им в 1898-1900 исследования по истории крепостного права в России (изд. в 1913), политической экономии (впервые - в статьях 1900 в журнале "Жизнь"), социологии ("Архив Брауна", 1899, рус. пер. 1905) в политическом аспекте складывались в систему реформистского социализма, активно использующего ценности и принципы либерализма. В области политической экономии строил свои теории вокруг понятий хозяйства и цены. На Псковском совещании с социал-демократами во главе с В.Лениным (апр. 1900) и совещании в декабре 1900 от имени "демократической оппозиции" обещал поддержку организуемым газете "Искра" и журналу "Заря", принявшими по отношению к нему впоследствии резко критический тон. В предисловии к книге Н.Бердяева "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (1901) выступил с обоснованием философской метафизики как основы для общезначимого социального идеала. В развитие идеалистической платформы сближения левых либералов и "критических марксистов" выступил инициатором программного сборника "Проблемы идеализма" (1902). --- В марте 1901 участвовал в демонстрации петербургской интеллигенции у Казанского собора, протестовавшей против правительственных репрессий по отношению к левому студенчеству; был избит полицией, арестован и после двухнедельного заключения выслан в административном порядке в Тверь под гласный надзор полиции с запретом на проживание в столицах и университетских городах. Летом принял предложение земских деятелей возглавить оппозиционный журнал за границей. Для этого в декабре 1901 выехал в Штутгарт (Германия), где с июля 1902 издавал и редактировал журнал "Освобождение" (до окт. 1905). Один из создателей "Союза Освобождения". В сентябре-октябре 1904 - секретарь конференции революционных и оппозиционных партий в Париже. После Манифеста 17 октября 1905 вернулся в Россию. С декабря 1905в Петербурге редактировал еженедельный журнал "Полярная Звезда" (затем "Свобода и культура", до мая 1906), в котором призывал к строительству правового государства на основе октроированной "конституции", выступал против продолжения революционной борьбы и правительственного террора. Член ЦК кадетской партии с ее 2-го съезда в январе 1906 (до 1915). В марте 1906 привлечен к суду за выступления против правительства в печати. В апреле-июне 1906 редактировал ежедневную газету "Дума". Летом 1906 присутствовал в Выборге при составлении воззвания группы депутатов бывшей Думы о гражданском неповиновении, но выступил против его принятия. --- С осени 1906 преподавал политэкономические дисциплины в Петербургском политехническом институте (до 1917), а с 1910 также - на Бестужевских женских курсах и в университете. С 1907 (до 1918) редактор журнала "Русская мысль", привлек к сотрудничеству десятки крупнейших русских философов, ученых-естественников и гуманитариев, политических публицистов право-кадетской ориентации. В 1908 сдал магистерский экзамен в Московском университете. Тогда же в одноименной статье выдвинул проект "Великой России", которая должна была бы соединять либеральные ценности с "национализмом", внешнеэкономической экспансией и империализмом. В 1909 участник сборника "Вехи", где осудил "безрелигиозное отщепенство интеллигенции от государства". В 1909-13 принимал активное участие в работе петербургского Религиозно-Философского общества. В 1913 защитил магистерскую диссертацию "Хозяйство и цена" (ч.1), избран экстраординарным профессором Петербургского университета. --- С началом 1-й мировой войны стал одним из руководителей Всероссийского Земского союза, председателем комитета по борьбе против торговли с неприятелем. В 1916 в составе представительной общественной делегации посетил Англию и Францию, где прочел серию лекций о современном положении России и удостоился степени почетного доктора Кембриджского университета. В 1 917 в университете Св.Владимира в Киеве защитил докторскую диссертацию "Хозяйство и цена" (ч. 2) и летом был избран академиком Российской Академии наук по отделу политэкономии (исключен из АН СССР в 1928). В апреле-мае директор экономического департамента МИДа. В качестве "идейного центра для духовно-обоснованного патриотизма" организовал Лигу русской культуры (май - сент. 1917), фактическим органом которой стал еженедельник "Русская свобода". В ноябре 1917 -в Новочеркасске, где вошел в состав "Донского гражданского совета" для организации Добровольческой армии. С февраля 1918 в Москве, участник ряда подпольных организаций, редактировал и издал сборник "Из глубины". В декабре 1918 из Петрограда нелегально перебрался в Финляндию; член Национального комитета при генерале Юдениче. В 1919-в Англии и Франции, где развернул активную