МЕЧ и ТРОСТЬ
28 Мар, 2024 г. - 11:59HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    ГОРЯНСКИЙ Валентин Иванович    (наст. фам. Иванов; носил также фамилию матери; псевд. Вал, Борцов и др.) (24.3.1888 [по др. св. 26.3.1887, Петербург - июнь 1949, Париж) поэт, драматург. Внебрачный сын художника Эдмона Адамовича Сулиман-Грудзинского. Мать - Александра Александровна Александрова-Гурьева, вологодская мещанка, крестный отец - писатель И.Леонтьев (Щеглов), в доме которого прошло детство Г. В 1901-2 учился во 2-й петербургской гимназии, затем в сельскохозяйственной агрономической школе, которую не закончил вследствие коллективного выхода из нее учащихся всех старших классов. Первые стихи начал писать с шести лет, под влиянием И.Щеглова, который на долгие годы оставался покровителем и наставником крестника. Первая публикация - в журнале "Русский паломник" (1903, № 19). Юность Г. прошла в обстановке крайней бедности и лишений; он давал частные уроки, жил на случайные заработки, в 1907 поступил на службу в канцелярию, но вскоре был уволен после скандала с директором департамента. --- Сестра Г. - А.Иванова-Елина, вспоминала: "Когда В.Горянскому исполнилось 18 лет, Иван Щеглов призвал его и открыл историю его рождения. В данный момент князь Эдмон через друга своего Щеглова предлагал Валентину усыновление, на что юноша В.Г. отвечал: "Для меня все сделала моя мать, и я не знаю этого человека". С 1906 Г. стал сотрудником петербургской газеты "Слово", где помещал стихи, написанные под влиянием Н.Некрасова и поэтов-народников. Основной их мотив - проповедь "малых дел"; другая грань творчества Г. этих лет - лирические пейзажные зарисовки и сатирические миниатюры. Печатался в журналах "Солнце России", "Аргус", "Нива", "Всемирная панорама", "Пробуждение", "Златоцвет" и др. С 1913- один из лидеров еженедельника "Сатирикон" (с 1914- "Новый Сатирикон"). Цикл "лиро-сатир", в котором Г. высмеивал убогий провинциальный мирок с его маленькими радостями и горестями ("Мещанские скорби"), принес автору заметный успех. --- В 1915 вышел первый поэтический сборник Г. "Крылом по земле", составленный из лирических стихотворений о городе и его мещанских предместьях. В нем звучит мотив сострадания к маленькому человеку, задавленному черным городом, "подобным яме". Герои Г. тянутся на природу, мечтая о "радости невозможной". Г. поэтизирует обыденность, пытается расцветить выдумкой тоскливые серые будни. С лукавым юмором он описывает русскую деревню, создавая бытовые "сказки", ориентированные на древние славянские мифы, стилизует народные песни, черпает из русского фольклора колоритные образы, подобные есенинским. Красочный народный язык произведений 1912-14 напоминает написанные позднее стихотворения С.Есенина и поэтов литературного общества "Страда", к которым тяготел Г. Сборник "Крылом по земле" был замечен критикой. И.Ясинский даже назвал Г, выдающимся талантом и сравнил его "честный реализм" с реализмом И.Тургенева, И.Гончарова, Л.Толстого. --- Более сурово критика отнеслась ко второй книге Г. - "Мои дураки. Лиро-сатиры" (СПб., 1916), объединившей большую часть произведений, опубликованных в "Новом Сатириконе". Н.Константинов писал в "Журнале журналов"; "Стыдно г.В.Горянскому так не уважать данного ему богом дарования, так разменивать его на уличную вульгарную дешевку". Между тем "лиро-сатирический" герой Г, - всего лишь маска, за которую спрятался поэт, чтобы высмеять "мещанские скорби" российской провинции. С насмешливо-добродушной иронией он повествовал о политике и быте, окружающих обывателя, одновременно смешного и страшного в своей мещанской ограниченности. В 191314 Г. переехал в Москву, где сотрудничал в газете А.Суворина "Новь", после начала 1-й мировой войны вновь вернулся в Петербург, Несмотря на "белый билет", по своей инициативе поехал корреспондентом на фронт. Как свидетельствует сестра, "в казарме В.Г. приняли любезно.В. писал солдатам поклоны на деревню, смешил частушками и удивлял их неумелым обращением с метлой". С фронта Г. вернулся убежденным пацифистом, о чем говорит опубликованное в горьковском журнале "Летопись" "Извещение о том, что было" (1917, № 5-6), а также стихи 1915-16 в "Новом Сатириконе". Война представлялась поэту всенародным бедствием, он пытался выяснить, "кто немилостивый и отчаянный виновен в ратном почине, в женской беде нечаянной, в злой мужицкой кончине". Сблизившись с демократическими литературными кругами, он начинал в журнале ту линию, которую продолжил В.Маяковский в сатириконовских "гимнах". Близость поэтов особенно заметна в развитии темы города, протесте против засилья золота ("Концерт банкира", "Точильщик", "Великая Ектения" и др.). По словам В.Князева, Маяковский, появившись в "Новом Сатириконе", "офутурил Горянского". --- Свержение самодержавия Г. восторженно приветствовал в стихотворении "26 февраля" (альманах "Революция в Петрограде". Пг., 1917), но Октябрьскую революцию не принял. Колорит его последних произведений, напечатанных в "Новом Сатириконе" (закрытом в 1918 по распоряжению советского правительства), мрачен. Разруху и бытовые лишения, гибель культуры он воспринимал как эсхатологическую катастрофу.Г. мечтал о тихой спокойной жизни в "городе зеленых крыш", куда запрещено входить "политикам и героям". Он пытался скрасить жизнь с помощью "многоцветной мелочи быта", проповедуя квиетизм и беззлобие. В его поэзии заметно усиливались религиозные мотивы, а провинциальное мещанство, которое он остроумно высмеивал, превращалось в символ дореволюционной России, ее бытового и хозяйственного уклада. --- В 1917 написал одноактную пьесу "Поэт и пролетарий", в которой резко критиковал новую власть (шла с 28 сентября в Петрограде, в Троицком театре). По отзывам критики, главную роль в ней играла "картонная фигура символического "пролетария", грозящая задавить поэзию". В начале 1918 Г. начал сотрудничать в "Красной газете", но оказался там чужим, Пытаясь хоть как-то прокормить семью, летом 1918 открыл в кинотеатре на Невском проспекте близ Аничкова моста небольшое кафе, которое принесло одни убытки. В конце июля вместе с семьей уехал в Одессу, откуда в 1920 эмигрировал в Константинополь. Вспоминая о скитаниях первых эмигрантских лет, А.