МЕЧ и ТРОСТЬ
19 Мар, 2024 г. - 09:52HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

БАКСТ Лев Самойлович ] (наст. фам. и имя Розенберг Лей Хаим; Бакст - фам. бабушки по матер. линии, принятая в качестве псевд. в 1889) (27.4.1866, Гродно - 27.12.1924, Париж) - живописец, график, художник театра. Отец - Робинович Израиль Самуил Борух Хаимович, мать - Басия Пинхусовна (урожд. Розенберг). Вскоре после рождения Б. семья переехала в Петербург. Окончив 6-ю петербургскую гимназию, занимался в 1883-87 в качестве вольнослушателя в Академии художеств у И.Аскназия, К.Венига и П.Чистякова. В ранних исторических и бытовых полотнах проявилось влияние передвижничества и позднего академизма. В 1888-92 работал над иллюстрациями для детских книг и периодических изданий "Художник" и "Петербургская жизнь". --- В 1890 сблизился с кружком А.Бенуа. В 1891 путешествовал по Германии, Испании, Италии, Швейцарии. С 1893 по 1897 жил подолгу в столице Франции, работал над картиной "Встреча адмирала Авелана в Париже" (закончена в 1900); совершенствовал рисунок в студии Ж.-Л.Жерома, а живопись в академии Р.Жулиана и на занятиях с финским художником А.Эдельфельтом. В 1896 ездил в Мадрид, в 1897-в Алжир и Тунис. Выполненные маслом и акварелью пейзажи и портреты Б. (в числе последних портреты-типы: "Испанец", 1891, акварель; "Молодой дагомеец", 1895, акварель и др.) экспонировались на выставках: Академических (1890, 1896, 1897), рисунков русских художников "Blanc et noir" (1890), Общества русских акварелистов (1891-97), Международных в Дрездене (1892) и Берлине (1896) и др. --- К концу 1890-х Б. стал горячим энтузиастом объединения молодых художественных сил России. Ему принадлежала идея "Выставки русских и финляндских художников", устроенной С.Дягилевым в начале 1898 в Петербурге и затем показанной в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине. В дальнейшем Б. активно сотрудничал с Дягилевым и Бенуа в издании журнала "Мир искусства" (1898/991904), участвовал в выставках того же названия (1899-1903, 1906, 1913), в выставке "Современное искусство" (1903), ретроспективных выставках русского искусства в Париже и Берлине (1906), в Международной художественной выставке в Венеции (1907), выставках Союза русских художников (190310) и др. --- Особое место среди работ Б. 2-й половины 1890-х - 1900-х занимали портреты деятелей культуры Серебряного века: В.Нувеля, акварель, 1895; Д.Философова, пастель, 1897: А.Бенуа, акварель, пастель, 1898; И.Левитана; Ф.Малявина (оба литогр., 1899); В.Розанова, пастель, гуашь, 1901; З.Гиппаус, черный карандаш, мел, сангина, 1906: С.Дягилева, масло, 1906; А.Павловой, итальянский карандаш, 1908 и др. Развиваясь в русле мировых художественных процессов, творчество Б. обнаружило в начале ХХв. характерные признаки стиля модерн с его метафоричностью образов и декоративностью изобразительных приемов, особенно заметных в тяготеющей к орнаменту и силуэту журнальной, книжной и прикладной графике (рисунки для журналов "Мир искусства" 1902-4, "Золотое руно", 1906) и в таких станковых работах как "Ужин" (масло, 1902), "Ливень" (гуашь, тушь, 1906), "Ваза" (гуашь, акварель, 1906). В последней, запечатлев себя и свою жену бредущими по двум тропинкам, огибающим большую садовую вазу, Б. отразил перипетии личной жизни. В 1903 он женился на Любови Павловне Гриценко - дочери П.Третьякова, вдове художника Н.Гриценко; для совершения религиозного обряда перешел из иудаизма в лютеранство. В 1907 у Б. родился сын Андрей (1907-1972), в будущем художник театра и кино. Брак оказался непрочным, в 1910 супруги развелись, и Б. вернулся к религии предков; однако сохранил с женой и сыном дружеские отношения, поддерживал их материально. --- В 1900-е Б. неоднократно совершал поездки в Западную Европу, в память о чем остались пейзажи, свидетельствующие о возросшем живописном мастерстве, об умении запечатлеть природу в обобщенных выразительных формах: "Пристань в Ментоне" (масло, 1903), "Оливковая роща в горах" (масло, 1903-4), "Море" (масло, 1908). В 1907 Б. вместе с В.