кампанию по сбору средств в поддержку белых армий. С лета 1919 на Юге России, член Особого совещания при генерале Деникине. Являлся фактически идейным руководителем правой газеты "Великая Россия". Сблизившись в начале 1920 с генералом Врангелем, в апреле возглавил в его правительстве в Крыму управление внешних сношений, лично добился признания Врангеля правительством Франции, что решающим образом помогло эвакуации белых из Крыма в Константинополь. --- В начале октября 1920, незадолго до эвакуации Врангеля, выехал с семьей из Севастополя и обосновался в Париже, подолгу живя также в др. центрах русской эмиграции: Праге, Берлине, Варшаве, Белграде. С первых месяцев эмиграции С. вошел в ряд научных, общественных и политических русских организаций, предпринял несколько издательских, преподавательских и культурных начинаний. Стал членом Парижской и Брюссельской академических групп, членом правления Союза русских академических организаций за границей, членом Совета Института русского права при факультете права Парижа, участником съездов русских ученых с 1-го (Прага, 1921) по 5-й (София, 1930). Публицистическую деятельность дополнял систематической научной работой по истории и теории экономики, философии, социологии. Под псевдонимом Сергей Лунин опубликовал опыты в художественной прозе. Активно занимался литературоведением и литературной критикой, большой цикл работ посвятил А.Пушкину. Отказавшись от поста директора Экономического института в Софии (но продолжая контролировать местное Российско-болгарское книгоиздательство), с 1921 в Праге-Берлине возобновил издание журнала "Русская мысль" (до 1927), сосредоточившего прежние и новые литературные силы, среди которых выделялись его политические единомышленники З.Гиппиус, М.Ростовцев, И.Бунин и др. В мае 1922, по приглашению П.Новгородцева, стал профессором политической экономии Русского юридического факультета, состоявшего под протекторатом Пражского Карлова университета (до мая 1925). --- Политическая позиция С. в основных своих чертах сложилась во время его пребывания в правительстве Врангеля и зиждилась на признании невозможности реставрации дореволюционного порядка. Тем не менее в политической практике С. придерживался идеи "революционной борьбы против коммунистической власти", для чего требовалось создание широкого единого фронта русской эмиграции, на деле охватывавшего лишь право-монархическую ее часть; особо С. выделял единомышленных ему "галлиполийцев" (та часть военной эмиграции, которая не оставляла планов вооруженной борьбы с большевиками). Убежденный в невозможности эволюции большевизма, С. пропагандировал идею интервенции в СССР, а во 2-й половине 1920-х - начале 1930-х отдал существенную дань фашистско-нацистским искушениям правой русской эмиграции, полагавшей фашизм наиболее радикальным средством борьбы с коммунизмом. Однако в ноябре 1922 в Берлине, при встрече с многолетними своими единомышленниками С.Франком, А.Изгоевым и Н.Бердяевым, высланными из Советской России, С. обнаружил свою изоляцию в кругу близкой ему либерально-консервативной традиции: в первую очередь в отношении анализа причин победы революции и большевиков в гражданской войне. Концепции "народной" революции С. противопоставил бескомпромиссный общественный активизм, способный, по его мнению, если не переломить ход событий, то, по крайней мере, сохранить чистоту морального отвержения зла, Поэтому в середине 1920-х в эмиграции не осталось ни одного направления примирительного толка, с которым С. не вел бы ожесточенной полемики ("сменовеховство", евразийство, лично Бердяев). Политическое поправение С. выразилось в его деятельной работе в Российском центральном объединении (председатель -до 1927), Национальном комитете (тов. председателя), в сотрудничестве с Российским общевоинским союзом. --- С мая 1925 по просьбе промышленника А.Гукасова возглавил ежедневную газету "Возрождение" (Париж), в которую привлек Г.Трубецкого, С.Ольденбурга, Н.Арсеньева, И.Ильина, А.Тыркову, А.Амфитеатрова, И.Бунина, И.Шмелева, И.