Иванова-Елина пишет: "Неотвратимая судьба щедро вместила все: бедственное детство поэта, опыты художественных преодолений, эпохи войн и революций, тридцатилетнее странствование в "пустыне", могилу сына среди кипарисов античного кладбища Принцевых островов, горестный холм в Загребе, где осталась мать..." В Константинополе вышла поэма Г. "Вехи огненные" (Зарницы, 1921, № 17). --- С 1922 по 1926 жил в Хорватии, работал в хорватском журнале "Младость", издал несколько книг сказок и детских рассказов в издательстве Вернича, На сербско-хорватском языке вышел его юмористический роман "Необычные приключения Боба" и книга для детей "Приключения под абрикосом" (1926). Сказки "Волшебные башмачки" и "Перепутанные души" опубликованы в рижском журнале "Юный читатель" (1926, № 16). В 1926 Г. поселился в Париже, став постоянным сотрудником газеты "Возрождение" и парижского "Сатирикона" (1931). Здесь написаны книга стихов об эмиграции "Неопалимая купина", цикл "Эмигрантский быт", стихи о старой России "В той стране, которой нет". В них доминируют мотивы обреченности и ностальгии. Ирония Г. становится зловещей, а смех звучит все более глухо. Сатира не противопоставлена "красивому вымыслу", как это было раньше, а тесно сплетается с ним. Особенно резки стихи о Сталине, публиковавшиеся в 1936-40. --- В рассказах, опубликованных в 1928-31 в журналах "Иллюстрированная Россия" и "Сатирикон" ("Искусственная лошадь", "Цыплята мадам Лили", "Таинственная потеря падишаха" и др.), элементы сатиры и юмора сочетаются с фантастикой, романтической иронией и философскими сентенциями. Характерная черта творчества 1930-х - гротеск, напоминающий гоголевский. "Не с Хлестаковым, а с настоящим Ревизором оглянем себя!" - обращался он к деятелям российской эмиграции в комедии "Лабардан", написанной по мотивам "Ревизора" (Возрождение, 1959, № 94-95). В эти годы Г. продолжал работать над циклами сказок и фантастических рассказов ("Сказка о добром короле, волшебнике и каруселях". Париж, 1928; "Вторая жизнь доктора Шольца", "Машина выдумки", "О двуедином господине", "Кот Фру-Фру и прекрасная лунатичка" и др. - газета "Возрождение"). В 1936 опубликована повесть "Чудесные похождения сверчка Цитрилли". В журнале "Сатирикон" появились пародийные рассказы господина Тощенки, в которых характерный для Зощенко сказ ориентирован на "среднего" парижского обывателя. В конце 1930-х в творчестве Г. все большую роль стали играть религиозно-философские и теологические мотивы, что отразилось в неопубликованной поэме "Смерть ангелов" и сборнике стихов "Обращенная Харита". Осталась неопубликованной и поэма "Танцовщик и разбойники" (1943), где развивалась мысль о роли чистого искусства в обыденной человеческой жизни. Она отразила сокровенные мысли поэта об идеализме и реализме и одновременно содержала завуалированные намеки на современность. Прототипом главного героя был С.Лифарь, а в образах "разбойников" угадывались фашистские оккупанты. --- В годы 2-й мировой войны Г. пережил несколько трагедий: расстрел сыновей, собственную слепоту. "Полная слепота и безвыходное восьмилетнее сидение на одном стуле в великой печали и ужасном одиночестве, в холоде и голоде, когда мир был отделен от меня глухой стеной", - записал он. В 1944 ему была сделана операция, вернувшая зрение. Итоговые произведения Г. - октавы "Невская симфония" и роман в стихах "Парфандр и Глафира" (Париж, 1956) - опубликованы после его смерти (Возрождение, 1956, № 54-55). В первом из них воскресает дореволюционный Петербург, увековеченный в прозрачном и чистом пушкинском стихе. Роман, также написанный классическим пушкинским стихом, - история трагической любви Парфандра и прекрасной Глафиры, символизирующей Россию. В образе "философа мыльных пузырей" Парфандра Г. изображает русскую либеральную интеллигенцию, которая в порыве чистого идеализма мечтала о счастливом браке с Глафирой. Однако она оказалась в объятьях затянутого в черную кожу энергичного брандмейстера Гросса, напоминающего большевистского комиссара, который безжалостно разрушил уютный мещанский мирок своей возлюбленной. Поток иносказаний в романе сложен и многозначен, смешное постоянно переходит в трагическое, рождая тонкую грустную иронию. В последние годы жизни поэт мучительно тосковал по родине, чувствуя себя чужим в эмиграции, Г. похоронен под Парижем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. --- Соч.: Поэты "Сатирикона". Л., 1966. Лит.: Евстигнеева Л. Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы.М., 1968; Харджиев Н., Тренин В. Маяковский и "сатириконская поэзия" / Поэтическая культура Маяковского.М., 1970; Спиридонова (Евстигнеева) Л.А. Русская сатирическая литература начала XX века.М., 1977. --- Арх.: ОР ИРЛИ, ф. 770; РГАЛИ, ф. 2574; семейный арх.А.В.Иванова (Париж). --- Л. Спиридонова ---

    ГРАБАР Андрей Николаевич    (26.7.1896, Киев - 5.10.1990, Париж) - историк искусства. Отец Г. - потомственный дворянин, член Кассационного суда России, позднее сенатор. Дед и прадед по матери, урожденной баронессы Притвиц, - российские генералы, среди ее предков - фельдмаршал И. Дибич-Забалканский. Сам Г. мечтал стать морским офицером. Детство и юность провел в Киеве. Окончив в 1914 гимназию, отправился в начале 1-й мировой войны добровольцем на фронт в Галицию, но вскоре был демобилизован по болезни и поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. В 1915 перевелся в Петроградский университет. Впоследствии из своих университетских учителей вспоминал с особой признательностью Я.Смирнова, а также Н.Кондакова и Д.Айналова, у которого занимался в специальном семинаре вместе с Н.