МЕЧ и ТРОСТЬ
19 Мар, 2024 г. - 03:56HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

БАКЛАНОВ Георгий Андреевич ] (наст. фам., имя Баккис Альфонс-Георг) (23.12.1880, Петербург -6.7.1938, Базель) - артист оперы и концертный певец (баритон). Латыш по отцу, русский по матери, рано осиротел, воспитывался в Киеве у родственников матери. Окончил Киево-Печерскую гимназию и поступил на юридический факультет Свято-Владимирского университета. Еще будучи гимназистом, под впечатлением от прослушанного в Киевской опере "Демона" А-Рубинштейна Б. увлекся оперой и неожиданно обнаружил у себя сильный голос. Вскоре он начал занятия у профессора Киевской консерватории Мартина Петца, воспитавшего многих видных певцов России и Польши. В 1901 Б. перевелся в Петербургский универститет (который так и не окончил). Здесь, в столице, он был прослушан педагогом и знаменитым в прошлом баритоном И.Прянишниковым, который настолько увлекся редкостным дарованием нового ученика, что взял его с собой в путешествие по Италии. В Милане Прянишников представил Б. профессору Витторио Вандзо. У него консультировались, проходили новые партии, совершенствовали вокальную технику известные русские артисты (в том- числе Л.Лашовская и Д.Смирнов). У Вандзо Б, занимался вплоть до возвращения на родину в конце 1903, Его первое выступление на сцене состоялось в январе 1904 в Киеве в партии Амонасро в опере Дж.Верди "Алда". Эту роль Б. готовил под руководством В.Лосского, известного оперного режиссера и певца. Несмотря на тщательную подготовку, дебют не обошелся без курьеза. В своих мемуарах Лосский рассказывает, что перед выходом на сцену Б. забыл завершить гримировку и "черный эфиопский царь появился с белой шеей и белыми руками!.. В публике раздался смех. Но как только дебютант открыл рот и дал первую ноту, публика замерла: это был из ряда вон выходящий голос. Звук лился, звенел, чаровал тембром, потрясал мощью. Успех был решительный". Окрыленный, Б. отправился в Петербург на пробу в Мариинский театр (февр. 1904). Несмотря на высокую оценку его таланта авторитетными артистами, включая Л.Собинова, Б. не получил приглашения в первый театр России и был вынужден подписать контракт с частной антрепризой на выступления в Житомире и Каменец-Подольске. В Ригу, куда отправилась труппа после Украины, его не взяли, т. к, посчитали слишком молодым, чтобы "петь в таком большом и музыкальном городе". Б, возвратился к Прянишникову в Петербург, продолжил у него занятия, а затем переехал Москву и с блеском выступил в театре С.Зимина в своей "коронной" партии - в рубинштейновском "Демоне" (15.4.1905). На спектакле присутствовал директор императорских театров В.Теляковский, год назад отказавший ему в поступлении в Мариинский театр. На этот раз Теляковский пожелал во что бы то ни стало заполучить молодого артиста. Б, не поверил его посулам и заключил контракт на следующий сезон с Зиминым, но Теляковский добился своего - заплатил Зимину неустойку, и уже 20 апреля новый баритон появился впервые на сцене Большого театра. --- В своем первом сезоне в Большом театре Б. исполнял партии Валентина в "Фаусте" Ш.Гуно, Амонасро в "Аиде" Дж.Верди, Эскамильо в "Кармен" Ж.Бизе. Но особенно прославился артист в роли Демона. Трактованный им в соответствии с врубелевским образом, "без пошлых крыльев, с огнеными глазами... его Демон был духом отрицания и зла". Вскоре судьба свела Б. с С.Рахманиновым.Ф.Шаляпин отказался от участия в премьерах его опер "Франческа да Римини" и "Скупой рыцарь", и молодому артисту поручили первое исполнение главных партий - Ланчотто и Барона. Впервые Б. довелось осваивать роли, не имеющие никаких исполнительских традиций. Опираясь на авторские пожелания и помощь известного артиста Малого театра А.