Бикермана и др. видных деятелей литературы. Тогда же С. начал свой длившийся десятилетие "Дневник политика", практически еженедельно освещавший важнейшие политические события вкупе с размышлениями автора по различным проблемам идеологии и общественных наук, мемуарные зарисовки, отклики на новинки художественной литературы и др. Избранный председателем организационного комитета Зарубежного съезда, в ноябре 1925 С. сложил с себя полномочия, протестуя против внутренних интриг в политической эмиграции, мешавших "духовному цементированию" антибольшевистских сил. Несмотря на то, что и в апреле 1926 С. пришлось председательствовать на съезде, его роль "политика вне политики" вызывала, вместе с уважением оппонентов, довольно прохладное отношение к нему как к человеку, мало приспособленному к партийному делу и чрезмерно самостоятельному, что не преминуло отразиться на его положении в газете. В конце концов, в августе 1927 С. вынужден был покинуть "Возрождение" и учредить собственный орган - еженедельную газету "Россия" (1927, авг. - конец 1928). В условиях растущей политической изоляции С. формулировал свою достаточно узкую платформу, на которой политическое объединение, им самим признаваемое носителем контрреволюционной диктатуры, могло существовать лишь в проекте. С. писал об образе посткоммунистического "национального правового государства": "прочно огражденная защита лица и сильная правительствующая власть". --- Большую часть своих сил С. посвятил теперь научной работе, исполнению представительских функций (тов. председателя Экономического совещания Российского торгово-промышленного и финансового союза), преподаванию, выездным лекциям в Праге, Берлине, Варшаве, Белграде. После одной из таких поездок в Белград С. обосновался там, с 1928 стал во главе отделения общественных наук местного Русского научного института, а в 1930-на съезде русских писателей и журналистов председателем их Союза (до 1934). В институте читал курс лекций "Экономическая история России в связи с образованием государства и общим развитием культуры", многочисленные доклады. Возникновение в Праге в декабре 1928 во главе с его ближайшими сотрудниками нерегулярной газеты "Россия и славянство" уже не изменило его положения на периферии общественной и политической жизни русской эмиграции.С. лишь принимал посильное участие в выработке общей линии издания, привлекая к нему К.Бальмонта, П.Бицилли, В.Шульгина, НАрсеньева, С.Ольденбурга, Г.Трубецкого. В сферу своих научных интересов С. включил историю языка и общественной мысли, литературную критику и др., но печатался все реже. Его рискованные, зачастую намеренно заостренные против политической конъюнктуры и умеренности, заявления, жесткая антисоветская и невнятная по отношению к нацизму позиции вызывали взаимоисключающие отталкивания в эмигрантской среде, особенно белградской, политический спектр которой был слишком поляризован, чтобы оставаться терпимым по отношению к политическим индивидуалистам типа С. Усилиями сербских радикалов и их русских единомышленников в апреле 1934 была сорвана вступительная лекция С. в Белградском университете, и он вынужден был поступить лектором в удаленный и не знающий русского языка университет в Субботице. --- Фактически отойдя от политической и активной общественной деятельности, С. сосредоточился на систематическом изложении своих взглядов; результатом явились рукописи "Система критической философии" (погибла, содержание известно предположительно) и "Социально-экономическая история России..." (не окончена, опубл. в 1952). Перед лицом наступления Гитлера в Европе С. все еще пытался согласовать свой, наконец, определившийся антифашизм с поддержкой его антикоммунистических планов, но оставался оптимистом относительно "победы англосаксонского мира и торжества дела свободы и права". В мае 1939 С. удостоился степени почетного доктора права Софийского университета. В мае 1941 по ложному доносу его арестовало гестапо и до июля содержало в заключении как "близкого Ленину человека". В 1943 он переехал к сыну в Париж, где продолжал научную работу до самой смерти. --- Соч.: Размышления о русской революции // Рус. мысль, 1921, № 1/2; Итоги и существо коммунистического хозяйства. Берлин, 1921; Социализм // Рус. мысль, 1922, NB 6/7; Научная картина экономического мира и понятие равновесия // Экон. вест., 1923, № 1; Хозяйствование, хозяйство, общество: Основные понятия экономической науки // Там же, 1923, № 2; Заметки о плюрализме // Тр. рус. ученых за границей. Берлин, 1923; My Contacts and Conflicts with Lenin // Slav. Review, 1934, vol. 12 (№ 35, 36), vol. 13 (№ 37); Метафизика и социология // Зап. Рус. науч. ин-та в Белграде, 1935, вып. 2; С.П.Шевырев и западные внушения и источники теории-афоризма о "гнилом", или "гниющем" Западе // Там же, 1940, вып. 17. --- Лит.: Pipes R. Strove: Liberal on the Right. Camb, (Mass.(-London, 1980; Материалы к творческой биографии П.Б.Струве (1920-25) // Вопр. философии, 1992, № 12; Испытание революцией и контрреволюцией: переписка П.Б.Струве и С.Л.Франка (19221925) // Там же, 1993, № 2. --- М. Колеров ---