Окуневым, ставшим одним из основоположников науки о средневековом искусстве в Сербии. Окончил Новороссийский университет в Одессе с дипломом 1-й степени, был оставлен для подготовки к профессорскому званию, но в январе 1920 уехал вместе с матерью в Варну (Болгария). --- Делом жизни Г. стало изучение христианских древностей, преимущественно памятников культуры православного средневековья. В юности он занимался живописью. Отвечая в 1989 на вопрос газеты "Le Monde", что более всего повлияло на него, Г. назвал Софийский собор в Киеве: "Я видел его каждодневно, он был в центре событий, как регулярно повторяющихся, так и выдающихся: церковных праздников, царских юбилеев и прочих, Это здание, его византийские мозаики уже очень рано наложили на меня свою печать и служили для меня источником вдохновения". Первую серьезную статью, написанную в пору учения в Петрограде, Г. посвятил фрескам Апостольского придела Софийского собора. В годы пребывания в Болгарии работал в Археологическом музее в Софии, руководители которого Б.Филов и А.Протич способствовали интенсивным поездкам Г. по стране: помогая фотографировать фрески, он изучал еще один национальный вариант православной средневековой культуры. Подготовил монографию о Боянской церкви (София, 1924). В том же году был приглашен известным славистом, профессором А.Мазоном в Страсбургский университет на должность преподавателя русского языка. Одновременно слушал в университете лекции, в частности, медиевиста Марка Блока и классика Поля Пердризе. Вскоре был назначен заместителем профессора общей истории искусства, а в 1928 после защиты докторской диссертации - доцентом. Диссертацией явились книги "Религиозная живопись в Болгарии" (т. 1-2. Париж, 1928) и "Восточные влияния в балканском искусстве". Читал курс византийского и восточноевропейского искусства. В Страсбурге женился на болгарке Юлии Ивановой, там родились его сыновья Олег (ставший известным востоковедом в США) и Николай. В 1928 Г. и его жена получили французское гражданство. В 1938 византинист Г.Мийе пригласил Г. в качестве своего преемника в Школу высших исследований в Париже. С 1946 Г., кроме того, профессор College de France (до ухода на пенсию в 1966). Был также членом французской Академии эпиграфики и изящной словесности, членом научных академий Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании, Норвегии, Сербии, США, почетным членом многих научных обществ, почетным доктором университетов в Принстоне, Уппсале и Эдинбурге. --- Труды Г. (в основном на франц. яз.) посвящены центральным проблемам византийского искусства. Мировую известность принесла ему книга "Император в византийском искусстве" (Париж, 1936), затем он обратился к теме формирования культа святых, их реликвий, памятных мест в период поздней античности и раннего христианства ("Мартириум", т. 1-2. Париж, 1943-46). В 1958 была опубликована книга, посвященная узловому периоду в истории Византии - иконоборчеству, временной победе противников священных изображений в VIII-IX вв. и восстановлению иконопочитания; в жестоких спорах того времени была окончательно выработана теория иконопочитания, которая стала основой культуры византийской и др. православных стран и сохранила свое значение после падения Византии. Итоги наблюдений Г. над формированием и развитием христианской иконографии явились предметом его книг 1968 и 1979, Г. занимался и отдельными видами византийского искусства: выпустил книгу-альбом о византийской живописи, исследования о византийской скульптуре, несколько специальных работ о книжной миниатюре, каталог византийских древностей в ризнице собора Сан Марко в Венеции, книгу о золотых и серебряных окладах византийских икон. Изучал прежде всего сюжет, иконографию и определяемый ими внутренний смысл памятников, Развивая традиции Кондакова и Мийе, подчеркивал, что средневековое искусство было предназначено для удовлетворения не только эстетических потребностей, но более всего - духовных, оно стремилось просвещать и обучать, Культура Византии выступает в работах Г. как длительный, логичный и связный процесс, где родившаяся тема, например, культ Св. мучеников и их реликвий, будет существовать долго, видоизменяясь в зависимости от новых исторических условий, перейдет в славянские страны и сохранится в русской культуре.Г. сумел показать преемственность культуры Византии по отношению к античности (так, в изображении триумфа императора были использованы иконографические формулы, созданные в Римской империи), выявил родство византийской и западноевропейской средневековой культуры общность многих сюжетов, их взаимопроникновение, при всем своеобразии каждого из больших ареалов. --- Собственно русскому искусству Г. посвятил несколько статей, в том числе опубликованных в Трудах Отдела древнерусской литературы Пушкинского дома за 1962, 1966 и 1981: о светском искусстве в домонгольской Руси, о Феофане Греке и о некоторых сюжетах в иконописи XV-XVI вв.: показал в этих статьях, как и в работах о поствизантийском искусстве, место древнерусского искусства в системе общевизантийской культуры. В 1966 и 1977 приезжал в СССР. В числе учеников Г. - С.Дюфренн, Т.Вельманс, К.Уолтер (Франция), Г.Бабич, В.Корач (Югославия), П.Милькович-Пепек, П.Мийович (Македония), М.Теохари, М.Гаридис, Н.Мутсопулос (Греция). --- Соч.: La peinture byzantine. Geneve, 1953; Licunoclasme byzantin. Paris, 1957; Les sculptures byzantines de Constantinople. Paris, 1963; L'Art de la fin de l'Antiquite et du Moyen Age, vol. 13. Paris, 1968; Les manuscrits grecs illumines de provenance italienne. Paris, 1972; Les revetments en or et en argent des icunes byzantines du Moyen Age. Venice, 1975: Les voies de la creation de l'iconographie chretienne. Paris, 1979; Грабар A.H. Автобиографичен очерк // Изкуство, 1986, № 7. --- Лит.: Бакалова Е. Приносът на Андре Грабар към методологията на съвременното изкуствознанието // Изкуство, 1985, № 7; Krautheimer R., Seveenko 1., Kitzinger Е. Andre Grabar // Speculum. Cambridge (Mass.), 1991, vol.66, № 3; Maguire H. Andre Grabar. 1896-1990 // Dumbarton Oaks Papers, Washington, 1991, vol. 45; Dufrenne S. Andre Grabar 1986-1990) // Cahiers de civilisation medievale. Paris, 1992, t. 35, fasc. 1. --- Э. Смирнова ---