Ленского, Б. создал впечатляющие образы, оказавшись на высоте требований, предъявляемых музыкой Рахманинова. Его выступление на премьере 11.1.1906 полностью удовлетворило автора. Партнерша Б. в тот вечер, ведущая солистка Большого театра Н.Салина, так пишет о нем в своей книге "Жизнь и судьба": "Юный, высокий, стройный красавец с баритоном необычайной красоты и силы. Он только начинал свою карьеру, но уже чувствовалось, что далеко пойдет. Действительно, пробыв недолго в Москве, он уехал за границу, и скоро зарубежная пресса стала приносить нам известия о его колоссальном успехе". За рубеж Б. отправился в 1909, а до того успел выступить в Большом театре в 14 операх. Он исполнил Руслана Глинки и Князя Игоря А.Бородина, партии Виндекса в "Нероне" А.Рубинштейна и Поярка в "Сказании о невидимом граде Китеже" Н.Римского-Корсакова, спел вердиевских Риголетто и Тельрамунда ("Лоэнгрин"), Зургу в "Искателях жемчуга" Ж.Бизе репертуар разнообразный и неординарный (от лирической партии Онегина до басовой Руслана). --- В 1909 Б. начал серию блистательных выступлений на сценах США. Он участвовал в открытии и в первом сезоне оперы в Бостоне (совм. с Л.Липковской и Е.Бронской), пел в Чикаго, в Нью-Йорке. В 1910 выступил в Венской придворной опере: Яго в "Отелло" Дж.Верди, моцартовский Дон Жуан, басовая партия Нилаканты в "Лакме" Л.Делиба. В 1911 русский баритон имел сенсационный успех в Германии, выступив в Гамбурге, Кельне, Лейпциге, Дрездене, Берлине, где пел Риголетто и Скарпиа в "Тоске" Дж.Пуччини. В том же году он пересек Атлантику и появился на сцене крупнейшего театра Южной Америки "Colon" в Буэнос-Айресе, а в "La Scala" пел Демона по приглашению великого дирижера А.Тосканини. В 1912 пел в Праге, в 1913-в парижской "Grand-Opera", весной 1914 -в Монте-Карло, в театре "Casino", собиравшем в то время (как "Metropolitan Opera" в Нью-Йорке) лучшие исполнительские силы мировой оперы. Здесь Б. вместе с Э.Карузо и Липковской выступил в "Риголетто", с М.Кузнецовой-Бенуа в "Тоске", с Дж.Мартинелли в "Девушке с Запада" Дж.Пуччини, с Липковской в премьере оперы А.Понкьели "Валенсианские мавры". Это лишь некоторые из зарубежных гастролей великого артиста. --- Будучи солистом Бостонской оперы (191114), Б. в каждом сезоне возвращался и выступал на родине. В Большом театре ему довелось участвовать в знаменитой постановке вагнеровского "Лоэнгрина" в 1911 с участием Л.Собинова, А.Неждановой, И.Петрова, Л.Балановской, под управлением прославленного немецкого дирижера А.Никиша. В Петербурге артист пел на сценах Мариинского театра и Народного дома (1913). В 1915 серию спектаклей с участием Б. дала Киевская опера. С этого года Б. подписал контракт с оперным театром в Чикаго, вторым по значению театром США, собиравшем труппу, способную соперничать с "Metropolitan Opera" - Р.Страччари, АТалли-Курчи, Т.Скипа.Б. покинул родину, как он полагал, на время, но оказалось - навсегда. --- В Чикагской опере Б. являлся первым баритоном (до 1930). После окончания 1-й мировой войны Б. снова появился в Европе, гастролировал в Варшаве, Париже, Белграде, Берлине. В столице Германии он был первым исполнителем партии Грозного в европейской премьере "Царской невесты" Римского-Корсакова, пел Мизгиря в "Снегурочке" (1923). По завершении работы в Чикагской опере она 1930 перебрался в Германию, приобрел дом в предместье Берлина.Б. занял значительное положение в артистическом мире германской столицы. Он сыграл решающую роль в выборе творческого пути юной М.