    СТРУКОВ Михаил    (29.1.1883, Екатеринослав - 5.1.1974, Пристон, шт. Нью-Джерси, США) - инженер, конструктор планеров и самолетов. В 1908 закончил Киевский политехнический институт. В годы 1-й мировой войны обучался в Военном кавалерийском училище, затем служил в армии в чине капитана, За храбрость в действиях против неприятеля был награжден орденом Св.Георгия. --- В 1923 С. эмигрировал в США. Там он занимался строительством мостов, железных дорог, общественных зданий, В 1943 в Нью-Йорке С. явился одним из инициаторов создания, совладельцем и одновременно вице-президентом и главным инженером фирмы "Chase Aircraft", специализировавшейся на разработке и производстве транспортных планеров по существующей в США военной программе. 30.10.1943 был заключен контракт с ВВС на проектирование 1 6-местного десантного планера XCG-14, а 4.1.1945 состоялся его первый полет. В отличие от других американских военно-транспортных планеров XCG-14 был рассчитан на большую скорость полета, что потребовало усиления конструкции аппарата, в первую очередь, более толстой обшивки. Однако отличные аэродинамические характеристики спроектированного С. крыла большого удлинения обеспечили планеру, несмотря на его вес, хорошие летные свойства. При испытаниях XCG-14 выдерживал скорость до 4 40 км/ч. --- В конце 1944 руководство ВВС США заявило о необходимости создания транспортных планеров нового поколения, которые имели бы более долговечную конструкцию и при необходимости могли быть преобразованы в самолет. В соответствии с поставленной задачей С. сконструировал на основе XCG-14 транспортный планер CG-18; его основным отличием явилась цельнометаллическая конструкция. Шасси осталось неубирающимся, но на земле, чтобы облегчить погрузку и разгрузку, колеса посредством электропривода могли подтягиваться вверх так, что пол грузовой кабины становился почти вровень с землей. В грузовом отсеке могли быть размещены 35 солдат-десантников или 24 раненых на носилках. В начале 1946 С. получил заказ на производство 7 планеров CG-18. К этому времени он уже располагал контрольным пакетом акций фирмы "Chase" и являлся по существу ее президентом. В том же году фирма переехала из Нью-Йорка в новые корпуса в Трентоне (шт. Нью-Джерси). --- После установки на CG-18 двух двигателей воздушного охлаждения Пратт-Уиттни R-2000-1 1 по 1250 л.с. каждый планер был преобразован в военно-транспортный самолет С-12 2. Таким образом, С. возродил принцип "от проекта - к планеру, от планера - к самолету", которым руководствовались на заре развития авиации. Этот принцип потом использовался во всех конструкциях фирмы "Chase", Чтобы летательный аппарат был хорошим самолетом, он прежде всего должен быть хорошим планером, утверждал С. Самолет С-122 совершил первый полет 18.11.1948. Он оказался вполне удачной машиной, мог перевозить 32 человека на расстояние 1360 км, имел недорогую и надежную конструкцию. С-122 строился для ВВС США и применялся как военно-транспортный самолет до 1958. --- Вскоре после начала работ по самолету С-122 С. получил от военных заказ на аппарат с вдвое большей грузоподъемностью. Как и прежде, было решено проектировать машину в двух вариантах - планера и самолета. Планер получил обозначение CG-2 0, а его моторизованная версия - С-12 3. Их испытания начались на рубеже 40-х и 50-х. По сравнению с CG-18 и С-122 эти летательные аппараты имели значительно большие размеры и вес. Грузовая кабина была рассчитана на перевозку 60 десантников с полным вооружением или 155-мм гаубицы и грузового автомобиля-тягача. Загрузка могла осуществляться как через заднюю грузовую рампу, так и через боковую дверь в фюзеляже. Для улучшения аэродинамических качеств самолета шасси было сделано убирающимся, фюзеляж приобрел более обтекаемые округлые очертания. С-123 был снабжен двумя звездообразными поршневыми двигателями Пратт-Уиттни R-2800 мощностью по 2300 л.с. Он имел максимальную скорость 392 км/ч, дальность полета была более 2000 км. Прямое крыло большого удлинения, посадочные закрылки и усиленное шасси с пневматиками низкого давления обеспечивали хорошие взлетно-посадочные характеристики и возможность эксплуатации самолета со сравнительно небольших небетонированных аэродромов, а использование быстроразъемных соединений позволяло заменить двигатель в течение всего 45 минут. Расположенные в крыле топливные баки были сконструированы таким образом, что при необходимости (например, при аварийной посадке) могли быть сброшены в полете. --- Первый полет самолета состоялся в октябре 1949. Отличные летные и эксплуатационные свойства машины обеспечили большой заказ от ВВС. Серийный самолет получил обозначение С-123В "Provider". В 1951 прошли испытания реактивного варианта - ХС-12 ЗА. Это был первый реактивный военно-транспортный самолет в США. Вместо двигателей внутреннего сгорания под крылом на пилонах установили гондолы, в каждой из которых было расположено по 2 турбореактивных двигателя J-47 тягой 2360 кг каждый, ХС-12 ЗА развивал скорость более 800 км/ч, но из-за повышенного расхода топлива и ухудшения взлетно-посадочных характеристик заказов на этот самолет не последовало. --- В силу ограниченных производственных возможностей завода в Трентоне С. решил объединиться с Г.