    ГРАБАР Петр Николаевич    (10.9.1898, Киев 28,1,1986, Париж) - иммунолог. Родом из дворянской семьи. Отец Г. - Николай Степанович Г. - член Кассационного суда, сенатор, Мать - Елизавета Ивановна (урожд. баронесса Притвиц). Младший брат А.Н.Грабара. После окончания Киевского лицея в 1916 Г. поступил в Пажеский корпус в Петрограде, но окончить его не успел, т.к. в 1919 вместе с семьей эмигрировал во Францию. --- В 1924 Г. окончил Химическую инженерную школу в Лилле, получив диплом инженерахимика. После нескольких лет работы на заводе, производящем серную кислоту, органические удобрения и мочевину, Г. в 1926 переехал к своему брату Андрею в Страсбург, где тот преподавал в университете на факультете изящной словесности. Вскоре Г. была предложена должность заведующего лабораторией клинической медицины на медицинском факультете в Страсбургском университете. Возникший интерес к проблемам биологии и медицины привел Г. к решению получить медицинское образование на естественном факультете Страсбургского университета, совмещая учебу с работой в лаборатории. Под руководством известного профессора медицинской химии Леона Блюма Г. занялся очисткой инсулина, который Блюм использовал в клинической практике. Большой цикл работ Г. в эти годы (193038) связан с открытием синдрома азотемии (при дефиците соли в организме) и его объяснением на биохимическом уровне. Именно этому и была посвящена его диссертация, которую он защитил в 1931, --- В 1929 Г. принял французское гражданство, В 1931 известный французский ученый, заведующий кафедрой биохимии медицинского факультета Страсбургского университета М.Никлу, оценив высокие аналитические способности Г., предложил его кандидатуру на пост ассистента медицинского факультета университета. На этой должности Г. проработал 7 лет. --- В основу докторской диссертации (1942) Г. положил свою разработку метода ультрафильтрации, существенно видоизменив его для фракционирования белков крови; благодаря этому методу удалось оценить размеры различных биологических компонентов: ферментов, токсинов, антител, вирусов. Электронная микроскопия подтвердила большую точность полученных Г. результатов. В 1938 Г. пригласили на работу в Институт Пастора в Париже, где он получил собственную лабораторию, переименованную затем в отдел химии микробов ( 1946-68). Однако вскоре Г. уехал на год на стажировку в США учиться основам иммунохимии у одного из основоположников этого направления - М.Гейдельбергера. Именно тогда, по воспоминаниям самого ученого, он из биохимика и физико-химика превратился в заядлого иммунолога и, вернувшись в Институт Пастора, посвятил себя проблемам иммунохимии. Его интересовали антигенные свойства бактериальных токсинов, их структура, состав и пр.Г. разработал принципиально новый метод разделения белков, совместивший электрофорез с иммунной специфичностью взаимодействия антигенов и антител, известный под названием иммуноэлектрофоретического анализа, который стал использоваться во всем мире. Работам по иммуноэлектрофорезу предшествовали (1944-55) продолжительные исследования Г. вместе с Руйе и Прюдом механизма действия ультразвука на денатурацию белков. Ими была создана теория химического действия ультразвука, объяснявшая его эффект образованием свободных радикалов из воды и оксидантов, а также предложены методы, позволявшие избежать окислительных эффектов ультразвука при использовании его в экспериментах с биологическими объектами. --- В 1952-53 Г. и его помощник - американский студент Вильяме, пытаясь выделить в эксперименте нерастворимый комплекс "антигенантитело", модифицировали технику фракционирования белков в гелевых пластинах и уже в первых попытках получили по меньшей мере 18 специфических фракций в сыворотке крови. Поначалу они сомневались, не образуются ли эти комплексы продуктами распада белков и не являются ли полосы на пластинках артефактами. Серия опытов убедила их в высокой специфичности образованных комплексов. С этого момента иммуноэлектрофоретическая техника начинает свое интенсивное развитие во всем мире. Метод иммуноэлектрофоретического анализа оказал революционное влияние на развитие многих направлений физико-химической биологии и медицины и привел к серии блестящих открытий. Он позволил проанализировать антигенный состав очень сложных биологических смесей, кровяной сыворотки, костного мозга, желез, отдельных тканей и пр. При этом иммуноэлектрофорез дал возможность анализировать белки по 23 совершенно независимым параметрам: электрофоретической подвижности, антигенной специфичности, ферментативной активности (др. химическим или биохимическим свойствам). Для анализа требовались очень малые количества исследуемого вещества, без какой-либо его предварительной очистки от разного рода примесей. О высокой чувствительности иммуноэлектрофореза говорят следующие цифры: если в сыворотке крови этот метод позволяет обнаружить не менее 30 белковых структур, то обычный электрофорез в геле или на бумаге - всего 5-6. Кроме того, этим методом удалось открыть разные классы иммуноглобулинов (lgG, lgA, lgM, lgD, lgE), a также - генетические модификации некоторых белков сыворотки крови. --- Анализ патологических сывороток крови показал, что благодаря использованию иммуноэлектрофоретического метода удается обнаружить характерные для заболеваний изменения: отсутствие некоторых белков и полипептидов, модификации в структуре и составе нормальных компонентов и, что особенно важно, метод выявляет присутствие новых ингредиентов, например, в случае некоторых онкологических заболеваний - миеломных белков. Так, при первичном раке печени (гепатоме) Г. и его коллеги выявили присутствие в крови больных альфа-фетопротеина, который в обычных случаях встречается в сыворотке зародыша. "Зародышевый компонент" встречался также и у экспериментальных и домашних животных, имевших экспериментально индуцированный рак печени, что свидетельствовало о закономерности данного процесса и позволило использовать его в диагностике первичной гепатомы. Эти данные обеспечили громадный прорыв в иммунологии рака. --- Спустя несколько лет Г. предпринял исследование специфических антигенов различных органов и тканей: печени, селезенки, костного мозга, тимуса и др. Им и его коллегами впервые было выявлено отличие лимфоцитов тимуса (тимоцитов) от лимфоцитов другого происхождения, что позволило понять природу происхождения таких сложных иммунологических феноменов как отторжение трансплантата и др. --- Большой интерес Г. к познанию механизмов образования иммуноглобулинов, а также физиологической роли т.