Серовым побывал в Греции, завершил панно "Древний ужас" ("Terror Antiquus", масло, 1908). В этот период Б. был увлечен идеей неоклассицизма, что проявилось в его публицистических выступлениях, педагогической деятельности в студии Е.Званцевой (1906-10) и лишь отчасти в собственном творчестве, до конца остававшемся неотрывным от модерна. --- Наиболее полно Б. реализовал себя в театре. В 1901 с группой коллег по "Миру искусства" работал над эскизами декораций и костюмов к неосуществленной постановке в Мариинском театре балета Л.Делиба "Сильвия". В последующие годы в оформлении Б. были поставлены пантомима "Сердце маркизы" (1902) в Эрмитажном театре, балет И.Байера "Фея кукол" (1903) в Эрмитажном и Мариинском театрах, трагедии Еврипида "Ипполит" (1902) и Софокла "Эдил в Колоне" (1904) в Александрийском театре, трагедия Софокла "Антагона" (1904, частный спектакль И. Рубинштейн). В 1907 началось сотрудничество Б. с балетмейстером-реформатором М. Фокиным (эскизы костюмов для танцевальных номеров: "Лебедь" в исполнении А.Павловой и др.), С 1909 работал в антрепризе С.Дягилева, с 1911 ее художественный директор. Отказ от канонов классического балета, слияние танца и пантомимы, изобразительность хореографии, стремление к стилистическому соответствию выразительных средств представляемой эпохе повышали роль художника, делая его соавтором балетмейстера.Б. стал одной из центральных фигур Русских сезонов, выполнив эскизы декораций и костюмов к балетам, слагающимся в несколько тематических циклов. Первый из них - ориентальный ("Клеопатра" на муз.А.Аренского, С.Танеева, М.Глинки и др., 1909; "Шехеразада" Н.Римского-Корсакова, 1910; "Жар-птица" И.Стравинского, 1910; "Синий бог" Р.Гана и "Тамара" М.Балакирева, 1912), окрашенный, по словам одного из критиков, "в цвета страсти и сказки". Второй европейский ("Карнавал" Р.Шумана, 1910; "Призрак розы" КМ.Вебера), обращенный к эпохе романтизма и стилю бидермайер. Третий - античный ("Нарцисс" Н.Черепнина, 1911; "Дафнис и Хлоя", М.Равеля, 1912; "Послеполуденный отдых фавна" К.Дебюсси, 1912), где проявилось увлечение художника греческой архаикой и Эгейской культурой. В работе для сцены раскрылась способность Б., разделяя мирискусническую влюбленность в искусство прошлого, смело переосмысливать его мотивы, подчинять их вкусам, настроениям, ритмам своей эпохи. Отразив тенденцию времени к синтезу искусств, спектакли, оформленные Б., становились движущейся живописью или зримой музыкой: танцующие фигуры, приводя в движение яркие пятна одежд, покрывал, шарфов, образовывали новые и новые гармонии. Созданные им эскизы костюмов оказывались проектами будущего сценического образа, помогавшими М.Фокину, В.Нижанскому и др. балетмейстерам и танцовщикам найти соответствующее хореографическое решение.Б. во многом определил то воздействие, которое Русские сезоны оказали на мировой балет и декорационное искусство. --- Конец 1900-х - начало 1910-х - самый плодотворный период в творчестве Б. Он работал также над эскизами костюмов и декораций для антрепризы И.Рубинштейн (мистерии Г.Д'Аннунцио "Мученичество Святого Себастьяна" и "Пизанелла", 1911 и 1913: драма О.Уайльда "Саломея", 1912; трагедия Э.Верхарна "Елена Спартанская", 1912), для труппы А.Павловой (балет на муз. "Восточная фантазия" М.Ипполитова-Иванова и М.Мусоргского, 1913; балет П.Чайковского "Спящая красавица", 1916), для парижских и лондонских театров. Влияние Б. перешагнуло границы рампы, сказалось в оформлении интерьера и в светской одежде. Крупнейшие парижские модельеры Пуаре, Пакен, Борт, Куртизье создавали модели, навеянные бакстовскими спектаклями, и сам художник приходил к сотрудничеству со знаменитыми фирмами, принося в костюм яркую театральность. --- Обосновавшись в 1910в Париже, Б. после этого лишь несколько раз побывал в России. Приезды осложнялись из-за распространявшегося на него закона о черте оседлости. Только после избрания в 1914 действительным членом Академии художеств Б. получил право на проживание в Петербурге, но началась 1-я мировая война, и ему больше не суждено было попасть на родину. Не осуществилась и постановка в Мариинском театре мимодрамы-балета Ж.