Кайзером, владельцем бывшего авиационного завода Форда в Мичигане. Президентом совместного предприятия стал сын Кайзера - Эдгар; С. получил должность вице-президента, Основной выпуск С-12 3В должен был производиться на заводе в Мичигане, в Трентоне были построены только 5 самолетов. Выбор Кайзеров в качестве деловых партнеров явился роковой ошибкой в судьбе С. В 1953 вскрылась попытка Эдгара Кайзера нажиться на государственном заказе (самолеты С-119, также производившиеся на заводе в Мичигане, он продавал правительству значительно дороже их реальной стоимости). В результате были аннулированы контракты с Кайзером на производство С-1 19, а заодно и заказ на выпуск самолета фирмы "Chase" на этом предприятии. По решению Конгресса США производство С-123 было передано фирме "Fairchild", которая в 1954-58 выпустила более 300 военно-транспортных самолетов С-123 "Provider"; они состояли на вооружении США, широко применялись в войне во Вьетнаме, поступали на экспорт, принесли фирме немалые доходы и известность. Конструктор же самолета, С" остался без заказов и без денег. В конце концов ему все же удалось добиться от своих партнеров компенсации в размере около 2 миллионов долларов. Это позволило С. продолжить конструкторскую деятельность, на этот раз в качестве президента и главного конструктора фирмы "Chase". --- Стремясь получить новые зак(1 ii"i, С. неустанно работал над повышением эксплуатационных качеств самолета С-12 3. Основные усилия были направлены на улучшение взлетно-посадочных характеристик и расширение возможностей базирования самолета. В 1954 на модификации XC-123D была применена система управления пограничным слоем крыла. Год спустя начались испытания варианта YC-123E. --- Благодаря герметизации фюзеляжа, установке подкрыльевых поплавков, применению убираемого в полете колесно-лыжного шасси этот самолет обладал уникально широкими возможностями эксплуатации: он мог взлетать с неровной грунтовой поверхности, со снега и льда, с воды. В 1956 С. построил самолет YC-134, представлявший собой развитие серийного С-123 с увеличенной длиной фюзеляжа и, соответственно, с более вместительной грузовой кабиной. Это был самый большой самолет фирмы "Chase" - его взлетный вес достигал 41 т. Также как и предыдущие машины С., С-134 был оборудован системой управления пограничным слоем крыла и приспособлениями для взлета со снега и воды. Однако заказов от ВВС не поступало, и фирма "Chase" прекратила существование. Незаслуженно забытый всеми, С. скончался в возрасте 90 лет. --- Лит.: Jane's All The World Aircraft. London, 1953; Who's Who in World Aviation, vol.2. Washington, 1958: Mrazek J. Fighters Glider of World War 2. London, 1977. --- А. Соболев ---

    СУВЧИНСКИЙ Петр Петрович    (граф Шелига-Сувчинский) (5.10.1892, Петербург 24.1.1985, Париж) - философ, музыковед, литературный критик, пианист, педагог. Родился в семье председателя правления русского Товарищества "Нефть", потомственного польского дворянина. Детские и юношеские годы С. прошли в родовом имении в селе Тхоржовка под Полтавой на Украине. Занимаясь самообразованием, достиг всесторонней культуры, в том числе музыкальной. Пианист профессионального уровня, С. в 1900-е совершенствовался у Ф.Блуменфельда. В 1910-е вошел в круг деятелей культуры, близких "Миру искусства", сдружился с В.Мейерхольдом, С.Дягилевым, А.Ремизовым, встречался с А.Блоком. В 1915-17 вместе с А.Римским-Корсаковым издавал в Петербурге журнал "Музыкальный современник" (с приложением), в котором пропагандировались новаторские течения в русской и европейской музыке. На вечерах современной музыки, проводимых журналом, исполнялись новые сочинения С.Прокофьева, И.Стравинского, Н.Мясковского (с ними С. был связан многолетней дружбой). Для Мясковского С. написал либретто оперы "Идиот" по Достоевскому (не осуществлена композитором), для Прокофьева (который посвятил С. свою Пятую сонату для фортепиано) - вариант текста "Кантаты о Ленине" (впоследствии "Кантата к XX-летию Октября"). Совместно с Б. Асафьевым С. в 1917-18 издавал в Петербурге сборники "Melos". --- В 1920 эмигрировал, поселился сначала в Берлине, затем в Париже. В 1921 основал в Софии вместе с П. Савицким, Г.флоровским и Н.