н. "нормальных" антител и аутоантител привел его к созданию теории "транспортной роли антител": ученый доказал, что иммуноглобулины (антитела) служат в обычных условиях транспортерами продуктов физиологического катаболизма, связывая и выводя из организма чужеродные ему вещества, попавшие извне. Появление аутоантител, по Г., обусловлено патологической деградацией и распадом эндогенных веществ, на которые организм отвечает повышенным образованием иммуноглобулинов-транспортеров. Образование аутоантител может происходить и вследствие соматических мутаций, приводящих к образованию чужеродных данному организму белков. Известный французский ученый Ж.Э.Куртуа вспоминал: "Автор оригинального метода Пьер Грабар интуитивно подходил к новым гипотезам, базирующимся на предварительных экспериментальных данных. Как всякий новатор, Грабар постоянно сталкивался с непониманием и умолчанием. В 1953 г. на Международном конгрессе микробиологов, проходившем в Риме, когда он рассказал о существовании аутоантител, это понятие было еще далеко от общепринятых представлений.П.Грабар энергично утверждал свою концепцию. Будущее полностью подтвердило его правоту. Сейчас я с горечью вспоминаю, как упорствовало научное сообщество и трудно было убедить его в правильности своей позиции. Для нынешних же молодых студентов-медиков понятие аутоантител и аутоиммунных болезней такая же классика, как и представления об инфекционных и паразитарных болезнях". --- В 1956 по предложению Института Пастера и Европейской патентной конвенции Г. изучал белки пшеницы, ячменя и исследовал состав ячменного пива. При этом он наблюдал изменение качественного и количественного состава белков на разных стадиях развития ячменя, ввел номенклатуру протеинов ячменя и с помощью антисывороток и иммуноэлектрофоретического анализа разработал эталоны белков этого растения для их скриннингового определения. За эту работу Г. был награжден дипломом "honoris causa" в Копенгагене. --- В 1960 Г. был предложен пост директора Института по изучению рака в Вильжюифе, функционирующем при Национальном центре научных исследований Франции ("Institut de Recherches scientifiques sur ie Cancer"). Вплоть до своей отставки в 1966 Г. совмещал исследования в Институте Пастора и работу в Вильжюифе. Как иммунолог и иммунохимик Г. предложил онкологии высокочувствительные и специфические методы диагностики некоторых раковых заболеваний. Он разработал подходы к получению антител, обладающих направленной цитотоксической активностью, с помощью которых можно нейтрализовать опухолевые клетки, Будущее подтвердило большую перспективность его научной программы.Г. был генератором многочисленных идей в иммунологии, поэтому не удивителен его огромный международный престиж. На 1-м международном конгрессе иммунологов, проходившем в США в 1971, он был назван в числе самых выдающихся иммунологов мира. Его монография (совм. с П.Буртеном) "Иммуноэлектрофоретический анализ" (L'Analyse Immunoelectrophoretique. Paris, 1960) была переведена на многие языки, в том числе и русский (М., 1963). Г.- основатель Французского общества иммунологов и долгие годы был его президентом. --- Г. был удостоен многих наград и премий. Он был кавалером (1954) и офицером (1964) ордена Почетного легиона, командором Академических пальм (1962), почетным доктором Копенгагенского университета (1969); удостоен премии Пастера, премии Никлу (1935), премии Бревна (1944), премии Фонда Янсена (1944), премии Сольса Фрейсина (1958), международной премии по иммунологии им.Э. фон Беринга (1958), медали Клода Бернара Монреальского университета (1967), большого приза Фонда Яффе Института Франции (1968) и др. --- В лаборатории Г. в Париже и Вильжюифе работали многие ученые из разных стран мира, в том числе и из России.Г. посещал СССР и высоко ценил дружбу с русскими учеными. В годы засилия лысенковщины, когда общественное мнение во Франции было резко отрицательным к Советскому Союзу и умалялись успехи науки и культуры, Г. публиковал во французских журналах большие обзоры о развитии иммунологии, микробиологии, генетики в СССР, упоминая в них и работы, которые пробивались через антигенетическую цензуру. Этим он старался показать, что в России, несмотря ни на что, живут и работают настоящие ученые. Как и многие русские, живущие во Франции, во время 2-й мировой войны Г. был членом движения Сопротивления. --- Последние годы жизни Г. были омрачены смертью жены - Нины Николаевны (урожд. Ивановой, болгарки по происхождению). Г. умер в своей парижской квартире на 88 году жизни. Панихида состоялась в Свято-Александро-Невском соборе Парижа. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. --- Соч.: Hermann et Cie "L'ultrafiltration fractionnee". Paris, 1942; Les Globulines du serum sangulin (chez Desoer). Liege, 1947. --- Лит.: Courtois -I.E. Eloge de Pierre Grabar (18981986) // Bull. acad. Natl. Mod., 1986, vol. 170; Краткий миг торжества. О том как делаются научные открытия. М., 1989; Notice sur les Titres et Travaux de Pierre Grabar (unpublished). --- Т. Ульянкина ---

    ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович    (13.10.1864, Москва - 4.1.1956, Нью-Йорк) - композитор. Из семьи мелкого торговца. Музыке обучался в Московской консерватории (1881-90: среди педагогов С.Танеев, А.Аренский, В.Сафонов) и в Петербургской консерватории (189 Q-93, класс композиции Н.Римского-Корсакова). С 1896 жил в Москве. Сотрудничал с Художественным театром (муз. к спектаклям "Царь Федор Иоаннович" и "Смерть Иоанна Грозного" А.Толстого, "Снегурочка" А.Островского). С 1903 - заместитель председателя Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете; с того же года - педагог Музыкальной школы сестер Гнесиных. --- Г. начал свой творческий путь как один из представителей поздней формации петербургской школы. Дебютировал в Петербурге в 1894 Первой симфонией, написанной под сильным влиянием Римского-Корсакова. В той же стилистике выдержаны его первая опера "Добрыня Никитич", поставленная в Москве Большим театром в 1903 (либретто автора по мотивам русских былин; в гл. партии выступал Ф.Шаляпин), Вторая симфония, ранние романсы, хоры и т.д. Продолжением традиций петербургской композиторской школы являлась также многолетняя деятельность Г. по обработке песен разных народов России (русские, украинские, белорусские, татарские, башкирские и т.д.), собранные в экспедициях Музыкально-этнографической комиссии. Со 2-й половины 1890-х Г. обратился к сочинению духовной музыки, составляющей наиболее ценную часть наследия композитора. В русский период своей жизни он, вместе с А.Кастальским, являлся крупнейшим представителем т.н. "нового направления" в духовно-музыкальном творчестве, прежде всего его московской ветви - "школы Синодального училища". Это движение, возродившее русскую духовную музыку после застоя, продолжавшегося почти целое столетие, ставило своей целью, с одной стороны, возвращение к древним и традиционным церковным роспевам, а с другой - современное истолкование этих роспевов (обработка или свободное творчество на основе исконно русского интонационного материала). В своей статье "Несколько слов о "духе" церковных песнопений", опубликованной в газете "Московские ведомости" в 1900 и вызвавшей большую дискуссию в церковно-певческих кругах, Г. писал: "Если музыка точно соответствует содержанию текста, то через это самое она уже будет "в духе"... Иногда бранят церковную музыку, называя ее оперной, но ведь это не упрек, так как в опере можно слышать нередко музыку, весьма подходящую для церкви, например, в "Парсифале" или "Борисе Годунове" или же в "Хованщине", и наоборот, в церквах исполняется зачастую музыка, место которой в каком-нибудь увеселительном заведении". В другом выступлении на ту же тему Г. развивал концепцию церковного искусства как самого демократического, призванного художественно просвещать народ: "Единственное место, где народ и по сие время еще имеет общение с настоящим чистым искусством, есть церковь... Но произойдет развитие народного вкуса только тогда, когда будет изгнана из нашей церкви всякая ремесленность, а вместо нее водворится искусная работа тонких мастеров" (Хоровое и регентское дело, 1909, № 1). --- В "русский период" Г. создано: три литургии (из них Третья, "Демественная" - в первой редакции для голоса соло и фортепиано), Всенощное бдение, цикл "Страстная Седмица" и несколько опусов отдельных духовных хоров, среди которых особой известностью пользовались хоры ор. 19 "Воскликните Господеви" и "Волною морскою"; они вошли в репертуар прославленного Синодального хора и многократно исполнялись им в концертах в России и за рубежом. Сенсационный успех имела также часть "Символ веры" из Второй литургии; в частности, на императора Николая II это "Верую" произвело такое впечатление, что автору была назначена пожизненная пенсия, а Придворной капелле было приказано исполнять сочинение за службой каждое воскресенье. В художественном отношении вершиной духовно-музыкального творчества Г. дореволюционного периода является хоровой цикл "Страстная Седмица" - литургическое музыкальное действо на канонические тексты, относящиеся к разным службам предпасхальной недели. Оригинальное сочетание архаического с современным, древних роспевов с утонченным лиризмом, глубоко почвенного колорита с экстатической напряженностью чувств делает "Страстную Седмицу" очень ярким образцом религиозных исканий Серебряного века. --- В конце 1900-х - начале 1910-х Г. пережил увлечение модерном, что отразилось в его второй опере, "Сестре Беатрисе" по М.Метерлинку (поставлена в 1912 в Москве Оперой С.Зимина), а также в камерно-инструментальных сочинениях и вокальных циклах на стихи Ш.Бодлера и русских поэтов-символистов. В 19 10-х Г. пришел к идее нового типа духовной музыки на церковно-славянские тексты для голоса соло и хора с инструментами, Как известно, введение интрументов в церковную службу православной традицией строго запрещено. Таким образом, речь шла о жанре концертной духовной музыки, хотя одно время композитор допускал возможность исполнения таких сочинений за службой и даже выступал с подобным предложением на заседаниях Церковного Собора 1917-18, В дореволюционный период в этом жанре Г, созданы: кантата "Хвалите Бога" (1915, 2-я ред. - 1932), концертная ария для альта с оркестром "Благослови, душе моя, Господа", полиелей "Хвалите имя Господне" для альта, струнного оркестра, арфы и органа и "Демественная литургия" (1917, 2-я ред. с хором - 1926; из этой редакции наиболее известна часть "Сугубая ектения", записанная на пластинку Шаляпиным). --- Г. сначала восторженно принял революцию 1905 (сочинил "Похоронный марш" памяти Н.Баумана), а потом Февральскую революцию (совм. с К.Бальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью "Гимн Свободной России"). В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь концертамилекциями, преподаванием и т.д. С помощью друзей ему удалось в 1922 совершить концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицей Т.Макухиной. В 1925 в возрасте 60 лет Г, покинул Россию, До 1939 жил в Париже, с 1940-в Нью-Йорке. --- За рубежом он вел активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных жанрах, преподавал игру на фортепиано и пение (в основном давал частные уроки, сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по заказам западных и русских зарубежных издательств (особенно в области музыки для детей), сохранял связи с концертными организациями и издательствами в СССР. Наиболее эффективным средством заработка стали для него концертные поездки в США, которые начались с 1929, по предложению известной русской певицы Н.