Роже-Дюкаса "Орфей", над эскизами декораций и костюмов к которому Б. работал в 1914-15 в Швейцарии и в Париже. --- С дягилевской антрепризой Б. продолжал сотрудничать и тогда, когда Фокина и мирискусников сменили балетмейстеры и художники следующих поколений: эскизы декораций и костюмов к мимодраме-балету "Шутницы" Д.Скарлатти (1917), к балету П.Чайковского "Спящая красавица" (1921) и др. В последние годы жизни он выполнял также эскизы для парижских театров "GrandОрбга", "Theatre Jumnase", "F6mina", "de la Renaissanse". Б. был отзывчив на художественные искания более молодых мастеров: в его работах можно увидеть соприкосновения и с фовизмом, и с кубизмом. Однако с годами Б. становился все более одинок, его мучило сознание, что основные его достижения позади. Оформляя "Спящую красавицу", он словно грезил о первых дягилевских сезонах, о своих былых триумфах. Все тяжелее становился отрыв от родины. "Каждый день растет в его мастерской количество русских образов группы, фигуры. Они русские не только по костюмам, но и по жестам. Зачем они? Художник сам не знает", - писал один из критиков. Эти образы легли в основу постановок в 1922 в театре "Femina" по сценарию самого Б. мимодрамы "Подлость" и водевиля "Старая Москва". Диссонансы между традиционными национальными мотивами и жесткими геометризованными формами выражали и ностальгию мастера, и неприятие им многого в современной действительности. Таким образом, в поздних созданиях Б. проявились черты, становящиеся характерными для художественной культуры русской эмиграции. --- В 1910-е - начале 1920-х Б. не оставлял работы над портретами (в числе его моделей Ж. Кокто, 1911; Л.Мясш, 1914; В.Цукки, 1917: И.Рубинштейн, 1921; И.Бунин, 1921), выполнил ряд декоративных панно, среди которых семь на сюжет сказки Ш.Перро "Спящая красавица" для особняка Д.Ротшильда в Лондоне (1914-22). Занимался литературной работой, публиковал статьи, выступал с лекциями о современном искусстве и одежде. Много раз выезжал в различные города Западной Европы, в начале 1924 побывал в США - в Вашингтоне и Нью-Йорке. --- Летом 1924 во время репетиции труппой Рубинштейн в парижском "Grand-Opera" балета "Истар" на музыку В.д'Энди по сценарию Б. и в его оформлении с художником случился нервный припадок. В конце года он скончался в клинике Руаль-Мальмезена и был похоронен на кладбище Батиньоль. --- В зарубежный период своей жизни Б. участвовал во многих международных выставках. В 1910 на выставке в Брюсселе был награжден Большой золотой медалью, в 1911 был избран вице-президентом жюри Общества декоративных искусств во Франции; стал членом Осеннего салона в Париже и Брюссельской Королевской академии. Персональные выставки Б. при его жизни и после его смерти прошли в Париже (1957), в Лондоне (1912, 1913, 1917, 1976), в Брюсселе, в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, в Чикаго и в др. городах Европы и Америки. В 1992 выставка произведений Б. из петербургских собраний состоялась в Русском музее. --- Произведения Б. хранятся в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Театральном музее им.А.Бахрушина в Москве, в Русском музее, и Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге, в Музее декоративных искусств в Париже, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Музее Эшмолиана в Оксфорде, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в др. отечественных и зарубежных собраниях. Архив Б. - в отделе рукописей Третьяковской галереи. --- Соч.: Пути классицизма в искусстве // Аполлон, 1909, № 2-3; Серов и я в Греции: Дорожные записки. Берлин, 1924. --- Лит.: Бенуа А. "Салон" и школа Бакста // Речь, 1910, 1 апр.: Levinson Andre. Histoire de Leon Bakst. Paris, 1924; Spencer Charles. Leon Bakst. London, 1973; Пружан И.Н. Лев Самойлович Бакст.Л... 1975; Борисовская Н.А. Лев Бакст.М., 1979; Голынец С.В. Лев Самойлович Бакст. 1866-1924. Л., 1981; Leon Bakst: Set and Costume Designs. Book Illustrations. Painting and Graphic Works. Text and selection by J. Pruzhan. Leningrad, 1986; Лев Бакст. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. Авт.сост.С.В.Голынец.М., 1992. --- С. Голынец ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..