Трубецким культурное движение "Евразия", идейные положения которого были изложены ими в сборнике "Исход к Востоку" (София, 1921). Центральный тезис: "Россия - "третий континент" между Европой и Азией (Евразия) - в новых, пореволюционных условиях призвана обновить культурный мир Запада, размывая политически большевизм неизбежным возвращением русского народа к православным ценностям. В евразийских организациях, весьма разветвленных, идеологом которых с 1923 стал Л.Карсавин (С. был женат на одной из дочерей Карсавина), сменивший в этой роли Флоровского, С. выполнял функции координатора. Кружки евразийцев, не без участия С., распространились по всей Европе, они были в Харбине, в США. Вместе с Савицким С, проводил конгрессы "Евразии" в Праге и Лондоне. С начала 30-х, когда обнаружились связи некоторых евразийцев (главным образом, "младороссов"; типичный их представитель - муж М.Цветаевой, С.Эфрон) с советскими органами безопасности, "Евразия" стала клониться к закату и в конце 30-х прекратила существование.С. отошел от нее одним из последних. В 20-е в евразийских изданиях (София, Париж, Берлин) С. опубликовал историософские очерки о России, статьи о Н.Федорове, В.Розанове, А.Блоке и др. В 30-е для С. эмиграция на некоторое время стала мостом (во многом иллюзорным) между новой русской зарубежной и советской культурами. Он переписывался с Горьким, пытался установить контакты с Б.Пастернаком, которого высоко ценил, встречался с приезжавшими тогда на Запад В.Мейерхольдом, И.Бабелем, И.Эренбургом. Четко обозначился и круг единомышленников С. в предвоенные годы: кроме Л.Карсавина и некоторых бывших евразийцев, это прежде всего А.Ремизов, которого С. проводил до могилы (в архиве С. сохранилось несколько десятков книг с дарственными Ремизова, письма): С.Прокофьев, М.Цветаева - до их возвращения в СССР; И.Стравинский, знакомство с которым переросло в дружбу и творческое сотрудничество. Философские изыскания С. в области музыкального времени были использованы Стравинским в его лекциях "Музыкальная поэтика", изданных в 1942, Стравинский говорил, что С. - "единственный русский", который олицетворяет для него Россию. В то же время происходило сближение С. с художественными кругами Франции, которое стало особенно тесным после войны, когда театральный деятель А. Арто пригласил С. в качестве консультанта постановок пьес русских авторов, На этой же почве происходило сотрудничество с актером и режиссером Ж.-Л.Барро, поддержавшим С. в его просветительском начинании - проведении концертов, на которых французской публике, как некогда в Петербурге, демонстрировались новые сочинения композиторов-"авангардистов" (П.Булеза, К.Штокгаузена, Л.Ноно и др.). Так, в 1953 возникли просуществовавшие более 10 лет концерты "Domain Musical", во главе которых, кроме С. и Ж.-Л.Барро, стояли П.Булез и Г.Шерхен. Последние десятилетия жизни С. отдал поиску, с целью показа широкой публике, музыки молодых талантливых композиторов, в том числе из России (исполнялись сочинения А.Волконского, Э.Денисова). В эти же годы С. создал капитальный труд "Век русской музыки" (на франц. яз., издан частично), опубликовал статьи о русской музыке и литературе. В конце жизни вел активную переписку с деятелями культуры в России (среди них Б.Пастернак, М.Юдина), Давал частные уроки игры на фортепиано, в том числе известным пианистам Г.Анда, Н.Анрио-Швейцер. --- Соч.: Неизвестная переписка Б.Пастернака и П.Сувчинского. Публ.В.Козового // Независимая газ., 1991, 1 окт.; Типы творчества (Памяти А.А.Блока) // Вест. Моск. ун-та. Сер. 9. 1991, №3; "Вергилий по кругам современной музыки": Письма П.П.Сувчинского к М.В.Юдиной, Публ.А.М.Кузнецова // Муз, академия, 1992, № 3; Инобытие русской религиозности // Вест. Моск. ун-та. Сер. 9. 1994, № 3, 4. --- Лит.: Нестьев И. Четыре дружбы // Сов. музыка, 1987, № 3; Письма М.И.Цветаевой. Из архива П.П.Сувчинского. Публ.Ю.Клюкина, В.Козового, Л.Мнухина // Нов. мир, 1993, № 1; Кузнецов А.М. В поиске вселенской идеи [П.П.Сувчинский и Н.А.Бердяев] // Накануне, 1995, № 4. --- Арх.: Национальная б-ка (Париж); Фонд Пауля Захера (Базель): ОР РГБ, ф. 527 (М.В.Юдина); личные архивы Р.Крафта (Нью-Йорк), В.М.Козового (Париж), Ж.Массона (Париж), А.М.Кузнецова (Москва), Е.А.Стравинской (Петербург). --- А. Кузнецов ---

    СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич    (7.3.1882, Петербург - 12.8.1946, Нью-Йорк) - живописец, график, театральный художник. Сын жандармского полковника, убитого в декабре 1883 по заданию народовольцев провокатором С.Дегаевым. В 1897-1909 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с П.Кузнецовым, П.Уткиным, Н.Милиоти, Н.Сапуновым и др. ("Кузнецовский кружок"). Вступал в конфликты с учителями-передвижниками: в 1902 исключался из училища на год. В 1909-11 совершенствовал мастерство рисунка в Академии художеств под руководством Д. Кардовского. --- Самостоятельная творческая деятельность С. началась еще в пору ученичества. В начале 1900-х, по заказу С.Мамонтова, сыгравшего немалую роль в его судьбе, исполнил совместно с П.Кузнецовым декоративные росписи в одном из подмосковных имений. Тогда же оформил с Н.Сапуновым несколько постановок в оперной антрепризе Мамонтова, Газета "Курьер" выделила С. среди оформителей училищного вечера (1902), но сочла его "зараженным новыми художественными веяниями в их крайнем проявлении", имея в виду искания С. в духе символизма. --- В 1905 был издан с иллюстрациями С. перевод М.Метерлинка "Смерть Тентажиля", после чего В.Мейерхольд пригласил С. и Сапунова оформить постановку пьесы в организованном им экспериментальном Театре-студии на Поварской. Возникновение Театра-студии С. воспринял очень заинтересованно. Он, как утверждал С.Маковский, "давно лелеял мечту о каком-то новом невиданном, чародейном метерлинковском театре". С. деятельно участвовал в оформлении театра, декорировав фойе и одну из лестниц. Его эскизы к спектаклю "Смерть Тентажиля" отличались "прозрачной нежностью красок и таинственной расплывчатостью" (В.Соловьев). Оформление же С. другой метерлинковской пьесы - "Сестра Беатриса" (пост. Мейерхольда, театр В.Комиссаржевской, Петербург, 1906) - стало классикой русского театрального искусства начала XX в. "Тут не было ничего случайного, - вспоминала актриса В.Веригина, - дивная гармония в сочетаниях тонов и линий, в строгой декорации на приближенной к зрителю сцене". --- С. получил также известность как художник-график, оформитель книг. Он иллюстрировал журналы "Весы" (1904) и "Золотое руно" (1906-9). Его изысканные заставки, концовки, фронтисписы выявляют в нем тонкого мастера, находившегося в ту пору под обаянием творчества популярного тогда в России английского графика О.Бёрдсли. Однако прежде всего С. оставался живописцем, наделенным ярким декоративным даром. Он был своеобразной фигурой среди художников объединения "Голубая роза". Ранние работы С. ("Эрот", 1905: "Ночной праздник", "Романтическое", "Пастораль", 1907) написаны коротким динамичным мазком, светлыми светоносными красками и, казалось бы, близки манере импрессионистической живописи, однако в них нет того реального мира, впечатления от которого передавали импрессионисты, нет ни предмета, ни солнца, ни реального пространства. Жизнь в ранних работах С. светлая греза, его картины, писал А.Бенуа, это "какие-то дымы от зажженных курильниц с таинственными ароматами, это галлюцинации гашиша и эфира, убедительность несуществующего и неосуществимого". Желание сделать живопись, подобно музыке, средством выражения эмоций отразилось в названиях работ С. ("Вальс снежных хлопьев", "Ноктюрн", "Прелюд", "Каприччо"), в мотивах романтического балета как волшебства ("Балетные пасторали"). Работы С. экспонировались на выставках "Московского товарищества художников" и "Союза русских художников" (1905-10), на выставках "Голубой розы" (1907) и др. --- Мироощущению С. была свойственна прежде всего театральность. Но если поначалу театр представлялся художнику воплощением мечты о красоте и гармонии, то позже возобладало "трагикомическое - клоунада, балаган, бурлеск" ("Карусель", 1910; "Масленичное гулянье", 1910-е; "Петрушка", "Кукольный театр" и "Арлекинада", 1915). На этом этапе манера живописи С. заметно изменилась: краски стали плотнее и ярче, рисунок определеннее, композиции картин более четкими и построенными, художник стал проявлять интерес к предметному миру ("Река", "Дорога", "Пастбище", "Вид на имение"), он обратился к жанру натюрморта, к портретированию. Однако и зрелое творчество С. оставалось условно-декоративным и символико-аллегорическим: натюрморты, составленные из искусственных цветов в декоративных вазах, статуэток саксонского фарфора на фоне красочных панно или зеркал, похожие на спектакли кукольного театра; портреты, герои которых (например, жена художника О.Глебова-Судейкина в роли Путаницы из одноименной пьесы Ю.Беляева, 1909) напоминают сценические персонажи; пейзажи ("Летний пейзаж", 1916; "Сельский Эрмитаж", 1914; "В Михайловском парке", 1915), представляющие плоские декоративные панно на темы галантного жанра XVIII - начала XIX вв. --- Будучи активным членом содружества "Голубой розы", С. тем не менее тяготел и к мирискусничеству: "...