МЕЧ и ТРОСТЬ
29 Мар, 2024 г. - 13:19HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна ] (21.6.1861, с. Нагаево, Тульской губ. - 17.10.1962, Париж) - живописец, график, театральный художник. Из дворян, двоюродная правнучка Н.Пушкиной (урожд. Гончаровой). Дочь архитектора С.Гончарова, Получила домашнее образование. Переехав с семьей из Тулы в Москву, окончила там гимназию. В 1901 поступила в скульптурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Училась у С.Волнухина и П.Трубецкого; в 1902 Г. получила за одну из работ серебряную медаль. Разочаровавшись в скульптуре, перешла в класс живописи к К.Коровину, затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до 1909; результатом первоначальных занятий явилась скульптурная весомость фигур в ее живописных произведениях. --- В начале 1900-х вышла замуж за М.Ларионова и стала заниматься живописью под его руководством, во многом повторяя этапы его эволюции. Творческое своеобразие Г. сказалось в написанных в имении Гончаровых (Полотняный завод) характерно русских пейзажах, во введении в пейзаж фигур работающих крестьянок. В 1907-10 Г. прошла через постимпрессионистскую и фовистскую живописные фазы, двигаясь ко все большему обобщению цвета, к более звучным контрастам красочных пятен ("Автопортрет с желтыми лилиями", 1907). Осваивая опыт новейшей западной европейской живописи, Г., подобно Ларионову, тяготела в натюрмортах к традиции Ван Гога ("Подсолнухи", 1908-9) и Гогена ("Натюрморт с портретом и белой скатертью", ок. 1909). В дальнейшем стала одной из центральных фигур русского примитивизма. Участница выставок "Стефанос" (1907-8), "Бубновый валет" (1910-11), "Ослиный хвост" (1912), "Мишень" (1913), "№ 4" (1914), международных выставок авангарда, в том числе в 1912 в Мюнхене ("Голубой всадник"), Берлине ("Буря"), Лондоне ("Выставка постимпрессионистов"). --- Важнейшая идея, которой подчинены ее работы, - сближение и даже отождествление России с Востоком в качестве единого истока "первобытного творчества". В древней иконописи и стенописи, в народном лубке Г. искала первичную силу и свежесть чувства, непосредственную красочность мировоспрития. Цикл "Сбор плодов" (1908) создан под влиянием одноименной картины Гогена, но также и В.Борисова-Мусатова. В начале 1 910-х Г. демонстративно заявила, что ею "пройдено все, что мог дать Запад для настоящего времени". "Мой путь - к первоисточнику всех искусств, к Востоку", - писала она в предисловии к каталогу персональной выставки (Москва, 1913, 768 работ; Петроград, 1914), реализуя эту декларацию в образах крестьянок с восточными, "скифскими" лицами и окаменело медлительными жестами ("Уборка хлеба", "Хоровод", 1910), а в "Сборе плодов" (1911) крестьяне скорее похожи на восточных идолов. --- В полотнах 1911 выражено предчувствие надвигающегося "судного дня"; при этом апокалипсис понимается как суровая восточная легенда, древнейшее откровение веры ("Апокалипсис", 2 цикла - "Сбор винограда" и "Жатва", каждый из 9 картин). В "Сборе винограда" все экспрессивно сдвинуто к Востоку и к древности: "носильщики винограда" с ассирийскими бородами и укороченными фигурами, распластанными как на ближневосточных рельефах. В "Жатве" присутствуют и собственно апокалиптические картины божьего гнева - "Ангелы, мечущие камни на город" и "Город, заливаемый водой". Апогей таких настроений - цикл из четырех полотен "Евангелисты" (1911): на узких, вытянутых кверху холстах сопоставлены четыре суровые фигуры, и как на архаических фресках проступают из мрака фиолетовая, синяя и зеленые краски, насупленные лики и пальцы, то упертые в свитки и лбы, то предостерегающе поднятые кверху. Та же тема экспрессивно развивалась в иллюстрациях к поэме А.Крученых и В.