Чеботаревой, определив ее будущее оперной певицы - вскоре она стала знаменитой Марией Чеботари, примадонной опер Вены, Берлина и Дрездена. После прихода к власти нацистов Б. переехал в Швейцарию и уединился в имении близ Базеля, где он и окончил свои дни. --- Несмотря на недолгую жизнь, Б. успел пережить свой голос и свою славу. Об этом свидетельствуют его последние записи, произведенные в Берлине в начале 1930-х. Артист тогда только что перешагнул 50-летний рубеж, возраст для баритона некритический, а уже слышны (сравнительно с ранними записями) значительные потери в голосе. Очевидно, сказалась безостановочная, в буквальном смысле слова, "на износ", работа на протяжении 25 лет. Но и эти поздние записи Б. производят большое впечатление. Ощущается высокий класс настоящего мастера, не знающего вокально-технических проблем, не щадящего ни свой голос, ни свои силы.Б. записывался довольно много, но не всегда удачно. Первые записи 1907 в Москве он был вынужден сделать с аккомпаниментом фортепиано, а не оркестра, поэтому в ариях имеются значительные купюры. Пластинки 1907, выпущенные компанией "Gramophone", быстро "уценились" и перешли в разряд более дешевых с маркой "Zonophone". В 1911 в США Б. записывал пластинки для компании "Columbia" и продолжил с нею сотрудничество в 1918. Компания "Gramophone", лидер граммофонной индустрии в Европе, произвела (в Милане или в Вене) сеанс записей великого русского баритона в 1913, В числе этих фонограмм имеются и лучшие в его звуковом наследии.Б. ошибочно приписывают несколько пластинок, выпущенных киевской компанией "Экстрафон" под маркой "Артистотипия" в 1914-15. В 1919 голос артиста записывала в США компания "Victor". Матрицы были переданы компании "Gramophone" для выпуска пластинок в Европе. Эти диски (с маркой "His Masters Voice") входили в серию пластинок ведущих артистов мира, представленных компанией. В 1923 (или 1924) несколько пластинок Б. записал в Берлине для "Vox", радио и граммофонного предприятия. Все это были т.н. акустические записи (осуществлены при помощи рупора). К микрофону Б. встал, когда его голос уже утрачивал свои исключительные качества. Репертуар пластинок артиста состоит почти полностью из оперных арий, некоторые исполнены на итальянском и французском языках. Два дуэта (в 1911 и 1913) записаны в ансамбле с Липковской. Лучшие записи Б. полностью подтверждают его высочайшую художественную репутацию. Он ни в чем не уступает своим современникам-итальянцам в "их" репертуаре. Но некоторые записи неудачны - Мефистофель и Борис Годунов. Слишком сильны впечатления от созданных Шаляпиным шедевров, в сравнении с которыми Б. явно проигрывает. Зато к числу бесспорных удач относятся замечательные исполнения фрагментов из "Демона", относящиеся к разным годам. Даже поздняя запись "Клятвы" свидетельствует, что восторги тех, кто слышал и видел Б. в этой роли, не преувеличены. Великолепен Б. в ролях "злодеев", его Яго, Барнаба в "Джоконде" А.Понкьели исполнены на уровне мировых образцов. --- Искусство великого русского артиста никогда не забывалось ни на Западе, ни на родине. В Австрии в 1970-х "Preiser" выпустил пластинку Б. в серии выдающихся певцов 1920-30-х. Фирма "Мелодия" выпускала монографические пластинки певца в 1977 и 1987. --- Лит.: Левик С.Ю, Записки оперного певца.М., 1962; Kutsch J. & Riemens L. Unvergangliche Stimmen. Sangerlexicon. Bern, Munchen, 1975; Пружанский A.M. Отечественные певцы 1750-1917. М., 1991; Перепелкин Ю.Б. Аннотация к пластинке фирмы "Мелодия" "Георгий Бакланов, баритон" в серии "Музыкальное наследие. Исполнительское искусство" М10, 48 015006. ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..