он тоже художник мечты и стиля, мечты об улыбке прошлого, о милых подробностях не нашей, навеки отжитой, грациозно-призрачной жизни" (Маковский). Правда этот "ретроспективный сентиментализм" у С. исполнен двусмысленности, гротеска, сливается с эстетикой мещанского вкуса ("Северный поэт", 1909; "Русская Венера"; "Жанровая сцена"). Творчество зрелого С. противоречиво, парадоксально; в нем сосуществуют тяга к стилизации и одновременно тенденция к ее развенчанию, граничащая подчас с эпатажем. Средством снижения традиционно возвышенного служит художнику прием примитивизации.С. охотно обращался к лубку, к приемам и образам русского балаганного театра или итальянской комедии дель арте. Судейкинская примитивизация не столь остра и гротескна, как например у М.Ларионова, она более мягка, лирична и привносит в искусство художника момент озорства. --- Сложившийся стиль С, определил и характер его театра, где излюбленными жанрами художника становились комедия и оперетта. На сцене С. создавал великолепное праздничное зрелище, которое, как правило, соединялось с элементами кафешантана или грубоватой примитивностью народной площадной комедии ("Забава дев" М.Кузмина, петербургский Малый драматический театр, 1911; "Изнанка жизни" Х.Бенавенте, реж.А.Таиров, Русский драматический театр в Петербурге, 1912), В 1912 исполнил в Париже для С.Дягилева декорации к "Послеполуденному отдыху фавна" по эскизам Л.Бакста и к "Весне священной" по эскизам Н.Рериха. Постепенно судейкинское понимание театра выходило за рамки традиционных жанров, требовало иных форм, иных сцен. В "Доме интермедий" (1910-11) С. продолжал сотрудничество с Мейерхольдом. Участвовал в создании петербургских литературноартистических кабаре "Бродячая собака" (1911-15) и "Привал комедиантов" (1915-17). --- К Февральской революции 1917 С. отнесся положительно (плакат-карикатура на Николая II "Слетайтесь, вольные птахи..."). Летом 1917 уехал со второй женой, В.А. де Боссе, в Крым, занимался учетом ценностей в Воронцовском дворце, где декорировал интерьеры, делал афиши, оформлял постановки пьес, творческие вечера, балы, маскарады, "капустники". Такой тип театра привлекал С. до конца жизни. С 1919 С. в Тифлисе: стал одним из устроителей кабачка "Химериони", расписал его "адскими и эротическими мотивами", изготовил для вечера поэта-футуриста В.Каменского афишу и 12 декоративных панно-ширм. --- С 1920-в Париже, представил свои работы на выставках "Мир искусства" и на Осеннем салоне (1921), сблизился с Н.Болиевым и его театром "Летучая мышь" (занимался не только оформлением спектаклей, но определял сам характер деятельности театра). Оформил для труппы А.Павловой балеты "Фея кукол" И.Байера и "Спящая красавица" П.Чайковского. --- В августе 1922 переехал в Нью-Йорк. Организовал вместе со своим другом, композитором С.Корона, кабаре "Подвал падших ангелов", в котором ставились остросовременные спектакли, такие как "Да-да" - "ядовитый бурлеск", представлявший направление дадаизм; "Мадонна" - по мотивам творчества Ш.Бодлера. Его приглашали для сотрудничества крупнейшие американские театры. В 1924-31 работал в "Metropolitan Opera", оформив около десятка постановок, в том числе оперы В.А.Моцарта ("Волшебная флейта", 1926), А.Тома, Р.Вагнера ("Летучий голландец", 1930), М.Мусоргского ("Сорочинская ярмарка", 1931), Н.Римского-.Корсакова ("Садко", 1929), И.Стравинского ("Свадебка", 1929; "Соловей", 1925-26); но наиболее удачная и любимая работа - балет "Петрушка", в котором, по словам С., "жизнь должна быть сказкой, а сказка жизнью. Я думаю, что в моих декорациях я в этом успел" (1924-25). --- В Лондонском театре "Covent Garden" оформил балет С.Рахманинова "Паганини" (1939-40), В балетных постановках сотрудничал с Дж.Баланчиным, Б.Нижинской, М.Мордкиным, М.Фоканым. В 1934-35 С. привлекли в Голливуд для работы над постановкой фильма "Воскресенье" по роману Л.Толстого, Персональные выставки С. прошли в Чикаго и Питсбурге (1929), в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чаттануге (1934-39). Станковые произведения, созданные в эмиграции, свидетельствуют о малоуспешном стремлении С. обогатить язык своего искусства ("Моя жизнь", нач. 1940-х). --- Похоронен на Бруклинском кладбище. Мемориальная выставка состоялась в Нью-Йорке в 1964. Д.Бурлюк отмечал, что среди русских художников в Америке С. был "наружно самым русским". --- Соч.: Две встречи с Врубелем / Врубель: Переписка. Воспоминания о художнике.Л., 1976; "Бродячая собака" // Встречи с прошлым, вып. 5, М., 1984. --- Лит.: Маков ский С.С.Ю.Судейкин // Аполлон, 1911, № 8; Соловьев В.Н.Судейкин // Там же, 1917, № 8-10; Коган Д. Сергей Судейкин.М., 1974; Киселев М. Живопись С.Ю.Судейкина // Иск-во, 1982, № 2. --- Арх.: РГАЛИ, ф. 947; ф. 982, оп. 1, д. 303; ф. 680, оп. 1, д. 1494. --- И. Гофман ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..