Хлебникова "Игра в аду" (1912), в цикле литографий "Мистические образы войны" (1914) и по-новому - как саморазрушение механических цивилизаций трактовалась в футуристических видениях Г.: "Фабрика" (1912) - город с его фабричными трубами словно бы сам разрушается от внутренних потрясений: надвигается бунт машин, сорвавшихся с моста - "Аэроплан над поездом" (1913); "Велосипедист" (1913) - восстание механизмов, вырвавшихся из-под контроля; "Ткацкий станок" (1912); "Электрическая машина" (1913). Одновременно Г. исполнила несколько беспредметных "лучистых" полотен, в частности, "Кошки" (1913). В основе "лучей" лежали как бы "разломы" предметов, включающих и землю, и зелень. На желто-коричневой поверхности картины местами вспыхивают световые лучи, но в основном это шрамы на воспламененной материи, сквозь которые проступает подспудная чернота. Отличие Г. от более поздних поколений европейских экспрессионистов в том, что ее мрачные образы одновременно торжественны и красивы. --- Импульсы, идущие от образцов первобытного творчества, Г. претворила и в своих работах театрального декоратора; они принесли ей наибольшую известность. Триумфальный успех имела постановка в декорациях и костюмах Г. "Золотого петушка" - оперы-балета Н.Римского-Корсакова, открывшая полосу ее сотрудничества с антрепризой С.Дягилева. Летом 1914 Г, и Ларионов ездили в Париж на репетиции и премьеру балета, устроив одновременно выставку своих станковых работ в галерее Поля Гийома; как сообщал Ларионов, Г. "имела в Париже большой успех, ...в настоящее время у нее известность в Париже не меньше, чем в Москве...". После контузии Ларионова на фронте и его демобилизации из армии (1915) они присоединились к Дягилеву в Уши (Швейцария), затем направились вместе с его труппой в Испанию и в Италию; в 1917 обосновались в Париже (французское подданство Г. приняла в 1939). "Золотой петушок", костюмы к "Садко" Римского-Корсакова (1916) ик первому варианту "Свадебки" И.Стравинского (ок. 1916) отмечены стихийной мощью, русско-восточной пышностью, но и некоторой эстетической отстраненностью (Россия "глазами Запада"). В эскизах к "Литургии" - балету-мистерии, в основу которого были положены эпизоды из жизни Христа (1915, не осуществлен), наряду с декорациями, воспроизводившими экстатичные русские иконы, костюмы апостолов являли сходство с раскрашенной скульптурой испанских соборов. Как бы вспоминая свои навыки скульптора, Г. замышляла костюмы апостолов в качестве движущихся вдоль сцены уплощенных скульптур, сделанных из жестких материалов. Впечатления от путешествия по Испании отразились в оформлении цикла "испанских балетов" И.Альбениса, М.де Фальи, М.Равеля, Г.Форе (1916); здесь же, как и в других театральных и станковых работах, усиливаются конструктивные элементы. "Испанию я очень люблю, - писала Г. в 1917. Мне кажется, что изо всех стран, где я бывала, это единственная, где есть какие-то скрытые силы. Этим она близка России... Я все надеюсь хоть ненадолго попасть домой..." Другие оформительские работы для Дягилева: "Ночь на Лясой горе" М.Мусоргского (1923), "Жар-птица" Стравинского (1926). --- В наиболее интересных станковых произведениях Г, 20-х- 30-х так или иначе варьировались мотивы ее декоративных работ, например, в серии живописных композиций "Испанки", перенесенных на панно для виллы С.Кусевицкого в Париже. Покончив с недолгим художественным изоляционизмом, Г. творчески перерабатывала впечатления от широкого круга произведений западного искусства, 1-я половина 20-х - период своеобразного "примитивизма на западной почве". "Деревянная" пластика "женских портретов" напоминает порой о романской скульптуре, а картина "Завтрак" (1924) с приземистыми фигурами на фоне буйной растительности - о живописи Анри Руссо. Западный колорит Г. привнесла даже и в иллюстрации к "Слову о полку Игореве" (1923), в орнаментику которых введены мотивы средневекового звериного стиля, а многие рисунки и картины 2-й половины 20-х полны реминисценциями новой французской живописи от Милле (пейзажи с фигурами) до Мане ("Испанки на балконе") и Ван Гога (рисунки южных пейзажей с "извивающимися" мазками). В портретах и пейзажах 30-х все более возрастает интерес к конкретной натурности, движение кисти уже не высекает формы, как раньше, но лепит ее монотонным мазком. --- Работы в сфере декорационного и театрального искусства принесли Г. в эти же годы широчайшую известность. Имели успех альбомы потуаров (трафаретов) Г. "L'art decoratif theatral modem" и "Portraits th^atreax", выставки в галереях "Соваж" (1918) и "Барбазанж" (1919) представления с исполнением музыки, театральных скетчей на фоне живописи. Вместе с Ларионовым Г, участвовала в оформлении праздников-балов (афиши, программы или пригласительные билеты, эскизы оформления лож, костюмы и маски). --- Жизнь и творчество Г. в 20-е - 30-е окрашены ностальгическими настроениями. Она теснее, чем Ларионов, соприкасалась с русской эмигрантской, в особенности литературной средой, принимала участие в русских изданиях ("Жар-птица", "Русское искусство", "Числа"), иллюстрировала книги К.Бальмонта, А.Ремизова, Н.Кодрянской, Дружеские отношения еще в 1917 связали Г. и Ларионова с Н.Гумилевым, которому она посвятила гуашь с изображением Христа на троне, позднее с М.Цветаевой, отметившей в статье о творчестве Г. (1929) огромное влияние Г. на современных русских и французских художников, О влиянии на Пикассо "наших красочников Гончаровой и Ларионова" писал и В.Маяковский. В иллюстрациях 20-х ("Город" А.Рубакина, "Словодвиг" В.Парнаха) Г. использовала мотивы русского периода: крутящиеся детали машин, узкие пространства улиц, заполненных народом. В эскизах ко второму варианту "Свадебки" Стравинского (1923) в последний раз соединены восточная и русская темы. Восточное, азиатское все чаще оказывалось для Г. чужим, экзотическим ("Березка", "Богатырь", 1938: "Клеопатра", 193942, спектакль для театра Н.Болаева', "Гюльнара", 1943; "Шота Руставели", 1946), а Россия приобретала отчасти этнографический, красочно-идиллический оттенок (иллюстрации к "Сказке о царе Салтане", 1922: "Деревенский праздник" для театра Ю.Сазоновой, 1924: "Сорочинская ярмарка", 1932). Эти работы уже не несут в себе энергии "скифской России". Это скорее прекрасный сон, Россия, увиденная издалека. Тенденция декоративности снова наметилась в оформлении оперных постановок: "Джанина ди Бандоне" Чимарозы, "Никогда не догадаться обо всем", 1932; она достигла вершины в "Золушке" П.Эрлангера и "Богатырях" (оба - 1938). Г. сотрудничала с балетными антрепризами последягилевского этапа "Ballet Russe de Monte Carlo", "Русский балет полковника де Базиля", "Балет Б.Князева", 1938-42; "Компания М.Фокина", 1950и др.). --- Поздние станковые вещи Г., включая многочисленные салонные натюрморты и полотна "космического" цикла 50-х, не попадали на выставки, но постепенно росла известность ее ранних произведений (их переслали Г. из Москвы с помощью Л.Жегина и Б.Терновца). В 1948 М.Сефор устроил выставку "лучистых" работ Ларионова и Г.; итогом ее явилась новая вспышка интереса к их искусству. Выставки Ларионова и Г. в 60-е и 70-е открыли зрителю и примитивный период Г., после чего начались широкие приобретения ее произведений коллекционерами и музеями. --- Соч.: Письма Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова к Ольге Ресневич-Синьорелли / Минувшее, вып. 5. М., 1991. --- Лит.: Эганбюри Эли [Зданович И.] Наталия Гончарова, Михаил Ларионов.М., 1913; Харджиев Н. Памяти Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова // Искусство книги, вып. 5. М., 1968: Loguine. Gontcharova et Larionov. Cinquante aux Saint Germain-des-Pres. Paris, 1971; Chamot М. Natalia Gontcharova. Paris, 1972; Цветаева М. Наталия Гончарова. Жизнь и творчество // Прометей, вып. 7. М., 1989: Овсянникова Е. Книжная графика Наталии Гончаровой // Иск-во, 1989, № 8; Поспелов Г. Бубновый валет. Московская живопись 1910-х годов и городской фольклор.М., 1990. --- Е. Илюхина Г. Поспелов ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..