Кошиц. В зарубежный период Г. были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая), несколько сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера "Женитьба" по Н,Гоголю (не редакция незаконченного одноименного сочинения М.Мусоргского, как часто полагают, а вполне самостоятельное произведение). --- Наибольшую известность, особенно в США, принесла Г, его духовная музыка. Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья. В 1930-е - 1940-е им были созданы: монументальная Missa oecumenica ("Вселенская месса") для солистов, хора, оркестра и органа, 4 малые мессы для хора с органом, 6 мотетов для того же состава все на латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты: Четвертая литургия для хора a cappella по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты. Все эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера "Вселенской мессы" состоялась в Бостоне под управлением С.Кусевицкого, премьера одной из малых месс - в парижском соборе Notre Dame. С успехом прошла в США и премьера Пятой симфонии под управлением Л.Стоковского. --- В России духовная музыка Г. зарубежного периода, как и др. его произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляет собой весьма любопытный образец "музыкального экуменизма" - сочетание русских церковных мотивов с католическими формами мессы и мотета и даже с формами синагогального пения (в диптихе псалмов). В 1943 возобновились прерванные во 2-й половине 1930-х связи Г. с Россией: в 1943 он передал в Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра "К Победе", осенью 1944 в Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые произведения Г, были изданы в СССР, исполнялись по радио и т.д. В эти же годы композитор закончил и издал на свои средства автобиографию - книгу "Моя жизнь" (Нью-Йорк, 1951, на рус, яз.). --- Г. скончался в возрасте 91 года. Его архив передан в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива - в Музее музыкальной культуры им.М.Глинки. --- Лит.: Александров Ю.А.А.Т.Гречанинов. Нотнобиблиографич. справочник.М., 1978. --- М. Рахманова ---

    ГРЖЕБИН Зиновий Исаевич    (июль 1877, Чугуев, Харьковской губ. - 4,2.1929, Ванве, близ Парижа) - художник-график, издатель. Окончил в 1899 Харьковское художественное училище, учился в школе Ш.Холлоши в Мюнхене (вместе с М.Добужинским и И.Грабарем), затем в Париже (до 1905). В Мюнхене познакомился с немецкими художниками-карикатуристами, группировавшимися вокруг запрещенного к распространению в России сатирического журнала "Симплициссимус" - Т.Гейне, Б.Паулем, Р.Вильке и др. Вернувшись в Россию, предложил в марте 1905 художникам "Мира искусства", а в июне М.Горькому и др. писателям круга "Знания" издавать подобный же русский журнал, который будет, как писал Г., иметь "большое культурное значение для жизни обновленной России" и принесет "как жизни, так и искусству большую пользу". В декабре 1905- январе 1906 их силами были изданы 3 номера журнала "художественной сатиры" "Жупел"; среди рисунков первого номера выделялась пародия Г. на российский герб и одновременно карикатура на Николая II "Орелоборотень, или политика внешняя и внутренняя", За "дерзостное неуважение к верховной власти" Г. как редактор был арестован и приговорен к одному году тюрьмы; 2-й и 3-й номера подлежали "полному истреблению". Карикатуры Г. на высших сановников были опубликованы также в журнале "Адская почта", выходившем с весны 1906 вместо "Жупела". Сотрудничество в сатирических журналах 1905-6 положило начало многолетним дружеским отношениям Г. с Горьким. Предполагая издавать новый журнал, Г. писал Горькому: "Я имею теперь такие превосходные рисунки Серова, Добужинского, Кардовского, Чехонина, Кустодиева, Билибина и др. - действительно живые, убедительные, остроумные и художественные, что ни на минуту не сомневаюсь, что дело наше здоровое, что таланты еще не перевелись". Не был реализован замысел Г. - создание театра политической сатиры под руководством В.Мейерхольда. В дальнейшем Г. посвятил себя целиком издательской деятельности. Один из учредителей и руководитель издательства "Шиповник", выпускавшего одноименные литературнохудожественные альманахи (1907-16), издавал "Северные сборники" (произведения скандинавских писателей, 1907-11), "Сборники литературы и искусства", "Историко-революционный альманах" (1908), работы теоретиков социализма, уделяя особое внимание художественному облику книг, Г. фактически руководил издательством "Пантеон" (1907-12), которое специализировалось на издании новых переводов лучших произведений мировой литературы. С конца 1916 сотрудничал в издательстве "Парус", основанном в 1915 Горьким, в частности, подготовил сборник для детей "Елка" (1918). --- После Февральской революции А.Бенуа включил Г. в список деятелей культуры, участие которых было, по его мнению, желательно в проектировавшемся тогда министерстве изящных искусств. Продолжая сотрудничество с Горьким, Г. заведовал в 1917-18 конторой газеты "Новая жизнь"; организовал в августе 1918 вместе с Горьким, А.Тихоновым и И.Ладыжниковым издательство "Всемирная литература", возглавив его производственно-издательский отдел, а в мае 1919- собственное издательство, председателем редакционного совета которого стал Горький, разработавший вместе с виднейшими учеными и писателями грандиозную по своей универсальности программу издательства. Ряд проектов издательство Г. унаследовало от "Всемирной литературы", в том числе план издания серии "Избранные произведения русских писателей XIX в," ("сто лучших русских книг") - "для школ и общего рынка". Издательство ориентировалось на читателей, "стоящих на самых различных ступенях развития, начиная от малограмотных и кончая получившими высшее образование". "Вкус у этого толстяка - тонкий, нюх - безошибочный, а энергия - как у маньяка. Сколько я помню его, он всегда влюблялся в какую-нибудь одну идею и отдавал всего себя", - записал в марте 1919 в дневнике К.Чуковский, знавший Г. с 1905; в другой записи (март 1921) он назвал Г. "большим и даровитым человеком". Противоположная тональность отзывов о Г. в дневниках З.Гиппиус ("прохвост", разбогатевший благодаря покровительству большевиков) определялась враждебностью ее к Горькому; эти отзывы А.Блок считал "скверными анекдотами". В свою очередь, большевики, видевшие в издательских планах Г. угрозу своей идеологической монополии, обвинили его в коммерческом авантюризме и использовании в корыстных целях имен Горького и А.Луначарского. Резкую критику на страницах "Правды" (нояб. 1919) встретило намерение Г. опубликовать в серии "Летопись революции: библиотека мемуаров" воспоминаний не только большевиков, но и представителей враждебных большевизму политических сил (в Петрограде удалось выпустить единственную книгу из этой серии "Великий переворот" Луначарского). Договор Г. с Госиздатом (янв. 1920) предусматривал издание за границей для распространения в России русских классиков, научно-просветительской и педагогической литературы. В декабре Г. сообщил Луначарскому, что доставит в Москву, помимо книг, около трех вагонов всевозможных учебных пособий; "смею думать, писал Г., - что мною сделано не только все, что можно было сделать в тех неимоверно тяжелых и ненормальных условиях, в какие я был поставлен, но и гораздо больше". Однако в отсутствие Г. усилились нападки на его издательство как на "идеологически чуждое" (В.Невский) и даже "контрреволюционное" (Ленин), а когда в феврале 1921 Г. вернулся из-за границы, его обвинили в переплате иностранным фирмам и в том, что он не привез заказанные книги. В действительности, как отметил Чуковский, Г. "доконали большевики": отказавшись взять уже напечатанное (в долг и на личные средства), они резко осложнили финансовое положение издательства. 3,10.1921 Политбюро ЦК РКП (б) разрешило Г. уехать с семьей за границу. --- В Берлине он продолжал издательскую деятельность; публиковал работы как эмигрантов, так и авторов, живших в России, часть книг издавалась по заказу торгпредства РСФСР в Берлине. Среди зарубежных русских издательств начала 20-х издательство Г. занимало первое место по количеству, разнообразию и уровню выпускаемых книг, по качеству их оформления; с мая 1922 по октябрь 1923 было издано 2 2 5 названий. Наряду с классиками, Г, издавал современных поэтов, в том числе Б.Пастернака ("Сестра моя жизнь"), Н.Гумилева, В.Ходасевича, Г.Иванова, М.Цветаеву, П.Потемкина, прозаиков - Е. Замятина, А.Н.Толстого, Горького, Б.Пильняка, Б.Зайцева, А.Чапыгина, А.Ремизова, А.Белого с иллюстрациями Д"3бужинского, Ю-Анненкова, В.Конашевича и др.; книги по искусству П.Муратова, С.Маковского, книгу воспоминаний о Л.Андрееве, серию "Жизнь замечательных людей". В числе научных изданий 5томный курс физики О.Хвольсона, книга А.Богданова "Тектология", работы историков О.Добиаш-Рождественской, С.Лурье. В серии "Летопись революции" были выпущены в 1922-23 под редакцией Б. Николаевского воспоминания Н.Суханова, С.Мстиславского, Ю.Мартова, В.Чернова, Г.Покровского, М.Маргулиеса, Н.Русанова, П.Аксельрода и др. политических деятелей. Было предпринято издание исторического журнала под тем же названием; в редакцию вошли меньшевистские и эсеровские лидеры-эмигранты, а также Горький, который, однако, после критики эсерами его брошюры "О русском крестьянстве" отказался от участия в журнале, не желая, как писал он Г., "повредить делу "Летописи" - очень ценному". В письме В.Могилевскому (февр. 1923) Г. так излагал свое credo: "О моем издательстве много чепухи писали. Но судить нужно по моим делам... Я готов печатать от Ленина до Шульгина и еще правее, если это будет талантливо и правдиво (вернее, искренно)... Я совершенно независим и печатаю то, что нахожу нужным. Я не могу оторваться от России, хочу, чтобы мои книги попали в Россию..." Однако запрещение ввозить в Советскую Россию книги, изданные за границей, и расторжение берлинским торгпредством договора привело Г. к разорению. --- После финансового краха издательства он переехал в конце 1923с семьей в Париж, все еще надеясь, по свидетельству Н.Берберовой, что напечатанные и подготовленные к изданию книги будут допущены в СССР (в частности, безуспешно предлагал Госиздату осуществить издание энциклопедического словаря под редакцией В.Водовозова); продолжал переписываться с писателями и художниками, снова выезжал в Берлин, В феврале 1924 "Русская газета" - парижский рупор правых кругов эмиграции - опубликовала статью с обвинениями Г. в шпионаже в пользу большевиков. В защиту Г. от клеветы выступило правление Союза русских издателей и книгопродавцев в Германии, газета "Последние новости", М.Осоргин. "Я знаю, многие за меня", - писал Г. Горькому. "Что можно было бы сделать, если бы не мешали!" - восклицал он в другом письме. В последние годы жизни Г. крайне нуждался, был выселен из парижской квартиры: избежать высылки из Франции за неуплату налога удалось лишь благодаря материальной поддержке Горького, несмотря на охлаждение с 1928 их отношений. Умер Г. скоропостижно, от разрыва сердца. Добужинский писал после его смерти, что "остался в памяти необыкновенно добрый и отзывчивой души человек и фантастически пламенный и "неисправимый" энтузиаст. Он был истинным "поэтом дела", ...наделен был талантом заражать своим собственным, всегда искренним горением". --- Лит.: Каталог издательства З.И.Гржебина. С предисл.М.Горького. Пг.-Берлин, 1921; Каталог книг, вышедших вне России по июнь 1924 г. Берлин, 1924; Карасик 3.М.М.Горький и сатирические журналы "Жупел" и "Адская почта" / М.Горький в эпоху революции 1905-1907 годов.М., 1957; Хлебников Л.М. Из истории горьковских издательств "Всемирная литература" и "Издательство З.И.Гржебина" / Литературное наследство, т. 80. М., 1971: Гржебина Е.З.И.Гржебин издатель, т. 1. Solanus. 1987; Добужинский М.В. Воспоминания.М., 1987; Чуковский К. Дневник 19011929. М., 1991; Евреи в культуре рус. зарубежья, вып. 1. Иерусалим, 1992. --- И. Розенталь ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..